Научная статья на тему 'Негативные факторы, влияющие на обучающихся в учебных заведениях МВД РФ при проведении учебных стрельб'

Негативные факторы, влияющие на обучающихся в учебных заведениях МВД РФ при проведении учебных стрельб Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разин Михаил Владимирович, Кузьмин Сергей Вениаминович

В статье рассматриваются проблемы, возникающие у курсантов, обучающихся в учебных заведениях системы МВД России, при изучении дисциплины «Огневая подготовка», факторы, влияющие на формирование данных проблем и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разин Михаил Владимирович, Кузьмин Сергей Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негативные факторы, влияющие на обучающихся в учебных заведениях МВД РФ при проведении учебных стрельб»

УДК 316.034

Разин Михаил Владимирович

преподаватель

кафедры специальных дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России igorvarchenko@yandex.ru

Кузьмин Сергей Вениаминович

кандидат юридических наук, доцент,

профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России kevksv@rambler.ru

Негативные факторы, влияющие

на обучающихся в учебных заведениях мвд рф при проведении учебных стрельб

Mikhail V. Razin

Lectorof the Department of Special Disciplines,

Novorossiysk branch of Krasnodar University of the MIA of Russia igorvarchenko@yandex.ru

Sergei V. Kuzmin

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department

of Criminal Procedure and Criminalistics,

Novorossiysk branch of Krasnodar University

of the MIA of Russia

kevksv@rambler.ru

Negative factors

that affect students of educational institutions of the mia of the russian federation, at carrying out educational firing

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие у курсантов, обучающихся в учебных заведениях системы МВД России, при изучении дисциплины «Огневая подготовка», факторы, влияющие на формирование данных проблем и возможные пути их решения.

Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, физическая и психологическая подготовка стрелка, экстремальные условия, тактика применения оружия, безопасность при обращении с огнестрельным оружием.

Annotation. ïhe article deals with the problems of cadets studying in the educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia in the study of the discipline «fire training», the factors influencing the formation of these problems and possible solutions.

Keywords: fire training, firearms, physical and psychological training of the shooter, extreme conditions, tactics of use of weapons, safety when handling firearms.

Не подлежит сомнению, что подготовка сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебной деятельности подразумевает серьезный подход к организации и проведению обучения по огневой подготовке, которая является одной из важных составляющих мер силового пресечения правонарушений. Огневая подготовка курсантов и слушателей осуществляется во время первоначальной подготовки в центрах профессиональной подготовки, а так же в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России. Во время прохождения службы для сотрудников в обязательном порядке проводятся учебные стрельбы в рамках занятий по профессиональной служебной подготовке. Как справедливо отмечает Ю.В. Николаева, огневая подготовка в образовательных учреждениях МВД России имеет тренировочную направленность, которая обеспечивает «лишь профессионально-практическую готовность курсантов к овладению оружием при нали-

чии слабых знаний и умений в области применения оружия в экстремальных ситуациях».

Преподавание дисциплины «Огневая подготовка» сопряжено с целым рядом проблем разной этиологии. Так, А. И. Давиденко выделяет шесть ключевых проблем в организации огневой подготовки, которые условно можно поделить на две группы: учебно-организационные (проблема единого подхода к обучению (отсутствие единой линии и стратегии в обучении), проблема выработки единой методики для первоначального базового этапа обучения; проблема планирования занятий; проблема оценки и контроля знаний) и организационные (проблема материально-технического обеспечения; проблема подбора кадров).

Цель прохождения дисциплины «Огневая подготовка» - формирование техники меткого выстрела, тактики и практических навыков применения оружия в ходе осуществления оператив-

но-служебной деятельности, выработка навыков безопасного обращения с оружием, освоение материальной части оружия, вопросов профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием. Основное внимание при этом уделяется правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия.

Однако при изучении курса данной дисциплины, у учащихся учебных заведений МВД РФ, возникает ряд трудностей, несвойственных освоению любой другой дисциплины, и сопряженных с прохождением учебных стрельб. Эти трудности, как показывает практика, выражаются в неверном соблюдении правил безопасности при обращении с огнестрельным оружием на учебных стрельбах, и являются весьма распространёнными, так как случаются эпизоды нанесения телесных повреждений или даже смерти, обучающимся и руководителям стрельб при несоблюдении техники безопасности обращения с огнестрельным оружием.

Для профилактики подобных случаев необходимо выяснить причины нарушения правил обращения с огнестрельным оружием, а так же провести их классификацию.

Первым в рассмотрении фактором нарушения установленных правил является слабая теоретическая подготовка учащегося при проведении стрельб. Рассматривая этот фактор, стоит понимать, что виноват в этом не только курсант или слушатель, но и руководитель стрельб. Перед началом занятия, связанным с применением огнестрельного оружия, руководитель стрельб и его заместитель обязаны проверить знание правил безопасности обращения с огнестрельным оружием у обучающихся, а так же правил личной безопасности. Обучающийся, который не смог ответить на поставленные вопросы преподавателя, не должен допускаться к стрельбам.

Следующим фактором, к тому же, наиболее значимым, является психофизический фактор. По мнению Н.Ю. Митюриной и Н.В. Бобкова, обучение стрельбе из пистолета связано в первую очередь с психическими, а не с физическими процессами - мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей, а их развитие в ходе тренировочных стрельб благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Ю.В. Николаева отмечает, что нервно-психическое напряжение, независимо от степени выраженности, отрицательно влияет на технику стрельбы, препятствуя продуктивному и оперативному овладению обучающимися навыками обращения с огнестрельным оружием. Поэтому представляется особенно актуальной разработка методики для снижения психологического напряжения на огневом рубеже курсантов образовательных учреждений МВД России, затрудняющего формирование навыков ведения скоростной стрельбы из боевого оружия. Таким образом, одним из важных компонентов огневой подготовки сотрудника ОВД является психологическая подготовка.

А.Н. Таран дает следующее определение психологической подготовке стрелка - «это процесс, направленный на конструирование оптимального психологического состояния, выработку внутренней готовности, способствующей реализации наиболее совершенной техники стрельбы для достижения высоких результатов при стрельбе в сложной и напряженной обстановке (стрессовых ситуациях)».

Формирование профессионализма сотрудника правоохранительных органов детерминируется, прежде всего, воспитательной направленностью процесса, и подразумевает подготовку специалиста, владеющего профессиональными и общими компетенциями, морально и психологически готового эффективно решать служебные задачи в рутинной и экстремальной обстановке. Следует считать достаточно подготовленным к действиям в экстремальных ситуациях сотрудника, способного применить на практике сформированные в период обучения комплекс психологических и правовых компетенций, в том числе, в экстремальных ситуациях, в ситуациях контакта с лицами, способными к сопротивлению действиям сотрудника ОВД, при осуществлении контртеррористических действий. Принципиально значимым представляется уровень готовности сотрудника к концентрации физических, психических и волевых способностей человека.

Одна из важнейших задач преподавателя -сформировать у обучающегося курсанта потребность в самовоспитании воли, необходимой для успешного преодоления трудностей в процессе обучения огневой подготовке. Будущий сотрудник должен уметь успешно оценивать ситуацию, осознавать содержание своих действий, понимать и чувствовать волевое состояние, направленное на решение возникшей проблемы. Академик И.М. Сеченов указывал: «Всякое волевое действие есть действие разученное. Ни один человек не может волевым образом выполнить действие, если он не знает, как его надо выполнять».

Ещё одним психологическим фактором можно назвать страх. При получении оружия курсант понимает всю ответственность, которая легла на его плечи в данный момент. Понимая всю серьёзность происходящего процесса от получения оружия до производства выстрела, учащийся испытывает сильное волнение, а так же нежелание получить неудовлетворительную оценку, переполняющую его эмоциональный диапазон, приглушает когнитивные процессы, вследствие чего у обучающегося теряется внимательность, забывается техника безопасности, а так же наставления руководителя стрельб до начала непосредственных занятий в тире. Углубляясь в этот вопрос, можно заметить, что наиболее часто подвержены данному фактору обучающиеся женского пола. Страх так же может подкрепляться и объективными факторами, такими как погодные условия, которые затрудняют производство выстрела на попадание у курсанта (сильный ветер, град, снегопад), только подкрепляя его страх. Контроль со стороны руководителя стрельб и преподавателя так же усиливает чув-

ство страха обучающегося, провоцирует суетливость и снижает внимание, что приводит к нежелательным последствиям.

Занятия по служебной подготовке сотрудника, в том числе - по огневой, тактической и физической, должны способствовать формированию у обучающихся таких волевых качеств личности, как смелость, решительность и уверенность.

Частой ошибкой при проведении учебных стрельб является повышенная требовательность руководителя стрельб, которая также может являться дополнительным стрессовым фактором. Вместо требовательности необходимо формировать атмосферу доверительности, объяснять последствия ошибочных действий со стороны обучающихся. Занятие, выстроенное в виде диалога, то есть постоянного взаимодействия преподавателя и обучающихся, способствует более продуктивному усвоению учебного материала, его анализу и обсуждению непонятых моментов. Такая обстановка при проведении стрельб способствует достижению психологического состояния стрелка, при котором он осознает планируемый результат, средства его достижения, потенциальные ошибки и способы их предотвращения, а руководитель стрельб осуществляет лишь опосредованный контроль его действий. Это позволяет вырабатывать у обучающегося привычку самостоятельно контролировать свои действия, доведенную до автоматизма, а также формировать продуктивное морально-психологическое состояние для выполнения стрельб.

Анализ литературы, посвященной практической и психологической подготовке к выполнению стрельб, позволяет обобщить: высокий уровень сформированной в период обучения морально-психологической устойчивости курсанта или слушателя при выполнении стрельб гарантирует в дальнейшем результативное и оправданное с точки зрения закона применение огнестрельного оружия. Безусловно, кроме психологической устойчивости в стрессовых ситуациях и готовности к применению оружия, обучающийся должен овладеть знаниями материальной части оружия, техникой безопасности, приемами и правилами стрельбы из разных видов оружия. Все это, в совокупности с высокой степенью морально-психологической подготовленности сотрудника полиции, обеспечивает более продуктивные действия, в том числе, в ходе контртеррористических операций.

Литература:

1. Давиденко А.И. Ключевые проблемы огневой подготовки // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 3(33). С. 257-259.

2. Митюрина Н.Ю. Психология в организации огневой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Митюрина, Н.В. Бобков. Саратов : Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Саратовский юридический ин-т МВД России», 2009. 49 с.

Опрос, проведенный среди слушателей и курсантов Новороссийского филиала КрУ МВД России показал, что 25 % опрошенных (опрос проводился среди 100 человек переменного состава) считает причиной неудачных стрельб факторы, независящие от стрелка - неисправность пистолета, осечки при стрельбе, плохая погода. 15 % опрошенных отметили, что нарушение правил обращения с огнестрельным оружием в тире происходит из-за собственной невнимательности и рассеянности, что выражается в нарушении алгоритма действий при осмотре оружия и при окончании стрельбы, например забывание выключения затворной задержки или неосуществления холостого выстрела после команды «Оружие осмотрено». 50 % опрошенных, которым был задан вопрос о факторах, помешавшим точному выстрелу и попаданию, обозначили причиной неудачи страх. Он выражается как страх получения неудовлетворительной оценки или как само понимание того, что в их руках находится предмет, способный лишить жизни человека. 10 % опрошенных затруднились ответить на вопрос, что именно является причиной неудовлетворительных стрельб?

Таким образом, факторы, влияющие на исход учебных стрельб, можно разделить на два блока, а именно - объективные и субъективные. К объективным, как следует из названия, можно отнести те случаи, которые не зависят от курсанта или слушателя, например погодные условия, неисправность оружия и т.п. К субъективным же относятся такие факторы, которые всецело и полностью связаны с личностью курсанта: страх, невнимательность, неудовлетворительная подготовка к практическим стрельбам.

При проведении занятий по практическим стрельбам следует отметить настоятельную необходимость соблюдения мер безопасности. Общеизвестно, что стрельба на коротких дистанциях сопровождается большим числом отлета отдельных элементов пуль от пулеулавлива-теля, что также является негативным психологическим фактором при выполнении учебных стрельб, а также может привести к травматизму. В целях безопасности учебные стрельбы желательно проводить, используя защитные элементы, поглощающие и рассеивающие энергию средств поражения (очки, бронезащита).

Literature:

1. Davidenko A.I. Key problems of fire training // Vestnik of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. № 3(33). P. 257259.

2. Michurina N.Yu. Psychology in the organization of fire training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia : textbook / N.Yu. Michurina, N.V. Bobkov. Saratov : State. educational institution of higher professional education «Saratov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia». 2009. 49 p.

3. Николаева Ю.В. Проблема психологической готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к стрельбе из пистолета // Вестник Московского университета МВД России, 2012. № 4. С. 211.

4. Таран А.Н. Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке // Общество и право. 2013. № 3(45). С. 254.

3. Nikolaeva Yu.V. The problem of psychological readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia to firing a gun // Vestnik of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2012. № 4. P. 211.

4. Taran A.N. Moral and psychological stability of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in the process of fire training // Society and law. 2013. № 3(45). P. 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.