Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOCULTURAL CONTEXT / TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева И.И., Щербакова Т.Н., Житная И.В.

It is shown the specifics of the socio-cultural context in the development of professional competence of a modern teacher. The features of professional activity of teachers working in a multicultural educational space are outlined. The article describes the risks of teaching in a multicultural educational environment. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. The article shows the role of awareness of the modern socio-cultural context, the ability to professional reflection, forecasting and preadaptation in setting the further development of the teacher as a professional, reference carrier and translator of progressive values and meanings relevant to socio-historical conditions. analytical and evaluative attitude to their own experience. The paper shows that the level of professional competence, the moral qualities of the teacher, the features of the value-semantic sphere, the ability to social modeling, play the role of a certain semantic reference point in the personal and semantic self-determination of students. The aim of the study was to study the expression of elements of professional competence of a teacher in a multicultural educational environment. As well as the analysis of the modern socio-cultural context as a space for the development of professional competence of a teacher. The results of a diagnostic study of the professional competence of teachers: teachers of Russian language and literature and primary school teachers working in a multicultural educational environment are presented and interpreted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY COMPETENCE IN MULTICULTURAL EDUCATION SPACE

It is shown the specifics of the socio-cultural context in the development of professional competence of a modern teacher. The features of professional activity of teachers working in a multicultural educational space are outlined. The article describes the risks of teaching in a multicultural educational environment. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. The article shows the role of awareness of the modern socio-cultural context, the ability to professional reflection, forecasting and preadaptation in setting the further development of the teacher as a professional, reference carrier and translator of progressive values and meanings relevant to socio-historical conditions. analytical and evaluative attitude to their own experience. The paper shows that the level of professional competence, the moral qualities of the teacher, the features of the value-semantic sphere, the ability to social modeling, play the role of a certain semantic reference point in the personal and semantic self-determination of students. The aim of the study was to study the expression of elements of professional competence of a teacher in a multicultural educational environment. As well as the analysis of the modern socio-cultural context as a space for the development of professional competence of a teacher. The results of a diagnostic study of the professional competence of teachers: teachers of Russian language and literature and primary school teachers working in a multicultural educational environment are presented and interpreted.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-83-6-307-318

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37 И.И. Лосева

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия iiloseva@sfedu.ru

Т.Н. Щербакова

Донской государственный технический университет

г. Ростов-на-Дону, Россия

tatiananik@list.ru

И.В. Житная

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия ivzhitnaya@sfedu.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

[Irina I. Loseva, Tatyana N. Shcherbakova, Inna V. Zhitnaya Social and cultural context of teacher's professional activity competence

in multicultural education space]

It is shown the specifics of the socio-cultural context in the development of professional competence of a modern teacher. The features of professional activity of teachers working in a multicultural educational space are outlined. The article describes the risks of teaching in a multicultural educational environment. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. Personal characteristics that act as professionally significant predictors of success of a modern teacher working in multicultural education are highlighted. The article shows the role of awareness of the modern socio-cultural context, the ability to professional reflection, forecasting and preadaptation in setting the further development of the teacher as a professional, reference carrier and translator of progressive values and meanings relevant to socio-historical conditions. analytical and evaluative attitude to their own experience. The paper shows that the level of professional competence, the moral qualities of the teacher, the features of the value-semantic sphere, the ability to social modeling, play the role of a certain semantic reference point in the personal and semantic self-determination of stu-

dents. The aim of the study was to study the expression of elements of professional competence of a teacher in a multicultural educational environment. As well as the analysis of the modern socio-cultural context as a space for the development of professional competence of a teacher. The results of a diagnostic study of the professional competence of teachers: teachers of Russian language and literature and primary school teachers working in a multicultural educational environment are presented and interpreted.

Key words: socio-cultural context, teacher, professional competence, multicultural environment.

Социокультурный контекст как пространство реализации педагогической деятельности задает рамку оценки профессиональной и личностной зрелости педагога, уровня его компетентности и профессионализма. Сегодня профессионально-значимыми оказываются умения самостоятельного выбора стратегии и тактики осуществления педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде, что позволяет педагогу найти свое место и определить роль в решении задач поликультурного образования. Существуют определенные риски, связанные как со спецификой ее реализации, так и с недостаточной компетентностью педагога, статуса и прерогатив современного инновационного образования, погруженного в соответствующий социокультурный контекст [3]. Один из рисков состоит в том, что педагог в ситуации взаимодействия должен работать с системой ценностей, смыслов, мировоззренческих установок и отношений обучающегося, которые достаточно противоречивы, а не только развивать когнитивную сферу. Уровень компетентности, нравственные качества педагога, характер, динамика, своеобразие моделируемых межличностных отношений играют роль определенного смыслового ориентира в ценностном самоопределении обучающихся. Профессиональное мировоззрение педагога как бы «погружено» в систему актуальных социокультурных представлений о взаимоотношениях «человек -Мир», определяющих его профессиональную позицию и стиль деятельности [10].

Педагог выполняет важную социокультурную задачу формирования адекватных, прогрессивных социальных установок и конструктивных моделей социального поведения в современных культурно-исторических условиях.

Поликультурное образование предъявляет особые требования к профессиональной этике педагога, что предполагает установление и сохранение уважительного отношения с другими субъектами.

Профессиональная этика в деятельности педагога, работающего в поликультурной образовательной среде, оказывает непосредственное влияние на развивающуюся личность. Сегодня существует социальный заказ на формирование компетентного педагога, способного продуктивно действовать в поликультурной образовательной среде [4].

Изучение опыта педагогической деятельности и анализ передовой педагогической практики в России и за рубежом позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности педагогических кадров в поликультурном образовании:

• опосредованность целей и задач педагогической активности государственным и социальным заказом, направленным на фасилитацию потенциальных возможностей обучающихся;

• умелое использование в деятельности многообразия составляющих поликультурной среды;

• конгруэнтность декларируемых стратегий и целей, операциональной составляющей, потребностям и перспективам поликультурного образовательного пространства;

• интеграция в практической деятельности исследовательско-диагностиче-ского, конструктно-проектировочного, формирующего, коррекционного, аналитико-оценочного потенциал профессиональной компетентности;

• широкая эрудиция, конструктивный личностный и профессиональный опыт, активный поиск инновационных технологий, личная инициатива и профессиональная компетентность;

• поливариантность поликультурных образовательных условий решения профессиональных задач, с учетом конкретных особенностей обучающихся, специфики их социокультурной идентичности [13; 17; 15].

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных качеств личности педагога можно выделить следующие личностные черты профессионально-значимые для современного педагога, работающего в поликультурном образовании:

• концентрация на обучающемся, желание и способность содействовать его развитию;

• открытость, толерантность, гибкость, конструктивность, высокий самоконтроль, тактичность;

• эмпатийность, способность моделировать атмосферу эмоционального комфорта и обеспечивать психологическую безопасность;

• аутентичность профессионального педагогического поведения, то есть способность транслировать эмоции и модели активности, адекватные ситуации;

• энтузиазм и оптимизм, вера в способности обучающихся к изменению и развитию в позитивный потенциал их индивидуальности;

• доверие к себе, другим и Миру, рефлексия ресурсов и рисков, потребностей, мотивов профессионального поведения;

• высокий уровень социального и эмоционального интеллекта.

С точки зрения психологов, в развитии профессиональной компетентности педагога большую роль играет осознание запроса современного социокультурного контекста, способность к рефлексии, прогнозированию и преадаптации. Дальнейшее профессиональное развитие связано с осмыслением самого себя, как профессионала, аналитико-оценочным отношением к собственному опыту [5; 7; 16; 14]. В процессе самодиагнстики и саморефлексии происходит становление индивидуального стиля деятельности, выстраивание личностных границ профессионального поведения, определение смыслов и ценностей своей профессиональной деятельности в поликультурном пространстве [1]. Само поликультурное образование рассматривает как пространство реализации личностных смыслов, миссии, социально-значимой цели развития личности нового формата.

Важным сегодня представляется проблема профессионального развития и саморазвития педагога, работающего в поликультурном образовательном пространстве. Особое значение приобретает субъектность педагога, проявляющаяся в способности адекватно оценить уровень своей компетентности, рефлексивно ассимилировать опыт других [10].

Сегодня акцент ставится на развитии личностной, профессиональной и социальной идентичности, обеспечивающей самоопределение субъекта, основанное на самопознании и самоотношении. Здесь присутствуют когнитивный, эмоционально-поведенческий уровень представленности образа Я в профессиональной компетентности [6; 8; 12].

Профессиональная идентичность выражается в объективном и субъективном единстве с профессиональным сообществом, обусловливающим развитие значимых профессиональных характеристик, соблюдении норм, выполнении предписанных ролей и стабилизирующее статус личности. Образ «Я-педагог» выступает проекцией профессиональной компетентности.

В исследованиях психологов профессиональная идентичность сопряжена с профессиональной Я-концепцией, включающей когнитивную составляющую, интегрирующую профессиональные знания и соответствующие умения; эмоци-

ональный конструкт, содержание которого - это эмоционально-оценочное отношение к профессиональным задачам и миссии, к себе как субъекту деятельности; поведенческий конструкт, как реакции и паттерны поведения, обеспечивающие определенный уровень выполнения задач.

Профессиональная идентичность сопряжена с принятием на социальном и личностном уровне субъектом деятельности профессиональных ценностей, специфики профессионального бытия в определенном социокультурном пространстве психологи рассматривают профессиональную идентичность как компонент социальной идентичности, связанной с самоопределением в макро и микросоциуме, принятием идеалов и образов достижений, позитивным отношением к ним [9; 11].

Социальные представления способствуют формированию социальной идентичности, идентификации субъекта с референтной группой, адекватному считыванию информации с «социальных зеркал», выработке самоидентичности как члена социальной системы, имеющей общую картину мира [2].

Результаты диагностического исследования профессиональной компетентности педагогов: учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов.

Диагностическое исследование проводилось в рамках курсов повышения квалификации на базе стажировочной площадки ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по реализации мероприятия государственной программы Российской федерации «Развитие образования» - «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка.

В исследовании приняли участие учителя русского языка и литературы и учителя начальных классов образовательных учреждений Чеченской республики и Республики Дагестан.

Выборку респондентов составили: учителя начальных классов ОУ Чеченской республики - 889 человек; учителя начальных классов ОУ Республики Дагестан - 735 человек; учителя русского языка ОУ Чеченской республики -445 человек; учителя русского языка Республики Дагестан - 367 человек.

Комплекс диагностического инструментария представлен анкетами, нацеленными на изучение выраженности компонентов профессиональной компетентности, адекватности атрибуции ответственности, выявление представлений педагогов о факторах успешного взаимодействия с обучающимися в поликультурной образовательной среде.

Анализ полученных результатов анкетирования позволил описать ресурсы и риски в развитии профессиональной компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

В совершенствовании профессионального мастерства педагоги отмечают в большинстве случаев желание повышать квалификацию и приобретать больше возможностей профессионально расти (рис. 1).

Рисунок 1

Факторы, влияющие на совершенствование профессионального мастерства

■ Учителя начальных классов

■ Учителя русского языка и литературы

. 5%

в) требования администрации б) материально-техническая база а) желание учителя

13%

18,10% 13%

76,90% 54%

Как считает больше половины респондентов эффективность обучения и воспитания в большей степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагога (рис. 2).

Рисунок 2

Факторы, обеспечивающие результативность обучения

Педагоги демонстрируют тенденцию атрибутировать ответственность за плохие результаты в учебе обучающихся прежде всего себе. Вместе с тем,

учителя начальных классов долю ответственности за результаты отводят родителям (19,4%) и ученикам (15,5%) (рис. 3).

Рисунок 3

Атрибуция ответственности за результат образования

Учителя начальных классов

■ Учителя русского языка и литературы

в) ^^^^ 19,40% родители б, 60 /о

б) ученик I 3 00о/о 15'60%

а)учитель

65,00%

90,40%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%

Определяя систему целесообразного педагогического инструментария, педагоги в большей степени руководствуются инструктивными и методическими материалами, а не собственной профессиональной позицией или требованиями администрации. Именно такой ответ дали преобладающее большинство опрошенных учителей русского языка и литературы (более 80%). Среди учителей начальных классов ответы распределились иначе: половина педагогов руководствуются инструктивными материалами, 34,4% - собственной профессиональной позицией и только 15% прислушиваются к требованиям администрации (рис. 4).

Рисунок 4

Детерминация выбора педагогического инструментария

Оценивая детерминацию конфликта на уроке, 86,4% опрошенных учителей русского языка считают, что виноват педагог, 11,4% - видят причину в стечении

обстоятельств и только 2,3% - наделяют ответственностью ученика. Среди учителей начальных классов распределяют ответственность за конфликтную ситуацию следующим образом - только 41,9% винят в ней учителя, 38,1% видят причину в стечении обстоятельств и 20% - признают вину за учащимся (рис. 5).

Рисунок 5

Представления о провокаторах конфликта

Учителя начальных классов

20.00%

■ 2,ЗоУ' ,40%

38,10% ■ 41,90%

Учителя руского языка и

литературы 86,40%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00% а) стечение обстоятельств ■ б) ученик ■ в) учитель

Анализируя возможность привлечении обучающихся к анализу и оценке деятельности педагога, респонденты высказывают следующие мнения -65,6% согласны проводить, но не видят в них смысла; 27,3% респондентов систематически проводят такую работу, считая, что ученик может выступать соавтором учителя; и только 6,8% педагогов отмечают, что чувствуют себя неуютно в ситуации оценки со стороны обучающихся.

Учителя начальных классов систематически проводят такую работу -59,5%, но не считают ее целесообразной, 39,3% и 6,6% предпочли бы избежать этого вида деятельности (рис. 6).

Рисунок 6

Отношение к оценке со стороны обучающихся

в) чувствую себя неуютно б) не возражают против таких

™ 6,60%

Н 6,80%

исследований

а) систематически проводят такую ^м 59,50% работу 27,30%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% Учителя начальных классов ■ Учителя русского языка и литературы

В результате анализа результатов исследования появилась возможность выделить определенные ресурсы развития профессиональной компетентности педагога:

• современный социокультурный контекст задает матрицу приоритетов в профессиональном развитии педагога;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• значимых различий между учителями двух групп в вопросах анкетирования не выявлено, что можно говорить о превалировании ориентации на требования времени и одновременно об отсутствии принципиальных противоречий в оценке значимых маркеров профессиональной самоэффективности педагогами, работающими в сходных условиях поликультурной образовательной среды;

• в качестве определенных ресурсов развития компетентности могут выступать декларируемая готовность к развитию и приобретению нового опыта и знаний, тенденция атрибутировать ответственность себе за развитие и результат проблемных педагогических ситуаций;

• представление о необходимости и ресурсности постоянного развития.

Обозначились и определенные риски развития профессиональной компетентности педагогов:

• недостаточно четкое понимание сущности социального заказа в области образования;

• декларативный и пафосный характер высказываний относительно проявлений компетентности в индивидуальной практике;

• расхождение между желанием самосовершенствоваться и дефицитом временных и материальных ресурсов.

Сегодня необходимо разработать программы разноуровневого сопровождения в социокультурном контексте развития профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей продуктивность деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Абакумова И.В. Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. М.: Изд-во «Кредо», 2013. 430 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2009. 376 с.

3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные. М.: Просвещение. 2015. 447 с.

4. Демина О.А., Тепленева И.А. О трансформации методического мышления преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2020. №2 7. С. 156-167.

5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2006. 170 с.

6. Малинецкий Г.Г., Сиренко С.Н. Глобализация образования в системном контексте // Мир России. 2020. № 2. С. 92-107.

7. Мисиров Д.Н., Щербакова Т.Н. Проблема взаимного влияния психологической компетентности и индивидуального стиля учителя. Труды Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. 2012. № 12. С. 042-048.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

9. Теркина А.В. Инновация как социокультурный феномен // Аналитика культурологии. 2015. № 2(32). С. 12-17.

10.Фроловская М.Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога // Педагогика. 2007. № 6. С. 60-63.

11..Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е. Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации: ресурсы и риски. Ростов-на-Дону: Изд-во РИПК и ППРО, 2011. 127 с.

12.Шледер Б., Шефер Б., Скарабис М. Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентность // Психология: научный журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 1. С. 24-51.

13.Щульц Д.П., Шульц С.Э. Психология и работа / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 562 с.

14.Щербакова Т.Н., Мисиров Д.Н. Психологические условия профессионального развития специалистов инженерного профиля // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научно-педагогический журнал. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. С. 93-100.

15.Щербакова Т.Н. Успешность педагога в поликультурной образовательной среде: диагностика, технологии развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РИПК и ППРО. 2019. 112 с.

16.Ogannisyan L.A., Borzilov Y.P., Semergey S.V., Misirov D.N., Akopyan M.A. The 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality, Kuta - Bali - Indonesia. 2018.

17. Shcherbakova, Rakhima Kh. Malkarova, Azamat B. Sozaev, Marat A. Anayev, Rima Kh. Kulimova and Susanna M. Khakhetlova. Teacher as a Subject of Interaction: Communicative Resources and Risks. Journal of Advanc,ed Research in Dynamical and Control Systems presents peer-reviewed survey and original research articles. ISSN 1943023X Coverage 2009-2015, 2017-2020.

R E F E R E N C E S

1. Abakumova I. V. General theory of meaning, psychological concepts of meaning formation, didactics of meaning. M.: Publishing house Credo, 2013.430 p.

2. Andreeva G.M. Social psychology: textbook. M.: Aspect-Press, 2009.376 p.

3. Asmolov A.G. Optics of education: sociocultural. M.: Education. 2015.447 p.

4. Demina O.A., Tepleneva I.A. On the transformation of the methodological thinking of a university teacher // Higher education in Russia. 2020. No. 7. P. 156-167.

5. Zeer E.F. Personal developmental professional education. Ekaterinburg: Publishing house of the Russian State Professional Pedagogical University, 2006.170 p.

6. Malinetskiy G.G., Sirenko S.N. Globalization of education in a systemic context // World of Russia. 2020. No. 2. P. 92-107.

7. Misirov D.N., Shcherbakova T.N. The problem of the mutual influence of psychological competence and the individual style of the teacher. Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogical sciences: scientific and pedagogical journal. Rostov-on-Don: SFedU Publishing House. 2012. No. 12. P. 042-048.

8. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation / Trans. from English M.: Kogito-Center, 2002.396 p.

9. Terkina A.V. Innovation as a sociocultural phenomenon // Analytics of cultural studies. 2015. No. 2 (32). P. 12-17.

10.Frolovskaya M.N. The professional image of the world as the basis of the teacher's activities // Pedagogy. 2007. No. 6. P. 60-63.

11.Khlebunova S.F., Shcherbakova T.N., Alimova E.E. Development of professional competence of a teacher in the system of advanced training: resources and risks. Rostov-on-Don, 2011.127 p.

12.Schleder B., Schaefer B., Skarabis M. Socio-psychological model of the perception of someone else: identity, knowledge, ambivalence // Psychology: scientific journal of the Higher School of Economics. 2004. Vol. 1. No. 1. P. 24-51.

13.Schultz D.P., Schultz S.E. Psychology and work / Trans. from English SPb.: Peter, 2003.562 p.

14.Shcherbakova T.N., Misirov D.N. Psychological conditions for professional development of specialists in engineering. Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical sciences: scientific and pedagogical journal. Rostov-on-Don: SFedU Publishing House, 2011. P. 93-100.

15.Shcherbakova T.N. The success of a teacher in a multicultural educational environment: diagnostics, development technologies. Rostov-on-Don, 2019.112 p.

16.Ogannisyan L.A., Borzilov Y.P., Semergey S.V., Misirov D.N., Akopyan M.A. The 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality, Kuta - Bali - Indonesia. 2018.

17.Shcherbakova, Rakhima Kh. Malkarova, Azamat B. Sozaev, Marat A. Anayev, Rima Kh. Kulim-ova and Susanna M. Khakhetlova. Teacher as a Subject of Interaction: Communicative Re-sources and Risks. Journal of Ad-vanc, ed Research in Dynamical and Control Systems presents peer-reviewed survey and original research articles. ISSN 1943023X Coverage 2009-2015, 2017-2020.

_15 ноября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.