Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Арсен Климович

Образовательная система МВД России решает одну из главных обучения - педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образовательного процесса. Научное значение данного процесса определяется содержанием функции ведомственного образования и педагогической корреляцией причинно-следственных связей при достижении конечных результатов. Профессионально-прикладная подготовка, осуществляемая ведомством, направлена на решение главного вопроса образовательного процесса - комплектование кадров для системы МВД России. Поддержание государственной и общественной безопасности основано на императивных началах, регламентирующих жесткую организационную и психологическую координацию начальствующего и рядового состава. Также жесткой регламентации подлежат вопросы огневой и физической подготовки сотрудников полиции. Указанные виды подготовки призваны обеспечить сотрудников полиции навыками умелого владения табельным оружием, его хранения, содержания, использования и применения. Перечисленное решается посредством занятий, проводимых в рамках боевой, служебной и физической подготовки в образовательных организациях МВД России или в подразделениях территориальных ОВД. Применение огнестрельного оружия продиктовано необходимостью возникшей в ходе несения службы экстремальной ситуацией, когда, сотруднику, например, необходимо произвести предупредительный выстрел или на поражение. В указанных аспектах пристального внимания заслуживает процесс повышения квалификации действующих сотрудников полиции. Для успешного решения задач службы также следует учитывать специфические особенности профессии. Чрезвычайность и экстремальность ситуации в определенной степени усложняют совершенствование психологических качеств и двигательных навыков сотрудников полиции, знания о которых были приобретены в процессе теоретического обучения. Также решение указанной задачи осложняется ограниченной трудоемкостью дисциплин по физической и огневой подготовке. Об этом ярко свидетельствуют данных входного контроля (в ходе которого треть сотрудников получают неудовлетворительную оценку). Так, бюджет часов, отводимых на огневую и физическую подготовку, не позволяет обучающимся совершенствовать свою профессиональную компетентность в разрезе правомерного и эффективного применения физической силы и огнестрельного оружия. Решение указанных проблем лежит в плоскости повышения квалификации действующих сотрудников полиции, где на занятиях по физической и огневой подготовке осваиваются необходимые профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданов Арсен Климович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF FIRE AND PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia solves one of the main trainings - pedagogical support for a continuous professional educational process. The scientific significance of this process is determined by the content of the function of departmental education and the pedagogical correlation of causal relationships in achieving the final results. Professional and applied training, carried out by the department, is aimed at solving the main issue of the educational process - staffing for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The maintenance of state and public security is based on imperative principles that regulate strict organizational and psychological coordination of commanding and rank and file personnel. The issues of fire and physical training of police officers are also subject to strict regulation. These types of training are designed to provide police officers with skills in skillful possession of service weapons, their storage, maintenance, use and use. The above is solved through classes conducted as part of combat, service and physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia or in subdivisions of territorial police departments. The use of firearms is dictated by the need for an emergency situation that has arisen during the service, when, for example, an employee needs to fire a warning shot or to kill. In these aspects, the process of improving the skills of existing police officers deserves close attention. To successfully solve the tasks of the service, one should also take into account the specific features of the profession. The extreme nature of the situation to a certain extent complicates the improvement of the psychological qualities and motor skills of police officers, knowledge about which was acquired in the process of theoretical training. Also, the solution of this problem is complicated by the limited labor intensity of disciplines in physical and fire training. This is clearly evidenced by the input control data (during which a third of employees receive an unsatisfactory grade). Thus, the budget of hours allocated for firearms and physical training does not allow students to improve their professional competence in the context of the lawful and effective use of physical force and firearms. The solution of these problems lies in the area of advanced training of existing police officers, where the necessary professional competencies are mastered in physical and fire training classes.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

Выводы. Визуализированные формы организации профессионально-значимой информации являются действенным инструментов обработки информации, способствуют длительному хранению в памяти обучающихся, дают возможность обучающимся в короткие сроки применить ее в учебной, научной и самостоятельной профессиональной деятельности. Таким образом, процесс визуализации вносит весомый вклад в развитие дидактико-методического инструментария по формированию иноязычной информационной компетенции у студентов непрофильного вуза.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Анненкова, А.В. Инфографика как средство формирования современного когнитивного стиля студентов при обучении иностранному языку / А.В. Анненкова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2019. - № 36 (55). -С. 60-66.

3. Бразговская, Е.Е. Семиотика. Языки и коды культуры: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Бразговская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 187 с.

4. Ваткова, О.А. Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление» / О.А. Ваткова // Проблемы педагогики. -2015. - №4 (5) - С. 31-35.

5. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности: Учебно-методическое пособие / А.А. Вербицкий, О.А. Григоренко. - М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. - 205 с.

6. Изотова, Н.В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку / Н.В. Изотова, Е.Ю. Буглаева // Вестник БГУ. - 2015. - №2. - С. 70-74.

7. Катханова, Ю.Ф. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема / Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, С.Е. Игнатьев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2018. - №4 (228). - С.51-59.

8. Моторная, С.Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе / С.Е. Моторная // АНИ: педагогика и психология. - 2020. - №2 (31). - С. 177-183.

9. Чернышов, С.В. Современное языковое образование как актуальный лингводидактический медиум / С.В. Чернышов, А.Н. Шамов // Научная дискуссия; Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. - С. 148-155.

10. Шамов, А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Теоретический курс: учеб. пособие / А.Н. Шамов. - М.: Флинта, 2020. - 296 с.

11. Шимичев, А.С. Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагогов будущего: Материалы международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков / А.С. Шимичев, А.Н. Шамов. - М.: МГПУ, 2020. - С. 321-330.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, полковник полиции Карданов Арсен Климович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Образовательная система МВД России решает одну из главных обучения - педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образовательного процесса. Научное значение данного процесса определяется содержанием функции ведомственного образования и педагогической корреляцией причинно-следственных связей при достижении конечных результатов. Профессионально-прикладная подготовка, осуществляемая ведомством, направлена на решение главного вопроса образовательного процесса - комплектование кадров для системы МВД России. Поддержание государственной и общественной безопасности основано на императивных началах, регламентирующих жесткую организационную и психологическую координацию начальствующего и рядового состава. Также жесткой регламентации подлежат вопросы огневой и физической подготовки сотрудников полиции. Указанные виды подготовки призваны обеспечить сотрудников полиции навыками умелого владения табельным оружием, его хранения, содержания, использования и применения. Перечисленное решается посредством занятий, проводимых в рамках боевой, служебной и физической подготовки в образовательных организациях МВД России или в подразделениях территориальных ОВД. Применение огнестрельного оружия продиктовано необходимостью возникшей в ходе несения службы экстремальной ситуацией, когда, сотруднику, например, необходимо произвести предупредительный выстрел или на поражение. В указанных аспектах пристального внимания заслуживает процесс повышения квалификации действующих сотрудников полиции. Для успешного решения задач службы также следует учитывать специфические особенности профессии. Чрезвычайность и экстремальность ситуации в определенной степени усложняют совершенствование психологических качеств и двигательных навыков сотрудников полиции, знания о которых были приобретены в процессе теоретического обучения. Также решение указанной задачи осложняется ограниченной трудоемкостью дисциплин по физической и огневой подготовке. Об этом ярко свидетельствуют данных входного контроля (в ходе которого треть сотрудников получают неудовлетворительную оценку). Так, бюджет часов, отводимых на огневую и физическую подготовку, не позволяет обучающимся совершенствовать свою профессиональную компетентность в разрезе правомерного и эффективного применения физической силы и огнестрельного оружия. Решение указанных проблем лежит в плоскости повышения квалификации действующих сотрудников полиции, где на занятиях по физической и огневой подготовке осваиваются необходимые профессиональные компетенции.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, повышение квалификации, огневая подготовка, физическая подготовка, сотрудники полиции.

Annotation. The educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia solves one of the main trainings - pedagogical support for a continuous professional educational process. The scientific significance of this process is determined by the content of the function of departmental education and the pedagogical correlation of causal relationships in achieving the final results. Professional and applied training, carried out by the department, is aimed at solving the main issue of the educational process -staffing for the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The maintenance of state and public security is based on imperative principles that regulate strict organizational and psychological coordination of commanding and rank and file personnel.

The issues of fire and physical training of police officers are also subject to strict regulation. These types of training are designed to provide police officers with skills in skillful possession of service weapons, their storage, maintenance, use and use. The above is solved through classes conducted as part of combat, service and physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia or in subdivisions of territorial police departments. The use of firearms is dictated by the need for an emergency situation that has arisen during the service, when, for example, an employee needs to fire a warning shot or to kill. In these aspects, the process of improving the skills of existing police officers deserves close attention. To successfully solve the tasks of the service, one should also take into account the specific features of the profession. The extreme nature of the situation to a certain extent complicates the improvement of the psychological qualities and motor skills of police officers, knowledge about which was acquired in the process of theoretical training. Also, the solution of this problem is complicated by the limited labor intensity of disciplines in physical and fire training. This is clearly evidenced by the input control data (during which a third of employees receive an unsatisfactory grade). Thus, the budget of hours allocated for firearms and physical training does not allow students to improve their professional competence in the context of the lawful and effective use of physical force and firearms. The solution of these problems lies in the area of advanced training of existing police officers, where the necessary professional competencies are mastered in physical and fire training classes.

Key words: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, advanced training, fire training, physical training, police officers.

Введение. Известно, что каждая сфера человеческой жизнедеятельности должна обеспечиваться профессионализмом высококвалифицированных кадров. В системе МВД России решение данной задачи лежит в плоскости педагогического обеспечения непрерывного профессионального образовательного процесса, научное значение которого определяется содержанием функции ведомственного образования и педагогической корреляцией причинно-следственных связей при достижении конечных результатов. Вместе с тем, в данном процессе серьезное значение придается организационным механизмам подготовки лиц, реализующих подготовку специалистов для системы МВД России.

Так, опираясь на постулаты общей педагогики, следует отметить необходимость учета специфики специалистов, подготавливаемых образовательными организациями МВД России. Вне всякого сомнения, заинтересованность сотрудников полиции в выполнении своих профессиональных обязанностей различна. Одна категория сотрудников, демонстрирует пассивное и формальное выполнение, возложенных на них трудовых функций, другая - стремится к успешному осуществлению профессиональной деятельности в контексте ответственного выполнения приказов и поручений начальства. Отсюда следует, что формирование правильной мотивации к успешной профессиональной деятельности у сотрудников полиции является залогом результативного решения задач службы.

Изложение основного материала статьи. Для руководителей подразделений полиции важнейшая задача заключается в управлении социально-психологическими процессами, протекающими в служебном коллективе, успешное решение которой реализуется самыми различными средствами. Процесс формирования мотивации к успешному осуществлению профессионально-прикладной деятельности основан на обеспечении наиболее полного вклада сотрудников полиции в решение задач, поставленных перед ними лично и (или) служебным коллективом.

Таким образом, изложенное свидетельствует о значимости профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции и, в частности речь идет о реализации огневой и физической подготовки в процессе обучения в образовательных организациях МВД России. Огневую подготовку, реализуемую в образовательной системе МВД России, следует рассматривать в качестве одного из главных компонентов профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников полиции. Огневую подготовку осуществляют с целью формирования у обучающихся устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием, оперативным его применением, а также овладение комплексом теоретических знаний и практическими умениями и навыками распознавания ситуаций, требующих использование оружия [1, 2, 5, 9].

Поддержание государственной и общественной безопасности основано на императивных началах, регламентирующих жесткую организационную и психологическую координацию начальствующего и рядового состава, а также вопросы огневой и физической подготовки сотрудников полиции. Указанные виды подготовки призваны обеспечить сотрудников полиции навыками умелого владения табельного оружия, его хранения, содержания, использования и применения.

Изменения, которые произошли в системе профессионального образования, детерминировали стратегически важные задачи, которые привели к многоуровневому формату обучения. Это позволило создать условия для гибкого реагирования образовательной системы на запросы общества. Вместе с тем, Условия правоохранительной деятельности накладывают определенный отпечаток на профессионально-значимые качества обучающихся.

Понимая сопряженность профессиональной деятельности сотрудников полиции с повышенным риском для жизни и здоровья, следует обратить внимание на ряд факторов, под воздействием которых она осуществляется, в числе которых сложные условия несения службы (неблагоприятные погодные условия, плохая видимость, эмоциональное напряжение в ходе преследования и задержания правонарушителей и др.) стоят на особом месте.

Сегодня ведомственная профессионально-прикладная подготовка сотрудников полиции органично интегрирована в общероссийское образовательное пространство. Однако при обеспечении требований образовательных стандартов нового поколения вузы МВД России вынуждены отдавать приоритет общеюридической подготовке в ущерб профильной, что препятствует практико-ориентированной подготовке кадров для ведомства, а это, в свою очередь, негативно сказывается на комплектовании системы МВД России, где наблюдается отток кадров в другие социально-профессиональные сферы.

При осуществлении практической деятельности сотрудники полиции в целях обеспечения своей безопасности и пресечения правонарушений и преступлений не всегда выражают готовность к применению огнестрельного оружия по причинам психологической неготовности, а также слабой технической и тактической подготовки. Вместе с тем, применение оружия сопряжено с непредсказуемостью возможных последствий его применения. Поэтому указанный контингент сотрудников отдает предпочтение применению физической силы и специальных средств [2, 3].

Применение огнестрельного оружия, чаще всего, продиктовано необходимостью совершения предупредительного выстрела или для остановки транспортного средства. Данные обстоятельства предъявляют повышенные требования к профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников полиции [4, 9].

Первоначальная подготовка сотрудников полиции осуществляется в образовательных организациях МВД России, где закладываются базовые знания и профессиональные компетенции по правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. На плечи преподавательского состава ложится обязанность по формированию у обучающегося контингента знаний, умений и навыков применения боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно рабочим программам указанных дисциплин любой двигательный навык, его поддержание на должном уровне и эффективное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны осуществляться на постоянной основе [8]. Перечисленное решается посредством занятий, проводимых в подразделениях в рамках боевой, служебной и физической подготовки. Со своей стороны хотим

подчеркнуть необходимость организации и проведения указанных занятий в строгой регламентации с руководящими ведомственными документами. При этом, для успешного решения задач службы в должной степени следует учитывать специфические особенности профессии (терроризм, разбои, грабеж), которые в определенной степени усложняют совершенствование психологических качеств и двигательных качеств сотрудников полиции, знания о которых были приобретены в процессе теоретического обучения.

В указанных аспектах пристального внимания заслуживает процесс повышения квалификации действующих сотрудников полиции в ходе, которого приобретаются теоретические знания (в частности, изменения в законодательстве), а также происходит совершенствование практических навыков правомерного применения физической силы и огнестрельного оружия. Так, проведенный нами опрос 210 сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации по программам профессионального обучения, на базе СКИ (ф) КрУ МВД России в 2021 году показал, что большинство обучающихся 188 (89%) видят основной целью обучения подержание достигнутых двигательных умений и навыков. Однако, респонденты отмечают, что решение указанной задачи осложняется ограниченной трудоемкостью дисциплин по физической и огневой подготовке. Со своей стороны хотим также сделать вывод, основанный, прежде всего, на данных входного контроля (в ходе которого треть сотрудников получают неудовлетворительную оценку) о том, что бюджет часов, отводимых на огневую и физическую подготовку, не позволяет обучающимся совершенствовать свою профессиональную компетентность в разрезе правомерного и эффективного применения физической силы и огнестрельного оружия. Такие низкие результаты у сотрудников, на наш взгляд, «являются следствием формального подхода к организации учебно-тренировочных занятий в подразделениях по боевой, служебной и физической подготовке, а также дефицитом компетентных кадров, способных провести занятие с личным составом на высоком уровне» [4].

Согласно требованиям Приказа МВД России № 275 от 05 мая 2018 г. «организацию и проведение занятий по профессиональной подготовке осуществляют руководители (начальники) подразделений в соответствии с должностными инструкциями, а в образовательных организациях преподаватели огневой и физической подготовки» (Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения 11.01.2022 г.). На практике же ситуация складывается таким образом, что указанной подготовкой занимаются наиболее подготовленные сотрудники, входящие в состав кадровых подразделений и имеющие определенный уровень образования (чаще всего юридическое) и профессиональной подготовки (а именно, спортивную квалификацию по различным видам спорта). Так, несмотря на наличие указанной категории сотрудников в подразделениях, уровень профессиональной подготовки сотрудников полиции не отличается высокой результативностью. Причиной тому, по нашему мнению, служит отсутствие у руководителей учебных групп необходимых специальных знаний в области педагогики обучения (педагогического образования), а также их слабая методическая подготовленность, столь необходимая при формировании у сотрудников полиции тактических и технических умений и навыков применения боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия. Следовательно, не владея в достаточной степени методикой обучения и совершенствования физической и огневой подготовки, руководители занятий не могут обеспечить качественную подготовку указанных дисциплин. Все это актуализирует вопросы повышения профессиональных компетенций руководителей учебных групп и сотрудников, проводящих профессиональную подготовку в подразделениях МВД. Кроме того, как мы уже ранее обращали внимание, успешному решению задач службы способствует учет специфических особенностей профессии, которые негативно сказываются на процессе совершенствования психологических качеств и двигательных качеств сотрудников полиции, знания о которых были приобретены в процессе теоретического обучения [3, 6, 7].

Выводы. Таким образом, обобщая значимость профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции и, в частности речь идет о проблемных аспектах реализации огневой и физической подготовки в процессе обучения в образовательных организациях МВД России, отметим, что их решение лежит в плоскости повышения квалификации, программа которого, как мы выше уже обращали внимание, не предусматривает достаточной трудоемкости дисциплин огневой и физической подготовки. И первым шагом на пути повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции, должен стать тщательный анализ структуры огневой и физической подготовки в разрезе трудоемкости и тематического наполнения.

Литература:

1. Абидов, Р.Р. Правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. № 5. - С. 88-91.

2. Гедгафов, М.М. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 148-150.

3. Жамборов, А.А. Некоторые особенности формирования психологической устойчивости и физической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению боевого оружия // Евразийский юридический журнал. - 2021. -№ 3(154). - С. 343-345.

4. Карданов, А.К. Принципы физической подготовки стрелков в образовательных организациях МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 173-175.

5. Корнеева, М.П. Проблемы организации профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы Всероссийского круглого стола. Академия управления МВД России. - 2019. -С. 8-11.

6. Корнеева, М.П. Организация руководителями учебных групп структурных подразделений территориальных органов МВД России профессиональной служебной и физической подготовки с личным составом: методические указания / М.П. Корнеева, Д.Е. Сафонов, С.А. Домаков // Издательство: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (Москва). - 2019. - 38 с.

7. Филимонов, В.А. Актуальные вопросы организации огневой и физической подготовки в территориальных органах МВД России / В.А. Филимонов, В.А. Якушев, А.А. Митин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 4. -С. 239-241.

8. Черкесов, А.Ю. Актуальные вопросы огневой подготовки сотрудников полиции // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 404-405.

9. Шидиев, М.Н. Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции / М.Н. Шидиев, Н.Н. Северин // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта. Статьи Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. - 2021. - С. 219-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.