Научная статья на тему 'Программно-целевые методы повышения конкурентоспособности малого предпринимательства региона'

Программно-целевые методы повышения конкурентоспособности малого предпринимательства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНСАЛТИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL BUSINESS / INVESTMENT ACTIVITY / ADMINISTRATIVE BARRIERS / FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES / CONSULTING SUPPORT / BUSINESS INCUBATORS / INNOVATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашникова Т. В.

В статье рассматриваются программно-целевые методы повышения конкурентоспособности малого предпринимательства региона, возможности осуществления государственной поддержки малых предприятий на мезоуровне. Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании политики развития малого бизнеса в Ростовской области. Определяется комплекс мер, необходимых для стабилизации конкурентоспособности малого предпринимательства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program-target method increase competitiveness of small business region

This article deals with software-specific methods to improve the competitiveness of small businesses in the region, the possibility of State support for small businesses at the meso level. Special attention is given to identifying innovative instruments in shaping policy for the development of small business in the Rostov region. Defines the set of measures needed to stabilize the competitiveness of small businesses in the region.

Текст научной работы на тему «Программно-целевые методы повышения конкурентоспособности малого предпринимательства региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ПРОГРАММНО ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

КАШНИКОВА Т.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются программно-целевые методы повышения конкурентоспособности малого предпринимательства региона, возможности осуществления государственной поддержки малых предприятий на мезоуровне. Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании политики развития малого бизнеса в Ростовской области. Определяется комплекс мер, необходимых для стабилизации конкурентоспособности малого предпринимательства региона.

Кпючевые слова: малое предпринимательство; инвестиционная активность; административные барьеры; финансовая поддержка малого предпринимательства; консалтинговая поддержка; бизнес-инкубаторы; инновационная деятельность.

PROGRAM-TARGET METHOD INCREASE COMPETITIVENESS OF SMALL BUSINESS REGION

KASHNIKOVA T.V.,

PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

This article deals with software-specific methods to improve the competitiveness of small businesses in the region, the possibility of State support for small businesses at the meso level. Special attention is given to identifying innovative instruments in shaping policy for the development of small business in the Rostov region. Defines the set of measures needed to stabilize the competitiveness of small businesses in the region.

Keywords: small business; investment activity; administrative barriers; financial support for small businesses; consulting support; business incubators; innovative activities.

JEL classification: L26, O18.

Малое и среднее предпринимательство на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за ее пределами. Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области - обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей донского края. Характеризуя вклад малых предприятий в формирование макроэкономических показателей в целом по Ростовской области, следует отметить, что, по оценке за 9 месяцев 2012 г., доля малых предприятий в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики региона, возросла с 6,5% в январе-сентябре 2011 г. до 8% в январе-сентябре 2012 г., в обороте оптовой и розничной торговли соответственно, с 20,8 % в январе-сентябре 2011 г. до 22,1% в январе-сентябре 2012 г. и с 15,6% до 15,7%. Доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях несколько снизилась и составила 14,6% от среднесписочной численности (в январе-сентябре 2011 г. - 14,9%).

© Т.В. Кашникова, 2013

Анализ оборота организаций, отражающий коммерческую деятельность малых предприятий, свидетельствует о продолжении позитивных тенденций в их деятельности, отмечаемых как в течение 2012 г., так и в 2013 г. За январь-сентябрь 2012 г. оборот малых предприятий области (без микропредприятий) составил 260 204,6 млн руб., превысив в фактических ценах показатели соответствующего периода 2011 г. на 11,1%. В 2012 г. параметры хозяйственной деятельности малых предприятий, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды и предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, ниже, чем в соответствующем периоде 2011 г. (темпы роста оборота организаций составили, соответственно, 95,9 и 91,6%). Однако в силу того, что их доля в общем объеме оборота малых предприятий незначительна, снижение показателей практически не отразилось на темпах роста в целом по малым предприятиям.

Необходимым условием стабильного экономического развития каждого региона является высокий уровень инвестиционной активности. Начиная со второй половины 2012 г. малым предприятиям области удалось преодолеть спад инвестиционной деятельности, темпы освоения инвестиций имели устойчивую положительную динамику роста. Эти тенденции получили дальнейшее развитие и в течение 2013 г. Малыми предприятиями (без микропредприятий) за январь-сентябрь 2012 г. освоено 9 307,4 млн руб. инвестиций, что более чем в 1,5 раза превышает уровень соответствующего периода 2011 г. Следует отметить, что впервые за последние 2 года у малых предприятий практически всех видов деятельности отмечается положительная динамика освоения инвестиций (за исключением организаций, предоставляющих транспортные услуги и малых промышленных предприятий, занятых производством, передачей и распределением электроэнергии, газа, пара и воды).

В целом анализ результатов основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по итогам 9 месяцев 2012 г. свидетельствует о более сдержанной динамике развития предприятий малого бизнеса по сравнению с крупными и средними предприятиями. На малых предприятиях области продолжает отмечаться сокращение среднесписочной численности работников, в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. (на 3,8 %). При этом необходимо отметить, что у малых предприятий этот процесс идет несколько интенсивнее, чем у крупных и средних предприятий (снижение на 1,4%). Разрыв в уровне оплаты труда работников малых предприятий и крупных организаций увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,2 процентного пункта и составил в текущем периоде 29%. В то же время малым предприятиям области удалось преодолеть спад инвестиционной деятельности, и темпы освоения инвестиций имеют устойчивую положительную динамику роста, превышая соответствующий показатель по крупным и средним предприятиям. Малый бизнес остается одним из основных регуляторов на рынке труда, создавая рабочие места и способствуя трудоустройству жителей региона. Достаточно весом вклад малых предприятий в экономику области, а активизация инвестиционной составляющей у малых предприятий в перспективе повлияет на укрепление их положения в донской экономике.

В Ростовской области принята и реализуется долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг., которой предусмотрено 120 мероприятий, нацеленных на достижение в 2014 г. (по сравнению с 2008 г.) темпов роста числа малых и средних предприятий не менее 113,2%, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,9%, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 142,9%, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 2,1 раза, доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2014 г. не менее 17,3%, доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 г. - не менее 29,4%. Прогнозировать такие результаты позволяют следующие факторы: сложившееся деловое партнерство с банками и микрофинансовыми организациями; работа Совета по предпринимательству при Правительстве Ростовской области и аналогичных Советов при администрациях муниципальных образований; деятельность областной межведомственной комиссии по снижению административных барьеров и соответствующих комиссий на местах; расширяющийся доступ к информации, консультационным услугам и повышению образовательного уровня.

В регионе действует Областная межведомственная комиссия по снижению административных барьеров, которая создана в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области по вопросам устранения административных барьеров, препятствующих эффективному развитию предпринимательской деятельности на территории региона. К основным задачам комиссии относятся: реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг; оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; анализ проблем взаимоотношений хозяйствующих субъектов с органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на региональном уровне; анализ деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Ростовской области по вопросам снижения административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.

Основными направлениями государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Ростовской области являются: субсидии в целях возмещения части расходов по уплате процентов по кредитам (займам); субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера; субсидии в целях возмещения части затрат,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

190

В.М. БЕЛОУСОВ, А.В. ЛУБСКИЙ

связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях; субсидии начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат на организацию собственного дела; субсидии в целях возмещения части стоимости подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, включая дистанционный формат; субсидии в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости присоединения и/или подключения к сетям; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения.

Основными источниками инвестирования малых и средних предприятий в Ростовской области по-прежнему выступают кредиты банков и заемные средства других организаций. В 2012 г. 31 банком-участником Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг. предоставлено 22 660 кредитов субъектам МСП на общую сумму 113 759 897,7 тыс. руб., что на 19% больше аналогичного показателя 2011 г. В 2012 г. пятью банками-участниками Программы были разработаны и внедрены новые кредитные продукты для малого и среднего бизнеса. В течение года совершенствовались действующие кредитные продукты банков для предпринимателей. Лизинговыми компаниями и банками, предоставляющими услуги лизинга, за 2012 г. предоставлено свыше 800 единиц основных средств в лизинг субъектам МСП на общую сумму 1 566,7 млн руб.

Финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Ростовской области оказывают 5 фондов местного развития в городах Гуково и Зверево, Тацинском, Красносулинском и Белокалитвин-ском районах, а также 8 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в городах Азов, Донецк, Таганрог, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Шахты, в Октябрьском и Боковском районах, которые являются соисполнителями Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг. Указанные организации осуществляют микрофинансовую деятельность в форме предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, в размере 1 млн руб. сроком на 12 месяцев по процентной ставке в среднем 10% годовых. По состоянию на 1 января 2013 г. общий портфель займов в фондах составил 368 571,3 тыс. руб., зарегистрировано 496 действующих договоров займа на общую сумму 356 984,5 тыс. руб., из них 387 договоров заключено в 2012 г. на общую сумму 238 962,4 тыс. рублей.

С целью оказания консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, желающим организовать собственное дело, в 2012 г. продолжена практика реализации пилотного проекта. С 7 марта по 7 июня 2012 г. осуществлялся 1-й этап реализации проекта по оказанию консультирования. Предоставление консультационных услуг заявителям осуществлялось во всех 55 муниципальных образованиях Ростовской области на базе действующих информационно-консультационных пунктов территорий. Проведение консультационной и разъяснительной работы осуществлялось посредством очного консультирования, в том числе в порядке приема заявителей, работы телефона «горячей линии» и посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. По итогам реализации первого этапа проекта было оказано 14 850 консультационных услуг 7 036 субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе 3 820 индивидуальным предпринимателям.

Бизнес-инкубаторы в Ростовской области обеспечивают оказание следующих основных услуг: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора, осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; доступ к информационным базам данных.

На территории области функционируют 7 бизнес-инкубаторов: Ростовский бизнес-инкубатор, муниципальные бизнес-инкубаторы в Ростове-на-Дону, Новошахтинске, Сальске, Таганроге, Гуково и в Октябрьском (сельском) районе. Общая площадь помещений составляет 6 397,85 кв.м. По итогам 2012 г. в бизнес-инкубаторах на площади 3 905,4 кв.м размещены на условиях аренды и субаренды и осуществляют свою деятельность 92 субъекта малого предпринимательства, что на 15% больше показателя 2011 г. Увеличение их числа произошло за счет субъектов предпринимательства, размещенных в помещениях бизнес-инкубатора г. Гуково АНО СМП «Деловой Двор». Основным видом деятельности по-прежнему остается сфера услуг. На ее долю в общем объеме приходится 78 %, сфера производства - 15%, на другие виды деятельности (торговля, образование, подрядные работы, инновации) - 7%. Численность работающих у данных субъектов предпринимательства на 01.01.2013 составила 527 чел., что на 11,4 % больше численности работающих по состоянию на 01.01.2012. Бизнес-инкубаторами оказано 12 588 консультаций субъектам малого предпринимательства по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения. Показатели 2012 г. говорят об эффективности государственной поддержки в форме бизнес-инкубаторов для субъектов предпринимательства на ранней стадии их развития.

Приоритетным направлением в Ростовской области является инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Активизация инновационной деятельности и ускорение внедрения результатов научно-технических разработок в массовое производство не представляется возможным без формирования и развития региональной инновационной инфраструктуры. С целью поддержки развития инновационного бизнеса в области создана инфраструктура из технопарков, инновационно-технологических центров и ГУП «Ростовский ре-

гиональный центр инновационного развития». Поддержку инновационной деятельности на территории Ростовской области осуществляет Департамент инвестиций и предпринимательства РО. Инфраструктура по поддержке инноваций включает в себя: некоммерческое партнерство «Ростовский центр трансфера технологий»; государственное унитарное предприятие Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития»; научнообразовательный центр «Нанотехнологии»; 3 технопарка; 9 бизнес-инкубаторов.

Согласно долгосрочной целевой программе инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 гг. ключевыми элементами инновационной инфраструктуры должны стать региональные технологические парки, нанотехнологический центр и региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Немаловажную роль играет софинансирование со стороны федерального бюджета, направленное на создание и развитие инновационных бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, регионального центра кооперации, центров кластерного развития.

Для привлечения молодежи в предпринимательскую деятельность администрацией Ростовской области была разработана программа «Молодежь Дона 2011-2013 гг.», в которой предусмотрен специальный раздел «Молодежное предпринимательство». Мероприятия данной программы направлены на решение проблем вовлечения молодежи в предпринимательскую среду. В связи с тем, что в среде представителей молодого поколения нет четкого представления о перспективности предпринимательской деятельностью, необходимо обеспечить синхронизацию реализации программы «Молодежь Дона» и Областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг.».

Таким образом, Ростовская область входит в число тех субъектов РФ, на территории которых создана многосторонняя поддержка субъектов малого предпринимательства с применением разнообразных инструментов. Основным результатом взаимодействия науки, бизнеса и органов власти должно стать достижение намечанных показателей инновационного развития области. Динамика статистических данных дает основания рассчитывать, что эти планы будут выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

Деятельность банков и лизинговых компаний - соисполнителей Областной долгосрочной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства за 2012 год. Доступно на: http://www.donland.ru.

Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Дона 2011-2013 гг.». Доступно на: http://donland.ru.

Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. Доступно на: http://www.intehdon.ru.

Официальный портал Правительства Ростовской области. Доступно на: http://www.donland.ru.

Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы. Доступно на: http:// www.donland.ru.

Фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития. 02.04.2013. Доступно на: http://www. donland.ru.

REFERENCES

Activities of banks and leasing companies - subcontractors Regional long-term program of development of small and medium-sized businesses in 2012. Available at: http://www.donland.ru. (In Russian.)

Regional long-term target program "Youth of Don 2011-2013". Available at: http://www.donland.ru. (In Russian.)

Regional long-term program for the development of small and medium-sized businesses in the Rostov region for 2009-2014. Available at: http://www.donland.ru. (In Russian.)

Official portal of the Government of the Rostov region. Available at: http://www.donland.ru. (In Russian.)

Program of socio-economic development of the Rostov region in 2013-2016 years. Available at: http://www.donland. ru. (In Russian.)

Funds to support small businesses and local development. 02.04.2013. Available at: http://www.donland.ru. (In Russian.)

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.