УДК 355/359
•of J"
I
Ольга Анатольевна ЮСУПОВА,
доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСКН РОССИИ К НЕСЕНИЮ
СЛУЖБЫ С ОРУЖИЕМ
ON THE NECESSITY OF DEVELOPMENT OF ASSESSMENT MEANS FOR FINAL CONTROL OF PROFESSIONALLY ORIENTED READINESS OF GRADUATES OF SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE FDCS OF RUSSIA TO HANDLE WEAPON IN THE LINE OF DUTY
В статье предпринята попытка разработки конкретных рекомендаций по комплексному использованию современных педагогических методов и средств для оценки уровня сформированности у курсантов СибЮИ ФСКН России умений и навыков обращения с табельным оружием по итогам изучения дисциплины "Огневая подготовка" в соответствии с требованиями к формированию профессиональных компетенций сотрудников.
The author of the article tries to work out the concrete recommendations concerning complex use of modern pedagogical methods and means for assessing the level of SibLI cadets1 skills and abilities formation to handle weapon after completion of studying the discipline "Firearms training" according to the requirements for officers' professional competence development.
Ключевые слова: огневая подготовка, профессиональные компетенции, умения и навыки по обращению с оружием и боеприпасами.
Keywords: firearms training, professional competencies, skills and abilities to handle weapon and ammunition.
Современный уровень развития теории профессионального образования и практики работы сотрудников органов наркоконтроля требует дальнейшего научного обоснования совершенствования процесса их обучения и разработки оценочных средств итогового контроля профессионально-прикладной подготовленности выпускников СибЮИ ФСКН России к несению службы с оружием. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к формированию профессиональных компетенций это
невозможно без модернизации и информатизации дидактического процесса, его ориентирования на личностное и профессиональное развитие сотрудников полиции. В связи с этим существует потребность в разработке конкретных рекомендаций по комплексному использованию современных педагогических методов и средств для оценки уровня сформированности у курсантов СибЮИ ФСКН России умений и навыков обращения с табельным оружием по итогам изучения дисциплины "Огневая подготовка".
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
Цели и содержание дисциплины "Огневая подготовка" в вузе определяются требованиями к выпускнику, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования [1] и рабочей учебной программе по специальности 400502 Правоохранительная деятельность (квалификация "специалист"), специализация № 1 "Оперативно-розыскная деятельность" (разработанной кандидатами педагогических наук О.А. Чудиновой и А.В. Афанасьевым в 2014 г.). В соответствии с требованиями выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, по защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства.
Целью обучения учебной дисциплине "Огневая подготовка" является формирование готовности обучающихся к умелому и эффективному применению боевого ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач. В связи с этим в качестве задач обучения определено формирование:
- системы знаний по материальной части ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении в органах наркоконтроля, мерам безопасности при обращении с ним, основам стрельбы из стрелкового оружия, приемам и правилам стрельбы из различных видов оружия;
- умений обращения с различными видами огнестрельного оружия;
- устойчивых навыков стрельбы из основных видов огнестрельного оружия, стоящего на вооружении в органах наркоконтроля;
- готовности обучающихся к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности и правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия.
Разработка оценочных средств итогового контроля подготовленности курсантов по дисциплине "Огневая подготовка" в соответствии с требованиями к уровню сфор-мированности профессиональных компетенций сотрудников представляется в связи с этим важной составляющей заключительного этапа обучения.
Знание возможных вариантов действий с оружием в экстремальных ситуациях, уверенность в себе и товарищах, умение оценить обстановку и принять правильное решение - залог успеха при решении профессиональных задач. Подготовка сотрудников к проявлению всех этих знаний и умений может осуществляться только при выполнении ими каких-либо действий именно в условиях, подобных тем, которые могут произойти при несении службы.
Проблема состоит в том, что специалист в результате обучения может обладать высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но неэффективно их использовать при решении оперативно-служебных задач. Технологии подготовки сотрудников ФСКН России должны быть ориентированы на тесную связь с их профессиональной деятельностью. [4]
Совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, психологических и нравственных качеств сотрудников в процессе обучения имеет свои особенности. Чем ответственнее и сложнее проблемы, обстановка, цели, задачи, тем большую роль играют знания. Усвоение знаний должно сочетаться с активизацией и развитием мышления обучающегося. Но кроме знаний должны непрерывно совершенствоваться профессиональные навыки. Ценность прочно сформированных навыков в том, что они освобождают сознание человека от "черновой работы", т.е. от припоминания разных знаний, инструкций, советов, рекомендаций и размышлений по поводу того, что и как делать, от сознательного управления движениями и контроля над ними. Прочно сформированные навыки позволяют выполнять стандартные действия по обращению с оружием достаточно быстро и при этом не упускать из виду
обстановку вокруг, думать и принимать решения, обеспечивают успешные действия при волнении, усталости, в трудных экстремальных условиях.
Для формирования прочных навыков обращения с табельным оружием необходимо использование средств и приемов, намеренно вызывающих у курсантов высокое внутреннее напряжение, требующих умения подавлять волнение (возможно, и страх), проявлять самообладание, мобили-зовывать все силы. Современная огневая подготовка может быть успешной при хорошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным.
Выполняя служебные обязанности, сотрудник полиции может оказаться в таких условиях, когда он должен будет принять ответственное решение по своим дальнейшим действиям, от которых может зависеть здоровье и жизнь не только его самого, но и граждан, которых он обязан защищать от преступных посягательств. Во время практических занятий необходимо специально приучать сотрудников к использованию оружия в условиях повышенных внутренних нагрузок и справляться с ними.
Сегодня нельзя успешно решать педагогические задачи без знания обширного арсенала педагогических технологий и умения пользоваться ими. Понятие "педагогическая технология" характеризует переход от применения отдельных методов к разработке комплексной структуры педагогической работы, нацеленной на решение конкретной задачи: развитие каких-то качеств, формирование навыков, формирование и удержание интереса обучающихся и др.
Одной из форм практических занятий при изучении дисциплины "Огневая подготовка" может стать профессионально ориентированная игра (моделирование типичных ситуаций служебной деятельности) -специально организованные действия обучающего и обучающихся в имитированных типичных, динамично развивающихся профессиональных ситуациях. Руководитель
занятия объявляет "оперативную обстановку", устно разъясняет проигрываемую профессиональную ситуацию, выделяет несколько курсантов из учебной группы для ее проигрыша и распределяет роли (например: "сотрудник", "правонарушитель", "товарищ правонарушителя", "свидетели"). Участники игры имитируют действия (в ряде случаев по заданию руководителя они объясняют, что и почему делают), разыгрывая отведенную им роль. Тщательный групповой разбор действий всех участников игры способствует развитию интеллекта, находчивости, быстроты реакций и формированию умений действовать в различных ситуациях (стандартных и нестандартных). [3]
Искусственно созданная во время учебных занятий ситуация, разумеется, не может полностью смоделировать внешние атрибуты чрезвычайных условий (отсутствие фактора психологического напряжения, чувства риска и др.), но поможет приобрести определенные знания и навыки правильных действий.
Важно понимать "тренировочную" ситуацию на учебных занятиях именно как метод отработки правильных действий. Необходимые навыки нарабатываются путем многократного повторения действий, сначала медленно, затем в быстром темпе.
Подготовка сотрудника органов наркоконтроля к действиям в экстремальных условиях предполагает еще и формирование у него способности преодолевать комплекс физических и морально-психологических нагрузок.
Изучение обстоятельств применения оружия сотрудниками полиции помогло выявить ряд особенностей в их действиях, на основании которых на кафедре оперативно-боевой и физической подготовки СибЮИ ФСКН России были разработаны квалификационные задания, предусматривающие обучение курсантов обращению с табельным оружием, приближенные к реальным ситуациям служебной деятельности. При выполнении этих заданий курсант должен принять решение на открытие огня, показать правильные действия по заряжанию и разряжанию оружия, квалифициро-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
вать и устранить возможную задержку при стрельбе, соблюдая при этом меры личной безопасности при обращении с оружием на месте происшествия. Такие задания создают обстановку, которая побуждает обучающихся самостоятельно принимать решения. Усложнение задания обеспечивается выполнением заданий в сложной и быстро меняющейся обстановке. Напряженность при выполнении задания может повышаться созданием "неисправности" в оружии, быстрой сменой вводных и обстановки, активными "дерзкими действиями преступников" и "правонарушителей", выполнением задания в условиях ограниченной видимости и др. После выполнения задания необходимо проводить подробный разбор действий обучающихся.
Создание на занятии обстановки напряженности, внезапности, опасности не является самоцелью. Повышая остроту реакции, эта обстановка должна приучать обучающихся активно действовать в условиях повышенных психологических нагрузок. Этим приобретается необходимый опыт действий в условиях преодоления трудностей и на фоне отрицательных психических состояний.
Трудности различного рода и опасные ситуации должны создаваться на занятиях применительно к службе и наращиваться по мере приобретения обучаемыми опыта и волевых навыков.
Очень важно, чтобы курсанты на занятиях чувствовали уверенность при обращении с оружием. Это достигается в том числе методически грамотными действиями преподавателя при показе оружия и его боевых характеристик, возможных неисправностей и задержек при стрельбе, формированием прочных навыков производства меткого выстрела.
Во время занятий каждый курсант должен проделать большинство тех действий, с которыми он может столкнуться в практической деятельности.
Применение квалификационных заданий в учебном процессе позволяет обучить сотрудников умениям:
- применять оружие в соответствии с законом;
- эффективно использовать оружие, то есть метко стрелять в различных ситуациях, из различных положений и из различных видов оружия, быстро перезаряжать, держать оружие в боевой готовности;
- сделать противника безопасным с помощью оружия;
а также:
- основам личной безопасности при ношении и применении оружия;
- тактике действий с табельным оружием на месте происшествия;
- технике передвижения во время огневого контакта с правонарушителем, уклонения от встречного огня и т.п. действиям, которые жизненно необходимы сотруднику полиции.
Таким образом, квалификационные задания систематизируют в себе знания и навыки в единое профессиональное умение применять оружие на фоне возможной служебной обстановки. Использование данного метода обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости - одного из важнейших факторов надежности применения оружия, способствует более прочному закреплению техники и тактики владения оружием, обеспечивает подготовку к правомерному их применению. Анализ литературы и зарубежного опыта показывают, что данному методу в последнее время уделяется значительное внимание при подготовке сотрудников правоохранительных органов и в России, и за рубежом.
По нашему мнению, такие квалификационные задания, моделирующие различные ситуации служебной деятельности, могут быть включены в билеты итогового экзамена по дисциплине "Огневая подготовка" в качестве оценочных средств итогового контроля профессионально-прикладной подготовленности выпускников для оценки практических навыков по обращению с оружием и боеприпасами. При выполнении квалификационного задания во время итоговой аттестации выпускники должны будут продемонстрировать навыки правомерного и правильного обращения с
оружием в типичных ситуациях служебной деятельности (действия сотрудника полиции перед применением оружия, действия с оружием на месте происшествия, действия при нападении вооруженного правонарушителя и т.д.).
Считаем, что включение квалификационных заданий в итоговую аттестацию выпускников по дисциплине "Огневая подготовка" позволит реально оценивать их профессионально-прикладную подготовленность к действиям с оружием в служебной деятельности.
Библиографический список
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) "специалист") : приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 20 (ред. от 31.05.2011) // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://www.mon.gov.ru.
2. Ковальчук, А.Н. Квалификационные задания по "милицейской стрельбе" из пистолета : методические рекомендации / А.Н. Ковальчук, О.А. Чудинова, С.В. Бородин. -Красноярск : СибЮИ МВД России, 2004.
3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
4. Ушаков, А.Р. Формирование социально-профессиональной компетенции сотрудников ФСКН РФ в системе перманентной профессиональной подготовки / А.Р. Ушаков // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - URL: http:// www.science-education.ru/101-5509.