Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТРЕЛКОВЫЙ ТИР / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнев А.И.

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных стрелковых тренажеров при обучении стрельбе курантов вуза МВД России. Обобщение педагогического опыта преподавателей кафедры огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловского юридического института им. В.В. Лукьянова позволило сформулировать методические рекомендации по использованию лазерных стрелковых тиров в огневой подготовке обучающихся на разных этапах формирования соответствующих профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурнев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТНЕ USE OF INTERACTIVE SHOOTING SIMULATORSIN THE SHOOTING TRAINING CADETS OF THE MIA OF RUSSIA

The article is devoted to the use of interactive shooting simulators in the shooting training cadets of the MIA of Russia. Systematization of the experience of teachers who teach at the shooting training department at the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov made it possible to formulate guidelines for the use of laser shooting ranges at the training students. The modular technology can be applied at different stages of training to form their professional competencies.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

удк 378.6 ДУРНЕВ А.И.

заместитель начальника кафедры, кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-maihopidovdvou@mail.ru

udc 378.6 DURNEV A.I.

Deputy Head of the Department, Department of Fire Training and Activities of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Named After V. V. Lukyanov E-mail:opidovdvou@mail.ru

возможности применения интерактивных стрелковых тренажеров в огневой подготовке курсантов вуза мвд россии

тне use of interactive shooting simulators

in the shooting training cadets of the mia of russia

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных стрелковых тренажеров при обучении стрельбе курантов вуза МВД России. Обобщение педагогического опыта преподавателей кафедры огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловского юридического института им. В.В. Лукьянова позволило сформулировать методические рекомендации по использованию лазерных стрелковых тиров в огневой подготовке обучающихся на разных этапах формирования соответствующих профессиональных компетенций.

Ключевые слова: огневая подготовка, интерактивный стрелковый тир, модульная технология обучения.

The article is devoted to the use of interactive shooting simulators in the shooting training cadets of the MIA of Russia. Systematization of the experience of teachers who teach at the shooting training department at the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov made it possible to formulate guidelines for the use of laser shooting ranges at the training students. The modular technology can be applied at different stages of training to form their professional competencies.

Keywords: shooting training, interactive shooting range, the modular training technology.

Право сотрудника российской полиции на применение огнестрельного оружия предусмотрено нормами Федерального закона «О полиции» (ст. 23), в связи с чем огневая подготовка представляет собой одну из ведущих учебных дисциплин для курсантов вуза МВД России, направленную на эффективное решение ими в будущем служебных и профессиональных задач. Достичь результативности при освоении данной дисциплины можно лишь в условиях регулярных практических занятий. Возможность применения электронных технических устройств и средств для отработки изготовки к стрельбе, техники быстро приведения оружия к бою и осуществления первого выстрела, правильного хвата и прицеливания, непосредственного выполнения упражнений по огневой подготовке, стрельбы вхолостую, устранения ошибок и задержек при стрельбе предусмотрена Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел России.

Применение современных интерактивных лазерных тиров способствует повышению уровня сформирован-ности профессиональных компетенций обучающихся, связанных с использованием огнестрельного оружия, экономии ресурсов и средств, повышению качества и результативности огневой подготовки. Электронные стрелковые тренажеры следует относить к «дидактической технике», позволяющей имитировать не только сам процесс боевой стрельбы, но и максимально

приближать ситуации применения оружия к будущей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

В Орловском юридическом институте МВД России им. В.В. Лукьянова на занятиях по огневой подготовке используются технические возможности интерактивных лазерных тиров «Рубин» и «Витязь». Лазерные тренажеры позволяют выполнять все основные действия упражнения стрельбы: извлечение пистолета из кобуры, снятие с предохранителя, взведение курка, прицеливание и спуск курка. Важно, что обучающийся имеет возможность самостоятельно контролировать собственные действия и их результативность, анализировать свои ошибки, при этом обеспечивается и возможность вмешательства инструктора на любой стадии выполнения упражнения. Применение интерактивных тренажеров делает занятия по огневой подготовке наглядными и интересными, значительно повышает мотивацию обучающихся.

Видеопроекционное оборудование электронных стрелковых тиров позволяет создать на экране изображение мишеней в конкретных ситуациях. Характеристики мишеней задаются пользователем. Наряду со статичным поведением мишеней существует возможность регулирования параметров их движения: поворот мишени (из фронтального в боковое положение, в случайном порядке), падение мишени (после попадания в мишень, она

© Дурнев А.И. © Durnev A.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (93), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 93. 2021

падает из вертикального в горизонтальное положение), поднятие мишени (подъем мишени из горизонтального в вертикальное положение). Курсант производит выстрел из лазерного оружия, камера моноблока фиксирует лазерную точку и передает соответствующую информацию в компьютер для оценки эффективности выполнения стрельбы. Программное обеспечение позволяет вести аналитику скорости и точности не только по каждому выстрелу, но и по совокупности выстрелов, предусматривает возможность распечатки результатов. Конструктор видеосюжетов дает возможность моделировать сценарии выполнения служебных действий с использованием огнестрельного оружия, что способствует выполнению обучающимися как индивидуально, так и в режиме групповой тренировки упражнений различной степени сложности в ситуациях, максимально имитирующих реальные условия решения профессиональных задач.

Применение интерактивных тренажеров в огневой подготовке курсантов Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова организовано поэтапно на основе модульной технологии (рис. 1).

Коллектив кафедры разрабатывает специальные упражнения для повышения эффективности огневой подготовки курсантов. Так, в процессе освоения третьего модуля «Тактическая подготовка» курсанты 7 семестра обучения выполняют упражнения по стрельбе из салона движущегося упражнения с использованием ИЛТ «Витязь» и макета транспортного средства «Оперативник-1». Упражнение предусматривает ведение из салона движущегося автомобиля (тренажер обеспечивает имитацию движения) скоростной стрельбы с расстояния 10 м. на поражение колеса автомобиля преступника как цели. Упражнение выполняется в условиях ограничения патронов (4 шт.) и времени (15 с.) [4]. В 2019 г. учебно-тренажерный комплекс «Стрельба из салона транспортного средства» был представлен в составе экспозиции инновационных технологий образования в рамках Московского Международного салона образования.

Ключевыми преимуществами интерактивных тиров являются широкие возможности моделирования ситуаций, изменения состояний, положения цели и расстояния до нее. Педагогический опыт показывает, что результаты стрельбы на тренажерах, как правило, лучше в сравнении с результатами выполнения аналогичных упражнений на полигоне. Это можно объяснить отсутствием боязни и эффекта выстрела, небольшой дальностью мишени (до 5 м.), минимизацией психологических факторов воздействия.

Применение интерактивных тренажеров позволяет сформировать навыки стрельбы по методике стрельбы без использования боеприпасов, которая составляет до 85% всех практических занятий по огневой подготовке. На начальных этапах обучения использование электронных стрелковых средств и устройств позволяет быстрее освоить технику правильного прицеливания, постановку дыхания, оптимизировать обработку спускового крючка. Результаты современных исследований показывают, что применение возможностей интерактивного лазерного тира почти в 2 раза способствует повышению эффективности обучения скоростной выборочной стрельбе по появляющимся мишеням с короткими (2-3 м.) перемещениями [2], минимизирует боязнь выстрела и ошибки при спуске курка [1], на 40% повышает огневую подготовленность курсантов [5]. Несмотря на то, что показатели результативности стрельбы в интерактивном стрелковом тире на небольшой дальности (5-6 м.) значительно выше в сравнении со стрельбой на расстоянии 10-12 м. от мишени, последние имеют лучшую сходимость с результатами выполнения контрольных упражнений на полигоне [3].

Предварительные результаты применения технических средств и тренажеров в огневой подготовке курсантов Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова позволяют сделать следующие выводы:

- занятия с использованием возможностей интерактивных тиров накануне отработки упражнений по стрельбе из огнестрельного оружия способствуют успешному освоению обучающимися условий, приемов и правил стрельбы, что впоследствии приводит к повышению результативности упражнений при стрельбе боевыми патронами;

- применение возможностей интерактивных тренажеров обеспечивает создание условий применения огнестрельного оружия, максимально приближенных к реальным ситуациям профессиональной деятельности;

- очевидно, что возможности интерактивных тренажеров существенно превышают возможности традиционно используемых в огневой подготовке курсантов средств и оборудования, при этом интерактивный тир вряд ли способен полностью заменить в учебном процессе стрельбу боевыми патронами на реальной местности;

- рекомендуется проведение тренировок в стрелковом тире на дальностях 10-12 м. от мишени, так как их результаты в большей степени приближены к результатам выполнения контрольных упражнений на полигоне.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Цель - сформировать на приемлемом уровне у курсантов профессиональные компетенции, связанные с применением огнестрельного оружия в будущей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО ч_)

\ Упражнения статического характера для освоения изготовки, хвата оружия, прицеливания, спуска курка, производство 1 выстрела по неподвижной цели без ограничения времени ИЛТ «Рубин»

1 модуль \ «Начальная подготовка» / V

-п-\ 2 модуль \ «Базовая подготовка» / V Упражнения для освоения стрельбы из различных положений, по статичным и движущимся мишеням на различном расстоянии, со сменой магазина, 1 определение курсантом средней точки попадания ИЛТ «Рубин»

---\ 3 модуль \ «Тактическая У / Упражнения для освоения стрельбы в различных условиях, максимально приближенных к будущей служебной деятельности: в группе, в условиях ограничения времени и патронов, стрельбы из-за укрытий ИЛТ «Рубин», ИЛТ «Витязь», автотренажер «Оперативник -1»

Рис. 1. Модульная технология применения интерактивных лазерных тренажеров в огневой подготовке курсантов.

Библиографический список

1. Абрамкин Б.М., Коржов В.М., Домбровский В.А. Методические приемы отработки техники стрельбы из пистолета с использованием лазерных стрелковых тренажеров. Новосибирск, 2005.

2. Бикаев В.Ш., Ширяев А.Н. Формирование готовности курсантов НВИ ВВ МВД России скоростной стрельбе из пистолета с использованием лазерного тира ИЛТ «Рубин» // LazerPolitex-2009. 2009. C. 56-58.

3. Иньшин Ю.Ю., Бессонов В.И. Методические аспекты обучения курсантов стрельбе из штатного оружия с использованием стрелковых тренажеров // Вестник военного образования. 2019.№2. С. 59-64.

4. Степанюк В.И., Ляхов П.В. Обучение стрельбе из салона транспортного средства на занятиях по огневой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Наука и практика. 2016. №3. С. 165-167.

5. Ураков И.В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: педагогический аспект: автореферат дисс. .. .к. пед. н. М., 2003. 24 с.

References

1. Abramkin B.M., Korzhov V.M., Dombrovsky V.A. Methodical techniques for practicing pistol shooting techniques using laser shooting simulators. Novosibirsk, 2005.

2. Bikaev V.Sh., ShiryaevA.N. Formation of readiness of cadets ofNVI VV of the Ministry of Internal Affairs of Russia for high-speed pistol shooting using a laser shooting range ILT "Rubin" // LazerPolitex-2009. 2009. Pp. 56-58.

3. Inshin J.J., Bessonov V.I. Methodological aspects of teaching cadets to shoot from standard weapons using shooting simulators // Bulletin of military education. 2019. №2. Рp. 59-64.

4. Stepanyuk V.I., Lyakhov P. V. Training in shooting from the passenger compartment of a vehicle at the lessons of firepower training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Science and Practice. 2016. No. 3. Рp. 165-167.

5. UrakovI.V. Improvement of firepower training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: pedagogical aspect: the candidate thesis in pedagogy. Moscow, 2003. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.