Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД КЕЙСОВ / МЕТОД ПОРТФОЛИО / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROJECT ACTIVITY / CASE STUDY METHOD / PORTFOLIO METHOD / DIGITAL SCHOOL / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Анжелла Владимировна, Осипова Людмила Александровна, Сликишина Ирина Викентьевна

Статья содержит описание процесса формирования профессиональных компетенций в ходе подготовки будущих учителей математики в Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета. В ней рассматривается профессиональная подготовка будущих учителей в ходе изучения дисциплин предметной (математической) подготовки, а также выполнения заданий производственных и учебных практик. Авторами предложен комплексный подход к формированию профессиональных компетенций будущих учителей, основанный на использовании проектной деятельности, метода кейсов, метода портфолио и информационно-коммуникационных технологий в реализации образовательной программы. Обучение студентов и проведение учебных и производственных практик позволило провести оценку результата профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании оценки сформированности профессиональных компетенций. Материалы, полученные в результате разработки и реализации обозначенного подхода, будут интересны руководителям образовательных учреждений, педагогам и преподавателям, занимающимся проблемами подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Анжелла Владимировна, Осипова Людмила Александровна, Сликишина Ирина Викентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article describes the process of forming professional competencies in the course of training future teachers of mathematics in the Novokuznetsk branch of Kemerovo state University. It examines the professional training of future teachers in the course of studying the subjects of subject (mathematical) training, as well as performing tasks of industrial and educational practices. The authors propose a comprehensive approach to the formation of professional competencies of future teachers, based on the use of project activities, the case study method, the portfolio method and information and communication technologies in the implementation of the educational program. Training of students and conducting training and industrial practices allowed to evaluate the result of professional training of future teachers of mathematics based on the assessment of the formation of professional competencies. The materials obtained as a result of the development and implementation of this approach will be of interest to heads of educational institutions, teachers and teachers involved in teacher training.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования

Фомина Анжелла Владимировна,

к.физ.-мат.н., доцент кафедры математики, физики и математического моделирования, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета E-mail: angella_fomina@mail.ru

Осипова Людмила Александровна,

к.пед.н., доцент кафедры математики, физики и математического моделирования, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета E-mail: l-osp@mail.ru

Сликишина Ирина Викентьевна,

к.пед.н., доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета E-mail: slik1331@ya.ru

Статья содержит описание процесса формирования профессиональных компетенций в ходе подготовки будущих учителей математики в Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета. В ней рассматривается профессиональная подготовка будущих учителей в ходе изучения дисциплин предметной (математической) подготовки, а также выполнения заданий производственных и учебных практик. Авторами предложен комплексный подход к формированию профессиональных компетенций будущих учителей, основанный на использовании проектной деятельности, метода кейсов, метода портфолио и информационно-коммуникационных технологий в реализации образовательной программы. Обучение студентов и проведение учебных и производственных практик позволило провести оценку результата профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании оценки сформированности профессиональных компетенций. Материалы, полученные в результате разработки и реализации обозначенного подхода, будут интересны руководителям образовательных учреждений, педагогам и преподавателям, занимающимся проблемами подготовки учителей.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод кейсов, метод портфолио, цифровая школа, профессиональные компетенции

Введение

Компетентностный подход, в отличие от своих предшественников, помимо традиционно важных задач формирования знаний, умений и навыков предполагает ориентацию обучения на развитие профессионально значимых качеств личности обучающегося, усиление прикладной направленности образовательного процесса. В свою очередь задача формирования опыта требует новых подходов к отбору учебного материала, организации работы с ним, к взаимодействию студентов в процессе учения. [1]

На основании профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в ходе подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование по профилю Математика в образовательной программе выделены следующие типы задач профессиональной деятельности:

- обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области "Математика";

- формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- разработка и реализация образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы. [2]

Для решения вышеперечисленных профессиональных задач должна быть сформирована общепрофессиональная компетенция ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий). Кроме того, образовательной организацией определена профессиональная компетенция ПК-1: способен осуществлять разработку и реализацию образовательных программ основного и среднего общего образования по математике на основе специальных научных знаний в предметной области «Математика».

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

Данные компетенции формируются в ходе изучения дисциплин предметной (математической) подготовки, а также при прохождении учебных и производственных практик. Поэтому в ходе подготовки будущих учителей математики нами были поставлены следующие задачи:

1) подтвердить предположение о том, что использование интерактивных методов обучения при изучении математических дисциплин способствует формированию профессиональных компетенций будущих учителей математики и повышает качество прохождения учебной и производственной практик;

2) определить набор интерактивных методов обучения, которые позволят наиболее эффективно осуществлять подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности и выполнению заданий, входящих в состав учебной и производственной практик;

3) выявить преимущества применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации интерактивного обучения, как средства формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики.

Изложение основного материала статьи

Компетентностная модель подготовки современного бакалавра требует внесения изменений в организацию образовательного процесса в вузе. Это приводит к модернизации процесса обучения: его структуры в целом, форм организации учебного процесса и даже характера взаимодействия его участников. В связи с этим, современный преподаватель применяет новые методы общения с учащимися, которые инициируют совместный поиск истины, разнообразную творческую деятельность. Все это наиболее эффективно реализуется при применении интерактивных методов обучения [3].

Согласно требованиям образовательных стандартов, организация процесса обучения предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Интерактивное обучение при этом выступает не только как форма организации деятельности участников образовательного процесса, но и как способ познания, осуществляемый в форме учебного сотрудничества студентов. Применение интерактивных форм обучения приводит к тому, что практически все обучающиеся, участвующие в образовательном процессе, имеют возможность применять и развивать когнитивные способности и творчески осмыслять полученные знания и умения.

Интерактивное обучение по сравнению с традиционными формами ведения занятий, меняет организацию взаимодействия преподавателя и обучаемого. Студенты становятся более активными участниками учебного процесса, а роль преподавателя дополняется созданием условий для самостоятельного поиска необходимых знаний.

В качестве основных интерактивных методов обучения дисциплин математической подготовки

нами были выбраны: метод проектов, метод кейсов и метод портфолио.

Формируемые профессиональные компетенции предполагают готовность к применению, использованию имеющихся знаний, а это невозможно без понимания, где и зачем они нужны. Поэтому в ходе изучения дисциплин предметной (математической) подготовки мы используем проекты в которых студенты рассматривают некоторый математический объект, устанавливают различные характеристики этого объекта с точки зрения его роли и практической значимости в рамках рассматриваемой теории, раскрывают влияние этого объекта на другие области науки. Работа над такими проектами позволяет обеспечить целостность предметной подготовки будущего учителя математики, пополнить знания студентов сведениями из других областей, сформировать систему ценностей, как результат собственной учебной деятельности, размышлений, споров, обсуждений, защиты своей позиции, приобрести коммуникативные и исследовательские умения.

Одной из интерактивных технологий, применяемых нами при формировании профессиональных компетенций в ходе освоения студентами дисциплин предметной (математической) подготовки является кейс-технология (метод кейсов). Суть ее заключается в том, что в процессе работы с реальной жизненной ситуацией (проблемой), студенту требуется актуализировать знания, полученные ранее (в ходе изучения конкретной дисциплины), а если знаний не хватает, то найти их и применить. В ходе работы с кейсами студенты используют теоретический материал курса и другие источники информации, что делает возможным организовать также и внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Кроме того, что очень важно, кейс-метод в подготовке будущего учителя позволяет организовать самостоятельную учебную работу студентов, направленную на:

- самостоятельное изучение и обсуждение ситуации ими;

- проектирование ситуации студентом (группой студентов) на себя с позиции учащегося и с позиции учителя, рефлексию;

- совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;

- прогнозирование развития ситуации;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения» [4].

Приведем примерную структуру кейсов по дисциплинам предметной (математической) подготовки.

1. Введение - первые несколько абзацев (название кейса, постановка задачи).

2. Проблема - несколько абзацев (краткое описание проблемы; описание структуры проблемной ситуации, если возможно).

3. Материалы для решения - структурированы в форме вопросов и ответов или разбиты на темы и подтемы (материалы, необходимые для ре-

шений каждого конкретного кейса, самостоятельно определяются автором, цель этого раздела -в явной интерактивной форме представить большой объем информации). [5]

Так как кейс-технология используется для реализации деятельностного подхода в школе, то студенты осваивают ее сначала с позиции ученика, а потом во время прохождения практик и с позиции учителя.

Кроме того, решение кейсов может применяться как эффективный способ оценивания уровня владения профессиональными компетенциями. [6]

Метод портфолио (портфель достижений) является механизмом содержательной оценки деятельности студента в течение всего обучения в вузе. Как результат, на образовательном портале вуза создается электронное портфолио студента, в котором представлена совокупность студенческих работ и документов, собранных с применением электронных средств и носителей.

Использование этого метода способствует активизации самостоятельной работы студентов, а также выступает оценкой сформированности компетенций, заложенных в стандарте, в том числе и профессиональных.

Кроме того, в сочетании с рейтинговой системой, портфель достижений позволяет преподавателю уйти от традиционного подхода к оценке учебной деятельности студентов и видеть их достижения в рамках конкретной дисциплины.

В современных условиях цифровизации процесса обучения и системы образования в целом, особенно актуальным становится применение широких возможностей компьютерной техники в обучении. Доступность и разнообразие форм образовательного контента, появление новых инструментов и технологий обучения, в том числе и технологий, которые позволяют учиться в любое время и в любом месте, требуют от современного учителя знаний системного подхода. Системный подход используется в формировании этапов учебного процесса, выстраиванию единой системы целей, применении современных методов, материалов и технологий обучения, что особенно важно при переходе на дистанционную форму обучения школьников.

Традиционно, в России и за рубежом дистанционные формы обучения использовались в основном для обучения студентов высших и профессиональных учебных заведений. Лишь в последнее время, в сложной эпидемиологической обстановке, в условиях ограничительных мероприятий, нарастают темпы и качество использования информационных технологий и дистанционного обучения в целом.

Все более популярным становится использование мобильных устройств для обучения, так как мобильное устройство всегда доступно, обучение происходит в естественном для школьника темпе, результаты обучения конфиденциальны, существует быстрый выход к образовательным ресурсам и в социальные сети, где можно немедленно

поделиться впечатлениями от учебного процесса. Для педагога мобильное обучение дает возможность оказать психологическую поддержку учащихся из группы риска, связаться с обучающимися в удобное время и в любом месте, что расширяет возможности коллективной работы и повышает эффективность учебного процесса в целом. [7]

В этой связи актуален вопрос приобретения будущими учителями навыков применения информационных технологий в качестве средства формирования профессиональных компетенций. В нашей практике обучения студентов использовалась проектная деятельность с применением современных информационных технологий. Для организации работы над проектами традиционно используются офисные программы, работа с которыми не требует специальной подготовки.

В проектном методе можно использовать редакторы презентаций и программы для поддержки проектной деятельности, такие как Project или его сетевые аналоги: SCIM (System for Cross-domain Identity Management) или TRELLO (системы управления проектами по методу японских канбан-досок). Поскольку проектная деятельность подразумевает коллективную или групповую работу, для обеспечения общения применяются информационно-коммуникационные технологии. Безусловным лидером обеспечения сетевого взаимодействия участников образовательных проектов являются системы дистанционного обучения (СДО), такие как MOODLE, ATutor, Google Класс и другие.

Эти системы обладают широкими функциональными возможностями и дают необходимы инструментарий для реализации современных интерактивных методов обучения. С помощью СДО возможно реализовать кейс-метод, создать и опубликовать портфолио, организовать любое взаимодействие педагогов и учеников в процессе обучения. [8]

Для подготовки студентов к профессиональной деятельности в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета используются методы электронного обучения на базе LMS Moodle, групповая и самостоятельная работа студентов по всем базовым дисциплинам. Занятия проводятся как дистанционно, так и в традиционной аудиторной форме, на базе функциональных возможностей дистанционного образовательного портала развернутого на основе СДО Moodle, расположенного в сети по адресу: https:// moodle.nbikemsu.ru/.

Особенно актуальным нам представлялось организовать проектную деятельность и реализовать кейс-метод в изучении дисциплин, имеющих непосредственное отношение к профильной подготовке студентов - дисциплин предметной подготовки по профилю «Математика».

Основным отличием представляемого нами комплексного подхода стало обучение будущих учителей математики выполнению заданий учебной и производственной практик, реализуемых в том числе и дистанционно.

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

Первоначально, результаты обучения были достаточно удовлетворительны, но статистических подтверждений этому получено не было, потому что на данном этапе было важно отработать организационные моменты и сформировать банк тем проектов, кейсов и отработать реализацию метода портфолио в электронной среде.

Далее нами была поставлена задача организовать образовательный процесс, позволяющий более точно оценить сформированность профессиональных компетенций в результате обучения математическим дисциплинам и организации прохождения учебной и производственной практик. Для этого необходимо было определить перечень дисциплин для реализации проектного обучения и формирующих профессиональные компетенции.

Для выбора дисциплин был проведен анализ образовательной практики, наличия кейсовых заданий и проектов при изучении той или иной дисциплины. Была проведена экспертная оценка всех дисциплин учебных планов и из всех дисциплин выбрали 5 для проведения эксперимента (таблица 1).

Таблица 1. Выбранные для экспериментального обучения дисциплины образовательных программ

Название дисциплины Применяемые методы Формируемые профессиональные компетенции Результат в портфолио на образовательном портале

Геометрия Кейс-метод ПК-1 Экзамен

Математический анализ Кейс-метод ПК-1 Экзамен

Методика обучения математике Метод проектов ОПК-2 Зачет, экзамен

Проектно- технологическая практика Метод проектов ОПК-2 Зачет с оценкой

Педагогическая практика Метод проектов ПК-1 Зачет с оценкой

В процессе проведенного обучения были получены статистические данные, которые были обработаны. Процесс сбора данных обеспечивался применением возможностей учета в используемых компьютерных программах. Сформирован-ность профессиональных компетенций оценивалась тестами, которые были составлены с учетом всех требований к оценочным материалам формирования компетенций.

Выводы

В результате проведенного исследования было выявлено, что студенты, которые обучались с примеси нением интерактивных методов обучения, исполь-Ц зуя информационные технологии, показали высо-о кий уровень сформированности профессиональных ем компетенций. Практическая значимость представ-зе ленных в статье результатов заключается в том, что

вовлечение студентов в учебный процесс на основе предложенного подхода позволяет приобрести студентам навыки коллективной работы, критическому осмыслению поставленных задач и методов их решения, использования информационных и дистанционных технологий в процессе обучения.

Были выявлены особенности формирования необходимых профессиональных компетенций как результат комплексного применения метода проектов, метода кейсов и метода порфолио, показана положительная динамика повышения уровня владения цифровыми технологиями и как следствие этого - организации единого цифрового образовательного пространства.

Литература

1. Педагогика высшей школы: монография / Е.К. Артищева, А.И. Газизова, С.Р. Мугалли-мова и др. - Книга 2. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 177 с.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544н (с изм. от 25.12.2014)/ URL: http://fgosvo. ru/docs/101/69/2/1

3. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУ-СУР - Томск: ТУСУР, 2012.

4. Сентябова Т.А., Тимофеева Н.Б. Управление самостоятельной учебной деятельностью студентов с помощью кейс-метода // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=8098

5. Позднякова Е.В., Осипова Л.А., Долматова Т.А. Особенности формирования специальных профессиональных компетенций бакалавров математического профиля педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3; URL: http:// www.science-education.ru/article/view?id=26418

6. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. - М.: Гардарики, 2000. - 502 стр.

7. Slikishina, I., V, Korovina, Yu., V, A future teacher training for professional activity in a digital school / Proceedings of the 1st international scientific conference modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE2019); URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ mtde-19/125908898

8. Сликишина И. В., Коровина Ю.В. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования профессиональных компетенций в дополнительном профессиональном обра-

зовании // Вестник Томского государственно педагогического университета. - 2018. -№ 8; URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive. html?year=2018&issue=8&article_id=7164

INTERACTIVE LEARNING AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Fomina A.V., Osipova L.A., Slikishina I.V.

Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University

The article describes the process of forming professional competencies in the course of training future teachers of mathematics in the Novokuznetsk branch of Kemerovo state University. It examines the professional training of future teachers in the course of studying the subjects of subject (mathematical) training, as well as performing tasks of industrial and educational practices. The authors propose a comprehensive approach to the formation of professional competencies of future teachers, based on the use of project activities, the case study method, the portfolio method and information and communication technologies in the implementation of the educational program. Training of students and conducting training and industrial practices allowed to evaluate the result of professional training of future teachers of mathematics based on the assessment of the formation of professional competencies. The materials obtained as a result of the development and implementation of this approach will be of interest to heads of educational institutions, teachers and teachers involved in teacher training.

Keywords: project activity, case study method, portfolio method, digital school, professional competencies.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Pedagogy of higher education: monography/ E.K. Artishcheva, A.I. Gazizova, S.R. Mugallimova i dr. - V 2. - Novosibirsk: publishing house TSRNS, 2014. - 177 p. (in Russian).

2. Professional standard " Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)» URL: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/1

3. Kosolapova M.A., Efanov V.l., Kormilin V.A., Bokov L.A. Regulations on methods of interactive training of students in the Federal state educational standard 3 at a technical University: for TUSUR teachers-Tomsk: TUSUR, 2012.

4. Chabova T.A., Timofeyeva N.B. Managing students independent learning activities using the case method // Modern problems of science and education. - 2012. - № 6.; URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=8098

5. Pozdnyakova E. V., Osipova L.A., Dolmatova T.A. // Modern problems of science and education. - 2017. - № 3; URL: http:// www.science-education.ru/article/view?id=26418

6. Barnes L. B., Christensen R.K., Hansen E.J. The teaching method and specific situations: a textbook, situation, and additional resources. - Moscow: Gardariki, 2000. - 502 p.

7. Slikishina, I. V, Korovina, Yu. V, A future teacher training for professional activity in a digital school / Proceedings of the 1st international scientific conference modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE2019); URL: https://www.atlantis-press. com/proceedings/mtde-19/125908898

8. Slikishina, I.V., Korovina, Yu.V, Network interaction of teachers as a means of forming professional competencies in additional professional education// Bulletin of the Tomsk state pedagogical University. - 2018. - № 8; URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/ar-chive.html?year=2018&issue=8&article_id=7164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.