Научная статья на тему 'К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики'

К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
861
281
Поделиться
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КАТЕГОРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕИМУЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Владимирова Светлана Викторовна

В статье рассмотрены экономическая сущность и функции малого бизнеса, его значение в развитии экономики региона. Автором дан анализ эволюции форм и видов государственной поддержки малого бизнеса в Липецкой области, показан вклад субъектов малого бизнеса в инновационный потенциал региона.

TO THE ISSUE ABOUT VALUE OF SMALL BUSINESS IN DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

In article economic essence and functions of small business, its value in development of economy of the region are considered. The author gave the analysis of evolution of forms and types of the state support of small business in the Lipetsk region, the contribution of subjects of small business to the innovative capacity of the region is shown.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики»

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

С. В. ВЛАДИМИРОВА

В статье рассмотрены экономическая сущность и функции малого бизнеса, его значение в развитии экономики региона. Автором дан анализ эволюции форм и видов государственной поддержки малого бизнеса в Липецкой области, показан вклад субъектов малого бизнеса в инновационный потенциал региона.

Ключевые слова: малый бизнес, категории малого бизнеса, преимущества, государственная поддержка, инновационная деятельность.

Практикой мирового бизнеса доказано, что малый бизнес занимает важное место в экономике любого развитого государства. Следует отметить, что развитие малого бизнеса в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого предпринимательства в новых социально -экономических условиях.

В России в настоящее время малый бизнес является значимым средством для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед государством.

Однако в современных условиях дальнейшие темпы и направления развития малого бизнеса во многом предопределяются тем, насколько активно государственная власть осуществляет поддержку малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Малый бизнес (малое предпринимательство) -это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

К основным категориям, определяющим экономическую сущность малого предпринимательства, относятся:

1) планирование и программирование предпринимательской деятельности, состоящие из разработки целевых программ и бизнес-планов, по этапам и стадиям производства, переработки и реализации продукции;

2) использование инвестиционных механизмов, включающих методы поиска и отбора источ-

ников вложений, формы и направления работы с инвесторами, каналы, способы и сроки окупаемости вложенных финансовых и материальных средств;

3) организация коммерческого и хозяйственного расчета в структурных подразделениях предприятия;

4) материально-техническое, финансовое, кредитное обеспечение предпринимательского процесса;

5) общая ценовая политика и гибкое регулирование закупочных, отпускных и розничных цен на продукцию, работы и услуги предпринимателя в зависимости от состояния рынка;

6) нормализация налогооблагаемой базы организаций в рамках норм и правил федеральных законов;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7) маркетинг, охватывающий не только сферу закупочных, торговых и сбытовых операций, но и сферу производства, ориентированную на выпуск конкурентоспособной по цене, качеству, ассортименту, срокам поступления на рынок продукции;

8) стимулирование и мотивация труда наемных работников субъекта предпринимательства;

9) организация учета и расчетов, основанных на регулярности, достоверности и прозрачности товарных, денежных и иных операций и т. д. [1].

Малые предприятия имеют ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями, это:

1) способность к инновациям;

2) соединение функции собственности и управления;

3) своеобразный социально-экономический климат, складывающийся в коллективе предприятия;

4) огромный потенциал быстрого достижения эффекта насыщения рынка, наличие, по сравнению

с крупным производством преимуществ в скорости оборота, капитала;

5) сокращение пути от начала до готового продукта;

6) преимущественная ориентация на местные источники сырья и рынки сбыта;

7) множество организационно-экономических форм предприятия;

8) более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи;

9) создание благоприятных условий для трудоустройства различных категорий населения, в том числе инвалидов и т. д.

Малое предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядна роль и значимость малого предпринимательства в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как известно, малое предпринимательство стало неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Значение малого бизнеса лучше всего проявляется в характерных функциях:

- во-первых, малый бизнес способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши;

- во-вторых, значимой функцией малого бизнеса служит функция обеспечения повышенной мобильности и результативности рыночной экономики. Если спрос растет, то быстро появляются и развиваются новые малые предприятия. В случае падения спроса определенная часть малых фирм закрывается или переориентирует свою деятельность. Благодаря этому малый бизнес выполняет задачу сглаживания колебаний экономической конъюнктуры;

- в-третьих, эффективно сбалансированная экономика региона обеспечивает развитие конкуренции, создающей систему сильных мотивацион-ных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. Все это позволяет более активно разрабатывать и задействовать имеющиеся технологические, организационные, материальные, кадровые ресурсы;

- в четвертых, малый бизнес, обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая

налоги, служит главной опорой социальной политики государства. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам;

- в-пятых, малый бизнес по своей природе является более инновационным по сравнению с крупными предприятиями, так как само создание небольших предприятий нередко связано с идеей коммерческого использования какой-либо инновации. При этом для небольших фирм инновации связаны с меньшим риском, так как возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей продукции, как это было бы с большой компанией» [2].

Региональный аспект развития социально-экономических систем в контексте вклада малого бизнеса в настоящее время приобретает все большее значение, которое выражается в сфокусированном исследовании условий, факторов и механизмов перехода к интенсивному пути развития экономики региона. Малый бизнес становится частью этого процесса, однако рассмотрение его в качестве автономного источника модернизации региональной экономики в настоящее время ограничено сохраняющейся экономической слабостью, выражающейся в невысокой численности субъектов, незначительности доли в структуре валового регионального продукта, низкой степенью координации и недостатками регулирования со стороны региональной власти.

Необходимо отметить, что каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы. Общим для всех региональных социально-экономических систем России является высокая степень потенциальных возможностей инновационного развития малого предпринимательства.

Успех инновационной деятельности в регионе зависит от уровня интеграции науки, образования, производства и осуществляется по следующим этапам: предварительный отбор наиболее перспективных идей; поиск инвестора; проведение НИОКР и разработка нового продукта или услуги; защита авторских прав; производство продукта или услуги; проверка их конкурентоспособности; продвижение новых продуктов или услуг на рынки.

Только наличие развитой региональной инновационной инфраструктуры обеспечивает эффективную реализацию всех этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации

разработок. Инновационная инфраструктура научно-технической деятельности включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и другие специализированные организации.

Липецкая область является одним из регионов РФ, где последовательно разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание региональной инновационной системы. Администрацией Липецкой области принят Закон Липецкой области «Об инновационной деятельности в Липецкой области»; разработана Программа «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011-2015 годы».

Например, в Липецкой области создан региональный инновационно-техническийфонд «Мекка-но-Липецк». Проект реализован при финансовой поддержке Европейской комиссии в рамках программы ТАСИС и при содействии администрации итальянского региона Марке.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Фонд сотрудничает с российскими предприятиями в сфере внедрения передовых технологий, сертификации продукции по международным стандартам, выхода на внешние рынки, подготовки к работе в условиях вступления России в ВТО. Основанный в Липецкой области фонд позволит специалистам проводить компьютерный инжини-

ринг, цифровое проектирование, испытания продукции и т. д.

В развитии малого предпринимательства существенную роль играет региональная система поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, а с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Субъекты РФ и вправе применять дополнительные виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия, дающие субъектам малого предпринимательства право на приоритетную поддержку за счет региональных средств и ресурсов.

Например, действующий в Липецкой области комплекс мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в настоящее время является одним из самых обширных и эффективных.

По данным рейтинга по созданию предпринимательского климата в России, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» по итогам 2012 г., Липецкая область занимает 9 место из 39 регионов России (2011 г. - 13 место).

Эволюция форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области представлена в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области

Год внедрения Формы и виды государственной поддержки

2001 Субсидирование части банковской процентной ставки

2002-2003 Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса

2004-2005 Создание и развитие кредитной кооперации

2006 Поддержка начинающих предпринимателей

2007 Субсидии на внедрение энергосберегающих технологий Сертификация менеджмента качества Создание областного фонда поддержки Обучение в рамках президентской программы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2008 Поддержка экспорта Разработка информационного бизнес-портала

2009 Лизинг-грант Поддержка инноваций

2010 Субсидии МФО Субсидии на компенсацию части затрат по организации групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста Технопарк

2011-2012 Субсидии для проведения землеустроительных работ Субсидии при присоединении к электросетям Модернизация МП с численностью 50 и более человек

В 2001 г. в Липецкой области осуществлялся дов государственной поддержки, в 2013 г. планиру-1 вид поддержки малого бизнеса, в 2012 г. - 16 ви- ется 19 видов господдержки.

Ежегодно, по поручению главы региона Олега Королева, он дополняется. Шестая по счету областная целевая «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2013-2020 годы» включает 20 видов господдержки. В их числе - мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства, помощь в модернизации производства и подключении к электросетям, содействие в инновационной деятельности, помощь начинающим и сельским предпринимателям.

По Программе поддержки малого и среднего бизнеса в 2012 г. направлено 175,4 млн руб. из средств областного и федерального бюджетов. Предполагаемый объем финансирования по «Программе развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 20132020 годы» из областного бюджета составляет 481 010 тыс. руб.

В регионе активно работает областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, который предоставляет займы и поручительства под низкие проценты. В 2013 г. на реализацию программы будет направлено свыше 73,2

млн руб. из областного бюджета, привлечено из федерального бюджета 156,2 млн руб. [3].

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Липецкой области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Липецкой области. Основной целью политики администрации региона в сфере развития малого предпринимательства является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого бизнеса, обеспечение их конкурентоспособности, создание среднего класса, ориентированного на самозанятость.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», Липецкая область в 2012 г. вошла в десятку регионов, которые сами предприниматели признали наиболее безопасными и удобными для ведения бизнеса.

В настоящее время в Липецкой области зарегистрировано более 12,2 тыс. малых предприятий, 176 средних предприятий и свыше 32 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий представлены в таблице 2.

Показатели 2009 г. 2010 г. ** 2011 г. 2012 г.

Количество предприятий (с учетом временно приостановивших деятельность), единиц 10078 10868 11997 12253

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 82,3 87,2 91,4 93,4

Оборот малых предприятий, млн. руб.* 112346,6 127999 ** *** 144130,0 152924,9

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн руб. 1) 45127,6 **** 52819,1 59125,4

Продано товаров несобственного производства, млн руб. 1) 67219,0 **** 91310,9 93799,6

Инвестиции в основной капитал (без НДС), млн руб. 1) 6264,6 8326,8 8679,8 12140,9

Число предприятий в расчете на 1000 чел. населения, единиц 1) 8,5 9,3 10,3 10,5

*В действующих ценах соответствующих лет, без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.

**Данные приведены по итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 201-р.

***Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг.

****Показатель не разрабатывался.

Увеличивается вклад субъектов малого предпринимательства в валовой региональный продукт, в 2012 г. он составил 12 %. Размер налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса в 2012 г. увеличился на 9 %.

Малый бизнес охватил многие виды экономической деятельности, хотя приоритет по-прежнему отдается непроизводственным видам деятельности. Происходят изменения в отрасле-

вой структуре оборота малых и средних предприятий. За 2012 г. доля строительства увеличилась более чем на треть (рис. 1).

В 2013 г. приоритетной целью в сфере малого и среднего бизнеса будет повышение его роли в процессе модернизации экономики, дальнейшая ориентация в реальный сектор и увеличение доли оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, сельское хозяйство, строи-

Таблица 2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия)

тельство, ЖКХ, социальная сфера, в том числе здравоохранение и образование) [3].

Следует отметить инновационную направленность деятельности малых предприятий региона. Так, восемь предприятий малого бизнеса Липецкой области приняли участие в двенадцатом Всероссийском форуме «Дни малого и среднего бизнеса России - 2013», который прошел 14-17 мая на территории ВВЦ в Москве. Экспозиция Липецкой области представила информацию о деятельности предпринимателей в самых разных областях экономики: ООО ПО «Арт Автоматика» - специализируется на производстве и внедрении систем ав-

томатизации промышленных установок и технологических комплексов, ООО НП «Валок» и ООО НП «Валок-Чугун» - на производстве сварных фасонных изделий, НПК «Армастек Липецк» представила инновационный проект по выпуску стек-лопластиковой арматуры. Кроме того, в рамках экспозиции были представлены инновационные проекты липецких предпринимателей по выпуску светодиодного освещения, энергосберегающих отопительных систем и солнечных модулей, гидрооборудования, а также, были представлены продукты питания, выпускаемые на малых предприятиях Липецкой области.

Рис. 1. Доля оборота малых и средних предприятий, %

Но, несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии малого бизнеса в регионе, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства: низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, структурные и технологические изменения в экономике, недостаток управленческого опыта и т. п. В связи с этим важна поддержка и содействие в развитии малого бизнеса со стороны региональных органов власти.

Таким образом, малый бизнес выполняет особые функции в экономике региона - обновление экономической системы, содействие инновационному развитию, повышение конкурентоспособности экономики, социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом.

Литература

1. Поляков А. А. Институт предпринимательства в социально-экономическом развитии региона: монография / под ред. О. И. Бетина, В. М. Юрьева, Д. Сепи-ка. Тамбов, 2006.

2. Тарасова Ю. Г. Развитие инфраструктуры как формы поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике: Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35).

3. Официальный сайт Администрации Липецкой области. URL: http://www.admlr.lipetsk.ru

TO THE ISSUE ABOUT VALUE OF SMALL BUSINESS IN DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

S. V. Vladimirova

In article economic essence and functions of small business, its value in development of economy of the region are considered. The author gave the analysis of evolution of forms and types of the state support of small business in the Lipetsk region, the contribution of subjects of small business to the innovative capacity of the region is shown.

Key words: small business, categories of small business, advantage, state support, innovative activity.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

* * *