Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФГОС ВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов А.И.

В статье рассматривается структура и содержание модели формирования профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования: ее методологическая основа, целевой, содержательный и технологический компоненты (образовательные технологии, педагогические условия), а также критериально-оценочный компонент и планируемый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article considers the structure and content of the model offormation ofprofessional and personal competence of bachelors of pedagogical education: its methodological basis, target, content and technological components (educational technologies, pedagogical conditions), as well as the criterion-evaluation component and the planned result.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.1 АРТЮХОВ А.И.

и. о. проректора по социальной работе и молодежной политике Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, старший преподаватель, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского E-mail: profcom_bgu@mail.ru

UDC 378.1 ARTYUKHOV A.I.

Acting Vice-Rector for Social Work and Youth Policy of the Bryansk State University Named After Academician I. G. Petrovsky, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Bryansk State University Named After Academician

I.G. Petrovsky E-mail: profcom_bgu@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF BACHELORS

OF PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье рассматривается структура и содержание модели формирования профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования: ее методологическая основа, целевой, содержательный и технологический компоненты (образовательные технологии, педагогические условия), а также критериально-оценочный компонент и планируемый результат.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, профессионально-личностная компетентность, ФГОС ВО, педагогическое образование, внеучебная деятельность.

The article considers the structure and content of the model offormation ofprofessional and personal competence of bachelors of pedagogical education: its methodological basis, target, content and technological components (educational technologies, pedagogical conditions), as well as the criterion-evaluation component and the planned result.

Keywords: professional competence, professional competencies, professional and personal competence, FSES HE, pedagogical education, extracurricular activities.

Профессиональную компетентность мы определяем как первичную категорию, различаем понятия профессиональная компетентность и профессиональная компетенция.

Понятие «компетентность» шире определения «компетенция» и может включать в себя совокупность компетенций. Профессиональная компетентность педагога - это владение определенным набором профессиональных компетенций, необходимых для его педагогической деятельности. Профессиональные компетенции бакалавров педагогического образования определяются федеральным государственным стандартов высшего образования (ФГОС ВО), реализующимся в настоящее время в двух редакциях: ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++.

Различают следующие виды профессиональных компетенций: ключевые, управленческие, специальные, личностные.

Для нас в исследовании и работе особенно важна личностная составляющая профессиональной компетентности, поэтому мы предлагаем в качестве рабочего следующее понятие «профессионально-личностная компетентность педагога»: владение определенным набором ключевых, специальных, личностных и социальных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, умение использовать профессиональные знания на практике. [1, с. 294].

Формирование профессиональной компетентности при обучении бакалавров педагогического образования можно достичь при реализации комплекса мер: 1) внедрения инновационных технологий при чтении всех дисциплин (модулей) учебного плана, 2) чтения специальных дисциплин (модулей), таких, как: «Педагогическое сопровождение воспитательного процесса», «Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе», 3) использования различных форм внеучебной деятельности университета, формирующих и развивающих профессионально-личностную компетентность студента и т. д.

На современном этапе профессиональная подготовка студентов-бакалавров педагогического образования (квалификация (степень) бакалавр) направлена на изучение базовых основ технологий обучения и воспитания, использование возможностей образовательной среды.

Например, в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» в ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что выпускник должен обладать следующей профессиональной компетенцией: «способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения каче-

© Артюхов А.И. © Artyukhov A.I.

ства учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета» (ПК-4) [7]. Задачи, связанные с работой в информационной образовательной среде и разработкой информационных образовательных ресурсов, в явном виде не находят отражения в образовательном стандарте, что позволяет прийти к выводу, что настоящий стандарт оставляет право образовательной организации самостоятельно формировать компетенции в данной сфере деятельности педагога.

Структурно-содержательная модель формирования профессионально-личностной компетентности педагога (см. рисунок) основывается на разработках модели формирования компетентности бакалавров педагогического образования научной школой Е.Н. Пузанковой (например, модели коммуникационной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования [2]).

Методологическая основа

Системный, компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, технологический подходы

Целевой компонент

Формирование профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования при получении

высшего образования

- -

С

Содержательный компонент

Содержание дисциплин (модулей) «Педагогическое сопровождение воспитательного процесса», «Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе», различных видов (форм) внеучебной деятельности

Формирование общекультурных (универсальных), общепрофессиональных, профессиональных компетенций

бакалавров педагогического образования, согласно ФГОС ВО

_±_

I>"

Знать

1 основные понятия организации образовательного процесса;

1 методы и формы организации целостного педагогического процесса;

1 принципы применения

современных технологий

образовательном процессе

Уметь

• использовать инновационные технологии обучения и воспитания;

• разрабатывать образовательные ресурсы с использованием современных технологий;

• разрабатывать различные развивающие и воспитывающие формы внеучебной деятельности

Владеть

• основными методами, способами и средствами организации педагогического процесса, педагогического сопровождения образовательного процесса;

• навыками организации внеучебной развивающей и воспитывающей деятельности

С

Технологический компонент

Образовательные технологии

Информационные технологии обучения

Педагогические условия

— система электронной информационно-образовательной среды вуза; — индивидуальные интеллектуальные и психологические особенности обучающихся; —готовность и способность преподавателей к работе по формированию профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования

с:

Критериально-оценочный компонент

Критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный, коммуникационный

Уровни: базовый, пороговый, продвинутый, успешный

Методы: тестирование, анкетирование, портфолио, балльно-рейтинговая система

____ ____^

Планируемый результат .

Сформированность профессионально-личностной компетентности

Рис. Структурно-содержательная модель формирования профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Методологической основой структурно-содержательной модели формирования коммуникационной компетентности студентов бакалавриата являются системный, компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный и технологический подходы в обучении. Исследуя системный подход, мы опираемся на труды В.А. Сластенина, который отмечает, что «системный подход в образовании ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Кроме того, системный подход позволяет выявить вклад отдельных компонентов в развитие личности как системного целого» [5; 6]. Компетентно стный подход мы понимаем вслед за А.В. Хуторским как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, личностно-ориентированный подход - как подход, основывающийся на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы, опираемся на исследования, прежде всего, И.С. Якиманской. Рассматривая технологический подход, предполагающий разработку и внедрение технологии обучения, мы используем определение педагогической технологии как содержательной техники реализации учебного процесса, который дал В.П. Беспалько [3; 4].

Целевой компонент модели достигается изучением дисциплин ««Педагогическое сопровождение воспитательного процесса», «Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе», а также использованием различных форм внеучебной деятельности университета, формирующих и развивающих профессионально-личностную компетентность студента.

В качестве форм внеучебной деятельности университета, и формирующих, и развивающих профессионально-личностную компетентность студента, можно предложить следующие:

1) Адаптационный тренинг «Тропа первокурсника» (вариант тренинга на сплочение, выявление лидеров в академических группах);

2) Школа актива 1 курса (многодневный образовательный проект, который проводится с целью ознакомления первокурсников с локальными и федеральным нормативно-правовыми актами, касающимся студенчества);

3) Школа социального проектирования (проект состоит из теоретической и практической части, его результатом является разработка проектов, которые в дальнейшем реализуются на базе университета и участвуют в федеральных конкурсах на получение грантов);

4) «День тренингов» (проект, направленный на личностный рост, развитие навыков и реализацию инновационных проектов студентов);

5) Школа студенческого актива «Курс на успех»

(проект, направленный на установление связей между студенческими организациями вузов региона, разработку и реализацию совместных проектов);

6) Тренинг-семинар «Поколение 2» (проект, направленный на развитие знаний, умений и навыков в области информационной работы в студенческих организациях);

7) Школа правовой грамотности студенческой молодежи (проект, целью которого является повышение уровня правовой грамотности обучающихся, развитие общественной активности в сфере защиты прав студентов, формирование у студентов активной гражданской позиции).

Технологический компонент структурно-содержательной модели формирования

профессионально-личностной компететности бакалавров педагогического образования состоит из инновационных образовательных технологий и педагогических условий.

Критериально-оценочный компонент состоит из методов, уровней и критериев формирования профессионально-личностной компетентности.

Одним из важных методов выявления уровня сфор-мированности профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования является тестирование.

Студентам можно предложить следующий диагностический тест на выявление сформированности когнитивного компонента профессионально-личностной компетентности педагога, знаний процессов инновационного, развивающего обучения:

Выберите правильный вариант ответа:

1. Основными принципами инновационного обучения являются:

а). креативность (ориентация на творчество); использование нетрадиционных форм уроков;

б) доступность, перспективность;

в) прочность, активность и сознательность.

г) преемственность

2. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в

а) структуре системы образования

б) содержании и методах и формах обучения

в) оборудовании учебных кабинетов

г) статусе образования

3. Ориентация на направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы

деятельности и поведения - основа_

подхода

а) личностного

б) системного

в) культурологического

г) индивидуально-дифференцированного

4. Инновации в образовании - это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) консервативный подход в образовании

б) творческий подход к педагогической деятельности

в) оригинальность школьной жизни

г) распространение новшеств в педагогической практике

5. К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится

а) технологии обучения

б) содержание обучения

в) социальная среда

г) управление школой

6. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на

а) внешние, внутренние, ресурсные

б) организационные, дидактические, методические

в) ресурсные, образовательные, содержательные

г) локальные, модульные, системные

7. Инновации являются результатом

а) социально-политических изменений

б) непроизвольно полученным при развитии учреждений

в) научного поиска

г) выполнения заказа администрации

8. Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся - это

а) дифференциация

б) оптимизация

в) индивидуализация

г) интеграция

Будущий преподаватель должен специально работать над формированием и развитием своей профессионально-личностной компетенции, обеспечивать свой личностный рост - неуклонное и постоянное развитие личности. Одной из личностных качеств, составляющих профессионально-личностную компетентность педагога - это способность к самоуправлению.

Важным звеном в формировании профессионально-личностных качеств через самовоспитание и саморазвитие является самостоятельная работа, подготовка рефератов по изучаемой педагогической дисциплине.

Задуматься о сущности профессионально-личностной компетентности педагога, его составляющей могут следующие вопросы, предложенные для самостоятельного изучения:

Задания для самостоятельной работы:

1. Имидж как системное понятие.

2. Управление как реализация индивидуального стиля педагога, еголичностных особенностей.

3. Личность педагога и навыки управления коллективом обучающихся.

4. Стили руководства, современные подходы менеджмента в образовании.

5. Потенциал развития личности педагога, руководителя.

6. Требования к руководителю, учителю, классному руководителю, воспитателю, консультанту.

7. Феномен лидерства в коллективе.

8. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

9. Влияние культуры человека на его поведение.

10. Педагогический коллектив как объект управления.

11. Авторитет. Слагаемые авторитета руководителя, учителя, педагога, менеджера образования.

12. Психологический портрет педагога.

13. Содержание потребностно-мотивационного блока готовности к самообразованию.

14. Важнейшие направления самообразования современного руководителя, учителя и менеджера образования.

Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования профессионально-личностной компетентности педагога позволит обеспечить успешное формирование и развитие профессионально-личностной компетентности у бакалавров педагогического образования.

Библиографический список

1. Артюхов А.И. Формирование профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования во внеучебной деятельности университета // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 4 (89). С. 293-294.

2. Байрамов Э.В., Пузанкова Е.Н. Модель формирования коммуникационной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования// Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3 (84). С. 307-312.

3. Беспалько В.П. Общая теория педагогических систем Воронеж, 1975.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015, № 1426). - Текст: электронный.

- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/

Referens

1. Artyukhov A.I. Formation of professional and personal competence of bachelors of pedagogical education in extracurricular activities of the university // Scientific notes of the Orel State University. 2020. No. 4 (89). Pp. 293-294.

2. Bayramov E.V., Puzankova E.N. The model of formation of communication competence using information technologies in teaching bachelors of pedagogical education / / Scientific notes of the Orel State University. 2019. № 3 (84). Pp. 307-312.

3. Bespalko V.P. General theory of pedagogical systems/ V. P. Bespalko. Voronezh, 1975.

4. Bespalko V.P. The components of pedagogical technology/ V. P. Bespalko. M.: Pedagogika, 1989. 192 p.

5. Slastenin V.A. et al. Pedagogy: Textbook for students. higher. ped. studies. institutions/ V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Edited by V. A. Slastenin. M.: Publishing center "Academy", 2002. 576 p.

6. Slastenin, V. A., Podymova, L. S. Pedagogy: innovative activity / V. A. Slastenin, L. S. Podymova. M.: Master, 1997.

7. Federal State educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's degree level) (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04.12.2015, No. 1426). - Text: electronic. - URL:

- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.