Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СТРЕЛОК / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС / СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / POLICE OFFICER / SHOOTER / FIREARMS / FIREARMS TRAINING / EMOTIONAL STATE / STRESS / MODERN SHOOTING SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Юрий Викторович, Носатый Роман Игоревич, Романов Егор Игоревич

В силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими высокого уровня владения огнестрельным оружием. Данный навык является неоспоримо важным и влияет на результативность действий при несении служебных обязанностей сотрудниками полиции, в первую очередь для выполнения поставленных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Авторами рассматриваются проблемы внедрения интерактивных методов обучения в учебном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» в образовательных организациях системы МВД России, а также в дальнейшей профессиональной подготовке сотрудников полиции в территориальных органах внутренних дел. В работе указывается, что использование интерактивного тира и имитационных средств (таких как лазертаг, фаертаг и иных) в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел, бесспорно, является перспективным направлением совершенствования процесса обучения. Это существенно увеличивает методический потенциал и расширяет возможности преподавателей. Проведение занятий с помощью современных технических средств обучения позволяет производить отработку технических и тактических составляющих приемов стрельбы в ситуационных условиях, максимально приближенными к реальности. При этом формирование навыков происходит в безопасном формате без применения боевых патронов. Авторами указывается на экономическую целесообразность активного внедрения технических средств обучения в территориальных органах внутренних дел и образовательных организациях системы МВД России для существенной экономии бюджетных средств на боеприпасах и ресурсе стрелкового оружия. Кроме того, в начале 2020 года авторским коллективом на базе Волгоградской академии МВД России проводилось исследование с целью проверки эффективности использования данных методик. Результаты исследования нашли свое отражение в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсаков Юрий Викторович, Носатый Роман Игоревич, Романов Егор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TECHNICAL TRAINING TOOLS TO IMPROVE THE FIRE TRAINING OF POLICE OFFICERS

Due to the specifics of their professional activities, employees of internal Affairs agencies often face extreme situations that require a high level of firearm ownership. This skill is indisputably important and affects the effectiveness of actions in the performance of official duties by police officers, primarily for the performance of tasks to protect public order and fight crime. The authors consider the problems of implementing interactive teaching methods in the educational process on the discipline "Fire training" in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as in the further professional training of police officers in the territorial bodies of internal Affairs. The paper indicates that the use of interactive shooting ranges and simulation tools (such as laser tag, fire tag, and others) in the training of employees of internal Affairs agencies is undoubtedly a promising direction for improving the training process. This significantly increases the methodological potential and expands the capabilities of teachers. Conducting classes with the help of modern technical training tools allows you to work out the technical and tactical components of shooting techniques in situational conditions that are as close to reality as possible. At the same time, the formation of skills takes place in a safe format without the use of live ammunition. The authors point out the economic feasibility of active implementation of technical training tools in the territorial bodies of internal Affairs and educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for significant budget savings on ammunition and small arms resources. In addition, at the beginning of 2020, the authors' team at the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia conducted a study to test the effectiveness of using these methods. The results of the study are reflected in this paper.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 13PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Корсаков Ю.В., Носатый Р.И., Романов Е.И. Использование технических средств обучения для совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Korsakov Yu.V., Nosatyy R.I., Romanov E.I. (2020). Use of technical training tools to improve the fire training of police officers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 378.6 ГРНТИ 14.35.09

Корсаков Юрий Викторович

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки» E-mail: [email protected]

Носатый Роман Игоревич

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки»

E-mail: [email protected]

Романов Егор Игоревич

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки»

E-mail: [email protected]

Использование технических средств обучения для совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции

Аннотация. В силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими высокого уровня владения огнестрельным оружием. Данный навык является неоспоримо важным и влияет на результативность действий при несении служебных обязанностей сотрудниками полиции, в первую очередь для выполнения поставленных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Авторами рассматриваются проблемы внедрения интерактивных методов обучения в учебном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» в образовательных организациях системы МВД России, а также в дальнейшей профессиональной подготовке сотрудников полиции в территориальных органах внутренних дел. В работе указывается, что использование интерактивного тира и имитационных средств (таких как лазертаг, фаертаг и иных) в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел, бесспорно, является перспективным направлением совершенствования процесса обучения. Это существенно увеличивает методический потенциал и расширяет возможности преподавателей. Проведение занятий с помощью современных технических средств обучения позволяет производить отработку технических и тактических составляющих приемов стрельбы в ситуационных условиях,

максимально приближенными к реальности. При этом формирование навыков происходит в безопасном формате без применения боевых патронов. Авторами указывается на экономическую целесообразность активного внедрения технических средств обучения в территориальных органах внутренних дел и образовательных организациях системы МВД России для существенной экономии бюджетных средств на боеприпасах и ресурсе стрелкового оружия.

Кроме того, в начале 2020 года авторским коллективом на базе Волгоградской академии МВД России проводилось исследование с целью проверки эффективности использования данных методик. Результаты исследования нашли свое отражение в данной работе.

Ключевые слова: сотрудник полиции; стрелок; огнестрельное оружие; огневая подготовка; эмоциональное состояние; стресс; стрелковые тренажеры

Введение

В научной литературе ряд авторов обсуждают эффективность законодательной базы и практикующуюся методику огневой подготовки в образовательных организациях системы МВД России. Специалисты высказывают мнение о том, что модель методики огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) в настоящее время несовершенна, и в некоторых вопросах отстает от современных методик обучения стрельбе и современных стрелковых направлений.

Неоднократно педагогическими работниками, осуществляющими свою профессиональную деятельность в сфере огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, указывалось на необходимость корректировки принципов и целей этой программы. «Чтобы уровень подготовки соответствовал требованиям, предъявляемым к полицейскому в современной России, необходимо постоянно совершенствовать существующие методики огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Эта задача встает перед ведомственными образовательными организациями не только в связи с постоянно осложняющейся криминогенной обстановкой, но и по причине проводимой оптимизации кадрового состава подразделений ОВД, возрастающих требований к его профессиональной компетентности» [1].

Критике подвергается практика подготовки, в основе которой лежит методика, существующая без малого полвека, созданная на основе армейских наставлений и не учитывающая тонкости и специфику современной полицейской службы. Дело в том, что она довольно консервативна и в процесс обучения очень редко и внедряются новинки научно-технического прогресса и используются современные средства обучения приемам и правилам стрельбы.

Наряду с этим существует мнение, что методические разработки и материальная база, обеспечивающая внедрение инновационных технологий с применением технических средств обучения, находится на начальном этапе формирования. В связи с этим уровень эффективности их применения в процессе обучения находится на недостаточно высоком уровне и эффективность обучения огневой подготовке с использованием технических средств обучения (далее ТСО) некоторые педагогические работники на настоящем этапе ставят под сомнение.

Перспективы использования интерактивных технологий в рамках дисциплины «Огневая подготовка»

Интерактивные разработки и программы изначально использовались для игровой индустрии. Но данные идеи все больше и больше находят свое применение в образовательных

организациях и подразделениях практически без исключения всех силовых структур, и служат как для подготовки, так и для совершенствования профессиональных навыков сотрудников.

Одним из новых и перспективных направлений обучения полицейских огневой подготовке и совершенствованию имеющихся навыков стрельбы является комплексное обучение, направленное на формирование устойчивых навыков готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. Именно здесь возможно достижение ожидаемого эффекта от применения ТСО. «Использование технических средств повышает качество учебного процесса, так как наряду с отработкой отдельных элементов совершенствуется техника стрельбы в целом и расширяются возможности преподавателей и инструкторов в этом процессе. А это в конечном итоге положительно отражается на результате стрельбы» [2].

При этом использование технических средств обучения наиболее рационально в случае, когда у сотрудника уже сформированы навыки уверенного обращения с оружием, и ему необходимо поддерживать и совершенствовать уровень профессионального мастерства. На этом этапе эффективно могут использоваться современные средства обучения, с помощью которых можно моделировать динамичные многообразные ситуационные задачи. При формировании ситуационных задач необходимо учитывать вопросы, которые сотруднику придется решать при несении службы в зависимости от разнообразия возникающих ситуаций. В данном случае необходимо учитывать варианты развития событий, которые требуют не только технического, но и правового решения.

Любое задание при формировании стрелковых упражнений предусматривает не только навык производства точного выстрела, но и в первую очередь отработку и совершенствование навыков безопасной работы с оружием, а также двигательных навыков стрелка. При этом, «основным и главенствующим методом подготовки стрелка является тренировка с оружием «вхолостую», представляющая собой комплекс тренировочных упражнений для отработки основных технических элементов, навыков и приемов стрельбы» [3].

К стрелковым упражнениям относятся:

быстрое извлечение пистолета из кобуры; приведение оружия в боевую готовность; передвижение с оружием; смена положений для стрельбы; замена магазина;

устранение задержек при стрельбе.

Многие преподаватели, переживая за качество обучения курсантов и слушателей, предпочитают проверенные временем методики обучения.

На начальном этапе обучения от преподавателя постоянно требуется контроль за неукоснительным соблюдением обучаемыми правил безопасного обращения с оружием, и поэтому он должен постоянно находиться рядом на огневом рубеже и контролировать:

• строгое и неукоснительное соблюдение мер безопасности при обращении с оружием;

• правильность выполнения действий по командам руководителя.

Кроме того, руководитель стрельб осуществляет контроль за уверенными, четкими, правильными и безопасными действиями при выполнении приемов и правил стрельбы, включающими в себя:

• правила удержания пистолета в руке (руках);

• заряжания пистолета;

• замены магазина;

• постановки и снятия пистолета с предохранителя;

• приведения пистолета в боевую готовность;

• наведение оружия на цель;

• постоянный контроль за безопасным направлением ствола;

• грамотным и безопасным устранением задержек при стрельбе;

• контроль за психологическим и физическим состоянием здоровья обучаемого, и возможными его изменениями в процессе работы с боевым оружием.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что только осуществление постоянного личного контроля преподавателя, за действиями обучаемого на первоначальном периоде приобретения навыков стрельбы, обеспечит эффективную и безопасную работу молодого сотрудника на занятии.

«Зачастую у начинающих стрелков происходят типичные ошибки, которые не дают возможности показать положительный результат при выполнении практических стрельб. Но не всегда эти ошибки возможно увидеть при стрельбе из боевого оружия и своевременно устранить их. Поэтому очень важно отработать все элементы стрельбы на лазерном тренажере»

[4].

Количество часов, выделенных для огневой подготовки сотрудников ОВД впервые принимаемых на службу, минимально для получения устойчивых навыков стрельбы из пистолета. Умения, полученные в результате данной подготовки, могут быть использованы в качестве основ для выполнения некоторых простейших упражнений курса стрельб и дальнейшего совершенствования навыков стрельбы.

Динамичные упражнения с передвижением, заменой магазина, использованием укрытия для стрельбы требуют времени на подготовку. Для максимально эффективной самостоятельной отработки сложных динамичных упражнений стрелку необходимо отработать их по раздельным элементам, обеспечивая при этом строгое соблюдение мер безопасности.

Стоит отметить, что стрельба из боевого оружия практически для всех людей является стрессом. Некоторые начинающие стрелки на начальном этапе огневой подготовки при проведении стрельб боевыми патронами, под действием стресса, который вызывает боязнь выстрела, ведут себя совсем не так спокойно и уверенно, как хотелось бы им самим. «Подготовка предполагает недопущение перехода от ощущений к эмоциям, поскольку последние стимулируют лишнюю мышечную активность, приводят к перегрузу мозговой деятельности, нарушению мыслительного процесса, «закупориванию» анализа ситуации, появлению других отрицательных реакций, а именно: шока, паники, туннельного видения (в других источниках - тоннельное зрение), стресса, затормаживания моторики» [5].

Порой слушатели и курсанты образовательных организаций системы МВД России при выходе на огневой рубеж, забывают практически все, чему их научил преподаватель. Такое явление можно считать нормальным, поскольку это вполне естественная и ожидаемая реакция не имеющего навыков стрельбы человека на действия, связанные не только с необычными ощущениями, но и с определённой долей риска. Кроме того, стрельба из боевого оружия для всех людей является стрессом. Выстрел из огнестрельного оружия ассоциируется с первобытным чувством панического страха, связанным с громким звуком выстрела,

неспособностью человека контролировать процесс горения пороха после его воспламенения в канале ствола. На уровне инстинкта происходит осознание того, что после нажатия на спусковой крючок запускается в действие процесс, результатом которого является выброс большого количества энергии, работу которого стрелок не в состоянии контролировать и остановить. А также осознание факта того, что назначением этого процесса является причинение телесного повреждения или смерти живому существу, которым сам стрелок и является. Данные мыслительные процессы часто на уровне инстинктов преобладают и затормаживают всю работу центральной нервной системы, вызывая при этом состояние излишней напряженности, иногда под воздействием этих факторов человек теряет контроль над своими действиями, или совершает их неосознанно, что при работе с оружием крайне опасно [6].

Таким образом, психологические и физические нагрузки в совокупности создают отрицательное воздействие на человека и негативно влияют на технику и результат стрельбы. Они затормаживают у стрелка двигательные навыки и приводят к изменениям в психологическом состоянии, результатом которого может возникнуть полная невозможность результативно выполнять стрелковые задания.

Одним из плюсов интерактивных методов обучения является возможность использования в работе устройств с воспроизведением различных звуков и световых сигналов (сирены, выстрелов, плача, подаваемых команд, музыки и др.), вызывающих различные эмоции стреляющих и призванных вывести их из психологического равновесия. Для тренировки психологической устойчивости можно применять стрельбу с применением выводящих из психологического равновесия факторов. «При проведении занятий в условиях, реконструирующих различные варианты типичных ситуаций обстановки в момент применения оружия, возможно определенное привыкание к внешним раздражителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном выполнении основных элементов выстрела» [7].

При обучении приемам и правилам стрельбы или совершенствовании уровня профессиональной подготовки применяются анимационные программы, автоматизированные мишенные установки, оптико-электронные тиры, лазерные интерактивные технологии, страйкбольное оборудование, боевой интерактивный тир. Чем шире и современнее арсенал средств обучения, чем разнообразнее по форме и по действию тренажерные устройства, тем больше появляется возможностей проводить занятия наиболее интересно и эффективно.

Проведение занятий с помощью современных технических средств обучения дает возможность проводить занятия без использования боевого оружия. В данном случае отработка технических и тактических приемов ведения боя с использованием ТСО с максимально приближенными к реальности сюжетами проводится в максимально безопасном формате без стрельбы боевыми патронами.

При использовании имитационных средств, использующих инфракрасное излучение (к примеру, тагеры для лазертага) на учебном месте возможна самостоятельная работа курсантов и слушателей, но в данном случае преподавателю необходимо поставить четкие задачи по отработке определенных навыков, чтобы работа на тренажере воспринималась обучаемыми серьезно и ответственно. Дело в том, что данный вид работы с оружием может быть ассоциирован курсантами и слушателями с компьютерной игрой и воспринят как игровой элемент, а не как метод совершенствования навыков стрельбы.

Апробация новых технических средств обучения в учебном процессе

Для проверки результативности использования интерактивных технологий в учебном процессе, в начале 2020 года со слушателями факультета профессиональной подготовки

Волгоградской академии МВД России проводилось исследование с использованием данных методик. Из общего числа обучаемых была выделена контрольная группа в количестве 50 человек. Возраст исследуемых составил 19-28 лет, равное процентное соотношение полов. Данные слушатели до периода подготовки не имели опыта и навыков стрельбы из пистолета. После первоначального периода обучения приемам и правилам стрельбы из пистолета с контрольной группой проводился входной контроль результатов по выполнению 4 упражнения курса стрельб 2017 из пистолета. Группа показала следующие результаты (рисунок 1):

Рисунок 1. Результаты входного контроля по выполнению 4 упражнения курса стрельб из пистолета с контрольной группой до использования интерактивных технологий. Составлено в процентном соотношении авторами на основании исследования (составлено авторами)

Одновременно с контрольной группой проводился входной контроль результатов по выполнению 4 упражнения курса стрельб из пистолета со слушателями, занимающимися исключительно в рамках дисциплины «Огневая подготовка». В процентном соотношении были показаны следующие результаты (рисунок 2):

Рисунок 2. Результаты входного контроля по выполнению 4упражнения курса стрельб из пистолета со слушателями, занимающимися исключительно в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Составлено в процентном соотношении авторами на основании исследования (составлено авторами)

Из вышестоящих диаграмм можно с определенной долей условности сделать вывод, что исследуемые группы имеют одинаковый уровень владения огнестрельным оружием. После, продолжая обучение в рамках дисциплины «Огневая подготовка», с группой испытуемых на протяжении 2 месяцев в рамках плана выходного дня осуществлялось посещение лазертага с сопровождением профессорско-преподавательским составом кафедры огневой подготовки ВА МВД России. Занятия на игровом поле проводились под их контролем и с применением исследуемых методик обучения. Кроме того, в рамках консультаций, испытуемая группа занималась в интерактивном тире с использованием устройств с воспроизведением различных звуков и световых сигналов (сирены, выстрелов, плача, подаваемых команд, музыки и др.). При этом при проведении занятий по огневой подготовке контрольная группа проходила общий

курс обучения, количественный и качественный показатель занятий полностью соответствовал программе. Дополнительные занятия исключали возможность проведения стрельб из боевого оружия. По завершению периода были проведены контрольные стрельбы по выполнению 4 упражнения курса стрельб из пистолета. Группа показала следующие результаты (рисунок 3):

Рисунок 3. Результаты контрольных стрельб по выполнению 4 упражнения курса стрельб из пистолета с контрольной группой. Составлено в процентном соотношении авторами на основании исследования (составлено авторами)

В это же время проведены контрольные стрельбы по выполнению 4 упражнения курса стрельб из пистолета со слушателями, занимающимися исключительно в рамках дисциплины «Огневая подготовка» (рисунок 4):

Рисунок 4. Результаты контрольных стрельб по выполнению 4упражнения курса стрельб из пистолета со слушателями, занимающимися исключительно в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Составлено в процентном соотношении авторами на основании исследования (составлено авторами)

Результаты исследования

В результате проведения дополнительных занятий большинство слушателей, принявших участие в исследовании, продемонстрировали лучшие результаты по сравнению со слушателями, занимающимися исключительно в рамках дисциплины «Огневая подготовка, что свидетельствует об эффективности проведения подобных факультативных занятий и возможности внедрения данной практики в территориальные органы в рамках проведения занятий по профессионально-служебной и физической подготовке. К тому же, данные занятия могут частично компенсировать постепенную утрату навыков обращения с боевым ручным стрелковым оружием в случае отсутствия возможности посещать практические стрельбы (к примеру, в сложившихся условиях ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции).

В результате проведения исследования, при проведении учебных стрельб с контрольной группой авторами отмечено, что наиболее эффективными методами увеличения качественных показателей стрельбы являются применение интерактивного тира и использование устройств с воспроизведением различных звуков и световых сигналов. Проведение занятий по лазертагу не оказало существенного улучшения результатов стрельбы, однако показало положительную динамику в формировании у слушателей навыков более безопасного и уверенного обращения с оружием и отработки тактических приемов и двигательных функций в условиях ситуационных задач. Сложности внедрения в методику обучения современных технических средств, возникают по ряду объективных причин. В основном это происходит из-за неподходящей материально-технической базы, которая требуется для безопасного и полноценного проведения занятий. Для работы с боевым оружием, а особенно для массового обучения сотрудников необходимо специальное помещение, которое как минимум должно быть оборудовано пулеуловителем. Кроме этого, если это помещение закрытое, то оно оборудуется вытяжной вентиляцией, должно иметь достаточное освещение, звукопоглощение и покрытие, исключающее рикошет.

Выводы исследования

Использование интерактивного тира в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел, бесспорно, является перспективным направлением совершенствования процесса обучения. Это существенно увеличивает методический потенциал и расширяет возможности преподавателей. Но главное - практичность использования данных технологий в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции. В настоящее время в системе МВД России, как отмечал Костин Д.С., «имеются также проблемы с обеспеченностью вооружением, в частности в отдельных подразделениях полностью отсутствует возможность ремонта оружия в связи с отсутствием штатных оружейных мастерских, оружейных мастеров, оружейных техников» [8]. В силу этого применение современных технических средств без использования боевого оружия имеет большой потенциал для организации огневой подготовки в территориальных органах внутренних дел.

Практика показала, что работа на интерактивных тренажерах является эффективным способом обучения на этапе отработки динамичных упражнений, которые выполняются с ограничением по времени, с различными задачами и условиями. Применение боевого интерактивного тира позволяет достичь большего результата, однако материально-техническая база должна обеспечивать полную безопасность работы с боевым оружием.

Стоит отметить, что возможность проецирования мишени на мишенное поле, автоматический подсчет попаданий, выбитых очков, а также затраченное время на каждый выстрел предоставляет профессорско-преподавательскому составу обширный потенциал для повышения качества подготовки сотрудников на всех этапах для совершенствования процесса обучения. К примеру, данная функция позволяет исключить необходимость использования бумажных мишеней и сократить время, затрачиваемое на осмотр мишеней и подведение результатов стрельбы.

Нельзя также исключать и применение «фаертаг» тиров. «Особенностью данного электронного тира является использование охолощенных патронов стрелковых оружий без имитатора пули. Поражение мишеней происходит ИК-лучом. ИК-импульс синхронизирован с холостым выстрелом. Благодаря этому достигается наилучшая имитация стрельбы из боевого оружия» [9].

Для достижения высокого уровня огневой подготовленности курсантов и слушателей, образовательные организации системы МВД России используют различные приемы и методы. Отдельное место занимает использование в учебном процессе боевых интерактивных тиров.

Это направление учебно-материальной базы обеспечения учебного процесса является относительно новым и на сегодняшний день достаточно динамично развивается по ряду объективных причин, среди которых можно отметить следующие:

• относительная дешевизна оборудования и установки тиров;

• безопасность использования в учебном процессе (без использования боевого оружия);

• возможность установки оборудования практически в любом помещении;

• расширение возможности применения активных и интерактивных методов проведения практических занятий;

• увеличение количества и качества отрабатываемых упражнений учебных стрельб, погружение стреляющего в атмосферу выполнения служебных задач с использованием и применением огнестрельного оружия;

• наглядность результатов стрельбы и дополнительный контроль преподавателя, и самоконтроль обучающегося.

«Применяя в образовательном процессе боевые интерактивные тиры, образовательные организации могут решать учебные задачи профессионального образования по формированию навыков, умений и компетенций, необходимых сотруднику полиции в профессиональной деятельности» [10].

Практика применения боевых интерактивных тиров в учебном процессе в учебных заведениях системы МВД России показывает их чрезвычайную полезность и функциональность. Рассматривая возможности и практику эксплуатации боевых интерактивных тиров в образовательном процессе, невозможно не отметить положительный опыт их применения, и те образовательные задачи и цели, которые возможно достигнуть с помощью данного оборудования:

организация и проведение всех видов практических занятий с боевой и учебной стрельбой из пистолета и автомата;

тренировка и совершенствование навыков обращения с оружием, и его применения в ситуациях максимально приближенным к реальным;

тренировка и совершенствование умений и навыков производства выстрела;

тренировка и совершенствование умений и навыков стрельбы из различных положений;

тренировка и совершенствование тактических элементов огневого контакта;

определение и выбор приоритетных целей, и очередность поражения целей;

использование принципов дуэльной стрельбы в учебном процессе и при выполнении упражнений учебных стрельб;

проведение стрелковых тренировок интерактивных видеосюжетов;

с использованием обучающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правомерность применения оружия;

погружение обучаемого в атмосферу выполнения служебных задач в условиях применения табельного огнестрельного оружия;

введение обучаемого в ситуацию, максимально приближенную к реальной и преодоление стрессовых ситуаций.

https:// mir-nauki. com

Применяя боевые интерактивные тиры, а также используя видеосюжеты ситуативного характера в качестве упражнений учебных стрельб, мы имеем возможность создать шаблон поведения полицейского в ситуации того или иного огневого контакта. При воссоздании атмосферы эмоционального напряжения огневого контакта, преследуется цель эмоциональной подготовки сотрудника для его уверенных и четких действий в экстремальных ситуациях.

«Важной особенностью использования стрелковых тренажеров является возможность разнообразного моделирования и многократного проигрывания ситуаций и сюжетов в условиях, близких к специфической структуре реальной службы» [11]. Ситуации с применением физической силы, специальных средств, а в особенности огнестрельного оружия, являются не чем иным, как ситуациями психофизического риска, сопряженного с реальной угрозой жизни и здоровью, как самого сотрудника, так и окружающих граждан. Несомненно, что такие ситуации являются экстремальными и стрессовыми по своему характеру.

Погружая обучаемого в обстановку видеосюжета, мы как бы заставляем оказаться его непосредственно в этой опасной ситуации, приближаем его эмоциональное состояние в атмосферу опасности и стресса.

В этом случае, частью своего сознания, стрелок начинает ассоциировать изображения на экране с реальными персонажами, частично начинает воспринимать стрельбу не только как упражнение учебных стрельб, но и как реальный огневой контакт. Учится справляться с тремором, эмоциональным возбуждением и страхом. Постепенно ситуационные видеосюжеты экстремальных ситуаций укореняются в его подсознании, и на эти ситуации у стрелка появляются вполне конкретные шаблоны поведения и алгоритмы действий.

Таким образом, сотрудник полиции начинает видеть ситуацию огневых контактов в новом свете. Не как нечто из ряда вон выходящее, устрашающее и наводящее ужас, а как один из элементов своей служебной деятельности. Такая практика учит сотрудника управлять собой во время стресса и контролировать свои эмоции, продолжая выполнять служебные задачи, в том числе и в экстремальных ситуациях огневого контакта, сопровождающихся психофизическими нагрузками.

Использование интерактивного тира и имитационных средств в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел, бесспорно, является перспективным направлением совершенствования процесса обучения. Это существенно увеличивает методический потенциал и расширяет возможности преподавателей. Нельзя не учитывать и экономическую составляющую применения технических средств обучения. Приобретение последних и активное внедрение в территориальных органах внутренних дел и образовательных организациях системы МВД России позволит в дальнейшем осуществлять существенную экономию бюджетных средств на боеприпасах и ресурсе стрелкового оружия. Проведение занятий с помощью современных технических средств обучения позволяет производить отработку технических и тактических составляющих приемов стрельбы в ситуационных условиях, максимально приближенными к реальности. При этом формирование навыков происходит в безопасном формате без применения боевых патронов. Это в свою очередь позволит совершенствовать подготовку сотрудников полиции к встрече с трудностями и опасностями на их непростом пути защиты конституционных устоев Российской Федерации, и позволит на высоком профессиональном уровне выполнять задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности нашей Родины.

Заключение

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Корсаков Ю.В. Пути совершенствования огневой подготовки в органах внутренних дел на современном этапе. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39). С. 121-125.

Архипов С.Н. Огневая подготовка в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути их решения. Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 1 (6). С. 171-173.

Романов Е.И., Носатый Р.И., Морозова Д.А. Физическая и специально техническая подготовка в практической стрельбе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/89PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Черемин Н.В. Применение системы стрелковых тренажеров «Скатт» на практических занятиях по дисциплине «Огневая подготовка». Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 2 (10). С. 56-60.

Романов Е.И., Носатый Р.И., Корсаков Ю.В. Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Корсаков Ю.В. Роль специальных упражнений при проведении учебных занятий по стрельбе // Интернет журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Корсаков Ю.В. Некоторые особенности подготовки полицейского к применению огнестрельного оружия на современном этапе. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3 (30). С. 117-122.

Костин Д.С. О материальном обеспечении огневой и физической подготовки в системе МВД России. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 320-323.

Домрачёва Е.Ю., Иляхина О.Ю., Дубровский В.Ю., Ермоленко С.А. Использование мультимедийных компьютерных стрелковых тренажеров при обучении дисциплине «огневая подготовка» в ведомственных вузах МВД Российской Федерации. Современный ученый. 2020. № 4. С. 118-121.

Юсупова О.А., Литвиненко А.Г., Колиненко А.Д. Теоретические аспекты совершенствования навыков стрельбы в профессиональной подготовке сотрудников полиции. Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 3 (32). С. 85-90.

Серебряк В.В., Попов С.В. Использование современных стрелковых тренажеров в процессе огневой подготовки сотрудников полиции. Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2020. № 1 (8). С. 121-125.

https:// mir-nauki. com

Korsakov Yuri Viktorovich

Volgograd academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: [email protected]

Nosatyy Roman Igorevich

Volgograd academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: [email protected]

Romanov Egor Igorevich

Volgograd academy of the Ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: [email protected]

Use of technical training tools to improve the fire training of police officers

Abstract. Due to the specifics of their professional activities, employees of internal Affairs agencies often face extreme situations that require a high level of firearm ownership. This skill is indisputably important and affects the effectiveness of actions in the performance of official duties by police officers, primarily for the performance of tasks to protect public order and fight crime.

The authors consider the problems of implementing interactive teaching methods in the educational process on the discipline "Fire training" in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as in the further professional training of police officers in the territorial bodies of internal Affairs. The paper indicates that the use of interactive shooting ranges and simulation tools (such as laser tag, fire tag, and others) in the training of employees of internal Affairs agencies is undoubtedly a promising direction for improving the training process. This significantly increases the methodological potential and expands the capabilities of teachers. Conducting classes with the help of modern technical training tools allows you to work out the technical and tactical components of shooting techniques in situational conditions that are as close to reality as possible. At the same time, the formation of skills takes place in a safe format without the use of live ammunition. The authors point out the economic feasibility of active implementation of technical training tools in the territorial bodies of internal Affairs and educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for significant budget savings on ammunition and small arms resources.

In addition, at the beginning of 2020, the authors' team at the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia conducted a study to test the effectiveness of using these methods. The results of the study are reflected in this paper.

Keywords: police officer; shooter; firearms; firearms training; emotional state; stress. modern shooting simulators

13PDMN620

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.