Н. М. Космачева
УДК 338.49:334.012.63/64
Становление инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионе
В статье рассматриваются вопросы создания и регулирования финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса на уровне региона, в том числе меры и способы поддержки, финансирования, налогообложения и кредитования организаций малого и среднего бизнеса, направленных на развитие данных секторов современной экономики.
The article deals with the problems of formation and regulation of the financial infrastructure of the small and medium business at the regional level, including measures and ways of support, financing, crediting and taxation of the small and medium business organizations aimed at developing the sectors of the existing economics.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, инфраструктура, финансовая инфраструктура, кредитование, финансирование.
Key words: small and medium business, infrastructure, financial infrastructure, crediting, financing.
Для поступательного развития экономики России и решения социально-экономических задач пристальное внимание должно уделяться предпринимательской деятельности. Преодоление негативных тенденций последних лет, связанных с мировым экономическим кризисом, невозможно без создания устойчивой сети малых и средних предприятий. Именно они способствуют росту национального дохода, повышению конкурентоспособности экономики в целом. Малый бизнес обеспечивает формирование нового социального класса мелких собственников, позволяет создавать большое количество рабочих мест и повышает благосостояние населения. В настоящее время в России около 13 млн человек частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.
Проблемам развития малого предпринимательства в России уделяется сегодня большое внимание как на общефедеральном, так и на региональном уровне. Не вызывает сомнения необходимость комплексного подхода к данной проблематике, включая меры законодательного, организационного, экономического характера. Государство, сознавая важную роль малого предпринимательства в рыночной экономике на начальном этапе становления и развития, разработало и реализовало ряд мероприятий по его поддержке. С конца последнего десятилетия прошлого века принимаются законы о поддержке средних и малых предприятий, формируются инфра-
структура малого бизнеса и сеть федеральных и региональных фондов поддержки предпринимательской деятельности, принимаются федеральные и региональные программы поддержки малых предприятий.
В то же время обращает на себя внимание, что больший упор делается на количественную сторону развития малого предпринимательства, а не качественную.
До сих пор сохраняются сложившиеся исторически значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Еще в советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции.
В рыночных условиях общая эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса.
Российская модель этой взаимосвязи во многом обусловлена механизмами возникновения малых предприятий. Можно выделить три основных способа их образования:
1. В результате непосредственного дробления крупных предприятий в момент трансформации государственного сектора в частный, например деление крупных заводов на мелкие производства с различной специализацией.
2. Путем создания дочерних фирм при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Как правило, такие фирмы создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
3. Создание изначально самостоятельных фирм, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Так, при приватизации государственной собственности создавались трудовые коллективы, которые затем выкупали основные фонды (предприятия розничной торговли, пищевой промышленности и другие, с малой численностью сотрудников, небольшой номенклатурой производимой продукции и оборотами). Другой их разновидностью были объединения физических лиц, которые соединяли свои капиталы для совместной деятельности (посреднические фирмы, компании, оказывающие услуги населению и др.).
Процесс разгосударствления предоставил широким массам населения возможность обучения основам предпринимательства че-
рез развитие кооперации и малого бизнеса, но одновременно высокая инфляция и обесценение сбережений вызвали увеличение процентных ставок по банковским кредитам, и в конечном счете практически остановили инвестиционную деятельность.
В переходный период взаимоотношения малого бизнеса с крупным производством зачастую выходили за рамки исключительно профессиональной деятельности. Малые предприятия выполняли особые функции, становились фирмами-ширмами, «карманными» структурами для крупных предприятий, позволяющими лучше приспособиться к сложным экономическим условиям.
Крупные предприятия, особенно те, которые финансировались в то время из бюджета, регулярно сталкивались с проблемой неплатежей. Не получая денег из бюджета или от заказчиков, связанных с бюджетом, они сами попадали в долговую зависимость от поставщиков сырья и энергии. Поскольку с предприятий разрешили взыскивать долги в безакцептном порядке, для них оказалось практически невозможным накопить деньги на развитие, а зачастую и на заработную плату. Выходом из положения тогда являлась организация всего сбыта через дочерние малые фирмы; они же оплачивали зарплату рабочих и служащих основного предприятия, снимая тем самым социальную напряженность. Тем временем крупное предприятие имело возможность «пережить» трудный период.
Используя дочерние малые фирмы как собственные скрытые структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции и ухода от налогообложения -неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т. д.
Капитал малых фирм фактически служил источником будущего развития не только малого, но и крупного производства. К примеру, если руководитель крупного предприятия был заинтересован в иностранных инвестициях, он заблаговременно переводил средства «карманного» предприятия на счета крупного производства для создания благоприятной картины его развития.
Очевидно, что малый бизнес изначально вынужден был нести бремя проблем реформенного развития экономики. Однако наличие «второй экономики» не является исключительно российским «изобретением». Многие из приведенных экономических механизмов взаимодействия малого и крупного бизнеса в той или иной форме имеются и на Западе (например использование «карманных» фирм для проведения финансовых манипуляций). Отличие российской «второй экономики» от западной состоит, во-первых, в источниках средств (в России ее первоначальным источником является госу-
дарственный сектор); во-вторых, в масштабах (отсутствие совершенного законодательства оставляет много «ниш» для действия объектов «второй экономики»); в-третьих, в задачах, которые она решала (для многих предприятий и даже для целых отраслей это выбор стратегии выживания в сложных условиях переходного периода); в-четвертых, в размещении в ее недрах основных потенциальных точек роста (накопление малыми предприятиями капиталов для развития производства в посткризисный период).
Более зрелым этапом взаимодействия малого и крупного бизнеса является период, связанный с процессами структурной перестройки промышленности и реструктуризации предприятий, (в т. ч. использование аутсорсинга - способа выведения за границы предприятия функций, не имеющих прямого отношения к производственному циклу). Этот период характеризуется значительным разнообразием форм совместного функционирования малых и крупных структур. Стал развиваться процесс концентрации и централизации капиталов, приведший к поглощению ряда предприятий и сокращению темпов роста малого бизнеса.
Сегодня, когда Россия несет на себе последствия мирового экономического кризиса, продолжает наблюдаться спад промышленного производства. Поскольку малый бизнес способствует обеспечению экономической стабильности в стране за счет быстрого приспосабливания к изменению конъюнктуры, формирования налоговых потоков, в меньшей степени подверженных влиянию состояния и уровня мировой экономики, то правительство страны всесторонне способствует развитию этой сферы.
Достаточно бурное развитие получили новые формы интеграции малого и крупного бизнеса: бизнес-инкубаторы, система франчайзинга, технопарки.
Однако, несмотря на все попытки максимально быстрого развития малого и среднего бизнеса, этот процесс сдерживается рядом причин, характерным как для страны в целом, так и для отдельных регионов.
Главной причиной неудовлетворительного состояния этого сектора экономики в регионах можно назвать всё ещё неблагоприятные условия создания и развития МСП, обусловленные несовершенством действующего законодательства, тяжелым налоговым бременем, слабой доступностью финансовых и материальных ресурсов.
Последнее обусловлено в основном следующими причинами:
• высокими процентными ставками по кредитам;
• чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов;
•неэффективным использованием бюджетных средств, направленных на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства (СМП);
• неблагоприятным налоговым режимом по отношению к кредиторам и заемщикам;
•отсутствием у МСП налоговых стимулов для увеличения доли собственных средств, направляемых на развитие бизнеса.
Особые трудности с получением необходимых финансовых ресурсов испытывают МСП, действующие в производственной и научно-технической сферах.
Роль и место МСП во многих промышленно развитых странах подчеркивают следующие данные:
• производство основной части ВВП (до 55 % в среднем по странам еС, 51 % в Японии, 52 % в США);
• создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения (72 % в среднем по странам ЕС, 78 % в Японии, 75,3 % в Южной Корее, 54 % в США);
• осуществление большей части всех инноваций, содействующих развитию научно-технического прогресса;
•непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», являя собой важнейший фактор социальной и политической стабильности общества.
В России вклад МСП в ВВП страны по разным оценкам составляет всего 10-15 %.
Сегодня государственное содействие развитию МСП частично носит комплексный и системный характер, когда используются механизмы как прямого, так и косвенного воздействия. Если механизмы прямого воздействия должны быть направлены непосредственно на субъекты МП, то косвенные - на создание благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса, содействие структурам, обслуживающим малое предпринимательство, прежде всего финансово-кредитным институтам и страховым компаниям, образовательным и консультационным организациям, другим субъектам поддерживающей инфраструктуры.
Принятые в последнее время властными структурами как на федеральном, так и региональном уровне решения по малому бизнесу носят в основном конструктивный и комплексный характер.
Однако до тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, в том числе в малом и среднем бизнесе, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый и средний бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко.
Как следует из мирового опыта существенен также социальноэкономический аспект, заставляющий государство уделять внима-
40
ние малому бизнесу. Как уже отмечалось, крупные предприятия широко привлекают на субподрядной основе мелкие узкоспециализированные предприятия, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг крупных фирм, особенно в наиболее монополизированных отраслях (машиностроение, электронная промышленность и т. п.), группируются обычно тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений такие мелкие субподрядчики очень удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам, их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но в период неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений монополии разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы, особенно в экономические кризисы. Таким образом, в условиях кризиса именно поддержка государства может помочь МСП не только удержаться на плаву, но и увеличить свою долю на региональном рынке.
Общепризнанно, что темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов: качества институциональной среды, социальных связей и личных характеристик. Ключевой фактор, на который влияет государство - институциональная среда (рис. 1).
Рис. 1. Институциональная среда развития малого бизнеса
41
Система налогообложения малого бизнеса к настоящему времени получила вполне законченный вид. Действуют три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
К числу приоритетных направлений можно отнести:
• создание и развитие бизнес-инкубаторов - организаций, предоставляющих на льготных условиях рабочие места стартующим предпринимателям и оказывающих им комплексные услуги;
• поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Одним из ключевых элементов институциональной среды, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, является обеспечение и расширение доступа к финансовым ресурсам. В связи с этим уделим данному вопросу особое внимание (рис. 2).
По данным Всемирного банка по объему кредитования малого и среднего бизнеса Россия занимает скромное 148 место в мире.
Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства банков:
• высокие риски (эту причину назвала половина опрошенных Ассоциацией региональных банков «Россия», коммерческих банков);
• отсутствие надежного заемщика (также половина опрошенных банков);
• недостаточная ресурсная база (22 % опрошенных банков).
Три ключевые проблемы препятствуют росту объемов кредитования малого бизнеса:
1) недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения;
2) жесткие нормативные требования Центрального банка к коммерческим банкам:
- обязанность для банков формировать резервы (от 21 до 50 % от суммы основного долга) при выдаче кредитов малому бизнесу в связи с тем, что большинство таких предприятий относится к третьей группе надежности: так называемые сомнительные заемщики;
- ограниченная возможность банков, кредитующих малый бизнес, по формированию резервов по портфелю однородных небольших ссуд - в среднем 250 тыс. рублей;
3) относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий: в полтора раза выше, чем у других заемщиков.
Рис. 2. Проблемы финансирования малого бизнеса (с позиций банков)
Увеличению кредитования будут способствовать меры по повышению ликвидности малых предприятий. На это направлена федеральная программа содействия формированию региональных и муниципальных гарантийных фондов для малого бизнеса.
Этой же цели служит механизм банковских гарантий по кредитам субъектам малого предпринимательства с участием банков-агентов. Эта мера более долгосрочная и эффективная, чем предоставление государственной гарантии. Подтверждением служит опыт «Российского банка развития».
Изменение нормативно-правовой базы Центрального банка Российской Федерации также будет способствовать расширению
43
кредитования малого бизнеса. Центральный банк уже принял решение об увеличении в пять раз размера кредитов для включения в портфель однородных ссуд. Готовятся изменения, сокращающие резервирование ресурсов коммерческих банков для целей программ поддержки малого предпринимательства.
Большую роль в повышении доступа малых предприятий к финансовым ресурсам может сыграть развитие различных форм микрофинансирования (микрокредитования), а также лизингового финансирования.
К организациям, которые осуществляют микрофинансовую деятельность, чаще всего относят те из них, которые действуют на некоммерческих началах, иначе говоря, считаются некоммерческими. Они действуют в соответствии с законом «О некоммерческих организациях», а также законами, регулирующими деятельность потребительских кооперативов.
Существенное значение для организации процесса микрофинансирования и расширения его объема имеют фонды государственной поддержки малого предпринимательства.
По данным группы, которая разработала проект «Поддержка развития малого предпринимательства СМЕРУС 9803», основными поставщиками ресурсов для микрофинансирования в России являются:
• Фонд помощи международному сообществу (ФИНКА).
• Opportunity International.
• Сеть организаций микрофинансирования женщин России (СМЖР).
• Международная организация развития сельскохозяйственных кооперативов / Волонтеры помощи зарубежным кооперативам (МРСК/ВПЗК).
• Counterpart International.
Учреждения микрофинансирования этих категорий отличают следующие характеристики. Во-первых, они являются негосударственными и привлекают средства как зарубежных фондов, так и российских инвесторов. Во-вторых, все они были созданы недавно. В связи с небольшими масштабами операций, себестоимость в расчете на 1 руб. кредита весьма высока.
Государственная поддержка малого предпринимательства в сельской местности также реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Указанным проектом предусмотрено стимулирование малых форм хозяйствования в АПК через повышение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также развитие сети кредитных кооперативов.
Конкурировать с банками по выдаче ссуд МФО пока сложно, так как их ставки значительно выше. Средняя ставка по России в МФО -60 % годовых. Для сравнения: банки кредитуют малый бизнес под 18-20 % в рублях, кредиты на неотложные нужды выдаются под 1330 %.
Сроки, на которые выдаются займы, как правило, составляют от одного месяца до 2-4 лет, средние суммы кредитов для частных лиц - от 5 до 300 тыс. руб., для предпринимателей - от 100 до 500 тыс. руб. Как и в банках, в МФО предусмотрены залоги и поручительства, однако в целом порядок выдачи займов существенно упрощен. Получить заем в МФО можно как наличными, так и безналичным переводом на счет клиента. Способ погашения долга устанавливается уставом МФО и законодательно не регламентируется. Поэтому с МФО всегда можно договориться.
Для инновационных проектов ориентированных, главным образом на разработку новой продукции и новых технологий, в стадии высокой производственно-коммерческой готовности, эффективной формой финансирования является венчурное финансирование.
Формы предоставления малым инновационным предприятиям венчурного капитала весьма разнообразны - прямое финансирование, через специальные инвестиционные компании и в виде государственных субсидий. Венчурное финансирование разделяется на несколько этапов, в соответствии со стадиями реализации самих венчурных проектов:
1) финансирование команды исполнителей, подготовки детального предложения на основе первоначальной идеи;
2) финансирование создания прототипа продукта, формирование команды сбыта;
3) поступление средств из «нерисковых фондов», в том числе и выход на фондовую биржу.
Важнейшей функцией венчурных фондов является финансирование начальных стадий рисковых проектов, связанных с максимальной неопределенностью отдачи затраченных финансовых средств.
Во всех развитых странах государство оказывает малым инновационным предприятиям активную помощь. Ведущий инструмент такой помощи - государственные контракты на научные исследования и разработки. Контракт фактически содержит соглашения о приобретении будущего результата. Обычно цена фиксируется до начала работы, оплата - по завершении. Авансовое субсидирование используется в основном для радикальных, рисковых проектов. Оценка заявок на гранты (субсидии) обычно основана на сведениях о творческом потенциале группы, опыте подобных работ, квалификации.
В России венчурные фонды стали создаваться с января 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Различают следующие источники венчурного капитала. Прежде всего они делятся на источники неформального сектора и источники формального сектора. К источникам неформального вектора относятся:
(1) личные сбережения предпринимателя;
(2) личные средства знакомых и друзей. В России оба эти источника незначительны;
(3) частные средства, данные в долг. Вследствие неразвитости института личных сбережений этот источник венчурного капитала в России также не развит;
(4) гранты. Система грантов начала развиваться в России только недавно;
(5) средства дарственных фондов;
(6) пожертвования меценатов;
(7) средства спонсоров, спонсорство. Благотворительные фонды и спонсорство в России не развиты, а если и создаются, то как средство ухода от налогов;
(8) средства специализированных фондов по поддержке науки, инноваций, развития технологий и т. д. В России средства этих фондов не так значительны, а кроме того, количество таких фондов относительно невелико;
(9) средства академических и отраслевых базовых институтов, университетов, а также конструкторских бюро и иных научнотехнических учреждений. Как правило, это инвестиции в виде предоставления площадей, испытательных стендов, аппаратуры, лабораторных установок, консультаций ученых и технологов, безвозмездного привлечения для участия в технических разработках студентов и аспирантов. Этот источник венчурного капитала в России находится в упадке, несмотря на все попытки возродить финансирование инноваций научно-техническими и высшими учебными заведениями;
(10) бизнес-инкубаторы. В России мало самостоятельных бизнес-инкубаторов, большинство инкубаторов входят в состав технопарков;
(11) средства бизнес-ангелов. Российские бизнес-ангелы предпочитают вкладывать свои средства скорее в спекулятивные, чем долгосрочные активы. Это связано с особенностями менталитета и деловой этики российских предпринимателей;
(12) синдицированные средства частных венчурных капиталистов. Поскольку в России нет как таковых венчурных капиталистов, то этот источник отсутствует.
С институциональной точки зрения венчурный сектор представлен такими источниками, как:
1) фирмы венчурного капитала;
2) фонды венчурного капитала. Как первые, так и вторые в России крайне немногочисленны.
3) специализированные фонды по поддержке малых компаний, работающих в научно-технической сфере. Таких фондов явно недостаточно, кроме того, они не в состоянии аккумулировать необходимое для полноценного венчурного финансирования количество средств;
4) инвестиционные компании. Таких компаний в России на сегодняшний день мало;
5) институциональные финансовые инвесторы (например пенсионные фонды и страховые компании). Сегодня этот вид инвесторов находится на стадии развития. Российский страховые и пенсионные фонды только выходят на рынок венчурного капитала;
6) нефинансовые корпорации. Российские нефинансовые корпорации предпочитают венчурному финансированию другие направления расходования собственных средств;
7) финансово-промышленные группы. Российские ФПГ не готовы «замораживать» свои средства на относительно длительный промежуток времени и предпочитают быстрое получение прибыли;
8) коммерческие банки. Выше уже говорилось о причинах, по которым российские коммерческие банки предпочитают не иметь дело с финансированием инвестиционных проектов СМП, тем более венчурного характера.
9) транснациональные венчурные фонды.
Во всем мире основными источниками средств венчурного капитала - примерно 2/3 от общего объема капитализации фондов -являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. В России изначально основные средства были предоставлены Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорацией (^С) и фондами, финансируемыми американским правительством. Ситуация несколько изменилась после 2000 г., когда стали создаваться структуры с российским по происхождению капиталом. Однако на сегодняшний день доля российского капитала составляет не более 1 %, что чрезвычайно мало. И поэтому на данный момент одной из главных задач является привлечение российских инвестиционных структур в венчурный бизнес.
Географической особенностью деятельности российских венчурных фондов является тот объективный факт, что для России характерна концентрация венчурного капитала в конкретных регионах, и очень часто средства венчурного фонда используются для целей регионального развития. Так например, наблюдается тяготение за-
рубежного венчурного капитала к промышленно развитому Северо-Западу России. Суммарный капитал венчурных фондов Санкт-Петербурга, Северо-Запада и запада Центральной России составляет 120 млн долл. или 34 % заявленного капитала всех региональных фондов ЕБРР.
С целью расширения доступа малых инновационных предприятий, обладающих значительным потенциалом роста на рынке, к источникам собственного (акционерного) капитала и инновационного развития регионов в 2005 г. начала действовать программа создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов (рис. 3).
Инновационное развитие регионов
г
Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере
г
Доступность фи для малых иннова (в т. ч. венчурне нансовых источников щионных предприятий эе финансирование)
Региональный венчурный фонд
25 % - федеральный бюджет 50 % - венчурный инвестор
25 % - региональный бюджет
Профессиональная
управляющая
компания
Малые инновационные наукоемкие предприятия
Рис. 3. Программа развития региональных венчурных фондов
Управление осуществляется отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компаниями в течение 5-7 лет. По окончании срока действия фонда государственные средства направляются на формирование следующего частно-
48
государственного венчурного фонда или возвращаются в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
По итогам конкурса были отобраны первые шесть субъектов Российской Федерации для создания таких фондов: Москва, Республика Татарстан, Красноярский край, Томская, Московская и Пермская области.
Большое значение для преодоления кризисной ситуации в экономике регионов должно сыграть развитие кредитной кооперации. В этих целях необходимо распространить субсидирование стоимости привлекаемых кредитов на сельскохозяйственные кооперативы второго уровня (т. е. кооперативы, учрежденные иными кооперативами). Именно эти кооперативы в настоящее время обладают достаточной ликвидностью для получения кредита.
Кроме того, дополнительно к федеральным программам очень важно начать совместное финансирование наиболее эффективных региональных программ поддержки малого бизнеса.
Кредитная кооперация представляет собой своеобразную форму взаимной финансовой поддержки кооперирующихся членов. К принципам, на которых она основана, относятся:
• оказание финансовой помощи преимущественно членам кредитного кооператива;
• полученные доходы в кредитном кооперативе в основном идут на увеличение ссудного фонда;
• демократический характер управления;
• сочетание в деятельности низовых кооперативов кредитных, торговых, снабженческих функций;
• формирование двух групп кооперативов: сельских и городских.
Основными преимуществами, присущими кредитным кооперативам, в сравнении с банками являются: возможность для членов кооператива активно влиять на его политику; большая доступность получения займов, поскольку в целом требования, предъявляемые к членам кредитного кооператива, не такие жесткие, как у коммерческих банков к своим клиентам.
Сам процесс получения займа в кредитном кооперативе занимает значительно меньше времени, чем в коммерческом банке.
Поскольку кредитные кооперативы поддерживаются различными фондами как российскими, так и зарубежными, то издержки кредитования в них в среднем меньше, чем в банках.
Для кредитных кооперативов Центральный банк и другие организации не устанавливают жестких нормативов, регулирующих разрешенные им виды деятельности, что существенно упрощает их деятельность.
Возрождение кредитной кооперации в России вызвано радикальными экономическими преобразованиями, сформировавшими сектор малых предприятий в городе и на селе.
Производственные и торговые предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, испытывающие потребность в доступной и надежной системе мелкого кредита, имеют возможность сегодня прокредитоваться в финансовых организациях, являющихся альтернативными по отношению к банковским.
В многообразии видов таких учреждений кредитные кооперативы составили обособленное звено
Реальную помощь в организации кредитных кооперативных учреждений России оказало международное движение кредитной кооперации. В частности, Международный кооперативный альянс и Всемирный совет кредитных союзов, членом которых стала Лига кредитных союзов России, передали опыт, организовали обучение и участие в семинарах, предоставили технические средства и программные продукты.
Первые кредитные кооперативы в России начали воссоздаваться в форме общественных организаций и обществ с ограниченной ответственностью на основе действовавшего тогда закона «О потребительской кооперации СССР» от 26 мая 1988 г., а с принятием в 1992 г. закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» - в форме потребительских кооперативов. Закон № 193-Ф3 от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» выделил сельские потребительские кредитные кооперативы в отдельную группу, и дальнейшее развитие этих организаций пошло в рамках реализации национальных и международных проектов развития сельского хозяйства.
Новая редакция закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июня 1997 г. вывела кредитные кооперативы из сферы его регулирования и определила им правовой вакуум. Общие положения о потребительском кооперативе определяла лишь ст. 116 Гражданского кодекса. В этих условиях государственную регистрацию кредитные кооперативы получали в различных организационных статусах и правовых формах, приспосабливаясь к деятельности в имеющихся экономических и юридических условиях России. Правовой статус части таких организаций позволял избежать контроля за деятельностью, не отражал действительной ее сущности (табл. 1).
Таблица 1
Учреждения кредитной кооперации в России
Вид учреждения Вид организации
Кредитные кооперативы низового уровня Потребительское кредитное общество Потребительский кооператив взаимного кредитования Кредитный кооператив Кредитный потребительский кооператив Общество взаимного кредита Потребительское товарищество Кредитный союз Фонд финансовой взаимопомощи Микрофинансовая организация
Региональные объединения кредитной кооперации Некоммерческое партнерство Ассоциация кредитных союзов Союз организаций кредитной кооперации Межрегиональная ассоциация кредитных союзов Ассоциация кредитных обществ Союз кредитных потребительских кооператив
Национальные объединения кредитной кооперации Лига кредитных союзов Национальный союз некоммерческих организаций взаимопомощи Российский микрофинансовый центр Союз сельских кредитных кооперативов
Учреждения инфраструктуры Фонд поддержки организаций финансовой взаимопомощи Учебно-методические центры Страховые организации Аудиторские союзы Центральная (региональная) резервная касса
Развитие кредитной кооперации сопровождалось совершенствованием ее правовой базы, что отражалось в локальных актах: уставах, положениях, правилах, договорах, действующих в отдельных кредитных кооперативах. В июле 2001 г. был принят Закон РФ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», закрепивший принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан. Однако данный закон не разрешил проблем единства правового статуса, финансовой устойчивости, методического обеспечения, отчетности, регулирования деятельности, контроля, что не позволяло кредитным кооперативам получить должного признания обществом.
В 90-х годах XIX в. кредитное кооперативное движение России вошло в процесс формирования системы кредитной кооперации, результатом чего явилось создание общероссийских кооперативных и региональных объединений, открытие кооперативов второго уровня для предоставления услуг низовым звеньям. Однако этот про-
цесс проходил недостаточно активно, так как закон не обязывал, а многие кредитные кооперативы не понимали преимуществ объединения.
На сегодняшний день кредитная кооперация России представлена организациями первого, второго и частично третьего (в системе сельской потребительской кооперации) уровней, выполняющими финансовые операции и решающими социальные задачи в определенных сферах.
Кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ) создаются добровольно объединившимися гражданами для удовлетворения финансовых потребностей членов1. Именно этот тип организаций в международной экономической литературе и практике называется кредитным союзом. Замена в нормативных актах термина «кредитный союз» мотивировалась принятием в 1994 г. Гражданского кодекса РФ, в котором определено, что «союзом» может называться только объединение юридических лиц.
Кредитные потребительские кооперативы (КПК) создаются добровольно объединившимися физическими и юридически лицами, преимущественно субъектами малого предпринимательства, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов.2 Сельские потребительские кредитные кооперативы (СПКК) создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями (физическими и/или юридическими лицами) с целью сбережения их денежных средств и кредитования, при условии обязательного участия в хозяйственной
о
деятельности кооператива3. Объединяет кредитные потребительские кооперативы различных типов правовой статус и особенность деятельности: оказание услуг только членам - населению и индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса, преимущественно за счет их собственных средств. Как уже упоминалось, кредитные потребительские кооперативы не подпадают под регулирование закона о банках и банковской деятельности, на них не распространяются требования обязательного лицензирования, регистрации в органах надзора, указы Президента РФ о защите интересов инвесторов.
Легитимность деятельности несельскохозяйственных кредитных кооперативов в России определена Конституцией РФ (ст. 34), Гражданским кодексом РФ (ст. 50, 116, 421) и регулируется законами № 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. «О кредитной кооперации». Правовое
1 Закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
2 Закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
3 Закон Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. № 193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 19.07.2009 г. № 205-ФЗ).
52
поле предполагает стимулирование данного сектора финансового рынка в соответствии с международными нормами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поскольку Закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в настоящее время действует не в полной мере, это дает возможность не выполнять его отдельные требования. В частности, значительное число кредитных кооперативов не являются членами национальных и региональных объединений, не публикует финансовую информацию, не выдерживают финансовые нормативы. В силу этого получить полную информацию о числе действующих в России кредитных кооперативов не представляется возможным.
Некоторое представление о масштабах их распространения позволяет сделать информация официальных центров крупнейших национальных объединений кредитных кооперативов. В частности, по данным Союза сельских кредитных кооперативов по состоянию на начало 2010 г. в состав его членов входило 1912 СПКК с более чем 220 тыс. пайщиков из 34 регионов России1. В составе Национального союза некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи на начало 2010 г. зарегистрировано 155 кредитных кооператива с более 253 тыс. членов в 26 регионах России2. По данным мониторинга Лиги кредитных союзов России по состоянию на 01.07.2009 ее членами были 183 кредитных кооператива с 431 тыс. пайщиков3.
Наиболее заметную поддержку среди банков в поддержке развития кредитной кооперации играют Сбербанк и ВТБ, выделивший на кредитование малого бизнеса более миллиарда долларов. Еще одним крупным игроком призван стать «Российский банк развития». Кроме того, о запуске собственных программ кредитования малого бизнеса заявили кредитные организации, сотрудничающие с международными организациями-донорами: Европейским банком реконструкции и развития («Челиндбанк»), Международной финансовой компанией («УралТрансБанк» и «НБД»), USAID («Центр-Инвест», «Русский банкирский дом», СДМ-банк) и др. Специальная кредитная политика в отношении малого бизнеса разработана более чем в ста банках.
Очевидно, что работа с малым бизнесом в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации и дает банку гарантии то-
1 Отчётность СКК. Союз сельских кредитных кооперативов. URL: http://www. шга1о^К. ги
2 Члены Национального союза. Национальный союз некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи. URL: http://www.credit-union.ru
3 Данные мониторинга. Лига кредитных союзов России. URL: http://www.orema.ru/
го, что он не станет заложником крупных клиентов или заемщиков. Крупные предприятия и их проекты и программы чаще всего уже поделены, а сектор малого бизнеса остается пока относительно свободной нишей и может стать основой для деятельности малых и средних банков.
Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокие налоговая дисциплина и инновационная активность, низкий уровень затрат.
Показательно, что во многих малых банках клиентов ведут не менеджеры, а «частные банкиры», наделенные правом самостоятельно принимать решения (по примеру частных швейцарских банков) и в то же время не выходящие за рамки четко прописанных во внутренних документах полномочий и ответственности. В банке при этом существует общая ресурсная политика, и каждая структура, в том числе и «частные банкиры», действуют в жестких рамках выделенных финансовых лимитов. Структура управления крупного банка предполагает автономизацию отдельных направлений деятельности, стандартизацию операций и вариантов принимаемых решений, а поэтому не может быстро и нестандартно реагировать.
Малые банки более гибки и в отношении минимальных размеров ссуд. В небольших банках минимальная сумма кредитов может быть и 5 тыс. руб., у крупных она редко опускается ниже 1 млн руб.
Подтверждением тому, что доходность от вложений в проекты малого бизнеса и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, служит процентная ставка. Так, по кредитам для малых предприятий она более чем в полтора раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России. Банки, работающие в рамках специальных программ (как, например программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что финансовая инфраструктура, основной целью которой является организация бесперебойного и по разумным ставкам финансирования, - это один из наиболее важных элементов общей инфраструктуры малого и среднего бизнеса в любой, в том числе и нашей, стране, и именно её развитие является в современных условиях ключевым условием развития всего малого и среднего бизнеса.