Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / жизненная перспектива / ценности / цели / самоопределение / цифровые компетенции / youth / life perspective / values / goals / self-determination / digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Д. Скосырева, А.В. Зинич, В.М. Помогаев, В.И. Разумов, Ю.Н. Ревякина

В статье проведен анализ влияния цифровизации на жизненные перспективы, цели и ценности молодежи. В качестве эмпирической базы исследования использованы результаты социологического опроса, проведенного в октябре – ноябре 2021 года в десяти субъектах Сибирского федерального округа. Цель исследования – изучение различных аспектов профессионального и жизненного самоопределения молодежи. Всего было опрошено 5 092 респондента. Участники опроса – обучающиеся школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также представители работающей молодежи Сибири. Одной из задач исследования являлось установление зависимости жизненного планирования, целеполагания и ценностного ориентирования от уровня владения компетенциями в цифровой сфере. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе факторного анализа предпринята попытка выявить различия в представлениях молодежи с высоким, средним и низким уровнем цифровой грамотности о жизненной перспективе, целях и условиях достижения успеха. Анализ результатов эмпирического исследования показал дифференцированность влияния цифровизации на жизненные планы, ценности и цели различных групп молодежи. Установлено: молодые люди с высоким уровнем цифровой компетентности демонстрируют отдаленные горизонты жизненного планирования, для них наиболее важной жизненной целью является достижение профессионального успеха, а среди условий, его определяющих, наиболее значимыми выступают интеллектуальные факторы, наличие стартового капитала, практических знаний, навыков и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Д. Скосырева, А.В. Зинич, В.М. Помогаев, В.И. Разумов, Ю.Н. Ревякина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON LIFE PLANS AND VALUES OF YOUTH

The article analyzes the impact of digitalization on life prospects, goals and values of young people. As an empirical basis for the study, the results of a sociological survey conducted in October – November 2021 in ten subjects of the Siberian Federal District are used. The task of the study is to study various aspects of the professional and life self-determination of young people. A total of 5092 respondents were interviewed. The survey participants are students of schools, institutions of primary and secondary vocational education, higher educational institutions, as well as representatives of the working youth of Siberia. One of the objectives of the study was to identify the dependence of life planning, goal setting and value orientation on the level of competencies in the digital sphere. The novelty of the study lies in the fact that for the first time, on the basis of factor analysis, an attempt was made to identify differences in the ideas of young people with different levels of digital literacy about life prospects, goals and conditions for achieving success. An analysis of the results of an empirical study showed the differentiation of the impact of digitalization on the life plans, values and goals of various groups of young people. It has been found that young people with a high level of digital competence demonstrate distant horizons of life planning, for them the most important life goal is to achieve professional success, and among the conditions that determine it, the most significant are intellectual factors, the availability of start-up capital, practical knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Москва, 2014.

2. Балыкова И.Е. Об актуальности формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей как условия их успешного трудоустройства. Материалы международной научно-методической конференции. 2020: 33 - 35.

3. Суртаева Н.Н., Щебельская Э.Г Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза. Человек и образование. 2016; № 2 (47): 25 - 28.

4. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

5. Адольф В.А., Балыкова И.Е. Исследование формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования (теоретические и практические аспекты). Образовательные технологии. 2021; № 2: 40 - 51.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Moskva, 2014.

2. Balykova I.E. Ob aktual'nosti formirovaniya obschih kompetencij studentov pedagogicheskih kolledzhej kak usloviya ih uspeshnogo trudoustrojstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2020: 33 - 35.

3. Surtaeva N.N., Schebel'skaya 'E.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetencij studentov vuza. Chelovekiobrazovanie. 2016; № 2 (47): 25 - 28.

4. Ippolitova N.V. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

5. Adol'f V.A., Balykova I.E. Issledovanie formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (teoreticheskie i prakticheskie aspekty). Obrazovatel'nye tehnologii. 2021; № 2: 40 - 51.

Статья поступила в редакцию 31.01.22

УДК 371.134

Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University

n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0003-3532-1720, E-mail: nd.skosyreva@omgau.org

Zinich A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia),

ORCID: 0000-0003-2265-5633, E-mail: av.zinich@omgau.org

Pomogaev V.M., Cand. of Sciences (Economy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0003-4889-6830, E-mail: vm.pomogaev@omgau.org

Razumov V.I., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0002-6904-9764, E-mail: vi.razumov@omgau.org Revyakina Yu.N, Public Relations Manager, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0002-4641-9670, E-mail: yun.revyakina@omgau.org

Vasyukova M.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0001-9132-936Х, E-mail: mv.vasyukova@omgau.org

ANALYSIS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON LIFE PLANS AND VALUES OF YOUTH. The article analyzes the impact of digitalization on life prospects, goals and values of young people. As an empirical basis for the study, the results of a sociological survey conducted in October - November 2021 in ten subjects of the Siberian Federal District are used. The task of the study is to study various aspects of the professional and life self-determination of young people. A total of 5092 respondents were interviewed. The survey participants are students of schools, institutions of primary and secondary vocational education, higher educational institutions, as well as representatives of the working youth of Siberia. One of the objectives of the study was to identify the dependence of life planning, goal setting and value orientation on the level of competencies in the digital sphere. The novelty of the study lies in the fact that for the first time, on the basis of factor analysis, an attempt was made to identify differences in the ideas of young people with different levels of digital literacy about life prospects, goals and conditions for achieving success. An analysis of the results of an empirical study showed the differentiation of the impact of digitalization on the life plans, values and goals of various groups of young people. It has been found that young people with a high level of digital competence demonstrate distant horizons of life planning, for them the most important life goal is to achieve professional success, and among the conditions that determine it, the most significant are intellectual factors, the availability of start-up capital, practical knowledge, skills and abilities.

Key words: youth, life perspective, values, goals, self-determination, digital competencies.

НД. Скосырева, канд. филос. наук, зав. каф. философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: nd.skosyreva@omgau.org

A.В. Зинич, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: av.zinich@omgau.org

B.М. Помогаев, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: vm.pomogaev@omgau.org

В.И. Разумов, д-р филос. наук, проф., Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: vi.razumov@omgau.org

Ю.Н. Ревякина, менеджер по связям с общественностью, Омский государственный агарный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: yun.revyakina@omgau.org

М.В. Васюкова, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: mv.vasyukova@omgau.org

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

В статье проведен анализ влияния цифровизации на жизненные перспективы, цели и ценности молодежи. В качестве эмпирической базы исследования использованы результаты социологического опроса, проведенного в октябре - ноябре 2021 года в десяти субъектах Сибирского федерального округа. Цель исследования - изучение различных аспектов профессионального и жизненного самоопределения молодежи. Всего было опрошено 5 092 респондента. Участники опроса - обучающиеся школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также представители работающей молодежи Сибири. Одной из задач исследования являлось установление зависимости жизненного планирования, целеполагания и ценностного ориентирования от уровня владения компетенциями в цифровой сфере. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе факторного анализа предпринята попытка выявить различия в представлениях молодежи с высоким, средним и низким уровнем цифровой грамотности о жизненной перспективе, целях и условиях достижения успеха. Анализ результатов эмпирического исследования показал дифференцированность влияния

цифровизации на жизненные планы, ценности и цели различных групп молодежи. Установлено: молодые люди с высоким уровнем цифровой компетентности демонстрируют отдаленные горизонты жизненного планирования, для них наиболее важной жизненной целью является достижение профессионального успеха, а среди условий, его определяющих, наиболее значимыми выступают интеллектуальные факторы, наличие стартового капитала, практических знаний, навыков и способностей.

Ключевые слова: молодежь, жизненная перспектива, ценности, цели, самоопределение, цифровые компетенции.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366

Теоретическим основанием изучаемой проблемы явились исследования жизненного и профессионального самоопределения молодежи Кравченко А.И. [1], Константиновского Д.Л., Чередниченко ГА. [2], Чупрова, В.И., Зубок, Ю.А. [3], Шафранова-Куцева ГФ. [4], Зеер Э.Ф. [5], жизненной перспективы и ценностных ориентаций Коростелевой Т.В. [6], Волокитиной А.А. [7], авторского коллектива монографии «Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия» [8], Ральниковой И.А. [9], Селивановой З.К. [10], влияния цифровизации на формирование профессиональной культуры молодежи Бродовской Е.В., Дом-бровской А.Ю., Пырма РВ., Синякова А.В., Азарова А.А. [11].

Однако современная ситуация, характеризующаяся цифровизацей всех сфер жизни, требует, на наш взгляд, включения в программы исследования новых факторов, влияющих на процессы самоопределения молодежи. Среди таких факторов актуальным является уровень владения цифровыми компетенциями . Планируяисследование с внборкойне менее 5 тысячреспондентов Сибирского федерального округа, авторами было осуществлено «пилотное» лнкетирпвание л ПОНО году, в ходе которогобыло опсолдно 116Пучзнтников -студентов Омского государственного аграрного университета очной и заочной форм обучения [12; 13; 14]. Итоги анкетирования были учтены при составлении исслндо вате ск зй пуогреюм ы, реалинуемей вСнби|ос ком Педм|памь но и окдоге в 2021-2022 гг., и явились базой для проведения сравнительного анализа по уярп знечнмылхоказетзлел. Среди таких показателей - жизненные перспекти-

вы, цели и ценности молодежи и их взаимосвязь с уровнем владения цифровыми компетенциями.

С целью выявления горизонтов жизненного планирования в анкете был сформулирован вопрос о периоде, на который чаще всего молодые люди формулируют свои цели. Анализ ответов привел к выводу о том, что с повышением уровня цифровых компетенций снижается доля молодых людей с низкими горизонтами планирования (с 10,6% до 4,5%, см. соответствующую линию тренда на рис. 1) и увеличивается доля тех, кто уже распланировал всю свою жизнь (с 11,6% до 13%). В группе молодежи с низкими компетенциями преобладает горизонт планирования с периодом от нескольких дней до нескольких недель (21,4%), со средними компетенциями - в равной степени «несколько дней - недель» (20,7%) и период до 5 лет (20,1%), тогда как в группе с высокими компетенциями в цифровой сфере чаще отмечался пятилетний период планирования (19,8%). Таком обмазнм,намиотмечхно, чхввлюзкирурлоень навыков и знаний в цифровой сфере предопределяет навыки долгосрочного планирования жизни.

Чтдкаиаетсн оодерсанняжпзненлыо цепеН,ткастникам анкетирования предлагалось ответить на следующий вопрос: «Если Вы ставите цели, то какие из них Вы бы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет?» Среди всех участников опро-панеиммлхшее колинеттиовр|б оровстноснтспнмауе^ась ным целям (59,6%), менее всего молодежь интересует достижение определенного статуса и положения в обществе (13,3%).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Для Вас лично оптимальнее ставить жизненные цели...», группы молодежи с разным уровнем цифровых компетенций, %

Материальное обеспечение Пр о ф ее сиональный успех Образование Создание семьи Карьерный рост, продвижение по службе Собственный бизнес Связи, деловые знакомства Статус, положение в обществе

Зaшpyон:%ocьoмветнгс Щ Зр

59,6%

6%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Если Вы ставите цели, то какие из них Вы бы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет?»

Как показал факторный анализ, цели достижения материальной обеспеченности, приобретения деловых связей и знакомств, организации собственного бизнеса не связаны с уровнем цифровых компетенций молодежи, тогда как цели достижения профессионального успеха для молодежи с высоким уровнем цифровых компетенций имеют большее значение (50% выборов), чем для других групп молодежи (по 43,8% выборов). Любопытно, но это единственная цель, которую молодежь с высоким уровнем компетенций в цифровой сфере выбирает значимо и существенно чаще. Так, например, карьерный рост чаще попадает в число трех значимых жизненных целей молодежи с низким уровнем компетенций (35,3%), создание семьи в равной мере становится целью молодежи, тогда как для тех, кто имеет высокие компетенции, семья незначительно чаще выбирается в качестве цели (34,4%). В группе со средним уровнем эта цель предпочиталась в 36,3% случаев, а в группе с низкими компетенциями - в 34,2% случаев.

Достижение желаемого положения в обществе для молодежи с более низкими компетенциями чаще выступает в качестве жизненной цели - более 13%, тогда как для высококомпетентных в цифровой сфере молодых людей было отмечено только в 10,4% случаев.

Можно сделать общий вывод, что молодежь с высокими цифровыми компетенциями болеемотивирован ана пяофессионтмьныедвятиженио, позволяющив им обеспечить достойный, по их представлениям, образ жизни, целевые ориен-яияы мооедидисболем нискнмвиовнеомомимтевцийВолеедаз ооьавревльао (рис. 3).

Собственный бизнес Связи, деловые знакомства Статус, положение в обществе Образование

Создание семьи

Карьерныйрост, продвижение по

службе

Материальное обеспечение ^

но.;.

Профессиональныйуспех

■ 1-4 балла - низкий "5-7 баллов - средний ■ 8-9 баллов - высокий

Рис.З.еосплддедвнид оевемдвнм ввпьом:«асли Вы сттвеяе цери, то какие цели Вы бы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет?», гевпгы с лансымировмелеяфрьвыхяодпетенций,двожествсиныерыбо роз %

Следующий вопрос анкеты предполагал определить значимость факторов успеха у различных категорий молодежи. Было выявлено, что молодежь с высоким уровнем компетенций чаще отмечает значимость стартового капитала (3е,3%), нояеже преасровттелевгпврп с Полил анзкьмькомнееендлями-оо-ральную поддержку близких (16,5%). Они выше оценивают важность наличия ирастьаеских знание, ваивосви спмноеносией(41,2%)и нумрых свизен и ива-комств (23,6%).

Ж^^с^/^ывг^юв сьсреднвм ииoвиммвифpoжыекмопeтeновHмоc■гевелне чаще выбирали такой фактор успеха, как постоянное самосовершенствование МЮЩ веле^тремлентослье^орвтяо(24Мою), оелмдеи<всцизкимяро—ем кoмneтаециЙpeзнaвияeльнoхaые етмдзaлмлoлв мopляьзoHпoодевькт блязких (40,н%),еысорогн у^вня янтхлдек^^ <^ь) с^иьльжмеетввно^т^ь, акливкой мязнтанoeнлззн^иЫй 4%).

Одной из задач исследования являлось определение уровня удовлетворен-нонтя жянниюв цлломн oтдрылнзlмж eeстеpoнджя. Mбстржмaоaлогa,аpдвд-денного для подвыборок молодежи с разным уровнем цифровых компетенций, ыюя гв^пос; высо^ь^о^ви средт^мя^с^мпотеоци^1^я.выделвн^1 гртг^ьжо^т^т^Ри^!^, определяющих удовлетворённость жизнью. По итогам проведенных аналитиче-скnжттдвeднтмоя ((упие н нeткьы уровнем цофржвнынлмпятвнцяй фаатормая структура не была сформирована, то есть пространство смыслов, описывающих удотлевнорльность жвзнпю,ьеьтpсгттвяpжвaрлыля энов фунлыиюлодых л едой, якдмытlтЫоУтлp р| н^ее^ныооютт^^нвьегв^>^^ет ^(^(^в^я) (^веткуваоьлeуяopдн-ргр^ны молодежно вьыс^квм^оь^^м колоутбьвян

в ыделено три значимых фактора, описывающих 74,2% дисперсии, для группы со средним уровнем компетенций в цифровой сфере - два значимых фактора, в cлвдгнвнбcбя бллaклeяяeтюLылx бь% дяипдрсти.

Для группы с высокими компетенциями в первый фактор (43%, А = 4,3) с высокямя нмгряз кемяиошлвтакие naиaeмтны:зaзl<aяpcтве знaвнйьжмлющa-яся квалификация (г = 0,802), востребованность образования и компетенций н = (084М,утнювия я возмооноави гжoфдсcнpндыlжoй пвдгосевкн (г = 0:еЖ4)n профессия, учеба (г = 0,739). Смысл второго фактора (13,35%, А = 1,3) задается

переменными качества жизни (г = 0,812), материального положения (г = 0,785) и жизни в целом (г = 0,789), третьего (10,2%, А= 1,0) - переменными, описывающими возможности реализации предпринимательских способностей (г = 0,648), возможности реализовать культурные запросы (0,754) и условия досуга (0,788).

То есть первый фактор можно условно назвать интеллектуальным капиталом, сопряженным с профессиональными компетенциями, второй фактор, скорее, отражает общий уровень благополучия, а третий - фактор культурных возможностей.

Для группы молодежи со средним уровнем цифровых компетенций в первый фактор (44,8%, А = 4,5) вошли шесть переменных с нагрузками в диапазоне от 0,482 до 0,784 - те, которые описывают качество знаний и имеют квалификацию, востребованность образования и обладают компетенциями, во второй фактор (11,9%, А = 1,2) с нагрузками в диапазоне 0,827-0,520 вошли переменные «качество жизни», «материальное положение», «жизнь в целом», «возможность реализовать культурные запросы» и «условия досуга».

Таким образом, для группы молодежи со средним уровнем цифровых компетенций общую удовлетворенность жизнью определяет в первую очередь фактор знаний и компетенций, во вторую - фактор социально-экономического и социально-культурного благополучия (при этом второй элемент - социокультурный - нагружает этот фактор в существенно меньшей степени). То есть группы факторов удовлетворенности жизнью - знаниевые, экономические и культурные - более четко структурярованы в сознаняя молодежя с высокям уровнем цифровых компетенций, при этом параметры социокультурного характера отходят по сравнению с факторами интеллектуального капитала, профессиональных навыков и социально-экономического благополучия на дальний план. Для молодых людей со средним уровнем цифровых компетенций потребности культурного характера носят, скорее, более значимый характер, а в сознании молодежи с низкой цифровой компетенцией все три фактора в равной степени важны и сложно поддаются иерархизации.

С учетом выявленных значимых различий в оценках ценностей жизни группами молодежи, различающимися уровнями цифровой грамотности, мы решили построить факторную матрицу, по итогам которой для разных групп молодежи выявлено следующее (см. табл. 1).

Для группы молодежи с высоким уровнем цифровых компетенций выделены четыре значимых фактора, которые в совокупности описывают 70,4% дисперсии. Первых из них (27% дисперсии, А = 3,5) определяется смыслами свободной, патриотично настроенной личности, живущей в стабильном государстве (пять переменных с нагрузками в диапазоне 0,438-0,833), второй фактор (15,6%, А = 2,0) сформирован четырьмя переменными экономически благополучной длительной жизни в комфорте при широких возможностях удовлетворять свои потребности (0,489-0,838), смысл третьего фактора определяется (12,6%, А = 1,6) семейными ценностями (г = 0,874) и благополучием детей (г = 0,861), четвертого (8,4%, А = 1,1)-духовными итворческими потребностями (0,755-0,786).

Для группы молодежи со средним уровнем цифровой компетентности выявлено также четыре фактора (70,8% дисперсии), первый из них (31,6%, А = 4,1) опирается на такие смыслы, как патриотизм (три переменные в диапазоне 0,780-0,834), второй (14,2%, А = 1,8) - эгоистические ценности свободной личности, живущей в стабильном государстве (шесть переменных в диапазоне 0,427-0,830), третий (9,5%, А = 1,2) базируется на переменных, смысловым образом объединенных ценностями семейственности (0,791-0,882), смысл четвертого фактора (64,1%, А = 1,2) связан с удовлетворением творческих и духовных потребностей.

Матрица факторных нагрузок, построенная для группы молодежи с низким уровнем цифровой компетентности, описывает 66,7% дисперсии и содержит три значимых фактора. Первый из них (39,6%, А = 5,1) опирается на любопытные, ранее не зафиксированные сочетания переменных: комфортно жить, ни в чём себе не отказывая (г = 0,797), достижение материального достатка (г = 0,810), крепкое здоровье и прожить как можно дольше (г = 0,610), жить в стабильном государстве (г = 0,66) и быть свободной личностью (0,685). Второй фактор (11,3%, А = 1,5) включает в себя переменные патриотизма (0,782-0,849), третий (8,1%, А = 1,1) - семейных, духовных, творческих ценностей, а также возможности брать отжизнивсе.

Анализ результатов эмпирического исследования показал дифференци-рованность влияния цифровизации на жизненные планы, ценности и цели различных групп молодежи. Нами установлено, что чем выше уровень цифровой компетентности, тем выше горизонты жизненного планирования. Для молодых людей, обладающих высокими цифровыми компетенциями, наиболее важной жизненной целью является достижение профессионального успеха, позволяющего им обеспечить достойный, по их представлениям, образ жизни. Целевые ориентиры молодежи с более низким уровнем компетенций разнонаправлены, из наиболее часто выбираемых можно назвать карьерный рост, создание семьи, достижение положения в обществе. Среди факторов, определяющих успех, наиболее значимым для молодых людей с высоким уровнем цифровых компетенций является значимость стартового капитала. Молодые люди со средним уровнем цифровых компетенций чаще выбирали такой фактор успеха, как постоянное самосовершенствование и целеустремленность, упорство, а молодежь с низким уровнем компетенций чаще отмечали роль моральной поддержки близких, высокого уровня интеллекта и социальной активности. Оценивая степень удов-

Таблица 1

Повернутая матрица компонентов^

Высокий Средний Низкий

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3

Создание крепкой, дружной, счастливой семьи ,116 -,058 ,874 ,087 ,172 -,042 ,882 ,014 ,116 ,209 ,647

Следовать принципу: «брать от жизни всё, получать от неё как можно больше удовольствий» -,059 ,672 -,012 ,368 -,143 ,427 ,249 ,416 ,399 ,001 ,417

Постигать духовное наследие предшествующих поколений (литература, наука, музыка, и т.д.) ,197 -,085 ,149 ,786 ,239 -,086 ,110 ,774 ,006 ,164 ,693

Уверенность в будущем благополучии своих детей ,166 ,036 ,861 ,171 ,216 ,178 ,791 ,165 ,389 ,230 ,694

Возможность реализации своих творческих способностей ,014 ,171 ,131 ,766 ,120 ,227 -,002 ,786 ,306 ,118 ,681

Комфортно жить, ни в чём себе не отказывая -,006 ,823 -,036 ,018 -,061 ,814 ,069 ,106 ,797 -,009 ,171

Достижение материального достатка ,150 ,838 ,065 -,127 ,063 ,830 ,052 ,045 ,810 ,087 ,215

Крепкое здоровье и прожить как можно дольше ,113 ,489 ,474 ,106 ,265 ,448 ,430 ,041 ,610 ,260 ,296

Жить в стабильном государстве ,624 ,224 -,017 -,118 ,498 ,601 ,062 ,056 ,661 ,374 ,085

Любить и укреплять Родину ,833 -,011 ,123 ,180 ,780 ,038 ,261 ,147 ,212 ,782 ,255

Чувствовать себя свободным в своей стране ,438 ,430 -,028 ,064 ,430 ,690 -,026 ,050 ,686 ,390 ,097

Защищать Родину от внешних врагов ,779 -,075 ,165 ,211 ,834 ,025 ,188 ,113 ,136 ,849 ,213

Защищать Родину от тех, кто разрушает Россию изнутри ,802 ,029 ,207 ,002 ,804 ,093 ,108 ,094 ,152 ,827 ,148

летворенности различными сферами жизни, мы выделили три группы факторов: знаниевые, экономические и культурные. Установлено: в сознании молодежи с высоким уровнем цифровых компетенций эти факторы более четко структурированы, при этом на вершине иерархии находятся интеллектуальные факторы.

Библиографический список

Для молодых людей со средним уровнем цифровых компетенций потребности культурного характера носят более значимый характер, а в сознании молодежи с низкой цифровой компетенцией все три фактора в равной степени важны и сложно поддаются иерархизации.

1. Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории. Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2017; № 1: 49 - 66.

2. Константиновский Д.Л., Чередниченко ГА. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований: монография. Москва, 2017.

3. Чупров В.И., Зубок, Ю.А. Социология молодежи. Москва, 2020.

4. Шафранов-Куцев ГФ. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников. Интеграция образования. 2019; № 1: 110 - 118.

5. Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи. Актуальные проблемы психологического знания. 2015; № 3:16 - 26.

6. Коростелева Т.В. Патриотизм и профессионализация молодежи: проектирование образа будущего (опыт форсайт-сессии). Актуальные проблемы психологического знания. 2019; № 2: 82 - 87.

7. Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора. Знание. Понимание. Умение. 2010; № 4.

8. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография. Москва, 2015.

9. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания. Известия АлтГУ. 2011; № 2-1.

10. Селиванова З.К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков. СОЦИС. 2017; № 5: 51-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма РВ., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019; № 1: 228 - 251.

12. Разумов В.И., Скосырева Н.Д. Самоопределение студенческой молодежи Сибири в современной культурно-исторической ситуации. Siberian socium. 2021; № 4 (18): 24 - 34.

13. Скосырева Н.Д., Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Помогаев В.М., Васюкова М.В., Кузнецова О.З., Авласович Е.М. Профессиональное самоопределение молодежи (сравнительный анализ 1990 - 2020 гг.). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 247 - 250.

14. Skosyreva N., Kuznetsova O., Gefner O., Zinich A., Revyakina Yu. Modern rural youth: values, motives, attitudes in professional self-determination. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. LEASECON 2020. 2021; Vol. 113: 116 - 124.

References

1. Kravchenko A.I. Vybor professii kak sociologicheskij fenomen: voprosy teorii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2017; № 1: 49 - 66.

2. Konstantinovskij D.L., Cherednichenko G.A. Rossijskaya molodezh' vdinamikedesyatiletij. Statisticheskie materialy irezul'taty issledovanij: monografiya. Moskva, 2017.

3. Chuprov V.I., Zubok, Yu.A. Sociologiya molodezhi. Moskva, 2020.

4. Shafranov-Kucev G.F. Professional'noe samoopredelenie kak veduschij faktor razvitiya konkurentoorientirovannosti i konkurentosposobnosti starsheklassnikov. Integraciya obrazovaniya. 2019; № 1: 110 - 118.

5. Zeer 'E.F. Psihologicheskie osobennosti prognozirovaniya professional'nogo buduschego molodezhi. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2015; № 3:16 - 26.

6. Korosteleva T.V. Patriotizm i professionalizaciya molodezhi: proektirovanie obraza buduschego (opyt forsajt-sessii). Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2019; № 2: 82 - 87.

7. Volokitina A.A. Zhiznennye strategii molodezhi v usloviyah professional'nogo vybora. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010; № 4.

8. Zhiznennye perspektivy uchaschejsya molodezhi: cennosti i smysly bytiya: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2015.

9. Ral'nikova I.A. Zhiznennye perspektivy lichnosti v nauchnoj paradigme psihologicheskogo znaniya. Izvestiya AltGU. 2011; № 2-1.

10. Selivanova Z.K. O zhiznennyh celyah i professional'nyh predpochteniyah starshih podrostkov. SOCIS. 2017; № 5: 51-56.

11. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Pyrma R.V., Sinyakov A.V., Azarov A.A. Vliyanie cifrovyh kommunikacij na formirovanie professional'noj kul'tury rossijskoj molodezhi: rezul'taty kompleksnogo prikladnogo issledovaniya. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2019; № 1: 228 - 251.

12. Razumov V.I., Skosyreva N.D. Samoopredelenie studencheskoj molodezhi Cibiri v sovremennoj kul'turno-istoricheskoj situacii. Siberian socium. 2021; № 4 (18): 24 - 34.

13. Skosyreva N.D., Zinich A.V., Revyakina Yu.N., Pomogaev V.M., Vasyukova M.V., Kuznecova O.Z., Avlasovich E.M. Professional'noe samoopredelenie molodezhi (sravnitel'nyj analiz 1990 - 2020 gg.). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 247 - 250.

14. Skosyreva N., Kuznetsova O., Gefner O., Zinich A., Revyakina Yu. Modern rural youth: values, motives, attitudes in professional self-determination. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. LEASECON 2020. 2021; Vol. 113: 116 - 124.

Статья поступила в редакцию 01.02.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.