Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА - ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА - ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MULTIMEDIA ENVIRONMENT / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TOOL / HIGHER EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Л. В., Гришкина Д. А.

В статье представлен анализ теоретической модели мультимедийной среды, как дидактического средства. Авторами, посредством изучения основных параметров данного педагогического средства, выявлены особенности и возможности использования мультимедийной среды в системе университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова Л. В., Гришкина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA ENVIRONMENT - AN INNOVATIVE PEDAGOGICAL TOOL IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION

The article presents an analysis of the theoretical model of a multimedia environment as a didactic tool. The authors, by studying the main parameters of this pedagogical tool, revealed the features and possibilities of using the multimedia environment in the system of university education.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА - ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378-057.875:001.891 ВОРОНКОВА Л.В.

кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГРИШКИНА Д. А.

студентка 2 курса магистратуры исторического факультета, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail:

UDC 378-057.875:001.891 VORONKOVA L.V.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Orel State

University E-mail: [email protected] GRISHKINA D. A.

2-year Student of the Magistracy of the Faculty of History,

Orel State University E-mail:

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА - ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MULTIMEDIA ENVIRONMENT - AN INNOVATIVE PEDAGOGICAL TOOL IN THE SYSTEM

OF UNIVERSITY EDUCATION

В статье представлен анализ теоретической модели мультимедийной среды, как дидактического средства. Авторами, посредством изучения основных параметров данного педагогического средства, выявлены особенности и возможности использования мультимедийной среды в системе университетского образования.

Ключевые слова: мультимедийная среда, инновационное педагогическое средство, высшее образование, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

The article presents an analysis of the theoretical model of a multimedia environment as a didactic tool. The authors, by studying the main parameters of this pedagogical tool, revealed the features and possibilities of using the multimedia environment in the system of university education.

Keywords: multimedia environment, innovative pedagogical tool, higher education, federal state educational standard of higher education.

Перед российской системой высшего образования на данный момент стоит задача адаптации системы профессионального образования к запросам постиндустриального общества. Так, в послании президента РФ Федеральному собранию 15 января 2020 года, объявлено о начале «цифровой трансформации отечественной школы» [10]. В связи с этим можно говорить о трансформации требований к будущим учителям и педагогам. Они в полной мере должны будут обладать компетенциями в области использования информационных образовательных сред.

Одной из самых распространенных в системе университетского образования является технология мультимедиа. Её появление и распространение произвело революционные изменения в работе человечества с информацией - важнейшим ресурсом XXI века, движущей силой развития человеческого общества. Мультимедиа чаще всего определяют, как инновационную информационную технологию, которая обеспечивает возможность одновременной работы с разными видами информации (например, текст, видеоизображение, звук, анимацию).

Использование мультимедийных технологий в образовании привело не только к повышению эффективности процесса обучения, но и к развитию теории

обучения, созданию теории мультимедийного обучения. Кроме того, мультимедийная среда неразрывно связана с информационно-образовательной средой, опыт работы с которой необходим современному выпускнику высшей школы - будущему учителю.

Теоретические и практические вопросы проектирования образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), стали предметом целого ряда исследований отечественных ученых, таких как С.Г. Григорьев, М.И. Башмаков, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, С.В. Панюкова, С.Н. Поздняков,

A.П. Тряпицына И.В. Роберт. В итоге были построены различные виды образовательных сред: информационная образовательная (Т.Г. Шмис, А.Г. Прокофьева); образовательная информационно-коммуникационная (И.Н. Розина, Ж. К. Нурбекова). Вопросами моделирования информационно-образовательной среды в учреждениях высшего звена занимались Т.Г. Ивошина,

B.М. Нестеренко, М.П. Сухлоев, И.И. Палашева, В.В. Рубцов.

Повторимся, что категории «информационно-образовательная среда» (ИОС) и «мультимедийная среда» рассматриваются большинством исследователей неразрывно, в качестве системного единства.

© Воронкова Л.В., Гришкина Д.А. © Voronkova L.V., Grishkina D. A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Повышенный интерес исследователей к информационно-образовательным средам привел к созданию большого пласта разнообразных определений данной категории. В целом, их можно сгруппировать посредством выделения двух подходов к определению ИОС и «мультимедийной среды»: программно-технический и социально-педагогический.

В рамках первого программно-технического подхода, информационно-образовательная среда рассматривается как единая система программных и технических ресурсов, которые должны обеспечивать наиболее эффективную реализацию педагогического процесса [12, с. 107]. Мультимедийная среда, представителями данного подхода интерпретируется как система электронно-образовательных ресурсов, преимущественно, в форме мультимедиа, направленная на повышение эффективности педагогического процесса.

В рамках второго социально-педагогического подхода главный упор в раскрытии сущности рассматриваемых категорий делается на понятия «обучение», «личность», «педагогическая система» и «деятельность».

Отечественные специалисты А.А. Андреев и С.А. Назаров видят в информационно-образовательной и мультимедийных средах педагогическую систему. «ИОС - подвижная педагогическая система, объединяющая в себе не только информационные образовательные ресурсы, методы, технологии и средства управления образовательным процессом, но и организацию, и содержание процесса профессионального и личностного развития, а также саморазвития каждого студента, обладающего необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [7, с. 17].

По определению В. А. Красильниковой:

«Мультимедийная среда - это многоаспектная, целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе мультимедийных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [6, с. 106].

Нужно отметить, что выделяют несколько видов мультимедийных сред:

• мультимедийные среды высших, средних, дополнительных и других образовательных учреждений;

• предметные, межпредметные и др. мультимедийные среды;

• региональные, локальные и т.д.

Выбор того или иного вида мультимедийной среды для проектирования и дальнейшего использования в образовательной системе будет зависеть, прежде всего, от целей, которые преследует разработчик.

Итак, мультимедийная среда дисциплины - это информационно-образовательная среда предмета, обеспечивающая взаимодействие субъектов педагогического процесса, с учетом необходимых психолого-

педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе технологии мультимедиа, для достижения образовательных целей.

В результате анализа научной литературы мы выделили следующие параметры мультимедийной образовательной среды:

• Адаптивность и мобильность. Данные принципы мультимедийной среды дисциплины предполагают возможность, во-первых, быстро адаптироваться под существующую систему образования, не нарушая ее структуру и принципы построения, во-вторых, её трансформации (дополнения, расширения) и модернизации, в соответствии с запросами участников педагогического процесса, государства и общества.

• Открытость. В.К. Власова и Г.И. Кирилова выделяют два типа открытости мультимедийной среды. Первый тип открытости - технологический. Он достигается открытой архитектурой используемых технических средств и технологий, их совместимостью с международными стандартами, возможностью взаимодействия с разными средами и информационными ресурсами и интеграцией на разных уровнях, использованием, свободно распространяемых программных инструментов и технологий, необходимых для построения и дальнейшей работоспособности мультимедийной среды. Второй тип открытости - социально-образовательный. Он обеспечивает проектирование среды как педагогической системы и реализацию учебного процесса в ней. Данные виды открытости взаимосвязаны [5, с. 410].

• Полифункциональность. Это свойство мультимедийной среды раскрывает её способность выполнять одновременно несколько функций в педагогическом процессе. К ним относят:

V Образовательную, воспитательную и развивающую функции. Они предполагают, помимо традиционных функций (организация учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечение педагогического сопровождения процесса обучения дисциплины, формирования и развития его общечеловеческих и гражданских качеств, компьютерной этики, создание благоприятных условий развития и саморазвития субъектов образования и т.д.), также формирование и развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей.

Представим, для примера, часть компетенций будущего специалиста, которые предлагает формировать рабочая программа дисциплины «Методика преподавания истории», созданная на основе образовательной программы и ФГОС высшего образования по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, с двумя профилями подготовки: история и обществознание:

1. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции;

2. Готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

3. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;

4. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

5. Готовность к взаимодействию с участниками педагогического процесса [11].

V Информационная функция. Мультимедийная среда предоставляет возможность не только получать необходимую студенту информацию, но и развивает универсальные учебные действия, направленные на работу с ней (поиск, обработка, преобразование и представление данных). При этом, с внедрением в образование мультимедиа, обмен информацией стал носить многосторонний характер. Таким образом, у участников педагогического процесса развиваются компетенции в области использования современных информационно-коммуникативных технологий. Позже информационно-коммуникативная компетентность перерастает в информационную культуру, в основе которой лежит определенное информационное мировоззрение. Поэтому, здесь имеет смысл говорить о социокультурной, мироззренческой и просветельской функциях мультимедийной среды.

V Коммуникационная функция. В рамках данной функции субъекты педагогического процесса устанавливают контакты, обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом посредством мультимедийной среды, то есть, равзвивают коммуникативные компетенции. Кроме того, в своей публикации В. Нестеров доказывает то, что молодая аудитория, посредством общения в мультимедийной среде, легче, чем в реальных условиях, приобретает жизненный опыт, который в дальнейшем усваивается ими в концентрированном виде [8].

V Управляющая и контролирующая функции. В рамках мультимедийной образовательной среды преподаватель, а также, в некоторой степени, студенты могут осуществлять действия, направленные на управление и контроль за образовательным процессом. К этим действиям относят: администрирование базы данных, разграничение доступа пользователей к элементам мультимедийной среды, регистрация и администрирование пользователей, связь с пользователями, контроль результатов обучения посредством встроенных технологий оценивания и т.д.

• Целостность и интегративность. Целостность мультимедийной среды предполагает внутреннее единство её элементов. Свойство интегративности реализуется с помощью рассмотрения элементов среды по частям и в целом. Информация, представленная в мультимедийной среде, имеет различные мультимедийные формы (аудио, видео, текстовая и др.), а, следовательно, складывается определенная система форм описания конкретного явления, что позволяет реализовать данный принцип.

• Инструментальность предполагает обеспечение определенных видов деятельности студентов и достижение поставленных дидактических целей. Инструментальность также направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом и должна способствовать воспитанию культуры учебного труда. В мультимедийной среде это свойство обеспечивается преподавателем и в последующем студентами.

• Компенсаторность. С помощью этого параметра мультимедийной среды оптимизируется образовательный процесс, достижение цели происходит с наименьшими затратами сил и времени преподавателя и студентов. Смело можно отметить, что мультимедийная среда предоставляет такую функцию. Например, в ней легче отыскать нужную информацию по дисциплине, и тут же проконтролировать уровень знаний.

• Широта и насыщенность. Широта мультимедийной среды показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления в нее включены. Насыщенность мультимедийной среды предполагает наличие в мультимедийной среде:

1. большого пласта информации, который обогащает содержание дисциплины, в нашем случае, мы говорим о ученой дисциплине «Методика преподавания истории»;

2. многообразных заданий для реализации функции управления и контроля учебной деятельностью студентов.

• Эмоциональность, как свойство мультимедийной среды, отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в ней. «Эмоциональность образовательной среды также, в определенной степени, соотносится с типом ее модальности. Более высокие показатели эмоциональности в целом присущи активным типам образовательной среды - творческой и карьерной, более низкие - пассивным типам-догматической и безмятежной» [13, с. 119].

В отечественных и зарубежных исследованиях присутствует разный подход к выделению компонентов мультимедийной среды. Мы выделили структуру мультимедийной среды учебной дисциплины «Методика преподавания истории», состоящую из пяти элементов:

Первый элемент - пространственно-технологический. Он включает в себя, во-первых, пространство, в котором находится мультимедийная среда (ее элементы) и участники педагогического процесса: учебную аудиторию и сеть Интернет, где расположено ядро мультимедийной среды, а также другие мультимедийные технологии. Во-вторых, к данному компоненту относят все среды, которые взаимосвязаны с мультимедийной средой дисциплины. К ним относят: единую цифровую среду, информационно-образовательную среду вуза, региона и т.д.

Второй элемент - административно-правовой. Он состоит из:

- совокупности нормативно-правовой документации, позволяющей регламентировать деятельность

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

студентов и преподавателя внутри мультимедийной среды, готовность педагога и студенческого коллектива к работе в этом пространстве, постулаты, определяющие правила и полномочия её участников;

- инструментов мультимедийной среды и ее информационных технологий, которые позволяют преподавателю и студентам реализовывать функцию управления и контроля. Этими инструментами, например, является система регистрации пользователей на основном интернет-ресурсе мультимедийной среды, наличие у пользователя аккаунта (личной страницы) и так далее;

- аппарат оценки и экспертизы мультимедийной среды. После апробации мультимедийной среды и проведения педагогического эксперимента важно провести, в целях обеспечения качества разрабатываемого и используемого в обучении педагогического средства, процедуру комплексной экспертизы. Она позволит выявить соответсвие компонентов среды целям обучения и предъявляемым к мультимедийной среде требованиям [9, с. 79].

Экспертиза, должна быть направлена на проверку эффективности отдельных компонентов педагогического средства, так и их работы в качестве целого. Важной составляющей здесь является психолого-педагогическая экспертиза, основанная на проверке качественных и количественных показателей разработанных В.А. Ясвиным [13, с.160].

Третий элемент - коммуникационно-психологический. Он отражает особенности взаимодействия и взаимовлияния субъектов мультимедийной среды, основанных на принципе обучения в сотрудничестве и взаимодействии. Он состоит из:

• субъектов коммуникации - студенты и преподаватель,

• инструментов мультимедийной сети для обеспечения информационного и педагогического взаимодействия пользователей. В первую очередь, здесь идет речь об использовании технологий асинхронного («off-line») и синхронного («on-line») режима связи.

• типов взаимодействия студентов и преподавателя друг с другом и с мультимедийной средой:

- педагог (преподаватель дисциплины «Методика преподавания истории»)^ студент (группа студентов).

- педагог (преподаватель дисциплины «Методика преподавания истории») ^ мультимедийная среда ^ студент (группа студентов).

- студент (группа студентов) ^ мультимедийная среда [1, р.7].

- педагог (преподаватель дисциплины «Методика преподавания истории»)-^- мультимедийная среда.

• психолого-педагогических условий организации эффективной коммуникации между студентами и преподавателем. К этим условиям можно отнести:

- обеспечение взаимодействия пользователей мультимедийной среды на основе сотрудничества, взаимопонимания, сопереживания, соучастия, сопричастности, и т.д.;

- ориентация на решение педагогических задач и реализации образовательных целей;

- применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

- реализация принципов личностно-ориентированного обучения и т.д.

Четвертый элемент - содержательно-информационный. Он включает в себя:

• комплекс целей и ценностных ориентиров дисциплины «Методика преподавания истории». Ценностные ориентиры студентов могут различны:

- самообразование,

- творчество,

- образованность,

- честность,

- общение и т.д.

Цели проектирования мультимедийной среды и использования её в последующем в качестве педагогического средства вытекают из функций образовательной среды данного вида.

• учебный контент мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории» и т.д.

Пятый элемент - организационно-деятельностный. Он определяет:

• формы и средства организации занятий и самостоятельной работы студентов с помощью мультимедийной среды;

• принципы, методы и приёмы обучения;

• средства, формы и методы контроля результатов обучения.

В итоге, можно заключить, что мультимедийная среда будет перспективным и многофункциональным помощником в системе университетского образования. В первую очередь, она выступает в качестве инновационного средства обучения. Согласно определению В.В. Егорова и Э.Г. Скрибицкого средство обучения это - «материальный или идеальный объект, который «помещен» между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности» [4, с. 92]. Исследователи выделили пять основных характеристик педагогического средства: адаптивность, информативность, интегративность, инструменталь-ность, компенсаторность. Эти признаки указаны выше в виде параметров мультимедийной среды.

Мультимедийная среда дисциплины как педагогическое средство обладает качеством инновационности благодаря, использованию следующих педагогических инструментов:

1. Мультимедиа,

2. Интерактив,

3. Моделинг,

4. Коммуникативность,

5. Производительность пользователя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мультимедийная среда как педагогическое средство

в системе высшего образования имеет большой потенциал. Во-первых, ее использование позволит оптимити-зировать процесс организации учебно-познавательной

деятельности студентов, а с помощью возможности использования всего многообразия педагогических методов, приемов, технологий и форм организации процесса обучения создаются выгодные условия формирования и развития компетенций студентов, определенных ФГОС. Во-вторых, она предлагает возможность реализации принципа непрерывности учебного процесса и образования в целом, так как появляется возможность взаимодействия преподавателей и студентов в любое подходящее для этого время; выпускники также смогут использовать эту среду для построения своей личной информационно-образовательной среды. В-третьих, мультимедийная среда упростит возможность реализации личностно-ориентированного обучения, дея-тельностного и других методологических подходов к современному образованию.

Конечно, построение и использование мультимедийной среды в университете требует наличия определенных условий. В первую очередь, это материально-техническая оснащенность учебной аудитории и самих участников педагогического процесса. Для работы в мультимедийной среде необходимы: доступ в Интернет, наличие персональных компьютеров или других гаджетов. Во-вторых, это готовность студенческой группы и преподавателя работать в данной среде, совершенствовать ее. Здесь субъекты педагогического процесса получают новые роли, к исполнению которых должны быть готовы. Так, например, студенты

должны быть готовы взять на себя функции проектировщиков, дизайнеров, программистов и т.д. В-третьих, важнейшим условием построения и использования мультимедийной среды является обеспечение безопасности участников педагогического процесса. Здесь безопасность - многоаспектное понятие, включающее: наличие психолого-педагогической поддержки, обеспечение информационно-компьютерной безопасности, мониторинг здоровья обучающихся.

Итак, мультимедийная среда учебной дисциплины «Методика преподавания истории», как инновационное педагогическое средство, прежде всего, позволит:

• оптимизировать процесс организации учебно-познавательной деятельности студентов;

• расширит информационно-образовательную среду учебной дисциплины и всего университета;

• обеспечит более гибкое, простое и разностороннее взаимодействие участников педагогического процесса.

Таким образом, дидактические возможности использования предметной мультимедийной среды учебной дисциплины, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед высшей школой, с другой стороны, уже не позволяют ориентироваться только на традиционные занятия и старую образовательную среду и, недооценка этого обстоятельства, может лишить отечественное образование стратегического преимущества.

Библиографический список

1. Kebritchi M., Lipschuetz A., Santiague L. Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review // Journal of Educational Technology Systems. 2017. № 46 (1). Pp. 4-29.

2. LaiK.W. Digital technology and the culture of teaching and learning in higher education // Australasian Journal of Educational Technology. 2011. № 27(8). Pp. 1263-1275.

3. Mastel-Smith B., Post J., Lake P. Online teaching: "are you there, and do you care?"// Journal of Nursing Education. 2015. № 54(3). Pp. 145-151.

4. Егоров В.В., Скибицкий Э .Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.

5. Кирилова Г.И., Власова В.К. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования // Образовательные технологии и общество. 2011. Т. 14. № 1. С. 407-417.

6. КрасильниковаВ. А. Методология создания единой информационно - образовательной среды университетского округа // Вестник ОГУ. 2002. №2. С. 105-110.

7. Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно образовательной среды технического вуза: автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.08 . Рос-тов-н/Д., 2006. 17 с.

8. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в интернете. URL : http://flogiston.ru/ projects (дата обращения: 25.01.2020).

9. ОсиповаО.П. основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. С. 76-82.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/(дата обращения: 26.01.2020).

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/ (дата обращения: 24.01.2020).

12. РубенкоА.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. С. 106-110.

13. ЯсвинВ.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

References

1. Kebritchi M., A. Lipschuetz L. Santiague Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review // Journal of Educational Technology Systems. 2017. No. 46 (1). Pp. 4-29.

2. Lai K.W. Digital technology and the culture of teaching and learning in higher education / / Australian Journal of Educational Technology. 2011. No. 27(8). Pp. 1263-1275.

3. Mastel-Smith B., Post, J., Lake P. Online teaching: "are you there, and do you care?"// Journal of Nursing Education. 2015. No. 54(3). Pp. 145-151.

4. Egorov V.V., SkibitskyE.G., Khrapchenkov V.G. Pedagogy of higher education: A textbook. Novosibirsk: SAFBD, 2008. 260 p.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

5. Kirilova G.I., Vlasova V.K. Modeling of regional and professional infrastructure of the information environment of professional education / / Educational technologies and society. 2011. Vol. 14. No. 1. Pp. 407-417.

6. Krasil'nikova V.A. The Methodology of creating a unified information educational environment of University district // Vestnik OGU. 2002. No. 2. Pp. 105-110.

7. Nazarov S.A. Pedagogical bases of designing the personal-developing information and educational environment of a technical University: abstract of the dis. Cand. PED. Sciences : 13.00.08 . ROS-tov-n/D, 2006. 17 p.

8. Nesterov V. On the issue of emotional saturation of interpersonal communications on the Internet. URL : http://flogiston.ru/projects (date accessed: 25.01.2020).

9. Osipova O.P. Main stages of pedagogical design and expertise of electronic educational resources / / open and distance education. 2015. No. 2. Pp. 76-82.

10. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 15.01.2020 "Message of the President to the Federal Assembly". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/(accessed 26.01.2020).

11. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated February 22, 2018 No. 125 "on approval of the Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)" URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/ (accessed 24.01.2020).

12. Rubenko A.N. Information and educational environment as an object of pedagogical research / / Bulletin of the Taganrog Institute named after A. p. Chekhov. 2017. No. 2. Pp. 106-110.

13. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow: Smysl, 2001. 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.