13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378 СУГАНОВА М.И.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем. БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: m-suganova@mail.ru ХМЫЗОВА Н.Г.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: trinity_57@mail.ru
UDC 378 SUGANOVA MI.
Candidate of economic Sciences, the department of
marketing, Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru PRAVDYUK V.N.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of educational systems development, OO BOU DPO "Institute of
education development» E-mail: m-suganova@mail.ru KHMYZOVA N.G.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State
University E-mail: trinity_57@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
FORMATION OF SCIENTIFIC AND ECONOMIC CULTURE OF FUTURE BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING
В статье рассматриваются особенности формирования у бакалавров профессионального обучения научно-экономической культуры, профессиональных компетенций и развитие общих интеллектуальных способностей как педагогов учреждений среднего профессионального образования.
Ключевые слова: бакалавр, профессиональное обучение, научно-экономическая культура, научная компетентность.
The article deals with the features of the formation of bachelors ' professional training of scientific and economic culture, professional competencies and the development of General intellectual abilities as teachers of secondary vocational education institutions.
Keywords: bachelor, professional training, scientific and economic culture, scientific competence.
Развитие внутреннего научного интеллекта студентов в процессе обучения, зависит от уровняего образованности, что обусловливает развитие его общих интеллектуальных способностей и формирование общенаучных и профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность бакалавра, в целом включает научную, учебную и проектировочную деятельность, и обеспечивает качество выполнения соответствующих видов профессионально-педагогической деятельности.
Главным достижением учебного учреждения является то, что внедрение в процесс обучения различных инновационных технологий, положительно и эффективно сказывается на формировании у будущих педагогов целостного научного капитала.
Рассматривая проблему формирования у будущих бакалавров интеллектуального капитала, отмечаем важность разработки моделей формирования научной культуры будущих бакалавров в процессе изучения экономических дисциплин. Это обусловлено тем, что постепенно интеллектуальный капитал подвергается старению, прежде всего старению знаний. На это, в свое
время, обращал внимание Климов С.М. [1].
Чтобы не происходило резкое старение знаний после окончания учебного учреждения, необходимо научить студентов самостоятельно использовать образовательные технологии для расширения научного кругозора и углубления профессиональных знаний; для самостоятельного развития творческой активности;для умения добывать информацию, хранить и использовать ее, путем активного приобщения к информационным и компьютерным технологиям.
В связи с этим, считаем, что в процессе подготовки бакалавров по направлению профессиональное обучение, отрасли - экономика и управление необходимо поставить перед преподавательским коллективом конкретные задачи:
- повышать мотивацию к обучению экономическим дисциплинам, активизируя их самостоятельную деятельность;
- распространять обучающие и контролирующие программы для состоятельного пользования студентами;
- применять интерактивные методы в научно-
© Суганова М.И., Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г. © Suganova M.I., Pravdyuk V. N., Khmyzova N.G.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019
познавательной и проектной деятельности.
Эти и другие задачи, как показывают наблюдения, помогают решить проблемы формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров.
Следует отметить, что студенты, подготовкой которых занимается кафедра профессионального обучения и бизнеса, фактически готовы к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе, к педагогической деятельности и способны решать многие социальные, профессиональные, экономические задачи. Все зависит от уровня сформированных у них компетенций, позволяющих качественно выполнять педагогическую деятельность на научной основе.
Не вызывает сомнения, что современное общество, в настоящее время, нуждается в высоко профессиональных рабочих, специалистах, поэтому у будущих педагогов профессионального обучения необходимо формировать высокую культуру научно-педагогического труда.
Будущий преподаватель экономических дисциплин в техникуме и мастер производственного обучения со сформированным научным потенциалом способны к развитию активности обучающихся в различных видах деятельности: научно-творческой, инновационной, профессиональной.
Подготовка компетентного бакалавра профессионального обучения со сформированными экономическими знаниями, соответствует требованиям сегодняшнего дня. Экономическая подготовка проводится также и в соответствии с современными требованиями экономического развития Орловского региона и готовности выпускника к работе в профессиональной школе.
В связи с этим, в подготовке будущих бакалавров формирование научно-экономической культуры занимает одно из первых мест. Преподаватели кафедры активно внедряют формы и методы, направленные на развитие самостоятельной творческой активности студентов, которая неразрывно связана и с научной деятельностью. Особенно ярко это проявляется в ходе работы студентов над научно-творческими проектами, в их участии на научно-практических конференциях, кластерах, скил-сах и тому подобное.
Нами было отмечено, что самостоятельная научно-познавательная деятельность будущих бакалавров-педагогов профессионального обучения носит проблемно-практический характер, которой формируется на самостоятельной активности обучающихся. (Правдюк В.Н., Суганова [2, 3], Хмызова Н.Г. [4, 5, 6]).
Рассматривая проблему повышения уровня сфор-мированности научно-исследовательских компетенций у будущих бакалавров, считаем необходимым дать следующее понятие тому, что: «научная компетентность будущих бакалавров - это эффективное профессионально-педагогическое качество выпускника, проявляющееся в инновационной среде учреждений среднего профессионального образования для повышения научно-технологической инициативы будущих специалистов».
Педагоги, со сформированными научно-исследовательским компетенциями, способны преодолевать возникающие трудности в профессиональной деятельности, чувствовать и принимать решения, по возникающим проблемам в образовании, проявлять проницательность, гибкость мышления, динамичность. Их личностные характеристики, обусловлены самостоятельностью, целеустремленностью, волевыми качества, доброжелательностью, открытостью и другими качествами, присущие педагогу.
Кроме этого, формирование профессиональных компетенций осуществляется не только через содержание образования, а также на основе проявления их активной позиции в социальной, общественной и культурной жизни. Формирование жизненных позиций происходит со значительной долей участия самих студентов в саморазвитии и самосовершенствовании и самореализации. Поэтому необходимо использовать научно-информационный подход как один из ключевых в формировании научной культуры. Данный подход подчеркивает следующее:
- приоритетность деятельности современного педагога СПО;
- динамизм информационного развития в образовательном процессе будущих специалистов;
- готовность обучающихся к оптимальной информационной деятельности в рамках учебного, научного и творческого проектирования.
Студенты умеют добывать научную информацию, хранить ее, перерабатывать и использовать в учебной и научной работе: при написании, рефератов, научных докладов, в подготовке курсовых и впускных квалификационных работ; а также самостоятельно разрешать проблемы, которые могут возникнуть в ходе практик:
- познание и применении педагогических технологий в профессиональном обучении;
- освоение инновационных, в том числе интерактивных педагогических технологий;
- педагогическое сотрудничество и коллективное общение;
- социально-экономические условиях среды техникума;
- самооценка готовности к работе в профессиональном учебном учреждении.
Несомненно, что в ходе обучения у студентов формируется научная культура, ноее эффективность зависит уровня сформированности необходимых компетенций, для выполнения научно-исследовательской деятельности. «Научная компетентность будущих бакалавров - это эффективное профессионально-педагогическое качество выпускника, проявляющееся в инновационной среде учреждений среднего профессионального образования для повышения научно-технологической инициативы будущих специалистов».
Изучая особенности формирования научно-экономической культуры у будущих бакалавров профессионального обучения по отрасли - экономика и управление сформулировано следующее определение:«научно-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
экономическаякультура будущего бакалавра профессионального бучения - это формирование единства экономических знаний и практической профессиональной деятельности в новых условиях социально-экономической среды; формирование умений самостоятельно принимать организационные, конструктивные и другие управленческие решения в педагогической среде профессионального учебного учреждения».
Это понятие позволяет рассматривать процесс формирования научных знаний в области экономики у будущего преподавателя экономических дисциплин в рамках своей профессионально-педагогической деятельности с целью решения учебно-воспитательной задач учреждений СПО.
Формирование научно-экономической культуры бакалавра профессионального обучения осуществляется интегрировано. Необходимо развивать у них мотивацию к научно-экономическому познанию, развивать креативность в области экономики и рефлексии, которая и определяет их будущую деятельность. Это, в настоящее время, происходит в условиях научной среды университета: участие в студенческих грантах, конференциях, олимпиадах, конкурсах и тому подобное.
Формирование научно-экономической культуры будущего педагога профессионального обучения осуществляется с учетом характеристик основных компонентов: аксиологического, деятельностного, личностно-творческого.
Аксиологический компонент направленна развитие у студентов:
- креативного мышления и тяги к научной и творческой работе;
- интереса к изучению экономических вопросов и их роль в педагогической деятельности;
- мотивации к самообразованию в области экономических знаний.
Это способствует накоплению практического опыта по организации и управлению коллективом в образовательном учреждении; принятию правильных управленческих решений.
Деятельностный компонент обеспечивает:
- решение научно-профессиональных задач;
- развитие способности к научному поиску, к освоению методов маркетинговых исследований, проведения мониторинга;
- овладение новейшей экономической, педагогической информацией;
- умение изучать, анализировать, обобщать, использовать передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт подготовки специалистов к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях среды, быть востребованными на рынке труда.
В ходе своей научной деятельности бакалавры учатся оценивать результаты своей деятельности и применять их на практике.
Личностно-творческий компонент развивает творческую индивидуальность, инициативность, самовыражение и самореализацию, изобретательность студентов. В ходе своей научной деятельности бакалавры учатся оценивать результаты своей деятельности и применять их на практике. Формирование научно-экономической культуры студентов по отрасли экономика и управление способствует самостоятельной практической работе.
Анализ научно-педагогической деятельности преподавателей кафедры профессионального обучения и бизнеса показал, что успех формирования научно-исследовательских компетенций у бакалавров зависит от постановки научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива кафедры, которая направлена на решение ряд задач: проведение профильных исследований; подготовка докторских и кандидатских диссертаций; развитие научно-исследовательской работа студентов, магистров, аспирантов, соискателей и докторантов; участие в разработке учебно-методических пособий, монографий, рекомендаций; проведение научных мероприятий.
В целом, следует отметить, что, не смотря на проделанную работу, проблема, формирования научно-экономической культуры будущих бакалавров по отраслям, остается открытой и требует дополнительных исследований.
Библиографический список
1. Климов С.М. Ваш человеческий и социальный капитал [электронный ресурс] / С.М. Климов. -http://www.elitarium.ru.
2. Правдюк В.Н. Формирование научных знаний у будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с программой дисциплины «основы научных знаний». //Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология, частные методики. №1. 2012. С. 313-321.
3. ПравдюкВ.Н., ХмызоваН.Г., МитяеваА.М., КовешниковаЕ.Н., СугановаМ.И. Формирование научной культуры у будущих магистров V.N. Pravdyuk, N.G. Khmyzova, A.M. Mityeva, E.N. Koveshnikovaand M.I. Suganova, 2016. Formation of Scientific Culture in the Process of Preparation of Would be Masters. TheSocialSciences, 11: 6970-6975.
4. ХмызоваН.Г. Научная подготовка будущего педагога в системе профессионального обучения //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -№4 (54) - 2013.- С. 390-394.
5. Хмызова Н.Г. Формирование научно-исследовательской культуры бакалавров профессионального обучения в инновационной - образовательной среде вуза //Научный электронный журнал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. / Педагогические науки. 2013. №4. С.23 -http://www.online-cience.ru/m/products/pedagogical_sciense/gid568/pg12/
6. ХмызоваН.Г., ПравдюкВ.Н. Формирование научных знаний у будущих педагогов профессионального обучения//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. №6. 2011. С. 477-480.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019
References
1. Klimov S. M. Your human and social capital [electronic resource] / S. M. Klimov
2. Pravdyuk V.N. Formation of scientific knowledge of future teachers of vocational training in accordance with the program of discipline «fundamentals of scientific knowledge». // Bulletin of Bryansk state University: General pedagogy. Professional pedagogy. Psychology, private techniques. No. 1. 2012. Pp. 313-321.
3. Pravdyuk V.N., N.G. Khmyzova, A.M. Mityeva, E.N. Koveshnikova and M.I. Suganova, 2016. Formation of Scientific Culture in the Process of Preparation of Would be Masters. The Social Sciences, 11: 6970-6975.
4. Khmyzova N. G. Scientific training of a future teacher in the professional training system //scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. №4 (54) 2013. Pp. 390-394.
5. Khmyzova N. G. Formation of research culture of bachelors of vocational training in the innovative educational environment of the University / / Scientific electronic journal. Humanities, socio-economic and social Sciences. /Pedagogical science. 2013. N»4. Pp. 23 - http://www. online-science.ru/m/products/pedagogical_sciense/gid568/pg12/
6. Khmyzova N. G., Pravdyuk V. N. The formation of scientific knowledge of future teachers of vocational training //scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. No. 6. 2011. Pp. 477-480.