Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / социокультурные практики / социализация / коммуникация / подростки / социальный опыт / добровольчество / volunteering / sociocultural practices / socialization / communication / adolescents / social experience / volunteering

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Е. Земсков, В.А. Кайванов

В статье представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации. Доказывается практико-действенная основа в осуществлении данного процесса. Актуализируется значимость привлечения социокультурных практик, среди которых наиболее продуктивной является волонтёрская деятельность. Обосновано участие подростков в добровольческом движении как способ самосовершенствования и самоутверждения личности в период социальной адаптации. Рассматриваются его содержательные и процессуальные преимущества для развития индивидуальных способностей каждой личности на этапе подросткового периода. Представлены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие личности и формирования опыта в процессе волонтерской деятельности. Определены направления волонтерской деятельности, реализуемой с подростками в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE OF ADOLESCENTS IN VOLUNTEER ACTIVITIES

The article presents some problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization. The practical and effective basis for implementing this process is proven. The importance of attracting sociocultural practices is being updated, among which the most productive is volunteer activity. The participation of adolescents in the volunteer movement as a way of self-improvement and self-affirmation of personality during the period of social adaptation is substantiated. Its substantive and procedural advantages for the development of individual abilities of each person at the stage of adolescence are considered. External and internal factors that influence the development of personality and the formation of experience in the process of volunteering are presented. The areas of volunteer activities implemented with teenagers in secondary schools have been identified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

регулирования государственного управления системой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» [2] наглядно показывают, что за 8 лет (с 2013 по 2021) количество студентов, подающих документы в аспирантуру, снизилось на 28%, и на данный момент ситуация не изменяется: у обучающихся все меньше желания продолжать свою образовательную деятельность, переходя на новый этап - обучение в аспирантуре.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день достаточно важно повышать у студентов бакалавриата и магистратуры желание поступать в аспирантуру и подготавливать их к этому. Необходимо, чтобы данный процесс затрагивал различные аспекты образовательной

Библиографический список

деятельности студентов, таких как мотивация, психическое состояние по поводу изменения формата образовательного процесса, консультации с более «старшими» студентами, которые уже обучаются в аспирантуре и т. п. Это подтверждают научные исследования, которые приведены в работе. Посредством развития у студентов целеустремленности, коммуникабельности, продуктивности, а также умения работать в группе и тем не менее самостоятельно принимать решения, студентов можно подготовить к образовательной деятельности в аспирантуре. С каждым годом процент студентов, желающих поступать в аспирантуру, снижается, поэтому необходимо привлечь внимание к описанной проблеме и направить силы на привлечение обучающихся в аспирантуре.

1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативности российской аспирантуре. Высшее образование в России. 2022; № 11: 9-29.

2. Дроздова М.А., Зарубкина О.В. Новый порядок правового регулирования государственного управления системой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. МНИЖ. 2022; № 7-2 (121): 179-183.

3. Егорихина С.Ю. Совершенствование педагогической подготовки аспирантов. Образовательные технологии. 2020; № 2: 105-113.

4. Меркулова Л.В. Сущность инновационных изменений в подготовке аспирантов в системе непрерывного образования. Вестник ОГУ. 2011; № 17 (136): 276-282.

5. Милованова ГВ., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения. Концепт. 2022; № 6: 46-57.

6. Старшинова Т. А. Адаптивность и самоорганизация системы подготовки кадров в аспирантуре. Высшее образование в России. 2021; № 12: 156-166.

7. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе. Вестник ТГУ. 2020; № 189: 7-14.

8. Худяков Е.Е. Модернизация юридического образования в непрерывной системе подготовки кадров: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 58-1: 274-277.

9. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

References

1. Bednyj B.I., Rybakov N.V., Zhuchkova S.V. O vliyanii institucional'nyh transformacij na rezul'tativnosti rossijskoj aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; № 11: 9-29.

2. Drozdova M.A., Zarubkina O.V. Novyj poryadok pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo upravleniya sistemoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture. MNIZh. 2022; № 7-2 (121): 179-183.

3. Egorihina S.Yu. Sovershenstvovanie pedagogicheskoj podgotovki aspirantov. Obrazovatel'nye tehnologii. 2020; № 2: 105-113.

4. Merkulova L.V. Suschnost' innovacionnyh izmenenij v podgotovke aspirantov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2011; № 17 (136): 276-282.

5. Milovanova G.V., Kulyashova N.M., Shemyakina E.Yu. Sravnitel'nyj analiz motivacionnyh osobennostej studentov na raznyh 'etapah obucheniya. Koncept. 2022; № 6: 46-57.

6. Starshinova T.A. Adaptivnost' i samoorganizaciya sistemy podgotovki kadrov v aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 12: 156-166.

7. Stromov V.Yu., Sysoev P.V., Zav'yalov V.V. Privlechenie talantlivoj molodezhi k obucheniyu v aspiranture v klassicheskom vuze. Vestnik TGU. 2020; № 189: 7-14.

8. Hudyakov E.E. Modernizaciya yuridicheskogo obrazovaniya v nepreryvnoj sisteme podgotovki kadrov: bakalavriat, magistratura, aspirantura. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 58-1: 274-277.

9. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

УДК 371.4

Zemskov A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evseviev

(Saransk, Russia), E-mail: hmfanaticus@mail.ru

Kayvanov V.A., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE OF ADOLESCENTS IN VOLUNTEER ACTIVITIES. The article presents some problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization. The practical and effective basis for implementing this process is proven. The importance of attracting sociocultural practices is being updated, among which the most productive is volunteer activity. The participation of adolescents in the volunteer movement as a way of self-improvement and self-affirmation of personality during the period of social adaptation is substantiated. Its substantive and procedural advantages for the development of individual abilities of each person at the stage of adolescence are considered. External and internal factors that influence the development of personality and the formation of experience in the process of volunteering are presented. The areas of volunteer activities implemented with teenagers in secondary schools have been identified.

Key words: volunteering, sociocultural practices, socialization, communication, adolescents, social experience, volunteering

A.Е. Земское, канд. пед. наук, ст. преп., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: hmfanaticus@mail.ru

B.А. Кайеаное, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации. Доказывается практи-ко-действенная основа в осуществлении данного процесса. Актуализируется значимость привлечения социокультурных практик, среди которых наиболее продуктивной является волонтёрская деятельность. Обосновано участие подростков в добровольческом движении как способ самосовершенствования и самоутверждения личности в период социальной адаптации. Рассматриваются его содержательные и процессуальные преимущества для развития индивидуальных способностей каждой личности на этапе подросткового периода. Представлены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие личности и формирования опыта в процессе волонтерской деятельности. Определены направления волонтерской деятельности, реализуемой с подростками в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социокультурные практики, социализация, коммуникация, подростки, социальный опыт, добровольчество

Актуальность работы определяется тем, что развитие современного общества привело к обособленности личности: его рыночная потребительская направленность оттесняет и нивелирует социальную и гражданскую ответственность каждого человека. Утрата общественных нравственных идеалов модифи-

цировала ценностные ориентации в быстроизменяющихся динамических условиях, ответственность за воспитание детей и подростков возложена на семью и образовательные учреждения. Очевидные ценности: доброта, сострадание, сочувствие, помощь и участие, вызывают недоверие окружающих. Глобальные

изменения экономического, социального и культурного характера в обществе увеличили значимость формирования социального опыта в воспитании подрастающего поколения, что является неотъемлемой компонентой полноценного развития личности. Потребность проявить себя в тех или иных аспектах общественной жизнедеятельности наиболее ярко выражена у подростков, при этом они не имеют возможности удовлетворить ее в полной мере. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости поиска новых воспитательных практик в социализации подростков и молодежи, позволяющих осознать важность социальной деятельности, направленных на развитие нравственных качеств. Волонтерская деятельность является одним из механизмов воспитательной работы с подростками и молодежью [1-8].

Цель статьи - выявление потенциальных возможностей влияния волонтерской деятельности на социализацию подростка, в том числе на развитие социального и личностного опыта.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования: 1) рассмотреть волонтерство как вид социально-культурной практики в России; 2) выявить развивающий потенциал волонтёрской деятельности на личность подростка; 3) определить факторы, влияющие на развитие личности, в том числе на формирование социально-личностного опыта подростков.

Научная новизна статьи определяется обращением к волонтерским практикам как педагогическому средству социализации и развития личности подростка; выявления воспитательного потенциала волонтерства в развитии личности подростка; возможностью накопления социального опыта, проявляющегося в коммуникативной деятельности, умением взаимодействовать с различными группами людей, развитием управленческих и организаторских навыков подростков.

Теоретическая значимость: рассмотрение волонтерских практик как средства формирования социального и личностного опыта в подростковом возрасте. Практическая значимость представлена через определение специфики волонтерской деятельности в подростковом возрасте в общеобразовательной школе.

Методы исследования: обобщение и синтез понятий; интеграция научных идей, связанных с социальными практиками; систематизация научно-практического материала.

Культурные и социокультурные практики проявляют себя с первых дней жизни ребенка. Включаясь в жизненные процессы окружающего бытия, он проявляет свою волю, уникальные личностные индивидуальные качества, получает необходимый опыт Самореализация подростка, опыт, связанный с содержанием его жизнедеятельности, взаимодействием другими людьми, полученный подростком, составляет его внутренний мир. Исследователи Л.А. Саенко, ПН. Соломатина [4, с. 213] отмечают, что опыт, полученный в подростковом возрасте, определяет дальнейшую самореализацию человека во всех сферах жизни. Развивающаяся личность - подросток - постоянно ищет возможность проявления себя, направления развития своей личности, осознания своей социальной ориентированности.

В современном быстроменяющемся мире подросток постоянно получает большой объем информации, сравнивает личный опыт, основанный на переживаниях, условиях развития и составляющий его внутренний мир, с опытом социума в глобальном, общечеловеческом понимании. Его личностный опыт - это сложное образование, совокупность опыта выбора, упорядочивания его оценок событий окружающей действительности и принимаемых собственных решений. Возможности общения подростков сегодня сужены и обеднены, носят отдаленный, виртуальный характер за счет всевозможных гаджетов. Само общение как опыт восприятия другой личности, возможности считывания, расшифровки внешних данных отсутствует. Ребенок лишен впечатлений, которые возникают при этом и играют важную регулятивную роль в восприятии, познании и оценке собеседника. Исчезает возможность выполнить или обсудить какое-то согласованное действие, выработать навыки, умение принять решение. Обособленность личности при такой форме общения, как отмечает И.В. Сушкова [5, с. 36], лишает его эмоциональной составляющей, естественности и непосредственности поведения, так свойственной детям. Подросток выстраивает свое поведение по некоему стандарту, отказываясь от своей индивидуальности.

Эффективным инструментом для выявления потенциальных возможностей каждого индивидуума является его участие в различных видах внеурочной деятельности - необходимой составляющей современного образования. Наиболее успешные результаты в социализации наблюдаются у тех подростков, которым было предложено участие в добровольчестве (А.Е. Земсков, Е.Н. Зритнева, Л.А. Саенко, Т.А. Фараева) [1; 2; 6]. При этом различная мотивация разновозрастных групп дала отличные результаты. Например, для школьников 8-14 лет важным было стремление почувствовать себя взрослым, приобрести уверенность, пользоваться новыми техническими средствами, оборудованием, проявить себя лидерами, научиться управлять собственными инициативами. Также немаловажным фактором в процессе общения и обмена информацией является ощущение себя частью команды единомышленников, партнеров по общей цели, друзей по духу. Добровольчество взяло на себя те функции в воспитании детей и подростков, которые раньше выполняли детские организации, предлагая направление на позитивную социализацию в кругу ровесников и более старших единомышленников. Приобретается социально весомый опыт, реализуются перспективы развития для каждой творческой личности, самоопределение

происходит на основах поощрения каждой индивидуальности и коллективного, общего взаимодействия.

Волонтёрство (добровольчество) как уникальный вид социально-культурной практики в России появилось с середины XVII вв. и имеет свои особенности: благотворительность, помощь нуждающимся имели духовную основу. Позже появилось движение сестер милосердия. В коммунистической идеологии - это движение безвозмездных доноров крови, тимуровцы и стройотряды, наконец, в настоящее время - это фонды общественного движения социальной помощи и поддержки. Также идут поиски и разработки новых подходов и методов воспитательной работы с молодежью, обновление ее структуры и ориентиров. При этом воспитательным средством волонтерство становится именно за счет возможности положительно влиять на ребенка усилиями самих подростков [3, с. 2001].

Современный участник добровольческой организации - это человек, желанием и потребностью которого является активная помощь другим, нуждающимся в его внимании и заботе. Он ведет здоровый образ жизни, приверженец нравственно-духовных ориентиров общества. Добровольное социальное волонтер-ство является открытой, демократичной структурой, отвечает всем запросам и потребностям развития и реализации юных растущих личностей: показывает активную гражданскую позицию, проявляет осознанную потребность помощи другим. Отдавая свои силы и время служению потребностям других, волонтер получает оценку диапазона своих возможностей, приобретает новые знания, навыки и опыт. Это способствует положительному личностному росту развитию самосознания, выработке коммуникативных и организационных компетенций. Волонтерское объединение имеет четко выраженную социальную, идеологическую направленность и создает необходимые условия для самореализации каждого ребенка.

Изначально мотивы современной волонтерской деятельности - это потребность быть полезным, и заложена она в каждом человеке. При этом всех объединяет то, что по личной потребности, личному выбору и воле обучающиеся, в хорошем смысле слова, «обречены» творить добро. Происходит осознание подростка своей сущности и предназначения как симбиоз побуждающего добра и одухотворенной воли группы людей, оказывающих помощь другим. Проявляя активное практическое участие, используя накопленный в этом плане опыт социума, подросток вырабатывает в себе новые собственные морально-нравственные принципы. Исследуя социальный мир, подросток проявляет желание помочь другим, знакомиться с интересными людьми, адаптируется к новым жизненным реалиям.

Таким образом, происходит преобразование самосознания, укрепление нравственных ориентиров волонтера и личностный рост через развитие коммуникативных, проектных, организационных навыков. В процессе реализации проектно-развивающейся деятельности изменяются значимые элементы личности - самосознание и направленность, происходит формирование самоанализа, самоконтроля деятельности, ответственности. Изменение потребностей и жизненных ценностей происходит у большинства подростков, а формирование позитивных качеств, таких как «уверенность в себе», «коммуникативность», «доверие», необходимы как в социальной, так и в будущей профессиональной сфере деятельности личности.

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Так, среди видов внеурочной деятельности выделяются:

1) игровое стимулирование социальной и познавательной активности;

2) развитие познавательных интересов;

3) общение на основе проблемно-ценностных ориентиров;

4) досуговая деятельность, выражающаяся в общении, развлекательной практике;

5) творческая реализация (художественная, вокальная, игровая, музыкальная, сценическая и т. п.);

6) волонтерская (социально преобразующая);

7) спортивно-оздоровительная и краеведческая.

Все эти виды внеурочной деятельности направлены на удовлетворение потребности подростков в общении, проявление инициативы в вопросе реализации принципов собственной жизнедеятельности, многообразия социальных ролей. Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность ее реализации в дистанционном формате. Эффективность формирования социального опыта как целенаправленного процесса во многом зависит от педагога, чья задача -подтолкнуть подростков к принятию самостоятельных решений, повысить их инициативность, пробудить внутренний потенциал каждой личности. Педагогическое сопровождение призвано способствовать выработке образцов нравственной культуры и социально одобряемого поведения. Следует отметить, что не на всякие волонтерские практики мы можем привлекать подростков, поскольку им нет еще 18 лет. В школах городов Саранска и Ставрополя для волонтеров подросткового возраста определены следующие направления: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное (табл. 1).

В рамках развития творческих наклонностей детей и подростков рекомендуется привлекать школьников-волонтеров для ознакомления своих сверстников

Таблица 1

Направление и содержание волонтерской работы подростков в рамках общеобразовательной школы

Личностное развитие Гражданская активность Военно-патриотическое направление Информационно-медийное направление

Творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди младших школьников, популяризация профессий (первичная профориентация) Волонтерская деятельность, поисковая работа, изучение истории и краеведения; воспитание культуры безопасности среди детей и подростков Осуществляется при координации с всероссийским военно-патриотическим движением «Юнармия» Подготовка детского информационного контента, информационное развитие в рамках деятельности российского движения школьников, создание школьных газет, съемки роликов, освещение в СМИ, работа в соцсетях

с возможностью участия в разнообразных культурных мероприятиях. Это могут быть фестивали, выставки, социальные проекты, которые организует школа, город или край. Волонтеры могут выступить как организаторы или участники, так и вовлечь своих ровесников в предстоящее мероприятие. Широкий диапазон действий для популяризации ЗОЖ охватывает все стороны жизни подрастающего поколения: охрана физического и психического здоровья, создание благоприятной комфортной обстановки в окружении подростка как в школе, во внеурочное время, так и в близком, семейном кругу, мероприятия по поддержке и укреплению растущего организма с обязательной профилактикой заболеваний. Популяризация здорового образа жизни проводится всеми доступными современными способами: от беседы с каждым подростком индивидуально до использования средств массовой информации при проведении массовых мероприятий. Пропагандируя нормы здорового образа жизни, подростки-волонтеры могут выступить с циклом лекций перед младшими школьниками, в детских садах, клубах. Возможно также рассмотреть создание своего канала вещания с широким охватом аудитории (например, утренняя экспресс-разминка, подвижные перемены в перерывах между уроками, для малышей - проведение веселых эстафет). Обязательная прогулка после занятий также принесет много пользы. Все это способствует профилактике гиподинамии современного общества.

Большой спектр приложения усилий волонтеров занимает знакомство с современными профессиями. Специальности, востребованные в индустриальную эпоху, становятся менее популярными при развитии информационных технологий и Интернета, и вопрос выбора профессии встает перед школьником уже в начале взросления. Как правило, большинству учениц 6-9 классов нравятся креативные профессии, юноши выбирают спорт или профессию из инженерии, техники, науки. Для понимания своих наклонностей и возможностей подросток должен обладать всей информацией о будущей профессии, для глубокого ознакомления волонтерами может быть организована экскурсия на предприятие, посещение будущих мест работы.

Неотъемлемую часть воспитания подростка составляет понимание безопасности жизни как в локальном, так и в общечеловеческом смысле. Волон-терство здесь имеет несколько направлений: экологическое, социальное и культурное. Изучение своего края, окружающей природы с экскурсиями, походами, участием в рейдах по охране природы, уборке территории от загрязнений, помощь приютам для животных составляет малую часть всего спектра по защите экологии. Акции милосердия направлены на помощь социально незащищенным людям и призваны привить сострадание к окружающим. Популяризация культурных ценностей народов России с участием волонтеров в организации мероприятий, проводимых в музеях, театрах, парках, направлена на сохранение исторического наследия. Волонтерская работа, связанная с движением «Волонтеры Победы», становится все более популярной среди подростков, захватывая и взрослое население страны. Сохранение исторических памятных мест, популяризация патриотических акций прививает молодежи любовь к Отчизне и родному краю. Организация праздников, приуроченных к историческим событиям, придает глубокий смысл праздникам, наполняет гордостью юные сердца.

Библиографический список

Волонтерство, направленное на активное изменение жизни подростка, нуждается в обязательном отражении себя в доступных средствах информации, детям так нужно освещение их деятельности, признание достижений, возможности дальнейшего роста. Именно этому служит информационно-медийное направление в волонтерской деятельности, оно позволяет получить обратную связь поступкам и действиям подростков, узнать оценку окружающих и сверстников, обсудить и утвердиться в своих решениях. Отражение в социальных сетях событий, в которых принимал участие подросток, происходит динамично, остро, ярко, что, несомненно, отвечает запросам школьников. Реализуя свои социальные потребности через работу в команде единомышленников-добровольцев, подросток имеет реальную возможность творческой самореализации, самоутверждения в разнообразной и значимой позитивной деятельности. Он получает возможность самостоятельно решать большие и малые проблемы другого, расширяет горизонты своих отношений с миром, что выражается в установлении новых социальных контактов. Этот исследовательский опыт имеет особую актуальность в период, когда происходит кардинальная смена моти-вационных тенденций личности, стремящейся утвердить за собой достойное положение в коллективе. Как отмечают авторы С.Н. Жданова, М.А. Валеева, С.В. Сальцева и др. [7; 8], именно на данном возрастном этапе происходит осознанное присвоение норм, ценностей и способов поведения, влияющих на будущую интеграцию жизненной модели. Являясь целью и одновременно результатом социальной адаптации подростка в будущем, именно опыт конкретной личности составляет базу для дальнейшей самореализации, облегчает дальнейшее формирование новых способов взаимоотношений с миром, а также получение опыта деятельности и отношений.

Перспектива данного исследования видится в изучении воспитательных эффектов от включения подростков с волонтерскую деятельность: социальных, личностных. Следует развивать и вовлекать подростков в социальные практики, осуществлять поиск новых методов и педагогических средств развития социально-личностного опыта молодого поколения.

Таким образом, в завершение можно сделать следующие выводы: участие в добровольчестве как в феноменальной социокультурной практике, новом варианте детского общественного движения предоставляет возможность для подрастающего поколения успешной реализации задач развития и социализации; осуществляется свободный выбор, раскрывается потенциал внеурочной деятельности, что обогащает, совершенствует социальный и личностный опыт подростка. Наличие разнообразных форм для самостоятельного выбора в волонтерской деятельности позволяет подросткам осваивать обширный фонд социальной информации, умений, навыков, предлагает новые общественные символы, установки, ценности. Общение с людьми разного возраста, разных групп социальной действительности расширяет связи и отношения. Характер неформального общения способствует выполнению различных ролей социума, предлагает разнообразные модели поведения. Все это позволяет выработать активную жизненную позицию, укрепляет их в решении самоопределиться, самоутвердиться, самосовершенствоваться.

1. Земсков А.Е. Обоснование педагогических условий формирования социального опыта младших подростков в детских общественных объединениях. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021; № 1: 134-136.

2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

3. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 6 (81): 199-203.

4. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие, анализ программ. Москва, 2008.

6. Фараева Т.А. Развитие коммуникативных навыков, как основного фактора социально-личностного воспитания. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2019; № 11: 209-210.

7. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007.

8. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии. Оренбург, 2009: 127-146.

References

1. Zemskov A.E. Obosnovanie pedagogicheskih uslovij formirovaniya social'nogo opyta mladshih podrostkov v detskih obschestvennyh ob'edineniyah. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 2021; № 1: 134-136.

2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

3. Saenko L.A., Kuvaeva L.V. Mezhkul'turnaya gramotnost' kak indikator sociokul'turnogo razvitiya lichnosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 6 (81): 199-203.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Sushkova I.V. Social'no-lichnostnoerazvitie, analiz programm. Moskva, 2008.

6. Faraeva T.A. Razvitie kommunikativnyh navykov, kak osnovnogo faktora social'no-lichnostnogo vospitaniya. Social'noe razvitie sovremennogo rossijskogo obschestva: dostizheniya, problemy, perspektivy. 2019; № 11: 209-210.

7. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

8. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii. Orenburg, 2009: 127-146.

Статья поступила в редакцию 15.02.24

УДК 372

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: OKulikova@fa.ru

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF CASE STUDY METHODS IN IMPROVING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY AT SEMINARS AT A FINANCIAL UNIVERSITY. The article considers applying case study methods as effective tools for mastering economic, financial and business English at the seminars at a non-linguistic university, which target at improving the ability in first-, second- and third-year students to develop their vocabulary and obtain the ability to practice fluent professional foreign language at a rather high level. Case study methods result in students' ability to demonstrate fluent English in discussion on numerous topics, that businessmen and economists widely discuss. The author highlights the necessity to practice functional lexis and grammar patterns, necessary for students to be not only a good interlocuter, but also demonstrate deep knowledge from the sphere of his or her profession. The author considers case methods as effective tool in conducting research activity and formulating problematic issues that may turn out to be effective in analyzing and finding solutions to some key issues related to economics and management.

Key words: case study method, higher school, economics, finance, corporation, non-linguistic university, consistency of methods, functional lexis, professional language

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OKulikova@fa.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА СЕМИНАРАХ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья рассматривает применение метода кейсов как эффективного орудия для совершенствования экономической, финансовой и деловой лексики английского языка на семинарах в нелингвистическом вузе. Автор статьи подчеркивает, что метод кейс-стади направлен на улучшение способности студентов первого, второго и третьего курсов говорить на иностранном языке на достаточно высоком уровне, а также на беглом английском на разнообразные темы, важные и широко обсуждаемые экономистами и людьми делового мира в настоящее время. Автор акцентирует внимание на необходимости работать над профессиональной иноязычной лексикой и грамматическими оборотами посредством применения кейсовых методов, поскольку это позволяет им бегло общаться на иностранном языке и использовать специальную лексику, не только быть хорошим собеседником, но и демонстрировать глубокие знания из сферы своей профессии. Метод кейсов рассматривают как эффективный инструмент для проведения исследовательской деятельности и формулирования проблемных вопросов, которые могут оказаться эффективными при анализе и нахождении решений ключевых проблем, связанных с экономикой и менеджментом.

Ключевые слова: метод кейсов, высшая школа, экономика, финансы, корпорация, неязыковой вуз, преемственность приемов, профессиональная лексика, язык профессиональной направленности

Меняющийся мир и его реалии неизбежно открывают новые перспективы развития обыденных человеческих взаимоотношений, создания творческих продуктов, а также основания и развития деловых контрактов, и все это строится на умении выбирать, искать и анализировать информацию, обсуждать ее с другими людьми и передавать в содержательных беседах. И мы видим, что коммуникация служит основой создания и поддержания совместной деятельности любого рода, будь это творческая или деловая активность. Коммуникация в деловой среде все больше и больше выходит за рамки общения только с соотечественниками, поскольку деловое сотрудничество развивается с учетом опыта и технологий зарубежных компаний, заимствования и попыток применить научные открытия ученых из зарубежных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящее исследование актуально в силу следующего ряда причин. Во-первых, актуальность темы доказывает то, что преподаватели стремятся повысить уровень мотивации студентов-бакалавров и их готовность изучать лексику из области финансово-экономической. Также не менее значимым является то, что посредством привлечения кейсовых методов преподаватели хотят увеличить диапазон предлагаемой для изучения лексики, который рассматривают как основополагающий и обязательный для запоминания на определенном этапе обучения в вузе. Кейсовые технологии актуальны при работе над совершенствованием навыков студентов, сущностных для ведения деловых переговоров и бесед в будущей профессиональной жизни. Во-вторых, кейсовые методы уже вошли в практику преподавания иностранных языков как неотъемлемый компонент курса и служат довольно увлекательными и плодотворными приемами отработки, закрепления языкового материала, а также позволяют задать тон и атмосферу, нужную для того, чтобы инициировать процесс размышления над проблемами, их анализом и поиском способов их решения на иностранном языке [1-11].

В данном исследовании автор преследует цель проанализировать значимость кейсовых технологий для расширения словарного запаса студентов, обучающихся в нелингвистическом вузе, а также описать возможности закрепления финансово-экономической лексики на материале профессионально ориентированного языкового материала, подача которого осуществляется посредством

case study методов. Данная технология в изучении лексико-грамматического контента иностранного языка остается_действенной и помогает в решении следующих задач: 1) очертить специфику кейсового метода, подчеркнуть их значение в преподавании, 2) подтвердить важность этого метода в работе над освоением и совершенствованием англоязычной лексики студентов-бакалавров; 3) продемонстрировать пользу и эффективность применения кейсового метода примерами из практики работы на семинарах по изучению английского языка финансовой специальности в экономическом вузе.

Научная новизна исследования состоит в намерении проанализировать случаи использования кейсового метода на семинарах в бакалавриате в неязыковом вузе и отметить ряд упражнений, уместных к использованию перед началом дискуссионных прений по конкретной узкоспециализированной тематике.

Практическая значимость статьи подтверждается возможностью применить наблюдения, зафиксированные в рамках размышлений, представленных в статье, в ходе подготовки плана поэтапной работы на семинарах, планируемых для проведения в неязыковом вузе, более того, данные размышления могут оказаться уместными и приемлемыми при отработке большого набора лексических единиц из области экономики, финансов и банкинга.

Теоретическая значимость работы очевидна и может состоять в возможности использования приведенных здесь выводов при поэтапной подготовке лексического и грамматического материала по финансовой и экономической тематике для планирования проведения семинаров в нелингвистическом вузе.

Применение кейс-метода вызывает интерес научной аудитории более 20 лет, поскольку данный метод дает возможность формировать коммуникативную компетенцию студентов на примере ситуаций страноведческого характера. Метод кейсов, иными словами, обучение на привлечении практических примерах, который также можно охарактеризовать как ситуационное обучение, - это метод, который был введен в практику преподавания иностранного языка специалистами из школы бизнеса Гарвардского университета применительно к студентам-юристам и студентам-экономистам и в качестве научного термина Питером Скейл-сом в его книге «Преподавание в области непрерывного образования» [10, с. 111].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.