Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

К вопросу об эффективности профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАДРОВЫЙ ОТБОР / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONNEL SELECTION / FIREARMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Владимирович

В статье рассматриваются проблемные вопросы первоначальной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems of initial training of police officers in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания : избранные психологические труды: в 2-х томах / Б.Г. Ананьев. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 178 с.

2. Анцыферова, Л.И. Социальное развитие личности как предмет психологического исследования: методологические и теоретические аспекты: сборник трудов «Психологические исследования социального развития личности» / Л.И. Анцыферова. - М.: МГПУ, 1991. - С. 5-38.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.

4. Валиахметов Т.Р. Матвеев С.С., Федулина И.Р., Емелева Т.Ф., Имамова Р.М. Социализация молодого поколения в системе ценностей физической культуры. Здоровье и образование в XXI веке. М.: изд-во РУДН, 2016. - Т. 18. № 3. - С. 137.

5. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума : автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 15.

6. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 348 с.

Педагогика

УДК: 37.037

кандидат педагогических наук Медведев Игорь Владимирович

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы первоначальной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, кадровый отбор, огнестрельное оружие.

Annotation. The article deals with the problems of initial training of police officers in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: professional training, professional competence, personnel selection, firearms.

Введение. Вопросам профессиональной подготовки сотрудников полиции посвящается в настоящее время большое количество различного рода публикаций, телевизионных репортажей и прогнозов аналитиков, как правило, не самых оптимистичных. Этот вопрос вызывает озабоченность и руководящего состава МВД РФ. Напомним, что одним из приоритетов реформирования МВД как раз стояла задача качественного улучшения профессионального уровня рядовых сотрудников полиции. Сейчас, по происшествии семи лет данная задача по прежнему не решена и более того ряд организационных мероприятий, таких как массовое сокращение опытных сотрудников, ликвидация центров профессиональной подготовки, переход наиболее подготовленного состава органов внутренних дел во вновь созданную структуру росгвардии и ряд других моментов крайне отрицательно повлияли на и без того сложное положение в области профессиональной подготовки. Образовательные организации МВД, занимающиеся сейчас всеми уровнями профессионального обучения пытаются на научном и методическом уровне создать и апробировать более эффективные учебные программы для различных категорий сотрудников. В данной статье мы будем рассматривать первоначальную подготовку сотрудников органов внутренних дел, (сотрудники этой категории составляют большую часть кадрового состава полиции) и ее приоритетные направления огневую и физическую подготовку.

Анализ профессионального обучения сотрудников полиции. Совершенствование методики проведения учебных занятий в области огневой и физической подготовки.

Изложение основного материала статьи. Первоначальная подготовка сотрудников органов внутренних дел не имеющих специального образования осуществляется в настоящее время в течение 4 - 6 месяцев на базе высших учебных заведений МВД РФ. За этот короткий срок молодые сотрудники должны получить значительный объем специальных знаний, профессиональных умений и навыков. Успешное обучение сотрудников по существующим ныне учебным программам предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и физического развития обучаемых, что детерминирует в свою очередь определенную степень профессионального отбора. Критерии отбора определены ведомственными документами и по сути остаются без изменений на протяжении длительного времени за исключением некоторых количественных параметров [1]. Рассматривая огневую и физическую подготовку в контексте первоначального обучения, мы не случайно начали с профессионального отбора. Мы убеждены, что выполнение современных задач стоящих перед МВД невозможно без изменения системы кадрового отбора в органах внутренних дел. Если недостатки или пробелы в собственном образовании при изучении теоретических дисциплин во время первоначального обучения все же устранимы при условии целенаправленной и усердной работы, то недостаточный уровень физической подготовленности или психологическая незрелость ставят под сомнение приобретение необходимых профессиональных компетенций в установленный срок. Система тестирования физической подготовки в настоящее время не отражает специфики правоохранительной деятельности и показывает только развитие определенных физических качеств и то ограниченно [4]. Но и в случае, когда слушатель при зачислении в учебное заведение при проверочном (входном) контроле не набирает нужное количество баллов, это не является основанием для его отчисления. Учебная программа по физической и огневой подготовки по своей сложности и короткому временному отрезку на ее усвоение изначально невыполнима для такой категории слушателей. Теперь несколько слов о содержании и методике профессиональной (физической) подготовки во время первоначального обучения. На протяжении длительного времени в образовательных учреждениях МВД сложилась и функционирует система, методологический подход которой основан на стандартном минимуме приемов самозащиты и рукопашного боя отрабатываемых путем моделирования условий в парных тренировках без проверки их реальной

эффективности и значительных затрат энергетических, психических и временных ресурсов. То же положение существует и в области огневой подготовки ограничивающейся стрельбой по мишеням и навязанными стереотипами стрелкового спорта. Как следствие по окончании первоначальной подготовки мы имеем сотрудника уровень владения боевыми приемами борьбы и огнестрельного оружия, которого не соответствуют уровню, при котором бы они реально работали в различных ситуациях силового противодействия. Этот факт подтверждают и различные обзоры, касающиеся применения физической силы и огнестрельного оружия, а так же количество погибших и травмированных сотрудников. Негативное влияние на профессиональную подготовку оказывает и внимание к этому вопросу по остаточному принципу в практических подразделениях полиции. Вместо целенаправленной и систематической работы в этом направлении о физической подготовленности и огневой выучке сотрудников вспоминают только накануне очередной ведомственной проверки, или после крупных чрезвычайных происшествий. И так, отсутствие продуманной и эффективной системы кадрового отбора, слабые результаты первоначальной подготовки основной массы молодых сотрудников и невозможность повышать уровень владения огнестрельным оружием и боевыми приемами борьбы в практических подразделениях полиции и создают то положение, которое нужно менять, менять радикально и в кратчайший срок. Пока, только в области первоначальной подготовки молодых сотрудников есть попытки оптимизации и повышения их уровня подготовленности, но и на этот вопрос не существует сегодня однозначных мнений [2].

Сегодня в методической литературе касающейся первоначальной подготовки очень часто предлагается следующий тезис: обучение должно быть максимально приближено к реальной деятельности, и особенно к ситуациям, которые связаны с внезапным нападениям и сопряжены с попытками завладения табельным оружием. Организация подобных занятий должна обеспечиваться взаимодействием преподавателей правовой, физической, огневой и тактической подготовки. Этот тезис в различных смысловых интерпретациях постоянно присутствует практически во всех современных работах касающихся огневой и физической подготовки. И на первый взгляд с этим трудно поспорить. Действительно, имеют смысл только те знания, умения и навыки которые применимы в реальной профессиональной деятельности. Однако, при практической реализации этого вопроса сразу возникает одна большая проблема, как сформировать необходимые компетенции в рамках одной дисциплины и потом заставить их работать в комплексных занятиях. Возьмем к примеру физическую подготовку и разложим ее по стандартной схеме, знание - умение - навык - профессиональная компетенция. Основа физической подготовленности сотрудника полиции это владение боевыми приемами борьбы и хороший уровень общефизической подготовки. В соответствии с этим знание мы определяем, как способность обучаемого на хорошем техническом уровне выполнять боевые приемы в облегченных условиях (несопротивляющийся партнер, невысокий темп выполнения приема, заранее определенные задания).

Умение в нашей шкале предполагает более высокий уровень, это как минимум способность выполнять техническое действие на высокой скорости с дозированным сопротивлением оппонента и в условиях неочевидности, то есть без предварительного озвучивания и подготовки. Умение, это уровень уверенного выполнения боевых приемов в режиме обусловленного спарринга. Умение предполагает также знакомство с комбинаторикой и тактическими основами рукопашного боя.

Навык, это автоматизированное действие, это хорошо развитые рефлексы, это умение использовать весь имеющийся технический арсенал приемов в свободном поединке без ограничений, хотя и в условиях спортивного зала. Сформирован навык или нет, проверяется в соревновательной обстановке, когда к физической и технической готовности присоединяется психологический компонент. Психологическая устойчивость это главная составляющая навыка в дисциплинах физическая и огневая подготовка. С большой долей вероятности можно предположить (данные подтверждаются нашим исследованием) 90% сотрудников имеющим устойчивый навык боевых приемов борьбы уверенно и эффективно действуют в ситуациях связанных с применением физической силы и огнестрельного оружия [3].

На основании большого практического опыта можно уверенно говорить, компетенция как совокупность определенных качеств, неразрывно связана с профессиональной деятельностью сотрудника полиции и говорить о профессиональной компетенции вне этой деятельности (первоначальная подготовка в учебном заведении, это еще не профессиональная деятельность) по меньшей мере неправильно. Поэтому мы считаем, что формирование профессиональной компетенции, это уровень практической деятельности со своими временными интервалами, но никак не уровень учебного заведения. Очевидно лишь то, что сформированные во время профессионального обучения навыки гораздо быстрее способствуют адаптации молодого сотрудника в профессиональной среде, то есть делают его компетентным в своей профессии.

Мы определили, что, несмотря на декларирование, профессиональные компетенции во время первоначальной подготовки в разделе физическая и огневая подготовка сформировать невозможно. Более того, указанные выше причины позволяют овладеть навыками применения физической силы, боевых приемов борьбы и огнестрельного оружия только ограниченному количеству слушателей, индивидуальные способности которых гораздо выше средних. Большинство же слушателей овладевают приоритетными направлениями профессиональной подготовки в лучшем случае на уровне умений, средний же показатель не поднимается выше уровня знаний.

Формирование устойчивых навыков и тем более компетенций в области физической и огневой подготовки это процесс кропотливый и длительный в значительной степени зависящий от личностных характеристик обучаемых. Уже давно специалистами определены временные интервалы в рамках которых происходит сложный процесс трансформации личности, ее если хотите, «дозревание». Этот процесс занимает от двух до трех лет при условии непрерывности занятий и правильного направления тренировок в методическом плане. Не последнюю роль в этом процессе играет генетическая предрасположенность личности. Силовая составляющая деятельности полиции это задержание правонарушителя. В случае оказания им сопротивления возникает стрессовая ситуация ближнего боя. Способность справляться с подобными ситуациями требует определенного набора личностных качеств, большинство из которых задано генетически и очень сложно тренируемых. Этим и определяется в основном и время подготовки и ее эффективность. Поэтому, когда мы говорим о профессиональном отборе, это не просто банальность, это необходимое условие от которого зависит дальнейшее обучение сотрудника. При рассмотрении вопроса качественного улучшения физической подготовленности сотрудников во время первоначального обучения нужно понимать объективные процессы, о которых мы говорили выше и не ставить задачи явно не соответствующие этому

уровню профессиональной подготовки. Явно завышенные требования и ожидания ведут к методическим ошибкам, характерным для современных учебных программ. Одним из основных просчетов, к тому же массово растиражированных и является тезис о предпочтении форм занятий, как правило, комплексных, которые якобы призваны погружать обучаемых в игровую образовательную среду, максимально имитирующую реальную, служебную деятельность. Любая профессия, связанная с физической деятельностью предполагает определенный набор инструментов. Инструментарий сотрудника полиции это боевые приемы борьбы и огнестрельное оружие. Как мы уже говорили, сжатые сроки обучения создают большие проблемы в подготовке этого инструментария даже в рамках отдельно взятой учебной дисциплины. Нужно понять и принять тот факт, что за этот срок даже очень способный слушатель получает лишь основы той деятельности, которую изучает. Этих основ пока недостаточно чтобы эффективно решать задачи практической деятельности к тому же в комплексных формах занятий. С другой стороны, если при составлении заданий ориентироваться на имеющийся, на данный момент уровень подготовленности, результат будет очень слабым. В данном случае создаваемые игровые ситуации будут настолько далеки от реальности, что принесут скорее вред, чем пользу. По моему глубокому убеждению, первоначальное обучение в области огневой и физической подготовки в установленные образовательными программами сроки и призвано формировать только основы, но формировать правильно с перспективой их дальнейшего развития до уровня компетенций. Данная стратегия предусматривает и определенный уровень знаний по организации самостоятельных тренировок и формирование мотивационной составляющей учебного процесса. Правильно мотивированный, владеющий техническими основами применения физической силы и огнестрельного оружия сотрудник, наученный самостоятельно планировать и организовывать тренировочный процесс, независимо от того насколько этот процесс организован в том подразделении где он служит, понимающий свои недостатки и работающий над их исправлением, вот задача которую должна решать первоначальная подготовка.

Теперь перейдем к предложениям непосредственно касающихся методических положений тренировочного процесса огневой и физической подготовки слушателей в образовательных организациях МВД России. Весь полугодичный период первоначальной подготовки мы рекомендуем условно разделить на четыре этапа:

- этап специальной физической подготовки (длительность: один месяц);

- этап технической подготовки (длительность: три месяца);

- соревновательный этап (длительность: от двух недель до месяца);

- этап тактической подготовки (длительность: один месяц).

Этап специальной физической подготовки необходим для подготовки связочно-мышечного аппарата ударных поверхностей рук и ног к определенной работе связанной с контактными единоборствами. На этом этапе в равной степени присутствуют: силовая работа, функциональный тренинг, различные виды растяжек и кардиотренировки. Большое внимание в этот период уделяется теоретическим вопросам построения самостоятельных тренировок.

Этап технической подготовки эта основа всего тренировочного процесса. В этот период закладывается фундамент базовой техники боевых приемов борьбы на уровне уверенной демонстрации в облегченных условиях. Как, уже говорилось ранее, это период формирования знаний, знаний о закономерностях различных разделов техники (удары, броски, рычаги и т.д.), знаний о развитии сопутствующих физических качеств характерных для единоборств, и что немаловажно, знание о формах построения тренировочного процесса, в том числе и самостоятельного.

Соревновательный период решает главным образом задачи психологической подготовки и реализуется в форме обусловленных и свободных спаррингов в защитном снаряжении. На протяжении длительного времени в учебных программах по физической подготовки первоначального обучения спарринги отсутствуют во всех их формах. Однако я глубоко убежден, что необоснованно говорить об уровне владения слушателями приемами самозащиты без проверки его хотя бы в спаррингах. Только в таких формах занятий возможно выявить психологический максимум конкретного обучаемого. Многие специалисты активно практикующие в своих занятиях спарринги и соревнования могут подтвердить мои наблюдения: одни из обучаемых не особенно преуспевающие в изучении технической базы приемов очень эффективно проявляют себя в свободном спарринге, проявляя при этом богатые психологические возможности. Другие, наоборот несмотря на успехи в техническом разделе, приличный арсенал хорошо отработанных приемов, просто не бойцы по духу и в этом случае практически все бесполезно и нужно или менять профессию, или проделать громадную внутреннюю работу, что под силу единицам. Для того чтобы с минимальным стрессом подойти к состоянию реальной схватки, минимизировать такие негативные проявления как скованность и страх, начальные поединки целесообразно проводить в медленном темпе с полным контролем своих действий. По мере возрастания тренированности темп работы плавно возрастает до боевого.

Этап тактической подготовки в нашей программе формирует определенный алгоритм поведения в различных ситуациях силового противодействия. Это в первую очередь умение действовать исходя из собственного технического арсенала, антропометрии, физического состояния, а также быстро определять тип противника степень его физической тренированности, выявление его сильных и слабых сторон, возможность его эффективной нейтрализации. Этап тактической подготовки связывает воедино дисциплины огневой и физической подготовки, особенно, что касается боя на ближней дистанции, где действуют одни закономерности. В этот небольшой временной отрезок можно решать и ситуационные задачи, однако, не выходя за рамки вышеуказанных дисциплин.

Выводы. Первоначальная подготовка сотрудников полиции в настоящее время, тема для серьезных методических разработок и научных дискуссий, так как является основой кадровой политики МВД. Многие вопросы профессионального обучения требуют на данный момент оперативного и эффективного решения. В данной статье мы предложили к обсуждению только один из фрагментов данного вида подготовки.

Литература:

1. Андрианов, А. С. Адаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни [Текст] / А. С. Андрианов, И. В. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 4. - 380 с.

2. Андрианов, А. С. Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей [Текст] / А. С. Андрианов, И. В. Медведев, В. В. Семенов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - 380 с.

3. Андрианов, А. С. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции [Текст] / А. С. Андрианов // Евразийское научное объединение № 12. - Декабрь, 2015 г. С. 84.

4. Андрианов, А. С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности [Текст] / А. С. Андрианов, под ред. С. К. Бурякова // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции- Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. - 398 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Меньшенина Светлана Григорьевна

Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент межкультурной коммуникации Кошарская Екатерина Викторовна

Самарский университет (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ИТ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Цель данной статьи теоретически разработать проблему формирования аналитических навыков, которые являются важным компонентом профессиональной культуры будущего специалиста по информационным технологиям (ИТ специалист), а также выявить практические средства их развития. Формирование аналитических умений реализуется в процессе обучения английскому языку путем введения профессионально-направленного содержательного материала, приближающего процесс обучения к будущей профессиональной деятельности и имитирующего ее. Теоретический анализ и практическая работа выявили достаточный образовательный потенциал английского языка для всестороннего развития личности студента и возможности подготовки к профессиональной деятельности. Данное исследование посвящено обучению чтению на английском языке, которое представляет собой важное средство формирования аналитических навыков. Анализ результатов эксперимента подтвердил необходимость применения выбранной технологии, было разработано пособие «Средства обучения чтению профессионально-направленной литературы на английском языке». С помощью исследования обосновывается важность обучения чтению профессионально-направленной литературы и определяются стратегии обучения чтению ИТ студентов.

Ключевые слова: ИТ студенты, аналитические умения, типы чтения, средства обучения, профессионально-ориентированные стратегии чтения, средства формирования аналитических умений, аналитические операции, профессиональное образование.

Annotation. The goal of this article is to theoretically exploit the problem of developing analytical skills, which are the component of the professional culture of a future Information Technologies specialist (IT specialist), and to identify practical means of their forming. Analytical skills development is implemented in the English-language instruction content by using professionally oriented course materials which are introduced by methods allowing the learning process to resemble and imitate future professional activity. Theoretical analysis and practical work have revealed sufficient educational potential of the English language for comprehensive students' personality development and significant possibilities to prepare them for future professional activity. The present investigation is devoted to teaching reading as one of the important means of creating analytical skills of IT students. In consideration of foregoing a training manual "Teaching Tools for Reading Professionally-oriented Literature in English" was developed. Analysis of the results of the experiment has confirmed the effectiveness of applying the chosen technology. With the help of the research the essence of teaching reading of professionally-oriented literature was revealed and the teaching reading strategies for students majoring in IT were determined.

Keywords: IT students, analytical skills, teaching tools, professionally-oriented reading strategies, analytical operations, types of reading, means of analytical skills development, professional education.

Введение. Современная концепция обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей направлена на то, чтобы иностранный язык являлся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого научного профиля. Обучение профессии через язык, обучение языку через профессию - одна из важных тенденций профессиональной подготовки специалиста. Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что обучение в таком контексте приближает уровень владения языком обучающихся к уровню, характерному для образованных носителей языка, имеющих отношение к научной сфере [13]. Необходимо подчеркнуть, что целью иноязычного образования студентов неязыковых вузов является не столько усвоение самого содержания языкового материала, включающего профессиональную информацию, грамматических правил, общих культурологических сведений, отработку приобретенных речевых навыков и умений, сколько формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, развитие абстрактного и профессионального мышления, специализированных умений в ходе овладения процессом комбинирования нового языкового материала в ситуациях профессионального общения [10]. Таким образом, учебный процесс должен быть направлен на формирование компонентов профессиональной культуры и составляющих ее профессионально значимых качеств, умений и навыков будущего специалиста.

В условиях глобальной информатизации общества иностранный язык может выступать педагогическим средством формирования профессиональных умений, поскольку обеспечивает специалисту своевременный доступ к профессионально значимой информации из разнообразных источников, обладает образовательным потенциалом, вносит существенный вклад в повышение качества профессионального развития специалиста [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.