Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3745
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / STATE / STATE FUNCTION / LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE / THE CONTENT OF THE STATE FUNCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насриддинова Нилуфар Фахритдиновна

В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты функций государства. Автором анализируются основные подходы к понятию функций государства. Автор рассматривает тезис о возможном существовании единственной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE STATE

The article deals with the theoretical and legal aspects of the state functions. The author analyze the main approaches to the concept of state functions. The author consider the thesis about the possible existence of a single function of the state.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА НАСРИДДИНОВА Нилуфар Фахритдиновна,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, майор. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты функций государства. Автором анализируются основные подходы к понятию функций государства. Автор рассматривает тезис о возможном существовании единственной функции государства.

Abstract: The article deals with the theoretical and legal aspects of the state functions. The author analyze the main approaches to the concept of state functions. The author consider the thesis about the possible existence of a single function of the state.

Ключевые слова: государство, функция государства, правоохранительная функция государства, содержание функций государства.

Keywords: state, state function, law enforcement function of the state, the content of the state function.

Термин «функция» является довольно универсальным и многоаспектным. «Функция» (от лат. «Шпсйо» - исполнение, осуществление) используется в следующих значениях: 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег). 2) В математике под функцией понимается зависимость одной величины от другой. 3) В социологии функция - это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция

государства, семьи и т. д. в обществе). 4) В лингвистике - назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры [2].

Если обратиться к этимологии термина «функция», то можно отметить, что данный термин является одним из основных математических и общенаучных терминов. Идеи зависимости одной величины от другой появились еще в древности (так, вавилонские ученые установили зависимость площади круга от изменяющейся величины радиуса) и нашли свое развитие и отражение в трудах ученых 17 века - Р. Декарта, И. Ньютона, П. Ферма. Сам термин «функция» был введен в оборот в 1694 году немецким ученым Г. Лейбницем, который под функцией понимал отрезок, длина которого меняется по какому-нибудь закону.

Для науки теории государства и права вопрос определения функций государства является определяющим. Причем категория «функции государства» диалектически связана с такими категориями как «функции права», «функции государственных органов», «функции государственной власти». Да и в целом, стоит признать, что без уяснения сущности функций государства довольно сложно полноценно определить место и значение науки теории государства и права.

В функциях государства проявляется сущность государства, его социальное назначение. Путь к познанию сущности государства проходит через познание его функций. Весьма ценным в этом плане является суждение Л.И. Каска, который писал: «Познание функций является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального смысла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, т.е., иначе говоря, его сущности» [4, С. 3]. Функции государства обуславливают его структуру, то есть всю совокупность взаимосвязанных и взаимообусловлен-

ных средств, приемов, способов и закономерностей организации элементов государства как сложной системы. Проблема функций государства тесно связана с закономерностями его возникновения, развития и отмирания.

Однако термин «функция» применительно к государству был введен в оборот не сразу. В дореволюционных трудах по теории государства и права данный термин вообще не использовался. Так, знаменитый ученый Н.М. Коркунов пишет о целях и задачах государства, выделяя в зависимости от выполняемой государством цели три теории.

Большое внимание изучению функций государства отводилось советскими учеными. И.С. Самощенко одним из первых сформулировал определение функций государства: «Функции Советского государства есть его социальное назначение внутри и вне страны» [11, С. 81]. Можно долго рассуждать на тему недостаточной развернутости предложенного определения, однако заслугой автора является определение функций государства именно через его социальное назначение. И, действительно, функции государства есть ни что иное, как предназначение государства для общества в конкретный исторический период развития, выраженное в различных направлениях его деятельности.

В учебной литературе советского периода можно встретить следующее определение функций государства: «Функции социалистического государства - это основные направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели по построению социализма и коммунизма» [6, С. 125].

Среди авторских подходов к теории функций государства можно выделить следующие. Л.И. Каск отмечал, что функции государства - это «такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение» [4, С. 9]. По мнению В.М. Корельского, функции -это основные стороны деятельности социалистического государства как внутри страны, так и во вне ее. Они определяются классовой сущностью, социальным назначением и основными задачами, стоящими перед государством на том или ином этапе его развития [5, С. 107-108].

Н.В. Черноголовкин предложил рассматривать функции социалистического государства как «выражающие классовую сущность основные направления (и стороны) в его деятельности по решению исторических задач, стоящих перед госу-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 4(184)

дарством на главных этапах его развития» [12, C. 7].

Стоит заметить, что практически все предложенные определения не имели существенных различий по своему смыслу и содержанию. Возможно, подобный подход и не был удачным для развития теории о функциях государства, однако он позволил на долгие годы закрепить за функциями государства два основополагающих признака. Первый заключается в рассмотрении функций государства как основных направлений (сторон) его деятельности. Второй состоит в том, что функции государства обусловлены (в них выражается, они определены) сущностью и социальным назначением государства.

В современных трудах, посвященных функциям государства, прослеживается две тенденции: появление авторских дефиниций, отличающихся «оригинальностью» и акцентирующих внимание на отдельных аспектах исследуемого явления, а также рассмотрение функций государства в «классической» интерпретации с добавлением некоторых отличительных черт, не меняющих смысл всего определения. Приведем примеры наиболее часто встречающихся.

Так, по мнению В.Д. Перевалова функции государства - это «основные направления его деятельности, обусловленные сущностью, социальным назначением и его формой, обеспечиваемые механизмом государства» [8].

Л.П. Рассказов отмечает, что «функции государства -это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества» [10, C. 45].

Среди современных подходов к определению функций государства весьма интересной и обоснованной видится позиция Л.А. Морозовой, которая функции государства определяет как «особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом» [7]. При этом, не игнорируя «классическое» понимание функций государства автор пишет, что это (функции) главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Д.В. Пожарский определяет функции государства как «имманентные направления и виды публично-властной деятельности государства, обусловленные целями и задачами, выражающие его сущность и ценность» [9, C. 12]. В своем диссертационном исследовании ученый отмечает, что именно функции - «главный индикатор содержания сущности государства на конкретном историческом этапе развития. Выражая (проявляя) сущность государства, главные функции, таким образом, должны рассматриваться в качестве имманентных видов и направлений его воздействия».

Р.Е. Жихорева в своем диссертационном исследова-

нии рассматривает функции государства как «основные направления деятельности государства, которые определяются его сущностью и социальным назначением, а также содержанием, формами, уровнем экономического, социального и культурного развития общества» [3, С. 12].

Ряд ученых рассматривают функции государства как государственную деятельность (или как деятельность отдельных государственных органов по решению стоящих перед ним задач)(Афанасьев В.Г., Манохин В.М. и другие). По нашему мнению, данная позиция не является вполне оправданной. Безусловно, функции государства соотносятся с понятием деятельности государства, однако, при таком подходе разница между этими двумя терминами выражается лишь в количественном формате. Кроме того, деятельность государства это, скорее, процесс реализации функций

государства, а не сами функции. Представляется более правильной позиция тех авторов, которые под функциями понимают именно содержание деятельности государства.

На наш взгляд, определяющим в понимании (определении, анализе, классификации) функций государства является их обусловленность сущностью государства. Прав, в этом аспекте В.С. Афанасьев, отмечая, что «у государства как явления не может быть несколько сущностей...Вместе с тем, следует иметь в виду, что эта сущность двойственна. Любое государство всегда должно, с одной стороны, обеспечить интересы общества в целом, а с другой - интересы тех классов (сословий, иных социальных групп), которые являются его опорой (и обычно собственниками или распорядителями основных средств производства» [1, С. 55]. Также ученый отмечает, что функции государства (в отличие от его сущности) не остаются неизменными, а меняются в ходе исторического развития общества, то есть они связаны с содержанием государства как конкретно-временным срезом сущности. Данное утверждение можно подвергнуть сомнению, если предположить что функции государства могут быть неизменными. Тогда получается, что их количество остается постоянным на протяжении всего исторического развития общества. Меняется лишь их место (значимость, пер-востепенность) на конкретном историческом этапе развития.

Так, например, актуализация вопросов экологической безопасности в XX в. привела к повсеместному провозглашению и закреплению в учебной и научной литературе экологической функции государства. Развитие террористической угрозы в конце 90-х годов XX в. выдвинуло на передний план функцию борьбы с терроризмом. Однако, терроризм, как негативное социальное явление не меняет своей сущности и сопровождает человечество десятки и сотни лет. При этом учеными выделяются большое количество форм, целей, методов терроризма. Ряд ученых первые попытки определения терроризма относят к 16 веку, соотнеся терроризм с понятием «хитрости». Со второй

половины XIX века террор стал самым популярным способом

выражения политической воли у радикалов. В этой связи возникает вопрос: можно ли признать функцию борьбы с терроризмом существующую на всем протяжении существования государства?

В.С. Афанасьев выделяет пять основных функций, в которых выражена сущность государства: экономическую, политическую, социальную, культурную и функцию обеспечения порядка. Автор пишет, что остальные функции являются производными и связаны с содержанием государства. Стоит заметить, что вопрос о классификации функций государства также является дискуссионным и не имеет однозначного ответа. Так, в современной учебной и научной литературе можно встретить около десяти оснований для классификации: по социальной значимости (основные и неосновные); по сфере действия (внутренние и внешние), по времени действия (основные и неосновные), по типам государств (функции рабовладельческого государства, функции феодального государства, функции социалистического государства, функции буржуазного или капиталистического государства), по характеру государственного воздействия (охранительные и регулятивные), по сферам человеческой деятельности (экономическая, политическая, социальная, духовная) и другие.

Основной проблемой в данном вопросе является зачастую необоснованный субъективизм. Многие основания для классификации видятся весьма «искусственными», дискуссионными и не представляют научного интереса. Да и в целом, хотелось бы заметить, что появление множества классификационных оснований с выделением новых видов исследуемого явления не способствует решению стоящих перед исследователем задач (определить сущность исследуемого явления, рассмотреть его роль в обществе, выделить сущностные признаки Библиография:

и т.д.). Здесь нельзя абсолютизировать и относить ту или иную функцию государства однозначно к внутренней или внешней, временной или постоянной, основной или производной. Так, например, функция обороны государства, традиционно относящаяся к внешним функциям государства, может по праву называться и внутренней, поскольку берет свое начало внутри государства на этапах формирования бюджета, выделения средств на содержание вооруженных сил, разработки предприятиями новых видов вооружения, проведение учений и т.д.

В этой связи определенный интерес вызывает вопрос о возможном существовании основной (единственной) функции государства. Р.З. Лифшиц в качестве генеральной функции предложил «охрану интересов человека, его прав», с чем абсолютно не согласны ни В.С. Афанасьев, ни М.Н. Марченко, ни другие теоретики. И, действительно, с трудом можно представить функцию охраны интересов человека основной функцией государства в рабовладельческом государстве или в государстве с тоталитарным режимом правления. Однако, если в данную формулу («охрана интересов человека, его прав») внести некоторые коррективы и «интересы человека» заменить на «баланс интересов общества и правящего класса (группы, политической партии, монарха)», то она приобретает определенный смысл: основной функцией государства, обусловленной его сущностью, становится охрана баланса интересов общества и правящего класса (группы, политической партии, монарха). В этом случае охранительная функция государства становится несколько шире и помимо нейтрализации угроз безопасности общества выполняет цель охраны (сохранения) баланса интересов общества и правящего класса. Подобный подход может открыть новые направления в научном познании функций государства и привнести научную новизну в теорию функций государства.

1. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 3 (47). - С. 54-58.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/72421-%D0%A4%D0%A3%D0%9D%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF (дата обращения: 25.01.2020).

3. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2017. - 204 c.

4. Каск Л.И. Функции и структура государства / Л.И. Каск. - Л., 1969. - 64 c.

5. Корельский В.М. Общая теория социалистического государства. Учебное пособие (цикл лекций) / В.М. Корельский. - Свердловск, 1970. - 200 с.

6. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое государство. - М., 1972. - 622 с.

7. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. [Электронный ресурс] // URL:https://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/kaf/sud_med/%D 0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8% 20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0.pdf

8. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. [Электронный ресурс] // URL: https://readanywhere.ru/perevalov-viktor/books/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik/30950/Trial

9. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы): дисс. ... д-ра. юрид. наук / Д.В. Пожарский. М., 2014. 418 c.

10. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 559 с.

11. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства / И.С. Самощенко // Советское государство и право. - 1956. - № 3.

- С. 81-91.

12. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства / Н.В. Черноголовкин. - М., 1970. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.