Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ УСЛОВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ УСЛОВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состояние огневой подготовки / обращение с оружием / применение огнестрельного оружия / этапы обучения / состояние профессиональной подготовки / нормативная правовая база огневой подготовки / дистанционные образовательные технологии / state of fire training / handling of weapons / use of firearms / stages of training in fire training / state of professional training / regulatory legal framework of fire training / remote educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Семёнов, И.В. Медведев, А.С. Андрианов

Необходимость изменения системы профессионального образования детерминирована изменениями структуры Министерства внутренних дел Российской Федерации, требованиями к содержанию огневой подготовки, нормативной правовой основой её изучения, организационно-штатными изменениями: предполагается, что все это служит основой прогнозируемых положительных изменений в структуре количественных и качественных показателях применения огнестрельного оружия в практических подразделениях; усиления роли дистанционных образовательных технологий в реализации целей и задач огневой подготовки в условиях необходимости применения дистанционных образовательных технологий, вызванных пандемией коронавируса COVID-19. Целью данного исследования является анализ основных направлений огневой подготовки на соответствие требованиям практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. К задачам исследования можно отнести исследование нормативной правовой базы огневой подготовки; применение форм, методов и средств обучения в условиях пандемией коронавируса COVID-19. Повышение квалификации преподавательского состава кафедр огневой подготовки в условиях применения современных компьютерных средств и технологий, позволяющих реализовывать цели и задачи огневой подготовки, является важнейшей задачей образовательного процесса профессиональных вузов МВД России. Улучшение материально-технической базы огневой подготовки: современные стрелковые объекты, технические средства обучения, образовательные технологии, вновь принятые в органы внутренних дел виды вооружений – непременные условия реализации целей и задач огневой подготовки. Научная новизна исследования состоит в определении соответствия системы огневой подготовки требованиям условий применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Семёнов, И.В. Медведев, А.С. Андрианов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF FIRE TRAINING WITH THE USE OF FORMS AND METHODS OF TRAINING CHARACTERISTIC OF THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The need to change the system of vocational education is determined by changes in the structure of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the requirements for the content of fire training, the regulatory legal basis for its study, organizational and staff changes. It is assumed that all this serves as the basis for the predicted positive changes in the structure of quantitative and qualitative indicators of the use of firearms in practical units; as well as strengthening the role of distance education technologies in the implementation of the goals and objectives of fire training in the context of the need to use distance education technologies caused by the COVID-19 coronavirus pandemic. The purpose of this study is to analyze the main directions of fire training for compliance with the requirements of the practice of using firearms by police officers. The objectives of the study include: the study of the regulatory legal framework for fire training; the use of forms, methods and means of training in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. Advanced training of the teaching staff of the departments of fire training in conditions of the use of modern computer tools and technologies that allow to realize the goals and objectives of fire training is the most important task of the educational process of professional universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Improvement of the material and technical base of fire training: modern shooting facilities, technical means of training, educational technologies, newly adopted types of weapons in the internal affairs bodies are indispensable conditions for the implementation of the goals and objectives of fire training. The scientific novelty of the study consists in determining the compliance of the fire training system with the requirements of the conditions for the use of firearms by police officers in practice.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ УСЛОВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 351.74:351.753.3

Semenov V.V., Cand. of Sciences (Engineering), Colonel of Police, senior lecturer, Department of Fire and Technical Training, Barnaul legal institute of ММ of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: 1972sem@mail.ru

Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Colonel of Police, senior lecturer, Department of Fire and Technical Training, Barnaul legal institute of ММ of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: 1972sem@mail.ru

Andrianov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Police Lieutenant Colonel, senior teacher, Department of Fire and Technical Training, Barnaul legal institute of ММ of Russia, (Barnaul, Russia), E-mail: 1972sem@mail.ru

MODERN DIRECTIONS OF FIRE TRAINING WITH THE USE OF FORMS AND METHODS OF TRAINING CHARACTERISTIC OF THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC. The need to change the system of vocational education is determined by changes in the structure of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the requirements for the content of fire training, the regulatory legal basis for its study, organizational and staff changes. It is assumed that all this serves as the basis for the predicted positive changes in the structure of quantitative and qualitative indicators of the use of firearms in practical units; as well as strengthening the role of distance education technologies in the implementation of the goals and objectives of fire training in the context of the need to use distance education technologies caused by the COVID-19 coronavirus pandemic. The purpose of this study is to analyze the main directions of fire training for compliance with the requirements of the practice of using firearms by police officers. The objectives of the study include: the study of the regulatory legal framework for fire training; the use of forms, methods and means of training in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. Advanced training of the teaching staff of the departments of fire training in conditions of the use of modern computer tools and technologies that allow to realize the goals and objectives of fire training is the most important task of the educational process of professional universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Improvement of the material and technical base of fire training: modern shooting facilities, technical means of training, educational technologies, newly adopted types of weapons in the internal affairs bodies are indispensable conditions for the implementation of the goals and objectives of fire training. The scientific novelty of the study consists in determining the compliance of the fire training system with the requirements of the conditions for the use of firearms by police officers in practice.

Key words: state of fire training, handling of weapons, use of firearms, stages of training in fire training, state of professional training, regulatory legal framework of fire training, remote educational technologies.

В.В. Семёнов, канд. техн. наук, доц., юридический институт МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: 1972sem@mail.ru И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., юридический институт МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: 1972sem@mail.ru А.С. Андрианов, канд. пед. наук, ст. преп., юридический институт МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: 1972sem@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ УСЛОВИЙ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Необходимость изменения системы профессионального образования детерминирована изменениями структуры Министерства внутренних дел Российской Федерации, требованиями к содержанию огневой подготовки, нормативной правовой основой её изучения, организационно-штатными изменениями: предполагается, что все это служит основой прогнозируемых положительных изменений в структуре количественных и качественных показателях применения огнестрельного оружия в практических подразделениях; усиления роли дистанционных образовательных технологий в реализации целей и задач огневой подготовки в условиях необходимости применения дистанционных образовательных технологий, вызванных пандемией коронавируса COVID-19. Целью данного исследования является анализ основных направлений огневой подготовки на соответствие требованиям практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. К задачам исследования можно отнести исследование нормативной правовой базы огневой подготовки; применение форм, методов и средств обучения в условиях пандемией коронавируса COVID-19. Повышение квалификации преподавательского состава кафедр огневой подготовки в условиях применения современных компьютерных средств и технологий, позволяющих реализовывать цели и задачи огневой подготовки, является важнейшей задачей образовательного процесса профессиональных вузов МВД России. Улучшение материально-технической базы огневой подготовки: современные стрелковые объекты, технические средства обучения, образовательные технологии, вновь принятые в органы внутренних дел виды вооружений - непременные условия реализации целей и задач огневой подготовки. Научная новизна исследования состоит в определении соответствия системы огневой подготовки требованиям условий применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в практической деятельности.

Ключевые слова: состояние огневой подготовки, обращение с оружием, применение огнестрельного оружия, этапы обучения, состояние профессиональной подготовки, нормативная правовая база огневой подготовки, дистанционные образовательные технологии.

В настоящий момент профессиональное образование в МВД России продолжает находиться в стадии преобразования, в том числе и нормативная правовая база учебной дисциплины: ожидается принятие Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и других нормативных правовых документов, регулирующих организацию и проведение занятий по огневой подготовке. И, конечно же, данные обстоятельства приведут к редакции еще одного основополагающего нормативного правового документа, лежащего в основе всего профессионального образования в МВД России -Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Разделы данного документа содержат критерии оценки всех этапов профессионального обучения и образовательной дисциплины «Огневая подготовка», представленной в каждом из них в определенном объеме в соответствии с содержанием образовательного этапа. В качестве критериев в оценке огневой подготовки выступают знания теоретического раздела, навыков выполнения Нормативов и практического выполнения стрелковых упражнений для всех должностных категорий сотрудников МВД России. Дополнительно происходят изменения по линии Министерства высшего образования и науки и Министерства просвещения: принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ по огневой подготовке, новых рабочих учебных планов, рабочих программ, то есть всех основополагающих нормативных правовых документов, регулирующих содержание образовательного процесса по огневой подготовке. Такое большое количество изменений во всех направлениях, организующих и регулирующих профессиональное образование в МВД России, требует осмысления и понимания той стратегии, которая будет положена в основу планируемых изменений, а значит, организационной и содержательной сторон, находящихся в подчинении трех ми-

нистерств Российской Федерации, определяющих нормативную правовую базу огневой подготовки как образовательной дисциплины. Как уже было сказано, огневая подготовка как образовательная дисциплина входит в состав каждого этапа профессионального образования в МВД России: структура организации ведомственного вуза устроена таким образом, что каждый образовательный этап реализует определенный факультет. Так, первоначальную профессиональную подготовку осуществляет факультет профессиональной подготовки (ФПП); этап получения профессионального образования по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования реализуется факультетом подготовки сотрудников полиции и следователей и факультетом заочного факультета (ФПСПиС и ФЗО); этап дополнительного образования и переподготовки реализует факультет переподготовки и повышения квалификации (ФПиПК); этап профессиональной служебной и физической подготовки реализуется на организованных регулярных занятиях по служебной, правовой, огневой и физической подготовке. Образовательная дисциплина «Огневая подготовка» структурно состоит из трех блоков, последовательно и логично связанных между собой и позволяющих успешно решать цель огневой подготовки, касающейся формирования готовности к правомерному, эффективному и безопасному применению огнестрельного оружия в практической деятельности. Это первоначальный этап огневой подготовки, базовый этап и тактико-технический, каждый из которых является логическим продолжением сформированных компетенций на предыдущем этапе. Так, на первоначальном этапе огневой подготовки формируется так называемая базовая техника в режиме стрельбы без учета времени, которая отрабатывается до определенного автоматизма и служит основой для задач, стоящих на базовом этапе, реализующемся в режиме выполнения упражнений стрельб в условиях ограниченного времени, где присутствуют различные так-

тические элементы. Связки этих тактических элементов в различном сочетании и образуют упражнения стрельб со своими условиями, порядком выполнения и критериями оценки. Тактико-технический этап огневой подготовки представляется наиболее сложным в организационном отношении и требовательным к материально-техническому обеспечению практических занятий, основная цель которого - приблизить условия стрелковых упражнений к встречающимся в практическом применении сотрудниками ОВД.

На каждом образовательном этапе профессионального обучения огневая подготовка реализуется перечисленными факультетами ведомственной профильной образовательной организации определенным объемом учебной нагрузки со своими целями и задачами. Дополнительным объективным фактором нестабильности, влияющим на формы, методы и средства проведения занятий по огневой подготовке, явилась образовательная деятельность, осуществляемая в условиях ограничений, установленных пандемией коронавируса COVID-19, что потребовало существенного изменения порядка организации и проведения занятий по огневой подготовке в период с апреля 2020 года по настоящее время. В настоящее время возросла роль систем дистанционных образовательных технологий, используемых при изучении тем и разделов огневой подготовки: в короткий срок были актуализированы и разработаны материалы курсов для обучающихся всех факультетов института; выделены разделы по огневой подготовке для курсантов по соответствующим должностным категориям и специализированным образовательным программам COVID-19, предусматривающим только заочное обучение; для проведения лекционных и практических занятий активно используется платформа Big Blue Button. Вместе с тем возникли концептуальные проблемы в образовательном процессе, которые вызваны невозможностью формирования техники стрельбы при бесконтактной форме проведения практических занятий по огневой подготовке, что является объективной причиной, разрешить которую невозможно, демонстрируя учебный видеофильм или мультимедийную презентацию. Поскольку умения и навыки практического обращения с конкретными образцами вооружения могут быть наработаны только в процессе систематического, планомерного, постоянного контакта с ними при выполнении различных нормативов, подготовительных, учебных или контрольных упражнений стрельб из видов, состоящих на вооружении органов внутренних дел, вопросы непосредственного контакта с оружием при использовании дистанционного проведения занятий остаются нерешенными. В то же время многие темы огневой подготовки могут быть изучены с применением систем дистанционных образовательных технологий, контроль которых также осуществляется с их применением и позволяет охватить всех обучающихся, а не только тех, кого преподаватель успевал опросить в ходе контактного занятия. Поэтому применение таких технологий сопровождается как положительным опытом, так и имеющим достаточно серьезные проблемы с реализацией практического обучения, позволяющего решать образовательные цели и задачи огневой подготовки. Данное противоречие в настоящий момент неразрешимо, поэтому в образовательном процессе огневой подготовки компромисса между целями и задачами практического обучения и требованиями соблюдения антиковидных мер путем проведения занятий в дистанционном режиме нет Практика проведения практических занятий с ушедшими на карантин учебными группами образовательной организации БЮИ МВД России обстоит таким образом, что этот перерыв в контактных занятиях используется с целью улучшения качества знаний обучающихся путем использования всего объема систем дистанционных образовательных технологий, имеющихся в распоряжении кафедры огневой и технической подготовки, в том числе для текущего контроля знаний.

В огневой подготовке существуют три критерия, отражающих уровень сформированности профессиональных компетенций: теоретического раздела, практического выполнения нормативов с оружием, выполнения упражнений стрельб из боевого стрелкового оружия. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии с успехом могут применяться при изучении теоретического раздела огневой подготовки (о чем уже было сказано), а также являться средством текущего и промежуточного контроля знаний теоретического раздела огневой подготовки. В отношении критериев оценки практических умений и навыков обращения с огнестрельным оружием, необходимых сотруднику полиции в целях эффективной реализации профессиональных компетенций, обеспечивающих применение законных мер принуждения, как то физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, сложившееся положение можно охарактеризовать как их упрощение и снижение уровня требований и критериев оценки сформированных профессиональных компетенций. Иначе говоря, требования к сформированности двигательной модели, необходимой для правомерного, эффективного и безопасного применения огнестрельного оружия сотрудником МВД, можно оценить как соответствующие базовому уровню огневой подготовки. Как следствие сложившегося положения, в действующем Наставлении нашел свое отражение только способ прицельного ведения огня, тем более что в предыдущих подобных нормативных правовых документах способ неприцельной стрельбы предлагался в качестве стандартных условий стрелковых упражнений, предназначенных для тактико-технического этапа огневой подготовки. В ходе практической деятельности возникают ситуации, требующие незамедлительного применения огнестрельного оружия, при этом определенный ФЗ «О полиции» порядок действия может быть изменен, о чем определенно сказано в п. 2 ст. 19, где отражено, что сотруднику полиции дается право не преду-

преждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в его использовании создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия. Исходя из статистики применения огнестрельного оружия сотрудниками практических подразделений полиции, до 60% случаев это происходит на расстоянии до 5 м, что само по себе уже может предполагать ведение неприцельной стрельбы при условии соблюдения требований ФЗ «О полиции». Отказ от подготовки в данном направлении сотрудников полиции означает не только техническую неготовность сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия в ситуациях, требующих незамедлительных действий в складывающейся обстановке, но и неготовность психологического плана, связанную с умением контролировать свое внутреннее состояние, позволяющее реализовать физическую двигательную активность. Иначе говоря, отказ от обучения данному способу ведения огня не позволяет сформировать готовность в критической ситуации к действиям, требующим мгновенной реакции сотрудника, вооруженного огнестрельным оружием, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. Кроме того, если характеризовать вышеуказанные условия применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, то следует отметить, что образовательные организации МВД России вправе самостоятельно разрабатывать в случае необходимости подобные упражнения, однако порядок, условия и критерии оценки их выполнения требуют оформления локальных нормативных правовых актов, что сопряжено с необходимостью дополнительного документального оформления, согласования и утверждения и является дополнительным сдерживающим фактором формирования необходимых профессиональных компетенций. Представляется очевидным, что преподаватели огневой подготовки, понимая необходимость устранения перечисленных выше недостатков образовательного процесса, должны иметь больше возможностей для внедрения в учебный процесс огневой подготовки, разработанные ими упражнения стрельб, компенсирующие эти недостатки и способствующие формированию необходимых профессиональных качеств сотрудников полиции в их практической деятельности. И, конечно, необходимые изменения должны найти свое отражение во вновь принимаемой нормативной правовой базе, которая будет утверждена в ближайшее время. В нашем распоряжении находится Проект будущего Наставления, с начала 2021 г это уже четвертый вариант: внимательное изучение Проекта показывает, что пункт, затрагивающий возможность преподавателю вносить в образовательный процесс самостоятельно разработанные упражнения стрельб, остался неизменным и сопряжен с вышеперечисленными бюрократическими издержками. Это означает, что и реализация планируемых изменений будет оставаться предметом личной ответственности преподавателей, уровень которой и так несравнимо высокий среди всех учебных дисциплин профессионального образовательного процесса сотрудников ОВД. Анализ структуры и содержания данного Проекта выявил, что формы огневой подготовки, как и в предыдущих Наставлениях, остались неизменными и представлены подготовительными, учебными и контрольными упражнениями стрельб (гранатометания). Однако если ранее они сопровождали разучивание любого стрелкового упражнения, то в предполагаемом документе предназначены для обеспечения первоначального этапа огневой подготовки и привязаны к реализации целей и задач, обеспечивающих формирование первоначальных умений и навыков стрельбы, последовательное обучение стрельбе различными способами и из различных положений, а также овладение навыками стрельбы из нового вида оружия в период переподготовки личного состава. Учебные упражнения стрельб подразделяются на упражнения для базовой подготовки, для усиленной подготовки, для специальной подготовки сотрудников и предназначены для поддержания и совершенствования умений и навыков стрельбы, обучения самостоятельному ведению огня в условиях, приближенных к реальной обстановке, моделирующих служебную деятельность и обстоятельства пресечения правонарушений с помощью оружия. Упражнения стрельб для базовой и усиленной подготовки призваны обеспечить базовый этап огневой подготовки (о содержании которого уже было сказано выше); в ходе специальной подготовки сотрудников (сотрудников подразделений специального назначения) стрелковые упражнения позволяют поддерживать и совершенствовать умения и навыки стрельбы, обучение самостоятельному ведению огня в условиях, приближенных к реальной обстановке, обеспечивающих тактико-технический этап огневой подготовки. Упражнения стрельб для базовой подготовки предназначены для всех сотрудников; упражнения стрельб для усиленной подготовки определены для сотрудников полиции, которые непосредственно несут службу с оружием, а также сотрудников, направляемых для несения службы в регионы со сложной оперативной обстановкой; упражнения стрельб для специальной подготовки предназначены для сотрудников отделов (отделений, групп) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, и сотрудников, проходящих службу в подразделениях специального назначения. Таким образом, в систему огневой подготовки возвращаются упражнения стрельб, необходимые для обучения и совершенствования полученных компетенций сотрудниками подразделений специального назначения. И здесь опять можно констатировать противоречия между сложившимся упрощением целей и задач огневой подготовки и более сложными в реализации компетенциями, на достижение которых и направлен проект Наставления. Положительной составляющей данного документа можно считать большое количество стрелковых упражнений для базовой и усиленной подготовки сотрудников полиции, позволяющих

формировать в обязательном порядке умения и навыки выполнения различных тактических элементов прицельной стрельбы: после передвижения с коротких остановок, после физической нагрузки, со сменой положений для стрельбы, из-за укрытия, по движущемуся транспортному средству, со сменой магазина, с переносом огня по фронту и вглубь мишенной обстановки, в движении. Подводя итог сказанному, отметим следующее: фактически признается, что качество формирования необходимых профессиональных компетенций на базовом этапе огневой подготовки является важнейшей задачей и позволяет создавать активную вариативную двигательную базу, необходимую на тактико-техническом этапе. Именно отсутствие широкого спектра тактических элементов и их связок в действующем Наставлении не позволяло переходить к тактико-техническому этапу огневой подготовки, на котором создаются условия, приближенные к реальной обстановке, моделирующей служебную деятельность и обстоятельства пресечения правонарушений с помощью оружия. Из чего можно сделать вывод о наличии положительных изменений в проекте Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с делегированием большого количества полномочий, связанных с применением огнестрельного оружия сотрудниками полиции, несомненным является снижение вероятности его применения в ближайшей перспективе - из подчинения МВД России выведены наиболее боеспособные подразделения внутренних войск и специального назначения, которые сформировали основу новой силовой структуры - войск национальной гвардии Российской Федерации, деятельность которой и связана непосредственно с силовым пресечением преступлений посредством огнестрельного оружия. В то же время право применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД России, осуществляющими охрану общественного порядка и общественной безопасности, осталось. В этой связи наблюдаемую тенденцию к пересмотру нормативной правовой базы, связанной с указанными обстоятельствами, можно рассматривать как логическое продолжение реорганизации МВД России с необходимостью приведения в соответствие с существующими целями и задачами.

Действующее Наставление по организации огневой подготовки в ОВД Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России № 880 от 23.11.2017, не содержит в себе всей необходимой информации для организации и проведения занятий по огневой подготовке: критерии оценки Нормативов упражнений с оружием и стрельбами содержатся в Положении по организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 275 от 05.05.2018. Поэтому изменение Наставления

Библиографический список

неминуемо приведет к необходимости создания нового Положения по организации подготовки кадров, которое, в свою очередь, является основой всей системы профессионального обучения в МВД России. Как следствие, вместе с подготовкой проекта Наставления необходимо разрабатывать и проект нового Положения по организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД Российской Федерации, в котором отражены все критерии оценки профессиональной подготовки на всех образовательных уровнях системы профильного образования, в том числе огневой подготовки. В настоящий момент проекта Положения по организации подготовки кадров, к сожалению, нет, и его создание будет сопряжено с тем, что до этого момента пройдет немало времени, в течение которого принятое в ближайшее время Наставление не будет действовать в полной мере в силу указанных обстоятельств.

Решение задач, поставленных в исследовании, позволяет говорить о том, что существующая система огневой подготовки непосредственно связана с нормативной правовой основой, удовлетворяющей требованиям всех министерств, в ведении которых находится профессиональное образование МВД России. Ситуация, когда изменения, регламентирующие только некоторую часть деятельности профильного образования, требующие модификации нормативной правовой основы, подведомственной другим министерствам, могут продолжаться без конца, неприемлема. Такое положение не позволяет отследить качество ранее принятых решений и их влияние на конечный результат - пропадает возможность влиять на улучшение образовательного процесса. Поэтому, на наш взгляд, есть острая необходимость приведения в соответствие друг другу всей совокупности нормативной правовой базы огневой подготовки с целью дальнейшего определения её влияния на конечный результат образовательного процесса - формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям условий практического применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Невозможность преподавательского состава образовательной организации оперативно повлиять на приведение этой взаимосвязи в требуемое соответствие усугубляет негативные тенденции образовательного процесса. Ситуация, складывающаяся в системе огневой подготовки, является логическим продолжением вышеуказанной проблемы нормативной правовой основы: практические упражнения стрельб, формирующие техническую готовность к применению огнестрельного оружия сотрудниками полиции, должны соответствовать условиям практических ситуаций, являющихся сутью тактико-технического этапа огневой подготовки. Анализ статистики применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД позволит это соответствие установить или потребует коррекции обучения.

1. Семёнов В.В., Медведев М.В. Некоторые вопросы обучения курсантов и слушателей по огневой подготовке в Барнаульском юридическом институте МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2020: 196 - 198.

2. Семёнов В.В., Медведев М.В., Андрианов А.С. Основные направления совершенствования системы огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе. Вестник Барнаульского юридического института. 2020; № 2 (39): 256 - 257.

3. Семёнов В.В., Медведев М.В. Методологические основы обучения огневой подготовки. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2019: 153 - 154.

4. Семёнов В.В., Медведев М.В., Андрианов А.С. Анализ изменений нормативной базы и направления развития огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2017: 167 - 169.

5. Медведев М.В., Семёнов В.В. Моделирование экстремальных условий в образовательном процессе по огневой подготовке. Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института. 2020; № 36: 34 - 37.

References

1. Semenov V.V., Medvedev M.V. Nekotorye voprosy obucheniya kursantov i slushatelej po ognevoj podgotovke v Barnaul'skom yuridicheskom institute MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2020: 196 - 198.

2. Semenov V.V., Medvedev M.V., Andrianov A.S. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya sistemy ognevoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii na sovremennom 'etape. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta. 2020; № 2 (39): 256 - 257.

3. Semenov V.V., Medvedev M.V. Metodologicheskie osnovy obucheniya ognevoj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2019: 153 - 154.

4. Semenov V.V., Medvedev M.V., Andrianov A.S. Analiz izmenenij normativnoj bazy i napravleniya razvitiya ognevoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2017: 167 - 169.

5. Medvedev M.V., Semenov V.V. Modelirovanie 'ekstremal'nyh uslovij v obrazovatel'nom processe po ognevoj podgotovke. Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta. 2020; № 36: 34 - 37.

Статья поступила в редакцию 11.10.21

УДК 372.882

Semenova Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: 5ok@bk.ru

Nemaltseva K.V., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: culolokn@gmail.com

WORKING WITH FAN FICTION TEXTS DURING THE COURSE OF LITERATURE STUDY IN SENIOR HIGH SCHOOL. The article is focused on teaching literature in senior high school and deals with the problem of using texts which are of reading interest among students. Nowadays modern children choose to read mass literature texts which are not accepted by teachers and parents. Such reading conflict leads to students repulsing the literary works suggested by teachers and parents. Students deliberately refer to fan fiction as a bright mass culture phenomenon. The necessity to inspire a renewed students' interest in classical literature and to increase learning motivation in Literature as a school subject has become the basis for creating teaching techniques to bring fan fiction near to Russian classical literature. The choice of productive techniques is premised on developing aesthetic sense of young generation which is the main principle of literary education. In this

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.