ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ ПРЕДЫДУЩЕГО НОМЕРА
УДК 334.012.64(470.21) © Барашева Т.И.
Активизация деятельности субъектов малого предпринимательства как необходимое условие развития региона
Одним из проблемных вопросов укрепления позиций сектора малого и среднего предпринимательства в целях развития региональных социально-экономических систем является вопрос их поддержки и стимулирования. В работе оценивается вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономические процессы региона в условиях действующих мер государственной поддержки. Одним из вариантов решения проблем является совершенствование законодательства в налоговой сфере и в области инфраструктурной поддержки предпринимательства.
Информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной службы статистики. Для обоснования результатов использованы статистические и экономические методы анализа.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, региональные меры поддержки малого предпринимательства, налоговое регулирование.
Татьяна Игоревна БАРАШЕВА
кандидат экономических наук, зав. сектором Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН barasheva@iep.kolasc.net.ru
В посткризисный период особое значение приобретает более активное привлечение субъектов малого предпринимательства к решению социально-экономических проблем региона на основе реализации свойственных им многообразных функций и проведения активной и взвешенной государственной политики по регулированию и поддержке малого и среднего бизнеса.
Государство заинтересовано в последовательном выполнении предпринимательством таких функций, как: удовлетворение платежеспособного спроса населения на товары и услуги; содействие образованию доходов в виде процента, ренты и заработной платы; повышенная инновационная активность; поддержание и укрепление политической и социальной стабильности
в обществе за счет создания новых рабочих мест и расширения слоя собственников; финансовое наполнение доходной части местных бюджетов; обеспечение предпринимательством внешнеэкономического представительства страны и др. [6].
Наиболее значимой сферой воздействия со стороны субъектов малого предпринимательства признается рынок труда. Можно утверждать, что вклад малого бизнеса в регулирование процесса занятости населения Мурманской области достаточно высок.
На рисунке 1 представлена динамика показателей уровня безработицы и удельного веса занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике. Можно заметить, что рост числа занятых на малых предприятиях сопровождается снижением уровня официально регистрируемой безработицы.
Данная тенденция начала прослеживаться с 1999 посткризисного года и свидетельствует о том, что малый бизнес в
регионе уверенно выполняет свою миссию в решении проблем занятости не только в годы экономического благоприятствования, но и в период экономической нестабильности, вовлекая в ряды трудящихся безработных и лиц из числа высвобождаемого персонала крупных градообразующих предприятий.
Малый бизнес в Мурманской области становится амортизатором безработицы, поскольку количество занятых на предприятиях малого бизнеса в 3 раза превышает количество безработных.
В последние годы государство возлагает большие надежды на малый и средний бизнес как потенциального поставщика налоговых доходов местных бюджетов. Реформа местного самоуправления, в ходе которой были пересмотрены и конкретизированы вопросы местного значения, потребовала реализовать новый подход к перераспределению налоговых доходов между бюджетными уровнями.
Рисунок 1. Изменение уровня безработицы и удельного веса занятых на малых предприятиях Мурманской области
%
Удельный вес занятых на МСП в общем числе занятых, % Уровень официально регистрируемой безработицы, %
Бюджетный кодекс на постоянной основе закрепил в качестве доходных источников муниципалитетов поступления от двух местных налогов, федерального налога на доходы физических лиц и специальных налоговых режимов, плательщиками которых являются непосредственно субъекты малого и среднего бизнеса.
Доступная для анализа статистика позволяет оценить участие малого бизнеса в доходах местных бюджетов лишь на основе поступлений от специальных налоговых режимов, удельный вес которых все еще остается низким, но в динамике имеет тенденцию к росту и изменяется от 2,5% в доходах бюджетов муниципалитетов, где уровень развития малого бизнеса минимальный, до 11,6% в городах с наивысшей активностью предпринимательского сектора.
Становится более существенным участие субъектов малого предпринимательства в экономике региона. За период 2005—2008 гг. производство продукции, работ и услуг малых и средних предприятий (МСП) увеличилось более чем в 1,5 раза. Доля отгруженных товаров и услуг собственного производства малых предприятий в ВВП области растет, увеличившись за четыре года с 10,9 до 13,3% [8].
Малые и средние предприятия Мурманской области, осуществляющие деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также обрабатывающих производств, демонстрируют более высокий уровень производительности труда среди регионов СЗФО (табл. 1).
Высокие показатели производительности труда обеспечиваются малыми и средними предприятиями на фоне низкого уровня финансирования их основного капитала. Объём инвестиций в основной капитал малых предприятий области, приходящийся на одного работника, уступает среднему показателю по России. В настоящее время соотношение инвестиций и производительности труда в Мурманской области составляет 1:3. Для регионов Южного федерального округа это соотношение выглядит как 6:5, для Сибири — 9:10.
Таким образом, можно заключить, что субъекты малого и среднего предпринимательства области проявляют свое участие в социально-экономических процессах, обеспечивая социально-экономические эффекты в регионе. Вместе с тем полученные эффекты не так значительны, как наблюдаемые в зарубежных странах.
Таблица 1. Производство продукции (работ, услуг) малых предприятий по основным видам экономической деятельности в расчете на 1 работника по СЗФО в 2008 году, млн. руб.
Обрабатывающие производства Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь Операции с недвижимым имуществом
Мурманская область
1,4 1,12 4,84 1,1 0,52
Республика Карелия
0,77 0,82 3,47 0,95 0,41
Республика Коми
0,76 1,15 2,75 1,67 0,77
Архангельская область
0,83 0,6 2,67 0,75 0,56
Вологодская область
0,73 0,72 2,71 0,88 0,9
Россия
1,07 1,03 3,71 1,06 0,77
Если доля субъектов малого предпринимательства Мурманской области в ВВП составляет около 30%, то в Великобритании, США, Германии — от 50 до 54%, Японии — 52 — 55%, Италии и Франции — около 60%. На долю малого предпринимательства в Мурманской области приходится около 29% занятых, а, например, в Японии — свыше 79% [1]. В бюджеты экономически развитых стран малое и среднее предпринимательство приносит более 50% дохода, а в Мурманской области этот показатель по приблизительной оценке не превышает 20%.
Низкий эффект от участия малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития региона обусловлен, как показали результаты опроса субъектов малого предпринимательства, проведенного в начале 2008 г. по решению департамента экономического развития, существующими проблемами [3]. Среди них выделяются общие проблемы, универсальные для всех предпринимателей микро-, малого и среднего бизнеса: высокая арендная плата; высокие налоги; рост цен на энергоносители, сырье, тарифы; нехватка квалифицированного персонала; рост конкуренции.
Были выявлены также проблемы, которые свойственны исключительно микро- и малым предприятиям. К ним отнесены: недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные проекты; недостаток оборотных средств; трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов; проверки различных контролирующих органов.
В год финансово-экономического кризиса обострились уже существующие и возникли новые проблемы, в основном финансовые, обусловленные сокращением спроса на товары и услуги как со стороны населения, так и предприятий-партнеров, в том числе из сырьевых экспортно-ориентированных секторов, уменьшением объемов государственных заказов, ужесточением условий получения кредитных ресурсов и др.
Реакция бизнеса на воздействие финансового кризиса начала проявляться в конце первого квартала 2009 года и выразилась в незначительном падении результирующих показателей деятельности малых предприятий. По данным Министерства экономического развития Мурманской области, на 111 единиц уменьшилось количество МСП, на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился объём проданных товаров малых предприятий сферы оптовой и розничной торговли, а также снизилась результативность деятельности предприятий, занимающихся финансовой деятельностью.
Положительную динамику объёма производства продукции, работ и услуг (на 1,6%) продемонстрировали МСП сферы обрабатывающих производств, предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и оказывающие коммунальные услуги, а также осуществляющие производство и распределение электроэнергии. Произошло незначительное увеличение средней численности работников списочного состава. Следует обратить внимание, что при уменьшении прироста средней численности работников малых предприятий динамика этого показателя сохраняется положительной: в 1 кв. 2007 года — 113%, в 1 кв. 2008 года — 104%, в 1 кв. 2009 года — 101%.
В соответствии с рекомендациями Правительства РФ, для ослабления последствий кризисных явлений и создания благоприятных условий хозяйствования были разработаны и внедрены новые подходы к налоговому регулированию, направленные на снижение налоговой нагрузки на малый сектор хозяйствования определенных видов экономической деятельности.
Реализовать задачу по снижению налогового бремени стало возможным в связи с расширением прав субъектов Российской Федерации в части специального налогового режима — упрощенной системы налогообложения — на основе регулирования ставкой единого налога.
Налоговый закон Мурманской области [2] определил категории налогопла-тельщиков-льготников и соответствующие им пониженные ставки единого налога. Основными категориями льготников стали субъекты малого предпринимательства следующих приоритетных сфер деятельности: образования, здравоохранения, рыболовства, рыбоводства, коммунальных услуг, а также производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Таким категориям налогоплательщиков установлена наименьшая ставка — 5%. Пониженная ставка в размере 10% предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Мурманской области деятельность в сфере обрабатывающих производств.
В итоге реализация преференций в границах упрощенной системы налогообложения не снизила результативность данного налогового режима (объем поступлений от упрощенной системы, приходящийся на одного субъекта налогообложения, в 2,3
раза выше, чем от единого налога на вмененный доход), обеспечив рост налоговой базы и налоговых доходов местных бюджетов (рис. 2).
В целях дальнейшего ослабления воздействия кризисных явлений на малый сектор экономики Правительством были разработаны дополнительные меры поддержки, на реализацию которых в региональном бюджете было предусмотрено 75,2 млн. руб. Как доложил на пресс-конференции губернатор Мурманской области Д. Дмитриенко, в 2009 году средства областного бюджета распределились в следующем направлении: начинающим предпринимателям было выплачено более 4 млн. руб. в виде субсидий, предоставлено льготных микрозаймов на сумму 15 млн. руб., на 100 млн. руб. выделено гарантий по договорам кредитования. В соответствии с планом мероприятий Программы поддержки начинающих предпринимателей «Шаг за шагом» на развитие бизнеса выдано 20 грантов со стоимостью пакета около 1 млн. руб.
Рисунок 2. Налоги на совокупный доход (с учетом среднедушевых доходов населения) на 1 субъекта малого и среднего предпринимательства, тыс. руб.
С целью облегчения доступа к получению МСП имущества был сформирован его перечень, включающий 65 объектов, и уже в 2009 году основная часть имущества была передана в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Можно заметить, что наиболее активно применяются меры поддержки в отношении юридических и физических лиц, начинающих предпринимательскую деятельность. Однако в ходе проведения отдельных мероприятий выявляются проблемы, связанные с несовершенством используемых механизмов поддержки.
В частности, это касается распределения грантов среди начинающих предпринимателей, которое осуществляется в рамках реализации в Мурманской области Программы «Шаг за шагом». Оценка состояния проблем и предложения, представленные в работе, сформулированы на основании изучения сводного отчета ГОУ МРИБИ «О реализации проектов субъектов малого и среднего предпринимательства» и результатов опроса начинающих предпринимателей, участвующих в программе государственного субсидирования.
Так, бизнес-инкубатор (ГОУ МРИБИ), расположенный в г. Апатиты, совместно с Министерством экономического развития Мурманской области проводит конкурс бизнес-планов, по итогам которого начинающие предприниматели могут претендовать на получение стартовых грантов (в виде субсидии) на создание собственного бизнеса в размере до 300 тыс. рублей. При этом в конкурсе имеют право принять участие лица, которые успешно прошли обучение по тренинг-курсу «Начинающий предприниматель» и не имеют статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, а также лица, которым уже присвоен статус и с момента регистрации которых прошло не более одного года. Такие условия получения гранта приводят к тому, что предприниматели не успевают за установленный годичный срок пройти обучение на курсах,
оформить все необходимые документы и осуществить подбор квалифицированного персонала, необходимого для реализации проекта. По 22 проектам из 156 денежные средства были получены в конце года и не были реализованы в полном объеме в течение установленного срока. В соответствии с законом неиспользованные средства подлежат возврату государству. В связи с этим, по мнению предпринимателей, необходимо расширить временное ограничение статуса «начинающий предприниматель» с 1 года до 2 лет.
Кроме того, интерес предпринимателей коснулся вопроса о пересмотре положения областного закона, устанавливающего ограничение по видам предпринимательской деятельности, дающего право на получение статуса резидента ГОУ МРИБИ и субсидии [4]. Их предложение состояло во включении в список резидентов, имеющих право претендовать на получение субсидии, таких приоритетных для региона и перспективных в своём развитии видов деятельности (что констатируется в Программе социально-экономического развития г. Апатиты на 2009—2011 гг.), как строительство, включая ремонтно-строительные работы, и общественное питание.
Не менее важным направлением поддержки, как считают предприниматели, является также поддержка уже существующего бизнеса. Большинство участников проекта планирует расширять свой бизнес после завершения срока проекта.
В связи с этим, а также по причине неоднократных обращений за помощью в бизнес-инкубатор руководителей малых предприятий предлагается на региональном уровне рассмотреть вопрос о предоставлении права на получение субсидии уже существующим предприятиям-производителям исходя из принципа софи-нансирования с целью развития и расширения бизнеса и повышения устойчивости малых предприятий в посткризисный период.
Таким образом, можно заключить, что деятельность ГОУ МРИБИ представляет значимую поддержку для развития начинающего предпринимательства. Однако отсутствие системного подхода, недостаток информации, слабая изученность вопросов инкубации серьезно препятствуют дальнейшему использованию бизнес-инкубаторов. Выявить «узкие» места и обеспечить большую результативность мер поддержки позволяет взаимодействие персонала бизнес-инкубатора и участников программы государственного субсидирования.
Реализация антикризисных мер продолжилась и в 2010 году. За финансовой и имущественной поддержкой обратилось 361 предприятие, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Комитетом рыбной промышленности Мурманской области были предоставлены субсидии на сумму более 8 млн. руб. Министерством экономического развития была оказана финансовая поддержка в форме: субсидий (грантов) — в размере более 54 млн. руб., субсидий — 11,8 млн. руб., микрозаймов — почти 26 млн. руб., гарантий — 93,9 млн. руб. Министерство имущественных отношений передало имущество по договору аренды в пользование 26 малым и средним предприятиям [5].
На поддержку МСБ были предоставлены не только средства из областного бюджета, но и субсидии, которые Мурманская область получила из федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в размере 215 млн. руб. (табл. 2). Можно заметить, что выделенные средства к 2010 году увеличились более чем в три раза, однако их объем, приходящийся на одно малое предприятие, значительно уступает
величине субсидии, которая предоставляется начинающим предпринимателям на реализацию проекта (300 тыс. руб.), а с учетом всех средств (федеральных и региональных), предусмотренных для оказания поддержки, субъект малого и среднего предпринимательства может претендовать на сумму не превышающую 50 тыс. руб.
Таким образом, политика Правительства Мурманской области в сфере поддержки малого предпринимательства способствовала росту малых, средних и микропредприятий. По результатам 2009 года их количество увеличилось на 8,3% и достигло 6934 единиц. Объём производства продукции, работ и услуг вырос на 14,2% и составил 99,5 млрд. руб. [3]. Наибольшую долю в объёме выручки (64%) обеспечили малые предприятия. Удельный вес выручки микропредприятий составил 20%, средних — 16%.
Как свидетельствует мировой опыт, важнейшим фактором экономического развития является не чистый результат, равный разности между числом создаваемых новых предприятий и их «смертностью», а число ежегодно регистрируемых предприятий [7]. Число вновь созданных в Мурманской области предприятий за 2009 год составило 124 единицы.
Одной из причин сохранения в течение последних нескольких лет тенденции низкого роста числа вновь созданных малых и средних предприятий является политика градообразующих предприятий, которая направлена на разукрупнение. Из состава основного предприятия выделяются в самостоятельные единицы непрофильные подразделения, оснащённые имуществом и персоналом, с получением статуса субъектов малого предпринимательства.
Таблица 2. Субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по поддержке МСБ [3]
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Размер субсидии, млн. руб. 3 7,4 21,8 46,6 59,7 215
Субсидии на 1 МП, руб. 995,7 2419 6883,5 8336,3 8609,7 31006,6
Они продолжают осуществлять свою деятельность, предоставляя как специфические услуги для градообразующего предприятия, так и другие услуги, в частности, решающие вопросы жизнедеятельности города.
В ходе реализации данного процесса происходит фактическое заполнение рыночных ниш более конкурентоспособными предпринимательскими структурами, что ограничивает возможности создания малых предприятий естественными рыночными механизмами.
Вместе с тем таким способом рождённые малые предприятия попадают под влияние «создателя», который жёстко контролирует цены рабочей силы и трудовых услуг. Сложившаяся ситуация, возможно, является одной из причин низкой предпринимательской активности и неравномерного распределения субъектов малого бизнеса по территории области.
Другим препятствием развитию бизнеса стали законодательные нововведения федерального центра. Установление повышенных тарифов по страховым взносам привело к росту уровня нагрузки всех субъектов хозяйствования, но в разных размерах. Для предприятий, функционирующих в условиях общего налогового режима, нагрузка увеличилась в 1,3 раза, а в условиях специальных налоговых режимов — в 2,4 раза.
При этом Федеральный закон № 212-ФЗ выделил в льготную категорию «упрощенцев», которые осуществляют деятельность в таких направлениях, как: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и др., — и предусмотрел пониженный уровень страховых тарифов, увеличив нагрузку их плательщиков в 1,8 раза.
В итоге новый порядок исчисления страховых взносов вызвал массовое сокращение на предприятиях и возврат к использованию «серых» схем выплаты заработной платы.
Согласно исследованиям общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в среднем до 20% компаний, работающих в малом бизнесе, провели сокращения. При этом уволены до 30% сотрудников. Однако во многих фирмах сокращение стало формальным: сотрудники были выведены за штат, но они продолжают работать, получая зарплату в конвертах. Так, в декабре 2010 года зарплату в конвертах выплачивал 21% предпринимателей. В марте 2011 года, после установления повышенных страховых взносов, эта цифра выросла вдвое и составила 41% [9].
В связи с тем, что в наибольшей степени от нововведений пострадали субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, которые изначально предполагают щадящие условия налогообложения, необходимо рассмотреть вопрос, если не предусматривается в будущем возврата к старой схеме, о поэтапном повышении страховых взносов — аналогично порядку, принятому в отношении плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ставка в 2011 — 2012 гг. — 20,2%, в 2013 - 2014 гг. - 27,1%).
Вместе с тем для достижения субъектами малого и среднего предпринимательства высоких социально-экономических эффектов в регионе необходимо повысить эффективность применения механизма налогового регулирования. В частности, целесообразным представляется передача на местный уровень налога на прибыль предприятий, плательщиками которого являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, и предоставление права органам местной власти на управление ставкой налога.
Это логично увязывается с положениями статей 15 и 16 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в которых устанавливается, что к вопросам местного значения отнесено содействие развитию малого и среднего предпринимательства, которое должно осуществляться за счет собственных доходных источников местного бюджета.
Приведенные направления налогового регулирования, безусловно, не охватывают всего спектра задач социальной и экономической политики региона. Тем не менее такой налоговый механизм, как закрепление за местными бюджетами муниципальных образований Мурманской области налога на прибыль от микро-, малых и средних предприятий и управление ставкой налога в размере
100% норматива, закрепленного за региональным бюджетом, повысит заинтересованность органов местного самоуправления в создании условий для развития малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать росту налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в местные бюджеты, а также, в свою очередь, позволит создать финансовую базу поддержки субъектов предпринимательского сектора.
Кроме того, реализация предлагаемого механизма позволит обозначить особые условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства в границах общей системы налогообложения, отделив их от налоговых условий крупных хозяйствующих субъектов.
Литература
1. Дзбоева, Д.П. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства / Д.П. Дзбоева // Международный бухгалтерский учет. — 2010. — № 11. — С. 15-21.
2. Закон Мурманской области от 03.03.2009 № 1075-01-ЗМО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (принят Мурманской областной Думой 19.02.2009).
3. Постановление Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 420-ПП/13 «О долгосрочной целевой программе «Развитие конкурентоспособности Мурманской области» на 2011 — 2013 годы». Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области».
4. Постановление Правительства Мурманской области от 01.07.2010 № 289-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей» (вместе с «Программой мероприятий поддержки начинающих предпринимателей «Шаг за шагом», «Порядком предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса»). Режим доступа: http://www.gov-murman.ru
5. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области — получателей поддержки на 01.01.2011 г. Информация Министерства экономического развития Мурманской области.
6. Шахмалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф.И. Шахмалов. — М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 382 с.
7. Широнин, В.М. Малое и среднее предпринимательство как предмет общественного диалога и государственной политики / В.М. Широнин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lab.obninsk.ru/ public/anh-sem-2004/sh02.gif.192
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru/
9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://opora.ru/.php