w
НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОИ ПОДГОТОВКЕ
NON-STANDARD METHODS AND FORMS OF CONDUCTING CLASSES
ON FIRE TRAINING
Иноземцев Сергей Валерьевич
преподаватель
кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел
в особых условиях
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Inozemtsev Sergey Valerievich
lecturer
department of fire training and activities internal Affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье рассказывается о нестандартных формах и методах проведения занятий по дисциплине «огневая подготовка», с помощью которых можно повысить интерес к стрельбе среди обучающихся, а также более эффективно сформировать навыки, которые пригодятся им в практической деятельности.
Abstract. This article talks about non-standard forms and methods of conducting classes in the discipline "fire training", with which you can increase interest in shooting among students, as well as more effectively develop skills that will be useful to them in practical activities.
Ключевые слова: огневая подготовка, компьютерная игра, игровое моделирование, обучающиеся.
Keywords: fire training, computer game, game modeling, cadet.
В настоящее время активно развиваются различные технологии в образовательном процессе. Практически во все виды деятельности стараются внедрять достижения научно-технического процесса. Не отстает в применении технологий процесс обучения и подготовки будущих сотрудников ОВД.
В образовательные организации системы МВД России поступают, в основном, в возрасте 17-18 лет. Именно в это время ребята впервые знакомятся с оружием, изучают приемы и правила стрельбы. В данном возрасте многие подростки играют в компьютерные игры, они бывают различных жанров, но подавляющей процент отводится стрелковым симуляторам. Именно поэтому видится достаточно эффективным использование компьютерных игр в обучении огневой подготовке.
Как известно, в начале курса обучения изучаются теоретические положения: меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, основы баллистики, тактико-технические характеристики и конструктивные особенности различных видов оружия. По окончании теоретического курса обучающиеся сдают зачет по
пройденным темам, на основании результатов которого преподаватель решает, готов ли обучающийся перейти к практическим занятиям.
Очень часто при учебных стрельбах у обучающихся появляется страх стрельбы. Кто-то пугается шума выстрела, кто-то отдачи, в результате чего достаточно проблематично достижения высоких результатов. Именно поэтому, на наш взгляд, кажется эффективным вариант применения в обучающем процессе компьютерных игр и различных симуляторов стрельбы, так как при их использовании можно попытаться сформировать психологическую готовность стрелка, что в будущем поможет избежать проблем при реальной стрельбе. К тому же, в игре можно создать ситуацию применения оружия, которую не представится возможным отработать при практических занятиях. Но для этого необходимо не использовать уже имеющиеся компьютерные игры, где зачастую минимальное совпадение с реальностью, а разработать программы, сюжеты в которых будут непосредственно схожими с реальными условиями применения оружия [1].
Еще одним нововведением в образовательный процесс, который может стать хорошей альтернативной дорогим стрелковым тренажерам, является использование на занятиях виртуальной реальности. Использование VR-очков имеет много преимуществ, среди которых:
1. Экономичность и компактность. Приобретение и обслуживание стационарных тренажеров достаточно затратно, также зачастую они являются достаточно громоздкими, а это означает что для их использования необходимо просторное помещение. Очки виртуальной реальности же, достаточно недорогие в приобретении, а также не требуют много места для их использования, занятия с помощью них можно проводить не только в тире, но и в классах, и на открытых площадках.
2. Безопасность. Существенный плюс особенно при проведении занятий с лицами, только осваивающими навыки стрельбы при помощи очков виртуальной реальности, с использование учебного оружия.
3. Фокусировка и наглядность. При производстве обычных учебных стрельб в целях соблюдения мер безопасности достаточно затруднительно тренировка упражнений, связанных с переносом огня по фронту, с перемещением самого стрелка. С помощью же виртуальной реальности данная проблема легко устранима, за счет возможности видеть окружающую обстановку на 360 градусов, стрелок может спокойно перемещаться, переносить огонь и постоянно менять свою позицию.
Также достаточно важным преимуществом использования виртуальной реальности является то, что при помощи специальной программы можно смоделировать и загрузить для отработки практически любую ситуацию.
К сожалению, в настоящее время такие технологии используются только при обучении сотрудников подразделения специального реагирования. С помощью использования шлемов виртуальной реальности и множества датчиков, закрепленных на их теле, бойцы отрабатывают вход в здание, освобождение заложников, тренируют командной взаимодействия. Все действия сотрудников отслеживает экзаменатор, который находясь в соседнем помещении, видит картинку, проецируемую в виртуальной реальности, и оценивает правильность и последовательность действий.
Таким образом, использование виртуальной реальности в процессе обучения огневой подготовки, нам видится достаточно перспективным направлением. Большое количество преимуществ и различных функций не только сделают процесс обучения более эффективным, но и привнесут дополнительный интерес к данной дисциплине среди обучающихся.
В современном мире педагоги все больше используют в рамках обучение метод игрового моделирования. Так как при обычном преподавании дисциплины интерес к ней снижается, получаемый материал становится обыденным и отчасти скучным, игровое моделирование или по-другому, игра служит повышению интересов обучающихся, а также формированию и дальнейшему закреплению различных навыков.
Если обратиться к научной литературе, то можно заметить, что в нашей стране данный метод обучения был достаточно популярен в конце 70-80-х годов прошлого столетия. Правда, тогда основным контингентом, на который был направлен данный метод, являлись дошкольники, а также это касалось спортивного воспитания. Что же касается применения метода игрового моделирования в обучении в образовательных организациях, то данный метод здесь применялся в форме деловой игры. А ведь данный метод является очень важным при обучении дисциплинам практической направленности, где основной целью является формирование практических навыков, их дальнейшее закрепление и совершенствование [2]. В связи с вышесказанным, имело место бы упорядочить те знания и опыт, которые имеются в области проведения занятий по данной дисциплине, для дальнейшего использования в процессе обучения метода игрового моделирования.
Всем известный фактор, что основными задачами учебно-воспитательного процесса являются воспитание и обучение. Одним из наиболее эффективных методов решения этих задач является игра. Соответственно, можно выделить две группы задач:
1) в области обучения - передача новых знаний, формирование и дальнейшее совершенствование полученных навыков и умений, обучение применению полученных знаний в реальных условиях;
2) в области воспитания - формирование профессиональных качеств, ориентирование на создание системы ценностей [3].
Как уже отмечалось ранее, огневая подготовка носит больше практический характер, нежели теоретический, так как направлена на формирование и дальнейшее закрепление и совершенствование практических навыков стрельбы. Поэтому при обучении огневой подготовке, на наш взгляд, кажется наиболее целесообразным использовать форму соревнования между обучающимися. Данная форма проведения занятия способствует наиболее умелому и эффективному обучению выполнения упражнений, нормативов, развивает такие качества у обучающихся как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, формирование морально-волевых качеств. Среди наиболее часто встречающихся видов соревнований (состязаний) в рамках обучения огневой подготовке, можно выделить три основных вида:
3) эстафета;
4) дуэль;
5) викторина.
Теперь хотелось остановиться подробнее на каждом из этих видов.
Эстафета - вид соревнования, предполагающий выполнение различных нормативов, упражнений группой обучающихся, поэтапно заменяющих друг друга [4].
В ходе практического занятия обучающиеся делятся на группы. Чаще всего эстафета состоит из 2-4 этапов включающие в себя выполнение тех или иных заданий. По результатам выполнения заданий победителем в соревнованиях считается команда, члены которой без ошибок и в кратчайшие сроки выполнят все этапы. При проведении эстафеты необходимо, чтобы соблюдались следующие условия:
6) присутствие не менее двух преподавателей на занятии, которые в том числе обязаны следить за соблюдением мер безопасности;
7) эстафета должна проводиться в рамках изучаемой темы;
8) должен быть примерно равный по силам состав в каждой из команд.
В качестве дополнения могут быть использованы препятствия, введена физическая нагрузка или другие дополнительные элементы.
Еще одним видом соревнования является дуэль. Его смысл состоит в том, что двое обучающихся начинают выполнять одновременно одно и тоже упражнение, соответственно побеждает тот, кто за наименьшее время покажет наилучший результат. При данном виде выполнения упражнения добавляется психологический фактор, обучающийся осознает, что его соперник может произвести стрельбу быстрее и точнее. Именно осознание этого заставляется обучающего мобилизовать свои силы и максимально сосредоточиться на выполнении упражнения.
Условия дуэли, система ее проведения - все это определяется преподавателем в зависимости от различных критериев и поставленных задач.
Что же касается такой формы проведения соревнований как викторина, то она направлена больше не на практическую составляющую, а на теоретическую. Вопросы заранее разрабатываются преподавателем и включают себя положения о ранее изученных темах. Обучающиеся также делятся на несколько примерно равных команд. Помимо вопросов обучающимся может быть предложено попробовать свои силы в решении задач. За каждый правильный ответ команда получает очки или баллы. В конце занятия они подчитываются, и команда, набравшая наибольшее количество, становится победителем. Соответственно, в зависимости от занятого места, обучающиеся получают оценку за занятие. Викторина помогает сформировать чувство сплоченности, навыки работы в коллективе, развивает скорость мышления, а также помогает закрепить ранее изученный материал.
Таким образом, отмеченные нами игровые виды обучение, использование различных компьютерных симуляторов - все это направлено на формирование у обучающихся навыков и умений, а также их закрепление и дальнейшее совершенствование. Использование в рамках обучения нестандартных форм оживляет интерес обучающихся, тем самым позволяет достичь наибольшей эффективности обучающего процесса.
Литература
1. Жуков В. М., Меньщиков М. П. Формирование профессиональных компетенций по правомерному и эффективному применению огнестрельного оружия // Совершен -ствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов 19-й международной научно-практической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2017. С. 277-282.
2. Пенькова И. В., Осипов О. О. Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 62-65.
3. Юсупова О. А., Афанасьев А. В. О необходимости профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности в опасных условиях// Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы 21-й международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 217-220.
4. Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987. С. 67.
References
1. Zhukov V. M., Men'shchikov M. P. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy po pravomernomu i effektivnomu primeneniyu ognestrel'nogo oruzhiya [Formation of professional competencies For the lawful and effective use of firearms]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik materialov 19-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii [Improving professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the 19th international scientific and practical conference]. Irkutsk, VSIMVD of Russia Publ., 2017, pp. 277282. (In Russia).
2. Pen'kova I. V., Osipov O. O. Samoanaliz rezul'tatov strel'by kak vazhnyy faktor sovershenstvovaniya ognevoy podgotovki v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [Self-Analysis of shooting results as an important factor in improving fire training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogics in law enforcement, 2016, no. 3, pp. 62-65.
3. Yusupova O. A., Afanas'ev A. V. O neobkhodimosti professional'noy psikhologicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k deyatel'nosti v opasnykh usloviyakh [On the need for professional psychological training of employees of internal Affairs bodies to work in dangerous Conditions]. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Materialy 21 mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of fighting crime: issues of theory and practice. Materials of the 21st international scientific and practical conference]. Krasnoyarsk, 2018, pp. 217-220. (In Russia).
4. Ladenko I. S. Igrovoe modelirovanie: metodologiya i praktika [Game modeling: methodology and practice]. Novosibirsk, 1987, pp. 67.