УДК 75.723
РОЛЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТА ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
THE ROLE OF A GENERAL PHYSICAL TRAINING OF THE STUDENT IN THE DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «FIRE TRAINING»
Токарев Евгений Александрович
преподаватель кафедра огневой подготовки Уральский юридический институт МВД России
г. Екатеринбург, Россия Tokarev Evgeny Aleksandrovich
lecturer
department of fire training Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Yekaterinburg, Russia
Гаус Виктория Сергеевна
курсант
факультет подготовки сотрудников полиции Уральский юридический институт МВД России
г. Екатеринбург, Россия Gaus Victoria Sergeevna cadet
faculty of police training Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Yekaterinburg, Russia
Аннотация. Статья посвящена важности физической подготовленности сотрудника полиции и взаимосвязи уровня физической и огневой подготовки, а также организации занятии по огневой подготовке с обучающимися высших учебных заведений системы МВД России.
Abstract. The article is devoted to the importance of physical fitness of a police officer and the relationship between the level of physical and fire training, as well as the organization of fire training classes with students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Ключевые слова: физическая подготовка, огневая подготовка, обучение, стрельба, стрелок, мышцы, упражнения.
Keywords: physical training, fire training, training, shooting, shooter, muscles, exercises.
В нынешних условиях несения службы повсеместно предъявляются особые требования к уровню профессиональной и служебной подготовки сотрудников полиции. Должному качеству профессионально-служебной подготовки сотрудников полиции предшествует длительное обучение в ВУЗах системы МВД России, где с самого начала обучения у курсантов формируют специальные навыки и умения, необ-
ходимые для дальнейшего похождения службы.
Обучение курсантов начинается с усвоения базовых основ общей физической подготовки, которая в дальнейшем подкрепляется обучением другим специальным дисциплинам. Общая физическая подготовка направлена на формирование и развитие у курсанта качеств, необходимых для более успешного прохождения службы. На всем протяжении обучения молодые сотрудники полиции непрерывно занимаются физической подготовкой, которая со временем дает определенные результаты и совершенствует не только тело, но и силу духа курсанта.
Физическая подготовленность - результат целенаправленной физической подготовки, выраженный в формировании физических качеств на протяжении длительного периода. Данный процесс должен быть непрерывен, значит и совершенствовать физические качества нужно в течении всего срока службы.
Физическая подготовка, также как и огневая - составляющие профессиональной подготовки молодого специалиста, которая необходима каждому для дальнейшего несения службы и выполнения оперативно-служебных задач.
В процессе физической подготовки формируются важные качества:
• выносливость;
• сила;
• ловкость;
• быстрота.
Указанные качества формируются непосредственно при регулярном и систематическом посещении занятий по физической подготовке. Несомненно, данные качества играют весьма важную роль при освоении дисциплины огневая подго-товка.
При этом между данными понятиями «физическая» и «огневая» подготовка можно провести параллель, ведь от наличия у сотрудника физических качеств, упомянутых выше, зависит уровень его умений и навыков овладения оружием и основными учебными аспектами огневой подготовки.
Общая физическая подготовка (далее - ОФП) в огневой подготовке - это непрерывный динамический процесс, направленный на формирование определенного уровня функциональной готовности организма, позволяющий справляться с тренировочным стрессом, нервным напряжением и планомерно повышать уровень стрелковой подготовленности [1].
Стоит отметить значимость физической подготовки при возникновении сложных психологических моментов в процессе обучения и стрессовых ситуаций в служебное время, где применение огнестрельного оружия сотрудниками является необходимым.
Курсанты в процессе обучения огневой подготовке и выполнении ряда упражнений часто сталкиваются со стрессом. Необходимый уровень физической подготовленности курсанта играет немалую роль для подавления стрессовых ситуаций или умения наиболее спокойно переносить ситуационную тревожность.
В 90% случаев применению огнестрельного оружия в процессе выполнения оперативно-служебных задач предшествовали попытки силового задержания либо длительного преследования преступников, что напрямую зависит от качества физической подготовки сотрудника и базового знания болевых приемов борьбы, осу-
ществляемых в процессе силового задержания. Оружие в этих случаях применялось на фоне экстремальной физической нагрузки и сильнейшего нервного напряжения. Хорошо подготовленные в физическом плане сотрудники успешнее справлялись с такими ситуациями и последствиями этих нагрузок [2].
Роль ОФП в освоении огневой подготовки заключается в формировании базовых физических качеств у молодого сотрудника, необходимых для результативной стрельбы и дальнейшего ее совершенствования в различных условиях.
Для более успешного освоения данной дисциплины необходимо систематически развивать базовые физические качества и навыки сотрудника. Поэтому на занятиях по огневой подготовке рекомендуется дополнительно включать упражнения для развития основных физических качеств.
Что способствует развитию такого физического качества как сила? Физическая сила - развиваемая физическая способность лица с помощью мышечных усилий преодолевать внешнее сопротивление. Существует ряд основных упражнений, используемых в процессе физической подготовки для развития силовых качеств: отжимания, жим лежа, приседания со штангой, тяга штанги, подтягивания, становая тяга и другие. Касаемо внедрения физических упражнений в процесс обучения стрелковому делу - подойдут многократные поднимания, «выносы» и удержание оружия в течение определенного периода времени.
Для чего в процессе обучения владения оружием необходима выносливость? Выносливость - способность человеческого организма на протяжении длительного периода выполнять однообразного характера упражнения без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение без желания остановиться. Развитие выносливости на занятиях по физической подготовке можно достичь путем выполнения следующих упражнений: бег на длительную дистанцию, прыжки на скакалке, плавание на большие расстояния и другие циклические упражнения в длительный промежуток времени. Применительно к учебному про-цессу по огневой подготовке выносливость способствует организму стрелка сопротивляться утомлению во время продолжительных тренировок.
Быстрота и ловкость - необходимые навыки, которыми должен обладать курсант для изучения учебной программы с применением огнестрельного оружия. Эти качества являются фундаментальными, так как для того, чтобы пользоваться оружием курсант должен обладать быстротой реакции. Быстрота - это способность человека совершать определенные двигательные действия в минимальный для заданных условий отрезок времени. Все контрольные и учебные упражнения основаны на быстроте: быстрая изготовка к стрельбе, быстрое извлечение оружия из кобуры, как можно быстрое производство прицельного выстрела и др. Развитие быстроты осуществляется на занятиях по физической подготовке при выполнении следующих упражнений: выполнение фиксированных серий ударов, бег с максимальной скоростью на 30 - 60 м, ритмичные подскоки со скакалкой, бег на 100 м с макимальной скоростью, передвижение в нестандартных положениях с максимальной скоростью и другие упражнения [5].
На занятиях по огневой подготовке для развития данного качества необходимо
постоянно проводить тренировочные упражнения по извлечению пистолета из кобуры и изготовки положения для стрельбы. Неоднократное повторение данного упражнения закрепляет навык быстрого извлечения оружия и изготовки к стрельбе из различных положений. Также эффективным упражнением будет передвижение с оружием, со сменой различных стрелковых позиций.
Для производства точного и эффективного выстрела курсант должен облагать ловкостью. Ловкость - способность рационально и точно справиться с любой возникшей двигательной задачей и координировать движения в условиях быстрого изменения обстановки. Данное качество предполагает адекватное и точное владение оружием в различных положениях и условиях стрельбы: точного перемещения оружия и удержания его в районе прицеливания [3].
Ловкость особенно необходима при стрельбе со сменой положений (стоя, с колена или лежа). При хорошо развитой ловкости курсант быстро и наиболее рационально сможет выполнить заданное упражнение: ловко поменять положение для стрельбы, переместить оружие и взгляд, затрачивая при этом малый промежуток времени. Ловкость делает стрельбу эффективной, так как она способствует точному выстрелу и при выполнении ряда упражнений в дальнейшем улучшает конечный результат стрельбы. На занятиях по физической подготовке ловкость развивается посредством челночного бега и ряда других упражнений, в том числе подвижных и командных игр.
Для повышения уровня умений и навыков овладения оружием курсантами при изучении дисциплины огневая подготовка необходимо:
1. Сочетать физическую нагрузку со стрелковыми упражнениями по огневой под-готовке.
2. На учебных занятиях, непосредственно перед стрелковым упражнением, использовать физические упражнения общей направленности, входящие в разминку стрелка.
3. На учебных занятиях по физической подготовке воспитывать специальные физические качества стрелка: быстроту и ловкость движений рук, координационную устойчивость, специальную статическую устойчивость [4].
В заключении следует еще раз отметить особую роль общей физической подготовки в формировании необходимых навыков, которые понадобятся при освоении других специальных дисциплин, таких, к примеру, как огневая подготовка. При систематическом выполнении ряда упражнений для развития силы, выносливости, быстроты и ловкости курсанту будет проще удаваться выполнять учебный план по огневой подготовке и в результате по выпуску из образовательной организации будет подготовлен молодой специалист, который обладает необходимыми навы-ками для дальнейшего несения службы.
Литература
1. Андрианов А. С. О профессиональной подготовке сотрудников органов внутрен-них дел Российской Федерации // Евразийское научное объединение. 2016. № 4 (16). С. 126128.
2. Медведев И. В., Андрианов А. С. Общая физическая подготовка в учебном
процессе по огневой подготовке слушателей образовательных организаций системы МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 2 (33). С. 199-201.
3. Алдошин А. В., Еремин Р. В. Особенности применения подвижных игр в различ-ных видах спорта // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 13-18.
4. Синянский В. А., Афиногенов Т. П. Особенности влияния физической культуры на огневую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел, ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 207210.
5. Я выживаю везде! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkola-v.blogspot.com/2016/02/blog-post_2.html (дата обращения 04.03.2021).
References
1. Andrianov A. S. O professional'noy podgotovke sotrudnikov organov vnutren-nikh del Rossiyskoy Federatsii [About professional training of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation]. Evraziyskoe nauchnoe ob"edinenie - Eurasian scientific association, 2016, no. 4 (16), pp. 126-128.
2. Medvedev I. V., Andrianov A. S. Obshchaya fizicheskaya podgotovka v uchebnom protsesse po ognevoy podgotovke slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [General physical training in the educational process of fire training of students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 2 (33), pp. 199-201.
3. Aldoshin A. V., Eremin R. V. Osobennosti primeneniya podvizhnykh igr v razlichnykh vidakh sporta [Features of the use of outdoor games in various kinds of sports]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley. Sbornik statey [Actual problems of physical culture and sports of cadets and listeners. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2017, pp. 13-18. (In Russia).
4. Sinyanskiy V. A., Afinogenov T. P. Osobennosti vliyaniya fizicheskoy kul'tury na ognevuyu podgotovku kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD [Features of the influence of physical culture for firepower training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'-nykh organov : sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2017, pp. 207-210. (In Russia).
6. Ya vyzhivayu vezde! [I survive everywhere!]. Available at: http://shkola-v.blogspot.com/2016/02/blog-post_2.html (accessed 03.04.2021).