Научная статья на тему 'СЛОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ WEB-ДИЗАЙНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

СЛОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ WEB-ДИЗАЙНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-ДИЗАЙН / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-DESIGN / GRAPHIC DESIGN / DESIGN EDUCATION / COMPUTER TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина О.Ю.

В современном мире мы сталкиваемся с большим объемом информации с сети интернет, затрагивающим все сферы нашей жизни. Это отражается на востребованности в специалистах по Web-дизайну, способных обеспечить для широких масс удобный доступ к информации. В связи с чем возникает вопрос о качестве и трудностях подготовки специалистов в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амелина О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF TEACHING WEB-DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF GRAPHIC DESIGNERS

In today's world, the total amount of information that affects all areas of our lives is growing every day. The information technology industry is called upon to understand this flow and put it in order. This is reflected in the demand for specialists in Web-design, able to provide convenient access to information for the masses. This raises the question of the quality and difficulties of training specialists in this field.

Текст научной работы на тему «СЛОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ WEB-ДИЗАЙНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 004.92

UDC 004.92

АМЕЛИНА О.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: amelol@yandex.ru

AMELINA O.YU.

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of

Design, Orel State University E-mail: amelol@yandex.ru

СЛОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ WEB-ДИЗАЙНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

DIFFICULTIES OF TEACHING WEB-DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

OF GRAPHIC DESIGNERS

В современном мире мы сталкиваемся с большим объемом информации с сети интернет, затрагивающим все сферы нашей жизни. Это отражается на востребованности в специалистах по Web-дизайну, способных обеспечить для широких масс удобный доступ к информации. В связи с чем возникает вопрос о качестве и трудностях подготовки специалистов в этой области.

Ключевые слова: web-дизайн, графический дизайн, дизайн-образование, компьютерные технологии.

In today's world, the total amount of information that affects all areas of our lives is growing every day. The information technology industry is called upon to understand this flow and put it in order. This is reflected in the demand for specialists in Web-design, able to provide convenient access to information for the masses. This raises the question of the quality and difficulties of training specialists in this field.

Keywords: web-design, graphic design, design education, computer technology.

В сфере дизайн-образования процесс обучения направлен на развитие творческих способностей студентов и формирование компетентного специалиста, способного к самостоятельному решению профессиональных задач и умеющего правильно организовать свое время. Эти цели достигаются дисциплинами профессиональной направленности: в теоретических курсах обучения, в практических и лабораторных курсах по обработке и закреплению практических навыков, а также в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Вопрос подготовки дизайнеров активно поднимается различными учеными и непосредственно практикующими дизайнерами. В научных трудах отражены результаты исследований художников-педагогов, дизайнеров и архитекторов, преподающих в вузах страны, а также самих студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн». В результате обсуждений, многие сходятся во мнении применения новых технологий обучения студентов. Изменения касаются преподавания художественных, проектных, технических дисциплин в системе высшего образования при подготовке дизайнеров разных профилей.

Одной из задач современного как педагогического, так и дизайн-образования является овладение будущих графических дизайнеров новейшими информационными технологиями.

В результате стремительного роста глобальной сети Интернет, появился Веб-дизайн ^еЬ-дизайн) - одна из самых динамично развивающихся область информационных технологий, которая ориентирована на создание

графической информационной среды, или другими словами, веб-сайтов и интернет-страниц.

Многочисленные вопросы, касающиеся профессиональной ориентации и подготовки создателей интернет-страниц, общих принципов их разработки, дизайн-решений и оформления, отличия и сходства веб-дизайна с графическим дизайном регулярно звучат в профессиональных кругах. К теме веб-дизайна отмечается большой интерес: организуются круглые столы, конгрессы и конференции графиков-дизайнеров, создаются ассоциации рекламистов. Главным вопросом обсуждения становится актуальность и сложности веб-дизайна в современной дизайнерской деятельности.

Одной из форм обучения веб-дизайну выступают онлайн-курсы. В большинстве случаев, подобные курсы дают достаточно узкую картину специальности - урок смотрится с телефона, планшета или ноутбука, с возможностью общения с преподавателем в режиме реального времени.

Помимо, онлайн-курсов, знания о данной профессий можно получить на курсах от ведущих образовательных центров или частных школ, с практикующими дизайнерами в качестве преподавателей.

Другой формой получения профессии веб-дизайн являются программы бакалавриата и специалитета. Это варианты получения высшего образования.

Действительно, отмечается широкий интерес к веб-дизайну и в сфере высших учебных заведений: Веб-дизайн рассматривают как дисциплину, играющую

© Амелина О.Ю. © Amelina O. Yu.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

важную роль в профессионально-ориентированном образовании графических дизайнеров. Благодаря данной учебной дисциплины можно говорить о специальной подготовке студентов, так как веб-дизайн объединяет в себе знания по разным смежным дисциплинам графического дизайна, как теоретические , так и практические.

Не вызывает сомнения, что умение работать с графической и визуальной информацией, является одним из обязательных составляющих компонентов обучения графического дизайнера. Начиная с первого курса бакалавр, будущий профессионал в области графического дизайна, изучает информационные технологии и компьютерную графику (компьютерный дизайн). В учебном плане направления подготовки Дизайн (профиль: графический дизайн) в качестве одной из базовых дисциплин с недавнего времени выступает Web-дизайн.

Необходимость включения в обучение студентов художественно-графического факультета дисциплины «Веб-дизайн» была рассмотрена Блудновым Г.П. [1 , с. 4]. Кроме того, в своем исследовании он предлагает методику обучения студентов, которая опирается на использование программного обеспечения.

В связи с развитием web-дизайна как профессиональной деятельности, к системе образования дизайнеров предъявляются новые требования: после окончания ВУЗа выпускники должны владеть технологиями web-пространства. Web-дизайн становится важным компонентом образования современных графических дизайнеров и введение данной дисциплины в учебные планы учебных заведений указывает на необходимость совершенствования методики обучения студентов с тем, чтобы быть профессионально востребованными на рынке труда.

Но следует отметить, что существуют определенные трудности в практике обучения данной дисциплине студентов в высших учебных заведениях.

Выявление особенностей и сложностей преподавания веб-дизайна в высших учебных заведениях следует начинать с рассмотрения имеющихся точек зрения на область профессиональной принадлежности такого вида деятельности, как веб-дизайн.

В настоящее время одной из точек зрения является позиционирование веб-сайта как объекта в графическом дизайне.

В то время, как другие практики считают веб-дизайн и графический дизайн разными видами профессиональной деятельности.

Нередко, веб-дизайн и дизайн графический считаются понятиями взаимозаменяемыми. Эти направления имеют общее начало, а именно, базируются на основах колористики (умение сочетать цвета и оттенки), пропедевтики, основах проектной графики, шрифтовой культуре. Кроме того, и веб, и графический дизайн, помимо художественного вкуса, подразумевает отличное знание пакета графических редакторов (например, Photoshop, Illustrator) и программ, предназначенных для верстки. Тем не менее, оформление веб-сайтов и материалов для полиграфии (графический дизайн) имеют ряд прин-

ципиальных отличий, касающихся в большей степени технического аспекта, но также затрагивающих и сам творческий процесс.

Веб-дизайнер - это специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как будет выглядеть и восприниматься сайт. Он придумывает различные элементы графики для сайта, логотипы, банне-ры, продумывает функционал навигации по сайту, ведет работу с типографикой - определяет как должен выглядеть текст и где его следует разместить. Дизайнеру необходимо не только создавать интересный и профессиональный сайт, но и необходимо учитывать время его загрузки. При этом web-дизайнер сосредотачивается не только на визуальном оформлении, он должен заботиться и об удобстве пользования сайтом - его юзабилити.

В своей работе, согласно данной точки зрения, графический дизайнер работает в тесном контакте со специалистами программистами, что позволяет создавать эффективный сайт.

Согласно второй точки зрения, графический дизайнер применяет в своей работе знания языка разметки документов HTML, языка оформления стилей документов CSS, основы HTML-вёрстки. Именно поэтому, Веб-дизайн рассматривается как процесс создания сайтов, где ключевое слово - сайт, который состоит из технической разработки, создания удобной структуры веб-страницы, графического оформления и передачи информации в сеть.

И в этом состоит первая сложность обучения веб-дизайну для графических дизайнеров - рассматривать ли веб-дизайн как самостоятельное направление, или же как одну из профессиональных областей деятельности графических дизайнеров.

Мы придерживаемся точки зрения, что в современном мобильном мире дизайн в интернете или веб-дизайн становится одним из направлений в графическом дизайне, и ввиду технологической универсализации результатов часто выходит за рамки профессионального продукта [2]. В виду сложности современных технологий, процесс создания Web-ресурсов ложиться на плечи различных специалистов. Помимо Web-дизайнеров в этом процессе участвуют инженеры телекоммуникационных специальностей, программисты, PR-специалисты и другие. Выполнить сложный проект одному человеку практически не под силу, поэтому каждый специалист должен сосредоточиться на выполнении своих задач. Такое сочетание профессиональных интересов на наш взгляд, наиболее эффективно для процесса разработки сайта от создания дизайн-концепта до финальной верстки сайта, так как каждый профессионал занимается своим делом, каждый решает конкретную задачу в командной работе.

Второй сложностью на наш взгляд, является отсутствие специальных исследований, посвященные содержанию и методике обучения Веб-дизайну для студентов высших учебных заведений. Научно-методические исследования, в основном, посвящены близким к Веб-дизайну мультимедийным средствам обучения,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

возможностям Интернет в дистанционном обучении (Н.В. Клемешова, О.Ф. Велислава., И.В. Симонова, Н.В. Майкевич и др.).

В статье «Особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна» автор Р. Филенко приводит список «учебников и методических пособий по созданию Web-сайтов, которые можно порекомендовать к применению в процессе обучения основам Web-дизайна» [7]. Автор указывает на то,что «часто в таких изданиях рассматриваются методы и технологии создания сайтов с учетом ситуации на момент написания книг. К сожалению в них редко указываются перспективы и тенденции будущего развития, с прицелом на новые технологии взаимодействия пользователя с Web-ресурсами».

Исследование Филенко Р. «выявило существование недостаточной обеспеченности методическим материалом и специальной литературой»

Пронализировав, имеющиеся самоучителейи профессионально-оринетированные практикумы, мы можем говорить, что основное внимание уделяется технической подготовке, изучению программ компьютерной графики. Книги, статьи, Веб-сайты затрагивают проблему эффективного использования компьютерной графики как инструмента работы графических дизайнеров, в то время как вопросы художественной культуры и графического языка, осмысления творческих процессов работы в веб-дизайне и, в частности, при создании вебсайтов в литературных источниках не рассматриваются.

Вопросы содержания и методики обучения веб-дизайну студентов - будущих графических дизайнеров нуждаются в систематической научной базе. «Веб-дизайн в настоящее время еще не нашел свое достойное место в практике обучения студентов ...» [1].

Веб-дизайнер - профессия, которую в настоящее время можно получить в художественных училищах, на специализированных авторских курсах. Мы рассматриваем в данной статьей, что навыки в области web-дизайна можно получить в вузах в рамках направления «Дизайн» (профиль «Графический дизайн»). В данном случае, можно говорить о третьей трудности преподавания веб-дизайна в вузе, которая заключается в реализуемых компетенциях.

Целью образовательной программы графических дизайнеров по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн является формирование у будущего специалиста различных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), а также компетентностей, позволяющих графическому дизайнеру эффективно решать профессиональные задачи, связанные с проектированием полиграфической продукции, рекламных технологий, мультимедиа и визуальных коммуникаций, и способствующих его профессиональной мобильности, конкурентоспособности и устойчивости на рынке труда.

В полной мере реализуются следующие компетенции:

«- способность применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);

- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-7);

- способность применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6)» [6].

Компетенции по освоению профессиональных вопросов веб-дизайна не отражены в стандарте по направлению погдготовки 54.03.01 Дизайн. На формирование и введение в ООП компетенции по освоению данной области деятельности оказывают влияние несколько факторов: тенденции развития web-дизайна; тенденции изменений требований рынка труда; совокупность научно-методологических подходов и принципы профессиональной подготовки современных графических дизайнеров.

На основе проведенного теоретического анализа специализированной литературы, где говорится об умении свободно ориентироваться в среде Internet; умении создавать базовые логические структуры сайта; умении стилистически прорабатывать проект, требования к специалисту, умеющего работать с графической информацией в интернет-пространстве можно указать, как:

- способность к разработке web-сайтов с использованием различных графических редакторов; знание особенностей продвижения web-сайта.

Другими словами, графическому дизайнеру необходимо владеть основными навыками дизайна интерфейса (как целой авторской дизайн- концепции, так и отдельных элементов), с применением современных технических и программных средств (понять как устроена работа дизайнеров, сколько часов нужно для создания сайта или баннера и как правильно вести разработку сайта).

«Уделяя должное внимание обучению использования современных программ графического дизайна, способствующих повышению компетентностного уровня веб-дизайнера, нужно не забывать о развитии умения создавать стилевое единство веб-сайтов и о развитии художественного вкуса. Что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества визуальных коммуникаций» [7]. Формирование у студентов вузов такой специальной компетенции в области web-дизайна позволит установить логические связи структурных компонентов дисциплин профессионально-ориентированных, что отразится на целостности построения педагогического процесса.

Трудности заключаются и в техническом оснащении учебного процесса. Не все профильные кафедры могут обеспечить должное образование по данной дис-

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

циплине за счет отсутствия современной материально-технической базы, а также возможности выхода в сеть интернет. В учебном процессе используется достаточно большое количество программного обеспечения (графические редакоры). Информационные технологии - настолько динамично развивающаяся область, для которой характерна частая смена программного обеспечения. И в большинстве случаев, эта смена происходит с кардинальными изменениями. Это может приводить к отставанию процесса обучения графического дизайнера от насущной потребности в определенных навыках на текущий момент обучения. Получается так, что выпускник ВУЗа не может применить свои способности, так как они, к моменту начала его профессиональной деятельности, могут считаться устаревшими.

Содержание программы необходимо ориентировать не только на изучение графических редакторов. Знание особенностей работы каждого редактора недостаточно. Нельзя, зная программу сразу приступить к выполнению практической работы по разработке сайте. Важно понять, что такое веб-дизайн, как устроена работа дизайнера, чего ждут клиенты и как искать идеи; работать с модульными сетками и создавать свои; знать особенности цвета и шрифтовой композиции; работать с их и Ш, знать разницу мобильного и веб-дизайна и много другое. А для этого, на наш взгляд, необходимо отдельное внимание уделить вопросу отведению на изучение данной дисциплины соответствующего количества часов. Мы отметили, что в имеющихся программах по изучению дисциплины «Веб-дизайн» отсутствуют лекционные часы. Имеются лишь одни практические занятия, да и те в малом объеме. Для повышения эффективности обучения Web-специалистов, необходимо вве-

сти в учебный план теоретическую часть с добавлением лекционного материала, кроме того увеличить количество часов, отведенных на практические занятия.

Кроме всего прочего, одной из самых важных проблем обучения по данной дисциплине, является уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава. Как правило, преподаватели не имеют достаточного представления о современных информационно-технических возможностях использования компьютеризированной подготовки, специалисты в области компьютерных технологий не имеют представление о специфике использования современных информационных технологий в учебном процессе, поэтому преподаватели, обучающие дисциплине «веб-дизайн», должны обладать знаниями в области сетевых технологий и обширными знаниями о различных видах дизайна, знать основные принципы методики обучения при проектировании в области дизайна. На соответствующие кафедры необходимо приглашать профессиональные кадры - практикующих дизайнеров, программистов, а также постоянно направлять педагогов на курсы повышения квалификаций или курсы профессиональной переподготовки в вузы смежной направленности или в ведущие дизайнерские фирмы.

Исходя из этого можно говорить о том, что в систему подготовки графических дизайнеров должен быть включен курс веб-дизайна. Это позволит говорить о системном подходе к профессиональной подготовке будущих специалистов. Необходимость разработки методики обучения студентов веб-дизайну и наполнения содержания данной дисциплины конкретно для графических дизайнеров позволит повысить эффективность их профессиональной мобильности в контексте требований современного общества.

Библиографический список

1. Блуднов Григорий Павлович. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 186 с.

2. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. Х.: «Септима ЛТД», 2006. 288 с.

3. Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование: специализированный выпуск / Под ред. Е. В. Ткаченко и др. Екатеринбург: Издательство РГППУ 2007. 295 с.

4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Под ред. H.A. Селезневой. М.: Исслед. центр пробл. кач. подгот. спец., 2010. 92 с.

5. Суслова И.А. Методика обучения студентов компьютерных специализаций с использованием интеллектуальных информационных систем / И.А. Суслова: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02: РГППУ Екатеринбург, 2008. 26 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОСВО, стандарт) по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн.

7. Филенко Р. Е. Особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна / Р. Е. Филенко // Актуальные проблемы современного искусства: история, теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С.П. Машовец. - Хабаровск: Издательство ДвГГУ 2009. - С. 292-294.

References

1. BludnovGrigoryPavlovich. Web design as a means of special training of students of art and graphic faculties: Dis. ... Cand. PED. Sciences: 13.00.02: Moscow, 2004 186 p.

2. BorodaevD. V. Website as an object of graphic design. Monograph. H.: "Septima LTD", 2006. 288 p.

3. Bulletin of the Educational and methodical Association for professional and pedagogical education. Design education: specialized issue / ed. E. V. Tkachenko et al. Ekaterinburg: Publishing house of RSPU, 2007. - 295 PP.

4. Design of basic educational programs implementing Federal state educational standards of higher professional education / ed. H.A. Selezneva. M.: No. center prob. SW. podgot. spets., 2010. 92 92 PP.

5. Suslova I. A. Methods of teaching students computer specializations using intelligent information systems / I. A. Suslova: abstract. dis. Cand. PED. Sciences: 13.00.02: rgppu. Ekaterinburg, 2008. 26 p.

6. Federal state educational standard of higher education (FGOSVO, standard) in the direction of training 54.03.01 Design.

7. Filenko R.E. Features of teaching Web-design to students of the Department of design / R. E. Filenko / / Actual problems of modern art: history, theory and practice: materials of the International scientific and practical conference / ed. - Khabarovsk: Publishing house of duggu, 2009. Pp. 292-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.