Научная статья на тему 'Компетентность педагогов в интерактивной концепции развития поликультурного воспитания'

Компетентность педагогов в интерактивной концепции развития поликультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL DIFFERENCES / DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL COMPETENCE OF THE TEACHER / INTERACTIVE ENVIRONMENT / MULTICULTURAL DIALOGUES / MULTICULTURAL TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев С.М.

The development of education competence has become a qualitative indicator of professionalism as an ability to realize the development of multicultural education in an interactive pedagogical environment. On the basis of the analysis of different scientific positions, the multicultural competence of the teacher is determined by the presence of the basic cultural identity of knowledge and respect for cultural differences, the openness of the internal culture to a dialogue with other cultures. It is also determined by ability of a teacher to attract young people to intercultural contacts, involvement in the interaction and synergetic nature of thoughts in intercultural dialogues. It is given the detailed analysis of the results of training teachers for the development of multicultural education in the conditions of an interactive organization of methodological school work in the system of raising the level of teachers' skill. The specific features of multicultural education in different republics of the North Caucasus are singled out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF TEACHERS IN THE INTERACTIVE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL EDUCATION

The development of education competence has become a qualitative indicator of professionalism as an ability to realize the development of multicultural education in an interactive pedagogical environment. On the basis of the analysis of different scientific positions, the multicultural competence of the teacher is determined by the presence of the basic cultural identity of knowledge and respect for cultural differences, the openness of the internal culture to a dialogue with other cultures. It is also determined by ability of a teacher to attract young people to intercultural contacts, involvement in the interaction and synergetic nature of thoughts in intercultural dialogues. It is given the detailed analysis of the results of training teachers for the development of multicultural education in the conditions of an interactive organization of methodological school work in the system of raising the level of teachers' skill. The specific features of multicultural education in different republics of the North Caucasus are singled out.

Текст научной работы на тему «Компетентность педагогов в интерактивной концепции развития поликультурного воспитания»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.01)

УДК 37 С.М. Хаджиев

Чеченский институт повышения квалификации работников образования г. Грозный, Россия khadzhiev.76@mail.ru

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-248-258

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ИНТЕРАКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

[Saidkhasan M. Khadzhiev Competence of teachers

in the interactive concept of the development of multicultural education]

The development of education competence has become a qualitative indicator of professionalism as an ability to realize the development of multicultural education in an interactive pedagogical environment. On the basis of the analysis of different scientific positions, the multicultural competence of the teacher is determined by the presence of the basic cultural identity of knowledge and respect for cultural differences, the openness of the internal culture to a dialogue with other cultures. It is also determined by ability of a teacher to attract young people to intercultural contacts, involvement in the interaction and synergetic nature of thoughts in intercultural dialogues. It is given the detailed analysis of the results of training teachers for the development of multicultural education in the conditions of an interactive organi -zation of methodological school work in the system of raising the level of teachers' skill. The specific features of multicultural education in different republics of the North Caucasus are singled out.

Key words: cultural differences, development of multicultural education, multicultural competence of the teacher, interactive environment, multicultural dialogues, multicultural trainings.

В современных условиях доступности информации о самых разных культурах и народах, наличия почти в каждой школе поликультурной среды становится актуальными, поиск и реализация технологий развития поликультурной компетентности педагогов и школьников. При этом необходимо иметь в виду, что педагогические системы являются искусственно созданными конструкциями, выстраиваемыми под заранее заданные общественные цели. К тому же они являются нелинейными системами, интенсивность и продуктивность результатов которых нельзя заранее конкретно предсказать.

Такая их особенность связана как с объективными, так и субъективными факторами, влияющими на их организацию. Поскольку обеспечение продуктивности взаимодействия этих факторов в педагогических системах поручено педагогам, необходимо организовать специальную их подготовку к развитию поликультурного воспитания.

Актуальность такой научно-методической подготовки педагогов обоснована также в концепциях развития поликультурного образования в РФ и отдельных субъектах Северокавказского региона. Профессиональная подготовка педагогов в концепциях и в стандартах профессионального образования связывается с компетентностью специалиста. Для научно-методической поддержки учреждений поликультурного образования в разработке адекватных критериев поликультурной компетентности педагога рекомендовано создавать специальные научные подразделения и временные научно-исследовательские коллективы [4].

Необходимо отметить, что проблема компетенций и компетентностного подхода к подготовке специалиста в современных условиях образования взрослых является одной из самых популярных тем, обсуждаемых в научно-методической литературе, на страницах специализированных журналов и в корпоративных сообществах.

Прежде чем перейти к характеристике поликультурной компетентности, проанализируем компетентностный подход в позиции образовательных стандартов. В образовательных стандартах профессионального образования компетенции приняты как основные критерии и требования к качеству результатов работы профессиональных образовательных организаций. В связи с этим компетенцией принято называть потенциальная готовность учащихся, студентов успешно адаптироваться в мире на основе знаний и способов понимания мира, усвоенных в содержании образовательных программ. При этом компетенции относятся к студентам и выпускникам образовательных профессиональных организаций. Профессиональными компетенциями тогда можно назвать степень готовности, потенциальные способности выпускников к выполнению своих профессиональных функций.

Наряду с компетенциями в образовательных стандартах используется категория «компетентность». Компетентность целесообразно отнести к мастерству специалиста, умеющего в реальной деятельности эффективно использо-

вать знания в решении тех или иных проблем, способного к созданию в педагогическом процессе интерактивной среды, стимулированию и поддержке инициативы и активных познавательных действий учащихся.

Сущность педагогической компетентности раскрыта в определении А.К.Марковой, которая понимает ее как «труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность и общение, реализуется его личность и достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка» [6, с. 7]. Понятие «компетентность» автор связывает с формированием профессиональной деятельности и обретением специалистом такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

По мнению Е. И. Огарева, компетентность характеризует уровень развития специалиста, его способности высказывать квалифицированные суждения, принимать адекватные и ответственные решения, приводящие к рациональному достижению поставленных целей [7, с. 39]. Соответственно компетентность является реализованной компетенцией, уровнем проявления сформированной при профессиональной подготовке компетенции, качеством выполнения функций в реальной работе в соответствии с предъявленными требованиями работодателя. Поликультурная компетентность в нашем исследовании отнесена как к педагогам, так и к воспитанникам, поскольку она не остается потенциальной готовностью, а проявляется в повседневном участии в поликультурной среде во взаимоотношениях с представителями разных культур. В этой связи считают, что подготовка педагогов к реализации поликультурного воспитания включает два взаимосвязанных аспекта: подготовку студентов к жизнедеятельности в поликультурном обществе и их педагогическую подготовку к осуществлению образовательного процесса с опорой на идеи поликультурного образования [10].

В рамках исследования можно привести некоторые соображения по первому аспекту проблемы. Анализ образовательных стандартов профессионального образования и опыта подготовки специалистов в области педагогического образования показывает, что наблюдается ряд проблем в поликультурном образовании и воспитании. Так, хотя поликультурное образование и воспитание являются междисциплинарными в любой образовательной

системе, в стандартах и учебных планах только некоторых вузов в области выбора представлен курс «Поликультурное образование», а поликультурное воспитание пока не находит должного внимания. Только на факультете иностранных языков предложен курс «Межкультурная коммуникация». Есть известный учебник для студентов «Основы межкультурной коммуникации» под редакцией А.П. Садохина, ориентированный на мировые культуры. В нем даже не упоминаются проблемы и специфика коммуникации народов России, а есть только раздел «Русская культура в контексте межкультурной коммуникации». В нем попутно отмечена важность межкультурной компетентности как «позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических институтов общества к потребностям разных культурных групп» [1, с. 277]. Как видно, здесь речь идет о подготовке студентов к корректному поведению в поликультурной среде, а не о подготовке их к поликультурному воспитанию других. Проблема необходимости поликультурного воспитания педагогов всех направлений подготовки в стандартах и программах дополнительного образования пока остается без должного внимания.

Второй аспект относится к области внедрения результатов исследования в массовую практику и развитие компетентности педагогов в системе повышения квалификации и дополнительного образования. Отличие поликультурной подготовки в этих аспектах заключается в том, что в базовой подготовке специалистов качественным измерителем является компетенция, а в системе дополнительного образования у специалистов уже необходимо развивать компетентность.

В качестве сущностных характеристик поликультурной компетентности будущих педагогов Т.И. Ковалева рассматривает знания культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к культуре и традициям других народов, готовность к трансляции культурных ценностей, способность к смыс-лообусловленному самосовершенствованию и развитию [3]. Как видно, в этом определении представлена логическая связь базовой культуры со способностью педагогов, формировать корректные отношения воспитанников к иным культурам и их представителям. В некоторых исследованиях отмечено, что организаторам поликультурного воспитания особенно важно «уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно

понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [2. с. 116]. В этой характеристике поликультурной компетентности не упоминается базовая культурная идентичность педагога, без которой нельзя строить свои отношения к иным культурам. К тому же педагогу недостаточно владеть поликультурной компетентностью, а необходимо уметь формировать такую компетентность у воспитанников.

Под поликультурной компетентностью иногда называют «готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества с представителями других культур и к обеспечению межкультурного, межэтнического и межличностного взаимодействия учащихся в поликультурном мире, в том числе в поликультурном образовательном пространстве» [5]. Здесь явно видно отождествление компетенции с компетентностью. Готовность будущего учителя, еще студента мы определяем как компетенцию, а компетентность определяется умениями качественно выполнять профессиональные функции. Поликультурная компетентность педагога как его способность осуществлять поликультурное воспитание в более полном объеме выражена в позиции С.А. Хазовой. Она объясняет поликультурную компетентность педагога как способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности в осуществлении поликультурного воспитания учащихся [9].

Анализ различных научных позиций в оценке сущности поликультурной компетентности педагога позволяет рассматривать в структуре поликультурной компетентности базовую культурную идентичность, знание и уважение культурных различий, открытость внутренней культуры диалогу с иными культурами, решимость и способность к межкультурным контактам, вовлеченность в интеракцию и синергетический характер мыслей в межкультурных диалогах. В таком ракурсе ее можно принять за личностное качество педагога. Но как профессиональное качество оно еще требует от педагога способности формировать базовую культуру воспитанников, выявлять и разрешать культурные различия, формировать их корректное поведение по отношению к представителям иных культур в интерактивной образовательной среде. Одна-

ко проведенное в этих целях тестирование показало, что только около трети педагогов в массовой образовательной практике владеют поликультурной компетентностью и готовы к организации поликультурного воспитания.

Соответственно возникает проблема формирования и развития у педагогов поликультурной компетентности в воспитательной работе с детьми из разных культурных сообществ. В поиске путей решения этой проблемы мы исходили из идеи о том, развитие поликультурного воспитания связано с областью культурных различий и их можно использовать как движущие силы интерактивной поликультурной среды. Интерактивной средой подготовки педагогов к поликультурному воспитанию были определены семинары в рамках методической работы школы и курсов повышения квалификации. В программу семинаров были включены: методики диагностики отношений школьников к поликультурным контактам, методики формирования этнокультурной идентичности, интерактивные технологии анализа и оценки культурных различий, тренинги развития поликультурной компетентности и мастер-классы демонстрации уровня поликультурной компетентности. Результаты таких семинаров позволили достичь качественных изменений в способности к организации и развитию поликультурного воспитания у 89,2% педагогов.

Анализ результатов исследования позволил выделить ряд специфических особенностей развития поликультурной компетентности педагогов в северокавказских республиках.

Так было выявлено, что базовой культурной идентичность. педагоги уже владеют, поскольку они уже состоявшиеся взрослые люди, имеющие мировоззренческие установки, осознанно принявшие ценности какой-либо культуры и подготовленные для приобщения других к ценностям культуры. К тому же если речь идет о межкультурных контактах, диалогах и поддержке молодежи в них, которые требуют от педагогов своих устойчивых культурных ценностей и позиции, чем можно настраивать воспитанников на поиск свей культурной идентичности. В межкультурных контактах у каждого человека должно быть то, чем можно обменяться, поделиться, полемизировать, что помогает понимать друг друга. В связи с этим считается, что в межкультурных контактах базовая этнокультурная идентичность должна сохранять свою автономию [8, с. 196]. Такой позиции мешает увлечение молодежи технологиями массовой культуры или примыкание к новым субкультурам. Легкость увлечений моло-

дежи в этих сферах культур зависит от отсутствия базовой культуры с устоявшими ценностями, отсутствие связей с жизнью и традициями своего народа. Базовая культурная идентичность, как показатель внутренней культуры человека, помогает иметь, высказывать, отстаивать собственное мнение и, если необходимо, идти на компромисс с иными культурными позициями.

В методику формирования базовой культурной идентичности воспитанников были включены следующие критерии:

• формирование интереса к жизни своей семьи, народа, его культуре;

• поддержка стремления стать похожим на близких, родственников;

• стимулирование инициативы и активность в традиционных социальных событиях;

• поддержка желания и умения говорить на родном языке;

• утверждение признания принадлежности к своему этносу.

Эти критерии относятся как воспитателям, так и к воспитанникам, только воспитатели используют их как основу своей работы, а воспитанники как к конечной целью в своей культурной идентичности.

Однако наличие этнокультурной идентичности имеет и обратную сторону, она может привести человека к этноцентризму, предпочтению культурных ценностей только своего культурного сообщества, оценке иных культурных различий с позиции своей культуры. Такая позиция может стать и существенным фактором закрытости внутренней культуры личности, мешающей открытости межкультурным контактам. Особенно негативно может отразиться на межкультурном взаимодействии закрытый характер внутренней культуры педагогов. Как показывают полевые наблюдения, такие случаи в последние годы возрождения национального сознания возрастают среди интеллигенции и даже научного сообщества в разных регионах.

Одним из первых признаков поликультурной идентичности является интерес человека к иным культурам, владение знаниями о них, признание и уважение культурных различий. На такую характеристику поликультурной компетентности могут влиять как различные источники информации о культурных различиях, так и непосредственные контакты с представителями иных культур. В связи с этим в республиках с ограниченными культурными контактами в поликультурном воспитании целесообразно обращаться к культурным различиям, характеризуемым в различных источниках инфор -

мации. Так в республике Дагестан со смешением более тридцати культурных сообществ в повседневной жизни значимую роль играют непосредственные межкультурное контакты. В республиках Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии также возможны такие контакты, поскольку в них представлены два коренных народа. В республике Ингушетия и Чеченской республике такие контакты ограничены. Здесь важно влияние массовой культуры или передач телевидения о культуре и традициях иных народов по телепередачам. Социальные сети, если ими пользуются педагоги, также могут оказать значимое влияние на понимание специфики иных культур и признания их автономии и уважения к ним.

Какое бы влияние извне не оказывалось, позиция человека по отношению к информации о других культурах и к представителям этих культур складывается на основе внутренней культуры личности. Соответственно в подготовке педагогов к развитию поликультурного воспитания необходимы технологии выявления, оценки и развития внутренней культуры личности. В нашем исследовании выявлено, что, если человек готов идти на контакты с представителями иных культур, он может узнавать их лучше, понимать их и свободно общаться с ними. Педагогам для работы с многокультурным составом учащихся нужно быть готовым к пониманию ценностей, норм жизни и психологическим установкам молодежи с различной культурной идентичностью.

Вовлеченность в интеракцию в нашем исследовании также установлена в качестве сущностного признака поликультурной идентичности педагогов в поликультурном воспитании даже при отсутствии поликультурной среды. Однако педагог является массовой профессией, не все могут быть настроены и способны на такую открытость. В связи с чем актуальны тренинги по налаживаю межкультурных контактов. Работа семинаров позволила выделить следующие прдуктивные тренинги поликультурной компетентности: «Разные способы объяснения явлений мира», технология «Ассоциации эстафетный диалог, субкультурное путешествие, разработки и защиты субкультурных проектов, диалог эсперанто, пойми меня, представь свой народ и др. Такие тренинги позволяют включать педагогов в интерактивную среду общения, отрабатывать опыт открытого общения, почувствовать себя свободным в поликультурной среде. В непосредственном общении, здесь и сейчас нужно найти пути преодоления преград к инициативе, открытости обще-

ния, понимания проблем представителей разных культур. В такой неожиданной непредсказуемой обстановке педагог отрабатывает умения оперативно вмешиваться в возникающие экстремальные ситуации и найти пути разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Соответственно там он находит новые средства, технологии и механизмы налаживания межкультурных контактов, овладевает умениями развития поликультурного воспитания.

Исследование также привело к необходимости принять существенным признаком поликультурного воспитания и синергетический характер мыслей.

В интерактивной среде умелый компетентный педагог должен находить новые идеи, новые подходы и решения к возникающим проблемам. Он должен оперативно замечать, выявлять и оценивать различные культурные и личностные особенности, способствующие или мешающие открытости межкультурных контактов. У него должны быть несколько вариантов решения этих проблем, он должен быть постоянно в поиске иных подходов, технологий и стратегий поведения.

Сравнительный анализ описанных сущностных признаков поликультурной компетентности педагогов позволяет считать ее допуском к поликультурному воспитанию молодежи. Такой педагог не только интересно организует межкультурные контакты в школьных и социальных группах, но будет способствовать развитию своей поликультурной компетентности и поликультурного воспитания.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

3. Ковалева Т. И. Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

4. Концепция развития поликультурного образования. [Электронный ресурс] http://www.mon95.ru/ deyatelnost/podmenyu-25/84-2013-12-29-17-55-32-2/2318-489 (дата обращения 15.09.2018).

5. Максимова Л.И. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2012.

6. Маркова А.К. Психологический анализ труда учителя. Профессиональная компетентность учителя // Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М., 1993.

7. Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб., 1995.

8. Хаджиев С.М. Специфика поликультурного воспитания малочисленных народов северного Кавказа // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1.

9. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога: монография / С.А. Хазова, Ф.Р. Хатит / Майкоп, 2015. [Электронный ресурс] http://www.dx.doi.org/10.18411/2015-11-014 (дата обращения 15.09.2018).

10. Хупсарокова А.М. Хакунова Ф.П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // [Электронный ресурс] http://www.estmk.adygnet.ra/files/201L1/1048/ khupsarokova 2011_1.pdf (дата обращения 15.09.2018).

R E F E R E N C E S

1. Grushevickaya T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Fundamentals of intercultural communication. M., 2003.

2. Dmitriev G.D. The multicultural education. M., 1999.

3. Kovaleva T.I. The multicultural's competence education of future teachers of pre-school educational institutions: the author's abstract of the dissertation work of the PhD. Volgograd, 2008.

4. The concept of the development of multicultural education. [Electronic resource] http://www.mon95.ru/ deyatelnost/podmenyu-25/84-2013-12-29-17-55-32-2/2318-489 (reference date 15.09.2018)

5. Maksimova L.I. The formation of multicultural competences of future teachers in the higher educational institutions on the basis of integration: the author's abstract of the dissertation work of the PhD. Kaluga, 2012

6. Markova A. K. The psychological analysis of the teacher's work. The professional competence of the teacher // Markova A.K. The psychology of the teacher's work: A book for the teacher. М., 1993.

7. Ogarev E.I. The competence of education: the social aspect. Saint-Petersburg, 1995.

8. Khadzhiev S.M. Specificity of the multicultural education of small peoples of the North Caucasus // The humanities and social sciences. 2017. № 1.

9. Hazova S.A. The teacher's multicultural competence. Monograph / S.A. Ha-zova, F.R. Hatit / Majkop, 2015. [Electronic resource] http://www.dx.-doi.org/10.18411/2015-11-014 (reference date 15.09.2018)

10.Hupsarokova A.M. Hakunova F.P. Cultural and content components of the teacher's multicultural competence // [Electronic resource] http://www.est-nik.adygnet.ru/files/2011.1/1048/ khupsarokova 2011_1.pdf (reference date 15.09.2018)

_21 сентября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.