Научная статья на тему 'Вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в рамках их обучения и профессиональной подготовки'

Вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в рамках их обучения и профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / профессиональная подготовка / обучение курсантов / формирование навыков стрельбы из огнестрельного оружия / курсанты образовательных организаций МВД России / fire training / professional training / training of cadets / formation of skills of shooting from firearms / cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

Рассматриваются вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Отмечается важность огневой подготовки в профессионально-личностном развитии сотрудника полиции. Представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих необходимость овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками применения огнестрельного оружия. Также автором проанализированы педагогические исследования по рассматриваемой проблематике. Отмечена необходимость дидактического осмысления и совершенствования учебной дисциплины «Огневая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of their training and professional training

The article deals with the issues of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of fire training in the professional and personal development of a police officer is noted. The analysis of normative legal acts regulating the need for mastering professional knowledge, skills and skills of using firearms is presented. The author also analyzes pedagogical research on the subject under consideration. The necessity of didactic comprehension and improvement of the educational discipline «Fire training» is noted.

Текст научной работы на тему «Вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в рамках их обучения и профессиональной подготовки»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 37.013.32

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-321-324 NIION: 2015-0066-5/21-129 MOSURED: 77/27-011-2021-05-328

Вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в рамках их обучения и профессиональной подготовки

Роман Вячеславович Пахомов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, al_t91@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Отмечается важность огневой подготовки в профессионально-личностном развитии сотрудника полиции. Представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих необходимость овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками применения огнестрельного оружия. Также автором проанализированы педагогические исследования по рассматриваемой проблематике. Отмечена необходимость дидактического осмысления и совершенствования учебной дисциплины «Огневая подготовка».

Ключевые слова: огневая подготовка, профессиональная подготовка, обучение курсантов, формирование навыков стрельбы из огнестрельного оружия, курсанты образовательных организаций МВД России

Для цитирования: Пахомов Р. В. Вопросы огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в рамках их обучения и профессиональной подготовки // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 321-324. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-321-324.

Original article

Questions of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of their training and professional training

Roman V. Pakhomov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Moscow, Russian Federation, al_t91@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of fire training in the professional and personal development of a police officer is noted. The analysis of normative legal acts regulating the need for mastering professional knowledge, skills and skills of using firearms is presented. The author also analyzes pedagogical research on the subject under consideration. The necessity of didactic comprehension and improvement of the educational discipline «Fire training» is noted.

Keywords: fire training, professional training, training of cadets, formation of skills of shooting from firearms, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Pakhomov R. V. Questions of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of their training and professional training // Bulletin of economic security. 2021;(5):321-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-321-324.

Важность оперативно-служебных задач, которые призваны решать сотрудники различных подразделений МВД России, обуславливает необходимость модернизации огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Пресекая преступные посягательства на жизнь и здоровье граждан (в том числе на сотрудников ОВД), иные преступле-

© Пахомов Р. В., 2021

ния против общества и государственной власти, сотрудник полиции обязан обладать профессиональными компетенциями по применению огнестрельного оружия. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных средств и методов обучения в совершенствовании огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

период обучения для противодействия правонарушителям в различных условиях служебной деятельности, в том числе экстремальных.

В соответствии с приказом МВД России от 5 мая 2018 г. N° 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»: «...сотрудники в ходе освоения программ профессиональной подготовки, основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена, высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в ходе профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка» [1].

В контексте выбранной темы исследования важным представляется законодательное закрепление права сотрудника российской полиции на применение огнестрельного оружия, предусмотренное Федеральным законом «О полиции» (ст. 23) в следующих ситуациях:

«- защита себя или другого лица от посягательства, сопряженного с опасным для жизни или здоровья насилием;

- пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, боевой или специальной техникой, находящейся на вооружении полиции;

- задержание застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности лица, которое пытается скрыться, если иным способом обеспечить его задержание невозможно;

- освобождение заложников;

- задержание оказывающего вооруженное сопротивление лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия;

- отражение группового или вооруженного нападения на здания, иные объекты собственности;

- пресечение побега из мест содержания под стражей обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, побега конвоируемых лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, осужденных, а также пресечение попыток насильственного освобождения данных лиц;

- остановка лица управляющего транспортным средством и отказывающегося выполнить законные требования остановиться, пытающегося скрыться, при этом создающего угрозу жизни и здоровью граждан;

- обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

- разрушение запирающих устройств и конструкций, препятствующих проникновению в помещение по законным основаниям;

- подача сигнала тревоги, производство предупредительного выстрела, вызов помощи путем выстрела вверх или в другом безопасном направлении;

- пресечение нахождения в воздушном пространстве беспилотных судов в установленных законом целях, если иным образом прекращение их нахождения в воздухе невозможно» [2].

По общему правилу не допускается применение огнестрельного оружия в отношении несовершеннолетних, женщин, лиц с явными признаками инвалидности, в местах значительного скопления граждан.

В контексте специфики будущей профессиональной деятельности выпускника образовательной организации наблюдается определенный пробел в их профессиональной подготовке, ввиду отсутствия в перечне общекультурных компетенций будущего специалиста ОВД компетенции, характеризующей его способность самостоятельно принимать ответственные и взвешенные решения в экстремальных ситуациях служебной деятельности, связанных, в том числе с применением мер государственного принуждения и огнестрельного оружия [3].

При освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсанты образовательных организаций МВД России проходят определенный этап своего профессионально-личностного развития, а сотрудники территориальных подразделений ОВД в период профессионального обучения приобретают профессионально-важные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

В целях формирования и совершенствования уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, был издан приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Основными задачами огневой подготовки данный приказ определяет изучение двух разделов: «теоретического (правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника) и практического, предусматривающего: материальную часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов; меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; задержки при стрельбе и способы их устранения; основы баллистики; правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия; вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами; правила хранения оружия и боеприпасов, а также

PEDAGOGICAL SCIENCE

ухода за ними; нормативы по огневой подготовке; решение тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности» [4].

В исследованиях И. А. Калиниченко научно обоснована методика стрельбы сотрудника полиции из табельного оружия в экстремальных условиях профессиональной деятельности: «.. .методика основана на взаимосвязи дидактических, психологических и психофизиологических закономерностей формирования знаний, умений и навыков стрельбы, содержит требования к обучению курсантов и сотрудников органов внутренних дел огневой подготовке» [5]. Кроме того, им разработана модель содержания обучения стрельбе из табельного оружия, учитывающая взаимосвязь целей, задач, последовательности и преемственности формирования у курсантов образовательных организаций МВД России умений и навыков на разных этапах обучения, с учётом практико-ориенти-рованного подхода.

Обзор современной литературы, посвященной совершенствованию огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России показывает, что чаще всего она рассматривается в трех аспектах: усвоение значительной теоретико-методологической базы, формирование практических навыков и физической подготовки к использованию огнестрельного оружия и повышение эмоциональной и психологической устойчивости курсантов как в повседневных условиях, так и в условиях экстремальной ситуации.

Огневая подготовка курсантов образовательной организации МВД России должна быть направлена не только на формирование навыков уверенного применения различных видов оружия, системы знаний материально-технической части оружия, мерах безопасности при обращении с ним, о методах и правилах стрельбы, навыков уверенного применения оружия, но и на формирование способности к быстрой адаптации к любым условиям оперативной обстановки, в условиях применения или использования огнестрельного оружия. Это необходимо в целях сохранения умственной, физиологической и психологической стабильности, устойчивого и концентрированного внимания, способности оперативно действовать в режиме многозадачности и изменяющихся условиях экстремальной ситуации. Указанные требования к огневой подготовке курсантов образовательной организации МВД России позволяют отнести их будущую профессиональную деятельность к одним из наиболее сложных видов деятельности в системе «человек-человек», а в случаях задержания преступника или пресечения противоправных действий в системе «полицейский-преступник». В этой связи резюмируя положения исследований означенной проблемы до нас и собственно собственно-научное понимание

проблемы адаптации курсантов к огневой подготовке, отметим следующее: при преподавании дисциплины «Огневая подготовка» профессорско-преподавательским составом должным быть смоделированы такие квазипрофессиональные условия, которые будут способствовать формированию знаний, умений и навыков влияющих на адекватность действий и алгоритмов в ситуациях применения огнестрельного оружия, вне зависимости от характера ситуации и степени ее экстремальности.

Последовательность обучения огневой подготовке в ведомственных образовательных организациях МВД России, как правило, выстраивается следующим образом:

- в течение 1-2 семестров обучения курсанты осваивают начальную подготовку, цель которой заключается в освоении фундаментальных знаний обращения с оружием (выбор изготовки перед стрельбой, эффективные способы удержания оружия, правила спуска курка с боевого взвода, специфика прицеливания из короткоствольного и длинноствольного оружия, производство выстрела в целом). На данном этапе курсанты оттачивают нормативы по неполной сборке и разборке оружия, снаряжение/разряжение магазина. Основная задача начального этапа огневой подготовки - сформировать у курсантов базовые знания в сфере правовых основ применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, назначения, технического устройства основных видов оружия и правил ухода за ним, технических приемов и правил стрельбы, умений выполнять прицельную стрельбу без ограничения времени, выполнять действия по осмотру оружия и боеприпасов и навыков производства выстрела без временного ограничения;

- на втором базовом этапе огневой подготовки в течение 3-7 семестров осуществляется базовая подготовка, когда знания курсантов по ранее изученным темам закрепляются и углубляются, формируются умения и навыки по устранению неполадок и задержек во время стрельбы, выполняются упражнения скоростной стрельбы из разных положений по неподвижной мишени, формируются навыки рефлексии собственных результатов стрельбы. На данном этапе курсанты осваивают упражнение по быстрому извлечению оружия из кобуры и изготовке к стрельбе, оттачивают навыки обращения с оружием во время передвижения;

- на третьем, заключительном, этапе обучения огневой подготовки в 8-10 семестрах профессорско-преподавательский состав осуществляет тактико-техническую стрелковую подготовку курсантов. Данный вид подготовки предусматривает обучение курсантов тактике стрельбы в различных условиях оперативной обстановки и предполагает развитие способностей принятия решения применять огнестрельное оружие,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а также оценки служебной ситуации и выбор стратегии последовательного поражения нескольких целей. Курсанты обучаются принятию безопасного положения для стрельбы и учатся выбирать естественные укрытия для стрельбы. На данном этапе также предусмотрено закрепление и углубление необходимых знаний, обеспечивающих эффективное применение огнестрельного оружия при выполнении служебных задач в будущем, формирование умений и усвоение навыков скоростной стрельбы в различных условиях, максимально приближенных или смоделированных к реальной служебной ситуации, в том числе скоростной стрельбы в ограниченных для прицела условиях, с заданными зонами и областями поражения, сменой магазина.

В заключении отметим, что наличие дидактической установки при освоении дисциплины «Огневая подготовка» позволит: привлекать высококвалифицированные кадры, имеющие богатый служебный опыт применения огнестрельного оружия в различных условиях оперативной обстановки; разрабатывать и внедрять инновационные технические средства обучения; повышать качество выпускаемой продукции в виде учебно-методических материалов; усовершенствовать процесс самостоятельной работы курсантов, что является важнейшей составляющей учебного процесса системы высшего образования, и приводит к активизации познавательных процессов курсантов.

Список источников

1. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (в ред. от 14.01.2020) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_301261/.

2. Федеральный закон №3-Ф3 от 7.02.2011 г. «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3. Купавцев, Т. С. Способность принимать решения в ситуации огневого контакта как профессиональная компетенция сотрудника МВД России //

Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 2. С. 163-164.

4. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_292172/.

5. Калиниченко, И. А. Особенности практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / И. А. Калиниченко // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 2. С. 13-15.

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 5, 2018 No. 275 (as amended. dated 14.01.2020) «On approval of the Procedure for organizing personnel training for positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_301261/.

2. Federal Law No. 3-FZ of 7.02.2011 «On the police» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 14.02.2011. No. 7. Art. 900.

3. Kupavtsev, T. S. The ability to make decisions in a situation of fire contact as a professional competence of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No.2. P. 163-164.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 23, 2017 No. 880 «On approval of the Instruction on the organization of fire training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus» [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/.

5. Kalinichenko, I. A. Features of the practice-oriented approach in educational activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot / I. A. Kalinichenko // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2017. No. 2. P. 13-15.

Информация об авторе

Р. В. Пахомов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author R. V. Pakhomov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.