20 (548) - 2013
Инвестиционный потенциал
Удк 336.02
обзор источников финансирования инвестиций в российском малом бизнесе
М. В. ЧАРАЕВА, доктор экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента Е-mail: mvchameva@maiL т Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)
В статье подчеркивается важность активизации инвестиционного процесса в малом бизнесе для интенсификации развития российской экономики. Выявляется нехватка источников финансирования инвестиций на малых предприятиях. Проведено исследование возможностей привлечения и использования различных источников финансирования, определена доступность их получения и приоритеты со стороны государства в финансировании предприятий малого бизнеса, нацеленных на модернизацию, приобретение новых технологий и внедрение инноваций.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инвестиции, источники финансирования, микрофинансирование.
Главным источником устойчивого экономического развития в любой национальной экономической системе является рост инвестиций. Именно инвестиционно обусловленный тип экономического роста должен сменить в РФ ориентацию на внешние факторы развития. Инвестиции, обращенные на внутренний рынок, питают глубокий и, главное, необратимый экономический подъем.
В современной экономической литературе отмечаются многочисленные проблемы, сопровождающие развитие инвестиционных процессов в нашей стране. Среди них:
— отток частного капитала из страны. Это является индикатором того, что капитал не может найти эффективного применения внутри страны;
— слабая инвестиционная позиция России, связанная с сильным разрывом между сбережениями и инвестициями, свидетельствует о недостаточной эффективности использования капитала;
— старение основных фондов;
— рост неудовлетворенного спроса на инвестиционные ресурсы в реальном секторе экономики;
— необходимость поддержки процесса инвестирования в сфере малого и среднего предпринимательства со стороны государственных институтов и с помощью экономических стимулов.
На взгляд автора, проблема развития малого предпринимательства на основе инвестиционного роста является одной из самых насущных в российской развивающейся рыночной экономике, требующей мер для решения в самое ближайшее время. Это развитие способно устранить многие другие трудности, непропорциональности и дисбалансы в экономике и обществе РФ.
Процесс инвестирования в любой стране тесно связан с уровнем предпринимательской активности населения. Чтобы четко определить роль предпринимательства в инвестиционном процессе, обратимся к самому понятию «предпринимательство» и
его отличительным характеристикам. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — «... это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].
Важнейшими признаками предпринимательства являются:
— самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
— принцип личной экономической заинтересованности и ответственности;
— присутствие риска в любых видах предпринимательской деятельности;
— наличие новаторства, творческого поиска, инновационной составляющей.
Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обращали внимание Й. Шумпетер и А. Маршалл. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, а Маршалл утверждал: действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе [5].
На основе базовых свойств предпринимательства можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность — это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.
Именно наличие творческого подхода в предпринимательстве, возможности применения различных нововведений и ускорения экономических процессов являются основой тесной связи инвестиционного процесса с развитием предпринимательства. Уровень развития последнего в значительной мере определяет степень развития процессов инвестирования в экономике каждой страны.
Особое место в расширении предпринимательства занимает малый бизнес, являющийся традиционно первой формой предпринимательской деятельности и обладающий рядом черт, отличающих его от среднего и крупного предпринимательства.
Согласно вступившему в силу с 01.01.2008 Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу [2].
1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 % (отменено для вузов и НИИ).
2. Численность работников:
— микропредприятия — не более чем 15 чел;
— малые предприятия — до 100 чел.;
— средние предприятия — от 101 до 250 чел.
3. Объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства должен быть равен:
— микропредприятия — 60 млн руб.
— малые предприятия — 400 млн руб.
— средние предприятия — 1 000 млн руб.
Указанные предельные значения установлены
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [3].
Отличительной чертой малого бизнеса по сравнению со средним и крупным предпринимательством является постоянная острая потребность в инвестициях, которая сопровождается значительными трудностями в их привлечении. В этом ключе необходимо исследовать источники финансирования инвестиций, возможности их привлечения и использования для развития предприятий малого бизнеса.
В экономической литературе источники финансирования инвестиций подразделяют на внутренние и внешние, а также собственные, привлеченные и заемные.
На микроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования относят:
— прибыль;
— амортизацию;
— инвестиции собственников предприятия.
К внешним источникам относят:
— государственное финансирование;
— инвестиционные кредиты (средства, привлекаемые при помощи размещения собственных ценных бумаг);
— иностранные инвестиции.
Собственные средства выступают как внутренние источники, а привлеченные и заемные — как внешние источники финансирования.
Охарактеризуем каждый источник финансирования инвестиций с точки зрения возможности его использования на малом предприятии.
Амортизация — один из основных источников финансирования инвестиционной деятельности предприятия. В ведущих развитых странах амортизационные отчисления составляют более 70 % общей суммы отчислений на инвестиции.
Амортизация выполняет три функции:
— определение текущей оценки основных средств;
— распределение на стоимость готовой продукции затрат основных средств (амортизация включает в себя себестоимость продукции);
— накопление финансовых ресурсов для последующего замещения выбывших основных средств или вложение капитала в новое производство.
Первые две функции относятся к бухгалтерским, а последняя является экономической, так как с ее помощью происходят восстановление и обновление основного капитала.
Следует отметить, что при поиске источников инвестиций для нового предприятия этот источник финансирования равен нулю. Для существующего предприятия возможность его использования определяется спецификой экономической деятельности. Но, поскольку основная часть российских микропредприятий занимается оптовой и розничной торговлей, ремонтом транспортных средств, бытовых изделий и пр., а также операциями с недвижимостью, то амортизационные отчисления для малого бизнеса не являются значимым источником инвестиционных ресурсов вследствие отсутствия больших объемов основных средств в указанных сферах.
Прибыль. Из прибыли формируются целевые фонды, в том числе фонд накопления, который используется для решения следующих задач:
— приобретение и строительство основных средств предприятия;
— уплата процента за пользование банковским кредитом;
— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Инвестиционные средства на предприятии формируются из чистой прибыли, она выступает основным внутренним источником финансирования инвестиций для малых предприятий и микропредприятий.
Инвестиции собственников предприятия. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей, который может быть привлечен в любой форме: денежные средства, различные виды основных средств, нематериальные и финансовые активы и т. д. Без внесения определенной части собственного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал очень сложно. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия (а в будущем и возможности его привлечения) определяются организационно-правовой формой, выбранной собственниками. Данный источник финансирования присутствует на каждом предприятии (в том числе — малом), Именно малые предприятия наиболее остро чувствуют его главный недостаток — ограниченность.
Внешними источниками являются государственная помощь и заемные средства.
Государственное финансирование осуществляется в формах, определенных в постановлении Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» [4].
Бюджетом развития РФ распоряжается Минэкономразвития России. В этом ведомстве созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет, которые занимаются отбором наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Формами государственной поддержки могут быть:
1) предоставление государственных гарантий кредиторам за счет средств бюджета развития РФ;
2) получение централизованных ресурсов из бюджета развития РФ при условии возврата их и
уплаты процента за использование либо на условиях закрепления за государством части акций, вновь создаваемого акционерного общества;
3) предоставление грантов и дотаций под конкретные проекты на безвозмездной основе;
4) долевое участие государства в инвестиционном проекте. Обычно государство участвует только в тех проектах, которые имеют важное народнохозяйственное и социальное значение.
Получение подобных форм государственной поддержки связано с определенными ограничениями на участие в таких конкурсах. Для этого необходимо отвечать следующим условиям:
— наличие собственных средств у предприятия в размере, определяемом в зависимости от стоимости проекта;
— наличие высоких показателей эффективности инвестиционных проектов;
—отнесение проектов к соответствующим категориям.
Таким образом, подобный источник инвестиций не может использоваться малыми предприятиями, как правило, не имеющими достаточных собственных средств и не отличающимися высокими финансовыми результатами.
В настоящее время действует целый ряд региональных программ, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] Участие в конкурсах на получение поддержки по таким программам является потенциально возможным для многих субъектов малого бизнеса, хотя здесь также присутствуют определенные ограничения, связанные с государственными интересами и развитием приоритетных для государства сфер экономики.
Инвестиционный кредит — это один из видов целевых банковских займов для юридических лиц, основанием для выдачи которого является имеющийся у предприятия бизнес-план инвестиционного проекта, а также гарантии возврата кредита (гарантии государства, залог собственного имущества, залог ценных бумаг, поручительство физических или юридических лиц).
Для малых предприятий получение такого источника финансирования крайне затруднено из-за сложности процедуры, отсутствия необходимых знаний для правильного оформления бизнес-плана инвестиционного проекта, скудности собственных средств для реализации инвестиционного проекта.
Объем кредитов, выданных российскими банками, по состоянию на 01.01.2012, трлн руб. [6]: 1 — кредиты малому и среднему бизнесу; 2 — розничные кредиты; 3 — корпоративные кредиты. Левая шкала показывает темп прироста в 2010 г., %; нижняя шкала — темп приро ста в 2011 г., %
Необходимо отметить, что кредитование малых и средних предприятий отстало от других сегментов банковского бизнеса (см. рисунок).
Особое место в числе источников финансирования инвестиционной деятельности занимает инвестиционный налоговый кредит, который выдается по решению федеральных органов власти (по федеральным налогам) и по решению региональных или местных органов власти (по региональным и местным налогам) под специальные цели:
— для развития инновационного потенциала (научно-исследовательские работы, научно-технические разработки, внедрение нового продукта в производство);
— на охрану окружающей среды;
— на общественно значимые нужды (расширение рабочих мест, производство нужных продуктов).
Данный кредит предоставляется в виде отсрочки платежей по налогу на прибыль и по местным налогам на срок от 1 до 5 лет на условиях возвратности и платности.
Поскольку данный источник имеет строго целевое назначение, необходимо сопоставить указанные цели с целями инвестирования в малом бизнесе. Как правило, инвестиции требуются для расширения деятельности малой фирмы, пополнения оборотного капитала. Исследования показывают, что из всех инвестиций, направляемых в малом бизнесе в основной капитал, только 6 % имеют своей целью внедрение новых производственных
технологий, а 5 % направлены на создание новых рабочих мест. Итак, инвестиционный налоговый кредит может служить потенциальным источником финансирования, но далеко не для всех малых предприятий.
Эмиссия ценных бумаг возможна при соответствующей организационно-правовой форме и соблюдении предписанных законом ограничений. То есть для малых предприятий, и особенно микропредприятий, не имеющих акционерной организационно-правовой формы, этот источник инвестиционных ресурсов отсутствует.
Иностранные инвестиции в России в основном направляются в сырьевую отрасль и в те сферы, которые дают высокую прибыль: торговля и производство питания. Здесь работают в основном средние предприятия. Иностранный капитал для малого бизнеса в РФ является практически недоступным источником средств.
Анализ этих данных свидетельствует, что основными источниками финансирования инвестиций малых российских предприятий являются собственные средства.
Между тем, по заявлению директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Н. Ларионовой, в дополнении к банковскому кредитованию (которое пока не получило должного распространения) следует развивать микрофинансирование [6].
Микрофинансирование (англ. microfinance) — это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства. Оно является эффективным инструментом достижения более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования и (что особенно важно) позволяет многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес [7].
Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накоплении капитала. Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории,
а также способствующую решению как минимум трех задач:
— увеличение количества предпринимателей;
— рост налоговых поступлений;
— наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.
Микрофинансовые институты оказывают услуги предпринимателям, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым всю финансовую систему. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для предпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита). Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.
Программами микрофинансирования занимаются:
— специализированные микрофинансовые институты, которые специализируются исключительно на предоставлении кредитов и финансируются из внешних источников;
— кредитные союзы — организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;
— сельскохозяйственные кредитные кооперативы — организации с коллективным членством, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;
— фонды поддержки предпринимательства.
Программы микрофинансирования могут
осуществляться через государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующими уставами этих организаций представляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии. Кредитная политика структур, занимающихся микрофинансированием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрофинансирования будет расширяться, а сами микрокредиты станут наиболее востребован-
ным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.
В отличие от многих стран, где микрофинансирование — удел мелких торговцев и сельского бизнеса, в России предоставляются такие кредиты обрабатывающей промышленности, строительству и неторговым секторам. Это пока та ниша, куда не пришли банки.
Кроме того, департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ предлагает ввести новые меры. Например, прибегать к софинансиро-ванию при обновлении производства. Предприятие, которое вложило средства в обновление, получит субсидию от государства в размере 50 % от затрат, чтобы докупить основные средства. В качестве приоритетных выдвигаются предприятия малого и среднего бизнеса численностью от 50 чел.
Продолжает развиваться программа по лизингу. В частности, существенно увеличены объемы поддержки — от 1 до 15 млн руб. В разработке находятся вопросы по организации частных промышленных парков, связанных с поддержкой компаний, занимающихся производством. Основной акцент делается на компаниях, которые занимаются приобретением новых технологий, внедрением инноваций.
Таким образом, все еще сохраняется сильная зависимость российских предприятий от стимулирующих действий государства по финансированию инвестиций на этапе развития малого бизнеса. Проблема привлечения источников финансирования сохраняет свою остроту. Ее решение будет связано
с выбором оптимального сочетания административных и экономических методов регулирования процесса инвестирования и повышением его эффективности в условиях модернизации российской экономики.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
3. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556.
4. Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470.
5. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: учеб. пособие / под ред. В.М. Власовой. М. : Финансы и статистика. 2004.
6. URL: http://www. expert.ru.
7. URL: http://www.mofmicro.ru.