Е Ю. Калмыкова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС И МЕСТО КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В ДАННОЙ СИСТЕМЕ
Рассмотрена существующая региональная система поддержки и финансирования малого бизнеса, в которой бизнес-инкубаторы позволяют малому предприятию брать в аренду государственное имущество по пониженным ставкам, пользоваться льготным консультированием предпринимательских проектов, а государственную поддержку получают только финансово устойчивые структуры, которые самостоятельно добились успеха. Кредиты банков теоретически возможны, но фактически остаются недоступными для большинства субъектов малого предпринимательства. Предлагается использовать кредитные кооперативы в привлечении дополнительных инвестиций в малый бизнес.
Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности в регионе является создание ее эффективной инвестиционной инфраструктуры и прежде всего создание системы привлечения материальных и финансовых ресурсов. Инвестиционный рынок формируется из двух составляющих. В первую группу, представляющую объекты рынка, входят денежные вклады, ценные бумаги, имущественные права интеллектуальной собственности, научно-техническая продукция и другие объекты интеллектуальной собственности, производство новых видов продукции, комплексы строящихся и реконструируемых предприятий и другие активы, во вторую - инвесторы, исполнители, заказчики, поставщики товарно-материальных ценностей и т.д., которые выступают в качестве субъектов этого рынка. Следовательно, любые физические или юридические лица, сталкиваясь в своей деятельности с инвестициями, становятся частью данной системы и могут выступать в той или иной роли.
Для исследователей и самих участников инвестиционного рынка особый интерес представляет механизм привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства, поскольку финансовое состояние и показатели развития этого сектора наиболее точно характеризуют экономическую ситуацию в стране.
В последнее время в России, несмотря на экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм примерно соответствует количеству уходящих с рынка.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. Причем выход из этого положения каждое предприятие вынуждено искать по-своему. Исследование Российской торговопромышленной палаты показало, что наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы и лишь четверть из них пользуются внешними источниками. Первое место среди источников финансирования занимают доходы собственной деятельности малых предприятий - их отметили 67% всех участников опроса. На втором месте (21%) оказался другой внутренний источник - личные средства учредителей; на третьем - частный кредит, которым пользуются 17,9% малых предприятий. На другие источники финансирования своего бизнеса указали 10-15% респондентов [1].
Исследование ТПП РФ и анализ ситуации в малом бизнесе, проведенный автором в Томской области, показали, что необходимые средства можно получить за счет ресурсов различных инвесторов и кредиторов. В частности, такую возможность предоставляют государственные программы поддержки малого предпринимательства, банковские и частные кредиты, лизинг, микрофинансирование и кредитная кооперация (таблица).
Как видно из таблицы, в настоящее время государственная политика в области поддержки малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. Бюджетные средства, выделяемые на поддержку малого бизнеса, используются по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса - бизнес-инкубаторов;
- стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования малого бизнеса;
- поддержка инновационных малых предприятий.
Поддержка малого бизнеса с помощью бизнес-
инкубаторов подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, которым по результатам конкурса бизнес-проектов предоставляют аренду государственного имущества по льготным ставкам. Бизнес-инкубатор, помимо помещения, предоставляет возможность получения льготного консультационного сопровождения предпринимательского бизнес-проекта, а также бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе три года, после чего он обязан освободить место для своих новых коллег.
Значительную помощь со стороны государства получают предприятия малого бизнеса, производящие товары и услуги, предназначенные для экспорта. Предприниматели, занятые в этой сфере производства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства могут рассчитывать на:
- субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;
- компенсацию (50% от суммы затрат) предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ или законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО, ОМР, ГОББ), являющихся необходимыми для экспорта продукции;
Источники финансирования Привлекательность Недостатки
Государственная поддержка Возможность получения дешевых, а иногда и бесплатных финансовых ресурсов. Возможность получения субсидий Поддержка осуществляется только успешно функционирующим малым предприятиям, хорошо известным местным органам власти. Процедура получения государственной поддержки является длительной и трудоемкой
Коммерческие банки Предоставление финансовых услуг высокопрофессиональными специализированными кредитными организациями. Наличие специальных программ по кредитованию малого бизнеса, которые используют некоторые банки Длительный процесс оформления кредита. Предоставление кредита осуществляется только успешно функционирующим малым предприятиям, имеющим положительную кредитную историю. Наличие значительного ликвидного залога при получении кредита. Стоимость кредита превышает заявленную процентную ставку (имеют место другие платежи, такие как открытие счета, обслуживание счета, страхование, обналичивание и т.д.)
Микрофинансовые организации Доступность, т.е. получить кредит может даже начинающий предприниматель. Оформление кредита осуществляется в минимальные сроки. Гибкость при взаимодействии с субъектами малого бизнеса Предоставление кредита в виде небольших сумм (20-100 тыс. руб.). Небольшой срок предоставления кредита (не более 12 мес). Большая процентная ставка за кредит (60-80% в год)
Частные кредиторы Отсутствие необходимости выполнять формальные требования для получения кредита. Оперативность в предоставлении кредита «Теневой» характер сделки, которая не регулируется законодательством. Риск при взаимодействии с данными субъектами. Большая процентная ставка за кредит (80-100% в год)
Кредитные кооперативы (потребительские и сельскохозяйственные) «Прозрачность» деятельности кооператива для пайщиков Получение займа доступно для любого пайщика. Оформление займа осуществляется в минимальные сроки (что является очень важным для предпринимателей). Возможность сбережения избыточных денежных средств на более выгодных условиях по сравнению с банками. Возможность получения финансовых ресурсов от государственных и других фондов поддержи предпринимательства при посредничестве кредитных кооперативов. Наличие дополнительной гарантии по возврату и сохранности средств, так как кооператив формируется по признаку «все знают всех» Вступление в кредитный кооператив для получения займа. Ограничение получения предпринимательских займов в кредитном потребительском кооперативе (согласно закону на предпринимательские цели можно предоставлять не более 50% из Фонда взаимопомощи). Невозможность осуществлять операции на финансовых и фондовых рынках (кроме хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг)
- частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Законодательство подразумевает также предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Расчет сделан на то, что подобная мера приведет к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту их доли в научно-технической сфере.
К сожалению, этим шансом могут воспользоваться не все. Государственную поддержку получают только
те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.
Еще одним важным источником финансирования малого бизнеса стали кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий привело к существенному увеличению финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. Возможности привлечения средств для вновь организуемых малых предприятий, получение микрокредитов в целом остались на прежнем уровне. Чем меньше бизнес, тем больше усилий необходимо осуществлять малому предприятию для поиска средств на развитие дела. Большинство банков не желает рисковать, по традиции отдавая предпочтение крупным клиентам. Да и в малом бизнесе банковский кредит не слишком популярен. Только 16% малых предпринимателей постоянно используют банковский кредит. Каждый четвертый когда-либо получал средства в банке, примерно столько же предпринимателей хотели бы взять кредит, но по какой-либо причине не
смогли. При этом половина опрошенных бизнесменов вообще никогда не обращалась в банк, считая это безнадежным делом.
Согласно ряду экспертных оценок, на сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. А потребность в микрокредитах, то есть в суммах от 1 до 10 тыс. долл., - всего лишь на 5-7% [2].
Часто малые предприятия не могут взять кредит, поскольку условия, выдвигаемые банком, подходят скорее для среднего бизнеса. Так, клиентом ОАО «Внешторгбанка» считается предприниматель, владеющий бизнесом с годовым оборотом не менее 3 млн долл. Максимальный объем кредита - 1 млн долл., максимальный срок - 3 года. Чтобы банк начал рассматривать заявку, следует представить доказательство, что бизнес доходный и существует не менее полу-года. Кроме того, необходимо иметь залоговое обеспечение возврата кредита, которым могут являться недвижимость, оборудование или товарооборот. Так, в Томском филиале «Внешторгбанка» можно получить на 2-3 года кредит в размере 3-5 млн руб. При этом величина процентной ставки может колебаться в зависимости от оценки банком риска выдачи того или иного кредита. Сроки рассмотрения заявки также могут колебаться в зависимости от предмета залога. Например, если в залог оформляется недвижимость, это займет около месяца.
В Томском филиале ОАО АКБ «Росбанка» субъекты малого бизнеса могут получить кредит примерно на тех же условиях, что и во «Внешторгбанке». Минимальная ставка - 17-19%, максимальная не оговаривается: все зависит от оценки банком своих рисков, связанных с конкретным заемщиком, и может подниматься до нескольких десятков процентов. Но, по данным отдела маркетинговых услуг, банк принимает к рассмотрению только 10-15% заявок на кредитование представителей малого бизнеса. В результате получают кредит только 5-6% обратившихся в банк предпринимателей. Кроме того, согласно Инструкции Центробанка при кредитовании малых предприятий от банков требуется резервирование в размере 20-100% суммы кредита и, с точки зрения банков, кредитование малого бизнеса считается заведомо рискованной операцией.
Таким образом, проблемы взаимодействия банков с предприятиями малого бизнеса возникают при распространении на малое предприятие традиционных схем корпоративного кредитования, и уровень возникающих рисков и расходов оказывается слишком высоким. В результате ни один коммерческий банк не заинтересован в развитии микрокредитования в рамках классических схем финансового обслуживания юридических лиц.
Итак, финансовые услуги банков, теоретически доступные, фактически остаются недоступными для большинства субъектов малого предпринимательства. Особенно это касается производственных и научнотехнических предприятий, а также предприятий, находящихся на начальной ступени своей деятельности. Поэтому предоставлением небольших кредитов занялись организации, которые обобщенно называют мик-рофинансовыми организациями.
Микрофинансирование - это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг предприятиям малого бизнеса. Учреждения микрофинансирования осуществляют данные услуги, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов. К наиболее известным организациям, которые работают в данном секторе, относятся Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА), Фонд Оппорть-юнити (ФОРА), сеть организаций микрофинансирования женщин России и др., имеющие свои специальные методики работы с клиентами. Например, ФИНКА и ФОРА предлагают такие услуги, как групповые ссуды, которые являются эффективным средством обслуживания предпринимателей с низкими доходами, имеющих потребность и возможность брать взаймы, но не имеющих приемлемого обеспечения. Такие ссуды выдаются группе предпринимателей из 5-7 человек, которые взаимно гарантируют друг друга. Как показала практика, выдача групповых ссуд является эффективным средством, гарантирующим возврат ссуд.
Положительным моментом в работе микрофинансо-вых организаций является быстрота предоставления необходимых финансовых ресурсов. Но, как правило, деньги в таких организациях предоставляются под значительные проценты, которые достигают 60-80% годовых, что для многих предпринимателей является неприемлемым.
Наименьшие формальности возникают у предпринимателя при обращении за займом к неформальному частному кредитору («теневой» банкир, «теневой» рантье, ростовщик). Он может предоставить кредит даже без письменного соглашения - на основании устной договоренности и без залогового обеспечения. Однако при этом риски кредитора возрастают, что соответственно увеличивает процент по займу и заметно ограничивает максимальный срок кредитования. Неформальный заем подразумевает неформальные расчеты и подходы к разрешению возможных споров. Подобные отношения лежат за гранью правового поля, а значит, не могут регулироваться существующим законодательством. Неформальному кредиту присущи некоторые особенности, которые оставляют для него рыночную нишу, это:
- «теневой» характер сделки, в которой могут быть заинтересованы те предприятия, которые часть своей деятельности сосредоточивают в теневой экономике;
- отсутствие необходимости выполнять формальные требования специализированных организаций и коммерческих банков;
- оперативность принятия решений по предоставлению займа, договоренность о котором может быть достигнута даже в пределах одного дня.
По многим показателям (срокам кредитования, условиям кредитования, размере кредитов и составу клиентов) неформальные кредиторы и микрофинансовые организации действуют в пересекающемся рыночном сегменте [3].
На финансово развитых рынках доля неформального кредитования уменьшается, и это можно считать определенным индикатором развития банковского сектора и небанковских финансовых организаций.
К микрофинансовым организациям, которые осуществляют привлечение инвестиций в малый бизнес, можно отнести кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кооперативы, которые по своей природе представляют своеобразные специализированные кредитные организации, где аккумулируемые деньги используются преимущественно для кредитования своих членов и не нацелены на получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Главным их ориентиром в отличие от банков являются социальные параметры. Поэтому цель кредитного кооператива - не получение прибыли, а оказание финансовой помощи пайщикам. Будучи некоммерческими институтами, они способны ориентировать определенную часть денежных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе и в малый бизнес.
Кредитный потребительский кооператив, численность которого согласно действующему законодательству должна быть не менее чем 15 и не более чем 2 тыс. человек [4], объединяет паевые взносы своих
членов, являющихся не только его клиентами, но и совладельцами. При вступлении в кооператив человек обязан внести вступительный взнос, а после выхода из него он вправе получить обратно свою долю имущества. Для члена кредитного кооператива открывается возможность хранить в нем свои сбережения (получая за это плату) и брать у кооператива деньги взаймы, выплачивая проценты. Все важнейшие решения принимаются на общем собрании, на котором каждый его участник имеет только один голос. Классический кредитный кооператив представляет собой финансовый институт, который объединяет средства частных лиц для сбережения и взаимного кредитования, причем оказывает эти услуги только своим членам. Главной задачей кредитного кооператива является оказание финансовой поддержки своим членам, а не получение максимальной прибыли на вложенный капитал.
Движение денежных средств кредитного потребительского кооператива представлено на рис. 1.
Рис. 1. Оборот денежных средств кредитного потребительского кооператива
В США, Канаде, Австралии, Ирландии кредитные кооперативы объединяют от 35 до 45% населения. В такой развитой стране, как Германия, кредитная кооперация является одним из наиболее распространенных способов привлечения материальных и финансовых ресурсов в малый и средний бизнес. Кооперативные организации несут ответственность за 17% рынка сбережений в Европейском союзе.
В течение последних лет в России также активно идет процесс создания кредитных кооперативных структур. В качестве примера можно назвать Ярославскую, Саратовскую, Волгоградскую, Новосибирскую,
Кемеровскую области, Алтайский край. Кредитные кооперативы в этих регионах осуществляют в основном потребительское кредитование. Но в последнее время кредитные кооперативы стали интересны и с точки зрения привлечения финансовых ресурсов в малый бизнес.
Чтобы кредитные кооперативы стали поставщиками финансовых услуг малому бизнесу, могли создать рабочие места, развивать предпринимательство и поддерживать его инициативы, им должны быть созданы определенные условия деятельности, среди которых первостепенная роль принадлежит:
- государственному регулированию и государственной поддержке кредитных кооперативов;
- нормативно-методическому обеспечению кредитных кооперативов;
- развитию инфраструктуры кредитной кооперации;
- формированию общественного мнения о кооперативном движении.
За последнее время на государственном уровне уже принят или разрабатывается ряд документов, регламентирующих работу кредитных кооперативов. Но в законодательстве остаются недоработки, устранение которых позволит сделать новый шаг в развитии кооперативного движения и малого предпринимательства в России. Особенно остро ощущается нужда в правовых актах, создающих благоприятные условия для привлечения в малый и средний бизнес свободных средств граждан и предприятий, в том числе с использованием кредитной кооперации. Особенно важно внести изменения в нормативные акты, регламентирующие деятельность кредитных кооперативов. На наш взгляд, в первую очередь следует ввести нормы, устанавливающие, что:
- членами кредитного потребительского кооператива могут быть не только физические, но и юридические лица;
- часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, должна быть увеличена с 50 примерно до 75%;
- кредитным кооперативам предоставляется право использовать в своей деятельности различные финансовые инструменты, в том числе лизинг, операции с ценными бумагами и др., которые широко применяются в практике многих западных стран.
Кроме того, чтобы успешно функционировать на инвестиционном рынке, кредитные кооперативы должны выработать соответствующую методику работы с малым бизнесом, которая подразумевает наличие соответствующих правил, нормативов и документов, позволяющих осуществлять данное взаимодействие с минимальным риском и с наибольшей эффективностью.
Важной предпосылкой привлечения инвестиций в малый бизнес является развитие соответствующей инфраструктуры, в том числе создание многоуровневой системы кредитной кооперации, то есть объединение кооперативов в ассоциации. Формирование таких союзов позволяет им успешно осуществлять две основные функции - финансового посредника и развития рынка, которые особенно важны на этапе становления кредитной кооперации.
В качестве финансового посредника ассоциации смогут получать средства от государства, международных финансовых учреждений и других организа-
ций-доноров на определенных условиях и распределять их на выгодных условиях для первичного кредитного кооператива, работающего с отдельными заемщиками. Этот механизм позволяет координировать кооперативное движение в регионе, представлять и защищать интересы кооператоров, оказывать им методическую, аналитическую, финансовую и юридическую поддержку.
Функция развития рынка, которую осуществляют ассоциации, включает в себя несколько услуг и видов деятельности нефинансового характера, которыми могут заниматься ассоциации. К числу этих функций можно отнести: создание стандартов отчетности, передачу или обмен технологиями, создание систем отслеживания ссуд, консультации с органами власти и лоббирование вопросов развития кредитной кооперации и т.д.
Инфраструктура развития кредитной кооперации предполагает взаимодействие с другими организациями, которые могут способствовать эффективной работе кредитных кооперативов в качестве поставщика финансовых ресурсов в малый бизнес. К таким организациям относятся страховые организации, оценочные компании, юридические службы, государственные структуры, международные фонды развития и поддержки малого бизнеса и т.д.
Немаловажным условием использования кредитных кооперативов в системе привлечения инвестиций в малый бизнес является общественное мнение. Для этого должны быть разработаны такие мероприятия, которые информировали бы население и предпринимателей о возможностях кредитной кооперации, с точки зрения не только потребительского кредитования, но и выгодной формы сбережения денежных накоплений, их роста за счет вложения в эффективные предпринимательские проекты. В числе проверенных практикой мер воздействия на общественное мнение - установление партнерских отношений с органами массовой информации, издание буклетов и брошюр о деятельности кооперативов, рассылка рекламных материалов по почте, взаимодействие с общественными организациями.
Получив необходимые условия, кредитные кооперативы в России, несомненно, смогут играть важную роль в привлечении инвестиций в малый бизнес и вообще в реальную экономику, как это происходит во многих развитых странах. Опыт работы уже существующих кредитных кооперативов показывает, что эта цель достижима. Многие кооперативы, являясь субъектами инвестиционных рынков, уже показали себя как жизнеспособные организации и востребованные предпринимателями, а поэтому могут быть альтернативой официальной банковской системе при финансировании инвестиций малого бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Внебюджетные источники финансирования малого бизнеса // Бизнес для всех. 2001. 23 янв.
2. Верховцев П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития рынка // Аналитический бюллетень «У1Р-Консультант». 2005. 16 сент.
3. Микрофинансирование в России. Программный документ. М.: ТАСИС, СМЕРУС 9803, 2001.
4. «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 07.08.2001 г. № 117-ФЗ.
Статья поступила в редакцию журнала 28 октября 2006 г., принята к печати 6 ноября 2006 г.