Научная статья на тему 'Сущность и необходимые условия развития инвестиций малого предпринимательства'

Сущность и необходимые условия развития инвестиций малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев С. В., Радугина В. С.

Раскрыты сущностные характеристики малого бизнеса на современном этапе как основы социальноэкономического развития России в XXI веке. Описаны и проанализированы новые формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на территориально-локализованном пространстве региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и необходимые условия развития инвестиций малого предпринимательства»

ЛАПТЕВ С.В., РАДУГИНА В.С.

СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Лаптев С.В., Липецкий государственный технический университет, доктор экономических наук,

профессор, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30; Радугина В.С., Липецкий государственный технический университет, преподаватель, к.э.н, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30

Раскрыты сущностные характеристики малого бизнеса на современном этапе как основы социально-экономического развития России в XXI веке. Описаны и проанализированы новые формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на территориально-локализованном пространстве региона.

Ключевые слова: региональная экономика; малый и средний бизнес; причинно-следственные связи развития; государственная поддержка; национальные проекты; устойчивый экономический рост; управление бизнес-процессами

Коды классификатора JEL: L 26

П

Л h 0 to J

en

а

z ш

о ь

00 □

m

о

о

I—

ф

Роль и значение малых предприятий в экономике и социальной жизни развитых стран мира велики и имеет тенденцию к возрастанию. Доля малых предприятий в производстве национального дохода и в общей численности занятых в экономически развитых странах мира составляет примерно 45-55 %. Для сравнения: В России в 2005 г. доля малых предприятий в общей численности занятых составляла 11,7 %, а в совокупном обороте российской экономики - 26,4 %. За пять лет, с 2000 по 2005 г.г., численность занятых на российских малых предприятиях увеличилась на 21,9 % [11, с. 346]. В российских регионах, даже в относительно успешно развивающихся, картина развития малых предприятий существенно не отличается от характерной для страны в целом.

Таблица 1.

Основные показатели малого предпринимательства Липецкой области [8, с. 8]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Число малых предприятий, единиц 4271 4271 5294 5612 5474 5314 5052

Среднесписочная численность работников, чел. 33472 31417 43569 32927 41873 39988 38506

Сальдированный финансовый результат деятельности (прибыль минус убыток),млн. руб. 138,0 232,2 210,9 341,4 396,9 860,2 1038,3

0 а ф

m

S

1

>

0

1

I

ф

m

I—

О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о О

m

О

I—

О О CL

о ф

о ф

т

0

1

о А)

Например, данные по Липецкой области (табл. 1) соответствуют обстановке, сложившейся по России в целом, в частности, доля занятых на малых предприятиях Липецкой области составляет около 10%. По уровню развития малого предпринимательства мы существенно отстаём от развитых стран. Более того, несмотря на почти 20-летнюю историю поддержки малого предпринимательства, мы не только не достигли уровня развитых стран Запада, но также отстаём от стран Юго-Восточной Азии и бывшего социалистического лагеря, таких как Польша, Венгрия и Болгария [см.: 10, с. 38]. Процессы роста числа малых предприятий, повышения их роли в жизни российского общества в последние годы стабилизировались на довольно низком уровне. Так, в Липецкой области, достаточно типично отражающей общие тенденции развития малого бизнеса в стране, в 2005-2006 г.г. наблюдалась явная стагнация этих процессов. Распределение малых предприятий Липецкой области по отраслям и динамику их численности можно увидеть в таблице 2.

Потенциал позитивного воздействия малых предприятий на развитие Российской экономики и общества должным образом не реализован. Чтобы его реализовать, необходимо существенно пересмотреть государственную политику в отношении малых предприятий. Последнее в свою очередь требует теоретически переосмыслить понимание сущности, роли малых предприятий в жизни экономики и общества, путей формирования необходимых условий их развития.

Между тем, среди российских экономистов на данный момент не существует единого подхода к определению малого предпринимательства. В лучшем случае авторы исходят из природы понятия «предпринимательство» в целом и потом раскрывают термин «малое предпринимательство» как предпринимательство, осуществляемое на небольших по размеру предприятиях и, в силу этого, имеющее ряд ограничений. С нашей точки зрения такой подход не раскрывает важнейших особенностей изучаемого явления.

По уровню малого предпринимательства специалисты оценивают способность страны либо региона приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малому предприятию гораздо легче изменить технологию производства, структуру управления, и даже область деятельности, чем крупному. Но разработка и осуществление проектов таких изменений неизменно связаны с вложением средств, иначе говоря, инвестированием. Переход от индустриальной эры к информационной выдвинул на первый план такие свойства предприятий, как способность к быстрой перестройке производства и удовлетворение индивидуальных запросов клиента. Развитие малого предпринимательства создаёт благоприятные условия

для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идёт структурная перестройка.

Для того чтобы раскрыть понятие инвестиционного процесса малого предпринимательства в целом, нам необходимо вначале рассмотреть понятия «малое предприятие» и «инвестиционный процесс» в отдельности.

Таблица 2.

Распределение малых предприятий Липецкой области по отраслям народного хозяйства [8, с. 9]

Отрасль 2005 год 2006 год

единиц в % единиц в %

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 96 1,81% 79 1,56%

рыболовство и рыбоводство 3 0,06% 5 0,10%

добыча полезных ископаемых 18 0,34% 14 0,28%

обрабатывающие производства 678 12,76% 621 12,29%

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10 0,19% 13 0,26%

строительство 728 13,70% 641 12,69%

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2628 49,45% 2503 49,54%

гостиницы и рестораны 96 1,81% 113 2,24%

транспорт и связь 232 4,37% 225 4,45%

финансовая деятельность 48 0,90% 39 0,77%

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 586 11,03% 632 12,51%

государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 1 0,02% 0 0,00%

образование 8 0,15% 9 0,18%

здравоохранение и предоставление социальных

услуг 40 0,75% 54 1,07%

предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг 142 2,67% 104 2,06%

Итого: 5314 100,00% 5052 100,00%

П

и ь о (О X СП

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I—

ф

I—

^

0 а ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со ^

1

>

0

1 I Ф ш н О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о

о

В первую очередь необходимо разграничить понятия малого предпринимательства и малого бизнеса, которые часто используются в качестве синонимов [12, с. 14-15], но, на наш взгляд, несут различную смысловую нагрузку.

В самом общем смысле бизнес - это какое-либо дело, приносящее доход. При этом хозяйственный портфель предприятия может состоять из нескольких бизнесов, под которыми может пониматься отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар [5, с. 344]. В соответствии с таким подходом, малый бизнес может существовать как в форме малого предприятия, так и в рамках предприятия крупного. Таким образом, мы должны выделить малые предприятия в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, в то время как малый бизнес вполне может быть частью солидной фирмы либо её дочерней компанией.

В большинстве стран существуют законы о поддержке малых предприятий, и в каждом из подобных нормативных актов даётся понятие малого предпринимательства. В связи с этим некоторые авторы относят к малым предприятиям те, которые признаны государством в качестве таковых. Например, «малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия» [9, с. 25].

На наш взгляд такой подход является ошибочным. Даже поверхностный анализ подобного законодательства говорит о том, что существует крайне большое разнообразие критериев отнесения предприятия к малым. В основном, законодательство даёт количественные критерии, такие как: численность занятых, размер уставного капитала, объём продаж (оборот), стоимость активов и т.д. Очевидно, что различные экономические условия в странах и различные цели, которые ставят перед собой государства при поддержке малого предпринимательства, вызывают к жизни самые разнообразные и несовпадающие между собой критерии отнесения предприятий к малым. При этом необходимо учесть, что наиболее успешные малые предприятия, которые в подобной поддержке не нуждаются (или, с точки зрения государства, не имеют на неё права) вполне могут «не вписаться» в рамки законодательно установленных критериев.

На наш взгляд, малое предпринимательство должно быть раскрыто в первую очередь с точки зрения самого термина «предпринимательство». Предприниматель - инноватор в широком смысле этого слова, то

есть человек, создающий продукт - или процесс-инновации (то есть новые товары и услуги или новые технологии производства уже имеющихся товаров и услуг), а также социальные инновации (например, новые фирмы как элемент социальной среды). Термин «собственник» раскрывает понятие скорее с юридической точки зрения - собственник просто владелец фирмы. Управляющий - лицо, под чьим контролем происходит соединение факторов производства в ходе деятельности предприятия. При этом функции управляющего отличаются от функций предпринимателя, так как соединение факторов производства не всегда предполагает их новое сочетание.

Действительно, ряд авторов [13, с. 13-15] выводит понятие малого предпринимательства из общности функций предпринимателя, управляющего и собственника, дополняя определение рядом черт, характерных для малых предприятий: особое влияние личности предпринимателя, слабо формализованная иерархия, гибкость организационной структуры и т.д. На наш взгляд такой подход также нельзя назвать правомерным: характеристики, дополняющие основное определение малого предпринимательства, должны быть не второстепенными и случайными, а существенными, выражающими атрибутивные свойства самого явления.

Очевидно, что изначально функции собственника, менеджера и предпринимателя были объединены в одном лице (и увязаны с непосредственным участием в процессе производства). Но с ростом размеров предприятий данные функции стали отделяться друг от друга. На малых предприятиях, в силу определённых обстоятельств эти функции выполняются одним лицом или относительно небольшой группой лиц. В результате становится возможным жёсткий контроль над деятельностью предприятия, его капитал становится гибким и энергичным, а само предприятие - наиболее адекватным рыночным условиям.

Интересно то, что именно малое предпринимательство играет роль своеобразной «подушки безопасен ности» в моменты экономических кризисов. С одной стороны, малые предприятия, также как и любые дру-л гие, испытывают в этот момент финансовые трудности, вплоть до банкротства. Однако, как показывает О статистика, большинство малых предпринимателей открывают более-менее надёжный бизнес лишь с тре-

тьей-четвёртой попытки. Поэтому банкротство одних малых предприятий не мешает созданию новых, которые не только способны функционировать в условиях кризисной экономики, но и дают новые дополнительные рабочие места. Неслучайно развитие малого предпринимательства традиционно рассматривается

2 как один из способов борьбы с безработицей. Ш Отсюда вытекает два интересных последствия. Во-первых, для нас крайне важной становится личность

2 малого предпринимателя. Мы рассматриваем его как человека инициативного, энергичного и способного

° нести ответственность как за себя и свою семью, так и за тех людей, которые на него работают. Участие в

□ малом предпринимательстве вырабатывает привычку к принятию решений, учит воплощать эти решения

□ в жизнь и приучает к ответственности за их результаты. Именно владельцы собственных малых предпри-^ ятий во всех странах составляют основу среднего класса, который в свою очередь является основой пост-ф роения гражданского общества.

0 Во-вторых, в условиях экономического кризиса малые предприятия способны сыграть роль коммутантов, ф чем, отчасти, и объясняется их короткий жизненный цикл. Особенность коммутантной стратегии в том, что ё предприятие способно легко приспособиться к удовлетворению небольших по объёму, иногда временных о. потребностей клиента, чего не могут обеспечить крупные предприятия. Такие фирмы могут идти на столь ® резкие изменения сферы коммерческой деятельности, которые недоступны другим. Таким образом, малое

1 предпринимательство представляет собой «соединительную ткань» современной экономической системы.

о Гибкий капитал активизирует предпринимательские функции, особенно на этапе выхода предприятия

0 на рынок. Малые размеры предприятия облегчают проведение инноваций вплоть до личного контроля

1 предпринимателя-автора инновации на всех этапах её внедрения. В результате именно малое предприми нимательство оказывается наиболее приспособленным для осуществления инноваций. Из 61 крупного о открытия ХХ века 48 были сделаны на малых предприятиях. При этом 80-85% разработок малых фирм о внедряются в течение 1-2 лет [см.: 2, с. 2].

^ Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что малые предприятия не только оптимально приспо-о соблены к выживанию и проведению инноваций в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды, но о и могут обеспечить подобное приспособление для крупных предприятий. Малые предприятия способны о нести не только риски, связанные с собственной деятельностью, но и освобождать от них крупные предо приятия, что позволяет последним минимизировать потери и затраты на освоение новых продуктов и тех-о нологий.

0 Таким образом, мы приходим к выводу, что малое предприятие - это самостоятельная организация, в ^ которой функции собственника, предпринимателя и менеджера выполняются либо контролируются одним

1 лицом, в результате чего капитал такой организации является крайне гибким, и одновременно ему обеспе-^ чено единство контроля и управления. В то же время, данное краткое определение мы считаем необходи-® мым дополнить следующими атрибутивными свойствами, конкретизирующими понятие сущности малого

предпринимательства:

^ - малое предпринимательство - это наиболее адекватная рынку форма предпринимательства; си - малое предпринимательство - это наиболее приспособленная к инновациям форма предпринима-| тельства;

о - малое предпринимательство способно выполнять функцию апробирования инноваций для крупных о предприятий;

(Т) - малые предприятия выполняют функции коммутантов и являются необходимой частью экономичес-

кой системы страны, причём их значение растёт в условиях кризиса; - развитое малое предпринимательство - одна из важнейших основ гражданского общества. Прежде, чем мы перейдём к рассмотрению условий, в которых происходит осуществление и развитие инвестиционных процессов малых предприятий и факторов, на них влияющих, необходимо определить, что представляет собой само понятие «инвестиции малого предпринимательства».

В отечественной экономической литературе долгое время бытовало мнение, что термином, адекватным понятию «инвестиции», является понятие «капитальные вложения», то есть совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Но основные фонды не могут нормально функционировать в отрыве от оборотных средств и человеческого капитала, сами по себе они не дают ни продукции, ни накоплений. На практике в качестве объектов вложений могут выступать практически любые активы предприятия: основные производственные фонды, фонды непроизводственной сферы, финансовые активы, нематериальные активы и т.д. По утверждению некоторых авторов, «если как следует подумать, то обнаружится, что к инвестициям можно отнести меры по рационализации, организационные мероприятия и обучение сотрудников». Многие исследователи признают вложения в материальные запасы адекватными инвестициям в основные средства [например: 4, с. 511]. Таким образом, можно признать обоснованной точку зрения авторов, которые в качестве объектов инвестиций рассматривают факторы производства предприятия.

Целью инвестиций является не только получение прибыли (а для некоммерческих организаций - достижение уставных целей), но также и достижение полезного эффекта, под которым можно понимать сохранение достигнутого уровня рентабельности, снижение возможных убытков, расширение круга потребителей продукции, расширение имеющихся и завоевание новых рынков сбыта и т.п.

П

При этом инвестиции малых предприятий имеют чётко выраженную инновационную направленность, ^ что вытекает из данного нами определения сущности малого предпринимательства. Действительно, если Ь малое предпринимательство предполагает активную инновационную деятельность, то большая часть осу- щ

ф

ществляемых инвестиций будет связана не с восстановлением потенциала имеющихся факторов производства, а с его усилением, либо созданием новых комбинаций факторов. Это особенно важно с учётом того факта, что деятельность малых предприятий сильно зависит от фазы жизненного цикла выпускаемого Й товара. Осуществляемые инвестиции должны обеспечить возможности расширенного воспроизводства на Ш стадии роста, но наиболее важной на наш взгляд является проведение инвестиций на этапе спада, когда ]> один товар должен быть заменён другим, новым. Недоступность инвестиций в эти моменты с большой вероятностью приведёт к банкротству самого малого предприятия. щ С учётом всего вышеизложенного можно привести следующую трактовку: инвестиции малого пред- □ принимательства - это способ организации воспроизводства малого предпринимательства в форме вло- О жений, направляемых на увеличение либо восстановление потенциала факторов воспроизводства малых . предприятий, основной целью которых является осуществление инноваций. а

Очевидно, что инвестиции малых предприятий возникают и протекают в определённых условиях. Условие - это то, что делает возможным что-либо другое, от чего зависит что-либо другое, что определяет собою что-либо другое [6, с. 951]. Необходимые условия - это то, что делает возможным реализацию сущности данного явления. По отношению к малому предпринимательству - это то, что обеспечивает эффек- $ тивное единство функций собственника, менеджера и предпринимателя на малых предприятиях и одно- х временно - эффективную реализацию всех выявленных нами атрибутивных свойств малого предприятия. ф В то же время необходимо отличать условия инвестиционных процессов от их факторов. Фактор - при- о чина, движущая сила какого-либо процесса (явления), определяющая его характер или отдельные его черты [6, с. 984]. К сожалению, в современной экономической литературе эти понятия зачастую смешиваются. $ Например, М.Г. Лапуста и Л.Г. Шаршукова считают, что под факторами внешней среды малого предприни- о мательства следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но о должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. Очевидно, что при таком подходе не ^ только происходит смешение двух терминов, но и теряется характеристика понятия «фактор» как причины ^ и движущей силы определённого процесса [7, с.26]. ¡5 Базируясь на определении, данном А. Шулусом, сформулируем определение условий инвестиционного о процесса малых предприятий - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, о отношений и т.д.), непосредственно или косвенно влияющих на становление и осуществление инвестици- о онных процессов малого предпринимательства. Соответственно, факторы инвестиционного процесса - это о то, что является движущей силой инвестиционного процесса и в то же время определяет его характер (или съ отдельные черты). Очевидно, что понятия факторов и условий инвестиционного процесса тесно связаны Ц между собой и их не всегда возможно разделить. С нашей точки зрения, основными факторами инвес- Е тиционного процесса являются уровень риска, возможность привлечения капитала для финансирования ф конкретного инвестиционного проекта и ожидаемая прибыль (или другой полезный эффект). Необходимо отметить, что прибыль от инвестиций мы подразделяем на ожидаемую (возможную) и фактическую (полу- § ченную). Фактическая прибыль - это результат инвестиций, следовательно, к условиям и факторам инвес- ф тиционного процесса она отношения не имеет. ^ Все остальные явления, влияющие на инвестиционный процесс малого бизнеса, мы отнесём к его усло- о виям. Такое деление мы обосновываем тем, что риск и возможности финансирования возникают в рамках § конкретного инвестиционного процесса и поэтому являются факторами, присущими и обуславливающими ^

только данное явление. В то же время условия (например, экономическая ситуация, уровень научно-технического прогресса и проч.) существуют независимо от осуществления инвестиций малым предприятием.

В современной управленческой теории ещё в 70-80-х годах ХХ века прочно закрепилась трактовка фирмы как «открытой системы», которая подчёркивает решающее значение для выживания и успешности компании целого спектра элементов внешней среды. Внешние условия предпринимательства могут быть классифицированы различными способами. К примеру, А. Хоскинг выделяет семь основных элементов внешней среды: экономическая обстановка, политическая ситуация, правовая среда, социально-культурная среда, физическая или географическая среда, технологическая среда и институциональная организационно-техническая среда.

Все условия внешней среды, по мнению А. Шулуса, можно подразделить на пять групп. Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых. Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами (государственными и финансово-кредитными) и агентами (крупными и средними предприятиями). В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил. Четвёртая группа объединяет прочие релевантные социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства и т.п. В отдельную группу выделяется особый элемент внешней среды малого предприятия - система поддержки малого предпринимательства. [14, П с. 86-87]

л Помимо классификации условий инвестиционных процессов малого предпринимательства по эле-0 ментам можно использовать так называемую «многослойную» трактовку внешней среды, разработанную

А. Неганди, которая включает в себя три компонента: " - «социальную среду» - элементы и подсистемы всего общества, воздействующие на организацию (оба щественно-экономические отношения, политика, идеология, культура, государственное устройство и Й законодательство, образование, общественная психология, местные и национальные традиции); Ш - «релевантную среду» или «среду задачи» - совокупность подсистем и элементов, связи с которыми 2 возникают вследствие специфической производственно-хозяйственной задачи данной организации ° (собственники и акционеры компании, банковский капитал, сфера и доминирующий фактор конку-00 ренции, поставщики и потребители, государственное регулирование и заказы, местоположение и □ природная среда);

^ - «внутриорганизационную среду» - элементы и подсистемы, находящиеся внутри организации и в принципе контролируемые ею, но для отдельных подразделений, служб и т.д. выступающие как

0 внешняя среда (материально-технические ресурсы, рабочая сила, технология, размер и территорией альная конфигурация фирмы, политика высшего руководства и в особенности организационный ё климат) [3, с. 74].

а Но независимо от используемой классификации невозможно отрицать важное влияние внешних ус® ловий на протекание инвестиционных процессов малых предприятий. Именно внешняя среда порож-

1 дает благоприятный либо неблагоприятный инвестиционный климат конкретного региона и страны в о целом.

0 Для обеспечения более динамичного, чем в настоящее время, развития малого предпринимательства,

1 активизации его позитивного воздействия на развитие экономики и общества следует реализовать системна ный подход к формированию адекватных условий для проявления сущности малого предпринимательства о и ее атрибутивных свойств. Это означает, что следует целенаправленно формировать не просто благопри-о ятные условия для определенного типа предприятий. Но необходимо формировать экономическую среду, ^ в которой атрибутивные свойства малых предприятий будут востребованы всей экономической системой, о будут генерироваться и усиливаться на основе развития малых предприятий.

о В частности, следует формировать такие общеэкономические условия, при которых:

о - доминирующим способом получения доходов для всего бизнеса станет предпринимательство, а не

о перераспределение уже созданных доходов;

0 - доминирующей ориентацией всего бизнеса станет приспособление производства и его продуктов к ^ нуждам покупателей, а не навязывание покупателям результатов неэффективного производства;

^ - решающим средством обеспечения победы предпринимателей в конкурентной борьбе станет инно-

1 вационный по своему характеру тип воспроизводства, а не монополистическая практика и не альянс ^ с представителями государственной власти и местного самоуправления;

ю - важнейшим средством повышения эффективности бизнеса станет не государственная его поддержка, а стимулирование разнообразных форм конкуренции;

ключевым методом приспособления правовой, институциональной среды к нуждам предпринимате-

о

ш лей станет не патронаж бизнеса государством, а расширение прямого участия всех категорий бизнеса

т

в формировании правовой и институциональной среды. о Пути формирования названных условий многообразны, но главных из них три:

I

о - первый - обеспечение последовательной защиты многообразных прав собственности тех, у кого они (Т) в настоящее время ущемлены - миноритарных акционеров, вкладчиков, потребителей, изобретателей,

владельцев рабочей силы, обладателей интеллектуального капитала, мелких предпринимателей. Такая защита резко уменьшит возможности крупных предпринимателей перераспределять в свою пользу чужие доходы и вынудит их переориентироваться на предпринимательство;

- второй - минимизация транзакционных издержек путем массированных вложений государства в развитие производственной, информационной, транспортной, правой инфраструктуры бизнеса. Эта мера позволит реализовать сравнительные преимущества малого бизнеса, состоящие в гибкости, мобильности, подвижности капитала;

- третий - последовательное развитие экономической и социальной свободы. «Свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматься как неприкосновенные основные права. Посягательство на них должно караться как покушение на наш общественный строй» [15, с. 19]. Развитие социально-экономической свободы создаст возможность для реализации тех внутренних социальных движущих сил экономической деятельности и экономического развития, благодаря наличию которых мелкий бизнес на равных конкурирует с крупным, а во многих случаях и превосходит его.

Успех экономического развития капитализма, как свидетельствует история, обеспечивается дифференциацией многообразных форм обмена и соответствующих им институтов, их эффективным комбинированием в разнообразных сферах экономической деятельности, создающим сравнительные преимущества отдельным предпринимателям и отдельным государствам. «Важнейшие две черты западного развития суть складывание механизмов (обмена - вставка авторов) высшего уровня, а затем ... умножение числа путей и средств» [1, с. 106]. При этом необходимым условием таких эффективных дифференциации и комбинирования является сохранение и воспроизводство во всех формах и сферах экономической деятельности тех системных характе-

ЛИТЕРАТУРА

СП

ристик экономической деятельности, которые зарождаются и развиваются в рамках своеобразной исходной генетической клеточки современного капитализма - малого предпринимательства. Ь Поддержка инноваций должна проводиться через поощрение конкуренции, создание равных условий щ для всех участников рынка. Инвестиционный процесс должен быть адекватным требованиям современной экономики, внутренним системным свойствам малого бизнеса. Только при условии построения гибких ^ конкурентных систем взаимодействия малого и крупного бизнеса, систем контрактации будет достигнута 21 интеграция малого предпринимательства в общую макроэкономическую систему страны, и оно сможет в Ш

полном объёме выполнять все свои функции. ]>

О □

1. Бродель Б. Материальная цивилизация и капитализм. Т. 2. Игры обмена / пер. с фр. М.: Изд-во «Весь О мир», 2006.

2. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / М.: Вол-терс Клувер, 2006.

3. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства / СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

4. КовалёвВ.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. $

5. Котлерф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 1999. х 896 с.: ил. /Теория и практика менеджмента/. ^

6. Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. М.: Институт новой экономи- о ки, 2008.

7. Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М.: Инфра-М, 1998. $

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Малое предпринимательство в Липецкой области; Стат. сб. / Липецкстат. Л., 2007. о

9. Муравьёв А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А.И. о Муравьёв, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: учеб пособие для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. СПб: «Издатель- ^ ский дом «Бизнес-пресса»», 1999г. ^

10. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт / В.Е. Лялин, В.И. Ляшенко, ¡5 К.В. Павлов, В.В. Хахулин. М.: Экономистъ, 2006. о

11. Российский статистический ежегодник. 2006.:Стат. сб. / Росстат. М, 2006. о

12. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: о Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. о

13. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. М.: Издательский дом Международ- оь ного университета в Москве, 2006. Ц

14. ШулусА. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский эконо- Е мический журнал. 1997. №5. ф

15. ЭрхардЛ. Благосостояние для всех / пер. с нем. М.: Начала-Пресс, 1991.

О о

I—

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.