DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-185
УДК [378.1]
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В.А. Адольф (Красноярск, Россия) А.Ю. Трояк (железногорск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования практико-ориентированных умений курсантов МЧС России в условиях возросших запросов государства и общества к специалисту системы МЧС России, вызванных темпами научно-технического прогресса.
Цель статьи - выявление структуры практико-ориентированных умений курсантов, выявление и обоснование организационно-педагогических условий для их результативного формирования на основании системного, деятельностного и компетентност-ного подходов в процессе профессиональной подготовки в вузе МЧС России.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ авторов, посвященных формированию практико-ориентированных умений, контент-анализ нормативных документов, предъявляющих требования к специалисту системы МЧС России.
Результаты исследования: определены компоненты практико-ориентированных умений курсантов МЧС России: мотивы и ценности, практико-ориенти-рованные знания, практико-ориентированные действия; представлены уровневые характеристики сфор-мированности практико-ориентированных умений курсантов; выявлен преимущественно низкий и средний уровень сформированное™ данных умений у курсантов вузов МЧС России; сформулированы организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у курсантов вузов МЧС России в процессе профессиональной подготовки.
Заключение. Для определения результативности реализации организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России в процессе профессиональной подготовки требуется экспериментальная проверка.
Ключевые слова: практико-ориентированные умения, организационно-педагогические условия, курсант, МЧС России.
Постановка проблемы. В настоящее время на мировом рынке труда происходит кардинальная переоценка требований к профессиональным качествам современного специалиста и, соответственно, к условиям подготовки будущих специалистов в высшей школе [Кольга, Тимохович, 2017]. В работе «Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практик» В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина в качестве критериев готовности образовательной организации к осуществлению инновационной деятельности выделяют в том числе: высокое качество результатов обучения и эффективное использование современных образователь-
ных технологий в образовательной деятельности [Ильина, Адольф, 2019].
Отвечая современным требованиям инновационного характера деятельности, образовательные организации МЧС России ставят приоритетной задачей подготовку квалифицированных специалистов, соответствующих запросам государства и общества.
Анализ положений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также соответствующих профессиональных стандартов показывает необходимость формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС
России как составляющей профессиональной подготовки. Для формирования данных умений должны быть сформулированы и обоснованы определенные условия.
Цель - выявление структуры практико-ориентированных умений курсантов, выявление и обоснование организационно-педагогических условий для их результативного формирования на основании системного, деятельностного и компетентностного подходов к профессиональной подготовки в вузах МЧС России.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ авторов, посвященных формированию практико-ориентированных умений, контент-анализ нормативных документов, предъявляющих требования к специалисту системы МЧС России.
Анализ литературы. Рядом авторов формирование умений рассматривается как составляющая профессиональной подготовки специалиста (В.А. Адольф, С.М. Вишнякова, В.В. Сериков, А.Ю. Чернов, Е.А. Шанц и др.). О.В. Евтихов отмечает, что курсанты ведомственных вузов с первых дней привлекаются к выполнению служебных обязанностей, следовательно, значение формирования у обучающихся умений не может быть принижено [Адольф, Евтихов, 2014].
Учитывая принципы системного подхода, при формировании практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России должны рассматриваться следующие положения:
- цель формирования практико-ориентиро-ванных умений должна быть ясна курсанту;
- знания, необходимые для формирования практико-ориентированных умений, преподаются курсантам в последовательности определенной логикой (системой) учебного материала;
- изучение и выполнение действий, входящих в практико-ориентированной умение, производится от простого к сложному с соблюдением последовательности выполнения действий;
- выполнение действий, входящих в практико-ориентированное умение, возможно после осмысления последовательности их выполнения;
- необходимо систематическое повторение (отработка) изученных действий.
Концептуально-компетентностный подход позволяет проецировать содержание образования на его результат. Как правило, компетент-ностный подход трактуется как комплекс методологических, парадигмальных структурных компонентов. Они направлены на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалиста, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности [Адольф, Евтихов, 2014; Адольф, Савчук, 2014; Мединцева, 2012; Adolf, Yakovleva, 2014].
По мнению В.А. Адольфа, А.В. Фоминых, структура профессиональной компетентности должна содержать следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный;
- содержательно-операционный;
- исследовательско-рефлексивный [Адольф, Фоминых, 2017].
По мнению Н.Ф. Родионовой, В.А. Козырева, обязательными компонентами (элементами) компетентности любого вида выступают:
- осознанная положительная мотивация к проявлению компетентности;
- ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;
- необходимые знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
- умения и опыт (навык) с целью успешного осуществления необходимых действий [Компе-тентностный..., 2004].
Исходя из положений деятельностно-го подхода, разработанных исследователями (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), основными компонентами деятельности являются:
цель - модель желаемого будущего, предполагаемый результат;
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
мотивы - побудители к деятельности; средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность;
действия - основной элемент деятельности; результат - материальный или духовный продукт;
оценка - критерий достижения цели. Результаты исследования. На основе анализа работ, посвященных формированию умений (В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, Е.В. Калин-кин, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова), под практико-ориентированными умениями понимается совокупность практически отработанных, последовательно воспроизведенных действий, основанных на практико-ориентированных знаниях и нацеленных на успешное решение задач профессиональной направленности.
Исходя из положений системного, деятель-ностного, компетентностного подходов, составляющими практико-ориентированных умений являются: мотивы и ценности; практико-ориентированные знания; практико-ориентиро-ванные действия.
Наличие мотивов и ценностей замеряется мотивационным критерием. Под параметрами мотивационного критерия мы понимаем: осознание потребности в сформированности практико-ориентированных умений у курсанта вузов МЧС России; настойчивость в формировании практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России; интересы и склонности к будущей профессиональной деятельности сотрудника МЧС России.
Наличие практико-ориентированных знаний - один из компонентов практико-ориенти-рованных умений курсантов вузов МЧС России, формируемых в процессе профессиональной подготовки, замеряется когнитивным критерием.
Параметрами когнитивного критерия сфор-мированности практико-ориентированных знаний курсантов вузов МЧС России в нашем исследовании выступают: объем усвоенных практико-ориентированных знаний; осознанность усвоенных практико-ориентированных знаний; скорость выполнения заданий требующих практико-ориентированных знаний.
Наличие практико-ориентированных действий оценивается деятельностным критерием. В качестве параметров деятельностного критерия определены: полнота и правильность выполнения курсантами МЧС России действий, быстрота выполнения действий при работе с пожарно-техническим вооружением, слаженность действий при работе в составе боевого расчета на пожарной автоцистерне [Михайлов, Ильина, 2017].
При выборе оценки уровней сформированности практико-ориентированных умений курсантов мы применили стандартную шкалу: низкий, средний и высокий уровни1.
Низкий уровень показывает неполную сформированность практико-ориентированных умений. Данный уровень характеризуется низкой мотивацией курсантов к формированию практико-ориентированных умений, фрагментарными, неполными по объему практико-ориентированными знаниями, наличием сложностей при самостоятельном выполнении практико-ориентированных действий даже в стандартных ситуациях.
Средний уровень сформированности практико-ориентированных умений предполагает преобладание внешней мотивации для формирования практико-ориентированных умений, полные по объему, но не всегда осознанные практико-ориентированные знания, применяемые в основном в стандартных ситуациях, успешное самостоятельное выполнение практико-ориентированных действий при незначительных ошибках.
Высокий уровень сформированности практико-ориентированных умений предполагает наличие внутренней мотивации, полные и осознанные практико-ориентированные знания, успешное самостоятельное выполнение практико-ориентированных действий в условиях меняющейся обстановки.
Каждый выделенный нами уровень включает специфические описательные характе-
1 Кузьмина H.A. Формирование профессионально ориентированных умений студентов - будущих специалистов в условиях сетевого взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Хабаровск, 2017. 234 с.
ристики уровней формирования практико-ориентированных умений, формируемых у курсантов вузов МЧС России в процессе профессиональной подготовки [Михайлов, Ильина, 2017].
Экспериментальная работа осуществлялась в период с 2015 по 2018 г. в ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» на факультете инженеров пожарной безопасности.
В эксперименте участвовало 99 курсантов, обучавшихся в период 2016-2018 гг. (второй и третий годы обучения).
Проведенный анализ результатов прохождения входного контроля у контрольной и экспериментальной групп показал, что у всех курсантов МЧС России либо низкий, либо средний уровень сформированности практико-ориентируемых умений. При этом суммарное количество баллов не имело большого разброса.
8 6 I «-А5
56 57,15
Мотавационный
Когнитивный Деятельностный Уровень
сформированности ПОУ
II Уровни ü Уровни ■ Уровни
Рис. Уровень сформированности практико-ориентированных умений курсантов при входном контроле Fig. Level of formation of practice-oriented skills among cadets in the initial entrance testing
Для успешного формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России необходимы определенные организационно-педагогические условия, без которых процесс формирования практико-ориентированных умений курсантов в процессе профессиональной подготовки не может реализоваться в полной мере.
Формулировка организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России основывается на педагогических стратегиях и осуществлена исходя из интересов:
- вуза, заинтересованность которого заключается в подготовке конкурентоспособных спе-
циалистов, готовых к профессиональной деятельности и способных решать оперативные задачи в период обучения в вузе;
- частей пожарно-спасательных гарнизонов МЧС России как будущих работодателей, которым требуются специалисты, мотивированные на профессиональную деятельность, не требующие дополнительной адаптации к условиям прохождения службы, имеющие сформированные практико-ориентированные умения;
- курсантов МЧС России, которые заинтересованы в качественном образовании, обладании знаниями и умениями для реализации себя в профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что выпускники вуза МЧС России
0
1
4
5
PQ H
U
Сц <
g*
¡J
i s
I
5*
G га
s
s
EÎ W H
s и
&H
w m
s
о g
и w V
s
b
1-4 <
И G
« S
и
H
и
W PQ
назначаются на должность начальника караула, где их действия и распоряжения напрямую свя- 2. заны с безопасностью личного состава караула при выполнении боевых задач.
По мнению М.Г. Яновой, В.В. Игнатовой, педагогическая стратегия - это «совокупность педагогических действий, адекватных педагогиче- 3. ской цели, осуществляемых последовательно-поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения: содержания учебной дисциплины, гибкого использования форм, методов, приемов и 4. средств, направленных на реализацию конкретной стратегии». Педагогическую стратегию целесообразно рассматривать как деятельность со своей целью и средствами достижения этой цели, так и процесс, протекающий во времени и представляющий собой совокупность действий, направленных на достижение конкретного ре- 5. зультата [Янова, Игнатова, 2011].
Для эффективного формирования практико-ориентированных умений курсантов МЧС России в процессе профессиональной подготовки мы выделяем следующие организационно-педагогические условия:
- ориентация курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение про- 6. фессиональных задач;
- обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуацион- 7. ных задач на специализированном полигоне;
- приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны.
Заключение. Для определения результативности применения организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС 8. России в процессе профессиональной подготовки требуется экспериментальная проверка.
Библиографический список 9.
1. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза:
монография / Красноярск. гос. пед. ун-т
им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 256 с.
Адольф В.А., Евтихов О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетенции курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014. 364 с. Андреев Ю.А., Трояк А.Ю., Клюй В.В. Подход к организации и оценке результатов практического обучения при реализации требований образовательных стандартов высшего образования поколения «3++» // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2018. № 1. С. 83-93. Евтихов О.В., Евтихов Д.О. Реализация практико-ориентированного подхода в организации профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Вопросы теории и практики: материалы XXII Меж-дунар. научно-практич. конф.: в 2 ч. Красноярск, 2019.С. 163-166. Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2019. 180 с.
Кольга В.В., Тимохович А.С. Современные проблемы военно-инженерного образования студентов технического вуза в условиях дуального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=26746 (дата обращения: 04.02.2020).
Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под. ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: матер. II Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/ 3148/ (дата обращения: 04.02.2020).
10. Михайлов И.Л., Ильина Н.Ф. Инновационные подходы к подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в граждански вузах: монография. Красноярск, 2017.
11. Михайлов И.Л., Ильина Н.Ф. Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах: структурное представление // Вестник Чебоксарского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 4. С. 143-150.
12. Янова М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры
будущего учителя. Красноярск, КГПУ, 2011. 250 с.
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, No. 2. P. 39-61. DOI: 10.17499/jss-er.360863
14. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carat-tere nelle organizzazioni studentesche imbarco // Italian Science Review. 2014. No. 7 (16). P. 388-392. Available at URL: http: www.ias-journal.org/archive/2014/juli/Adolf.pdf
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-185
FORMATION OF PRACTICALLY ORIENTED SKILLS AMONG CADETS FROM HIGHER INSTITUTIONS OF RUSSIAN EMERCOM IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
V.A. Adolf (Krasnoyarsk, Russia) A.Yu. Troyak (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article is devoted to the problem of the formation of practically oriented skills among cadets of EMERCOM of Russia in the face of increased demands from the state and society in specialists of the EMERCOM of Russia system, caused by the speed of scientific and technological progress.
The purpose of the article is to identify the structure of practice-oriented skills of cadets, identify and justify organizational and pedagogical conditions for their effective formation on the basis of a systematic, active and competency-based approach to professional training in higher educational establishments of the EMERCOM of Russia.
The research methodology consists of the analysis and generalization of the research work of authors on the formation of practice-oriented skills, content analysis of regulatory documents for specialists of the EMERCOM.
References
1. Adolf V.A., Fominykh A.V. Competitiveness of an alumni of a modern university: monograph. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2017.280 p.
2. Adolf V.A., Savchuk A.N. Maintenance of the health-saving activities of a modern teacher: monograph. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2014. 256 p.
3. Adolf V.A., Evtikhov O.V. Theoretical and methodological foundations of the formation of professional competence of cadets at the University of Law Enforcement: a monograph. Krasnoyarsk, 2014. 364 p.
4. Andreev Yu.A., Troyak A.Yu., Klyuy V.V. An approach to organizing and evaluating the results of practical training in implementing the requirements of educational standards of higher education of the "3 ++" generation // Nauchno-analiticheskiy zhurnal vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii
Research results include the components of practice-oriented skills of the EMERCOM cadets are identified: motives and values, practice-oriented knowledge, practice-oriented actions. The level characteristics of the formation of practice-oriented skills among cadets are presented. Mainly low and medium formations of the EMERCOM cadets taking part in the experimental work were revealed. Organizational and pedagogical conditions for the formation of practice-oriented skills of cadets of EMERCOM of Russia in the process of training at the university are formulated.
Conclusion. To determine the effectiveness of application of organizational and pedagogical conditions for the formation of practice-oriented skills among cadets of EMERCOM of Russia in the process of training an experimental check is required.
Keywords: practice-oriented skills, organizational and pedagogical conditions, cadet, EMERCOM of Russia.
(Scientific-analytical journal Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia). 2018. No. 1. P. 83-93.
5. Evtikhov O.V., Evtikhov D.O. The implementation of a practice-oriented approach to the organization of professional training of cadets at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In: Proceedings of the XXII international scientific and practical conference "Actual problems of the fight against crime: Questions of theory and practice". In 2 p. Krasnoyarsk, 2019. P. 163-166.
6. Ilyina N.F., Adolf V.A. Innovative activity in education: theory and practice: monograph. Krasnoyarsk, 2019. 180 p.
7. Kolga V.V., Timokhovich A.S. Modern problems of military engineering education of technical university students in the context of dual education // Sovremennye problemy nauki i ob-razovaniya (Modern problems of science and
education). 2017. No. 5. URL: http://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=26746 (date of access: 04.02.2020).
8. Competence approach in teacher education: a collective monograph / ed. by V.A. Kozyreva, N.F. Rodionova. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2004. 392 p.
9. Medintseva I.P. Competency-based approach to education. In: Proceedings of the II International scientific conference "Pedagogical excellence" (Moscow, December 2012). Moscow: Buki-Vedi, 2012. URL https://moluch.ru/ conf/ped/archive/65/3148/ (date of access: 04.02.2020).
10. Mikhailov I.L., Ilyina N.F. Innovative approaches to training students in the military specialties of reserve soldiers in civilian universities: monograph. Krasnoyarsk, 2017.
11. Mikhailov I.L., Ilyina N.F. The model of pedagogical support for the training of reserve soldiers in civilian universities: structural pre-
sentation // Vestnik Cheboksarskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva (Bulletin of the Cheboksary State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva). 2017. No. 4. P. 143-150.
12. Yanova M.G., Ignatova V.V. Formation of organizational and pedagogical culture of the future teacher. Krasnoyarsk: KGPU, 2011. 250 p.
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusov-lyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in postSoviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, No. 2. P. 39-61. DOI: 10.17499/jsser.360863, 2014. 256 p.
14. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carat-tere nelle organizzazioni studentesche imbarco // Italian Science Review. 2014. No. 7 (16). P. 388-392. URL: http: www.ias-journal.org/ar-chive/2014/juli/Adolf.pdf
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с £tí
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ