PEDAGOGICAL SCIENCES
THE NATURE AND SPECIFICS OF COMMUNICATION-SPEECH
TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS 1 2 Zotova I.V. , Umarova A-М. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Zotova Irina Vasilievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
2Umarova Aida Mustafaevna - Master-Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article deals with the ways of improving the quality of speech of preschoolers, through the use of communicative speech technologies, presents the advantages and disadvantages of the considered technologies. It is shown that learning with the help of communicative speech technologies provides and accelerates the development of the speech of each child, and thus contributes to improving the quality of education. Pedagogical technologies for speech development are disclosed, which include: information and communication technologies, technology of project activities, technology for the development of children's speech creativity, technology of search and research activities and technology of collecting. Keywords: speech development, communication and speech technologies, preschool age.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 12 Зотова И.В. , Умарова А.М. (Российская Федерация)
1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Умарова Аида Мустафаевна - студент-магистр, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье идет речь о путях повышения качества речи дошкольников посредством использования коммуникативно-речевых технологий, приводятся достоинства и недостатки рассматриваемых технологий. Показано, что обучение с помощью коммуникативно-речевых технологий обеспечивает и ускоряет процесс развития речи каждого ребенка, а значит, способствует улучшению качества образования. Раскрыты педагогические технологии по речевому развитию, которые включают в себя: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, технология развития детского речевого творчества, технология поисково-исследовательской деятельности и технология коллекционирования.
Ключевые слова: речевое развитие, коммуникативно-речевые технологии, дошкольный возраст.
Постановка проблемы. Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встает главная проблема: формирование речевых умений ребят. Воспитатели должны сформировать условия, в которых дошкольники смогут свободно овладеть разговорной речью, поэтому необходим поиск эффективных методов и приемов обучения, дающих возможность любому ребенку проявить себя в речевой активности. С каждым днем актуальным становится введение в обучение детей дошкольного возраста инновационных
технологий, способствующих развитию речи, формированию мышления, улучшению гибкости памяти, фантазии, воображения.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игр, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.
Анализ литературы. Такие ученые как: А.А. Григорьева, С.Н. Карпова, И.В. Зотова, В.Н. Макарова ввели обязательные занятия в детском саду. Разработали технологии проведения занятий по развитию речи. Усовершенствовали программы по развитию речи такие
Цель статьи - исследовать сущность и специфику коммуникативно-речевых технологий в развитии дошкольников.
Изложение основного материала. Одним из лучших средств развития творческой личности у дошкольников является коммуникативно-речевая деятельность. Она способствует эстетическому воспитанию детей, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия, приобщает их к творчеству.
Формирование знаний по коммуникативно - речевому развитию проводят в соответствии с требованиями программы развития ребенка дошкольного возраста [2, с. 142].
В процессе коммуникативно-речевой деятельности дети узнают о жанровых, композиционных, языковых особенностях литературных и фольклорных произведений; обогащается коммуникативно речевой опыт детей, развивается связная речь, обогащается и уточняется словарь ребенка - в процессе усвоения и воспроизведения текстов.
Предусмотрена адаптированная программой система работы, позволяющая детям развивать желание работать над авторской и народной сказкой, стихотворением, рассказом, создавать на основе данного текста свою сказку (на новый лад) [1, с.40].
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие педагогические технологии (рис. 1.1.):
Рис. 1. Педагогические технологии по речевому развитию
При выборе технологии необходимо соблюдать следующие требования:
-ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей;
-воспитание культуры общения и речи;
-технология должна носить здоровье сберегающий характер;
-основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
-реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; -организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Рассмотрим подробнее коммуникативно-речевые технологии.
1.Информационно-коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
2.Технология проектирования является инновационной в работе дошкольных организаций. Этот метод позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, обеспечивая ему высокую готовность к школьному обучению. Процесс проектирования повышает компетентность педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Метод проектов является способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании [4].
3. Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является
педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает.
4. Технология коллекционирования. Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, является коллекционирование. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость.
5. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания [3].
6. Коллаж (разновидность мнемотаблиц) - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью.
Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
7. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ [2, с.50].
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
8.Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Он предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Запланировать опыт или эксперимент помогает авторский прием «Сундучок Почемучки», суть которого заключается в том, что на начальном этапе сундучок заполняется «предметами» исследования, а в результате работы - «продуктами» исследования. «Предметами» исследования становятся детские «почему?», задаваемые на прогулке, в ходе НОД, во время трудовой деятельности и т.д. Так проводятся случайные эксперименты.
9. Детское портфолио.Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
10. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка, переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Далее усваивают понятия «живой и неживой» предмет. Дошкольники свои работы могут оформить графически либо в виде сочинений.
Синквейн помогает успешно корректировать всю речевую систему: активизируется и обогащается речевая лексика, усваиваются навыки образования слов, развивается умение описания предметов и составления синквейна по картине, использования в речи различных по составу предложений [3].
Выводы.Из выше сказанного, следует вывод о том, что коммуникативно-речевые технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольного учреждения в частности. Тем более, решая задачи формирования речевой активности дошкольников, которая основана на знаниях, невозможно без перехода образовательной системы на путь инноваций. Инновации затронули все компоненты образовательной деятельности целиком и полностью.
Список литературы /References
1. Григорьева А.А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики /
A.А. Григорьева, Л.В. Николаева, Т.И. Никифорова, Л.С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2014. 543 с.
2. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. М.: Дрофа, 1978. 281 с.
3. Зотова И.В. Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / И.В. Зотова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-klassifikatsiya-innovatsionnyh-tehnologiy-v-rechevom-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 07.06.2019).
4. Макарова В.Н. Педагогические умения в области речевого развития детей дошкольного возраста и условия их формирования у будущих воспитателей. [Электронный ресурс] /
B.Н. Макарова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-umeniya-v-oblasti-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-usloviya-ih-formirovaniya-u-buduschih-vospitateley/ (дата обращения: 07.06.2019).