УДК 378.147.091.33:004.9 ВОРОНКОВА Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент, «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.147.091.33:004.9 VORONKOVA L.V.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Orel State
University E-mail: [email protected]
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
MULTIMEDIA ENVIRONMENT OF THE DISCIPLINE «METHODS OF TEACHING HISTORY» AS A MEANS OF FORMING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
В статье представлено описание мультимедийной среды учебной дисциплины «Методика преподавание истории», акцент сделан на описание основных элементов образовательного контента, приведены примеры методического наполнения, примеры компетентностно-ориентированнъж заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине; алгоритмы проведения лекционных и семинарских занятий с использованием данного ресурса.
Ключевые слова: мультимедийная среда, учебная дисциплина, компетеностно-ориентированные задания.
The article describes the multimedia environment of the discipline "Methods of teaching history", focuses on the description of the main elements of educational content, provides examples of methodological content, examples of competence-oriented tasks for independent work of students in the discipline; algorithms for conducting lectures and seminars using this resource.
Keywords: information and communication technology, multimedia environment, academic discipline, competence-oriented tasks, methods of teaching history.
Перед российской системой высшего образования, на данный момент, стоит задача адаптации системы профессионального образования к запросам постиндустриального общества. Так, в послании президента РФ Федеральному собранию 15 января 2020 года, объявлено о начале «цифровой трансформации отечественной школы» [5]. В связи с этим, можно говорить о трансформации требований к будущим учителям и педагогам. Они в полной мере должны будут обладать компетенциями в области работы с информационно-коммуникативными технологиями. Одной из самых распространенных в системе университетского образования является технология мультимедиа. Мультимедиа чаще всего определяют, как инновационную информационную технологию, которая обеспечивает возможность одновременной работы с разными видами информации (текст, графическое изображение, звук, видеоизображение, анимацию) [1, с. 7]. Она неразрывно связана с информационно-образовательной средой, опыт работы с которой необходим современному выпускнику-учителю.
Теоретические и практические вопросы проектирования образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), стали предметом ряда исследований отечественных ученых, таких как С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.И. Башмаков, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, С.Н. Поздняков, А.П. Тряпицына И.В. Роберт. В итоге, были построены
различные виды образовательных сред: информационная образовательная (А.Г. Прокофьева); образовательная информационно-коммуникационная (И.Н. Розина); креативная образовательная на основе информационных технологий (К.Г. Кречетников); предметная информационная образовательная (С.Н. Поздняков); единая информационная образовательная (Б.Е. Стариченко); информационно-коммуникационная предметная (И.В. Роберт); информационно-предметная (Т.Н. Шалкина); учебно-информационная (И.В. Роберт); учебная информационная для телекоммуникационного обучения (В.П. Мозолин); информационно-дидактическая (А.В. Петьков); педагогическая информационная среда (С.Н. Поздняков). Вопросами моделирования информационно-образовательной среды в заведениях высшего звена обучения занимались Т.Г. Ивошина, В.М. Нестеренко, М.П. Сухлоев, И.И. Палашева, В.В. Рубцов.
Отечественные специалисты А.А. Андреев и С.А. Назаров видят в информационно-образовательной и мультимедийных средах педагогическую систему. «ИОС - подвижная педагогическая система, объединяющая в себе не только информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, педагогические методы, технологии, средства управления педагогическим процессом, но и организацию и содержание процесса профессионального и личностного развития, а также самосовершенствования студента, обладающего
** Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г.
© Воронкова Л.В. © Voronkova L.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
базовым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [4, с. 17].
По определению В.А. Красильниковой: «Мультимедийная среда - это целостная, многоаспектная, социально-психологическая реальность, которая обеспечивает совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на базе мультимедийных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [3, с. 106].
Нужно отметить, что выделяют несколько видов мультимедийных сред:
- мультимедийные среды высших, средних, дополнительных и других образовательных учреждений;
- предметные, межпредметные и др. мультимедийные среды;
- региональные, локальные и т.д.
Нами была разработана мультимедийная среда учебной дисциплины «Методика преподавания истории» для организации процесса формирования общепрофессиональных компетенций студентов обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль) История и Обществознание. Наличие мультимедийной среды учебной дисциплины в процессе профессиональной подготовки студентов нацелена на выполнение следующих задач:
1. Расширения информационно-образовательной среды университета и учебно-методического обеспечения образовательной программы бакалавриата;
2. Организации дистанционного взаимодействия между участниками педагогического процесса;
3. Организации самостоятельной, исследовательской, творческой и проектной студенческой деятельности.
4. Формирования общепрофессиональных компетенций студентов во время освоения основных разделов дисциплины «Методика преподавания истории».
Данные задачи реализуются, посредством использования преподавателем и студентами мультимедийной среды, состоящейизвзаимосвязанныхэлементов:пространственно-технологического, административно-правового,
коммуникационно-психологического, содержательно-информационного, организационно-деятельного.
Пространственно-технологический элемент мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории» предназначен для решения основной задачи -обеспечение участников педагогического процесса определенными комплексами материально-технических и информационно-коммуникативных ресурсов в образовательном пространстве. Данный элемент состоит из пространственного и технологического модулей.
Пространственный модуль рассматриваемого элемента мультимедийной среды включает в себя:
1. Образовательное пространство, в котором находятся студенты и преподаватель. Образовательное пространство здесь выступает как «многокомпонентная и многоуровневая система, включающая реальное пространство (учебные аудитории, аудитории для самостоятельных работ студентов, здание университета) и виртуальное пространство (специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов обучения,
которые определяют характер педагогических процессов; цифровое пространство)» [7, с. 130].
2. Различные информационные среды, с которыми соприкасается данная мультимедийная среда. Например, мультимедийная среда дисциплины «Методика преподавания истории» включена в информационно-образовательную среду университета.
Технологический модуль представлен комплексами материально-технических и информационно-коммуникативных ресурсов, которые располагаются в пространственном модуле. При этом, эти комплексы способны видоизменять, модифицировать пространственный элемент мультимедийной среды. В итоге сохраняются принципы открытости и целостности.
Перечень основных материально-технических средств, как правило, определяет рабочая программа дисциплины «Методика преподавания истории», основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте. В первую очередь, это учебная аудитория, оснащенная необходимой мебелью, техникой для презентаций (ноутбук/компьютер, проектор, звуковые колонки, экран). Также для использования мультимедийной среды преподавателем и студентами необходимы наличие у каждого участника педагогического процесса мобильного устройства, персонального компьютера, ноутбука или планшета с доступом в Интернет.
К вспомогательным материально-техническим средствам можно отнести: средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны), носители информации (CD, DVD и USB-флеш-накопитель), средства передачи (мини видеокамеры, цифровые фотоаппараты) и другие.
Важной составляющей мультимедийной среды является комплекс информационно-коммуникативных ресурсов, с которыми студенты и преподаватель будут работать в рамках учебного процесса в пространстве сети Интернет.
Структура мультимедийной среды «Легион» в виртуальном пространстве выглядит нижеуказанным образом:
1. Ядро мультимедийной среды
выполняет функции главного облачного средства в:
- управлении образовательным контентом,
- координировании остальных электронных ресурсов среды,
- организации деятельности участников педагогического процесса, в том числе научно-исследовательской и творческой,
- коммуникации студентов и преподавателя.
Ядро представлено тематическим сайтом «Легион»
по дисциплине «Методика преподавания истории», созданным с помощью конструктора сайтов Wix.com. Наглядно меню этого ресурса, отражающее его логотип и структуру, представлено на рисунке 1.
Инфраструктура данного электронного образовательного ресурса представлена несколькими разделами:
I. «Главная» - это титульная страница мультимедийной среды, оформленная в виде интерактивной доски, с помощью которой пользователь имеет возможность подключить любой её информационно-коммуникативной ресурс. Каждый ресурс помещен в специальный интерактивный бокс, который включает в себя не только ссылку на сайт, но и краткое описание. Раздел достаточно важен, так как является «лицом» созданной нами мультимедийной среды.
• Легион
Методика преподавания истории
Рис. 1. Меню сайта «Легион».
II. «О сайте» - это страница сайта, где помещена основная информация о его назначении. Она состоит из нескольких компонентов: описание основных разделов сайта, цель создания, правовые основы функционирования, лента «Свежие новости», мультимедийный бокс с инфографикой специальной физкультминутки. Раздел представлен на рисунках 2.
О вашем пмришшшмышм ¡¡ееурсе
-1 . : >6 Ты См!Н ни лажншмие л,
Ö ia-nni учить? а Чему учить? 9 Как учить?
Рис. 2. Элемент раздела «О сайте» сайта «Легион».
III. «Теория» - этот элемент сайта содержит основной теоретический материал курса, дополняющий лекции. Его титульная страницапредставлена интерактивной доской, с помощью которой можно перейти к интересующему разделу дисциплины «Методика преподавания истории». Информация в лекциях представлена в различных формах (текст, наглядность, звук, видео).
IV. «Практика» - данный элемент сайта представлен тематическими заданиями разного уровня сложности и направленности для студентов, осваивающих дисциплину «Методика преподавания истории». Для выполнения таких заданий студентам необходимо использовать ресурсы мультимедийной среды, указанные в условиях к заданиям. Кроме того, в разделе есть возможность оценивания пользователями задания.
V «Сообщество» - это компонент ядра мультимедийной среды, где студенты и преподаватель имеют возможность создавать различные посты (публикации) информационно-образовательной и новостной направленности. Кроме того, каждый пост снабжен приложением комментирования, поэтому под той или иной проблемной темой студенты с помощью преподавателя могут вести дистанционную дискуссию.
VI. «Контакты» - эта страница содержит информацию об администраторах сайта. Кроме того, с ее помощью можно связаться с преподавателем, отправив сообщение на почту.
Данный образовательный сайт работает на основе регистрации пользователей. Во время регистрации студент должен указать о себе информацию для идентификации. После успешной регистрации на него заводится пользовательская запись, благодаря которой, в дальнейшем, можно будет общаться с другими пользователями в рамках данного информационного ресурса.
2. Базовый набор мультимедийных приложений. Информационные ресурсы в данном разделе направлены на:
- развитие ИК компетенции и общепрофессио-
нальных компетенций студентов;
- расширение возможностей работы участников педагогического процесса с образовательным контентом дисциплины «Методика преподавания истории»;
- обеспечение принципов мобильности и адаптивности мультимедийной среды.
Базовые мультимедийные приложения представлены следующим перечнем:
• Приложения Google. Данный ресурс состоит из четырех элементов: GoogleDocs, GoogleSlides, GoogleSheets, GoogleForms, с помощью которых можно представить информацию в виде текстовых документов, таблиц, схем, презентаций и так далее. При этом приложения позволяют редактировать контент не только одному человеку, но и целой рабочей группе.
• Canva.com - этот ресурс предназначен для наглядного представления информации в виде инфографи-ки, презентаций, видео, плакатов. Главная страница этого ресурса изображена на рисунке 8.
• Padlet.com - это мультимедийная онлайн-доска, позволяющая комбинировать образовательный материал, представлять его в структурированном виде, как, например, это сделано на рисунке 9.
• Приложения Onlinetestpad.com и Learnis.ru. Onlinetestpad.com и Learnis.ru позволят преподавателю создавать задания для студентов в виде тестов, игр, кроссвордов и викторин. При этом студенты в рамках рассматриваемой нами дисциплины могут выполнять различные задания по созданию различных форм контроля знаний школьников на базе Onlinetestpad.com и Learnis.ru.
• Learningapps.org - позволяет создавать мультимедийные интерактивные задания для студентов и школьников разного типа. Кроме того, благодаря широкой базе готовых заданий, преподаватель может предложить студентам проанализировать, например, игру созданную учителем с точки зрения эффективности.
• Trello.com - этот сервис в образовании используется для организации проектной и исследовательской работы студентов.
• Zoom.us - данная платформа мультимедийной среды, подходит для организации дистанционных занятий, вебинаров, конференций и создания интерактивных образовательных видеоматериалов.
3. Вспомогательный набор информационных технологий, облачных сервисов. Основная задача мультимедийных и информационных ресурсов из данного раздела - помощь в хранении и преобразовании информации, а также организация взаимодействия с другими образовательными средами. Это следующие ресурсы:
• Яндекс.Диск - сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов. С его помощью преподаватель может организовать совместную работу по составлению архива учебных материалов, практических заданий, различных форматов.
• Convertio.co - этот ресурс позволяет преобразовать информацию одного формата в другой. Например,
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
студенты смогут переводить схемы, созданные в текстовом файле в форматы JPG и PNG.
• Антиплагиат.ру - наиболее популярный сервис для проверки текстового материала на наличие заимствований и определения уровня цитирования из первоисточников. Данный сайт поможет студентам создавать уникальную информацию.
• Oreluniver.ru - этот ресурс представляет собой информационно-образовательную среду Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, на образовательном пространстве которого и создается мультимедийная среда дисциплины «Методика преподавания истории».
• Социальные сети «Вконтакте» и «YouTube» - одни из самых популярных социальных сетей у российской молодежи. Они позволят не только открыть дополнительные каналы коммуникации со студентами, но и пополнить образовательный контент мультимедийной среды.
Представленный перечень мультимедийных ресурсов может дополняться другими информационными ресурсами, в зависимости от запросов участников педагогического процесса и с целью сохранения мобильности, широты и адаптивности мультимедийной среды.
Итак, именно пространственно-технологический элемент обеспечивает студентам доступ к созданной нами мультимедийной среде. В его рамках преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов, направленную на повышение уровня сфор-мированности общепрофессиональных компетентности с помощью:
- выполнения ими учебных заданий разной направ-ленности,втомчислекомпетентностно-ориентированных;
- наглядного сопровождения лекций и семинаров;
- использования различных форм обучения (групповой, индивидуальной, парной);
- дистанционной коммуникации со студентами.
Административно-правовой элемент мультимедийной среды «Легион» состоит из трех взаимосвязанных элементов:
1. Комплекс документов, регламентирующих деятельность преподавателя и студентов. Он состоит из федеральных законов, регламентирующих деятельность российских граждан в сети Интернет (например, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6], образовательных законов и нормативно-правовых актов, которыми регламентируется работа участников педагогического процесса, рабочей программы дисциплины «Методика преподавания истории», правил поведения в мультимедийной среде «Легион».
Пакет документов сохранен в архиве мультимедийной среды на платформе Яндекс.Диск. Также на сайте «Легион», являющимся ядром данной образовательной среды:
- опубликован пост с правилами поведения и ссылкой на архив документов.
- на странице «О сайте» есть рубрика «Правовые
основы», в которую включены основные документы, а также видео «Правила этикета в Интернете».
2. Инструменты используемых мультимедийных ресурсов, выполняющих административные функции. Это, в первую очередь, инструменты регистрации пользователей, их личные страницы и страницы с необходимыми контактами для связи с администратором.
Важнейшую административную функцию выполняет ядро сайта. Так, пользователи (студенты и преподаватель) проходят через систему регистрации на сайте, в результате которой на каждого участника заводится учетная запись. Вход на сайт обеспечивается вводом логина и пароля пользователем. Инструмент, обеспечивающий доступ на сайт, а также просмотр и редактирование учетной записи показан на рисунке 3.
Учетная запись включает в себя необходимую для идентификации информацию о пользователе (например, номер студенческой группы, адрес электронной почты), расположенную на его личной странице.
Личная страница пользователя содержит также информацию:
- о статистике активности пользователя. Например, о количестве опубликованных статей на странице «Сообщество»;
- об уведомлениях от других пользователей;
- о возможностях изменения данных о пользователе.
Аналогичные системы регистрации предусмотрены в других мультимедийных системах, описанных выше.
Административную функцию в мультимедийной среде выполняет преподаватель. Именно он, с помощью специальных инструментов, координирует работу студентов с мультимедийными ресурсами для решения учебных задач. Также преподаватель может создавать общие учетные записи для участников педагогического процесса, чтобы упростить работу с мультимедийной средой и повысить её эффективность.
3. Аппарат экспертизы и оценки мультимедийный среды. Положение об экспертизе мультимедийной среды хранится в личном архиве преподавателя, а также на сервисе Яндекс.Диск.
Можно заключить, что административно-правовой элемент мультимедийной среды направлен на управление и обеспечение функционирования этого педагогического средства, основанного на определенных правилах.
Коммуникационно-психологический элемент мультимедийной среды, как упоминалась ранее, основан на принципе интерактивности. При этом процесс обучения с интенсивным использованием новых информационных ресурсов порождает новый вид отношений, где и преподаватель, и студенты выступают в роли субъектов педагогического процесса, а их взаимоотношения складываются на основе педагогики сотрудничества. Для организации взаимодействия пользователей созданного педагогического средства предусмотрены следующие инструменты:
- «Личная страница студента/преподавателя». Она позволяет оставлять комментарии, то есть, сообще-
• Легион
Методика преподавания истории
Рис. 3. Инструмент, предназначенный для входа в ядро мультимедийной сети и личной страницы пользователя.
ния на сайте «Легион» - ядре мультимедийной среды, а также на других мультимедийных платформах.
Так, например, в разделе «Сообщество» преподаватель создает пост по теме «Проблема реализации требований ФГОС ОО к результатам общего образования в школьном курсе истории», направленный на организацию дискуссии между студентами. Предварительно администратор устанавливает правила онлайн-дискуссии, дату и время проведения. Посредством системы комментирования, предусмотренной на сайте, студенты участвуют в обсуждении заявленной проблемы под руководством преподавателя. В итоге формулируют общий вывод, возможно, вносят корректировки и дополнения в информацию, расположенную в описываемом посте.
При этом, описанная дискуссия может проводиться в «смешанном» режиме связи. Одни студенты могут присутствовать на сайте, а другие отсутствовать.
- Инструменты, позволяющие пользователям выразить одобрение или не одобрение по поводу того или иного контента или комментария другого пользователя. Кнопка «Нравится» в мультимедийной среде позволяет реализовать также принцип эмоциональности.
- Инструменты, позволяющие приглашать других пользователей мультимедийной среды. Например, преподаватель организует совместную работу группы студентов над проектом календарно-тематического плана по истории на площадке Trello.com. С помощью кнопки «Пригласить» он формирует команду разработчиков-студентов, которые могут общаться в «Чате», оставлять комментарии, совместно выполнять проект и так далее.
- Страница «Контакты», расположенная на главном сайте мультимедийной среды, также служит для обеспечения обратной связи между студентами и преподавателем. Инструменты коммуникации данного элемента мультимедийной сети показаны на рисунке 6.
Таким образом, коммуникационно-психологический элемент обеспечивает познавательную коммуникацию студентов и преподавателя в мультимедийной среде в виде: электронных писем, сообщений, комментариев, чата, блога, новостных лент, форумов, видеоконференций, учебной фокус-группы.
Содержательно-информационный элемент мультимедийной среды состоит из двух модулей.
Первый модуль - ценностно-целевой. Ценностные и целевые ориентиры студентов, как основные факторы в мультимедийной среде, определяются посредством анализа результатов опросов и тестов, направленных на выявление данного показателя. Тестирование проходит на сайте Onlinetestpad.com, который позволит быстро обработать результаты исследования. Кроме целей студентов, в этом модуле содержатся и цели мультимедийной среды, которые определяет преподаватель учебной дисциплины.
Второй модуль содержательно-информационного элемента мультимедийной среды - информационный. Он включает в себя образовательный контент дисциплины «Методика преподавания истории», представленный картой знаний, расположенной на сайте в разделе «Теория», для навигации обучающихся. Основные элементы образовательного контента:
1. Мультимедийные лекции дисциплины «Методика преподавания истории». Они расположены на главном ресурсе мультимедийной среды в разделе «Теория», который имеет следующие компоненты:
- главная страница «Теория» с интерактивным меню этого элемента;
- страницы разделов.
- мультимедийные лекции, освещающие одну из тем, раздела. Например, разработанные мультимедийные лекции для раздела «Общие основы методики преподавания истории как науки» и раздела «Формы организации обучения истории». Каждая лекция сопровождается списком дополнительной литературы для студентов, ссылками на архив учебной литературы, тестовыми и практическими заданиями по теме.
Структура мультимедийной лекции представлена на схеме 2.
2. Банк практических заданий для студентов. Располагается в разделе «Практика» на электронно-образовательном сайте «Легион». По результатам каждой мультимедийной лекции, раздела студентам необходимо выполнить практическое задание, направленное на решение образовательных задач, например, на закрепление изученного материала.
Раздел «Практика» имеет аналогичную разделу «Теория» структуру: меню, раздел с соответствующими лекционному материалу заданиями.
Нажав на кнопку «Получить задание», студент может скачать задание в форме документа. Пример оформления практического задания по дисциплине «Методика преподавания истории» приведен на рисунке 4.
SjJilllHM И" пик
нПдЛШГС«« УЧ1ГТЧ1Ч Е урежу*
= м
Рис. 4. Оформление практического задания по теме «Подготовка учителя к уроку» на сайте «Легион».
Перед тем как выложить на сайт задание по той или иной теме, преподаватель добавляет его в электронный архив.
3. Архив. Он представляет собой набор текстовых, визуальных и аудиовизуальных документов, расположенных на портале Яндекс.Диск.
Текстовый архив состоит из основной и дополнительной литературы по дисциплине «Методика преподавания истории», словаря по дисциплине, школьными учебники по истории, папки с информацией о рейтинговой системе для оценки работы студентов; шаблонами технологических карт; календарно-тематического планирования; кейс-задания; сборником научных и другими текстовыми документами.
Фотоархив. Этот архив представлен различными альбомами с наглядными ресурсами. При этом данные ресурсы используются как в качестве наглядности во время лекций и семинаром, так и в качестве элемента того или иного практического задания. Например, фотоархив включает:
- альбомом «Методика преподавания истории в лицах», изображенном на рисунке 21. Здесь собраны портреты выдающихся педагогов и учителей, способствующих развитию этой научной дисциплины.
- альбомом с презентациями на темы:
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Схема 2. Структура раздела «Теория» ЭОР- ядра мультимедийной среды.
«Возникновение и развитие методики преподавания истории как науки», «Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения», «Требования к современному уроку».
- альбомом наглядных средств, с которыми могут работать студенты в рамках выполнения практических заданий. Это исторические карты, фотографии, графические изображения, схемы и так далее. В данный момент этот альбом состоит из ссылок на наборы: «Английская, Американская и Французская революции в лицах», «Буржуазные революции. Карты, схемы и таблицы», «Буржуазные революции. Облик времени», расположенные в специальной группе по истории в «Вконтакте». С этими альбомами студенты смогут работать, например, выполняя задания по проектированию урока для десятиклассников.
Видео и аудио архив. Этот архив на настоящий момент представлен: - видеолекциями по истории России, которые студенты могут использовать для анализа средства наглядности и определения его уровня эффективности.
- видеолекциями по темам «Деятельностный подход в образовании», «Проектирование учебного процесса с использованием ИКТ», «Цифровые образовательные технологии», «Профессиональные характеристики педагога», «Профессиональное мастерство педагога» и «Развитие профессиональной компетенции учителя в информационно-образовательной среде».
- видеоальбомом «Английская, Американская и Французская революции».
Содержательно-информационный элемент мультимедийной среды, в первую очередь, обеспечивает студентов образовательным контентом, с которым они будут работать для повышения уровня владения
информационно-коммуникативными компетенциями.
Организационно-деятельностный элемент мультимедийной среды. Характеристика предыдущих компонентов, созданной нами образовательной среды для дисциплины «Методика преподавания истории», позволяет выделить основные направления использования данного инновационного педагогического средства. Они представлены в таблице 1.
Естественно, для повышения качества образования, важно использовать одновременно несколько видов работы с мультимедийной средой. Что касается технических средств, то для организации педагогического процесса с применением созданного электронного образовательного ресурса, достаточно выхода в Интернет и одного из вариантов электронных устройств.
В таблице № 2 представлены варианты организации педагогического процесса с использованием мультимедийной среды «Легион» в качестве инновационного педагогического средства для формирования общепрофессиональных компетенций студентов.
Основой формирования общепрофессиональных компетенций студентов в нашей мультимедийной сети стали компетентностно-ориентированные задания. Такие задания, как правило, состоят из: описания ситуации, мотивирующей студента на поиск информации, задачной формулировки и источника информации [2].
Например, работа с наглядностью на лекции «Становление и развитие школьного исторического образования в России в ХУП-ХТХ вв.». Проблемная лекция преподавателя сопровождается визуализацией, подготовленной на платформе Padlet.com. Вид мультимедийной доски показан на рисунке 5.
Таблица 1.
Основные направления использования мультимедийной среды «Легион»
Виды деятельности студентов Содержание деятельности студентов (группы студентов) Функции преподавателя по организации деятельности студентов
Учебная работа с мультимедиа на занятиях, презентация результатов творческой деятельности, использование для визуализации докладов на семинарах. С р о » о тв о о мун к визуализация занятия, явления, процесса, организация и управление процессом обучения, формирование условий для развития компетенций студентов.
Научно-исследовательская использование образовательного контента для достижения целей исследования, представление результатов исследования, совместная работа над научной статьей, рефератом и т.п. участие в дискуссии по проблеме исследования и т.д. организация научно-исследовательской деятельности студентов, руководство научно-исследовательской работой.
Проектная работа над учебным проектом, представление его результатов, проектирование различных педагогических средств. и организация и руководство проектной деятельности студентов, создание архива проектных работ студентов и т.п.
Самостоятельная подготовка к лекциям и семинарам, выполнение индивидуальных и групповых заданий, представление и преобразование полученной информации. создание образовательного контента, разработка тестовых и практических заданий, администрирование мультимедийной среды, проведение онлайн-обсуждений, дискуссий и т.п.
Творческая деятельность
Педагог ставит перед аудиторией учебную задачу: рассмотрите учебный план мужских гимназий в начале XX века. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем суть системы концентрического изучения истории?
- Изучению каких исторических эпох в гимназическом курсе уделялось особое внимание? Почему?
- Какие важные исторические события обходились стороной?
- Почему на изучение средних веков и истории до XV века выделялось больше всего часов?
Данное задание также направлено на повышение уровня владения студентами универсальных учебных действий и ИК компетенции: обработка и представление информации.
Характеристика созданной нами мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории» показала, что, разработанное методическое обеспечение учебной дисциплины, позволяет не только оптимизировать процесс организации учебно-познавательной деятельности студентов, но и повышать уровень сфор-мированности их информационно-коммуникативной компетенции за счет: многофункциональных мультимедийных технологий; использования различных дидактических моделей; разнообразных учебных, в том числе, компетентностно-ориентированных заданий; расширения использования метода наглядности; обеспечения интерактивности обучения, что непосредственно оказывает педагогическое воздействие на процесс формирования общепрофессиональных компетенций студентов, предусмотренных образовательной программой. чала двадцатого столетия:
Таблица 2. Основные дидактические модели
Лекционные занятия Семинарские занятия
Проблемная лекция, Обзорная лекция, Мультимедийная лекция, Лекция-тренинг, Бинарная лекция, Лекция пресс-конференция, Дистанционная лекция, Чат-лекция Классический семинар с использованием мультимедиа, Деловая или ролевая игра, Семинар-дискуссия/дебаты, Семинар-конференция, Семинар-виртуальная экскурсия/квест, Дистанционный семинар, Семинар-исследование, Семинар-практикум
Рис. 5. Визуальное сопровождение лекции «Становление и развитие школьного исторического образования в России в XVII - XIX вв.».
По ходу занятия студентам предлагаются решить различные задачи. Например, на выявление особенностей содержания исторического образования в школе на-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Журкин А.А. Использование технологий визуализации и полисенсорного представления обучающего материала в интеллектуальных обучающих системах. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). С. 6 - 28.
2. Коршунова О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. №S1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-kak-sredstvo-dostizheniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-rezultatov - Дата доступа: 7.04.2020.
3. Красильникова В.А.Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / В.А.Красильникова.-Оренбург: ОГУ, 2010. 291 с.
4. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» от 15 декабря 2009 г. N956-CT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant. ru/70227430/- Дата доступа: 7.04.2020.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_342959/- Дата доступа: 7.04.2020.
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ - Дата доступа: 7.04.2020.
7. ЧерникБ.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, 2001. 199 с.
References
1. Zhurkin A. A. Use of visualization technologies and polysensory representation of training material in intelligent training systems. // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk state University. 2013. № 3 (27). Pp. 6 - 28.
2. Korshunova O.V. Competence-oriented tasks as a means of achieving modern educational results [Electronic resource] / / Concept. 2016. no. S1. - access Mode: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-kak-sredstvo-dostizheniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-rezultatov -access date: 7.04.2020.
3. Krasilnikova V. A. Use of information and communication technologies in education / V. A. Krasilnikova. Orenburg: OSU, 2010, 291 p.
4. National standard of the Russian Federation. GOST R 53620-2009 « Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. General provisions « from December 15, 2009 N956-St [Electronic resource]. - Mode of access: https://base.garant. ru/70227430/ - access date: 7.04.2020.
5. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 15.01.2020 [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ - access date: 7.04.2020.
6. Federal law «on information, information technologies and information protection» of 27.07.2006 N 149-FZ (last edition) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ - access date: 7.04.2020.
7. ChernikB. p. Effective participation in educational exhibitions / B. p. Chernik. Novosibirsk, 2001, 199 p.