Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE / MODELING / THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT MODEL / IMPLEMENTATION OF THE MULTICULTURAL MODEL / REPRODUCTIVE AND INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макажанова Жулдыз Максутовна

В статье затрагиваются теоретические аспекты моделирования поликультурной среды в образовательном учреждении: дано определение понятию «поликультурная образовательная среда», являющееся смыслообразующим понятия «модель поликультурной образовательной среды», представлена модель поликультурной образовательной среды колледжа, рассматриваемая как средство исследования обозначенной проблемы. Приведенная модель включает взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки, являющиеся последовательностью структурных компонентов и их функциональных назначений. Далее обстоятельно описана структура формирующего блока модели поликультурности, состоящая из четырех направлении: первое направление -организация учебного процесса, второе направление - организация внеурочной деятельности, третье направление -организация воспитательной деятельности, четвертое направление - психологопедагогическая поддержка. При реализации модели поликультурности использование репродуктивных и интерактивных методов в преподавании, обогащающих образовательный процесс своим поликультурным содержанием, обеспечивает возможность формирования поликультурной личности в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGH COLLEGE

The article deals with the theoretical aspects of modeling multicultural environment in an educational institution: it provides a definition to the concept of "multicultural educational environment", which is the meaning-making concept of the multicultural educational environment model; it also presents a comparative analysis of the definitions of "design" and "modeling" and offers a structural and functional model of a multicultural educational college environment, seen as a means of researching a designated problem. The given model includes interconnected and interdependent blocks, which are a sequence of structural components and their functional purposes. The structure of the forming block of the multicultural model, which consists of four directions, is described in detail: the first direction is the organization of the educational process, the second direction is the organization of extracurricular activities, the third direction is the organization of educational activities, the fourth direction is psychological and pedagogical support. When implementing the multicultural model, the use of reproductive and interactive methods in teaching, enriching the educational process with its multicultural content, provides the opportunity to form a multicultural personality in the educational environment.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ»

УДК 37.0 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-236-244

ББК 74

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGH COLLEGE

Макажанова Жулдыз Максутовна

Аспирант кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет E-mail: zhuldyz.makazhan@mail.ru

Makazhanova Zhuldyz M.

PhD postgraduate student at the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University E-mail: zhuldyz.makazhan@mail.ru

Аннотация. В статье затрагиваются теоретические аспекты моделирования поликультурной среды в образовательном учреждении: дано определение понятию «поликультурная образовательная среда», являющееся смыслообразующим понятия «модель поликультурной образовательной среды», представлена модель поликультурной образовательной среды колледжа, рассматриваемая как средство исследования обозначенной проблемы. Приведенная модель включает взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки, являющиеся последовательностью структурных компонентов и их функциональных назначений. Далее обстоятельно описана структура формирующего блока модели поликультурности, состоящая

Abstract. The article deals with the theoretical aspects of modeling multicultural environment in an educational institution: it provides a definition to the concept of "multicultural educational environment", which is the meaning-making concept of the multicultural educational environment model; it also presents a comparative analysis of the definitions of "design" and "modeling" and offers a structural and functional model of a multicultural educational college environment, seen as a means of researching a designated problem. The given model includes interconnected and interdependent blocks, which are a sequence of structural components and their functional purposes. The structure of the forming block of the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Макажанова Ж. М., 2020

из четырех направлении: первое направление -организация учебного процесса, второе направление - организация внеурочной деятельности, третье направление -организация воспитательной деятельности, четвертое направление - психолого-педагогическая поддержка. При реализации модели поликультурности использование репродуктивных и интерактивных методов в преподавании, обогащающих образовательный процесс своим поликультурным содержанием, обеспечивает возможность формирования поликультурной личности в образовательной среде.

multicultural model, which consists of four directions, is described in detail: the first direction is the organization of the educational process, the second direction is the organization of extracurricular activities, the third direction is the organization of educational activities, the fourth direction is psychological and pedagogical support. When implementing the multicultural model, the use of reproductive and interactive methods in teaching, enriching the educational process with its multicultural content, provides the opportunity to form a multicultural personality in the educational environment.

Ключевые слова: поликультурная

Keywords: multicultural educational

образовательная среда колледжа, моделирование, environment of the college, modeling, the

Для успешной реализации идей поликультурного образования в колледже необходимо развивать в учреждении образовательную среду, представляющую собой взаимодействие культуротворческой и межкультурной составляющей во взаимоотношениях между студентами, относящимися к различным этническим и социальным группам. Проблема создания и развития поликультурной образовательной среды тесно связана с созданием модели поликультурного социума, где студенты могли бы взаимодействовать с представителями разных этносов, получить информацию о нормах другой культуры, проявить уважение к людям.

Вопрос поликультурной образовательной среды интересует многих российских и зарубежных исследователей, и каждое новое исследование вносит свою конкретность в данное понятие. И. В. Колоколова считает, что поликультурная образовательная среда заключается в способности оперативного реагирования на возникающие образовательные потребности социума и человека, что способствует успешной адаптации учащихся к ино-культурным условиям посредством образования [1].

Т. В. Поштарева рассматривает поликультурную образовательную среду как часть образовательной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность, стремящейся к пониманию и уважению других культур и общностей, умеющей жить в мире о согласии с представителями иных национальностей [2].

модель поликультурной образовательной среды, реализация модели поликультурности, репродуктивные и интерактивные методы.

multicultural educational environment model, implementation of the multicultural model, reproductive and interactive methods.

Согласно выводам Е. А. Пугачевой, категория поликультурной образовательной среды связана с созданием духовно насыщенной атмосферы межличностных контактов, обуславливающей поведение и мышление включенных в нее субъектов и стимулирующей в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям [3].

Поликультурную образовательную среду В. М. Куртвапова рассматривает как многонациональное, многокультурное окружение участников в образовательной организации, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности, которые влияют на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию [4].

Н. у. Ярычев определил среду поликультурности как реализацию образовательного процесса в контексте формирования толерантности [5].

Румынский исследователь М. Condruz-Bacescu в своей статье "Managing a multicultural environment" отмечает, что «понимание и правильная интерпретация различных форм поведения партнера способствует взаимопониманию и хорошему сотрудничеству в поликультурной среде». По мнению автора, важнейшими факторами успешного сотрудничества в поликультурной среде является: знание культуры представителей других этносов, означающее признание существования различий между культурами; уважение и сближение с чужой культурой, проецирующее принятие их различий без какого-либо суждения. Невозможно утверждать, что определенная культура совершенна, лучше, чем другая культура [6].

Таким образом, поликультурная образовательная среда способствует формированию и развитию взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Создание такой среды позволяет студентам понять культурные ценности своего и других народов, сформировать опыт межкультурного взаимодействия, толерантности, умения вести межкультурный диалог и адаптироваться в многонациональной среде.

В рамках нашего исследования поликультурность личности студентов выступает первым этапом в профессиональном развитии учащихся. Предполагаемый результат заключается в становлении выпускников высшего колледжа с определенными качествами поликультурности, формирующимися в поликультурной образовательной среде. Описывая характеристики поликультурности как свойства образовательной среды, считаем компонентами поликультурности в образовательной среде колледжа следующие составляющие: общность всех мероприятий, проводимых в колледже; готовность к межкультурному взаимодействию в коллективе; уважение и толерантность к представителям другой национальности в общении среди студентов колледжа; осознание студентом своей принадлежности к определенному этносу [7].

учитывая, что цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и реализации модели поликультурной образовательной среды в высшем колледже, необходимо раскрыть сущность проектирования, являющегося деятельностью по созданию и конструированию модели, состоящей из прогнозирования, моделирования и проектирования.

Педагогическое проектирование имеет связь с моделированием. В. И. Загвязин-ский определяет моделирование как метод исследования, при помощи которого объект

изучается путем исследования другого объекта, аналогичного первому [8]. Н. Е. Буланки-на утверждает, что этот метод исследования является универсальной формой познания, применяющейся при изучении преобразований процесса в любой сфере деятельности, в том числе и объектов педагогического проектирования [9]. Педагогическое моделирование понимаем как разработку общих идей создания педагогического процесса, ситуации и их реализацию. Моделирование позволяет представить изучаемый процесс в виде модели, способной замещать педагогическую реальность в некоторых отношениях, определяемых целями педагогического исследования [10].

Нами представлена модель нового смыслового понимания профессионального образования в условиях образовательной среды со свойством поликультурности. С помощью этой модели можно облегчить восприятие образовательной среды колледжа, состав студентов которого многонационален. Идеи средового подхода внедрены на уровне модели поликультурной образовательной среды в учебный процесс колледжа, и на примере высшего колледжа разработана конкретная интерпретация предложенной модели в контексте профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля.

Модель поликультурной образовательной среды высшего колледжа имеет четыре компонента: целевой, диагностический, формирующий, результативный. В целевой компонент модели включены цель и задачи поликультурности в образовательной среде колледжа, направленные на создание комфортных условий для формирования поликультурного типа студентов. Диагностический компонент модели обоснован на диагностическом инструментарии, изучающем уровень поликультурного личностного типа студентов, возможности поликультурной образовательной среды в условиях колледжа. В формирующем компоненте модели представлена программа поликультурности, направленная на организацию учебного процесса, внеурочной и воспитательной деятельности, психолого-педагогическую поддержку. Результативный компонент модели состоит из субъектного и социализационного критериев и их показателей поликультурной образовательной среды колледжа, в результате должен сформироваться поликультурный тип личности студентов в образовательной среде. Также формирование поликультурного личностного типа студентов колледжа в условиях поликультурной образовательной среды будет результативным при осуществлении совокупностей педагогических условий, выделенных нами следующим образом:

• воздействие возможностей поликультурной образовательной среды на процесс формирования личности студентов;

• условия управленческих действий (рис.).

В структуре формирующего компонента модели выделяются три уровня: образовательного содержания, педагогических технологий, организационно-управленческий (таблица).

Каждый уровень данного компонента осуществляет определенные функции. На уровне образовательного содержания поликультурной направленности образовательного процесса в учебном заведении происходит интеграция и синхронизация учебно-воспитательной деятельности и уделяется внимание развитию мировоззрения студентов, накоплению разносторонней информацию о культуре, языке и истории этнических групп, повышению уровня их поликультурности. Введение факультативного курса в учебный

Преподавтельский состав - управленческие действия Студенты колледжа - субъекты образовательного процесса

Цель: формирование поликультурного типа личности студентов колледжа

Диагностический компонент модели Диагностика поликультурного типа личности направлена на выявление спектра возможностей образовательной среды колледжа, обеспечивающего необходимым «питанием» субъектов образовательного процесса, исследование стихий, влияющих на образ жизни студентов, определение культурной идентификации личности студента

Формирующий компонент модели Организация учебного процесса Организация воспитательной работы Организация внеурочной деятельности Психолого-педагогическая поддержка Реализация формирующего блока модели распределена на трех уровнях: образовательного содержания, педагогических технологий, организационно-управленческом

Комплекс педагогических условий: - воздействие возможностей поликультурной образовательной среды на процесс формирования личности студентов; - условия управленческих действий

Результативный компонент модели Критерии: субъектный и социализационный Результат: Поликультурный тип личности студентов в образовательной среде колледжа

Рис. Модель поликультурной образовательной среды современного колледжа

план, реализация полилингвиального центра «Мирас», пополнение поликультурным компонентом образовательного процесса колледжа, внедрение обучающих программ тренинга по поликультурности студентов в образовательной среде - это комплекс мероприятий, который способствует формированию поликультурных ценностей у студентов, возникающих как результат образовательного процесса и его регулятор.

И. А. Маврина указывает, что при моделировании необходимо конструировать процедуру определения форм, методов, средств, совокупность и определенность взаимосвязей которых способствуют достижению целей проектирования и программирования изменений изучаемого понятия, явления, процесса [11, с. 15]. Поэтому на уровне педагогических технологий реализации всех направлений формирующего компонента модели используются репродуктивные и интерактивные методы воспитания и обучения, обогащающие образовательный процесс своим поликультурным содержанием.

Репродуктивные методы обучения и воспитания направлены на получение большого объема знаний и навыков, запоминание информации, связанной с культурным разнообразием общества, в кратчайшие сроки. Среди репродуктивных технологий для изучения различных культур, которые позволяют студентам формировать гуманитарное сознание, часто используются чтение и обсуждение рассказов, историй и произведений искусства.

Необходимо сочетать репродуктивные технологии с интерактивными методами, поскольку чрезмерное использование репродуктивных методов может привести к формализации и зубрежке. Внедрение интерактивных методов в преподавание позволяет нам успешно развивать самостоятельность, творческую активность, тем самым обеспечивая

Таблица

Уровни реализации направлений формирующего компонента модели

Уровни Направления формирующего компонента

Организация учебного процесса Организация воспитательной работы Организация внеурочной деятельности Психолого-педагогическая поддержка

Образовательное содержание Факультативный курс «Основы поликультурного образования» Обогащение поликультурной тематикой кружки и клубы, которые работают по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, эстетическое, спортивно-оздоровительное, профессионально-ориентированное, духовно-нравственное Полилингви-альный центр «Мирас» Программа тренинга

Педагогические технологии Использование репродуктивных и интерактивных технологий обучения и воспитания

Организационно-управленческий Возрождение народного хора, народного ансамбля, школы ветеранов; реорганизация управленческой структуры колледжа; создание культурно-языкового центра

постоянный диалог между учителем и учениками. Основой интерактивных методов в преподавании является концепция диалога культур М. М. Бахтина и В. С. Библера, рассматриваемая как форма взаимопонимания, общения двух субъектов, двух сознаний [12] в виде выраженной открытости личности [13].

Поэтому для формирования этнического самосознания и уважения к себе, толерантного отношения к другим людям и готовности к взаимодействию с представителями других этносов мы рекомендуем использовать такие интерактивные методы, как дискуссия, интерактивные игры, тематическое исследование, мозговой штурм и работа над проектом. Также целесообразно проводить различные мероприятия в сфере образования, принимая во внимание цели, функции и содержание поликультурности.

Эффективность интерактивных методов в преподавании также не отменяет значимости репродуктивных технологий, так как эти методы дополняют и улучшают процесс обучения и воспитания при освоении новых знаний, при формировании навыков общения и поведения.

Организационно-управленческий уровень реализации направлений формирующего компонента модели определяет управленческие действия, нацеленные на облагораживание среды посредством поликультурного обогащения ее ниш с надлежащими значениями. В нашем исследовании управленческие действия предполагают проектирующие и продуцирующие действия, ориентированные на получение информации об образовательной среде колледжа и уровне поликультурности студентов, их образе жизни, обеспечивающие моделирование поликультурного типа личности.

Образовательная среда колледжа - это и есть ниша среды, являющейся совокупностью возможностей среды. Соответственно, образовательная среда колледжа со всеми наделенными возможностями питает субъектов учебно-воспитательного процесса. Питание

среды содержит в себе поликультурное содержание, трофические возможности которого смогут развивать поликультурный тип личности.

Согласно концепту средового подхода Ю. С. Мануйлова, моделирование управленческих действий включает средства, которые предполагают получение среды с надлежащими значениями составляющих ее элементов. В рамках нашего исследования возможности образовательной среды колледжа наделены поликультурной составляющей: восстановление значений ранее существовавших ниш, исторически утративших по тем или иным причинам свою значимость и ценность (возрождение народного хора, народного ансамбля, школы ветеранов); восполнение исчерпавших свои резервные возможности ниш необходимыми свойствами, качествами, значениями (реорганизация управленческой структуры колледжа); восхождение к полноте значений существующих ниш (использование всего воспитательного потенциала существующих ниш); востребование должных значений ниш, утративших актуальность или силу (культурно-языковой центр); воспрепятствование разрушению адекватных и появлению неадекватных значений различных ниш (преодоление негативных тенденций в развитии среды) [14].

Для результативности образовательного процесса недостаточно одного поликультурного облагораживания ниш среды колледжа с надлежащими значениями, также управленцам (преподавательскому составу) необходимо регулировать стихии, рассматривающиеся в логике средового подхода в качестве совокупности вероятностей, вынуждающие студентов следовать за ней. Стихия выражается социальными движениями, интересом к каким-то тенденциям общества среди молодежи. В рамках учебно-воспитательных мероприятий колледжа управление стихиями познания, творчества, состязания, национальной идентичности, толерантности, коллективизма, гражданской и семейной принадлежности в русле поликультурной стихии могут принести реальный результат.

Ниши, элементы среды, содержание учебных и внеурочных занятий, повседневные занятия студентов являются способом взаимодействия их со средой, поэтому для достижения цели моделирования есть необходимость расширения поликультурных возможностей и вероятностей образовательной среды колледжа.

Список литературы

1. Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 198 с.

2. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2009. 393 с.

3. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.

4. Куртвапова В. М. Понятийный аппарат поликультурного образования // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2017. № 3. С. 46-54.

5. Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 30-33.

6. Condruz-Bacescu M. Managing a multicultural environment // Cultural and Literary Studies. 2010. Vol. 6, No. 1. P. 85-93.

7. Makazhanova Zh. M, Mavrina I. A., Batayeva F. A. Multiculturalism as a property of the educational environment of the college // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 3. С. 49-58.

8. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем: матер. регион. НПК. Пермь. 2004. С. 6-10.

9. Буланкина Н. Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. М.: Ун-тская книга, 2008. 441 с.

10. Глинский Б. А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. 248 с.

11. Маврина И. А. Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике обучения математике: моногр. Омск: Омский гос. пед. ун-т., 2007. 69 с.

12. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 33.

13. Бахтин М. М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. 1986. № 12. С. 152-159.

14. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 193 с.

References

1. Kolokolova I. V. Polikulturnoe prostranstvo obrazovatelnogo uchrezhdeniya kak sreda pedagogicheskoy podderzhki lichnosti uchashchegosya. PhD dissertation (Education). Rostov-on-Dоn, 2001. 198 р.

2. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokulturnoy kompetentnosti uchashchihsya v polietnicheskoy obrazovatelnoy srede. PhD dissertation (Education). Stavropol, 2009. 393 р.

3. Pugacheva E. A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikulturnoy srede vuza. PhD dissertation (Education). Nizhny Novgorod, 2008. 27 р.

4. Kurtvapova V. M. Ponyatiynyy apparat polikulturnogo obrazovaniya. Vestn. Moskovskogo gos. obl. Un-ta. Ser.: Pedagogika. 2017, No. 3, рр. 46-54.

5. Yаrychev N. U. Polikulturnaya obrazovatelnaya sreda kak element formirovaniya tolerantnosti studenta. Pedagogika vysshey shkoly. 2016, No. 1, рр. 30-33.

6. Condruz-Bacescu M. Managing a multicultural environment. Cultural and Literary Studies. 2010, Vol. 6, No. 1, рр. 85-93.

7. Makazhanova Zh. M., Mavrina I. A., Batayeva F. A. Multiculturalism as a property of the educational environment of the college. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2019, No. 5 (3), pp. 49-58.

8. Zagvyazinskiy V. I. Modelirovanie v strukture sotsialno-pedagogicheskogo proektirovaniya. Modelirovanie sotsialno-pedagogicheskikh sistem: mater. region. NPK. Perm, 2004, рр. 6-10.

9. Bulankina N. E. Problemy integratsii gumanitarnogo i estestvennonauchnogo znaniya v sovremennom obrazovanii. Moscow: Un-tskaya kniga, 2008. 441 p.

10. Glinskiy B. A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya (gnoseologicheskiy analiz). Moscow, 1965. 248 p.

11. Mavrina I. A. Prognozirovanie i modelirovanie v nauchnykh issledovaniyakh po teorii i metodike obucheniya matematike: monogr. Omsk: Omskiy gos. ped. un-t., 2007. 69 p.

12. Bibler V. S. Kultura. Dialog kultur. Voprosy filosofii. 1989, No. 6, p. 33.

13. Bakhtin M. M. Dva sposoba izuchat kulturu. Voprosy filosofii. 1986, No. 12, pp. 152-159.

14. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii. PhD dissertation (Education). Moscow, 1997. 193 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 31.05.2020 The article was received on 31.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.