Научная статья на тему 'Малый бизнес: суть, преимущества, развитие'

Малый бизнес: суть, преимущества, развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3752
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА / THE ADVANTAGES OF SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS / DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брижанина Татьяна Владимировна

Приведены преимущества малого бизнеса, даётся оценка развития малого бизнеса, производится анализ деятельности малых предприятий, приведены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брижанина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS: ESSECE, THE BENEFITS, DEVELOPMENT

Presents the advantages of small business, assesses the development of small business, an analysis of small businesses, the statistical data.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес: суть, преимущества, развитие»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 32-37.

Т. В. Брижанина МАЛЫЙ БИЗНЕС: СУТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА, РАЗВИТИЕ

Приведены преимущества малого бизнеса, даётся оценка развития малого бизнеса, производится анализ деятельности малых предприятий, приведены статистические данные.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, развитие малого бизнеса, преимущества малого бизнеса.

Малый бизнес является одним из факторов развития экономики, именно на его долю сегодня приходится наибольшее число различных оказываемых услуг: от пошива одежды до производства мебели, окон, ремонта зданий и сооружений и т. д.

Термин «малый бизнес» имеет универсальный, синтетический характер. В научной и учебной литературе делались попытки дать определение малому бизнесу. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются разграничить эти понятия. Анализ российского рынка позволяет прийти к выводу, что термины «малое предпринимательство» и «малый бизнес» воспринимаются как равнозначные синонимы. Однако «малый бизнес» употребляется в разговорной речи гораздо чаще.

К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:

- кризис административно-командной системы хозяйствования;

- дефицит товаров, работ и услуг;

- чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;

- легализацию предпринимательской деятельности;

- признание иных форм собственности (кроме существующих государственной и колхозно-кооперативной);

- сокращение объёмов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных [3].

Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального до-

хода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим, учёт экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма большое значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несёт налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наёмного труда и т. д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путём. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнёт), что ведёт к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур [1].

Развитие малого предпринимательства имеет множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

- подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путём освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно ёмкими;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Также главным преимуществом малого предприятия в условиях современного российского рынка является намного более гибкая, чем у крупного, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Так как малое предприятие не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала,— ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипули-

ровать ценами на свою продукцию. Перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наёмных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малых предприятий, по сравнению с крупными, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

Преимущества манёвренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает всё большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью [4].

На 1 января 2013 г. по сравнению с 1 января 2012 г. количество малых предприятий в расчёте на 100 тысяч человек населения выросло в 69 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге (на 932,1 единиц), Красноярском крае (на 538,7), Калининградской (531,5) и Тверской (509) областях, Чукотском автономном округе (АО) (467,3), Томской области

(461,3), Республике Хакасия (375,1), Магаданской области (371,1), Хабаровском крае (360,9), Пензенской (336,8) и Ленинградской (330,7) областях и Ненецком АО (307,7).

Также количество малых предприятий в расчёте на 100 тысяч жителей выросло в Республике Саха (Якутия) (на 266 единиц), Тульской (233,2), Амурской (231,0) и Белгородской (214,4) областях, Алтайском крае (183,1), Псковской (180,3) и Архангельской (177,2) областях, Республике Северная Осетия-Алания (176,2), Саратовской (175,1) и Кировской (175) областях.

Количество малых предприятий за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (25,6 %), то есть минус 165,4 малых предприятия на каждые 100 тысяч жителей.

Также оно сократилось в расчёте на 100 тысяч жителей во Владимирской (на 95,1 единиц), Новосибирской (90,3) и Нижегородской (84,6) областях, г. Москве (91,7), Пермском крае (82,8), Чеченской Республике (60,6), Воронежской области (31,8), Ставропольском крае (24,2), Ямало-Ненецком АО (23), Удмуртской (23) и Чувашской (13,7) республиках, Краснодарском крае (6,4) и Республике Тыва (4,2).

По итогам 2012 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учёта внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 0,6 % по сравнению с показателем прошлого года и составила 10 481,1 тысяч человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,6 пунктов и составил 22,6 %.

Количество занятых на малых предприятиях выросло в большинстве федеральных округов. Наибольший рост отмечен в Северо-Кавказском (5,9 %) и Приволжском федеральных округах (3 %). При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 1 и 0,8 пунктов соответственно. В меньшей степени показатель вырос в Дальневосточном (на 2,6 %), Сибирском (1,8 %) и Уральском (1 %) федеральных округах, а также в Южном федеральном округе (0,5 %).

Объём инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 г. в целом по РФ соста-

вил 521 545 млн рублей, что на 20,9 % выше показателя 2011 г. (с учётом индекса потребительских цен рост инвестиций в основной капитал составил 13,7 %).

Положительная динамика объёма инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учётом ИПЦ (индекса потребительских цен) наблюдается во всех федеральных округах, наибольший рост отмечен в Центральном (показатель вырос на 19,1 %) и Северо-Кавказском федеральных округах (19 %). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 15,7 %, в Северо-Западном — 13,2 %, Уральском — 11,2 %, Дальневосточном — 11 %. В Сибирском и Южном федеральных округах рост показателя оказался несколько ниже — 7,8 и 7,6 % соответственно.

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемые периоды не осуществлялись, либо их объёмы оказывались малы, и Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по миллионам рублей (Чеченская Республика).

К лидерам по темпам роста показателя относятся: Республика Калмыкия (показатель вырос в 3,4 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 3,1 раза), Орловская (в 3 раза), Липецкая (2,4 раза), Челябинская (2,2 раза), Брянская (2 раза) и Курская (2 раза) области.

По итогам 2012 г. положительная динамика объёма инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учётом ИПЦ отмечена в 56 регионах [2].

Если рассмотреть, например, развитие малого бизнеса (предпринимательства) в Челябинской области, то можно увидеть положительную динамику по сравнению с данными на 2011 г. и первое полугодие 2013 г. (см. табл. 1-2).

Также существует множество программ, поддерживающих и развивающих малый бизнес в Челябинской области, например Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 гг. (ОЦП).

Цели программы — обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

Таблица 1

Число малых предприятий — юридических лиц (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности, январь — сентябрь 2011 г.

Вид экономической деятельности Количество, ед.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 32

Рыболовство, рыбоводство 5

Обрабатывающие производства 639

Добыча полезных ископаемых 22

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 59

Строительство 589

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 310

Гостиницы и рестораны 162

Транспорт и связь 235

Финансовая деятельность 16

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг В том числе научные исследования и разработки 851 29

Образование 3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 51

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 114

Всего 4 190

Таблица 2 Число малых предприятий — юридических лиц (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности, первое полугодие 2013 г. [5]

Вид экономической деятельности Количество, ед.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 118

Рыболовство, рыбоводство 6

Добыча полезных ископаемых 26

Обрабатывающие производства 757

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 86

Строительство 547

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 646

Гостиницы и рестораны 173

Транспорт и связь 282

Финансовая деятельность 25

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг В том числе научные исследования и разработки 941 21

Образование 4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 81

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 121

Всего 4 813

Задачи программы:

- обеспечение занятости населения, развитие деловой активности населения за счёт повышения интереса к предпринимательской деятельности;

- выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок;

- качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- развитие форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение способов доступа к финансовым ресурсам;

- повышение социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства, укрепление системы социального партнёрства;

- содействие развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности [5].

В 2012 г. на реализацию системных мероприятий ОЦП направлено более 170 млн рублей бюджетных средств (за счёт средств местных, областного и федерального бюджетов).

Приоритетными направлениями реализации ОЦП являются:

- сокращение административных барьеров;

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение налоговой нагрузки;

- имущественная поддержка;

- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).

Например, что касается совершенствования законодательства в сфере регулирования деятельности СМСП, то в решениях на федеральном уровне в прошлом году поддержаны предложения Челябинской области:

- по совершенствованию законодательства о применении упрощённой системы налого-

обложения на основе патента (отмена применения контрольно-кассовой техники, зачисление не менее 90 % поступлений от патента в бюджеты муниципальных образований, увеличение перечня видов деятельности, предельных значений численности работников и годового дохода предпринимателей, желающих перейти на патентную систему);

- сохранению единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и введению нормы добровольности применения данного налога (предоставление СМСП выбора наиболее удобной системы налогообложения).

Направлены предложения в Правительство РФ и аппарат полномочного представителя Президента России в Уральском Федеральном округе в части:

- введения налоговых преференций для малых предприятий, внедряющих энергоэффективные, импортозамещающие технологии и осуществляющих модернизацию производства;

- распространения сферы действия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» на вклады индивидуальных предпринимателей;

- совершенствования системы государственного контроля (надзора) и законодательства о «льготной приватизации» (расширение сферы действия Федерального закона № 159-ФЗ на федеральное имущество, исключение зависимости временных условий реализации преимущественного права СМСП (аренда не менее двух лет) от даты вступления закона в силу и др.) [5].

Можно сделать следующие выводы: сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, не привлекательных для крупного бизнеса, и т. п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Список литературы

1. Бублик, В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала // Хозяйство и право. 2000. № 9. С. 12-14.

2. Сайдуллаев, Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — июне 2012 года // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства — АНО «НИСИПП». 2012. С. 12-23.

3. Ульянова, Е. В. Учёные записки // Науч.-теорет. журн. Моск. гос. строит. ун-та. 2000. № 2 (18). С. 56-58.

4. Шамбарас, О. А. Роль малого бизнеса в социально-экономической системе регионов России

[Электронный ресурс] // Журн. науч. публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://wwwjurnal. org. 2010.

5. Малый бизнес Челябинской области. Министерство экономического развития Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://www. chelbiznes.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.