Научная статья на тему 'Источники привлечения финансовых ресурсов в сферу бытовых услуг региона (на примере Московской области)'

Источники привлечения финансовых ресурсов в сферу бытовых услуг региона (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсукова В. В., Белобров М. В.

В докладе рассматривается проблема наращивания финансового потенциала сферы бытового обслуживания населения и механизм ее преодоления. По результатам исследований определена потребность в дополнительных финансовых ресурсах для расширения сети предприятий бытового обслуживания в Московской области. Разработаны предложения по созданию на муниципальном уровне механизма финансирования и кредитования малого бизнеса, центральным звеном которого могут стать кредитные кооперативы микрофинансовые институты, действующие в соответствии с принципами самоорганизации и взаимной финансовой поддержки предпринимателей, обладающие правом вступления в кредитные отношения с банками, а также с органами муниципального управления по поводу получения на льготных условиях бюджетных средств в рамках реализации социально значимых программ развития сферы бытовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники привлечения финансовых ресурсов в сферу бытовых услуг региона (на примере Московской области)»

ретных значений. Тогда для каждого отдельного профиля, определенного через элементы низших уровней, двигаясь вверх по иерархии при условии, что определены интенсивности влияния каждого элемента низшего уровня на непосредственно предшествующий элемент, можно определить значение второстепенной переменной, представленной в иерархии соответствующим элементом. Продолжая этот поэтапный процесс движения вверх по иерархии, на каждом этапе определяя значение переменной, представленной элементом данного уровня, через значения элементов расположенных

Литература

строго одним уровнем ниже, можно в итоге определить значение когнитивной переменной. Для каждого профиля, задаваемого на низших уровнях иерархии соответствующей когнитивной переменной, таким образом, могут быть получены значения этих переменных.

Далее для каждого профиля с помощью решающей функции, определенной на множестве значений когнитивных переменных и отражающей степень готовности приобрести продукт, делается заключение о возможности отнесения данного профиля к сегменту потребителей данного продукта.

1. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. — М.: “Дашков и Ко”, 2003. — С. 604.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. под ред. Е.М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1993. — С. 734.

3. ЭвансДж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. под ред. А.А. Горячева. — М.: Экономика, 1990. — С. 350.

УДК 338.465.4

источники ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СФЕРУ БЫТОВЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Фирсукова В.В.,

ФВГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Белобров м.В.,

Московский филиал ОАО «Северсталь-авто».

This paper focuses on increasing financial capacity in consumer services and the mechanism to overcome it. The study identifies the need for additional financial resources to expand the consumer services network in the Moscow region and explains how to establish a mechanism at the municipal level for funding and crediting small business. The mechanism rests on credit cooperatives-- microfmancial institutions following the principles of self-organization and mutual financial support for entrepreneurs who qualify to enter into credit relations with banks and municipal authorities regarding budgetary funds on preferential terms within the framework of consumer services development.

В докладе рассматривается проблема наращивания финансового потенциала сферы бытового обслуживания населения и механизм ее преодоления. По результатам исследований определена потребность в дополнительных финансовых ресурсах для расширения сети предприятий бытового обслуживания в Московской области. Разработаны предложения по созданию на муниципальном уровне механизма финансирования и кредитования малого бизнеса, центральным звеном которого могут стать кредитные кооперативы — микрофинансовые институты, действующие в соответствии с принципами самоорганизации и взаимной финансовой поддержки предпринимателей, обладающие

правом вступления в кредитные отношения с банками, а также с органами муниципального управления по поводу получения на льготных условиях бюджетных средств в рамках реализации социально значимых программ развития сферы бытовых услуг.

Бытовое обслуживание населения является частью экономики и социальной сферы регионов страны; его развитие оказывает влияние на формирование регионального валового продукта и определяет условия жизни населения. В Московской области объем бытовых услуг по данным за 2006 г. составил 25181,6 млн руб., что на 12,37% выше по сравнению с предшествующим периодом. Однако, как показывают проведенные исследования, достигнутый уровень развития сферы бытового обслуживания населения не отражает потенциальную емкость

данного сегмента регионального рынка услуг. В настоящее время, по расчетам специалистов, необходимо создать 17986 дополнительных рабочих мест по основным видам услуг. Это позволит обеспечить годовой прирост объема реализации услуг на сумму 5119,9 млн руб.(более 20% за год). Объем инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производственной сети бытового обслуживания, на всей территории региона может составить около 1,2 млрд руб. (табл.).

Особенности методов управления потребительским рынком

Таблица

вид бытовых услуг дополнительная потребность в рабочих местах объем инвестиций,* тыс. руб. Прирост объема услуг за год,** млн руб.

Ремонт бытовых машин и приборов 468 30,42 293,17

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры 412 26,78 259,56

Ремонт и изготовление металлоизделий 531 34,52 69,03

Ремонт и изготовление обуви 439 28,54 57,07

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий 1450 94,25 444,06

Услуги парикмахерских 9200 598,0 1600,8

Услуги фотографии 509 33,09 67,42

Ремонт и изготовление мебели 186 12,09 22,32

Услуги ломбардов 358 23,27 221,96

Услуги проката 512 33,28 634,88

Ремонт часов 559 36,34 350,17

Услуги бань и душевых 1157 75,21 55,9

Химическая чистка и крашение одежды 1188 77,22 605,03

Услуги прачечных 1017 66,11 438,26

Итого 17986 1169,1 5119,9

*По различным оценкам стоимость одного рабочего места в малом бизнесе колеблется от 2 до 15 тыс. долл. США. В расчете принимается, что стоимость одного рабочего места в сфере бытового обслуживания колеблется в пределах 2—3 тыс. дол.

** Рассчитано авторами по данным Комитета по развитию предпринимательства Правительства Московской области за 2005 г.

Развитие малого бизнеса в сфере бытовых услуг сдерживается недостатком финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства из-за небольших объемов получаемой выручки от реализации и низкой рентабельности большинства социально значимых видов услуг, предоставляемых для массовых слоев населения. До сих пор непреодолимыми остаются как экономические, так и административные барьеры для большинства потенциальных предпринимателей, готовых начать бизнес в данной сфере экономики муниципальных образований: недостаточность объема первоначального капитала для формирования внеоборотных активов (например, приобретение или строительство производственных площадей), высокие ставки арендных платежей, недоступность кредитных ресурсов для начинающих предпринимателей и др.

Преодоление данных проблем малого бизнеса в настоящее время не ограничивается достижением одной стратегической цели, предполагающей дальнейшее расширение и реализацию индивидуальной предпринимательской инициативы населения в регионах страны, а направлено на создание более благоприятных условий для дальнейшего развития локальных рынков, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое состояние муниципальных образований. В этой связи весьма важным является определение источников дополнительного притока финансовых ресурсов, а также создание действенного механизма финансирования, необходимого для быстрого роста количества предприятий и рабочих мест в муниципальных образованиях субъектов федерации.

Важным методологическим подходом создания механизма финансирования и кредитования развития бытового обслуживания является соблюдение принципа дополнения региональных программ поддержки малого бизнеса, развития потребительского рынка и рынка услуг, а также отражение интересов и задач органов муниципального управления, предпринимателей, финансово-кредитных организаций и населения.

Проблема определения источников дополнительных финансовых ресурсов, механизма их предоставления, использования и возврата в сфере бытовых услуг, относится в значительной степени к группе проблем финансово-кредитной поддержки малого бизнеса, т.к. данный

вид экономической деятельность и локальный характер рынка обусловливают преимущественное распространение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в бытовом обслуживании населения.

Потребность в дополнительных финансовых ресурсах в сфере малого бизнеса, а также наличие определенной специфики технологий предоставления этих ресурсов обусловили развитие таких видов концентрации свободных денежных средств и размещения в форме ссуды или кредита, к которым следует отнести банковский кредит, частный кредит и заем кредитного кооператива (кредитного союза).

Данным источникам дополнительных финансовых ресурсов присущи общие характеристики, к которым следует отнести следующие признаки: денежная форма кредита или ссуды; наличие общего объекта кредитования; существование общих целей привлечения финансовых ресурсов; относительно небольшие объемы привлекаемых ресурсов и сроки кредитования; высокие кредитные риски в связи низкой финансовой устойчивостью малых предприятий и отсутствием кредитной истории; наличие проблем обеспеченности кредита залогом или поручительством третьих лиц.

Отличительные особенности охватывают субъекты кредитования, источники формирования ссудных ресурсов, технологию предоставления заемных средств, развитость институциональной среды, включающей законодательную и нормативно-правовую базу.

Банковский микрокредит — это особая форма движения ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы хозяйствующим субъектам за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между субъектами кредитования — банками и заемщиками. При этом заемщиком является юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность в сфере малого бизнеса.

Рассматриваемый вид банковского кредитования значительно отличается от традиционного кредитования своими целевыми установками, а также технологией и кредитными продуктами. Анализ развития банковского микрокредитования в России позволяет сделать вывод, что наряду с основными принципами кредитования (срочность, платность и возвратность), микрокредитование имеет следующие отличительные характеристики: ориентация на

специфические группы клиентов (малообеспеченные, но экономически активные слои населения; начинающие или планирующие расшириться микропредприятия; малые предприятия, не имеющие доступа к другим источникам финансирования); возможность использовать такой нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, т.е. образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов; поэтапная выдача кредитов — от малой суммы до относительно большой; сочетание микрокредитования с обучением клиентов навыкам предпринимательства, как правило, при посредничестве специальных микрофинансовых институтов [2, С. 67].

В России кредитование малого бизнеса постепенно наращивает темпы, что создает благоприятные условия для развития предпринимательства и в сфере бытового обслуживания населения. В настоящее время многие банки предлагают несколько видов банковских услуг при кредитовании хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Это и стандартные кредитные продукты, и специальные типы кредита: микрокредит, малый кредит, средний кредит, овердрафт, кредитные линии.

Преимуществом банковского микрокредитования является то, что оно сопровождается соблюдением всех регламентов, обеспечивающих выполнение положений действующего законодательства и максимальное снижение рисков. Одним из обязательных условий кредитования является наличие у клиента текущего бизнеса. Как правило, к рассмотрению принимаются заявки предприятий и предпринимателей, у которых уже есть опыт работы (для торгово-закупочной деятельности — 3 месяца, для производственной сферы или сферы услуг — 6 месяцев). Это обеспечивает соблюдение одного из важнейших условий, снижающих кредитные риски, — кредит должен погашаться за счет результатов текущей деятельности малого бизнеса. Для осуществления выплат банками разрабатывается равномерный график погашения задолженности равными долями ежемесячно.

Можно получить кредит и при наличии полноценного залога. В качестве залога может выступать: личное имущество, мебель, бытовая техника, автотранспорт, товары в обороте, оргтехника, торговые павильоны, ювелирные изделия, недвижимость и пр. В некоторых слу-

чаях возможно оформление в залог имущества, приобретаемого на кредитные средства. При этом обеспечение по кредитам должно покрывать 100% суммы кредита и проценты по нему.

Для ускорения процедуры получения кредита при обращении за ним от потенциального заемщика не требуется предоставления бизнес-плана, однако банк должен проводить анализ предлагаемого заемщиком обеспечения, а также его реального экономического положения. Программа кредитования малого бизнеса предусматривает обычно перечень специальных работ по всему кредитному циклу.

Кредитный цикл при кредитовании предприятий малого бизнеса включает шесть основных этапов: подача заявления и сбор необходимых документов; рассмотрение заявления, анализ финансового состояния заемщика; рассмотрение заявления и документов Кредитным комитетом и принятие окончательного решения о кредитовании или отказе в предоставление кредитных ресурсов; оформление кредитного договора, заключение договора залога, выдача кредита; контроль выполнения графика погашения кредита, мониторинг заемщика; погашение кредита.

Частный кредит представляет собой экономическую категорию, характерную для неформального сектора экономики, тогда как микрокредит и ссуда кредитного кооператива — это категории формального (регулируемого государством) сектора экономики. Именно поэтому экономические отношения, опосредующие микрокредитование и микрофинансирование предприятий малого бизнеса в сфере бытового обслуживания, являются наиболее прозрачными и менее рискованными как для кредитора, так и для заемщика.

Неформальное кредитование малого бизнеса имеет как позитивную, так и негативную стороны. Например, неформальный кредит становится механизмом активизации предпринимательской активности в тех случаях, когда в качестве источника заемных средств выступает часть бюджета домохозяйств, которые объединены родственными связями или дружескими отношениями. При этом данные фонды денежных средств должны быть сформированы за счет легальных доходов членов домохозяйства.

Негативная сторона неформального кредитования проявляется в создании возможности дальнейшего и достаточно быстрого роста те-

невого сектора экономики. Как подтверждают различные исследования, роль неформального кредитования особенно велика тогда, когда экономическая деятельность в стране быстро переходит в теневой сектор [8, С. 21—25].

По данным проведенного в 2006 г. опроса ряда руководителей и специалистов предприятий бытового обслуживания, функционирующих в Пушкинском, Мытищинском и Сергиево-Посадском муниципальных районах Московской области, доля неформального кредитования составляет от 20 до 50%. Основными причинами привлечения заемных ресурсов из неформальных источников являются: минимальные затраты времени; минимальное количество документов для оформления (нередко просто договоренность); высокий уровень доверия между кредитором и заемщиком; относительно невысокие процентные ставки или беспроцентная ссуда (например, когда источником является семейный бюджет); возможность быстрой пролонгации.1

В настоящее время в бытовом обслуживании населения, как и в других секторах экономики, достаточно высока доля теневой деятельности или теневого оборота, что является основной причиной обращения к неформальным кредиторам за заемными ресурсами, так как они не могут предоставить достоверную и полную информацию о своей деятельности банкам и микрофинансовым институтам (например, кредитным кооперативам).2

Альтернативой жестко регламентированного и мало доступного банковского кредитования, а также сопряженного с высокими рисками неформального кредитования, является микрофинансирование малого бизнеса вообще и в том числе в сфере бытовых услуг рассматриваемого региона. При этом следует подчеркнуть, что по срокам кредитования, объемам заемных средств, условиям кредитования и составу клиентов неформальный кредит и ссуда микрофинансовой организации представляют собой категории, характеризующие сегменты рынка ссудного капитала, которые прилегают друг к другу и довольно сильно пересекаются. Именно поэтому некоторые исследователи

считают, что по мере развития институциональной среды микрофинансирования в стране будет происходить переход заемщиков из сектора неформального кредитования в формальный, что может изменить структуру рынка в финансово-кредитной сфере в пользу услуг микрофинансирования [7, С. 59—63].

Микрофинансирование за рубежом, а в течение последнего десятилетия и в России, все чаще выступает как форма финансовой поддержки малого бизнеса, ориентированная на конкретного предпринимателя. В этой связи данная форма привлечения финансовых ресурсов в сферу услуг, в том числе бытовых, где максимально распространено индивидуальное предпринимательство и возможно развитие семейного бизнеса, может иметь широкое распространение.

Микрофинансирование — вид деятельности, связанный с оказанием услуг микропредприятиям. Учреждения микрофинансирования (МФИ) делают это путем мобилизации сбережений населения, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов, или комбинации всего вышеперечисленного.

Во многих странах грань между микрофинансированием и другими формами финансирования малого бизнеса проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам. Основным различием между обычным финансированием и микрофинансированием является, по мнению большинства исследователей, тот факт, что микрофинансирование предполагает обслуживание клиентов без учета прошлых результатов деятельности, без зарегистрированного обеспечения и без досье (кредитной истории) заемщика. Это, в первую очередь, весьма важно как для начинающего предпринимателя, так и для быстро развивающегося недавно созданного микропредприятия [10, С. 9].

В отечественной экономической литературе и нормативно-правовых актах отсутствует единое определение микрофинансирования. Это обусловлено легитимной возможностью

1 Опрос проведен авторами при выполнении НИР «Разработка механизма финансирования и кредитования развития рынка платных услуг населению в муниципальных образованиях» (МГУС, 2006 г. НИР (№ РК) 0120.0 6025 32).

2 По оценкам авторов в среднем от 25 до 50% в зависимости от вида бытовых услуг (например, данная оценка может существенно отличаться по следующим группам услуг: ремонт и строительство жилья и других построек; транспортно-экспедиторские услуги и др.)

применения данного инструмента в рамках существующего законодательства. Как правило, это понятие связывают с особым характером финансовой услуги, ее целевым назначением и типом клиентов микрофинансовых организаций [6, С. 28—32]. Под микрофинансированием в узком смысле нередко понимают выдачу небольших денежных займов предпринимателям или малоимущим слоям населения (в случае предоставления потребительских ссуд) [1, С. 130—141] В более широком смысле микро-финансовая деятельность предполагает не только предоставление небольших кредитов, но и операции по привлечению сбережений населения, страхованию, а также оказанию дополнительных финансовых (например, накопление сбережений) и информационноконсультационных услуг [9, С. 28—37].

Проведенные исследования позволяют понимать под микрофинансированием сферы бытовых услуг на местном уровне управления систему экономических отношений,

выраженных в денежной форме, по поводу формирования ссудных фондов за счет средств добровольных участников и последующего их предоставления на условиях платности и возвратности субъектам малого бизнеса в целях дальнейшего развития муниципального рынка бытовых услуг и создания комфортных условий проживания населения.

Микрофинансовые услуги на территории России оказывают организации различного типа, совокупность которых формирует институциональную среду рынка микрофинансовых услуг. К ним относятся:

• специализированные учреждения микрокредитования, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников (например, организации, созданные с иностранным участием );

• кредитные союзы (кооперативы) — организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов (как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования);

• сельскохозяйственные кредитные кооперативы — организации с коллективным

членством, аналогичные кредитным союзам, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями сельскохозяйственного профиля;

• государственные фонды поддержки предпринимательства, действующие под эгидой местных администраций, и которые полностью или в основном финансируются из средств бюджетов различного уровня [2, С. 156—180].

В Московской области весьма перспективными формами аккумулирования и перераспределения ресурсов в сферу бытовых услуг могут стать потребительские кредитные кооперативы.

В настоящее время в России в соответствии с действующим законодательством потребительская кооперация осуществляются в нескольких формах, каждая из которых имеет свои особенности в организации предоставления микрофинансовых услуг: кредитные потребительские кооперативы граждан, сельские кредитные потребительские кооперативы, кредитные кооперативы (потребительские общества). На их долю приходится 55% от общего числа организаций, оказывающих микрофинансовые услуги3.

Анализ преимуществ и недостатков кредитных кооперативов различных типов как организаций микрофинансирования предпринимательской деятельности показывает, что наибольшими функциональными и правовыми возможностями в области предоставления микрофинансовых услуг в сфере бытового обслуживания населения обладают кредитные потребительские кооперативы граждан. Их включение в муниципальную систему финансовой поддержки малого бизнеса и содействия развитию рынка бытовых услуг может иметь наибольший социально-экономический эффект в сельских и городских муниципальных образованиях, находящихся преимущественно на той части территории Московской области, которая имеет относительно невысокий уровень социально-экономического развития, недостаточно развитый потребительский рынок и рынок бытовых услуг, где сосредоточены муниципальные поселения, население которых не имеет возможности пользоваться бытовыми услугами в связи с полным отсутствием или неразвитостью сети предприятий. Это в основном

3 НКО Ресурсный центр малого предпринимательства http://www.rcsme.ru, http://www.sme-news.ru

муниципальные образования, расположенные в периферийной и приграничной зонах московской агломерации: Волоколамский, Шаховской, Луховицкий и другие районы.

Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Возможность осуществления ими микрофинансовой деятельности вытекает из цели их создания — удовлетворение потребностей членов кооператива в финансовой взаимопомощи. К основным особенностям этой организационно-правовой формы, как стандарта микрофинансовой организации, относится возможность оказания финансовых и других, не запрещенных законодательством, услуг только своим членам. Кроме того, у кредитных потребительских кооперативов граждан достаточно широкий выбор возможных источников финансирования: паевые и вступительные взносы, заемные средства пайщиков и других граждан.

Условиями использования кредитной кооперации как механизма самоорганизации и взаимной финансовой поддержки предпринимателей является наличие следующих обстоятельств: личное знакомство участников кооператива и широкая информированность друг о друге, о бизнесе, о домохозяйстве и другой важной с точки зрения оценки рисков информации; общая целевая направленность бизнеса, выходящая за рамки индивидуальных целей и интересов (помимо получения прибыли), которая выражается в совместном вкладе жителей муниципального образования в создание современных и комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения; сокращение затрат времени на привлечение дополнительных финансовых ресурсов и возможность общения, а также получения необхо-Литература

димой информации для решения общих малого для бизнеса проблем (например, налогообложения, регистрации, лицензирования, аренды площадей и т.д.).

Кроме того, кредитные потребительские кооперативы граждан, как показывает отечественный и зарубежный опыт, могут содействовать развитию сферы бытового обслуживания посредством реализации целей и применения форм работы, характерных для организаций клубного типа. То есть, содействуя распространению кредитного кооперативного движения граждан, органы управления на местах могут решать задачу предоставления населению социально значимых услуг для домохозяйств на льготных условиях (например, по дисконтным картам, дающим право на скидки участникам кооператива). Последнее условие является огромным преимуществом для местных жителей многих городских и сельских поселений, где численность наличного населения существенно колеблется в период сезонной миграции населения г. Москвы в подмосковную зону отдыха, т.к. такое изменение численности приводит к быстрому росту спроса на услуги, а, следовательно, и к росту цен.

Оценивая перспективы развития различных источников привлечения финансовых ресурсов, направляемых на развитие производственной сети бытового обслуживания на территории Московской области, можно сделать вывод о том, что активизация работы со стороны органов управления субъекта федерации и органов муниципального управления в постановке и решении задач создания отвечающей современным требованиям производственной сети бытового обслуживания населения заключается в дальнейшей поддержке малого бизнеса и создании условий для обеспечения доступности к заемным ресурсам на приемлемых условиях.

1. Ермилова Г.А. Особенности развития российского рынка микрофинансовых услуг (1998—2000 гг.) // Механизмы развития малого предпринимательства в России. — М., 2002.

2. ИбадоваЛ.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России:

правовые аспекты.— М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. Киевский В.Г. Банки и малое предпринимательство: противоречивое единство и пути совместного развития // Банковское дело. — 2005. — №1.

4. КотилкоВ.В., ФедюшинаИ.Ю., ОрловаД.В. Социальная сфера Подмосковья / Под ред. В.В. Котилко; Совет по изуч. производ.сил (СОПС).-М., 2000.

5. Микрофинансирование в России. Программный документ. ТАСИС, SMERUS 9803, апрель 2001 г.

6. Правовое пространство для деятельности микрофинансовых организаций в России. Анализ и рекомендации по реформированию. — М., 2003.

7. Сизова Д.А. Особенности кредитования субъектов малого предпринимательства в России. Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.

8. Финансовые технологии в малом предпринимательстве // Tacis Project SMEPUS 9501. апрель 1999 г.

9. Шестоперов О.М., Мамута М.В. Взаимодействие банков и небанковских микрофинансовых организаций: принципы, направления, зарубежный опыт. // Вестник академии: научный журнал Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы. — 2004. — № 2.

10. Ledgerwood J. MicrofinanceHandbook. An Institutional and Financial Perspeective. The World Bank. Washington, D.C. — 2000.

УДК 338.465.4

обоснование социально-экономической эффективности функционирования комплексных многофункциональных предприятий бытового обслуживания населения шаговой доступности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаинян Б.Р.

Группа компаний «Мастер Ки», г.Москва

This article examines the socio-economic efficiency parameters of the functioning of consumer services enterprises. Findings reveal that the integration of consumer services related businesses, including catering and leisure, is a promising trend for improving the socio-economic efficiency of the business. The factors such as economic benefit of the producer of the household services, consumer utility and respect for needs of society determine the efficiency of the consumer services field.

Анализируются параметры социально-экономической эффективности функционирования отдельных предприятий бытового обслуживания населения. Делается вывод о том, что кооперирование объектов бытового обслуживания, в том числе с предприятиями общественного питания и досуга является перспективным направлением повышения социально-экономической эффективности. Эффективность функционирования сферы бытового обслуживания населения определяется оптимальным соотношением экономической выгоды производителей бытовых услуг, обеспечения полезности для потребителей и соблюдением потребностей общества.

Социально-экономическая эффективность функционирования сферы бытового обслуживания населения достигается через оптимальное соотношение между экономическими выгодами производителей бытовых услуг, обеспечение полезности для потребителей и при соблюдении социально значимых потребностей общества.

По мнению автора, эффективность функционирования отдельных предприятий бытового обслуживания населения оценивается с учетом следующих параметров: занимаемая ими на текущей момент доле рынка и возможность существенно увеличить объем продаж;

устанавливающаяся зависимость результатов хозяйственной деятельности предприятий от влияния конкурентов; возрастная структура основных фондов предприятий; возможность осуществлять инвестиции в развитие бизнеса; обеспеченность предприятия необходимым персоналом и быстрота замещения образовывающихся вакансий.

На эффективность функционирования предприятий бытового обслуживания населения существенное влияние оказывает также сформировавшийся в городе (или регионе) бизнес-климат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.