Научная статья на тему 'Функции государства: поиск понятийной определенности'

Функции государства: поиск понятийной определенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1437
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА / СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минасян Анна Артуровна

В данной статье на основе анализа имеющихся в юридической литературе позиций авторов рассмотрена трансформация понятия «функции государства», начиная с XX века до настоящего времени, а также предложено авторское определение исследуемого термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE STATE: THE SEARCH CONCEPTUAL CERTAINTY

In this article, based on an analysis of the positions of authors in the legal literature, the transformation of the concept of "functions of the state", from the 20th century to the present is considered, and the author's definition of the term is proposed.

Текст научной работы на тему «Функции государства: поиск понятийной определенности»

1.9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОИСК ПОНЯТИЙНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Минасян Анна Артуровна. Должность: ассистент. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье на основе анализа имеющихся в юридической литературе позиций авторов рассмотрена трансформация понятия «функции государства», начиная с XX века до настоящего времени, а также предложено авторское определение исследуемого термина.

Ключевые слова: функция государства, направление деятельности государства, стороны деятельности государства.

FUNCTIONS OF THE STATE: THE SEARCH CONCEPTUAL CERTAINTY

Minasyan Anna Arturovna. Position: assistant. Place of employment: Belgorod state national research university. Department: Constitutional and municipal law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article, based on an analysis of the positions of authors in the legal literature, the transformation of the concept of "functions of the state", from the 20th century to the present is considered, and the author's definition of the term is proposed.

Keywords: function of the state, direction of the state activity, side of the state activity.

Современная юридическая наука до сих пор не имеет единообразного подхода к пониманию дефиниции «функции государства». Теория о функциях государства является одной из самых наполненных по количеству материала и самой противоречивой по взглядам ученых многих поколений. До сих пор ученых не могут прийти к общему знаменателю в отношении понимания данной универсалии, ее содержания. Разрешение данного вопроса необходимо в силу познания сущности государства, его предназначения. Посредством имеющихся у органов государственной власти функций реализуются их конституционные предписания. Функции государства являются своего рода «вектором» для работы государственных органов, позволяющие реально влиять на внутренние и внешние изменения в российском обществе и государстве. В Конституции России, например, определенно сформулирована только «основная функция Центрального банка» - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75) [1]. Производное от функции «функционирование» обозначено в ч. 2 ст. 80 в контексте такой прерогативы Президента Российской Федерации, как обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.

Рассмотрим взгляды ученых, внесших значительный вклад в исследование проблемы функций государства.

Представляется обоснованной позиция Г.В. Атаман-чука [2, с. 38], который в своей работе спорил с суждением А.Б. Венгерова о нелогичности использования в современных исследованиях о функциях государства архаичных учебных материалов. По-нашему мнению, для более полного изучения и дальнейшего авторского формулирования определения «функция» необходимо рассмотреть различные взгляды ученых всех отраслей, вне зависимости от периода исследования. Необ-

ходимо обратиться к этимологическому содержанию исследуемого понятия, раскрыть его черты, которые первоначально были заложены авторами, что позволит нам приблизиться к истинному содержанию понятия «функции государства».

Как и многие другие юридические категории и термины понятие «функция» (с лат. function - исполнение, осуществление [3]) является заимствованным. Первоначально «функция» была использована учеными-математиками И. Дирихле и Г.В. Лейбницем [4, с. 124], которые под функцией понимали имеющуюся корреляцию одной величины от другой [3, с. 615].

В философии, для которой «функция» стала одной из фундаментальных категорий, под ней понимают манеру поведения, которая характерна для определенного объекта [5, с. 418].

Социологи рассматривают функцию как «роль», которую выполняют элементы единой системы, как «зависимость», проявляемую в отношении протыкаемых социальных процессов, а также как «действие», которое регламентировано конкретными нормами и регулируемое определенными институтами [6].

Юридическая литература в отношении понятия функция «пестрит» различными позициями ученых. Начиная с дореволюционного периода, а в то время и были заложены начала развития теории функций государства, ученые давали авторские определения данного понятия, доказывая правильность их суждений.

По мнению С.А. Котляревского, функция представляет собой «нечто основное и глубокое», которое исходит из природы самого государства [7, с. 11]. Выработанное автором определение представляется допустимым в призме сегодняшнего времени, но нельзя не сказать о его размытости и витиеватости в изложении. Автором сделана попытка определить значение функций государства, их значимость, но не отражена их содержательная часть.

Исследуя вопрос о функциях государства, учеными в дореволюционный период был сделан значительный шаг на пути изучения данного вопроса. Некоторыми авторами [8, с. 248-250] предпринимались попытки проанализировать существующие цели и задачи государства не только внутри него, но и затрагивая внешнеполитические аспекты его жизнедеятельности.

Анализируя функции государства, необходимо освятить научные взгляды некоторых ученых, чьи мысли и исследования до сих пор имеют значение в юридической теории. Полагаем необходимым отметить позиции К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина как видных научных деятелей своего времени и приверженцев классового государства. Они рассматривали функции как общественное явление, значение которых заключается в подмене одних «способов жизнедеятельности» [9, с. 499] государства другими, поскольку государства всегда «активно» и «энергично» [10, с. 389]. Учеными сделан упор на утверждение «деятельности» в качестве основного признака функций государства.

Достаточно убедительно изложил свою позицию профессор М.И. Байтин, который понимал под функциями государства «направления (и стороны) его деятельности», в которых проявляются и уточняются его «классовая сущность, ... задачи и цели ...» [11, с. 190]. Автором, на наш взгляд, совершена попытка более широкого рассмотрения понятия функций государства, выражающаяся в признании функций государства не только как направлений деятельности, но и его сторон.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Минасян А.А.

Заслуживает внимания позиция Л.И. Каска, полагающего, что функции государства есть стороны содержания его деятельности, выражающиеся, в свою очередь, не только в классовом, но и общесоциальном назначении государства. Последний авторский акцент означает, что основным результатом деятельности го-сударсвта, как бы то ни было, выступает удовлетворение потребностей господствующего класса [12, с. 9].

В дальнейшем Л.И. Каск совместно с Л.И. Николаевой исследовали дефиницию «функции государства» с точки зрения различных отраслей знаний: философии, социологии и даже кибернетики. Авторами было представлено определение функций государства, под которыми они предлагали понимать цель государства [13]. Эта позиция не является достаточно убедительной. Рассматривая функции государства как цель, авторы «провели знак равенства» между двумя этими понятиями, отождествляя их между собой и тем самым подменяя их смысл и содержание. Безусловно, цель государства является тем значимым катализатором, обусловливающим сами функции государства.

Некоторыми авторами [14] функции государства рассматривались как деятельность государства. Так, по мнению А.Б. Венгерова, они представляют собой не что иное, как саму деятельность государства, выражающуюся в своей цельной и интегральной организации [15, с. 167].

Анализируя и систематизируя взгляды отечественных ученых [16], представляется необходимым отметить, что многие авторы рассматривают функции государства как основные (главные) направления и (или) стороны его деятельности. На наш взгляд, рассмотрение и понимание функций как направлений деятельности государства является наиболее приемлемым, поскольку данное определение соответствует не только этимологической составляющей, но и философской и иной интерпретации содержательной части дефиниции «функция».

Сомнение в данном понимании функций государства вызывает лишь употребление к определению понятий «основные» или «главные» направления деятельности. По справедливому замечанию некоторых авторов [17, с. 36], понятия «основной» или «главный» являются категориями оценочными, и во избежание терминологических разночтений в отношении определения функций государства необходимо более точно определить специальный признак, характеризующий данное понятие.

За рассмотрение «функций государства» как направлений его деятельности выступает В.М. Корельский. Автор отмечает, что функции государства представляют собой приоритетные направления его деятельности, которые выражают «сущность и социальное назначение». При отсутствии выделенных автором направлений деятельности государство в любом эпохальном периоде развития не сможет полноценно существовать [18, с. 146].

По поводу употребления в определении рассматриваемой дефиниции понятия «стороны деятельности государства», полагаем необходимым отметить точку зрения ученых Л.И. Загайнова [19] и Н.В. Черноголовкина [20]. Авторы в своих определениях отмечают, что функции государства являются и сторонами, и направлениями деятельности государства, отдавая тем самым предпочтение расширительному толкованию понятия.

От эффективности осуществления социальной функции государства зависит уровень социальной ин-

теграции общества, преодоление нетерпимости, а также социальной изоляции отдельных членов, групп общества.

С учетом исследуемой проблемы, анализа изложенных позиций, а также современной аксиолого-телеологической потребности повышения уровня социальной интеграции общества [21, с. 27], преодоления нетерпимости и социальной изоляции отдельных его членов и групп [22, с. 11] предлагаем трактовать функции государства как направления его деятельности, носящие объектно-предметный и системный характер, выражающие социальное назначение государства и реализуемые посредством имеющихся у них методов воздействия для достижения конкретных целей и задач.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что определение понятия «функции государства» играют значительную роль в повышении эффективности работы не только органов государственной власти (как инструментов их реализации), но и всего государства.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

2. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., Славянский диалог, 1996. - 223 с.

3. Функция. Значение и толкование слова К^^уа, определение термина [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь [сайт]. URI: http://www.onlinedics.rU/slovar/bes/f/funktsija.html. (дата обращения: 20.09.017 г.)

4. Кашперский В.И. Отражение и функция: Роль процессов отражения в детерминации развивающихся систем: Философско-методологический анализ. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. - 232 с.

5. Математический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ю.В. Прохоров; Ред. кол.: С.И. Адян, Н.С. Бахвалов, В.И. Битюцков и др. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 847 с.

6. Философская энциклопедия / Под ред. Констати-нова Ф.В. - М.: Советская энциклопедия, 1970. 742 с.

7. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика / С. А. Котляревский. - М.: Тип. Г. Лисс-нера и Д. Совко, 1909. - 428 с.

8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права (в 4 томах). - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1910. 814 с.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 Книга 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 1867. - 517 с.

10. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». // Полн. собр. соч. Т. 1. . М.: Политическая литература, 1975. 658 с. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. - 301 с.

11. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. - 301 с.

12. Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л., 1969. - 64 с.

13. Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства // Вестник ЛГУ. № 11. Экономика, философия, право. - Вып. 2. - Л., 1974. - С. 107-110.

14. Курашвили Б.П. О систему функций государства // Проблемы государства и права (ИГПАН). Вып. 9. -М., 1974. - С. 25-35.

15. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.

16. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. Издательство: Юристъ, 1999. 400 с.

17. Кудря В.С. Функции правового государства, находящегося в становлении (на примере Российской Федерации): Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2005. -190 с.

18. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф. В.М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. 616 с.

19. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. - М.: Юрид. лит., 1968. - 263 с.

20. Черноголовкин Н.В. Функциональная характеристика социалистического государства (некоторые аспекты) // Советское государство и право. - 1973. - № 7.

21. Макогон Б.В. Теоретико-методологические основания научного познания закономерностей процессуального законодательства России // Проблемы экономики и юридической практики. - 2013. - № 6. - С. 2631.

22. Макогон Б.В. Процессуально-правовые координаты деятельности субъектов публичной власти. Монография. - Белгород: Издательский дом «Белгород», 2013. - 164 с.

Рецензия

на научную статью аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ» Минасян Анны Артуровны «Функции государства: поиск понятийной определённости»

Данная статья подготовлена на актуальную и дискуссионную тему. Вопросу понятия «функции государства» учеными-правоведами уделяется достойное внимание, что подтверждается, помимо прочего, активно публикуемыми статьями по указанной и сопряженной с ней тематикой.

Настоящая работа содержит анализ положений, касающихся понятия «функции государства», включает различные его трактовки. С учетом изложенных позиций, предлагается авторское определение понятия «функции государства», под которым подразумевается направление деятельности государства, носящее объектно-предметный и системный характер, выражающее социальное назначение государства и реализуемое посредством имеющихся у государства методов воздействия для достижения конкретных целей и задач.

Кроме того, в статье изложен ряд новых подходов, положений и выводов, способствующих развитию теории функций государства с учетом современных реалий и вызовов.

Учитывая изложенное есть основания для вывода, что научная статья «Функции государства: поиск понятийной определённости», подготовленная аспиранткой Минасян Анной Артуровной отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор М.В. Мархгейм

Статья проверена системой «Антиплагиат». Итоговая оценка оригинальности составляет: 97,36%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.