Научная статья на тему 'Современные технологии формирования и развития коммуникативнной сферы личности детей старшего дошкольного возраста'

Современные технологии формирования и развития коммуникативнной сферы личности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МНЕМОТЕХНИКА / СКАЗКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барыбина Н. П.

В данной статье поднимаются актуальные проблемы выбора наиболее действенных и эффективных технологий формирования и развития коммуникативной сферы личности детей старшего дошкольного возраста. Данные технологии помогают воспитателям более углубленно и всесторонне развить коммуникативную сферу личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барыбина Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии формирования и развития коммуникативнной сферы личности детей старшего дошкольного возраста»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.3/.4

Н.П. Барыбина

студент 1 курса ЛГПУ, г.Липецк, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Л.М. Звезда канд. пед. наук, доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье поднимаются актуальные проблемы выбора наиболее действенных и эффективных технологий формирования и развития коммуникативной сферы личности детей старшего дошкольного возраста. Данные технологии помогают воспитателям более углубленно и всесторонне развить коммуникативную сферу личности ребенка.

Ключевые слова:

технология, педагогические условия, мнемотехника, сказкотерапия.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Общение играет огромную роль в развитии ребенка как личности в целом. Одной из основных образовательных областей в ФГОС ДО выделена - социально-коммуникативная область. Данное направление является сильнейшим стимулятором психического и нравственного развития[2.12с].

Перед современным педагогом стоит задача выбора эффективных образовательных технологий для развития коммуникативной сферы дошкольника. Рассматривая коммуникацию с психологической, педагогической точек зрения, нельзя упустить такие средства общения, как мимические, предметно-действенные, речевые.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступать в контакт, умении организовать общение и знании норм и правил при общении.

Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других[5.45с].

Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты, как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, невербальные (образно - жестовые). Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

свободной деятельности).

Каждый ребенок обладает уникальным складом характера, имеет свое мнение, пытается реализоваться путем общения со сверстниками и взрослыми. А в наше время, когда грамотная речь является редкостью, а дети, как губки впитывают каждое слово не только от родителей, воспитателей и сверстников, но и так же от средств массовой информации, постоянно задумываешься, как данная коммуникативная среда повлияет на его развитие. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой, что современных детей очень тяжело привлечь к общению путем традиционной методики обучения. Образец рассказа воспитателя, не всегда может надолго привлечь внимание детей и побудить их к активизации своей речи. Дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность.

Ребенка нужно научить задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. С этой целью можно использовать игровые упражнения, которые условно можно разделить на разделы в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности они воздействуют, например игры, стимулирующие развитие самосознания; игры, стимулирующие развитие интереса к другому; игры, тренирующие конкретные навыки общения и др.

Еще одним направлением развития коммуникативной сферы личности дошкольника, может стать образность и наглядность общения, которая достигается путем использования информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве в дошкольном образовательном учреждении. Плюсами данной технологии является, прежде всего- яркость, образность, в доступной дошкольникам форме. Преподносится новый материал, на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. Привлекается внимание детей движением, звуком, мультипликацией, развивается исследовательское поведение.

Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности.

Еще одной, технологией развития коммуникативной сферы, является Мнемотехника. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной задачей мнемотехники является создание условий практического овладения разговорной речью ребенка, а также побуждение к речевой активности и словотворчеству. Такой прием особенно важен для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенности данной методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних - дом. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Одной из дополнительных современных методик развития коммуникативной сферы дошкольников является сказкотерапия[1.44с]. Она хороша тем, что в ее основе лежим словесно - режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация. Сказкотерпания учит

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев. В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

Совсем недавно я начала работать в сфере дошкольного образования и являюсь молодым специалистом. В своей практике, хоть и не долгой я в полной мере убедилась, что без определенных условий, специально подготовленной среды для реализации различных педагогических технологий, будет очень тяжело и почти невозможно воплотить их в жизнь.

Рассмотрев подробно в своей статье различные технологии, я хочу сделать акцент на педагогические условия для более эффективного применения их в своей работе. В широком смысле понятие педагогические условия - это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

Информационно-коммуникационная технология не теряет актуальности в наше время, почти каждый детский сад города Липецка оборудован компьютерами, интерактивными досками и проекторами. Но главными педагогическими условиями для применения данной технологии является отбор более эффективных для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. Технология мнемотехники, требует большой подготовки педагога к занятию.

По началу я использовала готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, но вскоре в самом процессе работы, вместе с детьми мы создавали новые схемы. Данную технологию нужно проводить периодически, чтобы дети запоминали знаки, которые вызывают у них ассоциации с определенными словами.

Сказкотерапия -это технология не простого прочтения сказки, а скорее более творческого подхода для ознакомления детей с ее содержанием. Следует обыграть сказку, сделать ее более театрализованной , используя кукольный театр. Условиями для применения данной технологии являются прежде всего возрастные особенности ребенка, учитывая их подбираются сказки в которых содержание понятно ребенку. Следует подготавливать методическую базу, потому что вариативность работы со сказкой велика: нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации, изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, сделать постановку сказки в виде настольного театра. В своей работе я очень часто пользуюсь ручным кукольным театром. Дети с огромным удовольствием включаются в процесс создания своей сказки, но и здесь есть свои условия. Кто-то является по натуре лидером, кто-то более лоялен. И если более активным детям не дать главной роли, то занятие может сорваться, либо перерасти в конфликт.

Существует множество инновационных технологий для развития речи у дошкольников. Самое главное для воспитателя это-грамотно построить свою работу. Это должна быть разработанная программа, где учитываются возрастные, психологические особенности детей, а так же педагогические условия применения данных технология. Каждое занятие - это продолжение другого, как цепочка, где каждое звено-важная составляющая образовательного процесса[5.221с]. Рассмотренные мною методики, могут реализовываться в совокупности. Они совершенно разные, но в тоже время могут работать вместе, вариативность работы по данным методикам огромна. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Список использованной литературы:

1.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 2003г.

5.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

© Барыбина Н.П., 2018

УДК 371.123

Иванникова Анастасия Алексеевна - студентка, Институт психологии и образования, кафедра дошкольного и начального образования;

Email: [email protected] Научный руководитель -Звезда Людмила Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий Государственный Педагогический Университет, г. Липецк

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕАГОГА КАК ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье анализируются проблемы творческой активности педагога. Педагогическая деятельность, как и любая другая, обладает не только количественной мерой, но и качественными характеристиками.

Дать адекватную оценку содержанию и организации педагогической работы, можно только установив степень творческого отношения педагога к своей работе, которая показывает уровень реализации им своих возможностей при решении поставленных задач. Поэтому творческая активность педагога является важнейшей ее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что разнообразие педагогических ситуаций, их многообразность требует различных подходов к анализу и решению вытекающих из них проблем.

Ключевые слова:

творческая активность, педагогический опыт, проблема, решение, развитие.

Ivannikova Anastasiya - student, Institute of psychology and education, Department of preschool and primary education;

Email: [email protected] Scientific supervisor: Zvezda Ludmila

candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk

CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE KEY TO ITS SUCCESSFUL ACTIVITY

Abstract

The article analyzes the problems of creative activity of the teacher. Pedagogical activity, like any other, has not only a quantitative measure, but also qualitative characteristics.

To give an adequate assessment of the content and organization of pedagogical work, it is possible only to establish the degree of creative attitude of the teacher to his work, which shows the level of implementation of their capabilities in solving problems. Therefore, the creative activity of the teacher is its most important objective characteristic. This is due to the fact that the variety of pedagogical situations, their diversity requires different approaches to the analysis and solution of the problems arising from them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.