Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / сотрудник полиции / огнестрельное оружие / эмоционально-волевая устойчивость / fire training / police officer / firearms / emotional-will stability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алим Русланович Карданов

Статья посвящена формированию эмоционально-волевой устойчивости сотрудников полиции (слушателей образовательных организаций МВД России) при применении огнестрельного оружия в чрезвычайных и экстремальных ситуациях на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алим Русланович Карданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL STABILITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN FIREPOWER TRAINING

The article is devoted to the formation of emotional and will stability of police officers (students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia) when using firearms in emergency and extreme situations in fire training classes.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-207-209

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Алим Русланович КАРДАНОВ,

преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена формированию эмоционально-волевой устойчивости сотрудников полиции (слушателей образовательных организаций МВД России) при применении огнестрельного оружия в чрезвычайных и экстремальных ситуациях на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: огневая подготовка; сотрудник полиции; огнестрельное оружие; эмоционально-волевая устойчивость.

THE CONCEPT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL STABILITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN FIREPOWER TRAINING

Alim Ruslanovich KARDANOV,

Teacher of the Department Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the formation of emotional and will stability of police officers (students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia) when using firearms in emergency and extreme situations in fire training classes.

Keywords: fire training; police officer; firearms; emotional-will stability.

Введение. Федеральный закон «О полиции» устанавливает сотрудникам правоохранительных органов обязанность по защите жизни и здоровья, охране прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, охране общественного порядка, собственности, по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим при осуществлении служебной деятельности сотрудники полиции наделяются правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для более качественного и эффективного выполнения служебных функций [2; 7].

Таким образом, согласно букве закона в контексте применения огнестрельного оружия сотрудник полиции должен действовать быстро и решительно. Однако на практике это не всегда осуществимо. Нередки случаи причинения вреда сотрудниками полиции вследствие неумелого обращения с огнестрельным оружием, что порой приводит к необратимым последствиям.

Постановка проблемы. Выявление недостаточной готовности сотрудников полиции к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия, объясняется проблемами эмоционально-волевой устойчивости в процессе огневой под-

готовки. Поэтому необходимо уделить особое внимание профессиональной подготовке сотрудников полиции. Как известно, такая подготовка проводится в образовательных организациях МВД России на учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» [1; 4].

Обоснование. Важнейшим фактором успешной огневой подготовки является благоприятная эмоциональная атмосфера, чтобы на учебно-тренировочных занятиях у слушателей формировалось такое психическое состояние, которое будет способствовать достижению поставленной цели. Эмоциональный комфорт позволяет слушателям выработать способность четко осознавать отдельные элементы техники стрельбы, анализировать возникающие мышечно-двига-тельные, зрительные и другие ощущения, восприятие, внимание и быстроту реакции. В результате формируется оптимальное состояние функции нервных структур и психофизического аппарата, ответственных за реализацию навыка стрельбы [6].

В стенах образовательных организаций МВД России обучение происходит чаще всего в тирах путем отработки стандартных нормативов, которые не всегда подтверждают свою эффективность в практической деятельности. Слушатели, отлично выполняя упражнения в ходе учебно-тренировочных занятий, сталкиваются с психологическим аспектом применения огнестрельного оружия. В связи с этим большое внимание на учебно-тренировочных занятиях уделяют формированию у слушателей особых психических состояний, позволяющих автоматически переключать непроизвольные эмоциональные реакции в осознанные и контролируемые. Кроме того, эмоциональная обеспеченность занятия помогает слушателям в оптимальном переключении и отвлечении внимания, осмыслении обстоятельств, провоцирующих стрессовые состояния.

Таким образом, невозможно переоценить значение психофизиологической подготовки слушателей, от которой зависит их успешная деятельность в будущем. Кроме того, накопленный опыт будет передаваться последующим поколениям сотрудников полиции, что приведет только к позитивным последствиям [5; 6].

На занятиях по огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России важное значение также придается:

■ изучению нормативно-правового регулирования деятельности сотрудников полиции при чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных ситуациях;

■ формированию у каждого слушателя высокого морального духа, осознанного понимания социальной значимости участия в выполнении задач службы при чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных ситуациях;

■ воспитанию таких морально-психологических и профессиональных качеств, как бдительность, стойкость, смелость, мужество, собранность, внимание, выносливость, находчивость, инициатива, решительность, ответственность;

■ соблюдению требований служебной дисциплины и законности и формированию готовности к самопожертвованию во имя защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты Отечества и др. [3; 6].

Относительно роли преподавателя следует отметить готовность сформировать у слушателей потребность в самовоспитании воли для успешного преодоления трудностей в процессе обучения огневой подготовке. Методическими основами проведения занятий по огневой подготовке выступают:

■ формирование необходимых знаний и умений обращения с огнестрельным оружием;

■ отработка устойчивых навыков применения оружия в стандартных условиях стрельбы;

■ отработка навыков стрельбы в условиях применения различных по силе и характеру воздействия сбивающих факторов, моделирующих отдельные составные части условий чрезвычайных обстоятельств и экстремальных ситуаций;

■ отработка навыков стрельбы в условиях, максимально приближенных к реальным в ситуации противоборства с преступником

[1; 5].

Заключение. Концепция эмоционально-волевой устойчивости в момент экстремальной ситуации, в которой могут оказаться сотрудники полиции в ходе несения службы, приобретает особую значимость в связи с тем, что в такой обстановке требуется колоссальное напряжение психических и физических ресурсов организма.

Таким образом, высокая степень эмоционально-волевой устойчивости, сформированная у слушателей в период обучения в образовательных организациях МВД России, создает предпосылки для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в необходимых и оправданных ситуациях.

208

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2

Список литературы

1. Абидов P.P., Гедгафова A.M. Пути реализации современных педагогических технологий у слушателей, обучающихся по основным образовательным программам профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 40.

2. Гедгафов M.M. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 148—150.

3. Кучмезов P.A. Педагогические основы повышения качества подготовки сотрудников МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 166—168.

4. Муртазин А.И. Огневая подготовка курсантов и слушателей образовательных организа-

ций системы МВД России: проблемы и перспективы // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 4 (82). С. 91—93.

5. Мухтаров Д.Д. Структура общих принципов обучения тактико-специальной и огневой подготовке в системе профессионального образования сотрудников ОВД // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 185—188.

6. Таран А.Н., Бойков A.A. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право. 2017. № 1. С. 325.

7. Черкесов А.Ю. Педагогические условия совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 227—229.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.