Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губченко Елизавета Сергеевна

В статье рассмотрены основные особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД России в современных условиях, в том числе основные закономерности и тенденции развития теоретической, служебно-боевой и профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Автор полагает, что совершенствование организации и содержания профессиональной подготовки сотрудников МВД России в условиях современной социокультурной ситуации направлено на решение проблем в практической деятельности последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губченко Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SOCIO-CULTURAL SITUATION

The article discusses the main features of the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions, including the main patterns and trends in the development of theoretical, service-combat and professional training for activities in extreme conditions. The author believes that the improvement of the organization and content of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of the modern socio-cultural situation is aimed at solving problems in the practical activities of the latter.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель-методист отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Губченко Елизавета Сергеевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД России в современных условиях, в том числе основные закономерности и тенденции развития теоретической, служебно-боевой и профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Автор полагает, что совершенствование организации и содержания профессиональной подготовки сотрудников МВД России в условиях современной социокультурной ситуации направлено на решение проблем в практической деятельности последних.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка, экстремальные условия, социокультурная ситуация, федеральные государственные образовательные стандарты.

Annotation. The article discusses the main features of the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions, including the main patterns and trends in the development of theoretical, service-combat and professional training for activities in extreme conditions. The author believes that the improvement of the organization and content of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of the modern socio-cultural situation is aimed at solving problems in the practical activities of the latter.

Key words: professional training, physical training, fire training, extreme conditions, socio-cultural situation, federal state educational standards.

Введение. Основа эффективного выполнения поставленных перед сотрудниками полиции задач состоит в качественной профессиональной подготовке и кадровой компетенции, а также готовности к выполнению оперативно-боевых задач. Данная тенденция в современных условиях является как ни когда актуальной. Современная геополитическая обстановка вынуждает к пересмотру и совершенствованию профессионально-значимых требований, предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации. Рост преступности, изменение динамики и способов совершения преступлений и правонарушений, широкое использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в преступной деятельности, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность, и, конечно, проведение специальной военной операции на территории соседнего государства - все перечисленное ставит перед правоохранительными органами, непосредственно, законодателями, научно-педагогическими сотрудниками и работниками, в частности, ряд задач, направленных на развитие знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям современной действительности.

Указанная тенденция к криминализации общества, включая несовершеннолетних и молодежь, ставит под угрозу развитие государственности. Вовлечение всех сфер общественной жизни в совершенствование социокультурной ситуации в стране посредством обеспечения качества и контроля педагогической деятельности позволит скоординировать молодое поклонение на патриотичное восприятие, развитие ценностей, стремлению совершенствования личных качеств. Данный аспект сыграет существенную роль в становлении и развитии общества в будущем.

Принимая во внимание выбранную тему исследования, следует отметить, что профессиональная подготовка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации играет важную и неотъемлемую роль. Основное направление профессиональной подготовки состоит в комплексе теоретических и практических знаний, изучение которых позволит достигнуть эффективного результата в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Актуальность выбранной темы обоснована, в первую очередь, недостаточной освещенностью тематики в педагогической и юридической литературе. В связи с масштабами задач, поставленных перед правоохранительными органами, а также высокой степенью ответственности перед государством и обществом, организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел требует серьезной трансформации. Данная трансформация, по нашему мнению, должна основываться на совершенствовании организационных и правовых основ профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов с учетом стремительно изменяющейся действительности.

Изложение основного материала статьи. Генезис подходов к пониманию сущности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел связан с трансформацией научных представлений о государственной власти, государственном управления и их роли в регулировании правоотношений, формирующихся в конкретно-исторический период развития Российского государства.

Подготовка кадров для органов внутренних дел регламентируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [1]. Однако, следует отметить, что профессиональная подготовка кадров системы МВД России включает в себя не только реализацию профессиональных образовательных программ в различных направлениях правоохранительной деятельности, но и формирование у сотрудника морально-нравственных и волевых качеств, имеющих важное значение в профессиональной и служебной деятельности.

Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», определяет профессиональное обучение как средство приобретения основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [2]. Таким образом, профессиональное мастерство, приобретенное ходе обучения, определяет уровень профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач. Направление профессиональной подготовки также зависит от сферы служебной деятельности, что регламентировано Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и др.

Система образования, которая построена на принципах системности, логичности, своевременности и соответствует требованиям современного мира и общества, в том числе с учетом специфики подготовки кадров той или иной направленности составляет основу формирования компетенций сотрудника полиции. Развитие системы профессиональной подготовки кадров в современных условиях влечет за собой изменение и совершенствование подходов к осуществлению указанной деятельности, а также переработку нормативной правовой базы. Отметим, что сегодня профессиональная

подготовка представляет собой многофункциональную и многоуровневую система подготовки (обучения) сотрудников органов внутренних дел как непосредственно в образовательных учреждениях учреждения системы МВД, научно-исследовательских учреждениях (иных образовательных учреждениях), так и непосредственно на местах несения службы (при реализации образовательных программ с использованием системы дистанционных образовательных технологий).

Современная образовательная деятельность, основанная на Федеральных государственных образовательных стандартах, ориентирована на результаты обучения, выраженные в конкретных компетенциях, т.е. произошел переход от традиционной «знаниевой» модели обучения к синергетической, направленной на «применяемость» результатов обучения» [3]. Данный тезис в какой-то степени раскрывает сущность и ориентированность современного образования непосредственно на практическую деятельность. Практическая направленность образовательного процесса - необходимый элемент компетентностного подхода.

Анализ диссертационных исследований, затрагивающих проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, говорит о недостаточной разработанности темы [4]. Исторический процесс становления и укрепления российской государственности через множественные военные компании определил необходимость в деструктуризации и реорганизации всей системы вооруженных сил и охраны правопорядка. Современное состояние профессионального обучения (переподготовки и повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел требует принятия быстрых корректировок с учетом стремительных изменений геополитических и внутригосударственных процессов. Это непосредственно касается как теоретической подготовки, так и физической и огневой подготовок (служебно-боевой). Систематическая модернизация способов и методов совершения правонарушений и преступлений, широкое использование информационно-телекоммуникационных систем «Интернета» в противоправных действиях, принятие на вооружение новых видов оружия и многие другие факторы сегодняшних реалий требуют от системы образования принятия соответствующих мер реагирования к эффективной подготовке сотрудников правоохранительных органов.

Андрианов А.С. в своем исследовании в качестве ключевого элемента для успешного осуществления профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел определяет его личностно-профессиональные качества [5]. Таким образом, грамотно выстроенная система прохождения профессиональной подготовки позволит эффективно сформировать необходимые знания, умения и навыки для осуществления дальнейшей правоохранительной деятельности. В данном контексте следует отметить, что программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по своей сути, и направлены на совершенствование компетенций сотрудников органов внутренних дел в той или иной сфере деятельности.

В работе Евтихова О.Е. наблюдается трансформация подходов к образовательному процессу обучения курсантов и слушателей. Выделена специфика обучения последних в ведомственных вузах системы МВД России, которая заключается в «совмещении в образовательном учреждении учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности, директивной системы управления в учебных взводах, «закрытости» образовательных организаций». Специфика обучения в ведомственных вузах и гражданских образовательных учреждениях значительно отличается, тем самым возникают трудности в педагогической деятельности и реализации образовательных программ со стороны гражданских педагогических работников [6]. Обучение в ведомственных вузах имеет практико-ориентированный подход. Данный подход является приоритетным и единственно верным в профессиональном понимании. Говоря о профессиональном обучении, следует отметить, что оно включает в себя профессиональную (первоначальную) подготовку, повышение квалификации и переподготовку [7, 8].

Профессиональная готовность в процессе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел является одной из основных целей и направлена на четкое применение полученных знаний, умений и навыков в форме компетенций при непосредственном выполнении служебных обязанностей.

Следует отметить, что профессиональная готовность включает в себя теоретические знания, служебно-боевую подготовленность (физическая, огневая подготовка). Теоретическая подготовка включает в себя комплекс знаний инаправлена на формирование основных, базовых компетенций. Физическая подготовка включает в себя общую физическую подготовку (сдача контрольных нормативов) и специальную физическую подготовку (боевые приемы борьбы и преодоление препятствий). Огневая подготовка, в свою очередь, включает в себя выполнение контрольных нормативов (сборка, разборка огнестрельного оружия) и выполнение практических упражнений (стрельб) [9].

Программами основного профессионального обучения и дополнительными профессиональными программами, разработанными для системы МВД России, физической и огневой подготовке отведено значительное количество часов в учебном плане. Данное обстоятельство обусловлено функциями и задачами, которые стоят перед сотрудниками органов внутренних дел в процессе осуществления ими практической деятельности.

Следует отметить, что процесс профессионального обучения сотрудника правоохранительных органов, как и его практическая деятельность, связаны с регулярными психологическими и психическими нагрузками, что в свою очередь требует от сотрудника морально-волевых качеств. Указанный факт подтверждает и обосновывает наличие в образовательных программах профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации дисциплин, связанных с морально-психологической подготовкой.

Перечисленные направления подготовки, если это предусмотрено нормативными правовыми актами учебного заведения, могут проводиться с применением инновационных форм проведения учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей комплектующих органов внутренних дел.

Современная социокультурная ситуация характеризуется кризисом восприятия. Недостаточная развитость общественных структур, обесценивание сферы досуга, патриотического воспитания, историческая деформация молодежи привела к тотальной отстраненности от «любви к Родине», патриотизма. Находясь в переходной фазе, российская социокультурная ситуация, в происходящих радикальных изменениях, требует переосмысления. Действительность показывает несостоятельность и не готовность к кризисным ситуациям в той или иной сфере. Это сказывается и напрямую затрагивает правоохранительную сферу, так как особенно во времена перемен и трансформаций правоохранительные органы играют одну из ключевых ролей. При этом следует отметить, что нормальное восприятие общественностью сотрудников органов внутренних дел и уровень доверия к ним на сегодняшний момент находиться на неудовлетворительном уровне. Следует согласиться с суждением, что «обострение различного рода противоречий, интенсификация нетерпимости и агрессии граждан, распад общепринятых форм жизнеустройства и прочие особенности эпохи преобразований предъявляют повышенные требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников органов внутренних дел» [10]. Восприятие сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в сегодняшних реалиях затруднено. Необходимость в регулировании и корректировке имеющихся недостатков в образовательной сфере ведомственных вузов системы МВД, воспитательной и служебно-боевой подготовке обусловлена комплексом внешних

внутренних процессов, происходящих в мире и государстве. Данный процесс говорит о необходимости законодательных органов во взаимодействии с практическими органами системы МВД России, ведомственными образовательными учреждениями, министерством образования и др. своевременно и оперативно принимать меры по подготовке профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов в рамках внутригосударственных изменений.

Таким образом, необходима выработка комплекса мер, направленных на укрепление авторитета сотрудников органов внутренних дел и доверия к ним со стороны граждан. При этом сотрудник органов внутренних дел должен также обладать социокультурной компетенцией, которая проявляется в наличии и владениями знаний в различных областях социальной культуры.

Для повышения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел необходимо внедрять новые современные методы обучения (выездные занятия, имитационные тренинги, практико-ориентированные экскурсии и др). Особое внимание необходимо уделять занятиям с компьютерными технологиями, которые направлены обеспечить широкий спектр заданий, как с теоретической направленностью, так и практической. Для достижения поставленных образовательных целей необходим системный мониторинг качества проведения занятий, а также мониторинг качества освоения дисциплин. Следует отметить, что образовательными организациями системы МВД уже широко используется практика мониторинга отзывов руководителей территориальных органов сотрудников органов внутренних дел, прошедших профессиональное обучение.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел нуждается в переработке как подходов к данному виду обучения, так и актуализации нормативной правовой базы, т.к. профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по ФГОС должно отражать и учитывать специфику профессиональной деятельности последних и содержать в себе все составляющие для эффективного, полного и компетентностного обучения. Профессиональное обучение позволяет корректировать компетенцию государственного служащего в современных условиях. Сегодня, данное обучение осуществляется с учетом имеющихся перед государственными органами задач, кадровым потенциалом и плановым усложнением внутренней составляющей.

Литература:

1. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2021). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/3e65d2d6f966f49a0b4ea6e259a40acdde8691e7/

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.). - URL: http://www.consultant.ru

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877330/

4. Приказ МВД России от 23.11.2017. № 880 «Об утверждении наставления по организации огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации».

5. Андрианов, А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Андрианов Александр Сергеевич; [Место защиты: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева]. -Красноярск, 2020. - 24 с.

6. Евтихов, О.Е. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Евтихов Олег Владимирович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»]. - Красноярск, 2021. - 43 с.

7. Закатов, В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Закатов Виктор Владимирович; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ]. - Москва, 2007. - 25 с.

8. Картавцев, Д.А. Социокультурные характеристики социальной компетенции правоохранительных органов современной России / Д.А. Картавцев, А.Ю. Конищев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - №4 (167). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-harakteristiki-sotsialnoy-kompetentsii-pravoohranitelnyh-organov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 13.12.2022).

9. Кудин, В.А. О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения / В.А. Кудин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-dlya-ovd-na-osnove-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-vysshego (дата обращения:

13.12.2022).

10. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом [Текст]: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т.А. Бабакова, Т.М. Акинина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 62 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Гучетль Сафиет Кушуковна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Использование технологий - это один из инструментов, который поддерживает изучающих язык, поскольку они используют целевой язык приемлемыми для культуры способами для выполнения аутентичных задач. Кроме того, все возможности изучения языка, должны основываться на стандартах, разрабатываться преподавателем, ориентироваться на целевую аудиторию и быть направлены на развитие навыков владения изучаемым языком посредством интерактивного, значимого и познавательного обучения. Форматы процесса обучения могут быть самыми разнообразными:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.