Научная статья на тему 'Некоторые аспекты малого предпринимательства в России'

Некоторые аспекты малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова И. Н.

Одной из проблем современного этапа диверсификации форм собственности в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она, главным образом, через создание предприятий разного масштаба, каждое из которых выступает либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции. В данной статье раскрыты сущность, количественные и качественные характеристики малого предпринимательства и его государственная поддержка. Затронуты проблемы становления малого бизнеса в Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты малого предпринимательства в России»

Некоторые аспекты малого предпринимательства в России И.Н. Емельянова

Технологический факультет МГТУ, кафедра экономики

Аннотация. Одной из проблем современного этапа диверсификации форм собственности в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она, главным образом, через создание предприятий разного масштаба, каждое из которых выступает либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции. В данной статье раскрыты сущность, количественные и качественные характеристики малого предпринимательства и его государственная поддержка. Затронуты проблемы становления малого бизнеса в Мурманской области.

Abstract. One of the problems of the property diversification in the Russian economics is the privatization of the state monopolies property. It has been solved mainly by creation of the enterprises of different scale, each acts either as an associated or as a sole owner of means of production. The essence, quantitative and qualitative characteristics of small business and its state support have been considered in the paper. The problems of the small business formation in the Murmansk region have been analysed.

1. Введение

За время реформ произошел быстрый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Особенно велико число малых и средних предприятий в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д.

В свою очередь, развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

2. Малое предприятие как система

Предпринимательству в форме малого предприятия присущи следующие качественные особенности:

1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

2) обозримость предприятия (ограниченность его масштабов вызывает особый личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действенной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом);

3) относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на цены и общий отраслевой объем реализуемого товара;

4) персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;

5) ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного риска, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и во все связанное с его организацией;

6) семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия;

7) характер финансирования: малое предприятие полагается на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.п.) (Шулус, 1997а).

При анализе состава компонентов малого предприятия можно выделить материально-

технические ресурсы (здания, земля, оборудование, сырье); денежные средства; экономические, социальные, организационные, технические, правовые и прочие процессы (отношения); различные социальные типы и группы людей (собственники-предприниматели и наемные работники; руководители, специалисты, рабочие и т.д.).

Для определения субъектов малого предпринимательства используются количественные характеристики компонентов. Согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек (Шулус, 19976).

Структура малого предприятия может трактоваться как совокупность неких функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно подразделить на четыре группы. Первая представлена стадиями процесса производства: снабжение, собственно производство, сбыт. Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ). Третья объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д. В отдельную группу выделяется руководство, осуществляемое, как правило, владельцем предприятия.

В ряду функций малого предприятия прежде всего важно отметить экономические, определяемые его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг; катализатора научно-технического прогресса; налогоплательщика; агента рыночных отношений. Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применения на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.

Внешняя среда малого предприятия представляет собой совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, отношений и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого бизнеса. Такие элементы характеризуются рядом признаков, конкретные состояния которых суть факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент последней может быть охарактеризовано с точки зрения своей устойчивости, полноты, действенности и т.д.; конкретное состояние законодательства в РФ - его нестабильность, незавершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятия (Шулус, 1997а).

Разнообразные элементы внешней среды можно с известной долей условности подразделить на пять групп. Первая является совокупностью важнейших для малого бизнеса рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых. Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения предприятия) рыночными институтами (государственными и финансово-кредитными) и агентами (крупным и средним бизнесом). В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил. Четвертая группа объединяет прочие релевантные социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства и т.п. В отдельную группу стоит выделить такой элемент внешней среды, как система государственной поддержки малого предпринимательства, подлежащая особому рассмотрению. Но прежде, чем говорить о государственной поддержке, необходимо затронуть ряд проблем, с которыми сталкивается малое предпринимательство.

3. Проблемы малого бизнеса

На развитие малого предпринимательства оказывает влияние множество негативных факторов. Это бегство мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно посреднических операций; исключительная недолговечность большинства мелких фирм, обусловленная не только нестабильностью общей экономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным

инвестициям в экономику России; вытеснение большинства мелких фирм на периферию научно-технического прогресса, отражающее их неспособность переломить, за счет прорыва на экспортные рынки, негативные последствия примитивизации внутреннего спроса; отсутствие стабильных структур, осуществляющих функции поддержки предпринимательства и др.

Для преодоления указанных негативных факторов необходимы меры кардинального характера, воплощаемые в соответствующей государственной программе. Можно выделить четыре основных недостатка экономической реформы, тормозящих развитие всех форм предпринимательства, в том числе и малого.

Первый из этих недостатков связан с тем, что стержень современной политики правительства состоит в обеспечении финансовой сбалансированности и бездефицитности бюджета на основе изъятия через высокие налоговые ставки доходов предпринимателей и населения. Такой курс, с одной стороны, ликвидирует стимулы к росту производства и инвестированию, а с другой - резко ограничивает платежеспособный спрос. Такое положение стало закономерным следствием либерализации цен в условиях сохранения государственно-монополистической структуры и запаздывания приватизации.

Второй недостаток вытекает из предпринятой бесплодной попытки обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.

Третий недостаток экономической реформы, сдерживающий развитие малого бизнеса, -значительная ограниченность источников формирования первоначального капитала для массового малого предпринимательства (собственных сбережений населения, кредитов, средств государственного финансирования).

Четвертый существенный недостаток, без устранения которого малая экономика развиваться не будет, - несовершенство систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Создание системы государственной поддержки малого предпринимательства должно составить особый блок экономических мероприятий государства, оформленных в специальную тщательно подготовленную программу.

4. Государственная поддержка малого предпринимательства

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Программа кредитования малых предприятий реализуется с большим трудом.

В конце 1996 г. в г. Мурманске была создана местная структура по поддержке малого предпринимательства "ФОРМАП". Не первый год идет составление бизнес-планов и их успешная защита в Федеральном фонде. Но федеральное финансирование до 1998 г. не открывали, потому что свою долю задерживала область. И хотя в конце года администрация подписала документ о том, что является гарантом "ФОРМАП" по двум проектам, но деньги не выделила. В виде исключения Федеральный фонд принял гарантию, чтобы помочь сдвинуть дело с мертвой точки.

Два мурманских предприятия (одно специализируется на лесопереработке, другое занимается хлебопечением) получили из федерального фонда поддержки малого предпринимательства ссуду - 1 млрд рублей. Средства выделены на возвратной основе на два года. Плата за ссуду 24 % годовых; залог и обязательное страхование проектов увеличат проценты, но и при этом они составят не более половины ставки Центробанка (на 1998 г.).

Это событие примечательно для Мурманской области не масштабами, а тем, что включает механизм финансирования, разработанный на федеральном уровне и давно действующий во многих регионах. Суть его в том, что местные проекты малого бизнеса инвестируют на паритетных началах федеральный и областной источники. Конкретные проекты под инвестиции отбирают Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и аналогичная местная структура "ФОРМАП".

Руководитель "ФОРМАП", А. Алимов, считает, что новый способ инвестирования будет

опробован успешно. Федеральный фонд и "ФОРМАП" заключили долгосрочный договор для продолжения начатой работы, и это подталкивает администрацию области поддержать малый бизнес в качестве одной из приоритетных социально-экономических задач (Хлебникова, 1997).

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90 % заемного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых регионах со слабо развитой промышленностью и др.

В переходный период государственная поддержка малого предпринимательства должна иметь стимулирующий, селективный характер, и прежде всего в отношении жизнеспособных хозяйственных структур, деятельность которых соответствует важнейшим целям развития общества, социально-экономической политики.

В постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определены в качестве приоритетных направлений развития малого предпринимательства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона (Шахмалов, 1995).

Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства с учетом особенностей развития каждого конкретного региона.

Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального рыночного хозяйствования.

5. Заключение

Вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики (развитие конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, создание дополнительных рабочих мест, расширение потребительского сектора, рациональное использование местных сырьевых ресурсов).

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Литература

Хлебникова Н. Для малого бизнеса нет маленьких денег. Экономика и жизнь (Санкт-Петербургский

региональный выпуск), № 7, с.3, 1997. Шахмалов Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства. Экономист, № 10, с.88, 1995. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России. Российский

экономический журнал, № 5-6, с.84, 1997а. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России. Российский экономический журнал, № 7, с.83, 19976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.