Научная статья на тему 'Некоторые вопросы определения понятия «Функции государства»'

Некоторые вопросы определения понятия «Функции государства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4622
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATES FUNCTIONS / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куковский Антон Александрович

Исследование проблем понимания и осуществления своих функций государством в России обусловлено постоянным процессом развития и совершенствования действующего законодательства, формированием механизма осуществления функций современного российского государства, что имеет определяющее значение для эффективности государственной политики в указанной области, ее действенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions concerning definition of the «Function of State»1

Investigation of the problems of understanding and realization of its functions by the state in Russia is provided by the permanent process of development and improvement of active legislation, by forming the mechanism of realization of functions of the modern Russian state. It has a defining value for efficiency of state policy in the specified area.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы определения понятия «Функции государства»»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

ББК Х620+Х01

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

А А Куковский аспирант кафедры теории и истории государства и права

ЮУрГУ

Исследование проблем понимания и осуществления своих функций государством в России обусловлено постоянным процессом развития и совершенствования действующего законодательства, формированием механизма осуществления функций современного российского государства, что имеет определяющее значение для эффективности государственной политики в указанной области, ее действенности.

Ключевые слова: функции государства, государство, национальная безопасность.

Происходящие изменения в нашем обществе требуют системного анализа целей и задач государственной деятельности. Значение вопроса о функциях государства, в частности определение понятия функции государства, определяется тем, что посредством их реализации решаются наиболее важные социальные, политические, экономические задачи; через функции государства осуществляется его целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства проявляются его сущность и социальное назначение.

Проблемы функций государства исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди дореволюционных (до 1917 года) авторов можно отметить Н.Н. Алексеева, Г. Еллинек, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Ше-ршеневич.

Значительный вклад в разработку теории функций государства внесли отечественные ученые советского и постсоветского периодов: М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, Ю.Г. Галай,

А.П. Глебов, А.Г. Горин, А.И. Денисов, Л.И. Каск, В.М. Корельский, А.И. Королев,

А.П. Косицин, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, В.О. Тененбаум, В.А. Толстик, Н.В. Чер-ноголовкин и др.

Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых, как С.С. Алексеев, В.Д. Ар-дашкин, В.К. Бабаев, Б.Т. Базылев, В.М. Баранов, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Вехорев, Н.В. Вит-

рук, И.Я. Дюрягин, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, С.Н. Кожевников, В.В. Лазарев, Н.В. Макарейко, Н.И. Матузов,

B.C. Нерсесянц, Н.В. Петров, A.C. Пиголкин,

C.В. Поленина, Т.Н. Радько, В.Б. Романовская, Ю.С. Решетов, И.Н. Сенякин, В.В. Серегина, Ю.А. Тихомиров, A.C. Шабуров и др.

Как показывает анализ литературы, проблема определения понятия «функции государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.

Понятие функции введено в научный оборот Г.В. Лейбницем еще на рубеже XVII-XVIII веков. Первоначально оно употреблялось прежде всего в математике и выражало зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Достаточно сложно определить, когда произошла социологизация и юридизация данного понятия. Например, в энциклопедическом словаре1 понятие функции раскрывается только как математическое. Но уже в середине XIX века некоторые ученые упоминают о функциях в социологическом аспекте2, а в начале XX века - и в государственноюридическом3.

В начале XX века эта категория рассматривалась в работах Л. Дюги, Н.М. Коркунова, Л.Б. Петражицкого, К. Реннера и некоторых других авторов. Но особенно активно данная

область в юридической науке начала исследоваться в 60-80-е гг. и остается предметом научного поиска и дискуссий до настоящего времени.

Следует отметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению понятия «функции государства». Разнообразие определений понятия «функции государства» в значительной мере объясняется расширением и углублением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования. Это можно проследить, например, на эволюции философского толкования самого понятия функции. Так, на рубеже 60-70-х гг. под функцией понимался «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит»4. На этом основании Л.И. Каск писал: «Функция какого-либо объекта - это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений»5. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого понятия: «Функция - это отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных -афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей некоторого целого (функционирование)»6. В первом, более раннем, определении акцент делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором - на «отношении» между объектами, т.е. акцентируется сущностная сторона функции.

В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки проблемы, «разнообразие мнений» в определении понятия «функции государства» «прежде всего объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление. Причем во всех случаях сущность любой функции остается единой, тогда как явлений обнаруживается все больше по мере развития общества, государства и науки7. По его мнению, «на сущностном уровне любые функции могут быть отношениями и ничем иным».

В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается в

триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции. Так, Г. Еллинек, определяя функции государства различает «материальные» функции как «основные направления государственной деятельности» и «формальные», т.е. «функции определенных групп органов». Первые и рассматриваются им как функции государства, которые «обуславливаются... тем, что деятельность государства направлена на достижение его целей»8. С этой точки зрения функции государства - это средства достижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и формальным проявлениям власти.

В общесоциологическом плане термин «функция» рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)9. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере». Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.

Традиционно функции государства определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным значением.

Содержание функций раскрывает компетенцию органов государства, характеризует государство в развитии, динамике. Функции государства связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнить государство на том или ином этапе своего развития.

В научной литературе понятие «функция государства» нередко отождествляется с по-

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

нятиями «деятельность государства», «социальное назначение государства». Раскрывая понятие «функция государства», необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.

Кроме того, под функциями государства понимают направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе. При этом функции государства не отождествляются с функциями отдельных государственных органов и должностных лиц.

Н.В. Черноголовкин отмечает: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном - в понимании функций государства как основных направлений деятельности, определяемых задачами государства»10. Автор указывает на двойственную природу понятия «функции государства»: с одной стороны — это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой - реализация данной способности (реализация потенциального).

При определении функций любого государства «необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может».

Д.Ю. Цивалидзе делает вывод о том, что, если «функции - это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций», и поэтому более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности»11. Так, по мнению автора, уместно говорить о развитии функций государства.

По нашему мнению, при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. В свою очередь Л.И. Каск подчеркивает недопустимость отождествления функции государства с «направлениями» или «сторонами» его деятельности, как и с деятельностью вообще, указывая на то, что «разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции - это хотя и основные (или) главные направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в

научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания»12.

С.А. Комаров под функциями государства понимает «основные направления (стороны, виды) деятельности государства, его практическую деятельность, имеющую предметнополитический и социальный характер»13. Определение понятия функции государства, предлагаемое Л.И. Каском, сближает данную категорию с понятием «деятельность государства», в отличие от определения функции государства как направления его деятельности. По нашему мнению, направление деятельности - это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.

А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении»14.

А.Ф. Черданцев, определяя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, справедливо отмечает, что «признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства»15.

И.С. Самощенко рассматривает функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны»16. Мы считаем, что социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций, в то же время функции государства не сводятся к социальному назначению. В связи с тем, что функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Кроме того, имеют место реальные условия существования государства, предопределяющие наличие у государства иных функций.

Таким образом, под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства по управлению обществом, решению стоящих перед государством задач, достижению его целей, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение.

Кроме того, мы пришли к выводу, что определение функции государства не сводится к понятию деятельности государства, потому как направление деятельности - это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.

Изучение вопроса об определении понятия «функции государства» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно позволяет рассматривать государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и с точки зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью определения понятия «функции» представляется возможным определить характер деятельности государства, оценить правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.

1 Энциклопедический словарь / под ред. А.В. Самойлен-ко. - СПб., 1999.-С. 156.

2 Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 1908. -С. 115.

3 Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. - СПб., 1907.

4 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. - Свердловск, 1963. - С. 158.

5 Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л., 1969.-С. 4.

6 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -С. 718.

7 Владимиров В.А. Основные функции посткоммуни-стического государства в области внутренней политики. -Тверь, 1992.-С. 41.

8 Еллинек Г. Указ. соч. - С. 173.

9 Websters New Universal Unabridged Dictionary. - N.Y., 1993. - P. 741.

10 Черноголовкин H.B. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. - С. 7-8.

11 Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях: автореферат дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1971. -С. 7.

12 Каск Л.И. Указ. соч. - С. 48.

13 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. - М., 1998. - С. 79.

14 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. -М., 2000.-С. 78.

15 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. -М., 2002.-С. 56.

16 Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Советское государство и право. - 1956.-№ 3.-С. 81.

Статья поступила в редакцию 15 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.