DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-139
УДК 355.233.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.А. Адольф (Красноярск, Россия) В.А. Корытков (Новосибирск, Россия) Л.К. Сидоров (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье в качестве методологических оснований подготовки военных специалистов в современных условиях выдвинуты и обоснованы: системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования как системы, раскрыты его структура и содержание. Компетентность^ подход в определении содержания подготовки военных специалистов, ориентирующий на конечный результат обучения - подготовленность военных специалистов к профессиональной деятельности. Личностно-деятельностный подход, который ставит в центр внимания личность военного специалиста и его активность в учебном процессе.
Цель статьи - проанализировать необходимость и целесообразность использования в качестве методологического основания подготовки военных специалистов системного, компетентностного и лич-ностно-деятельностного подходов с учетом особенностей воинского труда и требований Министерства обороны России. Доказать эффективность их применения на примере подготовки военных специалистов в Сибирском федеральном университете и в учебной воинской части Центрального военного округа.
Методология исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор теоретических и эмпирических методов исследования: понятийно-терминологический анализ философских, психолого-педагогических трудов; метод анализа нормативно-правовых документов в области деятельности Вооруженных сил России по вопросам профессиональной подготовки специалистов;
метод прогнозирования и перспективного планирования; метод моделирования; метод констатирующего эксперимента.
Результаты. Приведены итоги опытно-экспериментальной работы по определению уровня подготовленности к профессиональной деятельности студентов Сибирского федерального университета, обучающихся по программам военно-учетных специальностей, и курсантов учебной воинской части Центрального военного округа на констатирующем и завершающем этапах эксперимента.
Заключение. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость и целесообразность в интересах дальнейшего совершенствования подготовки военных специалистов в современных условиях использования системного подхода к решению проблемы профессиональной подготовки военных специалистов, к определению ее цели, задач, структуры как совокупности содержания их подготовки. Опоры на компетентностный подход в определении содержания профессиональной подготовки военных специалистов, ориентирующий на конечный результат обучения; выдвижение на первый план личностно-деятельностного подхода, предполагающего поставить в центр внимания личность военного специалиста и его активность в учебном процессе.
Ключевые слова: военный специалист, студент, курсант, воинский труд, профессиональная подготовка, системный подход, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, военно-учетная специальность, стратегия подготовки военных специалистов, критерии подготовленности к профессиональной деятельности.
Постановка проблемы. Анализ военно-политической обстановки в мире показывает изменение характера военных угроз. Все больше стран трансформируют свою политику в сторону неограниченных,
упреждающих действий наступательного характера. Возникают новые тенденции в развитии средств и способов вооруженной борьбы, которые во многом основаны на современных технологиях и технике.
в.а. адольф, в.а. корытков, л.к. сидоров. методологические основания подготовки военных специалистов
в современных условиях: теория и практика
С учетом названных проблем в настоящее время на повестку дня выдвинулась проблема необходимости развития такой системы подготовки военных специалистов, которая бы не только успевала за жизнью войск, но и с учетом перспективы обеспечивала их должную профессиональную мобильность [Юнацкевич, 2017].
Цель статьи - проанализировать необходимость и целесообразность использования в качестве методологического основания подготовки военных специалистов системного, компе-тентностного и личностно-деятельностного подходов с учетом особенностей воинского труда и требований Министерства обороны России. Доказать эффективность их применения на примере подготовки военных специалистов в Сибирском федеральном университете и в учебной воинской части Центрального военного округа.
На основе анализа ряда педагогических работ, в которых исследуется феномен «подготовка специалистов» (В.А. Адольф, В.А. Краевский, А.А. Орлов, О.А. Полежаев, В.В. Полич, В.А. Цвык и др.), под подготовкой военных специалистов мы понимаем целенаправленный процесс освоения ими военно-специальных знаний, навыков, умений и компетенций, а также развитие организационно-волевых качеств, позволяющих успешно выполнять обязанности в рамках полученной военно-учетной специальности.
Мы считаем, что в целом решение проблем профессиональной подготовки военных специалистов в современных условиях можно осуществить, опираясь на системный, компетентност-ный и личностно-деятельностный подходы.
Что касается системного подхода, то ряд ученых рассматривают его посредством понятия «система подготовки».
Исходя из этого, мы определяем, что основные составные части системы подготовки военных специалистов определяют цель, задачи и структуру, совокупность которых составляет ее содержание [Адольф и др., 2011; Иванов, 2018; Parsons, 1977].
Главной целью подготовки военных специалистов мы определяем приобретение военными специалистами соответствующих знаний,
практических навыков, умений, а также формирование определенного уровня компетенций, формирование профессионально значимых и личностных качеств, мировоззренческой позиции и глубоких убеждений.
Конкретизируя цель подготовки военных специалистов в современных условиях, мы выделяем следующие задачи:
- адаптация будущих военных специалистов к военно-профессиональной среде;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении;
- развитие профессионально важных качеств личности военного специалиста;
- освоение личностью военного специалиста объективной системы профессиональных ролей;
- создание условий для успешного овладения будущими военными специалистами соответствующими знаниями, навыками, умениями и компетенциями;
- формирование у военных специалистов мотивов к прохождению военной службы, высоких психологических качеств.
Одно из важных требований современности к системе военно-профессионального образования заключается в инновационном содержании деятельности военного специалиста в течение всего периода военной службы.
В связи с этим в основу организации образовательного процесса нами был положен принцип его целостности. В его структуре мы выделяем такие компоненты, как учебно-организационный, учебно-познавательный; пространственно-временной, личностно-ценностный, социально-коммуникативный [Adolf et al., 2018; Адольф и др., 2019; Зеер, 2005]. Взаимосвязь этих компонентов позволило создать особое образовательное пространство, которое характеризуется многоуровневостью, системной организацией образовательного процесса.
Опираясь на результаты педагогических исследований и практику подготовки военных специалистов, мы приходим к выводу, что, основываясь на системном подходе к определению содержания подготовки военных специалистов,
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
его формированию, следует выделить следующие его уровни.
1. Общетеоретический уровень - содержание представляется в виде обобщенного социального опыта.
2. Уровень учебной дисциплины. На этом уровне содержание профессиональной подготовки зафиксировано в программах и учебных планах.
3. Уровень учебного материала. На этом уровне содержание учебного материала реализуется в методических пособиях, рекомендациях, разработках.
4. На уровне взаимодействия обучающего и обучающегося происходит смещение акцента с обучающей роли преподавателя на познавательную деятельность обучающегося.
Овладение обучающимися содержанием происходит путем их собственной мотивированной активности, а не с помощью преподавателя, передающего им информацию.
5. На уровне личностном - формирование внутреннего содержания, осмысление возможности его применения в практической деятельности. На этом этапе образование выступает как итог, результат обучения. Образование становится достоянием личности военного специалиста.
Современные условия функционирования Вооруженных сил России значительно повысили роль компетентного военного профессионала.
В контексте анализа обучения ряд исследователей в структуру компетенций включают знания, навыки и умения, а также способность действовать на основе приобретенных качеств [Адольф, Савчук, 2014; Адольф, Фоминых, 2017; Адольф, Евтихов, 2014; Хуторской, 2003].
Решение задач подготовки военного специалиста, отвечающего современным требованиям, возможно посредством формирования у него военно-профессиональной компетентности, необходимой для качественного выполнения своих функциональных обязанностей в сложных условиях военной службы. Суть военно-профессиональной компетентности заключается в сформированности у военных специалистов определенного набора качеств, соот-
ветствующих требованиям воинского труда: социальных, общевоенных и военно-специальных.
Как нам представляется, использование компетентностного подхода позволяет успешно осуществлять подготовку военных специалистов к будущей профессиональной деятельности при условии внедрения в образовательный процесс новых стратегий его организации.
Исходя из этого, в качестве стратегии подготовки военных специалистов в Сибирском федеральном университете и учебной воинской части Центрального военного округа мы выдвинули:
- системную интеграцию подсистем профессиональной подготовки в общую педагогически ориентированную систему;
- обогащение профессиональных знаний, умений и навыков военных специалистов на основе активных технологий.
В интересах реализации выработанной стратегии подготовки военных специалистов мы рассматривали интеграцию содержания основных образовательных программ высшего образования и программ военно-учетных специальностей. Для этого мы провели оценку степени сходства направления (специальности) высшего образования и военно-учетной специальности, используя унифицированный вариант методики профессиографического исследования. Это позволило нам для военно-учетной специальности «Радиолокационные станции (комплексы)» избрать направления «Радиотехника», «Приборостроение», а также специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы». Для военно-учетной специальности «Радиолокационные станции» учебной воинской части ЦВО были избраны курсанты-выпускники Южно-Уральского металлургического колледжа, обучавшиеся по специальности «Сварщик».
Обогащение знаний, навыков и умений, обеспечение развития компетенций военных специалистов, развитие их организационно-волевых качеств осуществлялось посредством постоянного обновления содержания и использования в образовательном процессе современных активных технологий обучения.
Возможность личностного включения будущего военного специалиста в освоение военно-учетной специальности представляет технология кейс-стади как форма активного проблемно-ситуативного занятия. Одним из эффективных методов практической подготовки явились разработанные нами ситуационные задания. Преподаватели создавали возможные ситуации, которые требовали от будущих военных специалистов самостоятельного принятия решения использованием своих теоретических знаний. В ходе тактико-строевых занятий будущие военные специалисты привлекались к проектной деятельности. В этих целях широко использовались тренажеры, воспроизводящие работу реальной военной техники. В СФУ и в учебной воинской части ЦВО в учебном процессе используются системы учебных командных пунктов радиотехнических войск Воздушно-космических сил, оснащенных современными средствами отображения, позволяющими в режиме реального времени вести обработку радиолокационной информации. Компьютерный артиллерийский полигон в СФУ используется для решения проектов и ситуационных заданий в области применения артиллерийского вооружения.
Устойчивое закрепление студентами СФУ и курсантами учебной воинской части практических навыков применения военной техники и вооружения осуществляется в ходе учебных сборов.
Мы считаем, что необходимым условием развития образовательного процесса как фактора профессиональной подготовки должен стать личностно-деятельностный подход к образованию, позволяющий повысить заинтересованность военных специалистов в получении профессионального образования, в развитии своих профессиональных качеств.
Личностно-деятельностный подход рассматривается нами как единство деятельностного и личностного компонентов. Личностный компонент соотносится с личностным подходом. Он позволяет обеспечить свободный выбор всего содержания образования в интересах всестороннего удовлетворения духовных, культурных и жизненных потребностей военного специалиста, гуманное отношение к нему, развитие его
индивидуальности и возможность ее самореализации [Adolf et al., 2017].
На основе личностного компонента в центр обучения будущих военных специалистов в СФУ и учебной воинской части ставится обучающийся, учитываются его цели, мотивы и особенности психологического склада. Учитывая цели, интересы, уровень знаний личности военного специалиста, преподаватель формулирует цель занятия, корректирует образовательную деятельность и направляет ее на всестороннее интеллектуальное, духовное, нравственное, профессиональное становление.
Рассматривая деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода, отметим, что в его основе лежит категория «деятельность» как форма активного взаимодействия человека с другими людьми, а также с окружающим миром. Рассматривая содержание профессиональной подготовки будущих военных специалистов с позиций личностно-деятельностного подхода, мы опираемся также на теорию социального конструктивизма (Ж. Пиаж, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гал-перина и др.). Главной идеей этой теории является идея о том, что обучающийся сам конструирует свои знания, выступающие фрагментом движения деятельности, ее началом, отправной точкой и результатом всей деятельности. Обучению выделяется роль быть организатором познавательной деятельности студента, вовлекать его в творческую работу, опираясь на имеющиеся знания и понимание.
Содержание подготовки специалиста в рассматриваемой теории выступает как:
- компетентностно-ориентированное, поскольку связано непосредственно с ожидаемыми результатами обучения;
- личностно ориентированное и деятель-ностное, поскольку допускает, что внутреннее содержание формируется в деятельности обучающегося по освоению внешнего содержания в процессе образования. Центром фокусирования внимания являются студент и его активная деятельность в образовательном процессе [Адольф и др., 2017].
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
Результаты исследования. На основе разработанных теоретических положений методологии подготовки военных специалистов к профессиональной деятельности в 2017-2019 гг. нами было проведено исследование эффективности применения в образовательной деятельности студентов Сибирского федерального университета, обучающихся по программам военно-учетных специальностей, и курсантов учебной воинской части Центрального военного округа системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов.
Основными критериями и параметрами подготовленности военных специалистов к профессиональной деятельности мы выдвинули следующие.
1. Мотивационно-ценностный критерий. Основными параметрами его являются профессионально значимые ценности; мотивы прохождения военной службы.
2. Содержательно-когнитивный критерий. Его основные параметры: качество усвоения военно-профессиональных знаний (объем, полнота, осознанность усвоения знаний); умения увязывать теоретические знания с практикой.
3. Деятельностно-поведенческий критерий. В качестве его параметров мы избрали навыки и умения владения военной техникой и оружием; умения преодолевать трудности (препятствия) воинской деятельности.
Опираясь на содержательное наполнение критериев подготовленности, мы выделили три уровня подготовленности военных специали-
стов к профессиональной деятельности: низкий, средний и высокий.
К опытно-экспериментальной работе были привлечены студенты Сибирского федерального университета, обучающиеся по программам военно-учетных специальностей со сроком их обучения два года. Нами были определены 4 экспериментальные группы общей численностью 100 человек, обучающихся по программе военно-учетной специальности «Радиолокационные станции» и 4 экспериментальные группы студентов (100 человек), обучающихся по программе военно-учетной специальности «Буксируемая артиллерия и минометы», а также 4 контрольных группы студентов (100 человек) - по две группы по каждой из названных военно-учетных специальностей. К участию в эксперименте также были привлечены курсанты учебной воинской части Центрального военного округа, обучающиеся по программе военно-учетной специальности «Радиолокационные станции», в количестве 100 человек - по 50 человек в экспериментальной и контрольной группах.
В опытно-экспериментальной работе использовались методы анкетирования, опросники, тестовые задания, педагогическое наблюдение, метод независимых характеристик, контрольные задания, работа на боевой технике, тактико-специальные учения, итоговая аттестация.
Результаты исследования приведены в табл. 1, 2 и 3.
Уровни Констатирующий этап Контрольный этап
СФУ Учебная воинская часть СФУ Учебная воинская часть
ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; %
Низкий 46,00 44,00 48,00 54,00 16,00 36,00 18,00 42,00
Средний 40,00 42,00 40.00 36,00 40,00 44,00 42,00 42,00
Высокий 14,00 14,00 12,00 10,00 44,00 20,00 40,00 16,00
Таблица 1
Результаты исследования уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента студентов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы
Table 1
Study results of the level of formation of a motivational and axiological component among students at ascertaining and control stages of the experimental work
Результаты оценки мотивационно-ценност-ного критерия показали, что на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах (ЭК) значительно выросло количество студентов, обладающих высоким уровнем профессионально значимых ценностей и мотивов прохождения военной службы (ЭГ студентов на 30,00 %, ЭГ курсантов на 28,00). На 30,00 %
снизилось количество студентов и курсантов экспериментальных групп с низким уровнем ценностей и мотивов. В то же время среди студентов и курсантов контрольных групп (КГ) прирост с высоким уровнем мотивов и ценностей составил 6,00 % как в КГ студентов, так и в КГ курсантов, а снижение количества студентов и курсантов с низким уровнем составило 8,00 и 12,00 % соответственно.
Таблица 2
Результаты исследования уровня сформированности содержательно-когнитивного компонента студентов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы
Table 2
Study results of the level of formation of a content-cognitive component among students at the ascertaining and control stages of the experimental work
Уровни Констатирующий этап Контрольный этап
СФУ Учебная воинская часть СФУ Учебная воинская часть
ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; %
Низкий 52,00 54,00 58,00 56,00 22,00 44,00 26,00 46,00
Средний 44,00 40,00 40,00 40,00 38,00 44,00 40,00
Высокий 4,00 6,00 2,00 4,00 32,00 18,00 30,00 14,00
<
PQ £ a
4
с
PQ
Из табл. 2 видно, что на завершающем эта- но на констатирующем этапе. Количество кур-пе эксперимента доля студентов эксперимен- сантов ЭГ с высокими показателями увеличи-тальных групп с высокими теоретическими лось на 28,00 %, а с низким уровнем умень-знаниями и практическими умениями и навы- шилось на 32,00 %. В контрольных группах ками составила 32,0 %, а с низким уровнем - произошли менее значительные изменения 26,00 % против 4,00 и 6,00 % соответствен- в этом параметре.
Таблица 3
Результаты исследования уровня сформированности деятельностно-поведенческого компонента студентов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы
Table 3
Study results of the level of formation of an activity-behavioral component among students at the ascertaining and control stages of the experimental work
Уровни Констатирующий этап Контрольный этап
СФУ Учебная воинская часть СФУ Учебная воинская часть
ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; % ЭГ, чел.; % КГ, чел.; %
Низкий 62,00 60,00 64,00 62,00 28,00 48,00 30,00 46,00
Средний 36.00 36,00 32.00 34,00 50,00 42,00 50,00 46,00
Высокий 2,00 4,00 4,00 4,00 22,00 10,00 20.00 8,00
s s
ÈÎ w
H
S
и ^
д
PQ ■S
0
1
к
w PQ H
и ft с
и о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
с
«
s к
H U
W PQ
В деятельностно-поведенческом компонен- нем деятельностно-поведенческого компонента
те подготовленности студентов и курсантов экспе- подготовленности. В контрольных группах коли-
риментальных групп произошел прирост с высо- чество студентов и курсантов с высокими показа-
кими показателями на 20,00 % в ЭГ студентов и на теля выросло на 6,00 и 4,00 % соответственно, и
16,00 % в ЭГ курсантов. На 34,00 % снизилось ко- на 12,00 % в КГ студентов и на 16,00 % в КГ курсан-
личество студентов и курсантов ЭГ с низким уров- тов уменьшилось количество с низким уровнем.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость и целесообразность в интересах дальнейшего совершенствования системы подготовки военных специалистов в современных условиях:
- использование системного подхода к решению проблем профессиональной подготовки будущих военных специалистов, к определению ее цели, задач, структуры как совокупности содержания их подготовки;
- опоры на компетентностью подход в определении содержания профессиональной подготовки будущих военных специалистов, ориентирующий на конечный результат обучения — конкретизированные компетенции;
- выдвижение на первый план личностно-деятельностного подхода, предполагающего поставить в центр внимания личность военного специалиста и его активность в учебном процессе.
Успешное решение задач подготовки военных специалистов предполагает использование достижений и современной педагогической науки, и практики подготовки их по военно-учетным специальностям.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Дашкова Е.К. Адаптация студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 61- 67. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29116886 (дата обращения: 27.08.2019).
2. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с.
3. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 353 с. URL: http://www.kspu. ru/upload/documents/2014/09/25/c0bdc82 6518a75a14603ec2394e22439/monografiya-prognozirovanie-stanovlenie-professionalnoj-kompetentnosti-vyipuskni.pdf (дата обращения: 20.08.2019).
4. Адольф В.А., Дашкова А.К., Зандер Ф.В. Программа адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 69-76. DOI: 10.25146/1995-08612019-47-1-122
5. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа - вуз - предприятие» // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487 (дата обращения: 27.08.2019).
6. Адольф В.А., Евтихов О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетенции курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014. 364 с.
7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: РАО Московский психолого-социальный институт, 2005. 215 с.
8. Иванов В.Г. Системный подход к подготовке компетентных специалистов в условиях взаимодействия образовательной организации и производства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 101-109. DOI: 10.21209/2542-00892018-13-2-101-109
9. Симонова Т.А. Компетентностный подход как фактор модернизации общего образования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 119-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ kompetentnostnyy-podhod-kak-faktor-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2019).
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
11. Юнацкевич П.И. Концепция новой кадровой политики в сфере подготовки и применения военных специалистов России не-
прерывное образование военных кадров. СПб.: Научный Консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2017. 20 с. URL: http://sci.ast.sodal/poslednie-novosti/340-kontseptsiya-novoj-kadrovoj-politiki-v-sfere-podgotovki-i-primeneniya-voennykh-spetsialistov-rossii-nepreryvnoe-obrazovanie-voennykh-kadrov.html (дата обращения: 10.06.2019).
12. Adolf V.A., Gadaborsheva Z.I., Azhiev A.V. Algoritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological as-
pects // Espacios. 2018. Vol. 39, No. 35. P. 23. URL: https://www.revistaespacios.com/ a18v39n35/18393523.html
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, № 2. P. 39-61. DOI: 10.17499/jsser.360863
14. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N.Y.; L., 1977. 186 p.
С
PQ £ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H Я
и ^
Ш PQ
к
о
к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
1-й <
э
с
S
к
н
U
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-139
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR TRAINING MILITARY SPECIALISTS IN MODERN CONDITIONS: THEORY AND PRACTICE
V.A. Adolf (Krasnoyarsk, Russia) V.A. Korytkov (Novosibirsk, Russia) L.K. Sidorov (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. As a methodological foundation for training military specialists in modern conditions, the article puts forward and substantiates a systematic approach, involving consideration of the object of the study as a system, and reveals its structure and content. Competence-based approach is considered in determining the content of training military specialists, orienting to the final result of training is the readiness of military specialists for professional activities Personal-activity approach is also considered as putting the personality of a military specialist and his activity in the educational process in the center of attention.
The purpose of the article is to analyze the necessity and feasibility of using the systemic, competence-based and personal-activity approaches as a methodological foundation for training military specialists, taking into account the specifics of military labor and the requirements of the Russian Defense Ministry. The articles also aims to prove the effectiveness of their application on the example of the training of military specialists in the Siberian Federal University and in the training military unit of the Central Military District.
Research Methodology. The combination of the theoretical and methodological level of research with the solution of problems of an applied nature led to the choice of theoretical and empirical research methods, namely: a conceptual and terminological analysis of philosophical, psychological and pedagogical works; a method for analyzing
References
1. Adolf V.A., Dashkova E.K. Adaptation of high school students to future professional activity // Siberian Pedagogical Journal. 2017. No. 1. P. 61-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29116886
2. Adolf V.A., Fominykh A.V. Competitiveness of a graduate of a modern university: monograph. Krasnoyarsk: RIO Astafiev KSPU, 2017. 280 p.
3. Adolf V.A., Savchuk A.N. Prediction of the development of professional competence of a university graduate: monograph. Krasnoyarsk: RIO
legal and regulatory documents in the field of the activities of the Armed Forces of Russia on the issues of professional training of specialists; forecasting and forward planning method; modeling method; method of stating experiment.
Research results. The results are presented of the experimental work to determine the level of preparedness for the professional activity of students from the Siberian Federal University, enrolled in the programs of military accounting specialties and cadets of the training military unit of the Central Military District at the ascertaining and final stages of the experiment.
Conclusions. The results of the experimental work confirmed the necessity and expediency in the interests of further improving of training military specialists in modern conditions to use a systematic approach to solving the problem of professional training of military specialists, to defining its purpose, tasks, and structure as a combination of the content of their training. It is important to rely on a competence-based approach in determining the content of the professional training of military specialists, orienting them to the final result of training. It is also necessary to highlight the personality-activity approach, which presupposes the focus on the personality of a military specialist and his activity in the educational process.
Keywords: military specialist, student, cadet, military labor, vocational training, systems approach, competence approach, personal activity approach, military accounting specialty, strategy for training military specialists, criteria for professional readiness.
Astafiev KSPU, 2014. 353 p. URL: http://www. kspu.ru/upload/documents/2014/09/25/c0b-dc826518a75a14603ec2394e22439/mono-grafiya-prognozirovanie-stanovlenie-profes-sionalnoj-kompetentnosti-vyipuskni.pdf 4. Adolf V.A., Dashkova A.K., Zander F.V. The program of adaptation of future engineers to educational and professional activities // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev. 2019. No. 2 (48). P. 69-76. DOI: 10.25146/1995-08612019-47-1-122
5. Adolf V.A., Kovalevich I.A., Churlyaeva N.P. Designing the system of vocational education in the conditions of the "school-university-enterprise" complex // Kazan pedagogical journal. 2011. No. 4. P. 77-87. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19006487
6. Adolf V.A., Evtikhov O.V. Theoretical and methodological foundations of the formation of professional competence of cadets in the university of law enforcement: monograph. Krasnoyarsk, Astafiev KSPU, 2014. 364 p.
7. Zeyer E.F., Pavlova A.M., Symanyuk E.E. Modernization of vocational education: competence-based approach: educational manual. Moscow: RAO Moscow Psychological and Social Institute, 2005. 215 p.
8. Ivanov V.G. System approach to the preparation of competent specialists in the conditions of interaction between an educational organization and industry // Uchenye Zapiski Zabaikalskogo Gosudarstvennogo Universiteta (Scholarly notes of Transbaikal State University). Series: pedagogical sciences. 2018. Vol. 13, No. 2. P. 101-109. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-101-109
9. Simonova T.A. The competence approach as a factor in modernization of general education // Bulletin of the Chekhov Institute of Taganrog. 2017. No. 1. P. 119-123. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/v/kompetentnostnyy-podhod-kak-faktor-modernizatsii-obschego-obrazovaniya
10. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of the personality-oriented paradigm // Narodnoye obrazovanie (Public education). 2003. No. 2. P. 58-64.
11. Yuntskevich P.I. The concept of a new personnel policy in the field of training and application of Russian military specialists - the continuous education of military personnel. St. Petersburg, Scientific Consortium of high humanitarian and social technologies, 2017. 20 p. URL: http://sci.ast.social/poslednie-novosti/340-kontseptsiya-novoj-kadrovoj-politiki-v-sfere-podgotovki-i-primeneniya-voennykh-spetsialistov-rossii-nepreryvnoe-obrazovanie-voennykh-kadrov.html
12. Adolf V.A., Gadaborsheva Z.I., Azhiev A.V. Al-goritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects // Espacios. 2018. Vol. 39. No. 35. P. 23. URL: https://www.revistaespacios.com/a18 v39n35/18393523.html
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, No. 2. P. 39-61. DOI: 10.17499/jsser.360863
14. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N.Y.; L., 1977. 186 p.
С PQ
£ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H Я
и ^
ш PQ
к
о
к
w PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ