Научная статья на тему 'Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России'

Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУРСАНТЫ / STUDENTS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / STRUCTURAL MODEL OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVELS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

Формирование информационно-коммуникационной готовности курсантов ведомственных вузов наиболее эффективно в рамках структурной модели, спроектированной в образовательном учреждении информационно-ориентированной учебно-образовательной среды, обеспечивающей решение профессиональных задач в подготовке будущих офицеров федеральной службы исполнения наказаний. Под информационно-коммуникационной готовностью к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России понимается интегративное качество его личности, проявляющееся в способности и готовности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в информационно-аналитической профессиональной деятельности. Успех процесса формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности зависит от педагогических условий, в которых осуществляется процесс обучения. В настоящее время пенитенциарной системе требуется не просто сотрудник, а высокопрофессиональный специалист, владеющий технологиями информационно-аналитической деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. Изначальное формирование готовности к любой деятельности необходимо для успешного выполнения этой деятельности. Мотивированное стремление к успешной профессиональной деятельности можно рассматривать как профессионально и личностно значимые качества будущего сотрудника ФСИН, как знания и умения в конкретной области. Процесс информационно-коммутационный готовности к профессиональной деятельности это целенаправленный процесс, в результате которого происходит овладение курсантом представлениями о своей будущей профессиональной деятельности в части применения информационных технологий и программного обеспечения. Главным субъектом информационно-аналитической деятельности курсанта является учебно-образовательный процесс и самостоятельная деятельность в процессе научно-исследовательской деятельности. Для оценки сформированности информационно-коммуникационной готовности курсантов ведомственных вузов к профессиональной деятельности выступает содержание информационно-аналитической деятельности в зависимости от уровня овладения: базовый, продвинутый и повышенный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Озерский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF INFORMATION AND COMMUNICATION READINESS FOR PROFESSIONAL WORK CADETS OF HIGH SCHOOLS FSIN RUSSIA

Formation of information-communication readiness of cadets departmental universities more effectively within the framework of the structural model, designed in an educational institution information-oriented teaching and learning environment, providing professional solution of problems in the preparation of the future officers of the Federal Penitentiary Service. Under the information and communications readiness for professional activity of cadets of high schools FSIN Russia understood integrative quality of his personality, which manifests itself in the ability and willingness to work with the various sources of information, information resources and technologies to apply the basic techniques, ways and means of obtaining, storing, retrieving, organizing, processing and transmission of information, which have been acquired in the process of learning and socialization and are focused on independent, successful participation in the information and analytical professional activity. The success of the process of formation of information-communication readiness for professional activities depends on the teaching environment in which the learning process. Currently, the prison system is required not just an employee, and a highly skilled, owning technologies of information and analytical activities and the relevant professional competence. The initial formation of readiness for any activities necessary for the successful implementation of these activities. A reasoned pursuit of a successful career can be seen as significant professional and personal qualities of the future employee FSIN as knowledge and skills in a particular area. The process of information-switching readiness for professional work a purposeful process, which results in the mastery of a student of ideas about their future professional activity in terms of the use of information technology and software. The main subject of the information and analytical activities of the cadet is a teaching and learning process and independent activity in the process of scientific research. To assess the formation of information and communication readiness of departmental high schools students for professional work in favor of information content and analytical activities, depending on the mastery of levels: basic, advanced and higher.

Текст научной работы на тему «Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России»

УДК 378.09

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

© 2016

Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управление и информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы» Озерский Сергей Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры

«Управление и информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы»

Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24В, e-mail: sozersky@mail.ru)

Аннотация. Формирование информационно-коммуникационной готовности курсантов ведомственных вузов наиболее эффективно в рамках структурной модели, спроектированной в образовательном учреждении информационно-ориентированной учебно-образовательной среды, обеспечивающей решение профессиональных задач в подготовке будущих офицеров федеральной службы исполнения наказаний. Под информационно-коммуникационной готовностью к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России понимается интегративное качество его личности, проявляющееся в способности и готовности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в информационно-аналитической профессиональной деятельности. Успех процесса формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности зависит от педагогических условий, в которых осуществляется процесс обучения. В настоящее время пенитенциарной системе требуется не просто сотрудник, а высокопрофессиональный специалист, владеющий технологиями информационно-аналитической деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. Изначальное формирование готовности к любой деятельности необходимо для успешного выполнения этой деятельности. Мотивированное стремление к успешной профессиональной деятельности можно рассматривать как профессионально и личностно значимые качества будущего сотрудника ФСИН, как знания и умения в конкретной области. Процесс информационно-коммутационный готовности к профессиональной деятельности - это целенаправленный процесс, в результате которого происходит овладение курсантом представлениями о своей будущей профессиональной деятельности в части применения информационных технологий и программного обеспечения. Главным субъектом информационно-аналитической деятельности курсанта является учебно-образовательный процесс и самостоятельная деятельность в процессе научно-исследовательской деятельности. Для оценки сформированности информационно-коммуникационной готовности курсантов ведомственных вузов к профессиональной деятельности выступает содержание информационно-аналитической деятельности в зависимости от уровня овладения: базовый, продвинутый и повышенный.

Ключевые слова: образование, курсанты, информационно-коммуникационная готовность, профессиональная деятельность, высшее образование, уголовно-исполнительная система, информационные технологии, структурная модель обучения, педагогические условия, информационно-аналитическая деятельность, уровни сформированности.

CHARACTERISTICS OF INFORMATION AND COMMUNICATION READINESS FOR PROFESSIONAL

WORK CADETS OF HIGH SCHOOLS FSIN RUSSIA

© 2016

Ulendeeva Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of « Management and Information Technology activities of the penitentiary system» Ozersk Sergei Vladimirovich, сandidate of physical and mathematical sciences, associate professor, associate professor of the department of « Management and Information Technology activities of the penitentiary system» Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, ul. Rylskaya 24, e-mail: sozersky@mail.ru)

Abstract. Formation of information-communication readiness of cadets departmental universities more effectively within the framework of the structural model, designed in an educational institution information-oriented teaching and learning environment, providing professional solution of problems in the preparation of the future officers of the Federal Penitentiary Service. Under the information and communications readiness for professional activity of cadets of high schools FSIN Russia understood integrative quality of his personality, which manifests itself in the ability and willingness to work with the various sources of information, information resources and technologies to apply the basic techniques, ways and means of obtaining, storing, retrieving, organizing, processing and transmission of information, which have been acquired in the process of learning and socialization and are focused on independent, successful participation in the information and analytical professional activity. The success of the process of formation of information-communication readiness for professional activities depends on the teaching environment in which the learning process. Currently, the prison system is required not just an employee, and a highly skilled, owning technologies of information and analytical activities and the relevant professional competence. The initial formation of readiness for any activities necessary for the successful implementation of these activities. A reasoned pursuit of a successful career can be seen as significant professional and personal qualities of the future employee FSIN as knowledge and skills in a particular area. The process of information-switching readiness for professional work - a purposeful process, which results in the mastery of a student of ideas about their future professional activity in terms of the use of information technology and software. The main subject of the information and analytical activities of the cadet is a teaching and learning process and independent activity in the process of scientific research. To assess the formation of information and communication readiness of departmental high schools students for professional work in favor of information content and analytical activities, depending on the mastery of levels: basic, advanced and higher.

Keywords: education, students, information and communications readiness, professional activity, higher education, the correctional system, information technology, structural model of education, pedagogical conditions of information-analytical activity, levels of formation.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы стремительно увеличивается информационная составляющая специализированных техни-

ческих средств, использующихся для исполнения наказания, принципиально новых видов оружия и техники, постоянное управление потоками профессионально

важной информации, ее количественные и качественные изменения свидетельствуют об интенсификации процессов обновления и усложнения ведомственной профессиональной информационной среды. Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности современного специалиста пенитенциарной системы. Потребность общества и государства в высококвалифицированных специалистах, владеющих информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), существенно изменяют требования к профессиональной подготовке курсантов ведомственного вуза.

Анализ социального заказа на подготовку офицеров для службы исполнения наказаний позволил в структуре профессиональной подготовки курсантов ведомственного вуза выделить информационно-коммуникационную составляющую - как обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства ИКТ в сфере профессиональной деятельности. Современный сотрудник ФСИН России должен обладать способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации; способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности; способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов; способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований [1].

В настоящее время существуют несколько определений понятия «информационно-коммуникационная готовность» курсантов и студентов к профессиональной деятельности в ведомственном вузе.

По мнению Шибановой В. А., «информационно-коммуникационная готовность курсанта военного вуза к профессиональной деятельности рассматривается как целостное, устойчивое, но сохраняющее способность к изменению и развитию, свойство личности будущего офицера, характеризующееся владением им специальными знаниями; умениями и навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, соответствующими уровню профессиональной квалификации, способствующей эффективному их применению при решении практических задач управления войсками и оружием в боевой обстановке и в повседневной деятельности» [2, с.11]

Шмелева С. В. рассматривает «информационно-коммуникационную готовность студентов к профессионально-правовой деятельности как интегративное свойство их профессиональной подготовки в целом, представленное в виде модели целей обучения специалистов» [3, с. 11]. По мнению автора, информационно-коммуникационная готовность к профессиональной деятельности, формируется средствами фундаментальных информационно-компьютерных и информационно-правовых дисциплин, таких как «Информатика и математика», «Концепции современного естествознания», «Справочные компьютерные правовые системы» и «Правовая информатика», «Информационное право Российской Федерации» и «Компьютерное и телекоммуникационное право». В структуре информационно-коммуникационной готовности целесообразно выделить как системообразующую психическую составляющую в виде готовности к аналитической деятельности, что отличает исследуемую структуру от других структур готовности к профессиональной деятельности, в том числе к юридической. Для этого образовательный процесс в вузе представить во взаимосвязи трех блоков: содержа-180

ния электронных дидактических материалов, программно-информационного ресурса и интеллектуально-информационных развивающих технологий.

Таким образом, автор исследования информационно-коммуникационную готовность к профессиональной деятельности связывает с необходимостью формирования аналитической компетентности в юридической профессиональной деятельности.

Аналитическая компетентность специалистов рассматривается в трудах многих ученых [4-12]. Так в работе [13, с. 9] «аналитическая компетентность выпускника ВУЗа - юриста», рассматривается как интегральное качество его личности, проявляющееся в способности и готовности ее к аналитической профессиональной деятельности в юридической сфере, основанное на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в этой аналитической профессиональной деятельности».

Однако Никитина Е. О. считает, что на современном этапе развития общества «сотрудник органов внутренних дел (ОВД) должен быть способен использовать на практике информационные технологии, которые являются условием эффективной борьбы с высокотехнологической преступностью» [14, с. 4]. Одним из важнейших компонентов общей культуры сотрудника ОВД, автор называет информационную культуру сотрудника, которая «переплетается с его профессиональной культурой» [14, с.5]. Формирование информационной культуры сотрудника ОВД сводится к формированию компьютерной грамотности, обеспечивает формирование личности, способного ориентироваться в условиях постоянного изменения законодательства, многократного прироста информации, значимой для правоохранительных целей и актуальной для решения практических задач.

Особенности современного информационного общества являются, по мнению Самойлова Е .А., «изменчивость, глобальные противоречия, обилие потоков информации, которые требуют от личности интеллектуальных качеств, позволяющих самостоятельно перерабатывать информацию, решать проблемы, конструктивно взаимодействовать с партнерами в неоднородном коллективе» [15, с. 3]. Таким образом, переработка информации - это интеллектуальное качество личности.

Обобщая данные и другие определения, можно утверждать следующее:

1) «информационно-коммуникационную готовность к профессиональной деятельности» являться готовностью к профессиональной деятельности курсанта ведомственного вуза и входит в её структуру;

2) «информационно-коммуникационная готовность к профессиональной деятельности» является интегратив-ным свойством личности курсанта и характеризуется владением им специальными знаниями, умениями и навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий;

3) содержание и структура «информационно-коммуникационную готовность к профессиональной деятельности» связанны с особенностями информационно-аналитической деятельности и образовательно-квалификационными требованиями к юридическим кадрам.

Исходя из этого, дадим авторскую интерпретацию определения «информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России». Под ней будет пониматься инте-гративное качество личности курсанта, проявляющееся в способности и готовности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в информационно-аналитической профессиональной деятельности.

Успех процесса формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности зависит от структурной модели формирования информационно-коммутационной готовности и педагогических условий, в которых осуществляется процесс обучения.

В работе [3, с. 12] эффективное развитие информационно-коммуникационной готовности студентов к профессиональной деятельности обуславливает «система профориентированных функций процесса обучения в составе когнитивно-правовой, социально-коммуникативной и этико-мировоззренческой компонентов в процессе усвоения содержания фундаментальных информационно-компьютерных и информационно-правовых дисциплин».

Модель формирования информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего, организационно-содержательного и диагностико-результатив-ного [2, с. 12].

Так структурный план аналитической компетентности в исследовании Секлетова А. В. [13, с. 9] представляет собой целостное единство компонентов: - когнитивного компонента, включающего знания, необходимые для профессиональной аналитической деятельности;

- операционного компонента, включающего умения, навыки, способы профессиональной аналитической деятельности; - личностного компонента, включающего мо-тивационную составляющую (стремление, готовность к профессиональной аналитической деятельности); ценностно-смысловую составляющую (направленность личности, отношение к содержанию профессиональной аналитической деятельности и ответственность за ее результаты); индивидуально-психологическую составляющую (индивидуальные способности, личностные качества). Разработанная автором структурно-функциональная модель формирования аналитической компетентности юридических кадров в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе состоит из следующих структурно-функциональных составляющих (блоков): - целевого;

- содержательно-организационного; - процессуального;

- контрольно-результативного.

Структура информационной культуры в работе [14, с. 11] представлена следующими компонентами: когнитивный компонент; мотивационно-ценностный компонент; действенно-практический компонент.

Следовательно, для эффективного формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности в образовательном процессе ведомственных вузов должна быть разработана и применяться система взаимосвязанных блоков и компонентов.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности, необходимо уточнить, что понимается под таковыми. В литературе приводятся разные трактовки этого понятия.

В философском энциклопедическом словаре [16] понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит.

И в первом, и во втором значениях общим является то, что условия - это категория отношения объекта с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В научной литературе выделяются разные условия успешного формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов и студентов. Так, Шибанова В. А. формулирует четыре группы условий [2, с.6]: создание у курсантов установки на активную самостоятельную познавательную деятельность по использованию информационных и

коммуникационных технологий, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентировочной, обеспечивающей целенаправленный характер формирования информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности; организацию педагогического процесса на основе осуществления интеграционных взаимосвязей в ходе преподавания информатики, дисциплин предметной подготовки, спецкурса «Компьютерное моделирование», самостоятельной и военно-научной работы обучающихся, что обеспечивает непрерывность формирования информационно-коммуникационной готовности курсантов и позволяет обобщить и активизировать базовые знания и умения обучающихся как основы их успешной предстоящей профессиональной деятельности; автоматизированный мониторинг формирования информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности, позволяющий повысить качество управленческих решений, принимаемых субъектами всех уровней управления на основе оперативной, научно-обоснованной информации о ходе процесса и его результатах; повышение подготовленности преподавательского и командного составов к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе военного вуза посредством разработки и реализации программы, построенной на принципах многокомпонентности, модульности, инте-гративности, распределенности, адаптивности.

С.В. Шмелева добавляет к названным условиям требование введения информационно-образовательной развивающей среды в единстве трех ее блоков - содержания электронных дидактических материалов, программно-информационного ресурса и интеллектуально-информационных развивающих технологий [3]. Такое требование согласовано со следующей закономерностью процесса учения (Л. А. Регуш [17] и А. И. Раев [18]: «Успех формирования действия зависит от степени сформиро-ванности его операций».

В своем исследовании Е. О. Никитина отмечает следующие педагогические условия [14, с. 12]: наличие и развитие информационно-образовательной среды; диагностика наличия информационных барьеров у курсантов и их преодоление; введение в учебные планы дисциплин, направленных на развитие информационной культуры курсанта; обладание преподавателями высокой информационной культурой.

Для формирования информационно-коммуникационной готовности мы предлагаем в своем исследовании использовать следующую классификацию педагогических условий [19-23]:

- содержания учебного материала: разный учебный материал по-разному способствует успешному формированию информационно-коммуникационной готовности;

- позиции курсанта в учебном процессе (курсант должен быть преимущественно субъектом этого процесса);

- организационно-педагогических, дидактических и психолого-педагогических условий, в которых осуществляется процесс обучения (разработка программ формирования информационно-коммуникационной готовности на дисциплинах базового и профессионального цикла (Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности, Правовая статистика, Информационная безопасность, Делопроизводство и режим секретности); отбор учебного материала, наиболее благоприятного для формирования информационно-коммуникационной готовности; анализ и выбор методических комплексов, соответствующих поставленной цели обучения; разработка диагностических материалов для мониторинга формирования информационно-коммуникационной готовности;

- формирование информационного образовательного пространства и широкое использование информацион-

ных технологий (применение в учебном процессе компьютерных программ, обучающих систем, интеллектуальных экспертных систем, телекоммуникационных систем, реализующих электронную почту, телеконференции и т.д. [24, с. 88]);

- профессионально - личностных компетентностей преподавателя (обучение может осуществлять преподаватель, который грамотен, владеет информационно-коммуникационными технологиями, достаточно эмоциональный, владеющий вариативными методиками обучения и т. п., т. е. преподаватель должен быть мастером педагогического труда).

Соблюдение названных условий обеспечивает реализацию деятельностного подхода в обучении, учет психологических и дидактических закономерностей процесса обучения.

Для оценки сформированности информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности в научно-методической литературе предлагаются различные уровни.

Сформированность информационной культуры (ИК) характеризуется следующими уровнями [14, с.12]: 1 уровень - информационная грамотность - низкий; 2 уровень - профессиональная информационная компетентность - средний; 3 уровень - профессиональная информационная культура - высокий.

В качестве уровней сформированности ИК готовности В. А Шибановой выделены уровни: репродуктивный, продуктивный, поисковый, творческий [2, с. 16].

С. В. Шмелева выделяет три качественно различных уровня, описанных с учетом предметного содержания когнитивных этапов исследуемого процесса -общенаучного, ориентировочно-правового и информационно правового. Автор, рассмотрев аналитический аспект в информационно-коммуникационной готовности в структуре явления (ситуации) изучаемой студентом профессиональной действительности, выявляет следующие уровни эмпирического познания, совершаемого юристом: 1) уровень дифференциации явления (ситуации); 2) уровень моделирования; 3) уровень мысленного эксперимента (варьирование ситуации); 4) уровень предсказания; 5) уровень объяснения [3, с. 15].

Изучив исследования по оценке сформированности информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов, можно предложить уровни для оценивания ИК готовности курсантов ведомственных вузов ФСИН России в зависимости от содержания информационно-аналитической профессиональной деятельности.

1 уровень - Базовый - знание нормативных требований, предъявляемых к информации; методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи и защиты компьютерной информации; умение применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; владение навыками сбора и компьютерной обработки текстовой, графической, числовой, аудио- и видеоинформации; приёмами работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в юридической деятельности;

2 уровень - Продвинутый - знание современных тенденций развития и применения информационных технологий в юридической деятельности; умение обобщать информацию, выполнять работу с использованием информационных технологий, структурировать и форматировать информацию; владение навыками профессиональной деятельности в области статистической обработки данных и интерпретации полученных результатов, навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах служебной деятельности, навыками сбора и компьютерной обработки текстовой, графиче-182

ской, числовой, аудио- и видеоинформации;

3 уровень - Повышенный - знание закономерностей создания и функционирования информационных процессов в правовой и социально-экономической сфере; умение делать обобщение о процессах, протекающих в социально-правовой сфере на основе предоставленных эмпирических данных; самостоятельно предлагать новые направления использования информационных технологий в служебной деятельности, правильно выбирать критерий для проверки статистической гипотезы и осуществлять его реализацию с помощью табличного процессора MS Excel; самостоятельно предлагать новые направления использования информационных технологий в юридической деятельности, применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой, экономической, социально-гуманитарной и ведомственной информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; управлять работой компьютера, решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи; владеть технологией работы со специализированным программным обеспечением ПТК АКУС и программными комплексами СЭМПЛ и СЭМПЛ-2 используемыми в профессиональной деятельности, уметь организовать рабочее место при использование систем АРМ.

Итак, в данной статье проанализированы основные определения информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности. На основе анализа выбранных понятий сформулирована авторская интерпретация изучаемого понятия. Успешность формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов и слушателей требует создания в процессе обучения следующих условий: определение структуры и состава информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности; разработку учебного материала в соответствии с операционным составом формируемых информационно-коммуникационных действий; изучение учебного материала строится с позиций деятельностного подхода; учет психолого-педагогических закономерностей процесса учения во взаимосвязи с теорией поэтапного формирования действий; выбор оптимального способа управления учебной деятельностью курсантов и слушателей (разработка специальной системы вопросов к заданиям, направленные на выполнение действий, содержащих отдельные операции или полный набор операций из состава формируемого информационно-аналитического действия); налажена обратная связь: разработаны и используются средства пооперационного и итогового контроля; для каждого курсанта подобраны задания в соответствии с его уровнем развития и личностными особенностями; сформировано информационное образовательное пространство ведомственного вуза с предоставлением возможности работы с использование информационных технологий.

Вместе с тем, исследование имеет дальнейшие перспективы: целесообразно разработать критерии уровней сформированности информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности, выяснить характер внутрисистемной взаимосвязи отдельных компонентов информационно-аналитической деятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы и с этих позиций оптимизировать учебный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 № 20 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (Квалификация (степень) «специалист»)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // fgosvo.ru

(дата обращения 12.07.2016)._

2. Шибанова В.А. Формирование информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 47 с.

3. Шмелева С.В. Информационно-коммуникационная готовность студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. . док. пед. наук. Калининград, 2004. 36 с.

4. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

5. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.

6. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012.№ 2. С. 35-39.

7. Коновалова Е.Ю. Особенности лексического использования табличной формализации в аналитической деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 103-106.

8. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

9. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: планирование на основе ТАРРОС «Landrail» // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 73-77.

10. Донина И.А. Информационно-аналитический компонент маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 48-50.

11. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: «пирамида целей» на основе ТАРРОС «Landrail» // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 38-42.

12. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

13. Секлетов А.В. Формирование аналитической компетентности юридических кадров в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2015. 205 с.

14. Никитина Е.О. Педагогические условия развития информационной культуры курсантов образовательных вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 240 с.

15. Самойлов Е.А. Управление интеллектуальным развитием учащихся физико-математических классов при обучении физике: автореф. дис. ... док. пед. наук. Москва, 2013. 46 с.

16. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 2000. 420 с.

17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 216 с.

18. Раев А.И. Проблема развития познавательных способностей. Л.: ЛГУ,1983. 120 с.

19. Улендеева Н.И. Технология формирования инте-гративных дидактических умений в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2010. 189 с.

20. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

21. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная

основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

22. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

23. Барановская Л.В. Проектирование профессионально-педагогических условий внедрения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 5-8.

24. Озерский С.В. Информатизация образования -неотъемлемая часть формирования информационного общества. Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9). С.87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.