Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Антон Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы технической составляющей огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, к ситуационным моментам, связанным с применением огнестрельного оружия, а именно на применение в образовательном процессе современных технологий, технических средств обучения и стрелковых тренажеров. Автором обращено внимание на необходимость формирования навыков владения оружием в ситуациях, связанных с осуществлением профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS IN THE FIRE TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the topical issues of the technical component of fire training of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to the situational moments associated with the use of firearms, namely, the use of technical training tools and shooting simulators in the educational process. The author draws attention to the need to develop skills in the use of weapons in situations related to the implementation of professional and official activities of an employee of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 508 с.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.А. Якунин. -2-е изд. -Санкт-Петербург : Изд-во В.А. Михайлова, 2001. - 349 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2011), Motivation and motive, Peter, St. Petersburg:

2. Yakunin, V.A. (2001), Pedagogical psychology, textbook, V. A. Mikhailova Publishing House, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.03.2021

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Антон Александрович Попов, полковник полиции, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы технической составляющей огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, к ситуационным моментам, связанным с применением огнестрельного оружия, а именно на применение в образовательном процессе современных технологий, технических средств обучения и стрелковых тренажеров. Автором обращено внимание на необходимость формирования навыков владения оружием в ситуациях, связанных с осуществлением профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: огневая подготовка, технические средства обучения, стрелковые тренажеры, профессиональная деятельность, педагогический процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p348-352

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS IN THE FIRE TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Anton Aleksandrovich Popov, the colonel, deputy head the Department, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract

The article deals with the topical issues of the technical component of fire training of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to the situational moments associated with the use of firearms, namely, the use of technical training tools and shooting simulators in the educational process. The author draws attention to the need to develop skills in the use of weapons in situations related to the implementation of professional and official activities of an employee of the internal affairs bodies.

Keywords: fire training, technical means of training, shooting simulators, professional activity, pedagogical process.

ВВЕДЕНИЕ

В современном профессиональном становлении сотрудника полиции актуальность совершенствования огневой подготовки обусловлена некоторыми особенностями правоохранительной деятельности. Ситуации применения сотрудниками огнестрельного оружия сопровождает дефицит времени на принятие решений, опасность для жизни граждан или самого сотрудника полиции, высокий уровень нервно-психического напряжения участников огневого контакта, поэтому огневая подготовка является необходимым элементом профессиональной подготовки сотрудника полиции. Профессиональное становление курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России происходит в процессе обучения, именно на занятиях они получают необходимые базовые знания, умения и навыки по огневой подготовке. На данный момент развитие науки и техники позволяет использовать в процессе огневой подготовки современные и технологичные методики, применение которых требует определенного уровня технической оснащенности образовательной организации. В данной статье будут проанализированы основные современные технические средства, используемые в процессе преподавания дисциплины «Огневая подготовка» в образовательных организациях высшего образования МВД России, а также педагогические аспекты их применения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА СТАТЬИ

Огневая подготовка является отдельной дисциплиной в учебной программе и важным элементом профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел. Целью данной дисциплины является формирование устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием, формирование мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. В настоящее время занятия по огневой подготовке регламентируются приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее -Наставление), который утверждает порядок и методику огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, а также курсантов образовательных организаций МВД России.

Средства преподавания огневой подготовки курсантам можно разделить на три основные группы: практические упражнения; мысленные упражнения; технические устройства. К практическим упражнениям относятся обще-подготовительные упражнения, которые способствуют развитию необходимых для успешной стрельбы мышц, а также внимания и реакции; специально-подготовительные, которые включают в себя непосредственную стрелковые упражнения, с патроном и без; соревновательные упражнения [1]. Практические упражнения являются базой для формирования динамических стереотипов, лежащих в основе приобретения субъектом двигательного навыка. Мысленные упражнения заключаются в мысленном многократном воспроизведении двигательных действий, их последовательности, необходимых для успешного ведения огня техник. Данные упражнения благодаря использованию внутренней речи и включению в процесс обучения образного мышления создают у курсанта мышечно-двигательные представления, являющиеся важным этапом формирования двигательного навыка. Кроме того, данные упражнения позволяют не только воспроизводить уже имеющийся у обучающегося опыт, но и моделировать возможные ситуации. С помощью преподавателя продумывать возможные варианты их разрешения. Третьей группой средств, используемых в процессе огневой подготовки, являются технические устройства, являющиеся вспомогательными средствами, значительно повышающими наглядность обучения. Отметим, что наглядность считается в педагогике одним из основных принципов обучения, по мнению Я.А. Коменского, принцип наглядности является золотым правилом обучения.

Чебаев А. А., Судницин И.В., Конычев А. А., анализируя опыт применения лазерных целеуказателей в тирах образовательных организаций МВД России, указывают на достоинства и недостатки этой методики. С одной стороны, она позволяет освоить при-

цельную стрельбу по мишени, скорректировать при необходимости огонь, устранить ошибки прицеливания. С другой - регулярная тренировка с использование данной методики может способствовать тому, что курсант, привыкая ориентироваться в момент прицеливание на лазерный луч, а не на прицельные приспособления, выполняет упражнения без помощи данного прибора с более низкими результатами [2].

Перспективным направлением совершенствования огневой подготовки курсантов нам видится использование в процессе преподавания современных технических тренажерных комплексов, направленных на развитие навыков стрельбы из различных видов оружия. Основной особенностью данного типа тренажеров является максимальное приближение тренировки к реальным условиям - отдача оружия, звук выстрела, попадание пули в мишень. Современные стрелковые тренажеры, используемые для подготовки сотрудников, условно можно разделить на две основные группы: стрелковые тренажеры вида «стрелок-мишень»; стрелковые тренажеры вида «стрелок-стрелок» [3]. Как следует из названия, стрелковые тренажеры вида «стрелок-мишень» используются для отработки стрельбы по мишени. Как правило, подобные тренажеры представляют собой боевое оружие (либо его макет), снабженное устройством имитации выстрела.

Одним из наиболее эффективных стрелковых тренажеров этого вида, на наш взгляд, является «Скатт», для работы с которым, на оружии закрепляется датчик, с высокой точностью отслеживающий движения оружия относительно мишени. Информация от датчика поступает в компьютер, где преобразуется и отображается в виде траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени. Вся информация о прицеливании и ко -ординаты пробоины сохраняются в памяти компьютера. Этот эффект обратной связи позволяет стрелку видеть свои ошибки, допущенные во время прицеливания и обработки спуска курка. Стоит отметить, что подобного типа тренажеры наиболее эффективны на начальном этапе овладения приемами стрельбы из огнестрельного оружия: с помощью эффекта обратной связи они позволяют выработать правильную стойку, хват, дыхание, овладеть правильными способами удержания оружия, прицеливания, производства спуска курка. К их плюсам также относится безопасность, что особенно важно на первоначальных этапах обучения, возможность преподавателя и курсанта видеть и корректировать ошибки, как во время непосредственного выполнения упражнений, так и в процессе последующего анализа стрельб. Кроме того, данный тип тренажеров может использоваться для индивидуальной работы с курсантами, отстающими в процессе изучения дисциплины, имеющие серьезные трудности в процессе стрельбы.

Принцип действия стрелковых тренажеров типа «стрелок-стрелок» заключается во взаимодействии электронных излучателей, установленных на оружии и фотоприемников и индикаторов поражения на снаряжении. Таким образом, стрелок осуществляет прицеливание и выстрел по такому же стрелку, который в процессе стрельбы может непредсказуемо изменять положение тела в пространстве.

В исследованиях ведомственных педагогов особое внимание уделяется особенностям применения оптико-электронных тренажеров в процессе обучения курсантов огневой подготовке.

Использование в процессе огневой подготовки интерактивных тиров является перспективным направлением совершенствования уровня огневой подготовки курсантов. В Санкт-Петербургском университете МВД России практические занятия проходят, в том числе, в интерактивном боевом стрелковом тире «Аркада». Принцип действия данного тира основан на использовании антирикошетного пулестойкого экрана, на который через мультимедийный проектор выводится изображение, необходимое для проведения стрельб. Стрельба ведется из боевого оружия штатными боеприпасами. Ультразвуковая система позволяет с высокой точностью определять координаты пробоины. Мишени для проведения стрельб могут подбираться в зависимости от задач практического занятия, в том числе могут быть использованы видео сюжеты для отработки стрельбы по движу-

щимся объектам. Лазерный стрелковый тир «Рубин» предназначен для отработки практических приемов стрельбы и получения навыков. Принцип действия тренажера: на экране отображается определенный сюжет и в момент выстрела срабатывает звуковой датчик тренажера и в месте попадания на мгновение появляется красная точка, видимая на мишени. Тренировка заключается в том, что в момент спуска курка стрелок контролирует положение лазерной точки на мушке, точность попадания в мишень и устойчивость удержания оружия.

Педагогические возможности использования интерактивных тиров в процессе обучения курсантов очень обширны: они позволяют оперативно отрабатывать различные упражнения из разных видов оружия, тренировать навыки стрельбы в различных положениях, закреплять навыки производства каждого этапа производства выстрела, выполнять тактические элементы огневого контакта, проводить стрелковые тренировки с использованием обучающих видеосюжетов. Стоит также отметить, что вариативность и многофункциональность интерактивных тиров позволяет использовать их в методике преподавания огневой подготовки на различных этапах обучения для решения задач, предусмотренных Наставлением и учебными планами.

Еще одним типом технических сооружений, используемых для совершенствования навыков огневой подготовки курсантов, может являться полоса препятствий. Прохождение полосы препятствий со стрельбой способствует развитию у курсантов выносливости, координации движений, быстроты, ловкости, воспитанию психологических качеств и укреплению организма в целом [4]. Методика обучения прохождения полосы препятствий со стрельбой заключается в последовательной устной и практической отработке элементов, этапов прохождения конкретной полосы. Для качественного и полного преодоления всех испытаний у обучающегося должны сформироваться мышечно-двигательные представления и двигательные навыки каждого отдельного элемента. Способы преодоления полосы препятствий, технология обучения курсантов и слушателей этому виду деятельности определяются преподавателем, в зависимости от педагогических задач данного этапа обучения, материально-технической оснащенности учебного места. Данный вид упражнений может использоваться в процессе обучения со строгим соблюдением некоторых условий: тщательное изучение и владение курсантами мер безопасности, правил обращения с оружием, его материальной части и тактико-технических характеристик, высокий уровень физической и огневой подготовки обучающегося. В процессе преодоления полосы препятствий, обучающийся, в условиях, приближенных к реальным, отрабатывает элементы подхода к огневому рубежу, изготовки к стрельбе, быстрого извлечения оружия из кобуры, а также сложные действия, требующие высокой концентрации, внимательности, определенного уровня владения огнестрельным оружием. Кроме того, данный вид деятельности позволяет моделировать ситуации, которые реально могут возникнуть в практической деятельности обучающегося по конкретной ситуации и отрабатывать возможные варианты поведения в них, синтезирует знания, умения и навыки, полученные в ходе тактико-специальной, огневой и физической подготовки. Роль преподавателя в проведении занятий такого типа особенно велика: важно, помимо строго контроля за соблюдением обучающимися мер личной безопасности и правил обращения с оружием, отмечать и фиксировать для дальнейшей работы ошибки, совершаемые курсантами во время выполнения заданий, предлагать варианты их устранения.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, отметим, что использование в процессе огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России современных технологий и технических средств обучения возможно практически на всех этапах обучения с учетом конкретных задач, решаемых в учебной деятельности. Наиболее значимыми для педагогического процесса особенностями современных технических средств

являются приближенные к реальности условия тренировок, а также возможность моделирования ситуаций практической деятельности, отработки под руководством преподавателя действий в этих ситуациях. Возможности современных технологий и технических средств позволяют профессорско-преподавательскому составу включать в педагогический процесс активные и интерактивные методы обучения, способствующие повышению уровня огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комаричев Ю.А. Психолого-педагогические технологии обучения огневой подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Ю. А. Комаричев // Борьба с преступностью: теория и практика : тезисы докладов III Международной научно-практической конференции (Могилев, 20 марта 2015 года) : в 2-х ч. - Могилев : Могилев. институт МВД, 2015. -Ч. 2. - С. 418-422.

2. Чабаев, А.А. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / А.А. Чабаев, И.В. Судницин, А.А. Конычев // Эпоха науки. -2016. - №7. - С. 29-32.

3. Торгерсен А.С. Использование тренажеров в огневой подготовке в образовательных организациях МВД России / А.С. Торгерсен // E-SCIO. - 2020. - № 10 (49). - С. 390-396.

4. Пестерев Н.Н. Использование полосы препятствий на занятиях по огневой подготовке / Н.Н. Пестерев, А.А. Моисеенко, Е.С. Щербинин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 16-2. - С. 186-188.

REFERENCES

1. Komarichev, Yu.A. (2015), "Psychological and pedagogical technologies of fire training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Fighting crime: theory and practice, abstracts of the III International Scientific and Practical Conference (Mogilev, March 20, 2015): in 2 Parts, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Mogilev, Part 2, pp. 418-422.

2. Chabaev, A.A., Sudnitsin, I.V. and Konychev, A.A. (2016), "Improving the fire training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", The age of science, No. 7, pp. 29-32.

3. Torgersen, A.S. (2020), "The use of simulators in fire training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", E-SCIO, No. 10 (49), pp. 390-396.

4. Pesterev, N.N., Moiseenko, A.A. and Shcherbinin, E.S. (2016), "The use of obstacle courses in fire training classes", Actual problems of combating crimes and other offenses, No. 16-2, pp. 186-188.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.03.2021

УДК 797.21

ВНУТРИЦИКЛОВАЯ СКОРОСТЬ ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Олег Игоревич Попов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Андрей Анатольевич Митрофанов, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Изменения мгновенной скорости на протяжении цикла движений в плавании является одним из объективных количественных критериев, используемых при анализе техники. В брассе колебания внутрицикловой скорости наибольшие среди спортивных способов плавания, причем картина динамики неодинакова для различных вариантов техники. Проведён анализ динамики внутрицикловой скорости 5 пловцов-брассистов различной квалификации методом гидроакустиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.