Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абидов Руслан Ризуанович

В статье рассматриваются правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции. Отмечается, что готовность на высоком уровне выполнить оперативно-служебные и служебнобоевые задачи в экстремальных и чрезвычайных условиях является основной задачей сотрудника полиции. Неправильное применение оружия может привести к потерям как среди сотрудников, так и мирных граждан. Указывается, что содержание огневой подготовки регламентировано директивами МВД России, которые содержат требования и нормативы по владению оружием, а также производству выстрелов из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абидов Руслан Ризуанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR ORGANIZING FIREPOWER TRAINING FOR POLICE OFFICERS

The article discusses the legal basis for organizing firepower training for police officers. It is noted that readiness at a high level to perform operational and service and service-combat tasks in extreme and emergency conditions is the main task of a police officer. The misuse of weapons can lead to casualties among both employees and civilians. It is indicated that the content of fire training is regulated by the directives of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which contain requirements and standards for the possession of a weapon, as well as the production of shots from it.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_1_88 УДК 340:35.08

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Абидов Руслан Ризуанович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье рассматриваются правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции. Отмечается, что готовность на высоком уровне выполнить оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в экстремальных и чрезвычайных условиях является основной задачей сотрудника полиции. Неправильное применение оружия может привести к потерям как среди сотрудников, так и мирных граждан. Указывается, что содержание огневой подготовки регламентировано директивами МВД России, которые содержат требования и нормативы по владению оружием, а также производству выстрелов из него.

Ключевые слова: сотрудники полиции; огневая подготовка; обучение применению оружия; нормативно-правовая регламентация.

UDC 340:35.08

LEGAL FRAMEWORK FOR ORGANIZING FIREPOWER TRAINING

FOR POLICE OFFICERS

Abidov Ruslan Rizaunovich,

Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article discusses the legal basis for organizing firepower training for police officers. It is noted that readiness at a high level to perform operational and service and service-combat tasks in extreme and emergency conditions is the main task of a police officer. The misuse of weapons can lead to casualties among both employees and civilians. It is indicated that the content of fire training is regulated by the directives of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which contain requirements and standards for the possession of a weapon, as well as the production of shots from it.

Keywords: police officers; fire training; training in the use of weapons; legal regulation.

Готовность на высоком уровне выполнить оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в экстремальных и чрезвычайных условиях является основной задачей сотрудника полиции. Данное обстоятельство определяет значимость огневой подготовки, которая выступает составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Как известно, любой исход операции по пресечению противоправных действий зависит от умения сотрудника пользоваться

табельным оружием в сложной быстроменяющейся обстановке.

Чтобы обучится навыкам хорошей и результативной стрельбы, необходима постоянная тренировка, которая осуществляется сотрудниками полиции на занятиях по огневой подготовке в рамках первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в образовательных организациях МВД России.

Основная проблема при подготовке стрелков в образовательных организациях МВД

России состоит в достижении такого уровня подготовленности, который позволит им эффективно выполнять боевые задачи профессиональной деятельности. Целью учебно-тренировочного процесса в данном случае выступает достижение высокого уровня подготовленности на основе применения достижений передовых знаний в области науки и практики, направленных на совершенствование средств и методов обучения.

Неэффективное, неправильное либо неумелое применение оружия может привести к потерям среди как сотрудников, так и мирных граждан, которые могут случайно оказаться на месте стрельбы [5; 8]. Отсюда правомерность применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции строго регламентируется Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», в котором устанавливается право сотрудника на применение оружия и обязанность проходить подготовку к его применению. Соответственно, содержание подготовки также регламентировано директивами МВД России.

В соответствии с Приказом МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» огневая подготовка реализуется посредством организации теоретического и практического обучения. Теоретический раздел подготовки включает изучение тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, правовые аспекты применения оружия, обеспечение личной и коллективной безопасности при применении оружия и т. п. На практических занятиях отрабатываются умения и навыки стрельбы, а также соблюдение мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. А уже непосредственное прохождение огневой подготовки в территориальных органах внутренних дел регламентируется локальными нормативными актами, ежегодно издаваемыми начальниками указанных органов [1; 5].

Таким образом, нормативно-правовые акты МВД России устанавливают функции огневой подготовки слушателей - формирование кадров для органов внутренних дел, физически развитых и обладающих достаточным уровнем здоровья, а также необходимым арсеналом специальных знаний, прикладных умений и навыков применения стрелкового оружия.

Процесс подготовки стрелков направлен на решение следующих задач:

- развитие профессионально значимых качеств для успешного выполнения служебных и боевых задач (сила, быстрота, ловкость и выносливость);

- овладение необходимыми двигательными навыками, обеспечивающими эффективное и, что немаловажно, правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях несения службы;

- формирование устойчивости психики и эмоционально-волевой стабильности в противостоянии с правонарушителем;

- обеспечение высокого уровня работоспособности в процессе профессионально-служебной деятельности [3; 8].

Достижению указанного в особой степени способствует самостоятельная подготовка, самообразование, самообучение, основу которых составляет концепция «собственных сил человека», то есть сотрудники полиции развивают у себя стремление ощутить собственные возможности, чтобы распорядиться ими в соответствии со своими намерениями, вследствие чего формируется потребность в направлении усилий на развитие себя [9; 10]. Отсюда на учебно-тренировочных занятиях, используя комплексный подход к формированию профессионально значимых качеств у сотрудников полиции, целесообразно принять на вооружение педагогические и организационные меры, направленные на популяризацию достижения самосовершенствования и самоподготовки.

Относительно специфики проведения огневой подготовки следует отметить ее регламентацию Приказом МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Наставление содержит требования и нормативы по владению оружием, а также производству выстрелов из него.

Применительно к содержательному аспекту подготовки стрелков следует подразумевать конкретный учебный программный материал, который используется сотрудниками полиции для успешного решения учебно-служебных заданий. Касательно структурной составляющей обучения отметим ее нацеленность на организацию планирования

учебно-тренировочного процесса слушателей, а рабочие программы и учебно-методические материалы по подготовке стрелков в полном объеме содержат материалы, связанные с технологией обучения, которые повышают эффективность учебно-тренировочного процесса [2; 8].

Важное значение при обучении технике стрельбы имеют первоначальные навыки стрельбы, а также правильное использование оружия в самых разнообразных условиях. Вместе с тем процесс обучения должен быть направлен на постоянное совершенствование форм и методов, качества стрельбы.

Главная проблема, с которой сталкиваются начинающие стрелки, это слепое следование инструкциям, то есть отсутствие самостоятельности. Основная цель учебно-тренировочных занятий с сотрудниками полиции заключается в том, чтобы воспитать у них смелость, решительность, инициативу и находчивость при формировании техники стрельбы.

Таким образом, можно резюмировать, что в стрельбе сотрудники полиции подвергаются большим физическим и психическим нагрузкам. Для того чтобы поднять и удерживать оружие в позе изготовки, от полицейских тре -буется высокий уровень силовой выносливости и выносливости к статическим усилиям, хотя на первый взгляд может показаться, что указанные качества непосредственного отношения к стрельбе не имеют. На самом деле это не так. Тренировочный процесс, направленный на развитие выносливости, способствует образованию условных рефлексов, которые улучшают регуляцию работу мышц, кровообращение, дыхание, обмен веществ, теплорегуляцию, то есть все то, что определяет состояние здоровья слушателей в контексте их функциональной, физической и психологической подготовленности. Вместе с тем именно благодаря высокому уровню выносливости организм тренирующихся приобретает способность противостоять утомлению и быстро восстанавливаться. Стало быть, выносливость является одним из главных профессионально важных качеств стрелка, в деятельности которого присутствуют все известные виды утомления: умственное, сенсорное, эмоциональной и физическое [3; 8]. Так, для развития вынос-

ливости на учебно-тренировочных занятиях слушателями выполняются длительные и однообразные упражнения, развертывающие в организме окислительные процессы. Выполнять эти упражнения необходимо вопреки наступившему утомлению, то есть через силу. Под влиянием таких тренировок формируются волевые качества.

На первоначальном этапе формирования техники стрельбы у сотрудников полиции развиваются специальные стрелковые качества путем систематического выполнения стрелковых двигательных действий, которые формируют необходимые физические качества и свойства личности. Стрелковые упражнения состоят из двигательных действий, направленных на решение задач огневой подготовки в контексте формирования техники стрельбы. Основным методическим направлением процесса обучения выступает строгая регламентация тренировки, основная направленность которой состоит в выполнении упражнений в определенно заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой [4; 7].

Таким образом, стрельба и стрелковая тренировка требуют от сотрудников полиции высочайшей концентрации сил в контексте достижения внутренней концентрации и противостояния внешним факторам. Известно также, что при выполнении стрельбы организм стреляющего подвергается значительной по величине физической нагрузке. Это вызвано однообразными статическими усилиями, которыми провоцируется нарушение кровообращения. Поза, в которой работают стрелки, неминуемо приводит к ухудшению осанки, развитию сутулости и искривлению позвоночника. Поэтому для повышения эффективности адаптации к высоким нагрузкам на мышечную и нервную системы во время тренировок целесообразно повышать уровень физической подготовленности слушателей [6; 9].

В заключение отметим, что успешность стрелковой деятельности зависит от физической подготовленности, которая выступает одним из ключевых фактором, обусловливающих эффективную технику стрельбы. Наряду с этим, если сотрудники полиции будут демонстрировать незнание или недостаточное владение оружием, то это может привести к печальным последствиям из-за

неэффективных действий с оружием вплоть до ранений и гибели как самих сотрудников, так и мирных граждан.

Проведенный нами анализ действующих

нормативно-правовых актов и директив свидетельствует об их достаточности для организации и проведения учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке.

Список литературы_

1. Анпилогова, А. В. Особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел / А. В. Анпилого-ва, А. А. Анциферова, В. К. Тарыкин // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы : сборник научных статей в рамках проведенного симпозиума с международным участием / Редколлегия: А. А. Горохов (отв. ред.). - Курск, 2021. - С. 23-28.

2. Гедгафов, М. М. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков / М. М. Гедгафов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 148-150.

3. Иванов, В. Е. Актуальные проблемы обеспечения огневой подготовки как составной части профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / В. Е. Иванов, Е. В. Кузнецова, К. А. Яблонский // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. - № 1. - С. 79-83.

4. Савилов, Р. А. Особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы : сборник научных статей студентов / Р. А. Савилов / Юго-Западный государственный университет, Союз криминалистов и криминологов, МГЮА имени О.Е. Кута-фина. 2018. - С. 282-286.

5. Таков, А. З. Проблемы использования компетенций в обучении слушателей образовательных организаций МВД России на занятиях по огневой подготовке / А. З. Таков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 212-214.

6. Таков, А. З. Применение современных технологий в обучении стрельбе из боевого оружия / А. З. Таков, М. К. Курманова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 11-2. - С. 412-416.

7. Таков, А. З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А. З. Таков // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1-1. - С. 169-175.

8. Токарев, Е. А. Актуальные проблемы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия / Е. А. Токарев, В. В. Дятлова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 12-2 (35). - С. 71-75.

9. Черкесов, А. Ю. Педагогические условия совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции / А. Ю. Черкесов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 227-229.

10. Шишалов, А. О. Правовые основы организации огневой и физической подготовки сотрудников территори -альных органов МВД России / А. О. Шишалов, М. М. Старосельцева // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2020. - № 1. - С. 51-55.

References_

1. Anpilogova A.V., Anciferova A.A., Tary'kin V.K. Osobennosti ognevoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del. Ugolovnoe pravo v e'volyucioni-ruyushhem obshhestve: problemy' i perspektivy' : sbornik nauchnyx statej v ramkax provedennogo simpoziuma s mezhdunarodny'm uchastiem /Redkollegiya: A.A. Goroxov (otv. red.). Kursk, 2021. S. 23-28.

2. Gedgafov M.M. Primenenie sovremenny'x texnologij obucheniya pri podgotovke strelkov. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2021. № 1. S. 148-150.

3. Ivanov V.E., Kuzneczova E.V., Yablonskij K.A. Aktual'ny'e problemy' obespecheniya ognevoj podgotovki kak sostavnoj chasti professional'noj sluzhebnoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii. Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2019. № 1. S. 79-83.

4. Savilov R.A. Osobennosti ognevoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del. Ugolovnoe pravo v e'volyucioniruyushhem obshhestve: problemy' i perspektivy' : sbornik nauchny'x statej studentov / Yugo-Zapadny'j gosudarstvenny'j universitet, Soyuz kriminalistov i kriminologov, MGYuA imeni O.E. Kutafina. 2018. S. 282-286.

5. Takov A.Z. Problemy' ispol'zovaniya kompetencij v obuchenii slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii na zanyatiyax po ognevoj podgotovke. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2021. № 1. S. 212-214.

6. Takov A.Z., Kurmanova M.K. Primenenie sovremenny'x texnologij v obuchenii strel'be iz boevogo oruzhiya. Sovremenny'e naukoemkie texnologii. 2020. № 11-2. S. 412-416.

7. Takov A.Z. Psixologo-pedagogicheskie aspekty' sovershenstvovaniya ognevoj podgotovki slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Pedagogicheskijzhurnal. 2020. T. 10. № 1-1. S. 169-175.

8. Tokarev E.A., Dyatlova V.V. Aktual'ny'e problemy' primeneniya sotrudnikami policii ognestrel'nogo oruzhiya. Nauchno-prakticheskie issledovaniya. 2020. № 12-2 (35). S. 71-75.

9. Cherkesov A.Yu. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya ognevoj podgotovki sotrudnikov policii. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2021. № 1. S. 227-229.

10. Shishalov A.O., Starosel'ceva M.M. Pravovy'e osnovy' organizacii ogne-voj i fizicheskoj podgotovki sotrudnikov territorial'ny'x organov MVD Rossii. Problemy' pravooxranitel'noj deyatel'nosti. 2020. № 1. S. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.