Научная статья на тему 'Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста'

Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1811
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Вовк Светлана Александровна

В статье идет речь о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: мнемотехники, моделирования, сказкотерапии, синквейна, приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает и ускоряет процесс развития речи каждого ребенка, а значит, способствует улучшению качества образования. В представленной публикации поднят вопрос о сущности и классификации инновационных технологий образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Вовк Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Вовк С.А. Email: @scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Вовк Светлана Александровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье идет речь о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: мнемотехники, моделирования, сказкотерапии, синквейна, приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает и ускоряет процесс развития речи каждого ребенка, а значит, способствует улучшению качества образования. В представленной публикации поднят вопрос о сущности и классификации инновационных технологий образования.

Ключевые слова: инновационные технологии, речевое развитие, дошкольный возраст.

ESSENCE AND CLASSIFICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN Zotova I.V.1, Vovk S.A.2

1Zotova Irina Vasil 'evna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2 Vovk Svetlana Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article deals with the ways to improve the quality of preschool children through the use of innovative technologies, namely, mnemonics, modeling, fairy tale therapy, sinquan are the advantages and disadvantages of the considered technologies. It is shown that learning through innovative technology secures and accelerates the process of speech development of each child, and thus contributes to improving the quality of education. In the publication raised the question of the nature and classification of innovative educational technologies.

Keywords: innovative technologies, speech development, preschool age.

УДК 372.461

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встает главная проблема: формирование речевых умений ребят. Воспитатели должны сформировать условия, в которых дошкольники смогут свободно овладеть разговорной речью, поэтому необходим поиск эффективных методов и приемов обучения, дающих возможность любому ребенку проявить себя в речевой активности. С каждым днем актуальным становится введение в обучение детей дошкольного возраста инновационных технологий, способствующих развитию речи, формированию мышления, улучшению гибкости памяти, фантазии, воображения.

Ученые: А.М. Бородич, В.В. Гербова, М.М. Конина, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова ввели обязательные занятия в детском саду. Разработали

технологии проведения занятий по развитию речи. Усовершенствовали программы по развитию речи такие

Современные ученые в области развития речи: М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно-деятельностного подхода.

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игр, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.

Инновация - означает нововведение, новшество [6].

Инновационные технологии - это новые способы, методы, приемы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности [6].

Так мы понимаем под этим внедрение преподавателем следующих инновационных технологий: мнемотехнику, моделирование, сказкотерапию, синквейн.

Сперва необходимо рассмотреть такую технологию как мнемотехника. Значение слов «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.) [5, с. 5]. Данную методику применял Цицерон, для запоминания своей речи. Он выстраивал определенный путь по комнатам, связывая с предметами или местами различные изречения. Это помогало вспомнить их при выступлении перед публикой, пройдя этот путь уже в своей голове, собирая «разложенные» по местам факты и слова.

Мнемотехника - является системой разных приемов, дающих возможность легче запоминать и увеличивать объем памяти через создание дополнительных ассоциаций. Подобные приемы имеют особое значение для дошкольников, потому что наглядный материал усваивается намного лучше вербального [5, с. 5].

Часто встречаются ошибки в грамматике детей дошкольного возраста, к ним относится неправильное использование предлогов и окончаний в падежах. Данные недостатки с возрастом исчезают. Взрослые играют важную роль в устранение этих ошибок. Развитию речи ребят помогает применение мнемотехники. Ученые дают ей разные названия. В.К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева -коллажём, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа [1, с. 86].

Особенности технологии заключаются в использовании не изображенного предмета, а знаков с целью опосредованного запоминания. Это существенно упрощает дошкольникам отбор и усвоение слов. Знаки максимально приближены к речевому материалу, к примеру с целью обозначения диких животных используют елку, домашних животных обозначают домом.

Мнемоника всегда создается на основе работы от простого к сложному. Нужно приступать к работе, начиная с простых мнемоквадратов, затем переходя к мнемодорожкам, и далее - к мнемотаблицам, потому что у дошкольников в памяти закрепляются отдельные образы: кошечка - пушистая, клубничка -сладкая. Потом - затруднять либо замещать другой заставкой - показать персонажа в графическом варианте. Информация, которую запоминают, применяя мнемомику, похожа на расположение папок в компьютере. Однако вместимость каждой «папки» не так уж и велика [5].

Следующая технология приобрела большое использование в обучения дошкольников знаково-символической деятельности (моделирования). Данный способ может помочь воспитателям четко отметить простые взаимосвязи и взаимоотношения с объектами действительности.

Модели очень результативны при разучивании произведения в стихотворной форме. Содержание состоит в следующем: главное слово либо сочетание слов в

любой строке стихотворения «кодируется» в похожей картинке, поэтому, все стихотворение состоит полностью из иллюстраций. Далее дошкольники то, что запомнили, смотря на иллюстрации, воссоздают полностью. На первом этапе предлагается готовый план-схема, затем в ходе изучения они создают собственную схему. Кодирование можно производить от простого вида к сложному. В исследовании С.Н. Карповой и И.Н. Колобовой написано о том, что дети дошкольного возраста не всегда могут осознанно отделять языковые элементы: особенно слова, которые не имеют предметное содержание (предлоги и др.), тяжелее морфемы [4].

Развивая речь дошкольников, применяются предметно - схематические модели. Формируя у детей дошкольного возраста представления о словах и предложениях, показывают графические схемы предложений. Воспитатель рассказывает им о том, что, предложение можно написать в виде схемы. Черточки в предложениях - слова. Дошкольникам предлагают составить предложение - «Пришла морозная зимушка. Задувает ледяная метель».

Графические схемы могут помочь дошкольникам наиболее точно почувствовать пределы слов и их раздельное написание в предложениях. В данной работе допускается применение различных иллюстраций и объектов.

Далее считается наиболее эффективным методом при работе с детьми, которые имеют речевые нарушения - сказка, оказывающая коррекционное воздействие.

Сказка является средством погружения ребенка в атмосферу той жизни и истории, которую проживает герой. Это «ключ» к ребенку и приобретению им новых знаний, накапливаемому им опыту [3]. Для того чтобы развить речь дошкольников воспитателем применяется методика сказкотерапии. Сказкотерапия проводится единожды в неделю. В младшей и средней группе сказкотерапия длится 15 - 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 - 30 минут. Проводя, сказкотерапию в младшей и средней группе применяют прием словесно-режиссерской игры, психогимнастики, словесного комментирования, совместной словесной импровизации - учат продолжению предложений педагога. В старшей группе применяют подобные методы, но с усложнением, занятно выполняют дошкольники пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

Сказки влияют не только на эмоциональное состояние дошкольников, но и на их речевую активность. При использовании на занятиях сказкотерапии активизируется словарь детей. Ее применяют при нарушениях речи, а также работая над связной речью. В сказке заключаются речевые и коммуникативные функции: лексико-образная, потому что формируется языковая культура дошкольника; активизируется и развивается внутренняя слуховая память; слушая либо читая сказки, происходит преобразование вербально-знаковой формы сказок; развиваются коммуникативная и экспрессивная функции языка.

Все разновидности сказок можно преподнести в разном виде: анализе, рассказывании, сочинении, постановках и рисовании. Но необходимо помнить о том, что это делается с целью создания интереса и положительной мотивации ребят. Жизненные ценности, вот что является ядром сказкотерапии [3, с. 170].

Поэтому, становится возможным сделать вывод о том, что влияние сказкотерапии уникально в коррекционных целях, потому что другая деятельность не сможет оказать комплексное воздействие на речь дошкольника.

Если вы впервые услышите о следующей технологии, которая называется «синквейн», может показаться, что это название какого-то экзотического блюда или растения. Однако это всего лишь стихотворение, которое считается эффективным методом развития речи детей. В начале 20 века данный вид стихотворения разработала поэтесса американского происхождения - Аделаида Крэпси, опираясь на знакомые всем японские хайку и танка [7].

Легкость синквейна позволяет быстро его составить, однако это может не сразу получиться. Для того чтобы он получился правильным, необходимо обратить внимание на его структуру построения [2]. Синквейн строится из пяти строк. По своей форме он похож на елку: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.

У некоторых детей могут возникнуть трудности в написании синквейна. Устранить эту проблему можно, разделив детей по парам. Назвав тему синквейна, им дается шесть-восемь минут на его написание. Далее оба партнера поворачиваются друг к другу и из своих частей составляют один синквейн. Это предоставит им возможность проанализировать, написанное и прийти к общему решению задачи, которая перед ними стоит. В результате вся группа может прослушать синквейны каждой пары. Для лучшего понимания детьми того, что от них требуется лучше привести пример нескольких готовых синквейнов.

При составлении синквейна обогащается и расширяется словарь дошкольников. Их знакомят с таким понятием, как «слово, которое обозначает предмет» либо «слово, которое обозначает действие». Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Далее усваивают понятия «живой и неживой» предмет. Дошкольники свои работы могут оформить графически либо в виде сочинений.

Синквейн помогает успешно корректировать всю речевую систему: активизируется и обогащается речевая лексика, усваиваются навыки образования слов, развивается умение описания предметов и составления синквейна по картине, использования в речи различных по составу предложений.

Из выше сказанного, следует вывод о том, что инновационные технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольного учреждения в частности. Тем более, решая задачи формирования речевой активности дошкольников, которая основана на знаниях, невозможно без перехода образовательной системы на путь инноваций. Инновации затронули все компоненты образовательной деятельности целиком и полностью.

Список литературы /References

1. Григорьева А.А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А.А. Григорьева, Л.В. Николаева, Т.И. Никифорова, Л.С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.

2. Душка Н.Д.Синквейн в работе с дошкольниками» / М.Д. Душка // Журнал «Логопед», М.: «ТЦ Сфера», 2005. № 5. С. 85-91.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии // Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: «Речь», 2006. 176 с.

4. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. М., 1978. 281 с.

5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники // Система запоминания «Джордано» [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: http://mnemonikon.ru (дата обращения: 10.03.2017).

6. Студопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/ (дата обращения 10.03.2017).

7. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 10.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.