Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Семенова Е.Н. Формирование готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Semenova Ye.N. (2019). Formation of readiness of cadets of military higher education institution for information and analytical activity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN219.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.07
Семенова Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», Хабаровск, Россия
Аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
E-mail: [email protected]
Формирование готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности
Аннотация. Повышенные требованиями современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников военного вуза позволяют говорить о необходимости фундаментальной подготовки в теоретической и практической направленности с целью реализации научно-исследовательской, информационно-аналитической и инновационной деятельности. Подготовка востребованного и конкурентоспособного специалиста, эффективно реализующего информационно-аналитическую деятельность, сопряжена с их готовностью к использованию современных информационных технологий и систем в профессиональной деятельности. Поэтому важно в учебном процессе выявить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к информационно-аналитической деятельности курсантов, и повышение эффективности образовательного процесса. Автор статьи на основе понятия «информационно-аналитическая деятельность» дает своё определение готовность к информационно-аналитической деятельности и отмечает, что готовность к информационно-аналитической деятельности в значительной степени зависит от уровня сформированности у курсантов необходимых и достаточных информационно-аналитических умений; предлагает уровни и критерии для определения готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности. В статье показаны данные констатирующего этапа эксперимента по определению начального уровня готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности в ряде образовательных военных организаций, что позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы. Автором обозначены некоторые аспекты реализации организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов к информационно-аналитической деятельности в образовательной практике военного вуза. В статье отражены данные о состоятельности внедрения организационно-педагогических условий по формированию готовности курсантов к информационно-аналитической деятельности в учебный процесс, на основании которых сделан вывод о положительной динамике роста уровня готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности по критериальным признакам.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность; курсанты; военный вуз; готовность к информационно-аналитической деятельности; организационно-педагогические условия; критериальные уровни; внедрение; экспериментальная работа
Требования современного государства к выпускникам военных вузов обуславливаются не только выполнением приказов по команде. Необходим грамотный специалист, владеющий навыками использования современных информационных технологий и систем в профессиональной деятельности, способный неординарно мыслить, видеть несколько вариантов решения профессиональных задач, способный оперативно включаться в информационно-аналитическую деятельность, что свидетельствует о повышенных требованиях государства к уровню подготовки специалиста, ориентированного на осуществление информационно-аналитической деятельности.
Современные выпускники военных вузов должны «ориентироваться в огромном потоке информации, применять новые информационные технологии, уметь находить и использовать сведения из различных источников, постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж новыми знаниями» [4, с. 5], обладать богатым арсеналом знаний, умений и навыков, позволяющих не только находить, хранить и обрабатывать информацию, но и воспроизводить новую; ориентироваться в стремительно меняющихся информационных потоках, продуктивно обрабатывать их с помощью информационных технологий и систем; творчески подходить к решению задач, прогнозируя их результат.
Исходя из этого, актуальной задачей выступает подготовка специалистов адаптированных к меняющимся реалиям окружающего мира, аккумулирующих в себе способности воспринимать, хранить, воспроизводить, продуцировать новую информацию, эффективно управлять и обрабатывать информационные потоки.
Анализ научных публикаций показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности является предметом исследования многих ученых: В.А. Адольф, М.И. Дьяченко, О.В. Евтихов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенин, И.Ю. Степанова, Л.В. Шкерина и др. [1; 6; 9; 11].
Анализ военно-педагогической литературы по проблеме готовности по различным направлениям профессиональной деятельности выпускников военных вузов изучался: Ю.В. Боленко (Готовность к профессиональной деятельности курсантов и сотрудников пожарной охраны) [2], О.В. Евтихов, А.В. Луговая (Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России) [3; 7], С.В. Озерский и Н.И. Улендеева (Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России) [10] и др.
На основании понятия «информационно-аналитическая деятельность», раскрытого в статье [8], определяемого, как вид познавательной деятельности, способствующий профессиональному росту путём целенаправленного совершенствования информационно-аналитических умений (поиск, анализ, критическое оценивание, творческая переработка информации, информационная рефлексия, формулировка выводов и предложений) с целью воспроизводства нового знания для продуктивного решения профессиональных задач с использованием, в том числе, информационных технологий, и анализа психолого-педагогических источников, обозначенных выше, под готовностью курсантов к информационно-аналитической деятельности будем понимать установку личности на формирование мотивационных, когнитивных, деятельностных компонентов, направленных на осуществление информационно-аналитической деятельности, в том числе, посредством информационных технологий для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Из определения информационно-аналитической деятельности курсантов военного вуза следует, что готовность к информационно-аналитической деятельности в значительной степени зависит от уровня сформированности у курсантов необходимых и достаточных информационно-аналитических умений, позволяющих им эффективно работать с информацией и применять современные информационные технологии в учебной, научно-исследовательской и практической деятельности. К таковым умениям относятся:
• самостоятельное ориентирование в информационном пространстве;
• осознание роли информации в обществе и осознание своего места в информационной среде;
• мотивирование своих потребностей в информации;
• осуществление продуктивного информационного взаимодействия;
• поиск информации в информационно-поисковых системах;
• умение видеть существенное в информационном потоке;
• вариативное решение проблем с использованием информационных технологий;
• совершенствование владений новыми информационными технологиями;
• осуществление анализа учебно-профессиональной деятельности;
• реализация информационно-аналитической деятельности посредством информационных технологий;
• способность к самоорганизации, самоконтролю и самообразованию;
• способность к переоценке имеющегося опыта и обновление имеющихся знаний посредством информационных технологий и т. д. [5; 12].
Важно в учебном процессе выявить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к информационно-аналитической деятельности курсантов. Поэтому на базе Учебного военного центра при Дальневосточном государственном университете путей сообщения базе была проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению организационно-педагогических условий.
В констатирующем этапе эксперимента приняло участие 256 обучающихся. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней готовности к информационно-аналитической деятельности курсантов военного вуза.
Формирующий этап эксперимента проводился со студентами 1 курса на протяжении 2016-2017 учебного года, и с ними же на 2 курсе в 2017-2018 учебном году и на 3 курсе 2018-2019 году. Вместе с ними, в 2017-2018 учебном году в эксперименте принимали участие курсанты 3 курса, и, они же, в 2016-2017 учебном году, как курсанты 2 курса. Всего в формирующем этапе эксперимента приняли участие 145 курсантов, из них 72 курсанта относилось к контрольной группе, 73 - к экспериментальной.
При формировании готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности мы полагаем целесообразным применение компетентностного (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, В.В. Кольга, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, Л.В. Шкерина и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностно-ориентированного (К.А. Альбуханова-Славская, С.И. Осипова, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.) подходов, которые позволили выявить организационно-педагогические условия формирования готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической
деятельности и определить критерии готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности (когнитивный, личностный, деятельностный, рефлексивно-ценностный и аналитико-инструментальный).
Для определения уровня готовности курсантов к информационно-аналитической деятельности проводилось тестирование и анкетирование курсантов по критериальным признакам.
Критериальные уровни готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критериальные уровни готовности к информационно-аналитической деятельности курсантов
Критерий Высокий уровень
Когнитивный критерий Знания об информационной среде, информационно-аналитической деятельности носят целостный, системный характер, обладают процедурной направленность.
Личностный критерий Высокая информационная мотивация, основанная на понимание значимости использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности; высокая познавательная активность, сопряженная с интеллектуально -информационной деятельностью; развиты информационные потребности, носящие непрерывный и усложняющийся характер.
Деятельностный критерий Информационно-аналитическую деятельность выполняет самостоятельно на основе собственного опыта; применяет информационные технологии и системы для решения профессионально-ориентированных задач с целью обеспечения эффективности профессиональной деятельности; самостоятельная деятельность направлена на личностное развитие.
Рефлексивно-ценностный критерий Сформирована система личностных ценностных позиций и установок, подчиненных этическим нормам при работе с информацией; развиты навыки самоанализа и самооценки, что позволяет на творческом уровне решать нестандартные и повседневные профессиональные задачи.
Аналитико-инструмент аль ный критерий В полной мере владеет исследовательскими навыками информационно-аналитической работы в профессиональной деятельности; развита способность находить и рационально использовать профессионально ориентированную информацию в профессиональной деятельности; в полной мере использует возможности автоматизированных информационных систем для получения, проверки, анализа и оценки информации при решении профессионально ориентированных задач.
Критерий Повышенный уровень
Когнитивный критерий Знания об информационной среде, информационно-аналитической деятельности не обладают системным характером, но проявлена процедурная направленность.
Личностный критерий Информационные потребности развиты на уровне деятельности, которой занимается, соответственно информационная мотивация направлена на их удовлетворение; относительно устойчивая познавательная активность в рамках предметной области, как следствие информационно-аналитическую деятельность осуществляет, но требуется помощь.
Деятельностный критерий Информационно-аналитическую деятельность выполняет по укрупненным блокам алгоритма; применяет информационные технологии и системы для решения профессионально-ориентированных задач; навыки самообразования развиты на предметном уровне.
Рефлексивно-ценностный критерий Относительно устойчивая система личностных ценностных позиций и установок, подчиненных этическим нормам при работе с информацией; навыки самоанализа и самооценки развиты на уровне решения стандартных профессиональных задач.
Аналитико-инструментальный критерий В полной мере не сформированы исследовательские навыки, что не позволяет выполнять целостной анализ и прогнозировать возможные результаты; использует возможности автоматизированных информационных систем для получения, проверки, анализа и оценки информации при решении профессионально ориентированных задач.
Критерий Пороговый уровень
Когнитивный критерий Знания об информационной среде, информационно-аналитической деятельности носят разрозненный характер, обладают описательной направленностью.
Личностный критерий Информационные потребности не связаны с профессиональной деятельностью, носят хаотичный, вынужденный характер; информационная мотивация носит стихийную направленность; неустойчивая познавательная активность как следствие самостоятельность информационно-аналитическая деятельность находится на низком уровне.
Деятельностный критерий Информационно-аналитическую деятельность выполняет строго по образцу; применяет информационные технологии и системы только для решения типовых задач; самостоятельная деятельность носит эпизодический характер.
Рефлексивно-ценностный критерий Слабо сформирована система личностных ценностных позиций и установок, ценностные информационные фильтры и барьеры поверхностные; подвержен влиянию мнения «толпы»; не склонен к информационной рефлексии, анализу и интерпретации информации.
Аналитико-инструмент аль ный критерий Выполняет профессионально-ориентированные задачи по аналогии; слабо выраженные исследовательские навыки не позволяют решать профессионально-ориентированные задачи с использованием инструментальной обработки информации; использует по образцу автоматизированные информационные системы для получения, проверки, анализа и оценки информации при решении профессионально ориентированных задач.
Данные констатирующего этапа эксперимента по определению начального уровня готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности в ряде образовательных военных организаций позволяют говорить об актуальности рассматриваемой проблемы.
Оценивая уровень готовности курсантов по каждому из пяти критериев, мы получили следующие данные:
• пороговый уровень готовности курсантов по когнитивному критерию 51 %;
• пороговый уровень готовности курсантов по личностному критерию 43 %;
• пороговый уровень готовности курсантов по деятельностному критерию 39 %;
• пороговый уровень готовности курсантов по рефлексивно-ценностному критерию 52 %;
• пороговый уровень готовности курсантов по аналитико-инструментальному критерию 61 %.
Помимо определения исходного уровня готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности по критериальным признакам на начальном этапе констатирующего эксперимента был определен исходный уровень сформированности аналитических умений, как элемента, входящего в информационно-аналитическую деятельность.
Результаты оценки уровня сформированности аналитических умений информационно-аналитической деятельности курсантов свидетельствуют о преобладании более чем половины курсантов порогового уровня сформированности аналитических умений - 56 %.
Данные констатирующего этапа эксперимента позволили обосновать необходимость внедрение в образовательную практику военного вуза организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности информационно-аналитической деятельности курсантов военного вуза, которые заключаются:
• в обогащении информационно-образовательной среды информационно-аналитической составляющей, позволяющей на основе дисциплин
информационного профиля и факультативного курса «Основы информационно-аналитической деятельности» развивать интеллектуальную сферу личности (навыки анализа и самоанализа), повышать уровень информированности курсантов, их саморегуляцию, личностный рост;
• в насыщении содержания дисциплин информационного цикла аналитическим аспектом, что позволяет организовывать соответствующую интеллектуальную деятельность и стиль мышления обучающихся военных вузов осуществлять формирование информационно-аналитической компетентности будущего офицера через информационно-аналитическую деятельность;
• в мотивационной направленности курсантов по овладению навыками информационно-аналитической деятельности.
Поэтому формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на внедрение и реализацию выше обозначенных организационно-педагогических условий, которое осуществлялось на основании компетентностного подхода, обусловленного использованием проблемного (подборки проблемных ситуаций, проблемно-ориентированных и исследовательских задач профессиональной направленности) и интерактивного обучения (проведение семинаров-конференций).
В ходе экспериментальной работы, с целью повышения уровня готовности к информационно-аналитической деятельности курсантов в образовательный процесс был включен факультативный курс «Основы информационно-аналитической деятельности».
Факультативный курс ориентирован на развитие информационно-аналитических умений и навыков курсантов, на повышение их интеллектуального уровня развития, на формирование алгоритмического стиля мышления, на целенаправленное саморазвитие собственной информационно-аналитической деятельности и как следствие развитие мотивационной направленности по овладению навыками информационно-аналитической деятельности.
Факультативный курс построен в основном на проведении практических занятиях с целью формирования практических навыков курсантов в области информационно-аналитической деятельности, путем освоения методов и приемов анализа информации, составления алгоритмов решения задач, офисного программирования. Запланированные лекционные и семинарские занятия носят проблемный характер обучения, используется интерактивные формы проведения занятий.
В рамках деятельностного и личностно-ориентированных подходов большое внимание отводится самостоятельной работе курсантов, что предполагает не только закрепление пройденного материала, но и формирование готовности к информационно-аналитической деятельности в рамках профессиональной, развитие способности к дальнейшему самообучению, саморазвитию, самовоспитанию в данной области.
Успешность формирования готовности к информационно-аналитической деятельности зависит от целостности внедрения организационно-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе.
Реализация организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности направлена на подготовку теоретически грамотного, практико-ориентированного, мотивированного на овладение навыками информационно-аналитической деятельности, способствующей развитию познавательной активности курсанта в контексте повышения его информационно-аналитической компетентности, что позволяют в условиях дефицита или избытка информации
рационально осуществлять информационно-аналитическую деятельность, помогают грамотно владеть современными информационными технологиями в профессиональной деятельности.
О состоятельности внедрения организационно-педагогических условий в учебный процесс можно судить по проценту курсантов экспериментальной группы, продемонстрировавших повышенный уровень готовности к информационно-аналитической деятельности по всем проверяемым критериям.
Результаты оценивания курсантов контрольной и экспериментальной группы военного вуза по повышенному уровню готовности к информационно-аналитической деятельности по пяти критерием представлены на диаграмме рисунка 1.
Рисунок 1. Оценка результатов готовности курсантов к информационно-аналитической деятельности по повышенному уровню для пяти критериев
Таким образом, реализация организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов военного вуза к информационно-аналитической деятельности показала положительную динамику роста уровня готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности по критериальным признакам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адольф, В.А. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 1. - С. 378-386.
2. Боленко, Ю.В. Готовность к профессиональной деятельности курсантов и сотрудников пожарной охраны / Ю.В. Боленко // Вестник бурятского государственного университета. - 2014. - 1(2). - С. 49-56.
3. Евтихов, О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография / О.В. Евтихов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 181 с.
4. Жилина Н.Д. Аналитические умения специалистов в области информационных технологий: сущностные характеристики и пути формирования: монография / Н.Д. Жилина, М.В. Лагунова, Л.Б. Таренко: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. - 115 с.
5. Жилина, Н.Д. Особенности формирования аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий / Н.Д. Жилина, Л.Б. Таренко // Образовательные технологии и общество. - 2016. - Т. 19. - № 4. - С. 364-376.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
7. Луговая, А.В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников вузов ФСИН России / А.В. Луговая, Е.В. Дмитриев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18830 (дата обращения: 16.03.2019).
8. Семенова, Е.Н. Теоретические аспекты определения понятия информационно-аналитическая деятельность курсантов / Е.Н. Семенова // Общество: Социология. Психология. Педагогика. - 2019. - №2(58) - С. 91-96.
9. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
10. Улендеева, Н.А. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России / Н.И. Улендеева, С.В. Озерский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. № 4(17). - С. 179-183.
11. Шкерина, Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики: учебное пособие / Л.В. Шкерина. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - 264 с.
12. Юносова, Г.Р. Информатизация образования как основа развития информационно-компьютерной культуры студентов / Г.Р. Юносова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 24.10.17).
Semenova Yelena Nikolayevna
Far eastern state transport university's, Khabarovsk, Russia
E-mail: [email protected]
Formation of readiness of cadets of military higher education institution for information and analytical activity
Abstract. Raised by requirements of modern society to quality of vocational training of graduates of military higher education institution allow to speak about need of fundamental preparation for theoretical and practical orientation for the purpose of realization of research, information and analytical and innovative activity. Training of the popular and competitive expert who is effectively realizing informational and analytical activity, is accompanied by their readiness for use of modern information technologies and systems in professional activity. Therefore, it is important to reveal a complex of the organizational and pedagogical conditions providing formation of readiness for information and analytical activity of cadets, and increase in efficiency of educational process in educational process. The author of article on the basis of the concept "information and analytical activity" gives the definition readiness for information and analytical activity and notes that readiness for information and analytical activity substantially depends on formation level at cadets of necessary and sufficient information and analytical abilities; offers levels and criteria for definition of readiness of cadets of military higher education institutions for information and analytical activity. Data of the stating experiment stage on determination of initial level of readiness of cadets of military higher education institution for information and analytical activity in a number of the educational military organizations are shown in article that allows to speak about relevance of the considered problem. The author designated some aspects of realization of organizational and pedagogical conditions of formation of readiness of cadets for information and analytical activity in educational practice of military higher education institution. Data on solvency of introduction of organizational and pedagogical conditions on formation of readiness of cadets for information and analytical activity in educational process on the basis of which the conclusion is drawn on positive dynamics of growth of level of readiness of cadets of military higher education institutions for information and analytical activities for criteria signs are reflected in article.
Keywords: information and analytical activity; cadets; military higher education institution; readiness for information and analytical activity; organizational and pedagogical conditions; criteria levels; introduction; experimental work