Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
ББК Х620+Х01
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»
А А Куковский аспирант кафедры теории и истории государства и права
ЮУрГУ
Исследование проблем понимания и осуществления своих функций государством в России обусловлено постоянным процессом развития и совершенствования действующего законодательства, формированием механизма осуществления функций современного российского государства, что имеет определяющее значение для эффективности государственной политики в указанной области, ее действенности.
Ключевые слова: функции государства, государство, национальная безопасность.
Происходящие изменения в нашем обществе требуют системного анализа целей и задач государственной деятельности. Значение вопроса о функциях государства, в частности определение понятия функции государства, определяется тем, что посредством их реализации решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачи; через функции государства осуществляется его целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства проявляются его сущность и социальное назначение.
Проблемы функций государства исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди дореволюционных (до 1917 года) авторов можно отметить Н.Н. Алексеева, Г. Еллинек, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Ше-ршеневич.
Значительный вклад в разработку теории функций государства внесли отечественные ученые советского и постсоветского периодов: М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, Ю.Г. Галай,
А.П. Глебов, А.Г. Горин, А.И. Денисов, Л.И. Каск, В.М. Корельский, А.И. Королев,
А.П. Косицин, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, В.О. Тененбаум, В.А. Толстик, Н.В. Чер-ноголовкин и др.
Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых, как С.С. Алексеев, В.Д. Ар-дашкин, В.К. Бабаев, Б.Т. Базылев, В.М. Баранов, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Вехорев, Н.В. Вит-
рук, И.Я. Дюрягин, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, С.Н. Кожевников, В.В. Лазарев, Н.В. Макарейко, Н.И. Матузов,
B.C. Нерсесянц, Н.В. Петров, A.C. Пиголкин,
C.В. Поленина, Т.Н. Радько, В.Б. Романовская, Ю.С. Решетов, И.Н. Сенякин, В.В. Серегина, Ю.А. Тихомиров, A.C. Шабуров и др.
Как показывает анализ литературы, проблема определения понятия «функции государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.
Понятие функции введено в научный оборот Г.В. Лейбницем еще на рубеже XVII-XVIII веков. Первоначально оно употреблялось прежде всего в математике и выражало зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
Достаточно сложно определить, когда произошла социологизация и юридизация данного понятия. Например, в энциклопедическом словаре1 понятие функции раскрывается только как математическое. Но уже в середине XIX века некоторые ученые упоминают о функциях в социологическом аспекте2, а в начале XX века - и в государственноюридическом3.
В начале XX века эта категория рассматривалась в работах Л. Дюги, Н.М. Коркунова, Л.Б. Петражицкого, К. Реннера и некоторых других авторов. Но особенно активно данная
область в юридической науке начала исследоваться в 60-80-е гг. и остается предметом научного поиска и дискуссий до настоящего времени.
Следует отметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению понятия «функции государства». Разнообразие определений понятия «функции государства» в значительной мере объясняется расширением и углублением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования. Это можно проследить, например, на эволюции философского толкования самого понятия функции. Так, на рубеже 60-70-х гг. под функцией понимался «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит»4. На этом основании Л.И. Каск писал: «Функция какого-либо объекта - это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений»5. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого понятия: «Функция - это отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных -афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей некоторого целого (функционирование)»6. В первом, более раннем, определении акцент делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором - на «отношении» между объектами, т.е. акцентируется сущностная сторона функции.
В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки проблемы, «разнообразие мнений» в определении понятия «функции государства» «прежде всего объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление. Причем во всех случаях сущность любой функции остается единой, тогда как явлений обнаруживается все больше по мере развития общества, государства и науки7. По его мнению, «на сущностном уровне любые функции могут быть отношениями и ничем иным».
В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается в
триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции. Так, Г. Еллинек, определяя функции государства различает «материальные» функции как «основные направления государственной деятельности» и «формальные», т.е. «функции определенных групп органов». Первые и рассматриваются им как функции государства, которые «обуславливаются... тем, что деятельность государства направлена на достижение его целей»8. С этой точки зрения функции государства - это средства достижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и формальным проявлениям власти.
В общесоциологическом плане термин «функция» рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)9. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере». Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.
Традиционно функции государства определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным значением.
Содержание функций раскрывает компетенцию органов государства, характеризует государство в развитии, динамике. Функции государства связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнить государство на том или ином этапе своего развития.
В научной литературе понятие «функция государства» нередко отождествляется с по-
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
нятиями «деятельность государства», «социальное назначение государства». Раскрывая понятие «функция государства», необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.
Кроме того, под функциями государства понимают направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе. При этом функции государства не отождествляются с функциями отдельных государственных органов и должностных лиц.
Н.В. Черноголовкин отмечает: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном - в понимании функций государства как основных направлений деятельности, определяемых задачами государства»10. Автор указывает на двойственную природу понятия «функции государства»: с одной стороны — это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой - реализация данной способности (реализация потенциального).
При определении функций любого государства «необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может».
Д.Ю. Цивалидзе делает вывод о том, что, если «функции - это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций», и поэтому более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности»11. Так, по мнению автора, уместно говорить о развитии функций государства.
По нашему мнению, при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. В свою очередь Л.И. Каск подчеркивает недопустимость отождествления функции государства с «направлениями» или «сторонами» его деятельности, как и с деятельностью вообще, указывая на то, что «разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции - это хотя и основные (или) главные направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в
научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания»12.
С.А. Комаров под функциями государства понимает «основные направления (стороны, виды) деятельности государства, его практическую деятельность, имеющую предметнополитический и социальный характер»13. Определение понятия функции государства, предлагаемое Л.И. Каском, сближает данную категорию с понятием «деятельность государства», в отличие от определения функции государства как направления его деятельности. По нашему мнению, направление деятельности - это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.
А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении»14.
А.Ф. Черданцев, определяя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, справедливо отмечает, что «признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства»15.
И.С. Самощенко рассматривает функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны»16. Мы считаем, что социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций, в то же время функции государства не сводятся к социальному назначению. В связи с тем, что функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Кроме того, имеют место реальные условия существования государства, предопределяющие наличие у государства иных функций.
Таким образом, под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства по управлению обществом, решению стоящих перед государством задач, достижению его целей, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение.
Кроме того, мы пришли к выводу, что определение функции государства не сводится к понятию деятельности государства, потому как направление деятельности - это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.
Изучение вопроса об определении понятия «функции государства» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно позволяет рассматривать государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и с точки зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью определения понятия «функции» представляется возможным определить характер деятельности государства, оценить правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.
1 Энциклопедический словарь / под ред. А.В. Самойлен-ко. - СПб., 1999.-С. 156.
2 Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 1908. -С. 115.
3 Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. - СПб., 1907.
4 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. - Свердловск, 1963. - С. 158.
5 Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л., 1969.-С. 4.
6 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -С. 718.
7 Владимиров В.А. Основные функции посткоммуни-стического государства в области внутренней политики. -Тверь, 1992.-С. 41.
8 Еллинек Г. Указ. соч. - С. 173.
9 Websters New Universal Unabridged Dictionary. - N.Y., 1993. - P. 741.
10 Черноголовкин H.B. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. - С. 7-8.
11 Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях: автореферат дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1971. -С. 7.
12 Каск Л.И. Указ. соч. - С. 48.
13 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. - М., 1998. - С. 79.
14 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. -М., 2000.-С. 78.
15 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. -М., 2002.-С. 56.
16 Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Советское государство и право. - 1956.-№ 3.-С. 81.
Статья поступила в редакцию 15 января 2009 г.