Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОСТРАНСТВА / ИННОВАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / DESIGN / ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER SCHOOL / SPACE / CULTURE / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности понятия «поликультурная образовательная среда» в теории образования, обобщены взгляды ученых на проектирование поликультурной образовательно среды. Раскрыто содержание понятий «среда», «поликультурная образовательная среда, «проектирование» в свете современной образовательной парадигмы и установлено отношение между ними. Особое внимание в научном поиске уделено рассмотрению указанных терминов в социально-педагогическом контексте и особенности проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы.The article considers various approaches to the disclosure of the essence of the concept of "multicultural educational environment" in the theory of education, summarizes the views of scientists on the design of a multicultural educational environment. The content of the concepts "environment", "multicultural educational environment, "design" in the light of the modern educational paradigm is revealed and the relationship between them is established. Special attention in the scientific search is paid to the consideration of these terms in the socio-pedagogical context and the features of designing a multicultural educational environment of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности понятия «поликультурная образовательная среда» в теории образования, обобщены взгляды ученых на проектирование поликультурной образовательно среды. Раскрыто содержание понятий «среда», «поликультурная образовательная среда, «проектирование» в свете современной образовательной парадигмы и установлено отношение между ними. Особое внимание в научном поиске уделено рассмотрению указанных терминов в социально-педагогическом контексте и особенности проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы.

Ключевые слова: проектирование, среда, поликультурная образовательная среда, пространства, инновация, высшая школа, пространство, культура, толерантность.

Annotation. The article considers various approaches to the disclosure of the essence of the concept of "multicultural educational environment" in the theory of education, summarizes the views of scientists on the design of a multicultural educational environment. The content of the concepts "environment", "multicultural educational environment, "design" in the light of the modern educational paradigm is revealed and the relationship between them is established. Special attention in the scientific search is paid to the consideration of these terms in the socio-pedagogical context and the features of designing a multicultural educational environment of higher education.

Keywords: design, environment, multicultural educational environment, higher school, space, culture, tolerance.

Введение. В современных условиях, когда одной из главных задач образования является направленность на ценностную значимость человеческой личности как носителя духовности, проблема проектирование поликультурной среды приобретает особую актуальность. Рост самосознания народа, ускорение этноформирующих процессов в общественном развитии требуют реформирования профессиональной подготовки будущих педагогов. Намеченный вектор преобразований процесса подготовки специалистов на основе этнических подходов в традиционной педагогике касается, прежде всего, системы подготовки специалистов педагогического образования.

Изменение гражданского общества в России, утверждение гуманных ценностей и идеалов как высших уровней духовного развития личности затронуло и образовательную политику, и практику государства. Новые тенденции образования, связанные с социальной потребностью в новых ценностях воспитания, обусловленных идеями гуманизма, человечности, гражданственности, саморазвития личности, вносят коррективы в содержание профессиональной подготовки педагога. Многоступенчатая система образования, ориентированная на максимальное раскрытие всех потенциальных возможностей личности, призвана обеспечить формирование профессиональной готовности специалиста к мобильной деятельности в современных условиях.

Целью данной статьи является рассмотрения сущности, и особенности проектирование поликультурной образовательной среды вышей школы в современной научной парадигме.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе проектирование рассматривается с различных сторон: как способность человека; как составная часть различных видов деятельности; как особый вид процесса познания. Проект, как основной «продукт» прогностической деятельности имеет несколько значений, и почти все они имеют определенное отношение к педагогике. Во-первых, проект - это предварительный (предполагаемый) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационной формой целенаправленной деятельности.

Проектирование являются одним из самых используемых среди научного сообщества методов исследования, которые также используются и в педагогической науке, в частности. Такое внимание к данным методам исследования обуславливается тем, что их использование позволяет соединить как теоретическую, так и эмпирическую составляющую проводимого научного исследования. В связи с этим, одной из основных предпосылок проектирования поликультурной образовательной среды профессиональной подготовки педагогов, в рамках данного исследования, является формулировка её сущности, основных принципов и структуры.

В конце 90-х годов проектирование выделяется с обособленный предмет осуществляемых исследований, но в научных трудах нет единого определения данного понятия, так как ученые-педагоги определяют проектирование с одной стороны как одну из составляющих комплекса педагогических функций, с другой -как средство создания различных моделей. Известны определения различных научных исследователей педагогов. Н.Г. Алексеев в своих научных трудах представляет проектирование как детальное планирование будущих действий педагога. Так же он отмечает, что это безупречный ход работы, который направлен на формирование или наступление наилучшего результата, то есть образования, в будущем [1, С. 18-19].

Следует отметить, что в контексте данного исследования в роли доминирующей появляется проектировочная функция педагогической деятельности, поэтому все элементы системы «работают» на ее реализацию: диагностический отвечает за умение осуществлять педагогическую диагностику, ретроспективный анализ, для определения закономерностей развития объекта прогноза; проектировочная за умение проектировать педагогическую деятельность по реализации установленного прогноза и руководить процессом реализации прогноза, анализировать ситуацию и определять противоречие, цели проектировочной деятельности, осуществлять прогнозирование конечного результата.

На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по таким направлениям, которые соответствуют четырехэтапной структуре проектирования: замысел проекта; процесс его реализации; ожидаемые результаты; перспективы развития и распространения проекта.

П.И. Балабанов определяет проект как «определенный комплекс научно-технической документации с набором иллюстрированного материала» [2, С. 64]. Проект толкуют и как «объект предписания»; «система взаимосвязанных моделей»; создание опережающей проекции того, что будет создано в натуре.

В.С. Безрукова [3] отмечает, что проектирование является сложной многоступенчатой деятельностью, осуществляется поэтапно: от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. В процессе проектирования автор выделяет три основных этапа: моделирование (создание модели); создание проекта; конструирование (создание конструкта).

Необычное определение данному понятию дала Н.А. Масюкова, которая заключила, что в рамках образовательной среды проектирование представляет собой некий источник установки правил и трансляции нововведений посредством экрана или же различных технологических схем [7, с. 42].

В современной педагогике «среда» - это сочетание условий в окружении человека и во взаимосвязи с ним как с организмом и личностью. Среда - реальность, где происходит творческая деятельность человека. Пространство жизненно значимых событий как образовательная ценность. Серьезная попытка всестороннего анализа педагогических возможностей среды в контексте современности была предпринята Ю.С. Мануйловым, который в понятии «среда» охватывал все то, среди чего находится субъект развития и с помощью чего он реализует себя как личность [6].

В своем исследовании К.А. Калюжный, рассуждает: «если рассматривать человека, как открытую нелинейную систему, то, используя терминологию синергетики, понятие «среда» можно определить следующим образом: это внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации» [5]. Следовательно, можно отметить, что исследователь не любое пространство определяет средой, а только то, которое влияет и взаимодействует с человеком.

Учитывая точку зрения ученых, обратимся к понятию поликультурной образовательной среды. Поликультурная образовательная среда - это значимое жизненное пространство, где протекает процесс становления индивида, его развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, толерантности, культурными традициями. Общественные, материальные и духовные условия среды и самореализации личности обучающиеся составляют данную сложную структуру. Поликультурная образовательная среда считается объективным фактором формирования личности и объектом педагогического влияния многонациональной среды, дает возможность ее восприятия в качестве толерантности, а также средством воспитания. Проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы рассматривается как пространство культурного самоопределения личности с учетом его культурных принадлежности.

Проделанный анализ научных исследований позволяет заключить, что в современной науке уже плотно выстроилась проектная парадигма, положения которой базируются на педагогической и психологической теории, общих подходах проектирования, философии и основных концепций образования.

Следовательно, исходя из научных трудов российских и иностранных ученых, вектор развития образования направлен от конкретных моделей педагогической деятельности, в рамках содержания образования к проектированию образовательной деятельности, ее структуризации, планированию и грамотной реализации на практике. Деятельность педагога от проектировочного уровня переходит на содержательный, а затем и на процессуальный уровни. Для того чтобы спроектировать новые образовательные стандарты в системе образования необходимо будет произвести изменение существующих требований к приобретаемым обучающимися в рамках образовательного процесса знаниям, умениям и навыкам, что в последствии не может не отразиться в том числе и отрицательно на качестве образования.

Проектирование поликультурной образовательной среды являются неотъемлемыми элементами высшего образования, способствуя детальной проработке формирования технологической компетентности, играют важнейшую роль в формировании педагога профессионального обучения. Поликультурная среда способствует формированию национальной идентичности человека, дает студентам возможность понять другие культуры, признать и принять культурное разнообразие.

Среда высшей школы рассматривается учеными как носитель важнейшего комплекса характеристик сущности процесса профессионального становления личности, как фактор развития гражданской позиции и др. В нашем исследовании поликультурная образовательная среда высшей школы рассматривается как система условий развития личности будущего специалиста.

Н.У. Ярычев рассматривает поликультурную образовательную среду как инновация в образовании [9]. Целью проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы является познание будущего педагогика поликультуры, возможность его самореализации в многонациональном регионе при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой в итоге способствует толерантности в многокультурном социуме и его интеграции поликультурном пространстве.

Относительно структуры проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы включает в себя духовно-нравственного развития будущих педагогов. Характеристики проектирования поликультурной образовательной среды, обеспечивающей профессиональную подготовку студентов высших учебных заведений:

- аксиология и высокий уровень субъективности, поскольку специалист является высшей ценностью поликультурного образовательного пространства;

- потенциал свободы как возможности для реализации образования, основанного на единстве общечеловеческих ценностей и национально-культурных традиций населения России;

-универсальность, характеризующая широту образовательных услуг;

- многофункциональность - способность решать различные задачи в поликультурной образовательной среде и осуществление различных видов образовательной деятельности;

- высокая степень адаптируемости, изменчивости и вариативности целей, содержания, технологий, организационных моделей и в то же время систематического использования образовательных парадигм, практик, и методов взаимодействия образовательных предметов.

Рассмотрение и проектирование поликультурной образовательной среды высшего образования позволяет нам выделить следующие основные функции: гуманитарные, образовательные, социальные, культурные, которые создают мир. Ориентация на проектирование поликультурной образовательной среды удовлетворяет потребности развития и самореализации в новой социокультурной ситуации; высшее учебное заведение, ориентированное на поликультурное образование, которое становится местом возможной

культурной дискуссии, в котором студентам предоставляется возможность совместно испытать различия личности, научиться решать различные социокультурные и жизненные проблемы посредством диалога, компромисс и сотрудничество.

Проектирование поликультурной образовательной среды представлен как инновационный процесс, для эффективного управления которым важно учитывать логику и технологию запуска и реализации новых идей, основные характеристики инновационного процесса, его структуру, содержание и условия, при которых оно будет продуктивным в образовательной организации.

Выводы. Итак, проектирование поликультурной образовательной среды высшей школы понимается процесс становления толерантных отношений, эмпатии обучающихся из различных культур друг другу, положительного взгляда на культурный плюрализм; а также формирование толерантности и опыта сотрудничества с представителями различных культур.

Литература:

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности в социальном пространстве. - 2002. - №2. - С. 85-102.

2. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов. — Новосибирск: Наука, 1990. — 200 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика: проективная педагогика: учеб. пособ. [для учащ. индустр.-пед. спец-й] / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с.

4. Гаспарский В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок / В. Гаспарский. — М.: Мир, 1978. — 172 с.

5. Калюжный К.А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и назначение / К.А. Калюжный // Наука. Инновации. Образование. - 2015. - № 18. - С 7-23.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст]: Дис. д. п. н.: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. - М., 1997. - 192 с.

7. Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании: [Монография] / Н.А. Масюкова; М-во образования Респ. Беларусь. Нац. ин-т образования. - Минск: М-во образования Респ. Беларусь. Нац. ин-т образования, -1999. - 287 с.

8. Мак-Дональд Д. Игра называется бизнес / Д. Мак-Дональд; пер. с англ. - М.: Экономика, 1979. - 210 с.

9. Ярычев, Н.У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента / Н.У. Ярычев. // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 1 (4). - С. 30-33.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Абрамова Ольга Владимировна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва); студентка Бекренева Мария Павловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЯЗЫКОВЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «психологический барьер» и «коммуникативно-языковой барьер». Определяется их значение для эффективного изучения иностранного языка в высшем учебном заведении. Автор анализирует три основных психологических составляющих понятия «коммуникативно-языковой барьер». Практическая значимость статьи подтверждена результатами проводимого на кафедре иностранных языков исследования языковых и психологических барьеров у студентов при изучении иностранного языка. Выводы, сделанные по результатам данного исследования, направлены на повышение качества образования по дисциплине «Иностранный язык».

Ключевые слова: языковой барьер, коммуникативный барьер, психологический барьер, изучение иностранного языка, коммуникативная компетенция.

Annotation. The article deals with the concept of "psychological barrier" as well as "communicative-language barrier". Significance of these concepts is determined in the paper to make the learning of a foreign language more effective at the High Educational Institution. The author analyzes three main psychological aspects of " communicative language barrier " concept. The practical value of the article is confirmed at the Department of foreign language based on the research results concerning language and psychological barriers with which the students encounter in learning a foreign language. The analyses summing up on the results of presented research are aimed at upgrading the quality of education in such discipline as " Foreign language".

Keywords: language barrier, communicative barrier, psychological barrier, foreign language learning, communicative competence.

Введение. Полноценное изучение иностранного языка невозможно без внимательного подхода к проблеме коммуникативных и речевых барьеров. Исследования педагогов и психологов на этот счет ведутся с древнейших времен, однако, остроты и актуальности данная тема не теряет. Современные специалисты, практикующие в высших учебных заведениях, видят основной целью изучения иностранного языка студентами формирование у них коммуникативной компетенции, которая в дальнейшей профессиональной деятельности сыграет положительную роль. Без практических навыков хорошей речи, в том числе и на иностранном языке, современный деловой преуспевающий человек немыслим [3, С. 192]. Однако, без должной и вдумчивой психологической подготовки создание такой компетенции видится довольно сложным. Важно заметить, что с психологическими барьерами в выбранной деятельности зачастую сталкивается каждый человек. Но такого рода препятствия влияют на эмоциональную сферу жизни, а как следствие, на его самооценку. С точки зрения педагога, от подобных барьеров может пострадать учебный процесс. Студенту важно быть психологически готовым к применению иностранной речи, а для специалиста, исследующего данную тему, ожидается разработка комплекса приемов и алгоритмов, помогающих студенту справиться с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.