Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2013
М. ГИНЗБУРГ соискатель Института Экономики РАН
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОЙ МОСКВЫ
Анализируется состояние поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве и Московской области накануне присоединения к Москве новых территорий. Показано, что схожих элементов поддержки намного больше чем несхожих, поэтому преодоление барьеров для унификации систем поддержки при формировании Большой Москвы не должно иметь длительного характера.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, Москва, Московская область, предпринимательский климат, поддержка малого и среднего предпринимательства, единый налог на вмененный доход.
Классификация ^Ь: К200, К380, К580.
Начавшийся процесс включения бывших территорий Московской области в Большую Москву затрагивает всю систему регионального управления, включая механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Остро встает вопрос унификации этих механизмов с учетом новых реалий и особенностей включаемых в Москву новых территорий. Трудность унификации при этом оказывается следствием особого статуса Москвы как города федерального значения. Этот статус качественным образом отличает Москву от большинства российских субъектов Федерации. В формируемой Большой Москве это противоречие еще очень далеко от своего разрешения.
Парадокс налога на вмененный доход
Именно особый статус Москвы позволил ее малому бизнесу отказаться от системы уплаты налога на вмененный доход как альтернативы всем прочим налогам, в т.ч. упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса. В настоящее время единый налог на вмененный доход остается одной из наиболее острых проблем для малого предпринимательства, связанных с присоединением новых территорий к Москве.
До последнего времени 55% всех российских малых и средних предприятий работали по системе единого налога на вмененный доход, 37% - по упрощенной системе налогообложения, 8% - по общей системе налогообложения1. Такая ситуация определяется структурой деятельности субъектов малого бизнеса с их явным тяготением к торговле и обслуживанию, где уплата налога на вмененный доход является обязательной.
Согласно п. 2 ст. 346.26 Налогового Кодекса РФ, к таким видам деятельности относятся: оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок); оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. При этом розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
В Московской области и в целом по России (за исключением Москвы), ситуация с налогом на вмененный доход выглядит неоднозначно. В России налог на вмененный доход используется как характерный для стран с институционально слабой налоговой системой. Введение этого вида налогообложения изначально было нацелено на недопущение ухода от налогов, сокращение вовлеченности малых предприятий в «теневую экономику», на упрощение налоговой отчетности. Судя по многочисленным опросам, российские субъекты малого предпринимательства считают налог на вмененный доход для себя более благоприятным, чем все прочие формы и виды налогообложения. Поэтому предпринимательство новых московских территорий выступило с протестами против московской практики отсутствия единого налога на вмененный.
Между тем достижение номинально заложенных в механизм единого налога на вмененный доход благих целей предполагает неизбеж-
1 http://www.rg.ru/2010/06/29/nalogi.html.
ность привлечения чиновников для определения конкретной величины вмененного дохода, подлежащего налогообложению. Наличие нормативных ставок, утверждаемых федеральными и региональными властями, а также официально утвержденной методики определения этой величины в принципе мало что меняет. Оценивает объект налогообложения (площадь торгового зала, количество рабочих мест или автомашин) и принимает решение о величине налогообложения уполномоченный чиновник, что само по себе создает широкие возможности для административного давления как средства вымогательства статусной ренты( взяток)2. Можно сказать, что единый налог на вмененный доход стал составным элементом российской коррупции, устраивающей как бюрократов, так и многих предпринимателей. Заметим, что исторически в странах Западной и Южной Европы данный налог вводился тогда, когда государство было не в состоянии взимать налоги нормальным образом ( в основном, в период после Второй мировой войны), и отменялся после того, как дееспособность государства качественно возрастала. При этом отмена этого налога всегда обосновывалась его излишне высокой коррупциоемкостью. Без этого налога Москва, гипотетически, на своих новых территориях вполне могла бы обойтись во благо малому бизнесу. А возражают как раз широкие массы бывшего подмосковного малого предпринимательства и местные муниципальные власти. Номинально декларируется, что упрощенная система налогообложения сложнее единого налога на вмененных доход, что затрудняет его уплату, увеличивает объемы необходимых документов и расходы на их подготовку.
Протесты вызывает и то, что переход части территории Московской области под Московскую юрисдикцию лишает предпринимателей многих льгот по региональным налогам, включая налог на имущество предприятий и налог на прибыль. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, нагрузка только по налогу на прибыль должна будет возрасти в полтора раза, что также вызывает протесты.
Помимо различий по налогам существуют и другие многочисленные отличия в процедурах оформления документов (в частности, на недвижимость). Во многом эти отличия обусловлены тем, что обязанности контроля за обеспечением учета предпринимательской деятельности в Московской области лежат на муниципальных органах исполнительной власти, тогда как в Москве - на государственных. Все эти отличия сказываются на процедурах регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
2 Виленский А.В. Малый и средний бизнес в крупном мегаполисе. М.: МУМ, 2012. С. 192.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Москвы
До 2011 г. в Москве действовало более 70 организаций инфраструктуры поддержки МСП. Смена мэра и личного состава правительства Москвы де-факто вылилась в признание того, что организационное раздувание поддержки не приводит к значимым результатам. Это признание выразилось в сокращении масштабов всех направлений поддержки МСП. Сокращение было зафиксировано в Подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая стала составной частью общей Программы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.» Москвы.
Цель подпрограммы состоит в увеличении конкурентоспособности экономики Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей3. Названы следующие задачи подпрограммы:
- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику Москвы;
- увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;
- создание эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности;
- стимулирование малых и средних предприятий г. Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.
В рамках указанной подпрограммы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы реализует различные виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса4.
Заметим, что, по российской традиции, в этой программе происходит явное смешение целей, задач и способов их достижения. Цели и задачи поставлены в ныне действующей программе безотносительно
3 Ьйр:/Мтрто5.гиМе£аи11:.а5рх?5=0&р=344. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.
4 Ьйр:/Мтрто5.ги/Ьи5те55.а5рх?5=0&р=3. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.
к реальным потребностям Москвы в малом и среднем предпринимательстве. То есть программа построена «трафаретным образом». Вместо слова «Москва» в нее вполне можно было бы вставить любой иной субъект Российской Федерации или даже название зарубежной страны.
Рассмотрим более подробно отдельные виды поддержки малого и среднего бизнеса в Москве.
Финансовая поддержка МСП Москвы включает в себя: субсидии для начинающих предпринимателей; возмещение процентных ставок по кредитам и договорам лизинга; возмещение затрат, связанных с выходом на биржу и участием в конгрессно-выставочных мероприятиях; субсидии на прохождение обучающих программ. Первый отбор заявок субъектов МСП на получение субсидий состоялся во II квартале 2012 г.
В имущественную поддержку входит предоставление предпринимателям льготных условий по аренде нежилых помещений из фонда Правительства Москвы, а также предоставление льгот на аренду земельных участков. Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 135-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП и продлении срока действия постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. № 810-ПП» для субъектов МСП Москвы, арендующих нежилые помещения по договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы, за исключением договоров аренды, заключаемых по результатам торгов, с июня 2011 г. установлена ставка арендной платы в размере 1800 руб. за один кв.м в год. В 2012 г. ставка арендной платы не менялась. Данная мера государственной имущественной поддержки не применяется в отношении арендаторов нежилых помещений, признанных недобросовестными в установленном порядке 5.
Консультационная и информационная поддержка включает бесплатные консультации специалистов в московских Центрах развития предпринимательства, а также помощь в решении юридических вопросов и вопросов, связанных с реализацией предпринимательской деятельности.
Консультирование проводится по следующим вопросам:
- система государственной поддержки субъектов МСП;
- имущественная поддержка;
- повышение квалификации кадров субъектов МСП;
- финансовая поддержка;
- выбор форм ведения бухгалтерской и налоговой отчетности;
- получение финансовой поддержки в форме субсидий из средств бюджета г. Москвы;
- получение доступа к внебюджетным источникам, в том числе с использованием механизмов банковского кредитования, посевных
5 www.mbm.ru.
- фондов, системы «бизнес-ангелов», микрофинансовых организаций;
- подготовка пакета документации, разработки технико-экономического обоснования предпринимательского проекта;
- меры государственной поддержки МСП в сфере развития межрегионального и международного сотрудничества;
- возможности продвижения продукции и услуг МСП на межрегиональные и международные рынки (механизмы подбора партнеров, участие в деловых мероприятиях);
- возможности и условия участия в заказе г. Москвы.
Консультации по актуальным вопросам могут получить компании,
находящиеся на разных циклах развития бизнеса.
Начинающие предприниматели могут рассчитывать на информационную поддержку по вопросам регистрации компании, адреса местонахождения фирмы, требований законодательства к различным видам деятельности. Кроме того, окружные центры развития предпринимательства знакомят начинающих с системой финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, программами бизнес-образования.
Развивающиеся компании могут получить консультационную поддержку по подготовке пакета документов для получения различных форм субсидий, узнать о возможностях в продвижении товаров и услуг на региональные и международные рынки, получить помощь в поиске заказчиков в системе субконтрактации. Кроме того, можно получить информацию по системе требований к охране труда на предприятии, оформить журнал проверок, посещать бесплатные семинары и лекции по актуальным вопросам бизнес-администрирования6.
В соответствии с рассматриваемой Подпрограммой, к иным формам поддержки в Москве относится организация участия малых и средних предприятий в тендерах на получение госзаказа. Реализуется требование Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым на малые предприятия должно приходится от 10 до 20% объема госзаказа. Для обеспечения этого законодательного требования проводятся специализированные торги, в которых могут принять участие только малые предприятия. Так, за девять месяцев 2012 г. в столице были проведены спецторги для МСП на общую сумму около 10 млрд руб.7
Широко используются также обучающие семинары и круглые столы. В Москве реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров. Президентской программой предусматривается обуче-
6 www.mbm.ru.
7 Там же.
ние в первоочередном порядке руководителей предприятий и организаций социальной сферы, ЖКХ, приборостроения, электротехники, энергетики, фармацевтики, строительства, транспорта, а также подготовка управленческих кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание уделяется привлечению к участию в программе представителей малого и среднего бизнеса.
Помимо Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, малый и средний бизнес также поддерживают:
- Московский центр развития предпринимательства;
- Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности;
- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Москвы;
- Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы;
- Казенное предприятие Москвы «Технопарк «Строгино»» ;
- Казенное предприятие Москвы «Бизнес-инкубатор «Зеленоград»»;
- Некоммерческое партнерство «Центральный дом предпринимателя».
Основной упор в поддержке МСП Москвы сделан на содействие кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса. Так, 10 февраля 2012 г. на совещании по оперативным вопросам с участием мэра Москвы С.С. Собянина руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Алексей Комиссаров сообщил, что Департаментом подготовлен проект постановления Правительства Москвы о создании Штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в г. Москве8. К настоящему времени Штаб создан и активно функционирует.
По мнению субъектов предпринимательской деятельности, в Москве отсутствует централизованный орган по защите их прав и законных интересов, а также координация и кооперация между органами исполнительной власти по рассмотрению их обращений (жалоб). В связи с этим основными задачами Штаба являются:
- содействие в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в защите от противоправных поглощений и завладения имущественными правами, в г. Москве;
- содействие устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в г. Москве;
- содействие в развитии и укреплении сотрудничества с федеральными органами государственной власти, с Аппаратом полномочного
8 http://dmpmos.ru/sos. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.
представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, с органами государственной власти г. Москвы, с органами местного самоуправления, с общественными и иными организациями в области защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Штаб в рамках своей компетенции будет рассматривать обращения субъектов предпринимательской деятельности. Вопросы для рассмотрения могут ставиться по инициативе председателя Штаба, а также по предложениям членов Штаба, представителей органов государственной власти Москвы, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, общественных организаций и ассоциаций9.
Заметим, что Штаб взял на себя многие функции, которые ранее выполнял Департамент по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Правительства Москвы вместе с общественно-экспертным советом по малому и среднему предпринимательству при мэре и Правительстве Москвы. Обе эти организации ныне частично ликвидированы, а частично влились в новый Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.
Большинство отраслевых департаментов и комитетов Правительства Москвы реализуют программы, в которых существенная роль отводится предприятиям малого бизнеса. Так, например, Д жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при реализации основных направлений деятельности - содержание и ремонт городских дорог, озеленение и благоустройство городских территорий, содержание и ремонт инженерных сооружений, эксплуатация жилого фонда - во многом опирается на малые предприятия, которые зарекомендовали себя как ответственные субподрядчики. С малым бизнесом также сотрудничает Департамент торговли и услуг г. Москвы: на сайте Департамента предприниматель может создать свой виртуальный кабинет, что позволяет ему получать информацию об отраслевых программах подготовки кадров, ближайших мероприятиях, специализированных торгах и иных формах сотрудничества. Такую же политику в области информационной и методологической поддержки бизнеса проводят Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамент здравоохранения и иные структуры, взаимодействующие с бизнес-сообществом столицы10.
9 http://dmpmos.ru/sos. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г Москвы.
10 www.mbm.ru.
Поддержка МСП в Московской области
В Московской области на несколько лет раньше, чем в Москве, был упразднен специализированный орган (Комитет) по поддержке малого и среднего предпринимательства. В настоящее время основная государственная ответственность за поддержку МСП Московской области возложена на Министерство экономики. Кроме того, важные функции поддержки исполняет Министерство образования области.
На муниципальном уровне ответственность за поддержку МСП возложена на администрации районов области и их подразделения. Примерами могут послужить Управление экономики, научно-производственного развития, потребительского рынка и услуг населению Администрации города Протвино, Управление потребительского рынка и сферы услуг Администрации городского округа Химки Московской области, Отдел развития промышленности, торговли, сельского хозяйства, малого бизнеса и инвестиций Администрации Коломенского муниципального района. Обращает на себя внимание, что термин «малое и среднее предпринимательство» или только «предпринимательство» наличествует в очень небольшом количестве подразделений муниципальных администраций Московской области.
Для обеспечения обратной связи муниципальных органов исполнительной власти с предпринимателями функционируют общественные и координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах муниципальных образований. Их типовые функции сводятся к следующему:
- участие в передаче прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом городского округа субъектам малого и среднего предпринимательства;
- взаимодействие с органами государственной власти Московской области, государственными учреждениями Московской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего предпринимательства;
- участие в подготовке предложений к проектам федеральных программ, долгосрочных целевых программ Московской области и муниципальных образований по развитию МСП;
- привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к выработке и реализации государственной и муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
- проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти Московской области в части регулирования отношений в сфере
МСП, привлечение в установленном порядке субъектов малого и среднего бизнеса к проведению экспертиз;
- разработка рекомендаций органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, для определения приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
- привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность, и к разработке рекомендаций по данным вопросам11.
В итоге Московская область осуществляет трехуровневую поддержку малого бизнеса. Для начинающих предпринимателей создан Московский областной фонд микрофинансирования, осуществляющий выдачу займов до 1 млн руб. сроком на 1 год под 8-12% годовых. Предприниматель может получить заем в течение 3-5 дней, предоставив минимальный пакет документов. Причем, в отличие от банков, здесь нет препятствий для его досрочного погашения. В течение года предприниматель может трижды взять и погасить заем, что важно для производств с быстрым оборотом.
Активно же развивающиеся предприятия малого и среднего бизнеса получают возможность выйти на более высокий уровень, обратившись в Московской областной гарантийный фонд. Если предприятию необходим кредит, превышающий 1 млн руб., эта организация выступает поручителем перед банком-заемщиком. Фонд осуществляет поручительство за предпринимателя в обмен на 50% от суммы кредита. Поручительство составляет 42 млн руб., то есть представитель бизнеса может взять кредит в размере 84 млн руб.
Предприятия с устойчивым бизнесом в Подмосковье могут обратиться в Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области. Если успешный представитель малого бизнеса хочет расширить свою деятельность, например, создать новые мощности, запустить современное оборудование, то фонд может стать его партнером, профинансировав 15% стоимости проекта. Цель фонда состоит не в получении доходов и дивидендов, а в развитии малого и среднего бизнеса. Когда предприятие выходит на этап окупаемости проекта, предприниматель имеет приоритетное право выкупить эту долю. Активную работу фонд начал в январе 2012 г.12
11 http://www.pmp.mosreg.ru/registry/infr/cs/46,292381.
12 http://www.moinform.ru/66066.html. Интернет-портал Правительства Московской области.
Есть и другие органы поддержи МСП в области. Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства - это звенья системы государственной политики в области развития малого бизнеса. Они стремятся к тому, чтобы бюджетные и иные средства, вложенные государством в развитие малого предпринимательства, давали максимальную отдачу. Фонд образован Постановлением Правительства Московской области от 30 ноября 2000 г. № 149/37 в соответствии с Законом Московской области «О поддержке малого предпринимательства Московской области».
Цель создания фонда - осуществление финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в Московской области. Фонд определен одним из исполнителей областной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области в 2009-2012 гг. как неотъемлемой части новой структуры экономики региона. Деятельность Фонда координируется Попечительским советом. На регулярной основе Фондом проводятся семинары (в том числе обучающие), круглые столы, конференции и выставки с участием субъектов малого предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Московской области. А в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 гг.» по предоставлению целевых бюджетных средств Московской области в форме субсидий Фонд осуществляет прием заявок от субъектов МСП, осуществляет экспертизу и подготовку заключения о финансировании заявки, оказывает помощь предпринимателям в получении банковских кредитов (заключены соответствующие соглашения с рядом российских банков) и инвестиционных ресурсов.
Экспертно-аналитическим центром Фонда осуществляется деятельность по разработке предложений по ограничению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Московской области по следующим направлениям: совершенствование порядка регистрации предприятий с использованием технологии «одного окна»; экспертно-аналитическая работа по снижению административных барьеров в течение жизненного цикла предприятий по видам деятельности и отраслям; выявление и устранение конкретных административных барьеров в предпринимательстве.
На постоянной основе субъектам малого предпринимательства Московской области Фондом оказываются следующие услуги: разработка и оценка бизнес-планов; «ведение проектов» - исполнение по договору функций руководителя проекта; юридическое консультирова-
ние; рекламные услуги; поиск зарубежных партнеров для организации совместного бизнеса; поиск партнеров для зарубежных компаний13.
В Московской области функционируют бизнес-инкубаторы и технопарки для МСП.
Сравнение форм и направлений деятельности структур поддержки малого и среднего предпринимательства Москвы и Московской области показывает, что в принципе между ними не существует каких-либо существенных различий. Поддержка осуществляется в рамках общих направлений, заложенных в федеральном законодательстве, в первую очередь в ФЗ 2007 г «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Отличия состоят в объемах и некоторых процедурах поддержки МСП. Их преодоление, на наш взгляд, не представляется сложным. Поэтапная же ликвидация на новых территориях Москвы налога на вмененный доход вполне осуществима вместе с планируемым на федеральном уровне расширением видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения. Реальной же проблемой для унификации системы поддержки МСП на новых территориях Москвы остается их муниципальный характер.
13 http://www.moinform.ru/66066.html. Интернет-портал Правительства Московской области.