Научная статья на тему 'Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов'

Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2397
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МОТИВАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ICT-COMPETENCE / SOFTWARE / E-LEARNING RESOURCES / MOTIVATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Н.В.

ИКТ-компетентность является интегральной характеристикой и позволяет оценить результаты информационно-технологической подготовки бакалавров педагогических вузов. В статье предложены критерии оценки заданий, целью которых является имитация будущей деятельности студентов с применением различных программных средств, разработаны тесты для выявления уровней мотивации и способности к самообразованию в данной сфере. Комплексная оценка указанных компонентов позволит выявить уровень ИКТ-компетентности будущих учителей и внести необходимые изменения в содержание подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бужинская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IKT-KOMPETENTNOSTI LEVEL ASSESSMENT TECHNIQUE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

ICT competence is an integral characteristic, and evaluates the results of bachelors of pedagogical universities. This article describes the tasks, the purpose of which is to simulate the future activity of students using various software tools and evaluation criteria, developed a test to detect the levels of motivation and the ability to educate themselves in this area. Complex evaluation of these components will identify the level of ICT competence of future teachers and allow to make the necessary changes to the content of training.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов»

(7,10; 7,20; 6,67; 6,81) > %2кр = 5,99 (на уровне значимости 0,05). Это подтверждает наличие статистически достоверных различий в изменении уровней сформированности социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов экспериментальной группы.

Положительная динамика всех критериальных показателей, выявленная в ходе педагогического эксперимента, позволяет сделать вывод о том, что реализация поэтапной, социально направленной педагогической практики способствует повышению эффективности подготовки бакалавров-логопедов в осуществление социально-педагогической деятельности, направленной на успешную адаптацию и позитивную социализацию детей с речевыми нарушениями в современное общество.

The article considers the problem of formation of socio-pedagogical competence of the future teachers-speech therapists in the process of teaching practice. The essence of the social and pedagogical competence of future teachers, speech therapists, developed a model of socio-pedagogical competence of the future teachers-speech therapists in the process of teaching practice, and presents the results of research on the effectiveness of this process.

Keywords: socio-educational activities; social and pedagogical competence, pedagogical practice.

Список литературы

1. Бойко Т.Н. Модельный подход к формированию социально-педагогической компетентности будущих учителей-логопедов /Т.Н. Бойко//Вестник Брянского государственного университета. №1 (2012): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. - Брянск: РИО БГУ, 2012. - С.31-35.

2. Бойко Т.Н. Социально-педагогический подход в деятельности будущего педагога /Т.Н. Бойко// Europäische Fachhochschule №2 - 2015 Herausgeber: ORT Publishing Schwieberdinger Str. 5970435 Stuttgart, Germany. 2015. -С. 18-20.

3. Колычева З.И. Социальное развитие субъектов образовательного процесса /З.И. Колычева// монография Тобольск: ГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. - 224с.

4. Ядвиршис Л.А. Подготовка учителя к социально-педагогической деятельности в микросоциуме: Монография /Под общ. ред. В.А. Сластенина. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. - 228 с.

Об авторе

Бойко Т.Н. - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, boykotanya32@mail. ru

УДК 378

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Н.В. Бужинская

ИКТ-компетентность является интегральной характеристикой и позволяет оценить результаты информационно-технологической подготовки бакалавров педагогических вузов. В статье предложены критерии оценки заданий, целью которых является имитация будущей деятельности студентов с применением различных программных средств, разработаны тесты для выявления уровней мотивации и способности к самообразованию в данной сфере. Комплексная оценка указанных компонентов позволит выявить уровень ИКТ-компетентности будущих учителей и внести необходимые изменения в содержание подготовки. Ключевые слова: информационно-технологическая подготовка, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-ком-петентность, программные средства, электронные образовательные ресурсы, мотивация, самообразование.

В условиях информатизации системы образования подготовка компетентного специалиста невозможна без развития у него умений квалифицированно выбирать и применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в педагогической деятельности.

Для характеристики результатов освоения возможностей информационных и коммуникационных технологий целесообразно использовать понятие ИКТ-компетентность. На основе исследований С.Р. Удалова, М.П. Лапчика, О.Н. Ионовой, можно сделать вывод, что ИКТ-компетентность представляет собой интегральную характеристику, отражающую наличие умений решать различные проблемы и задачи, возникающие при использовании информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, с помощью знаний, умений осуществлять рефлексию и самообразование, на основе опыта деятельности [8, 7, 5].

С учетом требований квалификационных характеристик Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) можно выделить три уровня ИКТ-компетентности [10]:

- пользовательский (студент овладел всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВО и умеет применять готовые программные средства для реализации целей учебно-воспитательного процесса);

- технологический (студент овладел всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВО, умеет применять готовые программные средства и разрабатывать отдельные типы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) соответственно решаемым задачам);

—профессиональный (студент не только овладел всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВО, но и умеет применять и разрабатывать электронные учебно-методические комплексы, определять целесообразность их разработки и применения на различных этапах урока, осуществляет рефлексию собственной деятельности и самосовершенствование).

Оценка уровня ИКТ-компетентности является важнейшей проблемой и требует дополнительного исследования, однако нам близок подход С.А. Зайцевой, которая считает, что в систему индикаторов необходимо добавить творческую, мотивационную и когнитивную составляющие [4].

Поэтому для оценки выделенных уровней ИКТ-компетентности предлагается использовать комплекс следующих показателей:

—уровень сформированности теоретических знаний в области информационно-коммуникационных технологий;

— уровень сформированности умений применять инструментальные программные средства для решения учебных задач, оценивать программное обеспечение и перспективы его использования;

— уровень сформированности умений разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы для решения различных задач;

— уровень сформированности умений применять различные типы ИКТ для решения задач учебно-воспитательного процесса и умений осуществлять рефлексию данной деятельности;

—уровень развития мотивации студентов к применению ИКТ для решения задач профессиональной деятельности;

—уровень развития способности студента к самосовершенствованию в области ИКТ.

Рассмотрим каждый из выделенных показателей более подробно.

Первым критерием служит характер изменения с течением времени коэффициента усвоения студентами основных понятий предметной области «Информационно-коммуникационные технологии». К этим понятиям могут быть отнесены: информатизация образования, информационные и коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, компьютерное обеспечение образовательного процесса. Из теоретических основ необходимо дополнительно проверить знания студентов в области классификации ИКТ и требований к ним. Проверочные работы можно проводить на каждом курсе обучения.

Проверка усвоения данных понятий может осуществляться через систему проверочных работ теоретического характера. Характер изменения коэффициента усвоения знаний рассчитывался нами с помощью методов, разработанными А.В. Усовой, по формуле [9].

k, = N,

г N

где N, — количество студентов, которые правильно ответили на , вопрос и N - общее количество студентов. Оптимальным считается вариант, при котором значение коэффициента усвоения знаний k>0.5 [2].

Для оценки второго показателя в процесс обучения необходимо добавить задания, направленные на формирование мотивации студентов к осуществлению педагогической деятельности с использованием ИКТ. Следует отметить, что умения студентов в области профессиональной деятельности успешно формируются, если в учебном процессе моделируется профессиональная деятельность с учетом ее особенностей.

Ниже приведены примеры подобных ситуаций.

Ситуация №1. На заседании методического объединения Вам необходимо представить проект одного из этапов урока - объяснение нового материала по определенной теме. Для этого Вы можете:

—разработать дидактические материалы и представить их учителям в печатном варианте;

—разработать электронную лекцию или презентативные материалы и продемонстрировать их на экране проектора.

Задача: выбрав свой путь решения данной ситуации, разработайте электронный проект объяснения нового материала.

Алгоритм решения:

1. Сформулировать цель данной темы и выделить задачи.

2. Определить содержание.

3. Выделить главное в данной теме.

4. Разработать схемы и таблицы для более наглядного представления материала.

5. Подобрать необходимые иллюстрации.

6. Составить словарь терминов.

7. Сделать выводы по данной теме.

8. Определить связь данной темы с другими темами.

9. Найти в Интернете электронные образовательные ресурсы, которые разработаны с помощью Microsoft PowerPoint.

Ситуация №2. Через неделю состоится международный конкурс по Web-дизайну, и требуется создать сайт на английском языке. Ваши ученики решили принять в нем участие. Вы можете:

- помочь ученикам создать сайт на русском языке, а затем учителя иностранного языка окажут помощь в переводе содержания сайта на английский язык;

- помочь в разработке сайта на английском языке.

Задание: выбрав один из возможных путей решения, оформите сайт по любой выбранной Вами теме. Какие инструментальные программные средства для разработки сайтов можно использовать?

Алгоритм решения:

1. Сформулировать цель данной темы и определить задачи.

2. Выделить разделы в данной теме и в соответствии с ними разработать меню сайта.

3. Оформить необходимые схемы и таблицы, осуществить поиск иллюстраций по данной теме.

4. Оформить содержание: на первой странице указать название темы, цели и задачи, далее раскрыть содержание темы, составить словарь терминов и список литературы.

5. Найти в Интернете сайты по указанной теме.

Для оценки третьего показателя в содержание информационно-технологической подготовки необходимо включить комплекс практико-ориентированных задач, целью которых является формирование у студентов умений применять ИКТ для решения задач педагогической практики и организации исследования в процессе выполнения ВКР. Преподавателю необходимо оценить уровень умений студентов в области разработки мультимедийных ЭОР, владение навыками работы с редакторами тестов, конструкторами интерактивных карт и другими инструментальными программными средствами. Немаловажным является и оценивание уровня компетенции студентов в области поиска и обработки информации при работе с образовательными порталами, энциклопедиями и словарями, сетевыми социальными сервисами, телекоммуникационными проектами. Бакалавры педагогического образования должны уметь анализировать дидактические возможности электронных учебников, электронных учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов, представленных как на CD и DVD дисках, так и в Единой коллекции ЭОР (например, http://school-collection.edu.ru/about/). Кроме того, бакалавры педагогического образования должны уметь разрабатывать электронные образовательные ресурсы для организации наблюдений, мониторинга и диагностики наиболее важных черт характера, таких как изучении мотивации профессиональной деятельности, самооценки личности т.д.

Задания эффективно оценивать с помощью рейтинговой системы, которая создает возможности для реализации в вузе внутренней дифференциации и организации процесса подготовки с учетом способностей, потребностей и интересов каждого студента. Возможно дополнить рейтинговую систему оценивания премиальными баллами (за участие в олимпиадах, семинаре, оформление публикаций, участие в общевузовских конкурсах, выступление с докладом, оформление рефератов, презентацию лучших дидактических материалов, проведения опросов и анкетирования учителей школ и преподавателей вузов с обработкой и презентацией результатов и т.д.).

Следует отметить, что первые три показателя могут оцениваться преподавателями во время изучения студентами содержания дисциплин информационно-технологической подготовки. Например, в процессе изучения дисциплин «Основы математической обработки информации», «Информационные технологии», а также других дисциплин. Суммарное количество баллов для каждого показателя является основой для распределения студентов по уровням: менее 50% от общего количества баллов - низкий уровень, 50%-75% - средний уровень, более 75% - высокий уровень [2].

Оценка следующих трех показателей ИКТ-компетентности возможна только после прохождения студентами педагогической практики, то есть после приобретения будущими специалистами опыта педагогической деятельности с применением ИКТ. Приобретение опыта во время педагогический практики - одно из условий формирования профессиональной готовности будущего учителя к социально-педагогической деятельности, за счет взаимодействия студентов с профессиональным сообществом и окружающей социальной средой [11].

Во время педагогической практики студенты усваивают элементы педагогической технологии проведения уроков по предмету с использованием ИКТ, знакомятся с особенностями преподавания учебного предмета в школе, используемыми учебными и методическими пособиями, программным и техническим обеспечением школы, компьютерным классом. Одним из методов, который позволяет поддерживать студента в достижении учебных целей, фиксировать динамику роста за определенный период времени, поощрять студентов за результаты и направлять на достижение новых, раскрыть спектр потенциала выполняемых работ, обеспечивать непрерывность процесса подготовки и развития личности по этапам подготовки является метод портфолио. Метод портфолио направлен на то, чтобы сделать процесс подобного оценивания управляемым, целенаправленным.

В условиях информатизации образования в качестве задания на педагогическую практику студенты оформляют портфолио «Информационно-коммуникационные технологии в практике обучения». В состав порт-фолио могут быть включены следующие компоненты.

1. Примеры учебных задач, для решения которых во время педагогической практики применялись различные инструментальные программные средства.

2. Перечень информационно-коммуникационных технологий, которые применялись в практике обучения или в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР)

3. Электронные образовательные ресурсы, которые были разработаны студентом для реализации целей педагогической практики или соответственно теме ВКР, с обоснованием целесообразности их разработки.

4. Планы-конспекты уроков (внеклассного мероприятия), в том числе и в электронной форме, с применением различных типов ИКТ, которые студент проводил во время педагогической практики.

5. Видеофрагменты уроков студентов.

6. Анализ уроков с применением ИКТ, проведенных учителем или однокурсниками.

7. Самоанализ уроков, при проектировании которых применялись ИКТ.

8. Протоколы опросов, анкетирования, проведенных студентом во время педагогической практики с обработкой их результатов с помощью инструментальных программных средств.

9. Результаты успешности деятельности учащихся с применением ЭОР (электронный журнал).

10. Описание трудностей, которые возникли у студента при использовании ИКТ в практике обучения, и план работы по исправлению этих трудностей.

Оценивание компонентов портфолио, а также определение уровня данного показателя ИКТ-компетентно-сти может осуществляться как преподавателями дисциплин данного цикла, так и руководителями практикой студентов, учителями школ.

Для диагностики мотивации студентов к применению и созданию электронных образовательных ресурсов для решения задач учебно-воспитательного процесса нами применялась методика К. Замфир в модификации А.А Реана [3, с. 280]. Студентам предлагался тест, в котором необходимо было дать оценку значимости мотивов применения ИКТ по пятибалльной шкале. Определялись мотивационные комплексы студентов - тип соотношения между собой трех видов мотивации: внешней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации.

Для выявления уровня развития способности студентов к самосовершенствованию в области ИКТ использовался тест, разработанный на основе методики В.И. Андреева [1]. Студентам предлагалась анкета, в которой необходимо дать ответ цифрами «1», «2», «3» на каждый из поставленных вопросов. Цифра «1» соответствует ответу «нет», «2» - ответу частично или периодически, «3» - «да».

Для определения способностей студентов к самосовершенствованию в области ИКТ нами была составлена тест-анкета, в которую включены следующие вопросы.

Имеете ли Вы стремление к изучению новой информации в области применения ИКТ и созданий ЭОР?

Испытываете ли Вы потребность глубже познать свои возможности в области применения ИКТ?

Способны ли Вы к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности в области применения ИКТ, например, к самостоятельному изучению языка HTML?

Способны ли Вы продолжать решать сложную учебную задачу с применением инструментальных программных средств, если первые 2 часа не дали положительного результата?

Считают ли Вас способным к преодолению трудностей в области применения и создания собственных ЭОР однокурсники, друзья, родители, преподаватели?

Способны ли Вы продолжать разрабатывать электронный образовательный ресурс, если первые 2 часа не дали положительного результата?

Способны ли Вы продолжать применять ИКТ в практике обучения, если первые учебные занятия не дали положительного результата?

Считаете ли Вы себя самоустремленным человеком, способным достичь успехов в области ИКТ?

Знаете ли Вы сильные и слабые стороны применения ИКТ для решения задач педагогической деятельности?

Анализируете ли Вы, что из запланированного в области ИКТ Вам выполнить не удалось и почему?

Добиваетесь ли Вы, чтобы к Вашему мнению прислушивались при создания и применения ИКТ?

Способны ли Вы делать выводы в области применения ИКТ из опыта других людей и из собственного опыта?

Способны ли Вы планировать свои действия в области ИКТ?

Сумма баллов, которую получает студент, характеризует уровень его способности к самосовершенствованию:

- низкий уровень - 16-24 баллов;

- средний уровень - 25-36 баллов;

- высокий уровень - более 36 баллов.

Для количественного определения уровня ИКТ-компетентности использовалась методика, предложенная А.А. Кыверялгом [6]. Применение данной методики позволяет в отношении степени проявления каждого критерия определить количественный показатель (см. таблицу 1). В исследовании были введены следующие количественные показатели:

- 0 баллов - низкий уровень сформированности критерия;

- 1 балл - средний уровень сформированности критерия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2 балла - высокий уровень сформированности критерия.

Таблица 1

Методика оценки уровней ИКТ-компетентности студентов__

Критерий Уровни Методы исследования

Низкий Средний Высокий

Уровень сформиро-ванности теоретических знаний в области ИКТ к < 0,5 Студент не знает основные понятия в области ИКТ 0,5<к<0,75 Студент допускает ошибки в определении основных понятий данной предметной области к > 0,75 Студент свободно ориентируется в предметной области «информационно-коммуникационные технологии» Определение коэффициента усвоения теоретических знаний на основе данных контрольных срезов

Уровень сформиро-ванности умений применять инструментальные программные средства для решения учебных задач к < 50% Не применяет программные средства для решения задач или допускает ошибки 50%<к<75% Применяет определенные типы инструментальных программных средств для решения задач к > 75% Применяет инструментальные средства, выбирает наиболее эффективное средство для решения задач и оценивает их эффективность Определение количества баллов при выполнении заданий. Рейтинговая система оценивания

Уровень сформиро-ваннности умений разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы для решения различных задач к < 50% Возникают сложности с разработкой электронных образовательных ресурсов 50%<к<75% Разрабатывает определенные типы электронных образовательных ресурсов к > 75% Разрабатывает электронные образовательные ресурсы различных типов в зависимости от поставленной задачи Определение количества баллов при выполнении заданий. Рейтинговая система оценивания

Уровень сформиро-ванности умений применять различные типы ИКТ для решения задач учебно-воспитательного процесса и умений осуществлять рефлексию данной деятельности к < 0,5 Применяет готовые электронные образовательные ресурсы для решения задач педагогической деятельности 0,5<к<0,75 Разрабатывает и применяет электронные ресурсы для решения задач педагогической деятельности к > 0,75 Разрабатывает и применяет электронные образовательные ресурсы для решения задач педагогической деятельности, анализирует их возможности, оценивает эффективность своей деятельности в области ИКТ Анализ и результаты оценки порт-фолио студентов, результатов педагогической практики

Уровень развития мотивации студентов к применению ИКТ для решения задач профессиональной деятельности ВОМ>ВПМ>ВМ Промежуточные мотивационные комплексы ВП>ВПМ>ВОМ ВМ=ВПМ>ВОМ Методика К. Замфир в модификации А.А. Реана Результаты теста

Уровень развития способности студента к самосовершенствованию в области ИКТ 16-24 баллов Низкий Уровень Не готов к самосовершенствованию в области ИКТ 25-36 баллов Средний Уровень Готов к деятельно-сти с применением ИКТ >36 баллов Высокий уровень Готов к самосовершенствованию в области ИКТ и понимает необходимость самосовершенствования в данной области Тест В.И. Андреева. Результаты теста

Согласно методике А.А. Кыверялга, средний уровень определяется 25%-ым отклонением оценки от среднего по диапазону оценок, тогда оценка из интервала от R(min) до 0,25 R (max) позволяет констатировать низкий уровень ИКТ-компетентности студентов. О профессиональном уровне компетентности свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных [6]. В нашем случае, суммарный балл, оценивающий интегральный результат формирования компетентности в области применения и создания ЭОР, меняется в пределах от 0 до 12 (по количеству показателей). Уровни формирования компетентности определяются интервалами: пользовательский - 1-6 баллов, технологический -6,1-9 баллов, профессиональный - 9,1-12 баллов. Для каждого студента заполняется рейтинг-лист (см. таблицу 2).

Таблица 2

Рейтинг-лист для определения уровня ИКТ-компетентности студента_

Уровень Показатель ИКТ-компетентности

1 2 3 4 5 6

Низкий

Средний + + +

Высокий + + +

Примечания Студент имеет низкий балл коэффициента знаний за срез по теме «Классификация ИКТ» Студент затрудняется с оценкой эффективности возможностей инструментальных программных средств Участие студента в конкурсе с собственным электронным образовательным ресурсом Компоненты порт-фолио представлены на высоком уровне, что дополнительно отмечено учителями школ Преобладает внешняя положительная мотивация Студент готов к деятельности с применением ИКТ, но считает, что разработка новых ЭОР занимает много времени

Итого: 9 баллов - технологический уровень

Таким образом, представленная методика оценки ИКТ-компетентности позволяют оценить результаты информационно-технологической подготовки студентов педагогических вузов. Однако следует отметить, что успешное формирование ИКТ- компетентности осуществляется последовательно в процессе обучения студентов в вузе и невозможно без приобретения студентами опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.

ICT competence is an integral characteristic, and evaluates the results of bachelors of pedagogical universities. This article describes the tasks, the purpose of which is to simulate the future activity of students using various software tools and evaluation criteria, developed a test to detect the levels of motivation and the ability to educate themselves in this area. Complex evaluation of these components will identify the level of ICT competence of future teachers and allow to make the necessary changes to the content of training. Keywords: training in the field of information technology, information and communication technology, ICT-competence, software, e-learning resources, motivation, self-education.

Список литературы

1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное образование, 1995. 129 с.

2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1977. 299 с.

3. Бордовская Н.В. Педагогика : учебное пособие. Спб.: Питер, 2006. 304 с.

4. Зайцева С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2011. 34 с.

5. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. 2006. №4(28). С. 5.

6. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллинн: Валгус, 1971. 134 с.

7. Лапчик М.П. О целях информатического образования учащихся // Информатика и образование. 2008. №3. С. 2-8.

8. Удалов С Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2005. 34 с.

9. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учеб. пособие. Челябинск, 1979. 88 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). М., 2015. 17 c.

11. Дцвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2001. 401 с.

Об авторе

Бужинская Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета (филиал в г. Нижний Тагил), Nadezhda_ V_A @mail. ru

УДК 378+374

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

В.И. Варющенко, О.В. Гайкова

В статье анализируется концепция психолого-педагогической подготовки учителя к изучению дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки в процессе повышения квалификации. Раскрыты структурные элементы освоения педагогически адаптированного социального опыта человечества, тождественного по своей структуре человеческой культуре. Ключевые слова: деятельность, личностные установки, проблемная ситуация, диалог, психолого-педагогическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.