УДК 378.635:371.38 Семенова Елена Николаевна
аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.20 Semenova Elena Nikolaevna PhD student,
Far Eastern State Transport University
EDUCATIONAL MEANING OF DEVELOPING THE INFORMATIONAL AND ANALYTICAL CULTURE OF DEPARTMENTAL UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается необходимость адаптации курсантов ведомственных образовательных организаций к современным информационным условиям через формирование у них информационно-аналитической культуры. Отмечается, что оценка уровня подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности и сам процесс получения высшего образования должны осуществляться в компетентностных категориях. Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам показал, что в содержании стандартов образования военных делается акцент на выработку таких умений, которые относятся к информационно-аналитической культуре курсантов. В статье сформулировано авторское определение понятия «педагогический смысл». Рассмотрен педагогический смысл формирования информационно-аналитической куль-туры курсантов через компетенции ФГОС ВО.
Ключевые слова:
педагогический смысл, курсанты ведомственного вуза, информационно-аналитическая культура, информация, компетентностный подход, компетенции, квалификационные требования, личностное и профессиональное развитие, мотивацион-ная составляющая образования.
Summary:
The paper discusses the necessity of adapting departmental university students to modern information environment through their informational and analytical culture development. The assessment of students' training for future professional activity and the process of getting a higher education should be implemented in line with competences. The analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education concerning the major in Legal Support for National security as well as the qualification requirements for professional knowledge and skills shows that military education standards focus on developing such abilities that refer to the informational and analytical culture of military students. The author presents the original definition of the educational meaning. The research reviews the educational meaning of developing the informational and analytical culture of military students through the competences of the Federal State Educational Standard of Higher Education.
Keywords:
educational meaning, departmental university students, informational and analytical culture, information, competency-based approach, competences, qualification requirements, personal and professional development, motivational component of education.
Одной из важнейших особенностей современного мира является стремительный рост, накопление и использование информации, что в результате обеспечивает информационной насыщенностью каждого современного специалиста, в том числе и выпускника военного вуза. Сегментом профессионального успеха будущего офицера является грамотная обработка информации, заключающаяся в нахождении, интерпретации, анализе, классификации, систематизации, критической оценке, воспроизводстве новой информации и т. д. Необходимость подготовки кадров, адаптированных к современным информационным условиям, прослеживается в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, где делается акцент на самостоятельное изучение материала обучающимися. Усиливается роль самостоятельной работы курсантов с информационными ресурсами, что требует от них определенного уровня развития информационно-аналитической культуры.
Под информационно-аналитической культурой будем понимать интегративное качество личности, включающее:
- совокупность профессиональной, информационной и общей культуры личности;
- направленность личности на самосовершенствование и самообразование;
- способность анализировать и разрабатывать алгоритмы собственных действий и прогнозировать результаты;
- целесообразное и эффективное осуществление информационно-аналитической деятельности посредством информационных технологий с целью воспроизводства нового знания для продуктивного решения профессиональных задач.
С целью обоснования педагогического смысла формирования информационно-аналитической культуры курсантов военного вуза необходимо выяснить смыслообразующую компоненту понятий «формирование» и «педагогический смысл».
В словаре С.И. Ожегова термин «формирование» трактуется через приобретение законченности чего-либо, придание определенной формы.
Наибольшее распространение понятие «формирование» получило в сфере педагогики и психологии. Для нас наибольший интерес представляет педагогическое видение обозначенного понятия.
С точки зрения педагогики термин «формирование» обусловлен личностным фактором, и с этой позиции нам близко понятие «формирование личности» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Код-жаспирова - «процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений» [1, с. 160-161].
Под педагогическим смыслом будем понимать целевую направленность личности, мотивированную на собственное развитие путем воспитания, образования, самовоспитания, самообразования и самообучения.
На основании принятых формулировок понятий «формирование» и «педагогический смысл» наша задача состоит в выяснении целеполагания формирования информационно-аналитической культуры курсантов военного вуза.
Исходя из приведенного определения информационно-аналитической культуры, отметим, что качество информационно-аналитической культуры курсантов ведомственного вуза зависит от следующих умений:
- самостоятельного ориентирования в информационном пространстве;
- осознания роли информации в обществе и своего места в информационной среде;
- мотивирования своих потребностей в информации;
- осуществления продуктивного информационного взаимодействия;
- поиска информации в информационно-поисковых системах;
- совершенствования владения новыми информационными технологиями;
- осуществления анализа учебно-профессиональной деятельности;
- реализации информационно-аналитической деятельности посредством информационных технологий;
- способности к самоорганизации и самообразованию и т. д. [2].
Обозначенные умения ориентированы не только на применение таковых в рамках учебной, а впоследствии профессиональной деятельности, но и на развитие познавательных интересов, познавательной активности обучающегося, формирование у него вкусов, потребностей, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.
В 2011 г. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения военные вузы перешли на реализацию основных образовательных программ, направленных на внедрение компетентностного подхода. Концепцией компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые, как В.И. Бабенко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, О.Е. Лебедев, В.С. Леднев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.
Сегодня в образовании содержательной стороной компетентностного подхода является компетентностная модель подготовки специалиста, где результатом обучения выступают не столько знания, умения и навыки по изучаемым дисциплинам, сколько способность и готовность выпускника самостоятельно строить свою профессиональную деятельность, выстраивать свое поведение, выбирать ценностные ориентиры, достигать требуемого результата, в том числе в неопределенных и проблемных ситуациях.
По мнению О.Х.-А. Рахимова, важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообразованию в течение всей жизни, что невозможно без получения глубоких знаний. В современном мире знания все больше подчиняются умениям. В содержании обучения присутствуют знания, необходимые для формирования умений. Остальные знания рассматриваются как «справочные, они хранятся в словарях, энциклопедиях, Интернете, других источниках и носителях информации и все меньше закрепляются в памяти». При необходимости обучающиеся должны быстро и рационально использовать эти источники информации для разрешения тех или иных проблем [3, с. 101].
Ключевая идея данного подхода заключается в прикладном и практическом характере обучения, т. е. то, что изучается в вузе, должно сработать на перспективу в профессионально-практической деятельности будущих выпускников. Особенно это относится к теоретическим знаниям, которые лежат мертвым грузом. Они должны стать эффективным средством решения проблем и практических ситуаций.
Понятийная база компетентностного подхода напрямую связана с понятием «компетенция». В соответствии с терминологией ФГОС ВО, под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. По нашему мнению, такая формулировка не отражает полный смысл данной категории, так как в подобной интерпретации рассматривается только способность осуществлять предстоящую профессиональную деятельность. Поэтому будем придерживаться мнения О.Х.-А. Рахимова, который приводит следующее определение компетенции: это «проявление стремления специалиста, его способности и готовности реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности, необходимости ее постоянного совершенствования» [4, с. 189].
Во ФГОС ВО 3+ результаты образовательного процесса по различным направлениям подготовки описаны в терминах компетенций, которые представлены в виде следующих групп компетенций: общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные.
Под общекультурными компетенциями будем понимать способности выпускника военного вуза жить в современном мире, что предполагает активное участие в жизни социума и нахождение своего места в нем; адекватный личностный и профессиональный контакт с различными коммуникантами; использование различных источников и средств получения, обработки и хранения информации, критическое отношение к ней; проявление религиозной, культурной и профессиональной идентичности в уважительной форме и т. д. [5].
В целом общекультурные компетенции обладают принципиальным значением для успешной социализации и адаптации личности в окружающем мире, для ее собственного развития и совершенствования.
Профессиональные компетенции включают «совокупность знаний, умений, качеств и ценностей личности, установок и форм поведения, которая формирует способность специалиста на высоком уровне качества выполнять свои функционально-должностные обязанности» [6, с. 98].
Данный вид компетенций отражает специфику определенного направления (специальности), по которой обучается будущий выпускник, и выступает в роли квалификационных требований к результатам освоения профессиональной образовательной программы по предполагаемой профессиональной деятельности - минимуму содержания образовательной программы и уровню подготовленности выпускника образовательной организации.
Общепрофессиональные компетенции формируют ядро профессиональной деятельности, т. е. базовые способности, необходимые для профессиональной деятельности. Они подразумевают круг способностей личности к теоретическому, методологическому использованию теоретических основ профессиональной деятельности [7].
При оценке конкурентоспособности выпускников военного вуза решающее значение приобретают не только объем и качество имеющихся у них знаний, но и уровень компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных), которые должны обеспечить подготовку будущих специалистов к сознательному владению современными технологиями в условиях высокоразвитой информационной среды. Таким образом, оценка уровня подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности и сам процесс получения высшего образования должны осуществляться в компетентностных категориях.
Формирование компетенций, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий выпускниками военных вузов, является одной из наиболее актуальных задач системы высшего образования.
В рамках исследования наибольший интерес представляют следующие компетенции ФГОС по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»:
- «способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12)» [8];
- «способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-11)» [9];
- «способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20)» [10].
В результате формирования вышеназванных компетенций курсант сможет осуществлять поиск, получать, анализировать и оценивать информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности [11].
Компетенции, необходимые выпускнику военного вуза, вытекают из квалификационных требований, разрабатываемых заказчиком. Под квалификационными требованиями будем понимать «нормативно установленный уровень подготовленности человека к профессиональной деятельности, показатель соответствия образования, полученного выпускником вуза, компетенциям специалиста (бакалавра, магистра) в определенной сфере профессиональной деятельности» [12].
Анализ ФГОС ВО и квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам позволил сделать вывод, что в содержании стандартов образования военных специальностей делается акцент на выработку таких умений, которые можно отнести к составляющим информационно-аналитической культуры курсантов:
- проводить теоретический анализ;
- использовать информационные технологии, программные продукты, средства коммуникации в сфере профессиональной деятельности;
- организовывать научно-исследовательскую деятельность;
- быстро принимать решения, быть коммуникабельным;
- развивать аналитические способности;
- анализировать исходный материал и делать целесообразные выводы, применять их в профессиональной деятельности;
- оценивать и анализировать происходящие в мире социально-политические процессы;
- анализировать информацию, формулировать выводы и предлагать решение вопросов и т. д.
Другими словами, профессиональная подготовка курсантов должна быть направлена на развитие культуры мышления, в составе которой находится информационно-аналитическая культура. Х. Мунби говорил: «Перед нами задачи - научить студентов мыслить, мыслить критически и даже научно. Мне совершенно ясно, что научное образование не достигает своей цели, если оно не учит мышлению» [13, p. 8].
Процесс педагогического воздействия профессорско-преподавательского состава вуза на курсантов в отношении формирования у них заявленных выше компетенций направлен на овладение навыками работы с информацией, становление критического отношения к информации, формирование навыков самообучения для приобретения новых знаний, умений и навыков, опосредованных профессиональной практикой, научной информацией, опытом исследований, с целью становления готовности самостоятельно выполнять задачи профессионального характера. Все это в комплексе формирует творческую личность специалиста, способную к саморазвитию, самоорганизации, самообразованию и инновационной деятельности.
Анализ компонентов компетенций, составляющих квалификационные требования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», позволяет говорить о том, что педагогический смысл формирования какой-либо компетенции заключается в научении курсантов добывать знания, формировать умения, владеть навыками, приемами деятельности и, как следствие, выводит обучающихся на мотивационную составляющую образования.
С точки зрения нашего исследования вышеобозначенные компетенции военного специалиста представляют собой систему профессионально значимых качеств (знаний, умений и владений), формируемых и развивающихся в процессе информационно-технологической подготовки в вузе, и способностей самостоятельно приобретать новые знания и умения. Заявленные компетенции «интегрируют в себе личностные и профессиональные свойства и качества» будущего офицера [14, с. 206].
Результатом обучения курсантов в вузе является сформированность компетенций, обусловленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и квалификационными требованиями к профессиональной подготовке выпускников военного вуза. При этом квалификационные требования и заявленные компетенции, соответствующие ФГОС ВО 3+, взаимодействуют между собой и определяют профессиональную деятельность военнослужащих.
По своей структуре заявленные компетенции представляют собой единство познавательных, деятельностных, мотивационных компонентов, где:
- познавательный - проявляется в методах, способах, средствах сбора, хранения и обработки информации, методах анализа данных, методах и средствах познания, обучения, самоконтроля, необходимых для приобретения новых знаний и умений;
- деятельностный - реализуется в применении методов, способов, средств сбора, хранения и обработки информации, умении анализировать, оценивать информацию, самообучаться в современных информационно-коммуникационных технологиях;
- мотивационный - выражается в готовности к информационно-аналитической деятельности, стремлении к постоянному самосовершенствованию через личностное и профессиональное саморазвитие.
По нашему мнению, на сформированность заявленных компетенций будет указывать, во-первых, наличие у курсантов ярко выраженного познавательного характера деятельности, направленного не только на разнообразное мыслительное решение задач с выявлением причинно-следственных связей, но и на воплощение их на практике. Например, осуществляя сбор,
анализ и обобщение информации по лицам, представляющим оперативный интерес, выпускник военного вуза должен уметь в своей профессиональной деятельности просчитывать, предвидеть и предотвращать незаконные действия разрабатываемых лиц в будущем.
Во-вторых, непосредственно конструктивная деятельность, базирующаяся на познавательной деятельности. В данном случае предполагается умение выпускника планировать этапы познавательной деятельности и реализовать их в профессиональных задачах.
В-третьих, потребностно-мотивационная деятельность, характеризующаяся наличием аналитического склада мышления, целостным стилем восприятия, сообразительностью, быстротой принятия решений, творческим воображением и творческим подходом к решению поставленных задач путем освоения инноваций в профессиональной деятельности и информационных технологий, как следствие - поддержание своей конкурентоспособности и т. д.
В-четвертых, коммуникативная деятельность, проявляющаяся в умении получать информацию посредством общения, аргументированно убеждать, рассуждать и излагать свою точку зрения, обосновывать свои выводы и т. д. [15].
На основании вышеизложенного педагогический смысл формирования информационно-аналитической культуры заключается в личностном и профессиональном развитии курсантов с определением их потребностей и мотивов, основывающихся на информативно-аналитической направленности субъекта, мотивированного на постижение и применение новых знаний.
Ссылки:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003. 176 с.
2. Юносова Г.Р. Информатизация образования как основа развития информационно-компьютерной культуры студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 24.10.2017).
3. Рахимов О.Х.-А. Технологии профессионального обучения в деятельности преподавателя образовательной организации : учеб. пособие. М., 2014. 198 с.
4. Там же. С. 189.
5. Кузнецова Е.М. Реализация компетентностного подхода в лингвистическом образовании России // М.В. Ломоносов и полиязыковое информационно-образовательное пространство : в 2 ч. : материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 15-16 нояб. 2011 г.). Архангельск, 2012. Ч. 1. С. 213-216.
6. Рахимов О.Х.-А. Указ. соч. С. 98.
7. Работа по новому госстандарту. Терминология [Электронный ресурс] // Гуманитарно-экологический институт. URL: www.mgeu.ru/teacher/the_new_state_standard/Terminologia.doc (дата обращения: 05.07.2017).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 дек. 2016 г. № 1614. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Сущность компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Учебно-методическое управление Владимирского государственного университета. URL: uu.vlsu.ru/files/docs/vpo/05.doc (дата обращения: 05.07.2017).
13. Munby H. What is Science Thinking // Science in the Schools. Toronto, 1982. P. 8.
14. Григоренко Н.Н., Зарипов А.А. Уровневый подход к формированию военно-профессиональных компетенций в дисциплине «Связь» // Вестник КемГУКИ. 2014. № 3 (28). С. 205-212.
15. Бронникова Л.М. Некоторые аспекты формирования информационной культуры студента [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24181 (дата обращения: 24.10.2017) ; Павлов Д.А. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов безопасности // Дальневосточный форпост. Спецвыпуск. 2016. № 3. С. 36-39.