13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 519.876.5
UDC 519.876.5
ПУЗАНКОВА Е.Н.
доктор педагогических наук, профессор, профессор, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орловский госудаоственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] БАЙРАМОВ Э.В.
преподаватель кафедры информационных технологий и прикладной математики МГГЭУ E-mail: [email protected]
PUZANKOVA E.N.
Doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of theory and methodology of teaching russian language and literature, Orel State University E-mail: [email protected] BAYRAMOV E.V.
Teacher of the department of information technology and
applied mathematics of MGGEU E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATION COMPETENCE WITH
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Статья посвящена описанию структурных компонентов модели формирования коммуникационной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования. В ней рассматриваются ее методологическая основа, целевой, содержательный, технологический и критериально-оценочный компоненты, планируемый результат.
Ключевые слова: структурно-содержательная модель, коммуникационная компетентность, информационные технологии, бакалавры, педагогическое образование.
The article is devoted to the description of structural components of the model of formation of communication competence with the use of information technologies in teaching bachelors ofpedagogical education. It considers its methodological basis, target, content, technological and criteria-evaluation components, the planned result.
Keywords: structural and content model, communication competence, information technologies, bachelors, pedagogical education.
Формирование коммуникационной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования можно достичь при реализации комплекса мер: 1) внедрение инновационных информационных технологий при чтении всех дисциплин (модулей) учебного плана, 2) чтение специальных дисциплин (модулей), таких, как: «Основы математической обработки информации и информационные технологии», «Адаптационный курс информатики», «Новые информационные технологии в обучении», 3) разработка и внедрение новых курсов, отвечающих современным требованиям к высшему образованию, например: «Информационная безопасность», «Информационная образовательная среда» и т. д.
На современном этапе информационная подготовка студентов-бакалавров педагогического образования (квалификация (степень) бакалавр) направлена на изучение базовых основ информационно-коммуникационных технологий, в том числе основы компьютерной техники, аппаратного и программного обеспечения, развитие навыков работы с прикладным офисным обеспечением, основами компьютерной безопасности, приемами работы с интернет технологиями. Например, в разде-
ле «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» в ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что выпускник должен обладать следующей профессиональной компетенцией: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4). Следовательно, необходимо формировать новые знания в сфере использования электронной образовательной среды, облачных технологий, технологий e-learmng, методов и средств разработки электронно-образовательных ресурсов.
Задачи, связанные с работой в информационной образовательной среде и разработкой информационных образовательных ресурсов в явном виде не находят отражения в образовательном стандарте, что позволяет прийти к выводу, что настоящий стандарт оставляет право образовательной организации самостоятельно формировать компетенции в данной сфере деятельности педагога. Повышение уровня профессиональной
© Пузанкова Е.Н., Байрамов Э.В. © Puzankova E.N., Bayramov E.V.
компетентности педагогов при работе с современными электронными образовательными технологиями возможно при введении в соответствующий стандарт профессионального образования педагога специальной компетентности, направленной на формирование информационно-коммуникационной культуры в сфере облачных, е-1еагт^ технологий.
Процесс формирования компетенций должен строиться на основе взаимосвязи и преемственности цикла фундаментальных и методических дисциплин базовой части подготовки. Подробно структурно-содержательная модель формирования коммуникационной компетентности студентов бакалавриата отражена на рис.1.
Структурно-содержательная модель формирования коммуникационной компетентности педагога должна включать в себя следующие части:
- методологическую основу;
- целевой компонент;
- содержательный компонент;
- технологический компонент;
- критериально-оценочный компонент;
- планируемый результат.
Компетентностный подход представляет собой реализацию общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Личностно-ориентированный подход (личностно-деятельностный) подход (Ьеагпег-сеШ^арргоасЬ) основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Разработке данного подхода посвящены работы В .В. Серикова [8; 9], Е.В. Бондаревской [4, с. 41-66; 69], Н.А. Алексеева [1], И.С. Якиманской [7] и др.
В нашем исследовании нам ближе всего субъектно-личностный подход И. С. Якиманской, основывающийся на принципе раскрытия индивидуальности каждого обучающегося через самостоятельную и значимую для него деятельность.
Системный подход нашел отражение в трудах Р.Л. Акоффа, А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, УР. Эшби. Применение системного подхода в образовании посвящены работы Т. А. Ильиной, В.П. Симонова, В. А. Сластенина. В. А. Сластенин отмечает, что системный подход в образовании ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, позволяет выявить вклад отдельных компонентов в развитие личности как системного целого [10; 11].
Методологическую основу модели составляет также технологический подход, предполагающий разработку и внедрение технологии обучения. Технологический подход к обучению представлен в работах В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской,
М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других). По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология -это содержательная техника реализации учебного процесса [2; 3].
Целевой компонент модели предполагает формирование коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования при получении высшего и высшего инклюзивного образования, которое достигается изучением специальной дисциплины «Информационная образовательная среда». Данный курс разработан для ФГОС ВО укрупненной группы направлений подготовки 44.03.00 Образование и педагогические науки (уровень бакалавриата).
Здесь мы приводим пример курса, составленного по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Задачи изучения курса «Информационная образовательная среда»:
• научить студентов системному подходу к решению комплекса вопросов, связанных с использование информационно-образовательной среды (ИОС);
• дать студентам представление о современных технических и программных средствах реализации ИОС;
• получить информацию об общей классификации информационных образовательных платформ, лежащих в основе ИОС;
• формирование умений выбора средств и методов разработки электронных образовательных ресурсов;
• получение практического опыта деятельности в информационной образовательной среде.
Таблица 1.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ИОС
Код компетенции Наименование результата обучения
ОК-3 «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве» [12]
ОК-6 «способность к самоорганизации и самообразованию» [12]
ОПК -2 «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся» [12]
ПК-4 «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета» [12]
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
- основные понятия ИОС;
- методы сбора, передачи, обработки и вывода информации в ИОС;
- принципы применения современных информационных технологий в ИОС;
уметь:
- использовать информационные технологии при обработке данных в ИОС;
- владеть способами работы в ИОС;
- разрабатывать информационные образовательные ресурсы (ЭОР) с использованием современных информационных технологий;
владеть:
- основными методами, способами и средствами работы в ИОС;
- иметь навыки работы с компьютером как средством разработки ЭОР
Студенты знакомятся с современными основами разработки информационной образовательной среды, изучают аппаратную, программную и информационные составляющие ИОС.
Курс включает в себя лекции в компьютерной учебной аудитории с видеопроектором и с учебно-методическим материалом в электронном виде по сле-
дующим четырем основным темам, таким как:
1. Информационная образовательная среда -основа современного эффективного образовательного процесса. Основные характеристики и требования, предъявляемые к ИОС.
2. Основные составляющие ИОС: аппаратная, программная и информационная составляющие.
3. Современные программные платформы ИОС. Классификация. Виды. Характеристики.
4. Электронные образовательные ресурсы. Нормативно-правовое обеспечение. Виды лицензий. Классификация. Характеристики. Требования.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Информационная образовательная среда» относится к базовой части блока Б.1 основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», (бакалавриат).
Дисциплина закладывает фундаментальные знания в области информационных технологии в педагогике и психологии, обеспечивает целостность изучения предметной области и формирование базового уровня знаний для последующего изучения дисциплин, связанных с данной дисциплиной.
Таблица 2.
Содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Семестр -2, вид отчетности - зачет
№ раздела Наименование раздела, тема Содержание раздела Форма текущего контроля
1 2 3 4
1 Раздел 1. Информационная образовательная среда - основа современного эффективного образовательного процесса. Основные характеристики и требования, предъявляемые к ИОС Цель и назначение курса, основные задачи, их актуальность. ИОС. Классификация информационных технологий, лежащих в основе ИОС (в зависимости от способов работы, эксплуатации, организации и топологии информационно-пространственного правового поля). Основные требования к ИОС. Опрос
2 Раздел 2. Основные составляющие ИОС: аппаратная, программная и информационная составляющие. Аппаратная часть ИОС. Программные средства реализации ИОС. Интернет технологии. Облачные технологии. Мультимедиа технологии для разработки электронных образовательных ресурсов. Опрос. Тестирование
3 Раздел 3. Современные программные платформы ИОС. Классификация. Виды. Характеристики. Современные платформы электронного образования. Классификация Авторские программные продукты (AuthoringPackages); Системы управления контентом (ContentManagementSystems -CMS) - системы, представляющие средства визуализации для разработки учебного контента; системы управления обучением (LearningManagementSystems - LMS) - системы, предоставляющие платформы для создания электронного обучения, реализации взаимодействия между участниками образовательного процесса, ведения и др. (Moodle, WebTutor, Прометей и др.); системы управления учебным контентом (LearningContentManag ementSystems - LCMS) - системы представляющие средства для управления образовательным процессом. (Moodle , OpenCMS, 1С: Электронное обучение, и др.). Опрос
4 Раздел 4. Электронные образовательные ресурсы. Нормативно-правовое обеспечение. Классификация. Характеристики. Требования. Электронные образовательные ресурсы. Классификация. Характеристики Требования. 1С:Электронное обучение. Образовательная организация» на примере его учебной версии, релиз 3.0.7. Разработка мультимедийных электронных образовательных ресурсов на основе разноформатных мультимедийных файлов. Тестирование
d
Методологическая основа
zz
Системный, компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, технологический подходы
с
Целевой компонент
Формирование коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования при получении высшего
и высшего инклюзивного образования
с:
Содержательный компонент
Содержание дисциплины (модуля) «Информационная образовательная среда»
Формирование коммуникационных общекулыурных (универсальных), общепрофессиональных, профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования, согласно ФГОС ВО
А.
Знать
> основные понятия ИОС;
> методы сбора, передачи, обработки и вывода информации в ИОС;
> принципы применения современных информационных технологий в ИОС
Уметь
> использовать информационные технологии при обработке данных в ИОС; разрабатывать информационные
образовательные ресурсы (ЭОР) с использованием современных
информационных технологий
Владеть
> основными методами, способами и средствами работы в ИОС; способами работы в ИОС;
> навыками работы с компьютером как средством разработки ЭОР
с:
Технологический компонент
Образовательные технологии
Информационные технологии обучения
Педагогические условия
- система информационной образовательной среды вуза;
- индивидуальные интеллектуальные и психологические особенности обучающихся; -готовность и способность преподавателей к работе по формированию коммуникационной
компетентности бакалавров педагогического образования
3Z
с
Критериально-оценочный компонент
Критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный, коммуникационный
Уровни: базовый, пороговый, продвинутый, успешный
Методы: тестирование, анкетирование, портфолио, балльно-рейтинговая система
Планируемый результат
Сформированность коммуникационной компетентности
Рис.1 Структурно-содержательная модель формирования коммуникационной компетентности студентов бакалавриата.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
В результате освоения дисциплины бакалавры педагогического образования приобретают теоретические знания об основных существующих нормативно-правовых актах в сфере ИОС, основах разработки электронных образовательных ресурсов, методах и принципах работы ИОС, методах и принципах разработки электронных образовательных ресурсов.
Практические навыки обучаемых после освоения курса включают в себя владение методами и средствами работы в ИОС, навыками работы с ИОС, навыками разработки электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, процесс формирования компетенций педагогов в сфере ИОС должен носить комплексный характер и учитывать современные требования к образовательному процессу, а также современные тенденции в развитии информационно-коммуникационных технологий.
Технологический компонент структурно-содержательной модели формирования коммуникационных компетенций студентов бакалавриата включает в себя образовательные технологии и педагогические условия.
Образовательные технологии включают в себя информационные технологии обучения, применение инструментов коммуникаций электронного учебника, интернет-ресурсов для осуществления обратной связи в учебной деятельности; работу в группах, в процессе учебных занятий и контактных часов с преподавателем и т. д .
Педагогические условия включают в себя: систему информационной образовательной среды ВУЗа; индивидуальные интеллектуальные и психологические особенности обучающихся, готовность и способность преподавателей к работе по формированию коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования.
В ходе нашего исследования была разработана мо-дельсистемы информационной образовательной среды университета, позволяющая обеспечить эффективное использование информации и электронных ресурсов университета, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс и процесс управления университетом, внедрение подсистемы менеджмента качества образования, внедрение подсистемы поддержки принятия решений на основе экспертных оценок при обучении студентов.
Основой системы управления образования послужит база знаний, построенная на основе баз данных о
физических и психологических особенностях студентов [6, с. 60-65]. Данная система позволит отслеживать динамику текущего физического и психологического состояния студента при помощи подсистемы мониторинга отслеживания динамики психологического и эмоционального состояния обучающихся, в основе которой лежит система тестирования.
Модель интеллектуальной информационной системы поддержки деятельности пользователей профессиональных образовательных организаций в сфере образования включает представление функциональной структуры в виде базы данных, базы знаний, методов, средств и интерфейса пользователя.
Индивидуальная образовательная траектория предполагает учет при обучении индивидуальных интеллектуальных, психологических особенностей обучающихся, разработку наиболее оптимальных методов и средств обучения, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.
Данная модель вполне применима в процессе высшего инклюзивного образования при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Представленная система предлагает пользователю -студенту с инвалидностью на выбор реабилитационные, технические, информационные, образовательные, психологические меры, направленные на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности.
Применение предложенной модели позволит создать интеллектуальную информационную систему образовательного процесса для лиц с нозологическими особенностями.
В данную схему вписывается и еще один структурный компонент структурно-содержательной модели формирования коммуникационных компетенций студентов бакалавриата - критериально-оценочный компонент, включающий методы (тестирование, анкетирование, портфолио, балльно-рейтинговую систему), уровни (пороговый, базовый, хороший, продвинутый) и критерии (когнитивный, мотивационный, деятельност-ный, коммуникационный) формирования коммуникационных компетенций.
Планируемый результат в структурно-содержательной модели формирования коммуникационной компетентности студентов бакалавриата определяется как сформированность коммуникационной компетентности.
Библиографический список
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. 216 с.
2. Беспалько В.П. Общая теория педагогических систем [Текст]/ В. П. Беспалько. Воронеж, 1975.
3. БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
4. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. № 5. С. 41-66.
5. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Основы культуры адаптивного тестирования. Москва, 2003. 580 с.
6. Никольский А.Е., ПетрунинаЕ.В. Особенности применения проблемно-ориентированных средств в аналитических системах инклюзивных процессов// Суперкомпьютерные технологии (СКТ2018): Материалы 5-й Всероссийской научно-технической конференции. - В 2 т. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд. ЮФУ, 2018. С.60-65.
7. Построение модели личностно-ориентированного обучения/ Под научной ред. Якиманской И.С. М.: КСП+, 2001. 128 с.
8. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
10. СластенинВ.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
11. Сластенин В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015, № 1426) [Электронный ресурс]. - http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/
References
1. Alekseev N.A. Personality-oriented training: questions of theory and practice: Monograph. Tyumen: Publishing house of Tyumen State University, 1996. 216 p.
2. Bespalko VP. General theory of pedagogical systems. Voronezh, 1975.
3. Bespal'ko V.P. Components of pedagogical technologies. M.: Pedagogy, 1989. 192 p.
4. Bondarevskaya E.V. Concepts of personality-oriented education and holistic pedagogical theory. / / School of spirituality. 1999. No. 5. Pp. 41-66.
5. Vasiliev V.I., Tyagunova T.N. Fundamentals of adaptive testing culture / V. I. Vasiliev, T. N. Tyagunova. Moscow, 2003. 580 p.
6. NikolskyA.E., KovalevE.V. features of application of problem-oriented tools in the analytical systems inclusive processes/ A. E. Nikol'skii, E. V. Kovalev// Supercomputer technologies (СКТ2018): materials of the 5th all-Russian scientific-technical conference. - In 2 t.-Rostov-on-don; Taganrog: Ed. Yufu, 2018. Pp. 60-65.
7. Building a model of student-centered learning [Text] / scientific ed. Yakimanskaya I. S.-M.: KSP+, 2001. 128 p.
8. Serikov V.V. Personality-oriented approach in education: concepts and technologies: Monograph. Volgograd: Change, 1994. 152 p.
9. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of PED design. system. M.: publishing Corporation «Logos», 1999. 272.
10. Slastenin V. A. et al. Pedagogy: Studies. manual for students. ouch. PED. studies). / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. shianov; ed. M.: publishing center «Academy», 2002. 576.
11. Slastenin V.A., PodymovaL.S. Pedagogy: innovative activity / V. A. Slastenin, L. S. Podymova. M.: Master, 1997
12. Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education (undergraduate level) (order of the Ministry of education and science from 04.12.2015, No. 1426) [Electronic resource]. - http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 192459/